Как сделать речь красивой и грамотной: Как сделать свою речь красивой и грамотной
Как сделать свою речь красивой — Алена Борздая на TenChat.ru
Как сделать речь красивой, грамотной, статусной, задумываются многие. А с чего начать, понимают не все. На правах педагога речевой культуры и тренера по технике речи, которому есть с чем сравнить не по книжкам, а по опыту, расскажу о, том, как пройти путь к совершенству.
✅ Можно найти наставника.
✅ Самостоятельно тоже получится, но дольше по времени. В любом случае вам понадобится помощник. Это может быть необязательно педагог. На первом этапе подойдут книга и телефон. Читайте вслух классику, записывайте на диктофон, а потом прослушайте запись.
На что обратить внимание во время оценивания?
Оценить видео
1️⃣ Не смотрите на то, что голос вам может не нравиться. Если себя слушать регулярно, то со временем привыкните и его полюбите. Но это не относится к гнусавому звучанию! Гнусавый голос нужно исправлять. Натренировать верхнее небо подниматься как в зевке. Зевнуть, и говорить горячими словами, будто хотите сделать проталинку на замершем стекле.
2️⃣ Какое у вас личное впечатление от записи? Все ли вас устраивает? Запишите ваше впечатление в тетрадь.
3️⃣ Все ли звуки вы произносите? Часто мы говорим, и не замечаем, что «съедаем» согласные в середине слов и на стыке (а ведь четкая речь воспринимается лучше, ее быстрее понимают). А на гласных недостаточно открываем челюсть. От этого они искажаются. И опять речь невнятная. Исправить дикцию
4️⃣ Какие призвуки вы слышите? Свист, шелест, причмокивания? Лишние звуки мешают восприятию.
5️⃣Какой у вас темп речи? Скороговорка, или, может быть, недостаточно энергии?
Занимаясь речью, надо понимать, что в речи все взаимосвязано. Это психофизический процесс, и желательно начать уроки с дыхательных упражнений и внутриглоточных (учимся зевать). А потом уже добавляем артикуляционную гимнастику и резонирование (постановку голоса).
Книга — отличный помощник при самостоятельных занятиях. Если вам нужна консультация по дикции, купите А.М. Бруссер «Основы Дикции» или Л.
Д.Алферову «Речевой тренинг. Дикция и произношение». Если интересна тема публичных выступлений — выбирайте Нину Звереву и Радислава Гандапаса. (Нина Зверева «Я говорю – меня слушают»; Радислав Гандапас «Камасутра для оратора»). Если интересна техника речи, то читайте Дмитрия Макеева «Голос, который хочется слушать». Книг много, я даю вам те, что мне кажутся простыми и понятными.
Занимаясь техникой речи, важно слушать хороших дикторов. Поэтому не забывайте тренировать ухо. Слушайте аудиокниги. Смотрите спектакли.
Тренировать руку и писать – тоже хорошее упражнение. Заведите творческий блокнот, пишите о своих новых ощущениях и навыках. Вот увидите, как вам станет легче и свободней говорить. И не зря девизом своей страницы я выбираю #простоговорить. Пусть ваша речь будет красивой и статусной!
#техникаречи #дикция #красиваяречь #сценическаяречь #красивыйголос #саморазвитие #книги
Секреты грамотной речи
Е.
Ковалева,
12 февраля 2020#Дипломная работа #Речь на защиту
Красивая и грамотная речь завораживает, вызывает у собеседника уважение и интерес. Помимо этого, умение правильно донести до слушателей свои мысли помогает в общении с коллегами и клиентами на работе, а также при контакте с друзьями и близкими в повседневной жизни. В представленной статье подробно рассказывается, как самостоятельно освоить дар красноречия.Содержание:
- Критерии грамотной речи
- Полезные советы
- Распространенные ошибки
Критерии грамотной речи
Безграмотность и скудность словарного запаса чаще всего раздражают и отталкивают собеседника. Даже если вы позволяете себе косноязычие исключительно в кругу родных или друзей, то очень маловероятно, что вы будете способны «переключиться» в нужное время и вести грамотный диалог с преподавателем, в вузе или по работе. Рассмотрим критерии грамотной речи.
- Дикция.
Четкое произношение слов дает возможность быть понятым даже иностранным слушателем, который знаком с языком. - Громкость голоса. Способность контролировать силу своего голоса очень важна во время общения с любыми людьми. Чтобы быть услышанным, совсем не обязательно кричать, а также срываться на визг.
- Темп речи. Не слишком высокое или низкое звучание голоса наилучшим образом сказывается на восприятии сказанного.
Интонация. Правильно подобранная интонация делает речь интересной, завораживающей для собеседника.- Грамотность. Хорошо сконструированная речь вызывает уважение у слушателей, располагает к себе и убеждает в правоте сказанного.
- Словарный запас. Скудный словарный запас невозможно замаскировать – он вынуждает запинаться, выражаться туманно и бледно, не позволяет понятно сформулировать свои мысли. Чем богаче тезаурус, тем выразительней и правдивей звучит ваша речь.

- Чистота речи. Использование слов-паразитов ощутимо уменьшает значимость сказанного и может изменить его смысл, а также указывает на неуверенность и неграмотность оратора.
- Точность. Речь, составленная из относящихся к теме слов, намного быстрее донесет ваши мысли до слушателей, чем размытая, невнятная болтовня «вокруг да около».
- Выразительность. Как правило, грамотная и красивая речь очень богата синонимами, образными выражениями, метафорами, сравнениями и яркими вставками. Она не бывает скучной или невнятной, наоборот, производит неизгладимо приятное впечатление и надолго запоминается.
- Мимика и жестикуляция.
Спокойные движения руками, приятное, оживленное выражение лица станут отличными помощниками для высказывания своего мнения.
Освоив и развив в себе перечисленные навыки, вы сможете выражать свои мысли ярко и убедительно.
Полезные советы
Развитие красноречия – трудоемкий и длительный процесс.
Чтобы его освоить, придется приложить немалые усилия, запастись терпением и настроиться максимально решительно. Итак, что же необходимо для того, чтобы научиться говорить грамотно и красиво.
- Самый быстрый и эффективный способ пополнить словарный запас – чтение книг. Читая любое литературное произведение, выписывайте незнакомые слова, а затем находите их значение в словаре или Интернете. Прочитав книгу, постарайтесь кратко пересказать ее содержание на диктофон, используя новые слова в нужном контексте. Подробнее в статье 5 способов читать больше книг, блогов и статей
- Никогда не употребляйте в разговоре модные словечки, особенно почерпнутые из иностранных языков.
- Читая литературу, смотря фильмы, общаясь с умными и образованными людьми, старайтесь заимствовать у них любопытные фразы и речевые обороты. Однако будьте внимательны с малоиспользуемыми и неизвестными выражениями.
- Старайтесь правильно расставлять ударения, поскольку неправильная расстановка – признак безграмотности.

Если вы не уверены в правильности ударения, тогда замените это слово синонимом, а после найдите его в словаре и узнайте, как оно правильно произносится. - Во время разговора не следует постоянно извиняться. Такая привычка довольно негативно сказывается на мнении о вас – собеседник начинает думать, что вы человек нерешительный, ненадежный и не очень сообразительный.
- Избегайте в речи тавтологии, поскольку частое повторение одного и того же раздражает людей. Кроме того, не следует употреблять выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки, исключите из речи слова-паразиты, а также нецензурную или жаргонную лексику.
- Регулируйте темп речи и контролируйте тембр голоса. Красивая речь льется плавно, не спеша, слова произносятся внятно и негромко. Дрожание голоса, громко произносимые выражения чаще всего раздражают слушателей и воспринимаются ими не всегда правильно.
- Для тренировки выразительности речи рекомендуется декларирование стихов вслух.
В идеале – выучить стихотворение или часть текста наизусть, а затем прочитать его перед зеркалом или на камеру. - Помните, что неуместная мимика и бессмысленные жесты воспринимаются окружающими как минимум негативно. Потренируйте свою речь перед зеркалом или запишите ее на видео, затем проанализируйте и изучите свои недостатки. Всегда следите за своими жестами и контролируйте телодвижения. Подробнее в статье Язык без жестов: как научиться красиво говорить.
- Чтобы исправить ошибки дикции, неправильное и нечеткое произношение слов, а также выделить и устранить другие недочеты в речи, следует записать небольшой рассказ на диктофон.
- Для тренировки воображения и логики придумывайте маленькие рассказики, с использованием старых и новых слов, выражений, фраз. Прочитайте вслух свое произведение друзьям или родственникам и попросите их указать на ваши недочеты.
- Даже самая серьезная речь должна быть разбавлена долей юмора. Таким образом, вы взбодрите слушателя или, если ваша речь звучала слишком монотонно, шутка исправит это.

- Никогда не «перепрыгивайте» с одной темы на другую. Вас не только не поймут, но и посчитают человеком несобранным, ненадежным и не интересным.
Умение свободно вести разговор, формулировать, контролировать и грамотно выражать свои мысли полезно не только для публичных выступлений, но и для дружеских бесед, учебы, коллегиального общения и деловых переговоров.
Распространенные ошибки
На основе ораторского мастерства окружающие формируют мнение о человеке. Грамотная и четкая речь – это отличный шанс расположить к себе людей, найти новых друзей, произвести хорошее впечатление и добиться максимальных высот. Однако для начала следует избавиться от недостатков, которые сильно усугубляют освоение дара красноречия.
- Слова-паразиты – это одна из самых распространенных и часто встречающихся проблем. Их наличие в любой речи делает сказанное «слабым», мешает восприятию, вызывает у говорящего неуверенность в своих силах. Словами-паразитами могут быть как отдельные слова, так и междометия, к примеру: «ну…», «эм…» и так далее.

Если желаете, чтобы вас воспринимали серьезно, тогда немедленно избавляйтесь от слов-паразитов, убивающих красивую речь. - Слишком быстрая речь. Темп речи ощутимо ускоряется от волнения, что приводит к появлению скомканных и невнятных фраз, которые не производят на слушателя никакого впечатления. Старайтесь следить за скоростью своих высказываний. Чтобы сбить высокий темп, осознанно делайте небольшие паузы там, где они будут уместны.
- Странная мимика и нелогичные жесты. Сильные взмахи руками во все стороны и неуместное, неприятное кривляние вместо здоровой мимики могут испортить впечатление о любом человеке и совершенно отбить охоту слушать, о чем он говорит. Поэтому запишите свое выступление на видео, а затем проанализируйте свое поведение, сделав соответствующие выводы.
Самый главный приоритет в данном списке занимает дикция. Можно иметь огромный словарный запас, приятный голос, красивое лицо, уметь вести себя перед публикой, но при этом говорить невнятно и неразборчиво.
Все дефекты речи можно с легкостью устранить упорным трудом и специальными упражнениями. Самые запущенные случаи под силу исправить логопедам.
Искусство красноречия – ценный инструмент, который дает возможность убедительно высказывать свою позицию и производить незабываемо приятное впечатление на окружающих вас людей.
Это интересно:
3 шага на пути к грамотности
Типичные студенческие фразы
Как девушкам готовиться к публичным выступлениям?
Речь для выступления: как всем рассказать, что ты молодец
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.
шагов для завершения знакомства — встаньте и выскажитесь
Цели обучения
- Четко определить, почему аудитория должна слушать выступающего.

- Обсудите, как вы можете завоевать доверие во время выступления.
- Поймите, как написать четкий тезис.
- Создайте эффективный предварительный просмотр содержания вашей речи для вашей аудитории.
После того, как вы привлекли внимание аудитории, важно сделать оставшуюся часть вступления интересной и использовать ее для изложения остальной части речи. В этом разделе мы собираемся изучить пять оставшихся частей эффективного введения: ссылка на вашу тему, причины для прослушивания, заявление о достоверности, тезис и предварительный просмотр.
Ссылка на тему
После привлечения внимания вторая основная часть введения называется ссылкой на тему. Ссылка на тему — это самая короткая часть вступления, которая возникает, когда выступающий демонстрирует, как средство привлечения внимания относится к теме выступления. Часто привлекающий внимание и ссылка на тему очень ясны. Например, если вы посмотрите на пример привлекающего внимание устройства в исторической справке выше, вы увидите, что первое предложение поднимает историю войны во Вьетнаме, а затем показывает нам, как эта война может помочь нам понять войну в Ираке.
В этом случае внимание явно переходит непосредственно к теме. Тем не менее, некоторые привлекатели внимания нуждаются в дополнительных пояснениях, чтобы перейти к теме выступления. Например, оба примера из анекдота (девочка, падающая в люк во время переписки, и мальчик и фундук) нуждаются в дальнейшем объяснении, чтобы четко связать их с темой речи (т. е. с проблемами многозадачности в современном обществе).
Давайте посмотрим на первый анекдот, чтобы продемонстрировать, как мы можем перейти от привлечения внимания к теме.
В июле 2009 года старшеклассница по имени Алекса Лонгейра шла по главному бульвару недалеко от своего дома на Стейтен-Айленде, штат Нью-Йорк, и набирала сообщение на своем мобильном телефоне. Не обращая внимания на окружающий мир, она сделала шаг и упала прямо в открытый лаз. Этот анекдот иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются многие люди в современном мире. Мы настолько привязаны к нашим технологиям, что забываем видеть, что происходит вокруг нас — как будто перед нами большая дыра.
В этом примере третье предложение объясняет, что внимание привлек анекдот, иллюстрирующий реальную проблему. Затем четвертое предложение вводит фактическую тему речи.
Давайте теперь посмотрим, как мы можем перейти от притчи или басни, привлекающих внимание, к теме:
Древнегреческий писатель Эзоп рассказал басню о мальчике, который сунул руку в кувшин с фундуком. Мальчик схватил столько вкусных орехов, сколько смог. Но когда он попытался вытащить их, его рука не прошла через горлышко кувшина, потому что он схватил так много фундука. Вместо того, чтобы уронить некоторые из них, чтобы его рука поместилась, он разрыдался и плакал о своем затруднительном положении. Мораль истории? «Не пытайтесь сделать слишком много сразу». В современном мире многие из нас похожи на мальчика, который кладет руку в кувшин. Мы постоянно пытаемся ухватить так много или сделать так много, что это мешает нам достичь наших целей. Я хотел бы показать вам три простых способа управлять своим временем, чтобы вы не пытались вытащить слишком много фундука из своего кувшина.
В этом примере мы добавили три новых предложения к привлекающему внимание, чтобы связать его с темой выступления.
Причины послушать
После того, как вы привлекли внимание к теме вашего выступления, вам нужно объяснить аудитории, почему ваша тема важна. Мы называем это «почему меня это должно волновать?» часть вашей речи, потому что она говорит вашей аудитории, почему эта тема имеет для них непосредственное значение. Иногда вы можете указать значение вашей темы в том же предложении, что и ссылка на тему, но в других случаях вам может потребоваться изложить в одном или двух предложениях, почему именно ваша конкретная тема важна.
Люди в современном мире очень заняты, и им не нравится тратить свое время впустую. Нет ничего хуже, чем высиживать речь, которая не имеет к тебе никакого отношения. Представьте, что вы слушаете речь о новом программном пакете, которым вы не владеете и о котором больше никогда не услышите. Как бы вы отреагировали на говорящего? Большинство из нас были бы весьма раздражены, если бы наше время было потрачено впустую таким образом.
Очевидно, что этот конкретный спикер не проделал большой работы по анализу своей или своей аудитории, если аудитория не собирается использовать пакет программного обеспечения, но даже говоря на тему, которая очень актуальна для аудитории, спикеры часто полностью забывают объяснить, как и почему это важно.
Выглядит правдоподобно
Следующая часть речи — это не столько конкретная «часть», сколько важная характеристика, которая должна присутствовать во вступлении и во всей речи. Как спикер, вы хотите, чтобы вас считали заслуживающим доверия (компетентным, заслуживающим доверия и заботливым/доброжелательным). Как упоминалось ранее в этой главе, доверие — это, в конечном счете, восприятие вашей аудитории. В то время как ваша аудитория определяет, воспринимают ли они вас как компетентного, заслуживающего доверия и заботливого / имеющего добрую волю, есть некоторые стратегии, которые вы можете использовать, чтобы выглядеть более убедительно.
Во-первых, чтобы выглядеть компетентным, вы можете либо четко объяснить аудитории, почему вы компетентны в данном вопросе, либо продемонстрировать свою компетентность, показав, что вы тщательно изучили тему, включив соответствующие ссылки во вступление.
Первый способ демонстрации компетентности — прямое высказывание — эффективен только в том случае, если вы действительно компетентны в данном вопросе. Если вы студент бакалавриата и произносите речь о важности теории струн в физике, если вы не вундеркинд, вы, вероятно, не являетесь признанным экспертом в этой области. И наоборот, если вашим хобби номер один в жизни является коллекционирование памятных вещей о Трех марионетках, то вы можете быть экспертом по Трем марионеткам. Однако вам нужно будет объяснить своей аудитории вашу страсть к коллекционированию памятных вещей «Три марионетки» и то, как это сделало вас экспертом в этой теме.
Если, с другой стороны, вы на самом деле не являетесь признанным экспертом в какой-либо теме, вам необходимо продемонстрировать, что вы сделали свою домашнюю работу, чтобы стать более осведомленными в своей теме, чем ваша аудитория. Самый простой способ продемонстрировать свою компетентность — использовать соответствующие рекомендации от ведущих мыслителей и исследователей по вашей теме.
Когда вы продемонстрируете своей аудитории, что вы сделали свою домашнюю работу, они с большей вероятностью сочтут вас компетентным.
Вторая характеристика достоверности, благонадежность, немного сложнее, чем компетентность, поскольку в конечном счете она зависит от восприятия аудитории. Один из способов повысить вероятность того, что оратор будет восприниматься как заслуживающий доверия, — это использовать авторитетные источники. Если вы цитируете доктора Джона Смита, вам нужно объяснить, кто такой доктор Джон Смит, чтобы ваша аудитория восприняла цитату как более достоверную. Как ораторы, мы можем легко манипулировать нашими источниками, чтобы они выглядели более заслуживающими доверия, чем они есть на самом деле, что было бы неэтично. Когда вы честны в своих источниках со своей аудиторией, они будут доверять вам и вашей информации больше, чем когда вы двусмысленны. Худшее, что вы можете сделать, это откровенно лгать во время выступления. Мало того, что ложь крайне неэтична, но если вас поймают на лжи, ваша аудитория сочтет вас ненадежным и воспримет все, что вы говорите, как ненадежное.
Многие ораторы пытались солгать аудитории, потому что это будет служить их собственным целям или даже потому, что они считают, что их сообщение отвечает интересам их аудитории, но ложь — это один из самых быстрых способов отключить аудиторию и заставить ее не доверять как динамик и сообщение.
Третьей характеристикой доверия, которую следует установить во время знакомства, является чувство заботы/доброжелательности. В то время как некоторые неэтичные ораторы могут пытаться манипулировать восприятием аудитории того, что оратор заботится, этичные ораторы действительно заботятся о своей аудитории и во время выступления учитывают интересы своей аудитории. Часто спикерам приходится выступать перед аудиторией, которая может быть враждебно настроена по отношению к сообщению спикера. В этих случаях очень важно, чтобы говорящий объяснил, что он или она действительно считает, что ее или его сообщение отвечает интересам аудитории. Один из способов показать, что вы заботитесь об интересах своей аудитории, — это признать свое несогласие с самого начала:
Сегодня я собираюсь поговорить о том, почему я считаю, что мы должны применять более строгие иммиграционные законы в Соединенных Штатах.
Я понимаю, что многие из вас не согласятся со мной по этому вопросу. Раньше я считал, что открытая иммиграция необходима Соединенным Штатам для выживания и процветания, но после изучения этой темы я изменил свое мнение. Хотя сегодня я, возможно, не изменю всех ваших взглядов, я прошу вас выслушать непредвзято, отложить в сторону свои личные чувства по этому поводу и оценить мои аргументы по существу.
Хотя очевидно, что не все члены аудитории будут открыты или готовы открыть свое мнение и выслушать ваши аргументы, устанавливая известное несогласие, вы сообщаете аудитории, что понимаете их возможную точку зрения и не пытаетесь атаковать их. интеллект или свое мнение.
Тезис
Тезис — это короткое декларативное предложение, в котором излагается цель, намерение или основная идея выступления. Сильное, ясное утверждение тезиса очень ценно во введении, потому что оно излагает основную цель всей речи. Мы твердо верим, что стоит потратить некоторое время на то, чтобы сформулировать и написать хороший тезис.
Возможно, вы даже захотите написать тезис, прежде чем начнете проводить исследования для своей речи. Хотя вы можете в конечном итоге переписать свое тезисное заявление позже, четкое представление о вашей цели, намерении или основной идее, прежде чем вы начнете искать исследование, поможет вам сосредоточиться на наиболее подходящем материале. Чтобы помочь нам понять тезисы, мы сначала рассмотрим их основные функции, а затем обсудим, как написать тезис.
Основные функции тезисного положения
Тезисное изложение помогает вашей аудитории, давая им понять «в двух словах», о чем вы собираетесь говорить. С хорошим изложением тезиса вы выполняете четыре основные функции: вы выражаете свою конкретную цель, предоставляете способ систематизировать свои основные положения, делаете свое исследование более эффективным и улучшаете свою подачу.
Выразите свою конкретную цель
Чтобы сориентировать вашу аудиторию, вам нужно как можно более четко объяснить, что вы хотите сказать.
Сильный тезис эффективно подготовит вашу аудиторию к последующим пунктам. Вот два примера:
- «Сегодня я хочу обсудить списывание в учебе». (слабый пример)
- «Сегодня я объясню, что именно такое плагиат, и приведу примеры его различных видов, чтобы вы могли увидеть, как он приводит к потере творческого учебного взаимодействия». (сильный пример)
Слабое утверждение, вероятно, создаст впечатление, что у вас нет четкой позиции по теме, потому что вы не сказали, в чем заключается эта позиция. Кроме того, термин «академическое мошенничество» может относиться ко многим видам поведения — получению тестовых вопросов заранее, копированию ответов, изменению оценок или разрешению другим выполнять вашу курсовую работу — поэтому конкретная тема речи все еще не ясна аудитории.
Сильное утверждение не только указывает на плагиат, но и указывает на вашу особую обеспокоенность (потеря творческого обучающего взаимодействия).
Обеспечьте способ систематизировать основные моменты
Тезис должен появиться почти дословно в конце введения к речи.
Утверждение тезиса помогает аудитории подготовиться к тому, чтобы выслушать расположение следующих пунктов. Многие ораторы говорят, что если они могут составить сильное тезисное предложение, то остальная часть речи развивается относительно легко. С другой стороны, когда формулировка тезиса не очень ясна, создание речи — это тяжелая битва.
Когда ваше тезисное изложение будет достаточно ясным и решительным, вы будете знать, на каком уровне вы стоите в отношении своей темы и куда вы собираетесь двигаться со своей речью. Четкое изложение тезиса особенно важно, если вы хорошо разбираетесь в своей теме или испытываете к ней сильные чувства. Если это относится к вам, вам нужно точно знать, о чем вы планируете говорить, чтобы уложиться в указанные временные рамки. Знать, где вы находитесь и куда вы идете, — вот весь смысл формулировки тезиса; это делает вашу речь намного легче подготовить и представить.
Допустим, у вас есть достаточно сильный тезис и вы уже обдумали список информации, которая вам известна по теме.
Скорее всего, ваш список слишком длинный и не имеет цели. Используя свой тезис, вы можете выбрать только ту информацию, которая (1) имеет непосредственное отношение к тезису и (2) может быть расположена в последовательности, которая будет иметь смысл для аудитории и будет поддерживать тезис. По сути, сильный тезис помогает сохранить полезную информацию и отсеять менее полезную информацию.
Сделайте ваши исследования более эффективными
Если вы начнете свое исследование, имея в виду только общую тему, вы рискуете потратить часы на чтение гор превосходной литературы по вашей теме. Однако горы литературы не всегда произносят связные речи. Вы можете иметь мало или вообще не иметь представления о том, как связать все ваши исследования воедино, или даже о том, должны ли вы связать их воедино. Если, с другой стороны, вы проводите свое исследование, имея в виду четкую формулировку тезиса, вы сможете лучше сосредоточиться только на материале, который непосредственно относится к выбранной вами тезисной формулировке.
Давайте рассмотрим пример, иллюстрирующий это положение:
Во многих дорожно-транспортных происшествиях участвуют водители старше пятидесяти пяти лет.
Хотя это утверждение может быть правдой, вы можете найти промышленную, медицинскую, страховую литературу, которая может до бесконечности рассказывать подробности всех таких аварий всего за один год. Вместо этого сосредоточение вашего тезисного утверждения поможет вам сузить объем информации, которую вы будете искать при сборе информации. Вот пример более сфокусированного тезиса:
Три фактора способствуют большинству аварий с участием водителей старше пятидесяти пяти лет: плохое зрение, замедление рефлексов и быстро меняющиеся условия дорожного движения.
Это обрамление несколько лучше. Этот тезис содержит, по крайней мере, три возможных основных пункта и несколько ключевых слов для вашего поиска в электронном каталоге.
Однако, если вы хотите, чтобы ваша аудитория понимала контекст пожилых людей за рулем, рассмотрите что-то вроде:
Зрелые водители старше пятидесяти пяти лет должны справляться с более сложными условиями вождения, чем те, которые существовали всего одно поколение назад: больше трафика, движущегося на более высоких скоростях, возросшая потребность в быстрых решениях за рулем и быстро меняющиеся системы рампы и клеверного листа. Из-за этих проблем я хочу, чтобы моя аудитория поверила, что водители старше шестидесяти пяти лет должны сдавать экзамен по вождению каждые пять лет.
Эта формулировка тезиса предлагает несколько интересных вариантов. Во-первых, необходимо определить несколько терминов, и эти определения могут на удивление хорошо работать при задании тона речи. Ваши определения таких слов, как «поколение», «быстрые решения» и «системы клеверного листа», могут выбить вашу аудиторию из предположений, которые они считали само собой разумеющимися как истина.
Во-вторых, формулировка диссертации дает вам способ описать конкретные изменения, которые произошли, скажем, между 1970 и 2010. Насколько и каким образом изменились объем и скорость движения? Почему быстрые решения сейчас более важны? Что такое «клеверный лист» и как любой водитель когнитивно справляется с выездом в направлении, которое кажется противоположным желаемому? Подобные вопросы, подсказанные вашим тезисом, могут привести к сильной и запоминающейся речи.
Улучшите свое изложение
Когда ваш тезис вам непонятен, ваши слушатели будут еще более невежественны, чем вы сами, но если у вас есть хорошее четкое изложение тезиса, ваша речь станет понятной для ваших слушателей. Когда вы стоите перед аудиторией и представляете свое вступление, вы можете громко подчеркнуть суть своей речи, выраженную в виде тезиса. Многие ораторы останавливаются на полсекунды, слегка понижают высоту голоса, немного замедляются и намеренно представляют тезисное утверждение, единственное предложение, которое заключает в себе его цель.
Когда это делается эффективно, цель, намерение или основная идея речи доводятся до аудитории.
Как написать тезис
Теперь, когда мы рассмотрели, почему тезис имеет решающее значение в речи, давайте переключим передачу и поговорим о том, как нам написать основательный тезис. Утверждение тезиса связано с общими и конкретными целями речи, как мы обсуждали их в главе 6 «Поиск цели и выбор темы».
Выберите свою тему
Первый шаг в написании хорошего тезисного изложения первоначально обсуждался в главе 6 «Поиск цели и выбор темы», когда мы обсуждали, как находить темы. Когда у вас есть общая тема, вы готовы перейти ко второму шагу создания тезиса.
Сузьте тему
Одна из самых сложных частей написания тезиса — сузить речь с широкой темы до темы, которую можно легко охватить в течение пяти-десяти минут. Хотя для новых ораторов пять-десять минут могут показаться долгим временем, когда вы говорите, время пролетает очень быстро. У вас может не хватить времени, если ваша тема слишком широка.
Чтобы убедиться, что ваша тема достаточно узка для определенного периода времени, задайте себе три вопроса.
Во-первых, является ли ваша тезисная формулировка узкой или это слишком широкое обобщение темы? Чрезмерное обобщение происходит, когда мы классифицируем всех в определенной группе как обладающих определенными характеристиками. Например, тезис спикера о том, что «все члены Национального совета Ла Разы воинственны», является чрезмерным обобщением всех членов организации. Кроме того, спикер должен правильно продемонстрировать, что все члены организации являются воинствующими, чтобы тезис был доказан, что является очень сложной задачей, поскольку Национальный совет Ла Разы состоит из миллионов латиноамериканцев. Более подходящим тезисом, связанным с этой темой, мог бы быть следующий: «С момента создания Национального совета Ла Разы [NCLR] в 1968, NCLR становится все более воинственным в решении проблем латиноамериканцев в Соединенных Штатах».
Второй вопрос, который следует задать себе при сужении темы, заключается в том, является ли тема вашего выступления одной четкой темой или несколькими темами.
Утверждение сильного тезиса состоит только из одной темы. Ниже приведен пример тезиса, содержащего слишком много тем: «Медицинская марихуана, проституция и однополые браки должны быть легализованы в Соединенных Штатах». Мало того, что все три довольно широкие, но у вас также есть три совершенно не связанных между собой темы, объединенные в один тезис. Вместо тезиса, который имеет несколько тем, ограничьтесь только одной темой. Вот пример тезиса, посвященного только одной теме: «Сегодня мы рассмотрим легализацию и регулирование древнейшей профессии в штате Невада». В данном случае мы сосредоточим нашу тему на том, как одно государство справилось с легализацией и регулированием проституции.
Последний вопрос, который должен задать спикер, чтобы убедиться, что тема достаточно узкая, — есть ли у темы направление. Если ваша основная тема слишком широка, у вас никогда не будет четкого тезиса или связной речи. Например, если вы начнете с темы «Барак Обама — образец для подражания для всех», что вы подразумеваете под этим утверждением? Считаете ли вы президента Обаму образцом для подражания из-за его преданности гражданскому служению? Как вы думаете, он образец для подражания, потому что он хороший баскетболист? Как вы думаете, он хороший образец для подражания, потому что он отличный оратор? Когда ваша тема слишком широка, почти все может стать частью темы.
В конечном итоге это приводит к отсутствию направленности и связности в самой речи. Чтобы сделать тему более чистой, оратор должен сузить свою тему до одной конкретной области. Например, вы можете изучить, почему президент Обама хороший оратор.
Включите свою тему в предложение
После того, как вы сузили свою тему до чего-то, что разумно выполнимо, учитывая ограничения, наложенные на вашу речь, вы можете формализовать эту тему как полное предложение. Например, вы можете превратить тему публичных выступлений президента Обамы в следующее предложение: «Благодаря своему уникальному чувству лиризма и хорошо развитым презентационным навыкам президент Барак Обама является современным символом силы публичных выступлений». Как только у вас будет четкое тематическое предложение, вы можете начать корректировать тезис, чтобы помочь установить цель своей речи.
Добавьте свой аргумент, точку зрения или мнение
Эта функция применима только в том случае, если вы произносите речь для убеждения.
Если ваша тема информативна, ваша задача состоит в том, чтобы убедиться, что тезис не содержит аргументов и фокусируется на фактах. Например, в предыдущем тезисе у нас есть несколько терминов, ориентированных на мнение, которых следует избегать в информативных речах: «уникальный смысл», «хорошо развитый» и «сила». Все три термина связаны с личным мнением, что хорошо для убедительной речи, но не для информативной. Для информационных выступлений цель тезиса состоит в том, чтобы объяснить, о чем речь будет информировать аудиторию, а не пытаться добавить мнение говорящего по теме выступления. Для информативного выступления вы можете переписать тезис следующим образом: «В этом выступлении будет проанализировано использование лирики Бараком Обамой в его речи «Мир, который стоит как единое целое», произнесенной в июле 2008 года в Берлине».
С другой стороны, если ваша тема убедительна, вы должны убедиться, что ваш аргумент, точка зрения или мнение четко указаны в тезисе. Если вы собираетесь утверждать, что Барак Обама — великий оратор, вам следует изложить этот аргумент в своем тезисе.
Используйте контрольный список тезисов
После того, как вы написали первый черновик своего тезисного утверждения, вам, вероятно, придется пересматривать его несколько раз, прежде чем выступить с настоящей речью. Тезис — это то, что постоянно корректируется, пока речь не будет произнесена. По мере того, как ваша речь будет развиваться, ваш тезис часто нужно будет переписывать в том направлении, в котором была принята сама речь. Мы часто начинаем с речи, идущей в одном направлении, и обнаруживаем в ходе нашего исследования, что нам следовало бы двигаться в другом направлении. Когда вы думаете, что у вас наконец есть тезис, который подходит для вашей речи, найдите секунду и убедитесь, что он соответствует критериям, показанным в Таблице 9..1 «Контрольный список тезисов»
Таблица 9.1 Контрольный список тезисов
| Инструкции: Для каждого из следующих вопросов отметьте «да» или «нет». | Да | № | |
|---|---|---|---|
1.![]() | Ваш тезис четко отражает тему вашего выступления? | ||
| 2. | Можете ли вы адекватно осветить тему, указанную в вашей диссертации, за время, отведенное для выступления? | ||
| 3. | Ваша тезисная формулировка проста? | ||
| 4. | Является ли ваш тезис прямым? | ||
| 5. | Вызывает ли интерес у аудитории ваш тезис? | ||
| 6. | Легко ли понять ваш тезис? | ||
| Убедительные речи | |||
7.![]() | Вводит ли ваш тезис четкий аргумент? | ||
| 8. | Указывает ли ваш тезис на то, что ваша аудитория должна делать, как должна думать ваша аудитория или что должна чувствовать ваша аудитория? | ||
| Подсчет баллов: для утверждения сильного тезиса все ваши ответы должны были быть «да». | |||
Предварительный просмотр речи
Заключительная часть введения содержит предварительный просмотр основных моментов, которые должны быть затронуты в вашей речи. Я уверен, что все мы видели таблички, на которых указаны три города с указанием расстояния до каждого города. Этот знак пробега указывает на то, что должно произойти. Предварительный просмотр работает так же. Предварительный просмотр предвещает, какие основные моменты будут в речи.
Например, чтобы предварительно выступить с речью о буллинге на рабочем месте, можно сказать: «Чтобы понять природу буллинга на современном рабочем месте, я сначала определю, что такое буллинг на рабочем месте и его виды, а затем расскажу об общих характеристиках. как хулиганов на рабочем месте, так и их целей, и, наконец, я рассмотрю некоторые возможные решения проблемы издевательств на рабочем месте». В этом случае каждая из фраз, упомянутых в предварительном просмотре, будет отдельной точкой, сделанной в самой речи. Другими словами, первым основным пунктом в этой речи будет изучение того, что такое издевательства на рабочем месте и типы издевательств; второй основной пункт в этой речи будет обсуждать общие характеристики как хулиганов на рабочем месте, так и их целей; и, наконец, третья основная мысль в этой речи будет посвящена некоторым возможным решениям проблемы издевательств на рабочем месте.
Key Takeaways
- Связывание привлекающего внимание с темой речи имеет важное значение для того, чтобы поддерживать внимание аудитории и чтобы актуальность привлекающего внимание внимания была ясна для вашей аудитории.

- Установление того, насколько тема вашего выступления актуальна и важна, показывает аудитории, почему они должны слушать вашу речь.
- Чтобы быть эффективным оратором, вы должны передать все три компонента авторитетности, компетентности, благонадежности и заботливости/доброжелательности в содержании и подаче своего вступления.
- Четкое изложение тезиса необходимо, чтобы обеспечить структуру для выступающего и ясность для аудитории.
- Эффективный предварительный просмотр определяет конкретные основные моменты, которые будут присутствовать в теле речи.
Четыре этапа разговорной речи
Почему навыки разговорной речи так неуловимы?
Почему так много людей, говорящих бессвязно, не понимают, насколько они неэффективны?
Можно ли «родиться» с навыками говорения?
В этой статье мы собираемся изучить теорию обучения, применимую к навыки разговорной речи и все остальные навыки в вашей жизни .
Мы опишем четыре этапа , определим триггеры перехода и обсудим практические действия, которые вы можете предпринять для использования этих знаний.
Читайте дальше!
Четыре стадии компетентности
В соответствии с теориями обучения, сформированными в 1960-х и 1970-х годах, все учащихся проходят серию из четырех стадий по мере того, как они осваивают любой новый навык.
Хотите узнать больше?
Эти источники предлагают альтернативные описания и исторический контекст:- Изучение нового навыка проще сказать, чем сделать (Gordon Training International)
- Модель обучения сознательной компетентности (Businessballs.com)
- Крюгер, Джастин; Дэвид Даннинг (1999). «Неквалифицированный и не знающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке». Журнал личности и социальной психологии 77 (6): 1121–34.

- Четыре стадии компетентности и эффект Даннинга-Крюгера (Википедия)
Эти четыре стадии:
- Бессознательная некомпетентность
- Человек не обладает навыком (т. е. некомпетентен).
- Человек также не осознает (т.е. не осознает) свою некомпетентность и может даже думать, что обладает средними или выше среднего навыками.
- Человеку не хватает знаний для оценки навыка, поэтому он не может отличить тех, кто силен или слаб в навыке. Таким образом, они не видят собственной слабости.
- Кроме того, человек обычно не понимает важности или мотивации наличия навыка.
- Сознательная некомпетентность
- Человек на второй стадии все еще некомпетентен, но теперь он осознает этот факт.
- Человек признает ценность наличия навыков и обладает достаточными знаниями, чтобы распознать, что отличает квалифицированных людей от неквалифицированных.
- Сознательная компетентность
- Человек на третьем этапе приобрел достаточно знаний и практических способностей, чтобы считаться компетентным.

- Человек может продемонстрировать использование навыка, но для этого требуются сознательные усилия.
- Человек на третьем этапе приобрел достаточно знаний и практических способностей, чтобы считаться компетентным.
- Бессознательная компетентность
- Человек на этой четвертой стадии полностью дееспособен.
- Человек настолько отточил навык, что приходит интуитивно и без труда.
Примеры навыков на разных уровнях компетенции
Эта теория обучения применима ко всем навыкам. Позже мы более подробно рассмотрим разговорные навыки, но сначала будет полезно привести несколько связанных с фитнесом примеров из моего собственного жизненного опыта.
- Бессознательная некомпетентность
- По определению, я не могу поделиться примером чего-то, если я этого не осознаю. (Жизненный опыт подсказывает мне, что в этой категории должны быть десятки вещей, но у меня, как и у всех, есть белые пятна.)
- Сознательная некомпетентность
- Я совершенно некомпетентен в теннисе.
(Я был на теннисном корте только дважды в своей жизни.) Однако, как давний болельщик, я осознаю широкий спектр навыков, необходимых для занятий этим видом спорта. Я могу провести различие между игроками-любителями, профессионалами и элитными чемпионами, и я знаю, что не вхожу ни в одну из этих групп.
- Я совершенно некомпетентен в теннисе.
- Сознательная компетентность
- Десять лет назад я пробежал Ванкуверский марафон после 15 месяцев интенсивных тренировок и улучшения питания. Я не был быстрым, но я был компетентным бегуном 90 099 на 90 100. Однако все мои тренировки были очень сознательными . Я ежедневно отслеживала и записывала свой прогресс, а также консультировалась с книгами, веб-сайтами и друзьями на каждом этапе пути, чтобы постепенно улучшать свою технику и выносливость.
- Бессознательная компетентность
- Я бессознательно компетентен 901:00 при езде на велосипеде. Дайте мне шлем и велосипед, и я смогу добраться отсюда туда, не задумываясь об этом.

- Я бессознательно компетентен 901:00 при езде на велосипеде. Дайте мне шлем и велосипед, и я смогу добраться отсюда туда, не задумываясь об этом.
А ты? Можете ли вы вспомнить навыки, в которых вы попадаете на этапы 2, 3 или 4? (Для этапа 1 вам нужно вспомнить что-то из своего прошлого.)
Как это относится к разговорным навыкам?
Четыре уровня компетентности применимы к разговорным и презентационным навыкам точно так же, как и ко всем другим навыкам, которые можно освоить и практиковать в течение всей жизни.
Все люди начинают с первой стадии (неосознанная некомпетентность), которая характеризуется следующим:
- Человек неэффективно оратор, но он не осознает, что он неэффективно оратор.
- Человек не может отличить отлично говорящего от плохо говорящего и, вероятно, не может перечислить основные навыки говорения.
- Человек, вероятно, не осознает важность эффективной речи и того, что это может изменить его жизнь и карьеру.
Знакомо? Поднимите руки, если вы знаете людей, которые подходят под это описание… Да! К сожалению, многие люди счастливо проводят всю свою жизнь на первой стадии.
Однако они могут вырваться на свободу через серию переходов, которые я называю узнаванием, приобретением и интуицией . Давайте рассмотрим каждый из них подробно.
Признание (от этапа 1 до этапа 2)
Чтобы перейти от этапа 1 к этапу 2, человек должен осознать как важность навыков разговорной речи, так и собственную некомпетентность в отношении этих навыков. Как?
- Триггер распознавания часто приходит в виде честного отзыва от кого-то другого. например “ Если вы хотите реализовать свой карьерный потенциал, вам необходимо улучшить свои разговорные навыки. “
- Некоторые люди сопротивляются этому переходу, потому что легче игнорировать обратную связь (например, «неведение — это блаженство!»). Например, один мой коллега однажды сказал: «Я не Уинстон Черчилль, но я прекрасно справляюсь, когда мне нужно высказаться». (На самом деле он не «просто в порядке»; он хаотичный и неорганизованный оратор.)
- Поскольку речь или презентация — это не простой навык (т.
е. это набор взаимосвязанных навыков), этот переход занимает некоторое время.
Человек на стадии 2 осознает свою относительную слабость как оратора. Хотя у них нет возможности эффективно представить свои идеи, они могут распознать разницу между плохими и отличными докладчиками. Поскольку они остро осознают свою слабость, они обычно избегают возможности говорить. Со временем они могут поставить перед собой цель достичь стадии 3.
Освоение (со 2-го по 3-й этап)
Для перехода со 2-го на 3-й этап человек должен взять на себя обязательство учиться, практиковаться и, в конечном итоге, приобретать разговорные навыки.
- Существуют различные триггеры захвата , которые отмечают начало этого перехода, в том числе:
- Запрос отзывов от коллег и коллег
- Чтение веб-сайтов с выступлениями и презентациями (например, Six Minutes ) и книг (таких как эти)
- Вступление в разговорный клуб (например, Toastmasters)
- Посещение разговорных семинаров, курсов и других форм обучения
- Найм репетитора
- Во время этого перехода говорящие естественным образом обретают уверенность.
В результате они начинают искать возможности высказаться. - Этот переход может занять много времени, особенно когда вы экспериментируете с новыми идеями, изучаете новые вещи, забываете другие вещи и начинаете снова и снова.
Человек на уровне 3 является компетентным оратором, который может успешно провести эффективную презентацию. Тем не менее, каждый раз, когда они готовят и произносят речь, они осознают шаги, через которые они работают, и требуют периодических напоминаний и отзывов (от себя или других). Многие люди застывают на стадии 3, но небольшая часть переходит на стадию 4.
Интуиция (от стадии 3 до стадии 4)
Переход от стадии 3 к стадии 4 может занять много лет разговорного опыта. триггер интуиции — это не единичное событие, а обширная практика и самоотверженность в сотнях выступлений или презентаций. Коротких путей нет.
Человек на стадии 4 является компетентным интуитивным оратором. Все речевые действия — подготовка, написание речи, создание слайдов, практика и подача — выполняются эффективно и без уровня сознательных усилий, необходимых на этапе 3.
Говорящие на этом заключительном этапе имеют исчерпывающие знания о том, что делать и почему это нужно делать. . Из-за этого говорящие на четвертом уровне часто успешно обучают других разговорным навыкам. У спикеров четвертого уровня также больше шансов построить карьеру на ораторском искусстве.
И все? Один этап, чтобы описать мои разговорные навыки?
Не совсем так.
Теория хорошо применима к одному примитивному навыку, но для эффективной речи требуется целый ряд навыков. Таким образом, вполне разумно, если вы находитесь на стадии 4 по некоторым навыкам (например, рассказыванию историй или непринужденной речи), но на стадии 2 или 3 по другим навыкам (например, использованию визуальных образов или убедительной речи).
Могу ли я пропускать этапы?
Нет. Было бы неплохо «родиться с этим» и перейти сразу к этапу 3 или 4, но это миф. Вы можете добраться туда только с большим трудом. А до тех пор вам нужно провести некоторое время в блаженной стадии 1 или в стадии разочарования 2.
Можно ли скользить назад?
Да. Мастер-докладчик, который перестает использовать свои разговорные навыки, может скатиться с 4-го уровня обратно на 3-й (т. е. он должен сознательно думать о вещах, которые раньше были интуитивными). Или тот, кто был комфортно компетентен на стадии 3, может легко вернуться к некомпетентности на стадии 2 со временем.
Я испытал этот негативный эффект, как в разговорной речи, так и в других жизненных навыках. Помнишь тот марафон, который я пробежал? Что ж, после многих лет отсутствия на беговой дорожке мне пришлось заново приобретать навыки бегуна. Я определенно хотел бы, чтобы я никогда не позволял этому скользить.
Применение на практике
Хотите узнать больше?
Это мощная теория, но какие практические действия вы можете предпринять, чтобы использовать эти знания для себя и окружающих?
- Проведите самооценку. Составьте список навыков разговорной речи и оцените свою компетентность. Вы на 2 стадии? 3? 4? Или комбинация?
- Ищите честные отзывы от людей, которым вы доверяете.


Д.Алферову «Речевой тренинг. Дикция и произношение». Если интересна тема публичных выступлений — выбирайте Нину Звереву и Радислава Гандапаса. (Нина Зверева «Я говорю – меня слушают»; Радислав Гандапас «Камасутра для оратора»). Если интересна техника речи, то читайте Дмитрия Макеева «Голос, который хочется слушать». Книг много, я даю вам те, что мне кажутся простыми и понятными.
Четкое произношение слов дает возможность быть понятым даже иностранным слушателем, который знаком с языком. 

В идеале – выучить стихотворение или часть текста наизусть, а затем прочитать его перед зеркалом или на камеру.









(Я был на теннисном корте только дважды в своей жизни.) Однако, как давний болельщик, я осознаю широкий спектр навыков, необходимых для занятий этим видом спорта. Я могу провести различие между игроками-любителями, профессионалами и элитными чемпионами, и я знаю, что не вхожу ни в одну из этих групп.
е. это набор взаимосвязанных навыков), этот переход занимает некоторое время.
В результате они начинают искать возможности высказаться.