Как развивать речь: Как развить речь и научиться говорить красиво?
как развить речь — Logoprofy.ru
Свое знакомство с окружающим миром ребенок начинает благодаря своей речи. С каждым годом это знакомство становится все более насыщенным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно. Его следует вести в соответствии с нормами, которые прослеживаются на определенном возрастном уровне.
Ребенку нужна помощь, чтобы полностью овладеть речью. Для каждого возрастного этапа существуют свои нормы и нарушения речевого развития, с которыми вы можете ознакомиться. Некоторые способы и методы развития речевых навыков в раннем дошкольном возрасте доступны и родителям. Эти способы и методы просты и эффективны. Их не сложно освоить самостоятельно.
Что можно посоветовать родителям, желающим стимулировать речевое развитие своего ребенка?
1. Учите новые слова и практикуйте их в лексиконе в течение нескольких дней. Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, трехлетний ребенок сразу же забудет его название. Чрезвычайно важно использовать как можно больше органов восприятия для отработки нового понятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он может звенеть. Послушай, как это звучит. А теперь позвони в колокольчик. Звоним тихо, а теперь громко. Ты помнишь, как он называется? Скажи «звонок». Новое слово отложится в памяти ребенка после такой преднамеренной практики.
2. Общайтесь на разные темы в зависимости от возраста ребенка. Примерные темы: Погода (солнце — теплая погода; ветер, дождь — холодная погода). Покупки в супермаркете. Игрушки. Одежда.
3. Знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями и их особенностями. Расскажите ребенку, что, как и почему происходит. Спросите о прошедшем дне, рассказе, который ребенок услышал, мультфильме, который он посмотрел. Обсудите героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
4. Скажите не только, как называются предметы, но и назовите их части (автомобиль – колеса, руль, крыша, кузов автомобиля).
5. Обратите внимание на то, как произносятся слова. Их следует произносить правильно. Если ребёнок ошибётся, поправьте его.
6. Познакомьте с предлогами и научите ребенка правильно их употреблять.
7. Обратите внимание на голос, интонацию, тембр, выразительность при чтении сказок.
8. Изучите и прокомментируйте картинки в книгах. Задайте вопросы по картинкам.
9. Говорите обо всем, что видите во время прогулки.
10. Читай стихи, отгадывай загадки, пой песни.
11. Не забывайте о мелкой моторике. Игра с мелкими деталями (пазлы , конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
12. Играйте в речевые игры! Во время игры в вопросы-ответы стоит использовать мяч. Вы задаете вопрос и бросаете мяч ребенку. Он/она отвечает и возвращает вам мяч.
13. Речевые игры.
Кто как говорит?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры:
Вариант 1.
Родитель называет животное, ребенок отвечает, как то или иное животное издает звук.
Пчела жужжит. Тигр рычит. Змея шипит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Корова мычит.
Вариант 2.
Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто лает?» и т. д.
Что где?
Цель: расширить словарный запас, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребенку ответить, куда его можно положить.
— Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
— Катя насыпала сахар… Куда? (в сахарницу).
— Саша вымыл руки и положил мыло… Куда? (в мыльницу).
Это съедобно или нет?
Цель: расширять словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить, ловить его (значит есть) или не ловить.
Чем объекты отличаются друг от друга?
Цель: учить различать предметы по их признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом все более и более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
— Назови, кто они и чем отличаются.
— Это медведи. Первый медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.
Опиши предмет.
Цель: расширить словарный запас, развить логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать любой знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). В процессе игры родитель учит ребенка давать подробное описание предмета. Сначала назовите класс предмета, его части, затем форму, цвет, размер, материал, функции предмета. Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребенка. Необходимо четко демонстрировать все, что рассказывается, задавать наводящие вопросы, помогать ребенку с ответом (если возникнут проблемы).
Что (он), что (она), что (оно)?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребенку поиграть словами.
— Я назову предмет, а ты скажи мне, что это такое. Что это за яблоко? (круглое, красное, большое, вкусное и т.д.)
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.
Игру можно организовать в форме сказки.
Сказка о стуле.
Жил-был стул. Это был очень старый стул. Он стоял возле стола вместе с другими стульями. Однажды зайчик ехал на детской машинке. Он вел машину так неосторожно, что врезался в ножку стула. Кролик ударился головой и набил себе шишку.
— Кто ты? Почему ты обижаешь меня?
— Я мебель, — ответил стул. «Я вообще не дерусь! Это ты наткнулся на мою ногу».
Зайка воскликнул: «Какая ножка! Вы колонна! А вас даже больше, чем один!»
Стул ответил: «Конечно! У меня их четыре».
Зайчик поинтересовался: «А зачем тебе столько ног, если ты не ходишь?»
Стул грустно согласился: «Да, к сожалению, не хожу». «Но мне нужно твердо стоять на ногах, чтобы люди, сидящие на мне, не падали».
Кролик был поражен: «Посмотрите на это!» — Вы привыкли, что на вас сидят?
Стул объяснил: «Конечно, я к этому привык». «У меня широкое сиденье, на котором удобно сидеть. И у меня высокая спина, чтобы не упасть».
Зайчик восхитился: «Вот какой ты полезный!» — А я думал, ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда надевает на тебя игрушки или книжки. Более того, мама Вани залезает на тебя ногами, когда ей нужно что-то достать с верхней полки. Получается, ты такой же, как кресло и табуретка. Они также используются для того, чтобы на них сидеть!»
Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за любые успехи и достижения!
Растим «говоруна» с пелёнок или как развивать речь ребёнка от рождения до года
Материал подготовила Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед ОЦДиК.
Для гармоничного и всестороннего развития ребёнка не стоит упускать из внимания и его речевое развитие. Только в общении со взрослым перед ребёнком встаёт особая задача – понять обращённую к нему речь и произнести ответ. Поэтому родителям следует начинать разговаривать с ребёнком с самого рождения.
0-2 месяца
К концу первого месяца жизни ребёнок реагирует на голос, перестаёт плакать, когда с ним говорят, его успокаивает колыбельная песня.
К концу второго месяца жизни ребёнок поворачивает голову к источнику голоса, прислушивается к речи, с интересом смотрит на лицо говорящего, улыбается в ответ на улыбку.
В этот период малыш взаимодействует с мамой с помощью крика – даёт знать о том, что он голоден или испытывает дискомфорт.
Рекомендации родителям:
Очень важно наладить эмоциональный контакт с малышом – находитесь рядом с ним в периоды его бодрствования, дайте ему возможность рассматривать ваше лицо, научиться узнавать ваш голос. Возьмите в привычку разговаривать с ребёнком, проговаривать все происходящие ситуации во время купания, массажа, переодевания, прогулки. Рассказывайте малышу простые детские стишки, пойте колыбельные песенки. Ваша речь при этом должна быть разборчивой, неторопливой, с ласковой интонацией. Не молчите! Отбросьте мысли о том, что малыш вас не понимает. Ведь, чем больше вы с ним разговариваете, тем быстрее он научится вас понимать!
2-5 месяцев
К концу третьего месяца малыш уже активно реагирует на человеческий голос, прислушивается, не видя источника голоса. В ответ на обращённую к нему речь проявляет радость улыбкой, оживлёнными движениями ножек, звуками (комплекс оживления). С трёх месяцев начинает реагировать на своё имя.
В это же время появляется начальное гуление (гуканье) – это короткие тихие вскрики, по характеру напоминающие сочетание гласных А, Ы, У, Э и согласного звука Г. Гуление отражает положительное эмоциональное состояние, когда малыш сыт и доволен, или рассматривает интересную игрушку.
Рекомендации родителям:
Побуждайте малыша к речевой активности – вступайте с ним в шутливый «диалог», повторяйте те звуки, что он произносит – детям это очень нравится и они начинать гулить с ещё большим воодушевлением. Продолжайте разговаривать с ребёнком, озвучивать все его действия, ведь в этом возрасте ребёнок овладевает новыми умениями: переворачивается на животик и обратно, пытается ползти, умеет брать игрушку. Давая ему игрушки, называйте их, говорите какого они цвета, какой звук издают (звенят, шуршат, пищат). Повторяйте одну и ту же информацию изо дня в день и у ребёнка начнёт постепенно накапливаться словарный запас. Продолжайте рассказывать ребёнку стишки и потешки, пойте песенки.
5-8 месяцев
В этот период гуление сменяется лепетом. Постепенно исчезают цепочки гласных звуков, появляются новые согласные и образуются отдельные слоги (па, ба, ма), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма). В процессе лепета происходит тренировка органов артикуляции ребенка, подготовка к дальнейшему овладению речью.
В возрасте 6 месяцев малыш узнаёт и различает голоса близких. Активно реагирует на свое имя. Начинает понимать короткие фразы, особенно если они сопровождаются действиями окружающих.
Рекомендации:
Продолжайте разговаривать с малышом, проговаривать его и свои действия, для того чтобы ребёнок научился понимать не только значение существительных, но и глаголов.
Продолжайте давать характеристику окружающим предметам – размер, цвет.
Выполняйте с ребёнком упражнения, сочетающие стишки с несложными движениями («Ладушки»), выполнение движений по просьбе взрослого («Пока-пока!»).
Рассматривайте картинки, иллюстрированные книжки, называйте предметы, изображенные на картинках. После неоднократных повторений просите ребёнка, чтобы он показал вам заданный предмет на картинке.
Выполняйте простые артикуляционные упражнения: широко откройте рот, широко улыбнитесь, вытяните губы трубочкой, покажите и спрячьте язык. Дети обожают рассматривать лицо взрослого и с удовольствием подражают его мимике.
Продолжайте поддерживать беседу с ребёнком, повторяйте те слоги, что он произносит и добавляйте новые слоги, добиваясь их повторения малышом.
Обратитесь к фольклору, используйте для чтения ребёнку потешки и стишки, содержащие слоговые ряды: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, сидит ворон на дубу…».
На этом этапе, при общении с малышом, используйте звукоподражания для обозначения предметов: машина – би-би, собака – ав-ав, корова – му, гусь – га-га, кошка – мяу, и просите ребёнка повторить их.
8-12 месяцев
В этом возрасте звуки лепета начинают напоминать звуки родного языка, родители смешивают их с развитием собственной речи ребенка. Ребёнок начинает подражать фразовой речи на эмоциональном уровне – выстраивает целые конструкции из слоговых рядов, по своей мелодике напоминающие фразу, придаёт им интонационную окраску – «говорит на своём языке». К концу первого года жизни у ребёнка накапливается 10-12 слов. Как правило, это слова, обозначающие близких людей, окружающие предметы, много лепетных слов и звукоподражаний.
К 9 месяцам ребёнок усваивает значения 8-10 слов, которые связаны с конкретной ситуацией (дай, ешь, пей, на). Способен выполнить движения по инструкции. В 10-11 месяцев ребенок воспринимает целую фразу и дает на неё ответную реакцию. Начинает понимать речь, обращённую к другим. В 1 год ребёнок ходит и выполняет инструкции взрослого в действии. Активно интересуется окружающим, использует указательный жест.
Рекомендации:
Продолжайте активно общаться с малышом дома и на прогулках, знакомьте его с окружающим миром, рассказывайте ему обо всем что он видит, озвучивайте действия (машина едет, собака бежит, птица летит).
Читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации в них, рассматривайте предметные картинки, учите названия частей тела, и просите ребёнка не только показать заданный предмет, но и попытаться назвать его.
Общаясь с ребёнком, не коверкайте слова, не «сюсюкайте», говорите неторопливо и разборчиво – очень важно дать ребёнку образец правильной речи.
Разговаривая с ребёнком, используйте слова и фразы, доступные для его понимания.
Давайте малышу несложные поручения – возьми мячик, дай маме мячик, подними красный кубик.
Продолжайте выполнять упражнения, сочетающие речь с движениями.
Если малышу нравится танцевать, можно попробовать выполнять движения под музыку.
Выполняйте артикуляционные упражнения. Если малыш хорошо справляется с простыми упражнениями, можно постепенно усложнять.
В этом возрасте нужно заниматься не только развитием понимания речи, но и как можно чаще побуждать ребёнка к устному ответу (не только покажи, но и назови – кто это? Что это? Кто что делает? Какого цвета этот мячик? Какую игрушку тебе дать?), создавать ситуации, стимулирующие речевую активность.
Список использованной литературы:
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка — М.
: Просвещение, 1987;
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной — М.: Педагогика, 1985;
- Теория речевой деятельности: Хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титова; РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000;
- Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней – М., «Медицина», 1986;
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.
5 простых способов улучшить развитие речи и языка вашего ребенка
Если бы я как логопед мог сказать родителям только одну вещь, я бы подчеркнул, насколько важны повседневные моменты. Одеваете ли вы своего ребенка по утрам, едете вместе в машине, помогаете ему с домашним заданием или просто проводите время дома, эти маленькие моменты могут оказать большое влияние на речь вашего ребенка и его языковое развитие. И вам не нужно никакой специальной подготовки или опыта, чтобы воспользоваться ими!
Здесь я и несколько моих коллег-логопедов предлагаем пять простых вещей, которые вы можете делать в повседневной жизни, чтобы помочь вашему ребенку развивать свои коммуникативные навыки.
1. Свернитесь калачиком вместе с книгой.
Возможно, вы уже знаете, насколько важно читать вместе с ребенком, но это невозможно переоценить. Одно исследование показало, что дети, которые читают одну книгу в день от рождения до детского сада, по сравнению с теми, кто этого не делает, услышат в общей сложности на на 1,4 миллиона слов больше ! Чтение помогает вашему ребенку расширить словарный запас и понять структуру предложений. Они также учатся следить за темами и понимать эмоции персонажей своих книг. Кроме того, они получают интерактивное время общения с вами.
Экспрессивный речевой патолог Элисон Хистер, M.S. CCC-SLP указывает на другие способы, которыми чтение способствует развитию коммуникации: «Я люблю напоминать семьям, что проводить время с «настоящими» книгами гораздо интереснее и значимее, чем смотреть с детьми рассказ на YouTube или приложение для раннего обучения. Как только перед ребенком оказывается экран, он обычно сосредотачивает все свое внимание на этом экране. Однако совместное чтение настоящих книг — это полностью интерактивное занятие! Подумайте об этом: есть много возможностей для зрительного контакта. Взрослый может корчить смешные рожи и кричать, чтобы подражать персонажам. Вы можете по очереди перелистывать страницы, называть и находить картинки. Вы можете вернуться в историю, чтобы посмотреть на любимую сцену, и, конечно же, вы можете обниматься, делая все это! Совместное чтение сказки может стать перезагрузкой как для взрослого, так и для ребенка, давая им возможность быть вместе «в моменте» даже в самые загруженные дни».
Выберите для чтения время дня, когда он не будет слишком торопливым, когда ваш ребенок будет готов сесть и сосредоточиться. Для многих это может быть прямо перед сном, и вы можете сделать это частью рутины перед сном. Я знаю, что после долгого дня сесть и почитать детскую книгу может быть не на первом месте в вашем списке. Но обещаю — оно того стоит! Книга может быть короткой и простой, прочтение которой займет всего несколько минут. Эти минуты со временем накапливаются, и вскоре ваш ребенок узнаёт тысячи новых слов и языковой опыт .
2. Потренируйтесь расширять фразы вашего ребенка и моделировать хорошую грамматику.
Независимо от возраста вашего ребенка, он всегда может учиться и развиваться в своей способности соединять слова вместе, чтобы составлять фразы и предложения.
Для малышей, которые только учатся говорить, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь им научиться произносить фразы из двух слов. Проще всего сделать это с помощью сильно мотивирующего занятия, например, во время перекуса. Если ваш ребенок протягивает руку и говорит: «Печенье!», смоделируйте: «Еще печенье!» и пусть они повторяют за вами. Это тип искушение общением, , в котором вы поощряете своего ребенка к общению, предлагая ему то, что он хочет, не торопясь дать ему это.