Как реагировать на оскорбления в школе: Как реагировать на оскорбления и вести себя в конфликте

как реагировать на оскорбления одноклассников | Статья:

Как реагировать на оскорбления одноклассников

С оскорблениями в том или ином виде сталкивается каждый. Это может быть открытый негатив или завуалированные унижения, понижающие самооценку.

К сожалению, в современных школах часто возникает такое явление, как буллинг или травля. Чтобы сберечь свое самоуважение, нужно уметь правильно реагировать на агрессию.

Есть неправильная реакция на оскорбления со стороны взрослых и других одноклассников.

  1. Это всего лишь шутка.  Нет, если это задевает чувства того, кого оскорбляют.
  2. Это дети, они так общаются.
  3. Они такие злые, потому что много играют в компьютерные игры, сидят в телефоне, во всем виноват интернет.
  4. Это этап взросления.
  5. Жертва слишком эмоционально реагирует, ябеда.

Все эти реакции обесценивают чувства ребенка, как бы «говорят» ему, что его эмоции неважны. Как результат – жертва замыкается в себе, могут быть нарушения сна, дисциплины, проблемы с едой, вспышки агрессии, суицидальные настроения.

Так как же правильно реагировать на оскорбления одноклассников? Для начала стоит помнить о том, что дело не в жертве. Не она является причиной агрессии, не особенности внешности или необычные увлечения. Ответственность за оскорбления несет только агрессор.

Способ 1 – Профилактика. На уроках с детьми необходимо периодически проводить подобные профилактические занятия. Только дети должны четко понимать, что данные ситуации являются игровыми и не несут своей целью кого-то обидеть. Как показывает практика, детям нравятся такие упражнения.

Например, девочка Алина очень болезненно реагирует на плохие оценки и замечания учителя, либо на негативные реакции детей в свой адрес. Дети могут обзывать ее плаксой. Говорим: Алина, ты плакса! Алина отвечает, что знает о том, что она эмоциональная. Если агрессор продолжает давить на то, что Алина плакса, и он так и будет ее называть. Алина твердо отвечает, что чужое мнение не повлияет на ее настроение и уходит.

Необходимо дать понять детям, что не стоит переходить на агрессию в ответ. Ведь именно такой реакции и ожидает провокатор, не стоит вступать с ним в спор. Четко и твердо озвучиваем свою позицию, если оскорбления продолжаются, уходим.

Способ 2 – Игнорировать мелкие провокации. Порой взгляда брошенного на агрессора свысока бывает достаточно, чтобы прекратить нападки. Стоит объяснять детям, что не все оскорбления стоит принимать как вызов. Порой необходимо «не замечать» и это не слабость, а внутренняя сила!

Способ 3 – Правильно реагировать. Уметь различать шутки, подколки, сарказм, оскорбления. Понятно, что детям в силу возраста и отсутствия опята, сложно бывает различить все тонкости и нюансы. Однако, к этому надо стремиться.

Способ 4 – Умение высказать гнев. Очень часто дети становятся агрессорами именно из-за неумения высказывать свои отрицательные эмоции. Особенно, если в семье и школе на них запрет. Тогда эти эмоции находят выход в нападках на одноклассников и учителей. Одноклассники, которые в свою очередь, тоже не умеют избавляться от негативных эмоций, начинают отвечать и круг замыкается. Дети имеют право на отрицательные эмоции, на гнев, обиду, на плохое настроение. И над этим не стоит смеяться, а необходимо грамотно предложить помощь и пути выхода из ситуации.

Способ 4 – Умение пожалеть обидчика. Очень сложно пожалеть того, кто тебя обижает и унижает. Но порой это позволяет лучше понять, как в дальнейшем избегать данных ситуаций.

Конечно, все эти способы будут работать при многократном их применении и активной поддержке взрослых. Важно помнить, что никто не вправе принижать ваше достоинство и репутацию. Необходимо оградить себя от негативных людей и сохранять спокойствие.

как научить ребенка постоять за себя — Дети — tsn.ua

Довольно часто дети в школах становятся объектами насмешек и оскорблений для других детей. Особенно «везет» тем, кто хоть чем-нибудь отличается от окружающих: наличием очков, выравнивающих пластинок на зубах, большим или слишком малым весом и так далее… Но, даже если ребенок особенно ничем не отличается от других, обидная кличка может приклеиться из-за любого пустяка. Стоит, к примеру, ребенку, громко чихнуть на уроке, как его могут начать дразнить «болячкой» или даже «коронавирусом», и это не самые обидные прозвища. А дальше…

Если ребенок реагирует на насмешки слишком болезненно и тяжело переживает, то это еще больше раззадоривает детей и они начинают его активно «доставать» и намеренно доводить до слез и истерик. Поэтому ребенка нужно научить правильно реагировать на оскорбления и насмешки. Как именно? Об этом рассказал житомирский психолог Наталья Сидоренок.

Просто насмешки или буллинг?

Чтобы выбрать правильное поведение для ребенка, страдающего от обидных насмешек, нужно учитывать не только его возраст, но темперамент и характер. Но сначала нужно понять, насколько серьезна ситуация. Если насмешки сопровождаются угрозами, затрещинами, подножками, да еще исходят от старших детей, которые к тому же пытаются отобрать у ребенка деньги, то это уже настоящий буллинг и нужно немедленно сообщить о происходящем дирекции школы. А если это просто насмешки, которые не несут реальной угрозы ребенку, а лишь огорчают и злят его, то можно использовать действенные методики поведения, которые помогут ребенку постоять за себя. Ведь ему нужно учиться справляться с трудными ситуациями и уметь поставить на место наглеца. 

Не показывать виду, что обижен

Итак, первое, что нужно посоветовать ребенку, – не показывать, как ему обидно и как он страдает от насмешек. Понятно, что сразу это у ребенка не получится, но нужно его научить. Например, услышав очередную насмешку, сделать глубокий вздох, который поможет овладеть своими эмоциями или посчитать до десяти. Такие тренировки нужно практиковать дома, когда ребенок находится в спокойном состоянии. И при надобности он сможет воспользоваться этими методиками релаксации. Ребенок должен запомнить, что если он не будет показывать вида, что насмешки его задевают, то обидчикам станет не интересно его дразнить в дальнейшем. И они постепенно отстанут. 

Не опускать голову

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок не выглядел подавленным и напуганным. Объясните ему, что нельзя опускать голову и прятаться от обидчиков, потому что именно таких детей больше всего обижают. Наоборот, нужно поднять голову, выпрямить плечи и принять независимый вид, который говорит: я тебя не боюсь. Можно посмотреть фильмы, где супергерои сражаются с неприятелем и побеждают, используя не только физическую силу, но и моральное превосходство. Можно даже отработать взгляд и выражение лица, которое должно усмирить насмешников. Помогите ребенку представить себя таким же супергероем, которого не задевают насмешки и оскорбления и все обидные слова отскакивают от него, как мяч от стены. Объясните, что сильный человек умеет владеть своими эмоциями и никого не боится. 

Жесткое высказывание

Для начала можно просто игнорировать задиру. Делать вид, что ребенок просто не слышит и не видит его. Если это не помогает, то в ответ на насмешку можно просто пожать плечами, мол, не понимаю, о чем речь, и сразу уйти. Либо сказать так: «Не хочу слушать твой бред. У меня более важные дела.» А еще можно добавить: «Доставай кого-нибудь другого» или «Мне это не интересно» или «Смени пластинку». Нужно уметь резко ответить на хамство или насмешку. Это не всегда помогает, однако окружающие поймут, что этого ребенка не так просто обидеть и начнут относиться к нему более уважительно. 

Если ребенок слышит, как его обсуждают за спиной, ему нужно повернуться и уверенно спросить: «Ты что-то хотел мне сказать?». А если обидные слова произнесены громко и при всех, то можно уточнить: «Что ты сказал?» Обычно задира не решается еще раз повторить и уходит от прямого разговора. Если же кто-то из детей высмеивает ребенка за его плохие отметки, то он может сказать: «Ну если ты такой умный, то помоги мне тоже стать умнее»…Еще эффективна констатация факта. Если дразнят из-за очков, то можно сказать: «Да, я ношу очки и что в этом такого?» Или «Да, я не могу быстро бегать, зато решаю задачи лучше тебя». Словом, родителям вместе с ребенком нужно продумать общую стратегию общения с обидчиком и планомерно бороться с этим.

Смех обезоруживает

Один из эффективных способов противостоять наглецу – это смех. Он обезоруживает и сбивает с толку. Обидчик ждет от ребенка слез, а он – смеется! Если все воспринимать с юмором и превращать в шутку, это всегда хорошо работает. Но здесь нужен опыт. И все же ребенку стоит попробовать на обидные слова реагировать хотя бы легкой улыбкой и пожатием плеч, мол, что ты такое говоришь? Или, глядя в глаза обидчику, улыбнуться и спросить: «Ну что еще интересного ты расскажешь?». Или так: «Это ты сам придумал? Можно было поинтереснее «…

Что могут сделать родители?

Родителям нужно не только помочь ребенку справиться с обидчиком, но и повысить самооценку ребенка. Хвалить его, больше говорить об успехах и достижениях. Помочь познакомиться с хорошими доброжелательными детьми, чтобы ребенок не был одиноким. А еще помочь справиться с теми недостатками, из-за которых ребенку приходится выслушивать неприятные слова. Если у ребенка есть лишние килограммы, то начните всей семьей правильно питаться, исключите из рациона сладости и перестаньте печь торты, займитесь спортом или запишитесь на фитнес. Если ребенок страдает от того, что на лице появились акне или сыпь, сходите вместе к дерматологу, купите необходимую косметику и помогите справиться с проблемой. Если ребенок слабее всех мальчиков в классе, запишите его в спортивную секцию, вместе отжимайтесь по утрам, бегайте и качайте пресс. Это сближает детей и родителей, придает детям силы и веры в себя и делает увереннее. 

Если есть угроза жизни и здоровью, то…

Ребенок может попытаться справиться с насмешниками и завоевать авторитет в классе самостоятельно при помощи приведенных моделей поведения только в тех ситуациях, которые не несут угрозу его жизни и здоровью. Но, если ребенка постоянно преследуют старшие дети, цинично насмехаются, заманивают в закрытые помещения, пытаются у него отобрать вещи, угрожают и так далее, ребенку нужно немедленно обратиться за помощью к взрослым и не пытаться справиться самому. Объясните, что это вовсе не стыдно. Нельзя терпеть постоянные угрозы и обиды. Кроме того, родителям не стоит самим выяснять отношения с родителями обидчика, поскольку они всегда будут защищать свое чадо, даже если ребенок действительно виноват. Самое оптимальное решение – обратиться к дирекции школы и совместно решать эту проблему. 

Читайте также: 

Убеждения родителей, которые сильно вредят их детям

Не умеет проигрывать: как научить ребенка достойно переживать неудачи 

Панибратство с детьми: в чем опасность таких отношений

фактов о травле | StopBullying.gov

В этом разделе собрана основная информация о травле, в том числе:

  • Определение
  • Исследование травли
  • Статистика издевательств
  • Запугивание и самоубийство
  • Законы о борьбе с травлей

Определение травли

В 2014 году Центр по контролю за заболеваниями и Министерство образования выпустили первое федеральное определение травли. Определение включает три основных элемента:

  • нежелательное агрессивное поведение
  • наблюдаемый или предполагаемый дисбаланс мощности
  • повторение или высокая вероятность повторения агрессивного поведения

Это определение помогает определить, является ли инцидент запугиванием или другим типом агрессивного поведения, или тем и другим.

Исследования травли

Предотвращение травли — это растущая область исследований, в которой исследуются сложности и последствия травли. Важные области для дополнительных исследований включают в себя:

  • Распространенность травли в школах
  • Распространенность киберзапугивания в онлайн-пространствах
  • Как травля влияет на людей
  • Факторы риска для людей, которые подвергаются издевательствам, для людей, которые запугивают других, или для тех и других
  • Как предотвратить травлю
  • Как средства массовой информации и их освещение влияют на издевательства

Что мы узнали о запугивании

  • Запугивание затрагивает всю молодежь, в том числе тех, кто подвергается издевательствам, тех, кто издевается над другими, и тех, кто становится свидетелем издевательств. Последствия издевательств могут продолжаться и во взрослой жизни.
  • Нет ни одного профиля молодого человека, причастного к издевательствам. Молодые люди, которые запугивают, могут иметь хорошие социальные связи или быть маргинализованными, а также могут подвергаться травле со стороны других. Точно так же те, над кем издеваются, иногда запугивают других.
  • Решение проблемы издевательств не простое. Наиболее многообещающие подходы к предотвращению издевательств решают проблему со многих сторон. Они вовлекают все школьное сообщество — учащихся, семьи, администраторов, учителей и персонал, такой как водители автобусов, медсестры, столовая и персонал приемной — в создание культуры уважения. Нулевая терпимость и изгнание не являются эффективными подходами.
  • Прохожие или те, кто видит издевательства, могут иметь огромное значение, когда вмешиваются от имени того, кто подвергается издевательствам.
  • Исследования также показали, что взрослые могут помочь предотвратить травлю, рассказывая детям о травле, поощряя их заниматься любимым делом, демонстрируя доброту и уважение и обращаясь за помощью.

Статистика запугивания

Вот федеральная статистика запугивания в Соединенных Штатах. Источники данных включают Показатели школьной преступности и безопасности: 2019 г.(Национальный центр статистики образования и Бюро юстиции) и Система надзора за рискованным поведением молодежи 2017 г. (Центры по контролю и профилактике заболеваний).

Насколько распространены издевательства

  • Около 20% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам по всей стране.
  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет, сообщившие о том, что над ними издевались, сказали, что, по их мнению, те, кто издевался над ними:
    • Имела возможность влиять на восприятие себя другими учащимися (56%).
    • Обладал большим социальным влиянием (50%).
    • Были физически сильнее или крупнее (40%).
    • Было больше денег (31%).

Издевательства в школах

  • По всей стране 19% учащихся 9–12 классов сообщают, что подвергались издевательствам на школьной территории за 12 месяцев до проведения опроса.
  • Следующие проценты учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в разных местах школы:
    • Коридор или лестничная клетка (43,4%)
    • Аудитория (42,1%)
    • Кафетерий (26,8%)
    • На территории школы (21,9%)
    • Онлайн или текст (15,3%)
    • Ванная или раздевалка (12,1%)
    • В другом месте в здании школы (2,1%)
  • Приблизительно 46% учащихся в возрасте 12-18 лет, подвергшихся издевательствам в течение учебного года, уведомили взрослых в школе об издевательствах.

Киберзапугивание

  • Среди учащихся в возрасте 12-18 лет, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в течение учебного года, 15 % подвергались издевательствам в Интернете или посредством текстовых сообщений.
  • По оценкам, 14,9% старшеклассников подвергались издевательствам с помощью электронных средств в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.

Виды издевательств

  • Учащиеся в возрасте 12–18 лет подвергались различным видам издевательств, в том числе:
    • Быть предметом слухов или лжи (13,4%)
    • Высмеивают, обзывают или оскорбляют (13,0%)
    • Толкнули, толкнули, споткнули или плюнули (5,3%)
    • Исключение/исключение (5,2%)
    • Угрожают причинением вреда (3,9%)
    • Другие пытались заставить их делать то, чего они не хотели (1,9%)
    • Имущество было уничтожено намеренно (1,4%)

Государственная и местная статистика

Перейдите по этим ссылкам для получения государственных и местных данных по следующим темам:

  • Издевательства на территории школы, 9–12 классы
  • Киберзапугивание, 9-12 классы

Международная статистика

По данным Статистического института ЮНЕСКО:

  • Одна треть молодежи земного шара подвергается издевательствам; этот показатель колеблется от 7% в Таджикистане до 74% в Самоа.
  • Низкий социально-экономический статус является основным фактором травли молодежи в богатых странах.
  • Молодежь, рожденная иммигрантами в богатых странах, чаще подвергается издевательствам, чем молодежь местного происхождения.

Запугивание и самоубийство

Связь между запугиванием и самоубийством сложна. СМИ должны избегать чрезмерного упрощения этих вопросов и намеков или прямого заявления о том, что издевательства могут привести к самоубийству. Факты говорят о другом. Неверно и потенциально опасно представлять травлю как «причину» или «причину» самоубийства или предполагать, что самоубийство является естественной реакцией на травлю.

  • Исследования показывают, что постоянное издевательство может привести к возникновению или усугублению чувства изоляции, отверженности, изоляции и отчаяния, а также депрессии и беспокойства, которые могут способствовать суицидальному поведению.
  • Подавляющее большинство молодых людей, над которыми издеваются, не склонны к суициду.
  • Большинство молодых людей, которые умирают в результате самоубийства, имеют несколько факторов риска.
  • Для получения дополнительной информации о взаимосвязи между травлей и самоубийством прочитайте «Взаимосвязь между травлей и самоубийством: что мы знаем и что это значит для школ» CDC.

Законы о борьбе с травлей

Во всех штатах есть законы о борьбе с травлей. Когда травля также является домогательством и происходит в школьном контексте, школы обязаны реагировать на нее в соответствии с федеральными законами.

Как вести себя с хулиганом и быть воспитанным в СДВГ

В: «У моей дочери СДВГ и трудности в обучении. Она говорит, что ее дразнят в школе, но как я могу определить, что это настоящая травля?»


Как прекратить издевательства в школе

К сожалению, многие нейроотличные дети сталкиваются с издевательствами, поддразниваниями и/или насмешками. Несмотря на политику борьбы с издевательствами в школах и национальные усилия по повышению осведомленности, дети с СДВГ, вероятно, в какой-то момент окажутся жертвами и/или агрессорами.

Да, агрессоры. Дети и подростки с СДВГ могут не осознавать, когда они пересекли черту от легкого поддразнивания до настоящей травли. Поддразнивание это:

  • часто делается с юмором
  • взаимно
  • не влияет на самооценку
  • остановится, когда перестанет быть веселым

Насмешки, с другой стороны, связаны с недоброжелательностью и продолжаются или даже обостряются после того, как адресат причиняет боль или просит прекратить насмешки. Насмешки — это форма издевательств, и они широко распространены в старших классах начальной, средней и старшей школы.

Хулиганы часто нападают на людей, которых они считают слабыми, уязвимыми и неспособными защитить себя. Это повторяющееся, целенаправленное и направленное на причинение вреда или страха посредством угрозы дальнейшей враждебности. Запугивание может быть физическим (причинение вреда людям) или через агрессию в отношениях (распускание слухов, распространение сплетен и принуждение людей к «сговору» с другими).

[Бесплатное руководство: Помогите ребенку завести друзей]

Часто роли хулигана и жертвы меняются. Дети, которые чувствуют себя неуверенно или отличаются от других, с большей вероятностью будут в одно время агрессорами, а в другое — жертвами. Дети и подростки с СДВГ могут стать мишенью для хулиганов из-за импульсивности, неуклюжести и больших проблем с ведением неловких разговоров и чтением языка тела. Они также могут не осознавать, когда им угрожает опасность стать мишенью или атакой.

Иногда обидчик становится хулиганом. Та же импульсивность и социальные проблемы, которые подвергают детей с СДВГ риску издевательств, могут также привести к тому, что они вымещают свое разочарование на других.

Мотивы агрессора могут включать следующее:

  • Желание соответствовать или быть принятым «крутыми» или «популярными» детьми
  • Давление сверстников
  • Защитный механизм: «Если я запугиваю других, то другие не будут запугивать меня»
  • Для повышения социального статуса: «Я чувствую себя сильнее/умнее/лучше, когда унижаю других»

Как вести себя с хулиганом: 5 шагов

Чтобы научить детей эффективно реагировать на травлю, поддержите их с помощью следующих мероприятий:

  1. Поощряйте ребенка высказываться не вызывающе, чтобы заявить о своей силе . Хулиганы сделают несколько тренировочных насмешек, чтобы проверить кого-то, создать драму и расшевелить обстановку. Если их оскорбления вызовут реакцию, они продолжат. Ваш ребенок может прекратить это, встав и сказав: «Что ты мне сказал?» или «Что вы имели в виду?» Или ваш ребенок может прервать хулигана на полуслове, назвать его имя и сменить тему разговора. Попробуйте поиграть с ребенком в ролевые игры, чтобы попрактиковаться в этом.
  2. Создать стратегию выхода . Обсудите приемы и фразы, которые можно использовать, чтобы вывести ребенка из неудобной ситуации. Узнайте, как ваш ребенок или подросток может обратиться за помощью к своим верным друзьям в трудных социальных ситуациях.
  3. Напомните ребенку, что он не один . Укажите на его настоящих друзей и поощряйте время, проведенное вместе. Для детей младшего возраста организуйте эти встречи; для пожилых людей спросите, не хотят ли они пригласить друга. Попросите школу помочь в укреплении позитивных связей через совместные проекты с единомышленниками. Убедитесь, что учителя знают о социальной динамике, с которой сталкивается ваш ребенок.
  4. Помогите своему ребенку развить самосознание в отношении утверждений, действий или выражений лица, которые могут быть неверно истолкованы как враждебные. Попробуйте сказать: «Эй, ты осознаешь громкость своего голоса прямо сейчас? Можете ли вы снизить его на ступеньку выше?» Ищите отзывы учителей о возможном отталкивающем поведении или привычках, которые они замечают.
  5. Разработайте план безопасности , в котором подробно опишите, что нужно сказать или сделать, чтобы остановить издевательства, когда они происходят лично или в Интернете: с кем поговорить (друг или взрослый), куда пойти в школе (кабинет медсестры или консультанта) , и как свести к минимуму реакцию.

Воспитывайте в своем ребенке или подростке уверенность в себе, определяя его интересы и способности, развивая навыки и гордость в этих областях, признавая его усилия и достижения и оставаясь сострадательным и стабильным в ваших отношениях.

[Симптомный тест: есть ли у моего ребенка СДВГ?]

Как стать честным

Поощряйте ребенка распознавать ситуации, в которых он является сторонним наблюдателем. Попросите их подумать о своих чувствах по поводу увиденного. Объясните, что значит быть честным или кем-то, кто вмешивается от имени человека, над которым издеваются, говоря или действуя. Обсудите, как ваш ребенок может подражать просоциальному поведению, инклюзивности и другим подходящим и безопасным способам быть честным, например:

  • Приглашение других присоединиться к их деятельности и группам
  • Проявление доброты, уважения и сочувствия к другим
  • Прогулка или сидение с уязвимыми детьми, которые могут стать объектами издевательств
  • Вмешательство в группу, заручившись помощью других друзей, которые не любят или боятся хулигана
  • Смена темы, когда начинается дразнящий разговор
  • Подвергнуть сомнению агрессивное поведение, попросив сделать что-то еще
  • Использование юмора для облегчения серьезной ситуации
  • Заявление об одобрении жертвы и подтверждение его или ее социального статуса
  • Частное обращение к цели, чтобы выразить поддержку и озабоченность
  • Сообщение об издевательствах доверенному взрослому, родителю, учителю или администратору школы
  • Если вы чувствуете себя в безопасности,
  • обратиться к человеку, который запугивает, и выразить обеспокоенность в частном порядке.