Как забыть что либо: Как забыть плохое воспоминание?

Содержание

Психологи рассказали, как стереть неприятные воспоминания

Наука 33368

Поделиться

Новую методику, позволяющую при помощи особого упражнения намеренно забыть о чём-либо, разработали исследователи из Принстонского университета и Дартмутского колледжа. Исследователи использовали тот факт, что память человека во многом строится на цепочках ассоциаций, и предлагаемый метод направлен на то, чтобы влиять на эти цепочки по собственному желанию.

Фото: morguefile.com

То как работает память человека, в значительной степени зависит от контекста, отмечают учёные. К примеру, та или иная песня может напомнить о грустных или весёлых событиях прошлого, которые с ней ассоциируются. Однако новое исследование показывает, что «вмешательство» в подобные ассоциативные цепочек может помочь человеку избавиться от преследующих его неприятных воспоминаний до того, как мысли о них могут перерасти в серьёзные психологические проблемы.

25 участникам исследования, возраст которых составлял от 19 до 34 лет, учёные предложили одновременно ознакомиться со списком слов и с картинками, на которых изображался тот или иной пейзаж. После этого одним из участников предлагали забыть список слов, а другим — напротив, попытаться удержать его в памяти. Специалисты рассчитывали, что слова будут ассоциироваться у людей с картинками, и, судя по всему, так и было. Когда люди, которым предлагалось забыть слова, переставали о них думать, из их памяти исчезал и пейзаж, в то время как представители второй группы его помнить продолжали. Подтвердить результаты учёным удалось с помощью данных, полученных благодаря проводившейся во время эксперимента функциональной магнитно-резонансной томографии. Таким образом, по мнению специалистов, им удалось разобрать биологическую природу «принудительного» забывания чего-либо с помощью разрыва цепочки ассоциаций, и подтвердить, что таким образом воспоминание действительно можно до определённой степени «стереть».

Как говорит один из авторов новой работы, Джереми Мэннинг, на сегодняшний день в большинстве исследований, посвящённых памяти, в центре внимания находится именно процесс запоминания, и поэтому запоминание представляет собой успех, а забывание — своего рода «провал», а следовательно, методы, способствующие забыванию, на сегодняшний день изучены слабо.

Учёные опубликовали свою работу в журнале Psychonomic Bulletin and Review.

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • ЧВК «Вагнер» наведались в евпаторийский клуб, где участник СВО не смог исполнить гимн РФ

    48483

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В Симферополе подросток погиб на детской площадке: пытался удивить подругу

    28056

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Вымысел или руководство к действию: стоит ли дачникам доверять лунному календарю

    Фото 23543

    Псков
  • Три могилы рядового Загорулько в Симферополе: как это стало возможным

    Фото 11037

    Крым

    Олеся Гончарова, фото автора и Виктора Гавриша.

  • Построят ли метро в Красноярске: история знаменитого и дорогого недостроя

    Фото 7353

    Красноярск

    Владислав Пирогов

  • 20 мая – старинный праздник Купальницы: что нельзя делать, чтобы не навлечь беду

    Фото 2988

    Псков

В регионах:Ещё материалы

как ученые искусственно изменят нашу память

Елизавета Приставка Новостной редактор

Мы привыкли доверять своему мозгу, но иногда он способен нас обманывать и даже подставлять, создавать ложные воспоминания.

Но что, если на нашу память подействовало что-то извне. Рассказываем, как наука продвинулась в редактировании воспоминаний человека.

Читайте «Хайтек» в

Как мы запоминаем

Наш мозг — это не записная книжка, в которой вся информация упорядочена и можно в любой момент достать нужный фрагмент. Это скорее мягкая, динамическая структура из ассоциаций и чувств, еще и перезаписывающаяся при каждом воспроизведении. 

Механизмы память на молекулярном и клеточном уровне ученые смогли определить, однако до сих пор не понятно, как она работает масштабах целого мозга. Также сложно дать ей универсальное определение, которое подходило бы и мозгу в целом, и каждому нейрону в отдельности.

Нельзя даже точно назвать место, где сконцентрированы воспоминания: у человека в припоминании участвуют почти все структуры больших полушарий. Так что прицельное и полное удаление конкретного воспоминания кажется едва ли возможным даже в далекой перспективе.

От чего зависит наша память

Одну из важнейших ролей играет гиппокамп. Его можно назвать временным хранилищем для памяти, он нужен для формирования воспоминания и воспроизведения.

Повреждения гиппокампа крайне часто приводят к нарушениям эпизодической памяти. Особенно показателен тут пример Кента Кокрейна, знаменитого пациента K. C., который лишился сразу обоих гиппокампов и потерял способность как запоминать события своей жизни, так и вспоминать факты своей биографии.

Другие типы памяти, например семантическая, включающая знание о фактах и устройстве мира, остались у Кента практически нетронутыми.

Как заблокировать воспоминания

События, которые связаны с сильными эмоциональными переживаниями, запоминаются очень хорошо. Это происходит из-за миндалин, эта часть мозга примыкает к гиппокампу.

В стрессовой ситуации ее адренорецепторы активируются под действием норадреналина, а сама она заставляет гиппокамп фиксировать все в мельчайших подробностях, со всеми эмоциональными оттенками и ассоциациями.

Поэтому ученые предложили буквально заблокировать травмирующие воспоминания с помощью блокатора β-адренорецепторов, тех, что заставляют миндалину реагировать на стресс. В итоге свой выбор исследователи остановили на пропранололе, широко известном в качестве средства для снижения давления.

Поскольку идея в том, чтобы при помощи препарата помешать сформироваться долговременным, тягостным, эмоционально насыщенным воспоминаниям о травме, его прием рекомендуют начинать не позднее чем через шесть часов после переживания травмирующего опыта. В то же время нужно признать, что за 15–20 лет использования пропранолола для профилактики посттравматического расстройства успел накопиться значительный объем информации об эффективности подобной терапии. И результаты не так однозначны. 

Как создать локальную амнезию

Еще одна интересная идея родилась у ученых, когда они исследовали механизм образования долговременной памяти. Во время этого процесса формируются новые нервные связи или качественно меняются уже существующие.

Эти процессы требуют синтеза белка и занимают значительное время — даже не секунды, а минуты.

Когда человек, например, получает сотрясение мозга, то он может потерять часть воспоминаний о последних минутах перед травмой. Эта локальная амнезия связана как раз с тем, что поначалу воспоминание живет лишь в виде специфического паттерна активности нейронов, сравнительно легко распадающегося под действием достаточно сильного удара по затылку.

Лишь спустя минуты память о произошедшем событии начинает формироваться в структуре связей между нейронами. Образование этих связей требует синтеза белка, так что его временное блокирование может запросто помешать воспоминанию закрепиться.

Работы на животных моделях посттравматического расстройства показывают, что если после стресса крыса получала инъекцию блокатора синтеза белка, анизомицина, то выраженного стрессового поведения впоследствии у нее не развивалось.

Аналогичное, хотя и менее выраженное влияние на закрепление воспоминаний имеют и другие, более безопасные вещества:

  • вальпроевая кислота,
  • клоназепам,
  • некоторые каннабиноиды.

Стирание дестабилизированной памяти с помощью анестезии

Ученые провели психологический эксперимент, в ходе которого депрессивным пациентам демонстрировалось слайд-шоу с эмоционально цепляющей историей перед электрошоком, исследователи выяснили, что пациенты, прошедшие через повторное «припоминание» истории перед очередным сеансом, помнили ее значительно хуже тех, кто ее перед электрошоком не вспоминал. 

Электросудорожную терапию проводят под общей анестезией, поэтому авторы работы предположили, что за снижение способности к запоминанию тут отвечает анестетик этомидат. Поэтому ученые расширили спектр и начали изучать общие анестетики и их влияние на память.

Так авторы пришли к анестетику пропофолу. Они провели аналогичный эксперимент, что и с депрессивными пациентами, и пришли к выводу, что хотя бы отчасти за «стирание» дестабилизированной памяти при электрошоке ответственна анестезия, а не сам электрошок.

Эти данные и согласуются с ранее полученными на животных результатами.

Читать далее

Гигантский айсберг A74 столкнулся с побережьем Антарктиды

В Китае обнаружены два новых вида динозавров

Что такое эффект Кесслера, а также когда и к чему приведет столкновение спутников на орбите

Можете ли вы забыть вещи нарочно?

By

Daniel Kolitz

Комментарии (44)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

Иллюстрация: Елена Скотти (Фото: Getty Images, Shutterstock

Память неуправляема, непрекращающаяся позорная боль: вы либо карабкаетесь, чтобы восстановить ее (ищете ключи или имя какого-то знакомого), либо вы карабкаетесь прочь от него, желая, чтобы оно в семисотый раз не выкинуло то или иное жалкое происшествие (смерти, неудачные свидания, неловкие разговоры в лифте, травмы, выходящие за рамки и тон этой вводной, и т. д.)9.0015 «Вечное сияние » предложил лекарство от этого последнего бедствия — но возможно ли такое на самом деле, если не считать двух псевдо-инди-фильмов ранних нулевых? Можете ли вы на самом деле забыть что-то намеренно? В рамках Giz Asks на этой неделе мы обратились к нескольким психологам с разными точками зрения, чтобы выяснить это.


Трейси Х. Ванг

Научный сотрудник Постдокторант нейробиологии Техасского университета в Остине, который, среди прочего, изучает неврологию преднамеренного забывания

Безусловно, да, можно. У нас есть десятилетия поведенческих лабораторных исследований, подтверждающих это.

До недавнего времени «намеренное забывание» в научном контексте означало отвлечение внимания от предмета или отключение памяти. Но исследование, которое я недавно опубликовал, представило противоречивый вывод: когда вы обращаете немного больше внимания на воспоминание, у вас больше шансов его забыть.

В одном из моих исследований мы помещали людей в МРТ-сканер и показывали им фотографии, а затем давали инструкцию — вспомнить предыдущий предмет или забыть его. Мы смогли определить, насколько сильно они обрабатывали все это, используя методы машинного обучения для расшифровки паттернов их мозговой активности.

Мы обнаружили, что когда люди больше занимались информацией, которую пытались забыть, в определенных условиях они успешнее забывали ее. Если они слишком много занимались памятью, то укрепляли ее; если они полностью отключали память, она вообще не изменялась; но если они занимались совсем немного или умеренно, то память была более восприимчива к забыванию, что мы подтвердили, протестировав их поведение позже.

Я думаю, что главный вывод из этого заключается в том, что мы влияем на то, запоминаются воспоминания или забываются. Память — податливая, поддающаяся изменению вещь: мы все время ее меняем.

Тем не менее, мне пока не нравится, что этот тип данных является предписывающим. Как только мы лучше поймем, как воспоминания могут быть забыты, мы сможем разработать методы лечения, которые можно будет лучше проверить, чтобы помочь людям намеренно избавиться от этих типов нежелательных воспоминаний. Цель здесь состоит в том, чтобы улучшить наше фундаментальное понимание того, как работает мозг.

«Память — податливая, податливая вещь: мы все время ее меняем».

Джастин Халберт

Доцент кафедры психологии и директор лаборатории динамики памяти в Бард-колледже

Хотя трудно (если не невозможно) убедительно показать, что воспоминание было навсегда и полностью забыто, довольно легко что-то забыть в памяти. момент. Все мы знаем это из нашего повседневного опыта. Но недавние исследования дали нам необычайное новое окно в то, как забывание происходит в мозгу. Эта работа показала, что попытки забыть или подавить нежелательные воспоминания могут иметь долгосрочные последствия. Таким образом, мотивированное забывание может быть мощным инструментом, используемым для формирования внутренней жизни и внешней перспективы. Мы в лаборатории динамики памяти в Бард-колледже продолжаем исследовать механизмы и последствия, связанные с различными формами забывания.

Допустим, у меня есть мотивация забыть, например, неприятный эпизод. В качестве быстрого решения я мог бы попытаться изменить свой контекст. Степень, в которой текущий физический контекст (чье-то местонахождение) и ментальный контекст (что бы ни происходило в уме) перекрываются с тем, что присутствовало во время первоначального события, облегчает его запоминание. Таким образом, если наша цель — снизить риск того, что воспоминание придет на ум, нам лучше уйти как можно дальше — физически и мысленно — от первоначального события, возможно, мечтая о далеком отпуске. Исследования направленного забывания подтвердили это утверждение. Мы также могли бы попытаться установить новые, более позитивные ассоциации с напоминаниями об исходном событии или, вместо этого, найти замещающие мысли вместо смущающих воспоминаний.

В лаборатории мы увидели, как подавление воспоминаний может помочь заблокировать извлечение первоначальных нежелательных воспоминаний и снизить вероятность их повторного припоминания. Точно так же кажется возможным «закрыть дорожку воспоминаний», оторвавшись от извлечения воспоминаний и сосредоточившись вместо этого на текущей среде (например, обращая внимание на визуальную форму самого напоминания). Также было показано, что это снижает будущую доступность целей подавления памяти. Однако эта конкретная стратегия (в отличие от замены мысли) связана с системным подавлением области мозга, называемой гиппокампом, который, как известно, поддерживает как извлечение старых воспоминаний, так и формирование новых ассоциаций воспоминаний. В то время как нарушение извлечения таким образом может соответствовать цели остановить нежелательное вторжение в память, нарушение способности к кодированию может привести к нежелательному побочному эффекту контроля памяти: амнезии на события, которые происходят в периоды подавления — то, что мы называем «амнестической тенью». ” Это показывает, насколько важно исследовать как потенциальные выгоды, так и непреднамеренные последствия попыток контролировать свою память — будь то стратегические или с помощью введения новых лекарств, которые притупляют воздействие эмоциональных воспоминаний.

«Мотивированное забывание может быть мощным инструментом, используемым для формирования внутренней жизни и внешней перспективы».

Peter F. Delaney

Адъюнкт-профессор психологии и директор лаборатории познания, обучения и памяти Университета Северной Каролины в Гринсборо

мы все думаем, что понимаем, но если разобраться, не все согласны с тем, что это значит. Аристотель думал о забвении как о буквальном стирании воспоминаний, как о плавлении оттиска с куска воска. Я думаю, что это неправильно. Когда я говорю «забыл», это означает, что это все еще в моей голове, но не пришло мне в голову. Память отдает приоритет тому, что приходит на ум. В конце концов, вы бы не хотели, чтобы реплика вроде «имя моей девушки» вызывала сразу все имена ваших прошлых подруг. Чтобы быть полезными, нам нужна самая полезная память, а не все остальные.

Наш контроль над тем, о чем мы думаем, означает, что мы можем забывать вещи в этом смысле, даже если мы не можем стереть их навсегда. В лабораторных исследованиях направленного забывания мы советуем людям что-то изучить, а затем намеренно забываем. Люди проявляют забывчивость и не могут «не забыть» (даже когда им предлагают деньги). Психологи Лили Саакян и Коллин Келли утверждали, что направленное забывание происходит потому, что мы намеренно думаем о чем-то другом, что меняет наше текущее психическое состояние. После этого психическое состояние, в котором мы находимся, не очень хорошо соответствует информации, полученной ранее, что затрудняет ее запоминание. Вы можете получить эффект, если мы попросим вас помечтать о вашем отпуске или доме вашего детства, даже если мы не просим вас забыть.

Когда люди спрашивают меня о намеренном забывании, они часто имеют в виду что-то ужасное, что хотят забыть. Психологи Дженнифер Таларико и Дэвид Рубин обнаружили, что воспоминания о травмах забываются не меньше, чем другие воспоминания. Однако, если мы много думаем о травме, с ней начинает ассоциироваться многое. Это то, что люди имеют в виду, когда говорят, что что-то «срабатывает» — это ассоциируется в их сознании с каким-то плохим событием в их жизни, и это возвращает их к жизни. Преодоление воспоминаний о травмах требует тяжелой работы, потому что вы должны сначала заставить что-то еще прийти в голову в ответ на эти триггеры. Терапия по-прежнему не сотрет память, но она может помочь вам гораздо реже вспоминать об этом или уменьшить болезненность, когда это происходит.

«Терапия по-прежнему не сотрет память, но она может помочь тебе гораздо реже вспоминать об этом или уменьшить боль, когда она приходит».

Ютта Йоорманн

Профессор психологии и директор Лаборатории регуляции аффектов и познания Йельского университета

Разве не было бы здорово, если бы мы могли забывать вещи намеренно? Неловкое первое свидание, досадная ошибка посреди важной презентации или образы ужасной автокатастрофы, свидетелями которой мы стали. Мы постоянно забываем, много информации — так что проблема не в этом, но кажется, что не нам решать, что помнить, а что забыть, и часто то, что мы хотим забыть, имеет эмоциональное содержание, которое нас пугает. или делает нас грустными — и эти воспоминания кажутся особенно прилипчивыми. Со временем воспоминания тускнеют — даже очень эмоциональные, но неясно, забываем ли мы их полностью. Мы можем перестать думать о них (и попытаться сделать это намеренно), но если мы приложим усилия, чтобы вспомнить, что произошло, мы все равно сможем это вспомнить (пусть и не во всех подробностях). Так что мы можем забыть детали, но вряд ли забудем, что это произошло. Действительно, есть некоторые работы, предполагающие, что если мы предпримем преднамеренное усилие забыть (или не думать о чем-то), это может вернуться, чтобы преследовать нас. Это было обнаружено в знаменитых экспериментах «Белый медведь», проведенных Даниэлем Вегнером, который обнаружил, что если вы поручите людям свободно думать обо всем, что они хотят, если это не «Белый медведь», образы белых медведей будут продолжать появляться в их глазах. голову и чем больше они стараются не думать об этом, тем больше у них белых медведей будет выскакивать. В самом деле, кажется, что попытка не думать о чем-то или попытка что-то забыть может означать, что это приобретает особую информационную ценность, что делает его особенно трудным для забвения. Кроме того, исследования травмирующих воспоминаний показывают, что иногда попытка забыть имеет противоположный эффект, и неспособность вспомнить детали может привести к снижению контроля над тем, когда и где возникнут воспоминания.

«Кажется, попытка не думать о чем-то или попытка что-то забыть может означать, что это приобретает особую информационную ценность, что делает его особенно трудным для забвения».

Роберт А. Бьорк

Заслуженный профессор-исследователь когнитивной психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чьи исследования сосредоточены, среди прочего, на человеческом обучении и памяти. Но в другом очень реалистичном смысле мы способны к сознательному забыванию, и это может происходить автоматически. Допустим, вы за рулем, и я даю вам указания. Я мог бы сказать вам выбрать определенный выход. Тогда я мог бы сказать вам изменить маршрут, потому что оказалось, что экзистенция закрыта. Это, по сути, инструкция забыть первое, что я тебе сказал. Или, скажем, вы ищете свою машину после работы — вам нужно вспомнить, где вы оставили ее сегодня утром, а не вчера.

Много лет назад я начал исследование того, что стало называться направленным забыванием. В контролируемых экспериментах мы давали кому-то что-то для запоминания — скажем, список слов, — а потом в какой-то момент говорили: хорошо, этот список был просто для практики, вот настоящий список. Это улучшило их запоминание второго списка, но сильно ухудшило запоминание первого.

Иногда люди, ставшие жертвами жестокого обращения с детьми, в котором участвует родитель, мотивированы не думать об этих случаях жестокого обращения. Вместо этого они могут подумать о семейном пикнике, походах и других вещах из своего прошлого, и это постепенно сделает другие вещи менее запоминающимися.

Это не стирание: так работает память, в частности забывание, так что вещи становятся недоступными, но не исчезают. Если они представлены снова, их обычно можно распознать; их можно переучить.

«Способ работы памяти, особенно забывания, заключается в том, что вещи становятся недоступными, но они не исчезают».

У вас есть животрепещущий вопрос для Giz Asks? Напишите нам по адресу [email protected].

Почему мы забываем? Новая теория предполагает, что «забывание» на самом деле является формой обучения — ScienceDaily

В процессе жизни мы создаем бесчисленное количество воспоминаний, но многие из них мы забываем. Почему? Вопреки общему предположению о том, что память просто угасает со временем, «забывание» не может быть чем-то плохим — это, по мнению ученых, которые считают, что это может представлять собой форму обучения.

Ученые, стоящие за новой теорией, изложенной сегодня в ведущем международном журнале

Nature Reviews Neuroscience, предполагают, что изменения в нашей способности получать доступ к определенным воспоминаниям основаны на обратной связи и предсказуемости окружающей среды. Забывание может быть не ошибкой, а функциональной особенностью мозга, позволяющей ему динамически взаимодействовать с окружающей средой.

В меняющемся мире, в котором живем мы и многие другие организмы, забывание некоторых воспоминаний может быть полезным, поскольку это может привести к более гибкому поведению и лучшему принятию решений. Если воспоминания были получены в обстоятельствах, которые не совсем соответствуют текущей среде, их забвение может быть положительным изменением, которое улучшит наше самочувствие.

Таким образом, ученые считают, что мы учимся забывать одни воспоминания, сохраняя при этом другие важные. Забывание, конечно, происходит за счет потери информации, но растущее количество исследований показывает, что, по крайней мере, в некоторых случаях забывание происходит из-за измененного доступа к памяти, а не из-за потери памяти.

Новая теория была предложена доктором Томасом Райаном, доцентом Школы биохимии и иммунологии и Института неврологии Тринити-колледжа Дублинского Тринити-колледжа, и доктором Полом Франклендом, профессором кафедры психологии Университета Торонто.

и Больница для больных детей в Торонто.

И д-р Райан, и д-р Франкленд являются научными сотрудниками канадской глобальной исследовательской организации CIFAR, которая способствовала этому сотрудничеству в рамках своей программы «Развитие ребенка и мозга», которая проводит междисциплинарную работу в этой области.

Доктор Райан, чья исследовательская группа базируется в Институте биомедицинских наук Тринити (TBSI), сказал:

«Воспоминания хранятся в ансамблях нейронов, называемых «инграммными клетками», и успешное воспроизведение этих воспоминаний требует реактивации этих ансамблей. Логическим продолжением этого является то, что забывание происходит, когда инграммные клетки не могут быть повторно активированы. Сами воспоминания все еще там, но если определенные ансамбли не могут быть активированы, их нельзя вызвать. Это как если бы воспоминания хранились в сейфе, но вы не могу вспомнить код для разблокировки

«Наша новая теория предполагает, что забывание происходит из-за ремоделирования цепи, которая переключает клетки инграммы из доступного в недоступное состояние.