Как развивать речь: Как развить речь и научиться говорить красиво?

как развить речь — Logoprofy.ru

     Свое знакомство с окружающим миром ребенок начинает благодаря своей речи. С каждым годом это знакомство становится все более насыщенным и наполненным. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно. Его следует вести в соответствии с нормами, которые прослеживаются на определенном возрастном уровне.

     Ребенку нужна помощь, чтобы полностью овладеть речью. Для каждого возрастного этапа существуют свои нормы и нарушения речевого развития, с которыми вы можете ознакомиться. Некоторые способы и методы развития речевых навыков в раннем дошкольном возрасте доступны и родителям. Эти способы и методы просты и эффективны. Их не сложно освоить самостоятельно.

     Что можно посоветовать родителям, желающим стимулировать речевое развитие своего ребенка?

     1. Учите новые слова и практикуйте их в лексиконе в течение нескольких дней. Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, трехлетний ребенок сразу же забудет его название. Чрезвычайно важно использовать как можно больше органов восприятия для отработки нового понятия. Например: «Смотри, это колокольчик. Он может звенеть. Послушай, как это звучит. А теперь позвони в колокольчик. Звоним тихо, а теперь громко. Ты помнишь, как он называется? Скажи «звонок». Новое слово отложится в памяти ребенка после такой преднамеренной практики.
     2. Общайтесь на разные темы в зависимости от возраста ребенка. Примерные темы: Погода (солнце — теплая погода; ветер, дождь — холодная погода). Покупки в супермаркете. Игрушки. Одежда.
     3. Знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями и их особенностями. Расскажите ребенку, что, как и почему происходит. Спросите о прошедшем дне, рассказе, который ребенок услышал, мультфильме, который он посмотрел. Обсудите героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.
     4. Скажите не только, как называются предметы, но и назовите их части (автомобиль – колеса, руль, крыша, кузов автомобиля).
     5. Обратите внимание на то, как произносятся слова. Их следует произносить правильно. Если ребёнок ошибётся, поправьте его.
     6. Познакомьте с предлогами и научите ребенка правильно их употреблять.
     7. Обратите внимание на голос, интонацию, тембр, выразительность при чтении сказок.
     8. Изучите и прокомментируйте картинки в книгах. Задайте вопросы по картинкам.
     9. Говорите обо всем, что видите во время прогулки.
     10. Читай стихи, отгадывай загадки, пой песни.
     11. Не забывайте о мелкой моторике. Игра с мелкими деталями (пазлы , конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
     12. Играйте в речевые игры! Во время игры в вопросы-ответы стоит использовать мяч. Вы задаете вопрос и бросаете мяч ребенку. Он/она отвечает и возвращает вам мяч.
     13. Речевые игры.
     Кто как говорит?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры:
    Вариант 1.
Родитель называет животное, ребенок отвечает, как то или иное животное издает звук.
Пчела жужжит. Тигр рычит. Змея шипит. Собака лает. Волк воет. Утка крякает. Корова мычит.
    Вариант 2.
Родитель спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто лает?» и т. д.
     Что где?
Цель: расширить словарный запас, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребенку ответить, куда его можно положить.
— Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
— Катя насыпала сахар… Куда? (в сахарницу).
— Саша вымыл руки и положил мыло… Куда? (в мыльницу).
    Это съедобно или нет?

Цель: расширять словарный запас, тренировать речевое внимание.
Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить, ловить его (значит есть) или не ловить.
     Чем объекты отличаются друг от друга?
Цель: учить различать предметы по их признакам, расширять словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом все более и более похожие). Ребенок перечисляет отличия.
— Назови, кто они и чем отличаются.
— Это медведи. Первый медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.
     Опиши предмет.
Цель: расширить словарный запас, развить логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает ребенку описать любой знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). В процессе игры родитель учит ребенка давать подробное описание предмета. Сначала назовите класс предмета, его части, затем форму, цвет, размер, материал, функции предмета. Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребенка. Необходимо четко демонстрировать все, что рассказывается, задавать наводящие вопросы, помогать ребенку с ответом (если возникнут проблемы).
     Что (он), что (она), что (оно)?
Цель: расширить словарный запас.
Ход игры: родитель предлагает ребенку поиграть словами.
— Я назову предмет, а ты скажи мне, что это такое. Что это за яблоко? (круглое, красное, большое, вкусное и т.д.)
Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребенка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.
Игру можно организовать в форме сказки.
     Сказка о стуле.
Жил-был стул. Это был очень старый стул. Он стоял возле стола вместе с другими стульями. Однажды зайчик ехал на детской машинке. Он вел машину так неосторожно, что врезался в ножку стула. Кролик ударился головой и набил себе шишку.
— Кто ты? Почему ты обижаешь меня?
— Я мебель, — ответил стул. «Я вообще не дерусь! Это ты наткнулся на мою ногу».
Зайка воскликнул: «Какая ножка! Вы колонна! А вас даже больше, чем один!»
Стул ответил: «Конечно! У меня их четыре».
Зайчик поинтересовался: «А зачем тебе столько ног, если ты не ходишь?»
Стул грустно согласился: «Да, к сожалению, не хожу». «Но мне нужно твердо стоять на ногах, чтобы люди, сидящие на мне, не падали».
Кролик был поражен: «Посмотрите на это!» — Вы привыкли, что на вас сидят?
Стул объяснил: «Конечно, я к этому привык». «У меня широкое сиденье, на котором удобно сидеть. И у меня высокая спина, чтобы не упасть».
Зайчик восхитился: «Вот какой ты полезный!» — А я думал, ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда надевает на тебя игрушки или книжки. Более того, мама Вани залезает на тебя ногами, когда ей нужно что-то достать с верхней полки. Получается, ты такой же, как кресло и табуретка. Они также используются для того, чтобы на них сидеть!»
Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за любые успехи и достижения!

Растим «говоруна» с пелёнок или как развивать речь ребёнка от рождения до года

Материал подготовила Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед ОЦДиК.

Для гармоничного и всестороннего развития ребёнка не стоит упускать из внимания и его речевое развитие. Только в общении со взрослым перед ребёнком встаёт особая задача – понять обращённую к нему речь и произнести ответ. Поэтому родителям следует начинать разговаривать с ребёнком с самого рождения.  

0-2 месяца

К концу первого месяца жизни ребёнок реагирует на голос, перестаёт плакать, когда с ним говорят, его успокаивает колыбельная песня. 

К концу второго месяца жизни ребёнок поворачивает голову к источнику голоса, прислушивается к речи, с интересом смотрит на лицо говорящего, улыбается в ответ на улыбку.  

В этот период малыш взаимодействует с мамой с помощью крика – даёт знать о том, что он голоден или испытывает дискомфорт. 

Рекомендации родителям: 

Очень важно наладить эмоциональный контакт с малышом – находитесь рядом с ним в периоды его бодрствования, дайте ему возможность рассматривать ваше лицо, научиться узнавать ваш голос. Возьмите в привычку разговаривать с ребёнком, проговаривать все происходящие ситуации во время купания, массажа, переодевания, прогулки. Рассказывайте малышу простые детские стишки, пойте колыбельные песенки. Ваша речь при этом должна быть разборчивой, неторопливой, с ласковой интонацией. Не молчите! Отбросьте мысли о том, что малыш вас не понимает. Ведь, чем больше вы с ним разговариваете, тем быстрее он научится вас понимать!

2-5 месяцев

К концу третьего месяца малыш уже активно реагирует на человеческий голос, прислушивается, не видя источника голоса. В ответ на обращённую к нему речь проявляет радость улыбкой, оживлёнными движениями ножек, звуками (комплекс оживления). С трёх месяцев начинает реагировать на своё имя. 

В это же время появляется начальное гуление (гуканье) – это короткие тихие вскрики, по характеру напоминающие сочетание гласных А, Ы, У, Э и согласного звука Г. Гуление отражает положительное эмоциональное состояние, когда малыш сыт и доволен, или рассматривает интересную игрушку.

Рекомендации родителям:

Побуждайте малыша к речевой активности – вступайте с ним в шутливый «диалог», повторяйте те звуки, что он произносит – детям это очень нравится и они начинать гулить с ещё большим воодушевлением. Продолжайте разговаривать с ребёнком, озвучивать все его действия, ведь в этом возрасте ребёнок овладевает новыми умениями: переворачивается на животик и обратно, пытается ползти, умеет брать игрушку. Давая ему игрушки, называйте их, говорите какого они цвета, какой звук издают (звенят, шуршат, пищат). Повторяйте одну и ту же информацию изо дня в день и у ребёнка начнёт постепенно накапливаться словарный запас. Продолжайте рассказывать ребёнку стишки и потешки, пойте песенки. 

5-8 месяцев

В этот период гуление сменяется лепетом. Постепенно исчезают цепочки гласных звуков, появляются новые согласные и образуются отдельные слоги (па, ба, ма), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма). В процессе лепета происходит тренировка органов артикуляции ребенка, подготовка к дальнейшему овладению речью. 

В возрасте 6 месяцев малыш узнаёт и различает голоса близких. Активно реагирует на свое имя. Начинает понимать короткие фразы, особенно если они сопровождаются действиями окружающих.

На вопрос «Где?» находит названный предмет. К 8 месяцам начинает понимать ситуативную речь (показывает предметы по просьбе взрослого, делает «ладушки» и «пока-пока»).

Рекомендации:

Продолжайте разговаривать с малышом, проговаривать его и свои действия, для того чтобы ребёнок научился понимать не только значение существительных, но и глаголов. 

Продолжайте давать характеристику окружающим предметам – размер, цвет.     

Выполняйте с ребёнком упражнения, сочетающие стишки с несложными движениями («Ладушки»), выполнение движений по просьбе взрослого («Пока-пока!»). 

Рассматривайте картинки, иллюстрированные книжки, называйте предметы, изображенные на картинках. После неоднократных повторений просите ребёнка, чтобы он показал вам заданный предмет на картинке. 

Выполняйте простые артикуляционные упражнения: широко откройте рот, широко улыбнитесь, вытяните губы трубочкой, покажите и спрячьте язык. Дети обожают рассматривать лицо взрослого и с удовольствием подражают его мимике.  

Продолжайте поддерживать беседу с ребёнком, повторяйте те слоги, что он произносит и добавляйте новые слоги, добиваясь их повторения малышом.   

Обратитесь к фольклору, используйте для чтения ребёнку потешки и стишки, содержащие слоговые ряды: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, сидит ворон на дубу…».  

На этом этапе, при общении с малышом, используйте звукоподражания для обозначения предметов: машина – би-би, собака – ав-ав, корова – му, гусь – га-га, кошка – мяу, и просите ребёнка повторить их.

8-12 месяцев

В этом возрасте звуки лепета начинают напоминать звуки родного языка, родители смешивают их с развитием собственной речи ребенка. Ребёнок начинает подражать фразовой речи на эмоциональном уровне – выстраивает целые конструкции из слоговых рядов, по своей мелодике напоминающие фразу, придаёт им интонационную окраску – «говорит на своём языке». К концу первого года жизни у ребёнка накапливается 10-12 слов. Как правило, это слова, обозначающие близких людей, окружающие предметы, много лепетных слов и звукоподражаний.

К 9 месяцам ребёнок усваивает значения 8-10 слов, которые связаны с конкретной ситуацией (дай, ешь, пей, на). Способен выполнить движения по инструкции. В 10-11 месяцев ребенок воспринимает целую фразу и дает на неё ответную реакцию. Начинает понимать речь, обращённую к другим. В 1 год ребёнок ходит и выполняет инструкции взрослого в действии. Активно интересуется окружающим, использует указательный жест.

Рекомендации:

Продолжайте активно общаться с малышом дома и на прогулках, знакомьте его с окружающим миром, рассказывайте ему обо всем что он видит, озвучивайте действия (машина едет, собака бежит, птица летит). 

Читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации в них, рассматривайте предметные картинки, учите названия частей тела, и просите ребёнка не только показать заданный предмет, но и попытаться назвать его. 

Общаясь с ребёнком, не коверкайте слова, не «сюсюкайте», говорите неторопливо и разборчиво – очень важно дать ребёнку образец правильной речи.

  

Разговаривая с ребёнком, используйте слова и фразы, доступные для его понимания. 

Давайте малышу несложные поручения – возьми мячик, дай маме мячик, подними красный кубик.  

Продолжайте выполнять упражнения, сочетающие речь с движениями. 

Если малышу нравится танцевать, можно попробовать выполнять движения под музыку. 

Выполняйте артикуляционные упражнения. Если малыш хорошо справляется с простыми упражнениями, можно постепенно усложнять. 

В этом возрасте нужно заниматься не только развитием понимания речи, но и как можно чаще побуждать ребёнка к устному ответу (не только покажи, но и назови – кто это? Что это? Кто что делает? Какого цвета этот мячик? Какую игрушку тебе дать?), создавать ситуации, стимулирующие речевую активность.

Список использованной литературы:

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка —  М. : Просвещение, 1987;
  2. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной — М.: Педагогика, 1985;
  3. Теория речевой деятельности: Хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титова; РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000;
  4. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней – М., «Медицина», 1986;
  5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.

5 простых способов улучшить развитие речи и языка вашего ребенка

Если бы я как логопед мог сказать родителям только одну вещь, я бы подчеркнул, насколько важны повседневные моменты. Одеваете ли вы своего ребенка по утрам, едете вместе в машине, помогаете ему с домашним заданием или просто проводите время дома, эти маленькие моменты могут оказать большое влияние на речь вашего ребенка и его языковое развитие. И вам не нужно никакой специальной подготовки или опыта, чтобы воспользоваться ими! Здесь я и несколько моих коллег-логопедов предлагаем пять простых вещей, которые вы можете делать в повседневной жизни, чтобы помочь вашему ребенку развивать свои коммуникативные навыки.

Когда дело доходит до речи и языка, мир — это классная комната вашего ребенка.

1. Свернитесь калачиком вместе с книгой.

Возможно, вы уже знаете, насколько важно читать вместе с ребенком, но это невозможно переоценить. Одно исследование показало, что дети, которые читают одну книгу в день от рождения до детского сада, по сравнению с теми, кто этого не делает, услышат в общей сложности на на 1,4 миллиона слов больше ! Чтение помогает вашему ребенку расширить словарный запас и понять структуру предложений. Они также учатся следить за темами и понимать эмоции персонажей своих книг. Кроме того, они получают интерактивное время общения с вами.

Экспрессивный речевой патолог Элисон Хистер, M.S. CCC-SLP указывает на другие способы, которыми чтение способствует развитию коммуникации: «Я люблю напоминать семьям, что проводить время с «настоящими» книгами гораздо интереснее и значимее, чем смотреть с детьми рассказ на YouTube или приложение для раннего обучения. Как только перед ребенком оказывается экран, он обычно сосредотачивает все свое внимание на этом экране. Однако совместное чтение настоящих книг — это полностью интерактивное занятие! Подумайте об этом: есть много возможностей для зрительного контакта. Взрослый может корчить смешные рожи и кричать, чтобы подражать персонажам. Вы можете по очереди перелистывать страницы, называть и находить картинки. Вы можете вернуться в историю, чтобы посмотреть на любимую сцену, и, конечно же, вы можете обниматься, делая все это! Совместное чтение сказки может стать перезагрузкой как для взрослого, так и для ребенка, давая им возможность быть вместе «в моменте» даже в самые загруженные дни».

Выберите для чтения время дня, когда он не будет слишком торопливым, когда ваш ребенок будет готов сесть и сосредоточиться. Для многих это может быть прямо перед сном, и вы можете сделать это частью рутины перед сном. Я знаю, что после долгого дня сесть и почитать детскую книгу может быть не на первом месте в вашем списке. Но обещаю — оно того стоит! Книга может быть короткой и простой, прочтение которой займет всего несколько минут. Эти минуты со временем накапливаются, и вскоре ваш ребенок узнаёт тысячи новых слов и  языковой опыт .

2. Потренируйтесь расширять фразы вашего ребенка и моделировать хорошую грамматику.

Независимо от возраста вашего ребенка, он всегда может учиться и развиваться в своей способности соединять слова вместе, чтобы составлять фразы и предложения.

Для малышей, которые только учатся говорить, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь им научиться произносить фразы из двух слов. Проще всего сделать это с помощью сильно мотивирующего занятия, например, во время перекуса. Если ваш ребенок протягивает руку и говорит: «Печенье!», смоделируйте: «Еще печенье!» и пусть они повторяют за вами. Это тип искушение общением,  , в котором вы поощряете своего ребенка к общению, предлагая ему то, что он хочет, не торопясь дать ему это.

Для детей, которые уже используют фразы или короткие предложения, сосредоточьтесь не только на расширении этих предложений, но и на использовании правильной грамматики. Вот пример: прямо сейчас мой трехлетний ребенок все еще учится форматировать свои вопросы. Он приближается, но иногда немного путается! Он может сказать: «Где папа?» вместо «Где — это , папа?» Это отличная возможность смоделировать правильную структуру предложения для повторения вашим ребенком.

Если вы заметили, что ваш ребенок использует неправильный глагол, например, «Я пошел  в парк», или неправильное местоимение, например, « Я  люблю мороженое», обязательно найдите минутку или две, чтобы показать их, как сказать это правильно.

3. Окунитесь в мир вашего ребенка и поиграйте с ним.

Хорошие новости:  Игра  – важная часть развития языка! Проведение времени за игрой с ребенком — отличный способ улучшить его коммуникативные навыки. Андреа Лунд, М.С. CCC-SLP, логопед Expressable, сформулировала это лучше всего: «Когда мы играем с детьми, мы погружаемся в их мир и узнаем, что им интересно делать. Дети впитывают слова и движения других во время игры и воспринимают общение как радостную, естественную связь».

Дети лучше всего учатся в игре. Это знакомит их с различными словарными словами, социальными навыками и такими понятиями, как очередность. Кроме того, если вы играете с ними, они наслаждаются временем, проведенным с одним из своих любимых людей!

Во время игры легко придумать, о чем поговорить. Скажем, ваш ребенок любит играть со своими игрушечными фигурками, готовить еду на игрушечной кухне или играть в домики. Есть так много творческих сценариев, которые вы можете исследовать со своим ребенком. Способность притворяться и разыгрывать ситуации в режиме «Что, если?» Контекст позволяет детям проявлять творческий подход к вербализации, что помогает им развивать свои коммуникативные навыки.

Игра с воспитателем помогает ребенку чувствовать себя уверенно и общаться с другими детьми. Они могут практиковать с вами естественные процедуры обмена в игре, поэтому к тому времени, когда они увидят ребенка в парке или в школе, с которым хотят поиграть, они, как правило, будут знать, как взаимодействовать. Изучение того, как правильно взаимодействовать с другими людьми в мире, является большим шагом в развитии речевых и языковых навыков.

4. Обсудите звуки, которые вы слышите в словах.

Это простое практическое задание, но оно очень полезно для развития речи, языка и даже навыков грамотности вашего ребенка!

Найдите минутку, чтобы обсудить звуки, из которых состоят слова. Например, если вы играете на улице и ваш ребенок находит камень, расскажите обо всех звуках, из которых состоит слово: р-о-к. Не сосредотачивайтесь на написании слова; сосредоточьтесь на звуках слова: er , ah , ck .

Понимание звуков в словах называется «фонологической осведомленностью». Это улучшает способность вашего ребенка понимать, как состоят слова. Фонологическая осведомленность также важна, когда ваш ребенок начинает читать. Раннее обучение ассоциации букв и звуков помогает детям улучшить свои ранние навыки чтения  и способствует их успеху в учебе.

Логопед Элисон Хистер предлагает следующие советы по улучшению фонематического восприятия вашего ребенка младшего школьного возраста: «Помимо указания на звуки в словах, помогая с домашним заданием или вместе читая, я люблю давать семьям следующий совет: Когда ваш ребенок спрашивает вас, как написать слово, вместо того, чтобы просто писать его за них, давайте им подсказки. Попробуйте «первый звук такой же, как первый звук в слове» мальчик » или «конец слова рифмуется с пальто ».  Вы даже можете специально написать слово с ошибкой и посмотреть, поймает ли вас ваш ребенок! Когда ваш ребенок узнает о буквах и соответствующих звуках, он станет более уверенным и начнет устанавливать связи между буквами и звуковыми моделями».

5. Попрактикуйтесь в общении с семьей и друзьями.

Взаимное общение является частью того, что значит быть человеком. Дети изучают разговорных навыков со своей семьей дома, и есть множество способов сделать отработку этих навыков веселой и интересной.

Логопед Андреа Лунд объясняет: «Мы можем практиковать разговорные навыки разными способами! Особенно интересно оторваться от простого задавания вопросов и ответов на них. Мы можем слушать, как другие рассказывают истории. Мы можем заметить, что работает (или не работает), когда обсуждаем персонажей из телешоу, книг или игр. Мы даже можем вместе писать собственные истории или разыгрывать сценарии в короткометражных фильмах!»

Попробуйте, чтобы ваш ребенок смотрел разговоры между другими и указывал, что сработало или не сработало с точки зрения общения. Они также могут применить это на практике во время разговора с бабушкой и дедушкой или, может быть, даже набраться смелости и поговорить с официантом в ресторане! Будь то полноценный разговор с родственником или просто приветствие нового друга на детской площадке, эти маленькие победы нужно отмечать.

Мы надеемся, что эти простые и практичные идеи приведут к тому, что вы сможете попробовать уже сегодня, чтобы развить коммуникативные навыки вашего ребенка. Помните, практика не должна быть чем-то сложным или запланированным — просто максимально используйте маленькие моменты, которые вы уже проводите со своим ребенком. Когда дело доходит до развития речи и языка, вы — лучшая модель для вашего ребенка!

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Веселые и простые советы по речи и языку подаются каждый месяц!

Дошкольная речь / Советы по развитию речи/языка

  • Речь

    • Помните, что ваш дошкольник может не произносить все звуки речи правильно, и знайте, что часто это нормально! Многие звуки речи считаются «развивающимися позже» (например, / r /, / s /, / l /, «th» и т. Д.) И часто дети не осваивают их до тех пор, пока не перейдут в начальную школу.
    • Как только вы узнаете, над какими звуками речи ваш ребенок в настоящее время работает (см. последний IEP вашего ребенка или спросите его/ее SLP), вы можете помочь отработать их дома различными способами. Некоторые забавные идеи включают в себя:
      • Sound Scavenger Hunt — Используйте карточки, нацеленные на целевой звук (звуки) вашего ребенка (*см. ссылку «Материалы для домашней практики» на этом веб-сайте, где можно распечатать картинки/карточки) и спрячьте их по всему дому. Затем ваш ребенок может использовать фонарик и ведерко, чтобы собрать все карточки, которые он/она сможет найти, обращая внимание на правильную артикуляцию, когда каждая карточка кладется в ведерко.
      • Таинственная сумка для захвата. Соберите различные предметы домашнего обихода, которые содержат целевой звук (звуки) речи вашего ребенка (например, для звука sp-: ложка, спиннер, игрушечный паук, губка, шпатель и т. д.; для /k/ звук: печенье (настоящее или игрушечное), пирожное (настоящее или игрушечное), расческа, ключ, замок, книга и т. д.) и положите их в большую коробку или пакет. Попросите ребенка залезть в сумку и нащупать предмет; посмотрите, сможет ли ваш ребенок угадать, что представляет собой каждый объект, не глядя!
      • Открытие таинственной карты — Накройте звуковую картинку речи/флэш-карту одеялом/салфеткой/и т.д. и медленно отодвигайте одеяло по частям, пока ваш ребенок угадывает, что может быть изображено.
      • Карточная игра «Звук речи» — игра ведется так же, как и в традиционную детскую игру «Память», но с карточками, нацеленными на целевой звук (звуки) речи вашего ребенка.
      • Speech Sound Bowling — Поместите карточку под каждую игрушечную кеглю для боулинга (или банку из-под кофе/пластиковую бутылку/и т.д.). По очереди играйте в боулинг и произносите целевое слово под кеглей или сбитыми кеглями.
      • Бросок мешка с фасолью — разложите на полу карточки с речью. По очереди подбрасывайте мешок с фасолью и произносите каждое целевое слово по мере того, как оно «ударяется» и переворачивается — это также можно сделать по образцу или в стиле крестиков-ноликов.
      • На стене — прикрепите целевые звуковые карты к стене/шкафу в виде сетки. По очереди бросайте мешок с фасолью в сетку и произносите каждое слово, когда оно «попало».
    • Разговорно повторяйте звуковые ошибки речи вашего ребенка, моделируя правильную артикуляцию ошибочных звуков. Например, если вы слышите, как ваш ребенок говорит: «Этот пидер был таким большим!», вы можете ответить: «Вы правы, тот sp ider был огромен!», добавив немного акцента на правильный sp- начните со слова «паук».
    •  По возможности старайтесь привлечь внимание ребенка и заставить его/ее смотреть вам в лицо, когда вы говорите. Даже без явных указаний дети часто могут уловить множество важных косвенных сигналов о том, как вы используете свой рот для воспроизведения различных звуков речи, просто из естественного разговорного контекста.

     

    Язык 

    • Используйте время, проведенное в продуктовом магазине, для развития рецептивного/экспрессивного словарного запаса. Дайте ребенку подсказку о предмете из вашего списка, направьте его/ее в правильном направлении и посмотрите, сможет ли он/она понять, какой предмет вы описали (например, нам нужно достать что-то вроде фрукта, красный и круглый). Вы также можете поработать над навыками категоризации/классификации — «разделите» свою корзину на разные разделы (например, фрукты/овощи/мясо, горячие/холодные/комнатной температуры, зеленые/желтые/красные и т. д.). Когда вы перемещаетесь по магазину и совершаете покупки, посмотрите, может ли ваш ребенок помочь определить, в какой «раздел» следует добавить каждый товар.
    • Выберите определенные периоды дня, чтобы использовать «разговор с самим собой» при общении с ребенком. Говоря вслух о том, что вы делаете, когда загружаете посудомоечную машину (например, «Ого, эта чашка очень грязная, мне нужно много мыла для этой… Я собираюсь поставить эту миску на нижнюю полку, потому что она очень тяжелая… вода очень горячая, мне нужно сделать ее немного прохладнее» и т. д.), приготовление обедов на следующий день (например, «твоя сестра очень любит индейку бутерброды, так что давайте сделаем для нее большой… о, я забыл купить для вас коробки сока, ребята, завтра нам придется использовать бутылки с водой», составляя планы на выходные и т. д., вы помогаете своему ребенку услышать язык, который обычно ассоциируется с различными видами деятельности/рутинными действиями. Это не только помогает развивать рецептивные/экспрессивные навыки словарного запаса, но и дает вашему ребенку модели правильной грамматики, порядка слов и т. д.
    • Расширьте высказывания вашего ребенка, перефразировав его/ее высказывание, чтобы включить более сложный язык, расширенный словарный запас и т. д. Например, если ваш ребенок говорит «папа, иди работай», вы можете ответить: «Ты прав». Папа сегодня ушел на работу».
    • Читайте вместе как можно больше. Позвольте вашему ребенку выбрать свою любимую историю (даже если вы чувствуете, что с вас уже достаточно этой истории!) и, когда вы можете, попробуйте представить новую историю здесь и там, которая со временем может стать новой любимой. Повторение знакомых историй помогает детям выучить языковые модели и словарные термины, относящиеся к определенным контекстам/ситуациям. Поощряйте ребенка «читать» вместе с вами, часто делая паузы, чтобы дать ему/ей возможность вставить знакомые слова/фразы, или рассказывая вам свою версию истории, основанную на картинках в книге. Совместное чтение книг также является отличным способом помочь вашему ребенку развить базовые навыки слушания и повысить внимание.
    • Используйте время ТВ/DVD, чтобы работать над прогнозированием и описанием. Во время представления спросите ребенка, что, по его мнению, будет дальше; или вы можете попросить своего ребенка изобразить персонажа из сериала и рассказать вам историю о том, что происходит в сериале или что произойдет в следующем эпизоде.
    • Время в машине может быть временем для работы над различными речевыми/языковыми навыками, такими как маркировка, понятия направления/позиции, белые вопросы и т. д. Попросите ребенка маркировать различные части автомобиля, например, лобовое стекло, радиоприемник, ремни безопасности и т. д., и расскажите о функции каждого объекта. Вы также можете работать над условиями сравнения, говоря о том, какие автомобили едут быстрее/медленнее, какие автомобили выглядят новее/старее, какие грузовики больше/меньше и т. д.
    • Время приема пищи — идеальное время для работы над выполнением указаний и концепций направления/позиции. В зависимости от возраста/уровня навыков вашего ребенка вы можете попросить его/ее помочь вам накрыть на стол, используя одно- и двухэтапные команды, такие как «достаньте вилки из ящика», «сначала поставьте тарелки на стол». а затем иди за салфетками» и т. д. Или вы можете сосредоточиться на концепциях направления/положения (например, внутри, на, под и т. д.), когда накрываете на стол вместе с ребенком. Например, вы можете попросить ребенка положить ложки рядом с тарелки, вилки поверх салфетки, салатница в центре  стола и т. д.

     

    Беглость речи

    • Говорите с ребенком медленно и ровно. Попробуйте вставить несколько продолжительных пауз в естественные разрывы, например, там, где будет стоять точка или запятая, если высказывание нужно будет записать.
    • Увеличьте время ожидания ответа на комментарии/вопросы вашего ребенка. Это поможет снизить общую скорость разговорного обмена и поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно, говоря с уменьшенной скоростью.
    • Не «прыгайте» и не пытайтесь закончить предложения вашего ребенка за него/нее, когда он/она испытывает трудности с речью.
    • Постарайтесь сократить количество вопросов, которые вы непосредственно задаете своему ребенку. Вместо этого попробуйте делать комментарии, которые служат «введением» в темы (например, вместо того, чтобы спрашивать «Что вы делали сегодня в школе?», вы можете сказать: «В информационном бюллетене миссис Смит говорится, что это была первая неделя отдела бабочек. ..» или «Мне очень нравится картинка, которую ты нарисовал сегодня на уроке рисования!», а затем подождите, как отреагирует ваш ребенок. 0100
    • По возможности прекратите делать то, что вы делаете, и полностью сосредоточьтесь на своем ребенке, когда он/она разговаривает с вами. Кроме того, постарайтесь уменьшить фоновый шум, отвлекающие факторы или отвлекающие факторы. У детей часто наблюдаются всплески неразговорной речи, когда они пытаются «соревноваться» за время речи, будь то перебивание другими людьми, фоновый шум телешоу и т. д. 90–100
    • Старайтесь не просить своего ребенка «выступать» перед другими (например, просить его рассказать азбуку во время вечеринки по соседству, попросить его прочитать вслух плакат «Звезда недели» на семейном ужине и т. д.).

    Играть

    • Советы по выбору игрушек для развития речи/языка вашего ребенка (адаптировано от Кэрри Эберт):
    • По возможности выбирайте игрушки без батареек. Игрушки без батареек требуют, чтобы дети создавали свои собственные звуковые эффекты/звуки животных/и т. д. Если у вашего ребенка есть любимая игрушка с батарейками, вы всегда можете вынуть их — вы не хотите, чтобы игрушечная ферма издавала звуки животных, вы хотите, чтобы звуки издавал ваш ребенок. Конечно, есть некоторые исключения, и существует множество отличных игрушек, для которых требуются батарейки — просто не забывайте и о вариантах без батареек!
    • Убедитесь, что у вашего ребенка есть доступ к «базовым» или «традиционным» игрушкам (например, к деревянным или картонным кубикам, конструкторам Lego, игровой кухне/еде, поездам/железнодорожным путям, мистеру Картофельной голове, пластилину Play-Doh/формочкам для печенья, одежда для переодевания и т. д. Эти игрушки, как правило, более «открытые», то есть у них не обязательно есть определенное начало, середина и конец. Они предоставляют детям большую свободу в том, как они используют такие игрушки. и часто поддаются более творческой игре, чем настольные игры, видеоигры и т. д.
    • Постарайтесь не слишком беспокоиться о поле при выборе игрушек для вашего ребенка. На самом деле не должно быть никаких «игрушек для девочек» или «игрушек для мальчиков» — если ваш сын тяготеет к куклам и набору для чаепития, вперед! Если вашей дочери действительно нравится строить железнодорожные пути или играть с супергероями, поощряйте это! Различные типы игрушек, как правило, вызывают разные виды игр и наборы навыков (например, наборы Lego/железнодорожных путей/автомобильных наборов имеют тенденцию —> конструктивные, детские куклы —> творческие, переодевание одежды —> ролевые игры и т. д. ). Ограничение вашего ребенка игрушками «для определенного пола» только ограничивает его или ее доступ к различным типам игр и развитию речи.
    • Убедитесь, что у вашего ребенка есть доступ к «базовым» или «традиционным» игрушкам (например, деревянным или картонным кубикам, конструкторам «Лего», игровой кухне/еде, поездам/железнодорожным путям, голове Мистера Картошки, пластилину/формочкам для печенья, платью одежду и т. д. Эти игрушки, как правило, более «открытые», то есть у них не обязательно есть определенное начало, середина и конец.