Как задать правильно вопрос: Как правильно задавать вопросы, если ты начинающий айтишник / Хабр
Как правильно задавать вопросы, если ты начинающий айтишник / Хабр
Привет!
Последние пару лет очень много занимаюсь с людьми, которые только начинают свою карьеру в ИТ. Поскольку и сами вопросы, и манера их задавать у многих людей похожи, я решил собрать свой опыт и рекомендации в одном месте.
Давным-давно я прочитал статью 2004-го года авторства Эрика Рэймонда, и всегда в карьере неукоснительно ей следовал. Она довольно большая, и заточена скорее под системных администраторов. Мне же приходится помогать людям, зачастую вообще не имеющим опыта в разработке, стать джуниорами и начать свою карьеру.
Тем, кто уже стал, или еще только мечтает стать начинающим разработчиком, я могу дать следующие рекомендации:
- Изучайте проблему самостоятельно
- Сначала сообщайте цель, потом озвучивайте проблему
- Пишите грамотно и по существу
- Задавайте вопросы по адресу и делитесь решением
- Уважайте чужое время
- Смотрите шире
А теперь подробнее.
Изучайте проблему самостоятельно
Вы изучаете какой-то язык программирования по книге или курсу. Взяли пример кода, запустили его, но он упал с непонятной для вас ошибкой. Если верить книге — он должен работать. Но вы верите глазам — он не работает. Какие есть варианты?
- Решить, что вы никогда не станете разработчиком, потому что весь мир против вас, и даже работающие примеры не работают. Бросить обучение;
- Решить, что вы никогда не станете разработчиком, потому что слишком глупы или вам не дано. Бросить обучение;
- Начать спрашивать всех знакомых, кто хоть как-то связан с ИТ, требовать чтобы разобрались почему у вас не работает. Узнать много нового о себе, обидеться. Бросить обучение;
Какой вариант правильный? Вот он:
Понять, что вы не уникальны (что бы там не говорили мама с бабушкой), а ИТ мир не так прост, как об этом трубят, когда зовут на курсы и вебинары.
Понимание того, что вы не уникальны, приводит к осознанию, что ваша проблема наверняка уже встречалась у десятков, сотен, тысяч людей. Если вы начинающий разработчик, то запросто могли что-то не заметить, не установить или не настроить. Вот чеклист, по которому я предлагаю пройти прежде, чем вы поймете, что самостоятельно решить проблему вы не можете, и вам нужна помощь:
- Убедиться, что вопрос уникален и на него нет ответа в интернете
- Внимательно изучить причину проблемы, а не следствие
- Оценить возможные варианты решения проблемы, их плюсы и минусы
- Подумать над альтернативными вариантами достижения цели
- Подумать о том, что вас могут спросить, и заранее подготовить ответы
С первым пунктом все тривиально: если текст ошибки вам совсем непонятен — копируете его в гугл, и вдумчиво читаете текст по ссылкам.
Второй: например, если ваш код упал с ошибкой “Не могу подключить стороннюю библиотеку”, то дело не в вашем коде.
Дело в том, что вы не установили какую-то библиотеку, которую хотите использовать. Значит, нужно искать как ее установить, а не как починить ваш код.
Третий и четвертый весьма похожи: Что если проблема именно в этой библиотеке, и мне просто нужно поискать другую? Что если я вообще не буду использовать стороннюю библиотеку, а напишу свой код используя стандартные средства?
Пятый пункт подводит нас к следующей части: подумайте, что может спросить вас человек, к которому вы обратитесь, и держите ответы наготове.
Сначала сообщайте цель, потом озвучивайте проблему
Цель — это то, что вы хотели сделать. К примеру, написать код, который ходит в интернет и сохраняет 10 картинок со смешными котиками. Проблема — это то, почему вы видите ошибку в консоли, но не видите 10 смешных котиков. Не начинайте свой вопрос с проблемы. Начинайте его с цели, заканчивайте проблемой. Если человек, к которому вы обращаетесь за помощью, опытный разработчик и много знает, то наверняка он сможет предложить вам более простое и изящное решение проблемы.
Если вы уже выбрали самое простое и изящное — он четко будет понимать, что и зачем вы хотите делать, и это ускорит получение ответа.
Хороший вопрос:
Я хочу сохранять 10 смешных котиков каждый день, чтобы смеяться и продлевать себе жизнь. Для этого я написал вот такой код: […]. Я ожидаю, что он будет подключаться к FTP серверу и загружать оттуда новые картинки. Однако, когда я запустил его, то увидел вот такую ошибку: […] Хотя через браузер я могу зайти на этот сервер.
Быстрый ответ:
Ты зря взял эту библиотеку, ее уже давно никто не поддерживает и не развивает. Возьми лучше вот эту — я сам скачиваю ей картинки с котиками!
Плохой вопрос:
Привет, мой код выдал вот такую ошибку […], ты не знаешь в чем может быть дело?
Очевидный ответ:
Привет. Нет, не знаю.
Пишите грамотно и по существу
Не нужно выливать на человека поток мыслей.
Человек, к которому вы обратились за решением проблемы, занят своими делами. Сделайте так, чтобы он быстро понял, что у вас за проблема, и что вы от него хотите. Если с грамотностью у вас проблемы — используйте онлайн-сервисы проверки орфографии и пунктуации. Убрать из сообщения мусор вы можете и без онлайн сервисов. Не лейте воду, не начинайте издалека. Пишите кратко, ёмко, и по существу. Предоставьте примеры.
Плохо:
— прив как выхи прошли))) я тут пытаюсь короче собрать проект но у меня не работает падает почемуто О_о хотя вроде я все сделал как надо, подойди пожалуйста))))) тут вообщем в консоли чтото непанятное у меня((( уже прям всё попробывал ничего не работает, аааа(
Хорошо:
— Привет, я пытаюсь запустить проект, но возникла проблема. Падает сразу после команды docker-compose up, вот лог запуска и ошибка: […] Можешь подсказать как решить?
Задавайте вопросы по адресу и делитесь решением
Лучше написать группе людей, потому что:- Каждый занят решением своих проблем. Шанс, что кто-то в общем чате или на форуме может уделить вам время — выше.
- Шанс, что кто-то в общем чате знает, как вам помочь — выше.
- Вы оставляете другим возможность найти этот же вопрос и ответ позже.
Взгляните на последний пункт. Вы ведь уже усвоили, что проблемы надо стараться решать самостоятельно? Уже воспользовались поиском по чату/форуму/группе, но не нашли упоминания своей проблемы? Окей, тогда спрашивайте.
С другой стороны, не стоит беспокоить людей зря. По возможности исключите из списка адресатов всех, кто не может вам помочь. Чем больше сообщений приходит человеку, тем меньше шансов, что он прочитает их все. Не вырабатывайте у людей привычку выключать оповещения или просто игнорировать сообщения.
Наверняка, ваш опыт может быть полезен кому-то ещё. Сэкономьте время себе и другим, выложив ответ или решение.
Следующий новичок, если он уже знает то, о чем мы здесь разговариваем, вообще не будет никого беспокоить — он найдет ваше решение поиском. Почему я говорю, что вы можете сэкономить время себе? Потому что вы можете столкнуться с этой проблемой через год, и не вспомните, как ее решали. Поиск снова спасёт.
Уважайте чужое время
Максимально упростите жизнь людям, у которых просите помощи.
Убедитесь, что ссылки, которые вы присылаете, работают. Попробуйте открыть ее в инкогнито режиме. Если по ссылке требуется авторизация, то вы увидите ошибку доступа. Например, если вы загрузили код в приватный репозиторий, или отправили ссылку на гугл диск, к которому доступ есть только у вас — человек увидит ошибку, и ему придется тратить время, чтобы сообщить об этом вам, а потом ждать, когда вы настроите доступ. Сделайте так, чтобы человек сразу увидел то, о чем вы говорите.
Не ожидайте, что кто-то захочет вспоминать, о чем вы спрашивали два дня назад.
Пришлите информацию ещё раз, напомните контекст. Никому не хочется искать в переписке то, что есть у вас под рукой. Если вам лень продублировать информацию, чтобы люди не тратили своё время на поиск, значит, помощь вам не нужна.
Не выдирайте из контекста. Если присылаете лог с ошибкой, очевидно, что надо включить не только саму ошибку, но и код, вызвавший ее, с примером того, на чем он сломался.
Если для решения вашей проблемы есть установленный процесс — следуйте ему. Не стоит изобретать велосипед, если уже есть статья с пошаговым HowTo.
Не стоит добиваться ответа одного человека по разным каналам (писать в слак, скайп, телеграм) одновременно — человеку будет неприятно.
Не нужно писать одинаковое сообщение сразу нескольким людям, в надежде на то, что хотя бы кто-то вам ответит. Все эти люди могут дать вам ответ (скорее всего, он будет один и тот же), но все они на какое-то время отвлекутся от своих дел. Используйте групповые чаты.
Смотрите шире
Всё, о чём мы разговаривали здесь, применимо и за пределами сферы ИТ.
Следуйте этим правилам в супермаркете, автосервисе, на отдыхе в другой стране, при общении с друзьями и родственниками. Покажите людям, что вы цените их время, и не хотите их напрягать по пустякам. Покажите, что вы потратили силы и время на то, чтобы решить проблему самостоятельно, но вам не удалось, и вам действительно нужна помощь. В благодарность люди с пониманием отнесутся к вашим проблемам, и помогут с их решением.
Умение правильно задавать вопросы – Конструктор Успеха
Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы.
Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).
С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.
«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» — фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам, разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.
Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:
- Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
- Обеспечить «взаимопроникновенность», т.
е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему; - Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
- Перехватить и удержать инициативу в общении;
- Перевести разговор на другую тему;
- Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.
Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе) организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли. Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.
Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем.
Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих вопросов. Существует два варианта вопросов.
Первый вариант, это семь классических вопросов:
Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?
Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.
Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:
- Факты — Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
- Чувства — Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
- Желания — Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
- Препятствия — Что мне мешает? Что мешает другим?
- Время — Что и когда надо делать?
- Средства — Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему? Какими средствами обладают другие?
Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.
Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА, заключается в правильных вопросах, которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре. Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения. Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.
Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.
Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:
Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать.
Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.
Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.
Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?». Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос, и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда будет легче добиться желаемого результата.
Открытые вопросы.
Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.
Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.
Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.
Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».
Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».
Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».
Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».
Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,
Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».
Характерные особенности открытых вопросов:
- Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
- Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
- Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении;
- Партнер становится источником информации, идей и предложений.
Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.
Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.
Второстепенные, или последующие вопросы — спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.
Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти всегда с охотностью вникают в подробности и нюансы своих дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!
Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).
Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.
Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы, надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:
Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».
Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны.
Одобрением и понимание здесь служит — тишина в ответ.
Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие, но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов.
Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.
Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.
Эстафетные вопросы — направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».
Вопросы демонстрирующие свои знания. Их цель блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.
Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого!», следует вопрос — «Не поручать вам? А разве есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться?»
Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту.
Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.
Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.
Вопрос, заполняющий молчание. Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.
Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.
Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих правил:
Краткость сестра таланта.
Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.
Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения — «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»
Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника.
Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.
Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.
Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.
Итак, узнав как правильно задавать вопросы, вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы.
Дом — Институт правильных вопросов
Институт правильных вопросов работает над построением более справедливой и равноправной демократии. Мы укрепляем способность людей задавать вопросы и участвовать в принятии решений, которые их касаются. Когда люди всех возрастов учатся задавать правильные вопросы, это приводит к новому чувству свободы действий, уверенности и силы.
Присоединяйтесь к нашему бесплатному онлайн-сообществу из 74 408 человек из более чем 160 стран, чтобы узнать о наших стратегиях и получить доступ к сотням бесплатных ресурсов, образовательных инструментов и видео.
Свяжитесь с нами, чтобы узнать о возможностях обучения.
Обучение студентов задавать собственные вопросы
Техника формулирования вопросов, разработанная Институтом правильных вопросов, представляет собой простую, но мощную стратегию обучения студентов формулированию собственных вопросов.
Посмотреть больше видео >
Задавать вопросы, отстаивать интересы и участвовать
Используя стратегию правильных вопросов, люди приобретают навыки вовлечения, отстаивания интересов и навигации в системах, где принимаются затрагивающие их решения.
Институт «Правильный вопрос» работает над построением динамичной демократии, в которой все люди — даже самые далекие от власти — могут сделать так, чтобы их голоса были услышаны, участвовать в принятии решений и защищать себя, свои семьи и свои сообщества. Практические методы RQI по обучению людей формулировать свои собственные вопросы и более эффективно участвовать в принятии решений оттачивают их способность:
RQI поддерживает передовых работников во многих областях, чтобы продвигать голоса сообществ и отдельных лиц, которым они служат. Более подробную информацию о нашей работе можно найти в:
IMPACT
Поделитесь стратегией и источником RQI
Наши материалы доступны под лицензией Creative Commons Sharealike. Чтобы соответствовать этой лицензии, вы должны включить следующую формулировку во все материалы , которые вы используете, делитесь, адаптируете или создаете: «Источник: Техника формулирования вопросов (QFT) была создана Институтом правильных вопросов (rightquestion.
org )».
Пока вы включаете этот исходный язык, вы можете использовать, адаптировать и делиться нашими стратегиями и материалами для некоммерческого использования. Вы также можете создавать новые материалы, которые ссылаются на Технику формулирования вопросов (QFT) и/или другие стратегии Института правильных вопросов, если вы включаете исходный язык, указанный выше. Если вы заинтересованы в совместном использовании ресурсов RQI в коммерческих целях, вы должны связаться с нами, выбрав опцию «Разрешение на использование» в контактной форме.
Зарегистрируйтесь в сети RQI, чтобы получить доступ к этим ресурсам.
Сотни бесплатных ресурсов, которые вы найдете в нашей сети, помогут вам легко перейти к действиям, чтобы изучить стратегию в один день и облегчить следующий.
- Регистрация
Уже зарегистрированы? Войдите в систему.
Как задавать правильные вопросы. Часть 1: Парадокс правильного вопроса и как его задать
Во время моих путешествий один из наиболее распространенных вопросов от новых и опытных Вопросы?» Кажется, бытует мнение, что опытные бизнес-аналитики умеют выбирать правильный вопрос, который даст ответы, которые решат проблему.
Поэтому я решил написать небольшую статью о том, как задавать правильные вопросы, в первую очередь для того, чтобы развеять тревогу и озабоченность бизнес-аналитиков по поводу постановки правильных вопросов. Я обсудил концепцию с парой бизнес-аналитиков и в ходе беседы понял, что проблема была не в том, чтобы знать, что спрашивать, а в том, как это спрашивать. Моя короткая заметка превратилась в статью из четырех частей, в которой сначала обсуждался парадокс попытки определить правильный вопрос, а также советы, как задавать правильный вопрос. Во второй части рассказывается, какие вопросы следует задавать, чтобы убедиться, что вы задаете правильный вопрос. Третья часть посвящена тому, как задать правильный вопрос, чтобы получить правильный ответ. И четвертая часть посвящена тому, чтобы не задавать неправильные вопросы или, точнее, задавать правильные вопросы неправильным образом.
Правильный вопрос. Это вызывает в воображении образ бизнес-аналитика, который тратит время на подготовку списка вопросов и мучается над каждым из них, чтобы определить, является ли этот вопрос правильным вопросом для этой конкретной заинтересованной стороны в данное время в этой конкретной ситуации.
При таком давлении на бизнес-аналитика, чтобы он обязательно задавал Правильный Вопрос, неудивительно, что одним из наиболее частых вопросов бизнес-аналитика является «Как мне задавать Правильные Вопросы?» Вопрос никогда не в том, «как мне задавать вопросы?» но всегда о «Правильном вопросе». Итак, давайте поговорим о правильном вопросе и о том, как его отследить и задать.
Почему так важно задать правильный вопрос?
Прежде всего, мы должны понять, что вопросы являются основой процесса бизнес-аналитики. Бизнес-аналитик живет информацией. Чем больше информации, тем лучше. Бизнес-аналитику нужна информация для анализа. Анализ информации — это то, что создает проблему, решение, требования и результаты. А информацию получают, задавая вопросы: сначала себе, а потом другим.
Итак, что такое правильный вопрос? Как и многое в жизни. Один из лучших способов определить, как преуспеть в конкретной области знаний, — это посмотреть, как это делают те, кого мы считаем экспертами.
В прошлом я упоминал Шерлока Холмса как образец для бизнес-аналитиков с точки зрения критического мышления и анализа, но Шерлок Холмс был также непревзойденным интервьюером. Он не только собирал информацию с помощью увеличительного стекла, микроскопа и острого глаза, но и опрашивал свидетелей и своих клиентов, не говоря уже о преступниках. Классический сюжет, который, по-видимому, начался с Конан Дойля, заключается в том, что Шерлок Холмс задерживает преступника, а затем просит преступника объяснить детали преступления. С этого начинается описание, занимающее значительную часть книги или рассказа, объясняющее все детали мормонской мести («Этюд в багровых тонах»), украденных сокровищ («Знак четырех») и так далее.
Возможно, более современная и не выдуманная модель задавания вопросов поможет нам лучше понять, что такое правильный вопрос. Дэвид Фрост и Барбара Уолтерс — примеры людей, которым платили большие деньги за то, чтобы задать правильный вопрос. Есть также известные печатные журналисты, которые ломают истории, очевидно, зная, какие правильные вопросы задавать.
Так почему же так много внимания уделяется правильному вопросу? Возможно, потому, что литература, кажется, указывает на то, что есть правильные вопросы, и бизнес-аналитик просто должен взять один и задать его. Например, в ведущем предложении статьи Wilco Charité, написанной в 2011 году, под названием «Задавайте правильные вопросы: исследование процессов» говорится: «Если вы являетесь внутренним бизнес-аналитиком или консультантом, задавать правильные вопросы в проекте Discovery — критически важный навык. ” [1]
И другие увещевания от разных известных людей: Актриса, активистка и писательница Ванесса Редгрейв говорит: «Задавайте правильные вопросы, если хотите найти правильные ответы». Предприниматель Роберт Халф говорит: «Чтобы задавать правильные вопросы, требуется столько же навыков, сколько и для того, чтобы давать правильные ответы». А антрополог Клод Леви-Стросс предполагает: «Мудрый человек не дает правильных ответов, он ставит правильные вопросы».
Возможно, убеждение в том, что существует Правильный вопрос, исходит из многих адвокатских шоу, в которых Перри Мейсон или Джек Маккой (Сэм Уотерстон в «Законе и порядке»), кажется, всегда задают вопрос, который заставляет свидетеля сломаться и признаться в убийстве или сказать какое-нибудь компрометирующее заявление, которое перевернет дело.
Или такие детективы, как мисс Марпл, Эркюль Пуаро или Коломбо, которые, казалось, были способны задавать правильные вопросы, которые позволяли представить преступление и поймать преступника.
А как понятие «Правильный вопрос» влияет на бизнес-аналитика?
Даже когда бизнес-аналитик чувствует, что он проделал особенно эффективную работу по выявлению и имеет всю информацию, которая определяет проблему и / или решение, есть «сюрпризы», которые возникают после теоретического завершения фазы выявления. И именно тогда бизнес-аналитик сочувствует другим бизнес-аналитикам, говоря: «Они не говорили мне об этом! Если бы я только задал правильный вопрос!» Бизнес-аналитикам нужна информация, и кажется, что иногда эту информацию можно получить только при правильном вопросе.
Какой правильный вопрос?
Итак, со всей этой заботой о правильном вопросе, возможно, нам следует определить, что такое правильный вопрос.
Попытка выяснить, какой правильный вопрос задать, — парадокс.
Вы не можете знать, правильно ли вы задали вопрос, пока не получите ответ. Если ответ на вопрос дает вам информацию, которую вы ищете, значит, вы задали правильный вопрос. Но вы узнаете, что это был правильный вопрос, только после того, как сеанс сбора информации закончится и вы проанализируете результаты. И если вы задаете много вопросов, чтобы получить информацию, которую ищете, как вы узнаете, какой из них правильный?
Итак, что такое правильный вопрос? Правильный вопрос – это вопрос, который дает нам правильный ответ. Возможно, мы никогда не узнаем, что такое правильный вопрос. Важен только правильный ответ.
Например, в, пожалуй, величайшем интервью 20-го века Дэвид Фрост заставил бывшего президента Ричарда Никсона сказать: «Я подвел своих друзей. Я подвел страну. Я смотрю свысока на нашу систему правления и на мечты всех тех молодых людей, которые хотят попасть в правительство, но теперь считают его слишком коррумпированным. Я подвел американский народ, и мне придется нести это бремя до конца жизни».
Этот ответ цитировался и упоминался много раз и является кульминацией спектакля и фильма «Фрост / Никсон». Но помнит ли кто-нибудь вопрос, который предшествовал. Кто-нибудь помнит правильный вопрос? Что помните, так это правильный ответ. И на самом деле этот ответ был результатом десятков вопросов в течение нескольких сессий, все из которых требовали одного и того же ответа, который, в конце концов, был дан в ответ только на один вопрос.
Итог: мы никогда не сможем по-настоящему узнать, что задали Правильный Вопрос, пока не получим все ответы и не проанализируем их, чтобы увидеть, знаем ли мы теперь то, что нам нужно знать; у нас есть правильный ответ. Но тогда, конечно, вы должны знать, что такое правильный ответ, прежде чем задавать правильный вопрос. И это может быть проблемой.
Как задать правильный вопрос? Задавайте дополнительные вопросы
«Чем больше вопросов, тем меньше необходимости иметь все ответы».
Дональд Петерсон, бывший генеральный директор Ford Motor Company
Реальный ответ на правильные вопросы прост: продолжайте задавать вопросы.
Когда вы задаете достаточно вопросов, среди всех вопросов, которые вы задаете, есть правильные. Пока вы хорошо слушаете и сосредотачиваетесь на проблеме или решении, не имеет значения, какие вопросы правильные. В конце концов, правильные вопросы — это те, которые дают вам нужную информацию. [2]
Единственный верный способ задать правильный вопрос — продолжать задавать вопросы и задавать еще вопросы. Чем больше вопросов вы зададите, тем больше шансов, что вы получите ответы, которые ищете, особенно правильный ответ.
Помимо того, что в конечном итоге можно задать Правильный Вопрос, задавание большего количества вопросов имеет то преимущество, что увеличивает объем информации, которую мы, как бизнес-аналитики, должны анализировать, увеличивая наши шансы найти Правильный Ответ.
Посмотрите на наших моделей, Дэвида Фроста и Барбару Уолтерс, которые, кажется, всегда задают правильный вопрос. То, что мы видим, — это не полное интервью, а отредактированная версия. Редакция подготовила шоу для развлечения, вырезав не очень правильные вопросы и ловко поместив рекламу сразу после определенного правильного вопроса, чтобы он произвел самый запоминающийся эффект.
Чтобы получить одночасовое драматическое интервью с премьер-министром Тони Блэром, президентом Ричардом Никсоном, Майклом Джексоном или Джейн Фонда, Фросту и Уолтерсу пришлось подготовить тысячи вопросов и, возможно, задать сотни. Многие вопросы были обыденными, и многие, вероятно, получили ответы, которые не относятся к делу или, по крайней мере, не интересны или информативны.
А у журналистов, получивших Пулитцеровскую премию, есть кучи заметок из сотен интервью, состоящих из сотен вопросов, для создания одной новости, журнала или статьи. Основная часть работы журналиста — это редактирование информации, полученной в ходе интервью, и другой информации, собранной в единое целое.
У бизнес-аналитиков есть форма редактирования: она называется анализом. Анализ проводится после сбора информации, а не до. Мы не анализируем то, что собираемся спросить, чтобы задать правильный вопрос; мы просто задаем как можно больше вопросов и получаем как можно больше информации, чтобы потом определить правильный ответ.
Хотя существуют методы получения дополнительной информации, определение правильного ответа почти полностью зависит от способности анализировать. Подробнее об этом позже.
Как задать дополнительные вопросы? Восстановить интеллектуальное любопытство
Интеллектуальное любопытство поможет вам задавать правильные вопросы. Когда вы можете привить желание знать все обо всем, вопросы, особенно правильные вопросы, приходят с большей легкостью.
Бизнес-аналитики, обладающие интеллектуальной любознательностью, имеют ненасытный аппетит к обучению. Они не уклоняются от новых или незнакомых понятий, а скорее пытаются включить эти понятия в свое понимание. Они, как правило, очень хорошие слушатели, которые впитывают информацию, как губки.
Лайф-коуч, доктор Джон Д. Скэр, изд. D определяет интеллектуальное любопытство как «термин, используемый для описания желания вкладывать время и энергию в то, чтобы узнать больше о человеке, месте, предмете или понятии». у них есть или вы больше заинтересованы в заполнении документа с требованиями? Это интеллектуальное любопытство побуждает нас задавать больше вопросов.
Точно так же, как ребенок интересуется всем миром и своей частью в нем, мы можем интересоваться всем делом и частью нашей инициативы в нем.
Развить интеллектуальную любознательность несложно. Мы все рождаемся с интеллектуальной любознательностью. В детстве мы действительно хотим знать, что такое мир и каково наше место в нем. Мы задаем вопросы и еще раз вопросы. Детям, особенно двухлетним, не нужно учить «5 почему». Они спрашивают «Почему» автоматически, не задумываясь. С годами, когда мы взрослеем, нас учат не задавать вопросов. Исследования показывают, что маленькие дети задают сотни вопросов каждый день, но к восьмому классу те же самые дети задают в среднем только два вопроса в день. Почему?
«В школе нас награждают за ответ, а не за хороший вопрос».
Ричард Сол Вурман, первоначальный создатель TED Conferences
Может быть, это потому, что взрослые, которых мы спрашиваем, не знают ответов и просят нас перестать спрашивать, или, может быть, мы просто разочаровываемся и перестаем спрашивать.
Возможно, это потому, что в этом возрасте в школе мы приучены иметь больше ответов и меньше задавать вопросов. [3]
Во взрослом возрасте, особенно в бизнесе, есть еще одна причина: мы не можем позволить себе выглядеть глупо, задавая вопросы. Люди считают, что они получили свое положение или место на работе благодаря своим знаниям, своему опыту и задаваемым вопросам, которые опровергнут эти предполагаемые знания. Вера есть; если вы «работник умственного труда» и поэтому платите за свои знания, задавание вопросов показывает отсутствие этих знаний и ставит под угрозу вашу работу и, возможно, карьеру. В том числе и бизнес-аналитики. Несмотря на увещевание «глупых вопросов не бывает», большинство людей, кажется, более горячо верят в то, что есть Глупые вопросы, чем в то, что есть Правильные вопросы. В конце концов, я не слышу, чтобы кто-нибудь спрашивал, как задавать глупые вопросы, и я сомневаюсь, что у кого-нибудь есть статья под названием «как задавать глупые вопросы».
Так что же делать, чтобы восстановить отношение интеллектуального любопытства? Думать как ребенок? Ну да.
Слушайте наивно, как будто вы никогда раньше не слышали эту информацию, даже если это восьмое интервью подряд или сеанс сбора информации по одной и той же теме. Критически оцените получаемую информацию и подумайте, какой вопрос вы могли бы задать. Например,
- Есть ли слова, которые могут быть двусмысленными?
- Я делаю какие-то предположения?
- Делает ли ответчик предположения?
- Могу ли я получить более подробную информацию о том, что они описывают?
- Можно ли то, что они описывают, толковать в общем?
- Относится ли информация к вопросу (если нет, то почему? И как мне получить соответствующую информацию)?
- Почему респондент отвечает на вопрос именно так? (например, давать закрытые ответы на открытые вопросы)
- Что еще я не понимаю в этом ответе или в этой ситуации?
- Почему они не могут ответить на конкретный вопрос? Кто может на него ответить?
- Они отвечают, потому что предполагают, что я жду ответа, а не потому, что действительно знают?
- Они хотят отвечать на мои вопросы сейчас или вообще?
- И так далее
Это все, что нужно для того, чтобы задавать правильные вопросы?
Чтобы задавать правильные вопросы, вы должны знать, что спрашивать, у кого есть информация для ответа на вопрос, когда на вопрос действительно есть ответ, как задавать вопрос, чтобы получить необходимую информацию, как анализировать информацию для получения необходимого ответа, где поместить ответ среди всей другой информации, которую вы получили, и когда вернуться, чтобы задать вопрос снова.
Вкратце: есть три основных навыка, чтобы задавать правильные вопросы.
- Знайте, что задавать правильный вопрос
- Знайте, как правильно задать вопрос
- Знать, как анализировать, чтобы определить правильный ответ
Поскольку в этой части статьи мне не хватило слов, я закончу здесь. Следующие части будут посвящены
- Как задать правильный вопрос, зная, что спросить
- Как задать правильный вопрос, зная, как его задать
- Как не задавать неправильных вопросов
Ищите их в ближайших выпусках журнала «Бизнес-аналитик Таймс».
Не забудьте оставить свои комментарии ниже.
[1] ModernAnalyst.com, 14 марта 2011 г.
[2] Блейс, Бизнес-анализ: лучшие практики для достижения успеха, Джон Уили, 2011 г.
[3] Коулман, Кен, Один вопрос, Howard Books, 2013 г. Не в этой книге описывается только причина, по которой мы не задаем вопросы, и важность их задавания (во введении), но она также содержит примеры интервью, в которых задаются правильные вопросы.

е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;