Как развить речь: Как развить речь и научиться говорить красиво?
как улучшить дикцию и речь
Упражнения для дикции по системе Станиславского: как улучшить дикцию и речьжурнал
Упражнения по системе Станиславского
развитие дикции у взрослых
Дикция – это четкое и понятное произношение слов, которое достигается с помощью правильной артикуляции. Артикуляция, в свою очередь, зависит от степени тренированности губ, языка и мышц, которые работают при разговоре. Хорошая и правильная дикция – неотъемлемая часть актерского мастерства, залог успеха любого публичного выступления. Именно поэтому К. С. Станиславский уделял пристальное внимание развитию сценической речи, одной из составляющих которой является дикция.
Компоненты дикции
Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:
- Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков.
При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
- Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
- Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).
Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.
Как развить дикцию
Станиславский о роли дикции
Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».
Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.
Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни.
Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.
Причины плохой дикции
Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:
- Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
- Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе.
Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.
В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию и поставить красивый голос помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.
Тест: есть ли у тебя актерские способности?
Переходи в наш бот в Telegram и узнаешь.
| Пройти |
Упражнения для улучшения дикции
Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку.
Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.
Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:
1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.
2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.
3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.
4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.
5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.
6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз.
Длительность упражнения — 5−7 минут.
7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.
8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.
После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.
Как сделать речь и дикцию лучше? В part очень сильный речевой факультет, за 990 р. можно пройти онлайн курс «33 упражнения по речи и дикции»
Произношение отдельных звуков
При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:
1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера.
Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.
2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».
3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком.
После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.
Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ.
Постановка дыхания
Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих.
Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.
Упражнения для тренировки дыхания:
1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.
2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.
3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.
4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.
5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
Скороговорки
Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.
Найти скороговорки легче всего в интернете, вот лишь несколько из них:
Интервьюер интервента интервьюировал.
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
Прокурор проколол дыроколом протокол.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.
Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:
1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.
2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.
3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.
4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.
5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.
6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.
Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.
Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов.
Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского « …однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера.
о курсе
Интервью куратора факультета речи и дикции Егора Архипов
Данный курс предназначен для людей, которые никогда не занимались речевым тренингом, так как для него подобраны упражнения, позволяющие познакомиться с базовыми техническими понятиями. Данный курс для домашней работы.
| Купить курс за 990 ₽ |
Click to order
Ссылка на курс приходит на почту в течение дня!
курсы для начинающих
Для тех, кто только начинает свой путь на сцену
Актерское мастерство
Речь, дикция и сторителлинг
Другие статьи
Как развить речь дошкольника на 65% выше возрастной нормы
Нарушения речевого развития есть у 50% детей 6-10 лет.
Это данные Российской академии образования. У одних ребят деформации грубые, у других — менее выраженные, но все же присутствующие.
Во многих случаях нужна помощь логопеда и нейропсихолога. Но если эти специалисты исключили патологию, то успешно развивать речь можно и на занятиях по подготовке к школе.
Хочу поделиться шестью простыми принципами, которые мы используем на занятиях по методике Тамары Ломбиной «Читайка». Они позволяют развить мышление и речь дошкольников (без грубых речевых патологий) на 65% выше возрастной нормы. Эта цифра — результат сплошного тестирования всех наших выпускников по методике Л.Ясюковой с 2010 по 2016 гг.
Принцип 1. Учимся в свободном движении
Речь дошкольника будет развиваться эффективнее, если его не усаживать за парту. По школьной традиции педагоги просят даже трехлеток: «Не вертись, сиди ровно!» И дошкольники тратят энергию впустую, – на сохранение статичной позы. Тогда как двигательная активность может стать мотором для речевого развития.
Как показывают исследования нейропсихологов, движение приводит к росту нервных клеток и связей между ними. А двигательные и речевые центры расположены в головном мозге рядом.
Дошкольники схватывают информацию, даже если не сосредоточены на ней. У детей лучше, чем у взрослых, развито непроизвольное (периферийное) внимание. Наверное, вы замечали, что ребенок, который увлеченно занимается своими делами в комнате с включенным телевизором, тем не менее слышит все, что происходит в новостях. Дети на наших занятиях могут ненадолго отойти от группы, присесть в стороне и даже прилечь на мягкие подушки для релаксации.
Игры на развитие речи в движении:
- Игра «Я знаю пять…» Вы помните эту детскую игру, где надо бросать мяч и называть имена девочек, мальчиков, названия городов и морей? В такую игру можно называть слова по любой теме, которую проходите.
- Игры «Съедобное-несъедобное». И снова наше детство. Ловим мяч – если съедобное, отбиваем – несъедобное.
Эту игру можно использовать и при звуковом анализе слова. Есть звук в слове – ловим мяч, нет – отбиваем. - Настольные игры типа «Читай-Хватай» («Банда умников») или «Речевые кубики» («Речь плюс»). В «Читай-Хватай» надо по картинкам с тремя нарисованными предметами быстро придумать историю. А другие игроки – должны найти эту карточку и схватить ее, кто быстрее. В «Речевых кубиках» катаем кубик и рассказываем общую историю по очереди.
Принцип 2. Развиваем речь без натаскиваний и теории русского языка
Дважды приходилось наблюдать как детей учат прыгать на скакалке. В первом случае папа-спортсмен дал сыну подробнейшие инструкции и требовал, чтобы ребенок следовал теории как можно точнее. Мальчик ушел со стадиона, так ни разу не прыгнув. А в другом случае дедушка на инвалидной коляске выдал внукам скакалки и сказал: «Прыгайте!» Прошло пятнадцать минут, и дети научились.
На занятиях мы «прячем» теорию от детей, и они просто живут в речевой среде, где практикуются и действуют.
Нельзя русский язык учить как иностранный. Дошкольнику с наглядно-образным мышлением, чтобы запомнить информацию, надо её прожить, удивиться и обрадоваться.
Как мы прячем теорию:
- Не даем сложных определений.
На некоторых курсах дошкольники запоминают, что «слоги – это сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха». А ведь гораздо понятнее, если сказать, что слова сами делятся на слоги, если их громко прокричать. Позвать, например, друга с другого берега реки. Вместо сложных определений гласных и согласных можно использовать песенки. Если звук поется с открытым ртом, – значит он гласный. - Рассказ для чтения в виде наглядной схемы
Даем рассказы для чтения в виде наглядных схем. Мы не рассказываем, что такое «рассказ», «предложение» и «слово», а просто показываем это наглядно на схеме. На такой схеме легко посчитать количество предложений и количество слов. Сначала читаем весь рассказ, потом делим его на предложения, потом предложения на слова, а слова – на слоги.

Принцип 3. Развиваем речь при помощи сказки
Даже в 5-6 лет у дошкольников преобладает чувственное, правополушарное мышление. Как пишет нейропсихолог Семенович, вплоть до 10 лет правое полушарие играет не менее, а подчас более значимую роль в обеспечении речевых процессов. Значит речь надо развивать при помощи интуиции, воображения и фантазии, воздействуя на чувства ребенка. Лучшим помощником здесь может стать сказка.
В сказке есть интрига и динамика развития событий, которых нет в энциклопедических историях. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, шуток и метафор. Сказка может стать как канвой для занятия в целом, так и его отдельным элементом. Дети эмоционально и весело воспринимают работу со сказками по системе ТРИЗ, когда мы вносим какие-то новые элементы в знакомые истории.
Как мы работаем со сказкой
- Превращаем занятие в сказочный квест. У нас это происходит так: кукольный персонаж Федот-Наоборот в начале занятия устраивает пакость – что-то прячет или путает.
Чтобы это исправить, детям надо пройти ряд испытаний. В процессе спасения ситуации они получают телеграммы или письма от волшебницы Читайки. Детям удается справиться со всеми каверзами, и они покидают занятие с чувством победы. - Добавляем в знакомую сказку новый объект или нового персонажа. Например, в сказке «Репка» может появиться Чудо-Юдо, Золотая рыбка или Кощей. Могут возникнуть самолет, метро, телевизор, телефон. Их можно вводить в начале сказки или неожиданно.
- Изменяем в известной сказке время или место действия. Можно перенести события в наши дни или в будущее. Все может происходить, например, на необитаемом острове или в пустыне. При этом рассказываем сказку с теми же героями, стараясь придерживаться исходного сюжета.
Принцип 4. Побуждаем ребенка говорить о себе
Дети рисуют свое настроение и рассказывают, что и почему они нарисовали. Еще Выготский говорил о том, что рисование – это своеобразная графическая речь.
С помощью рисунка дошкольники рассказывают о многом. Обратите внимание, дошкольники не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают.
Мы развиваем речь и параллельно вводим в привычку умение понимать и называть свои чувства. По данным всероссийского опроса Института возрастной физиологии РАО, современные дети хорошо дифференцируют только два чувства: страх и злость.
Помимо традиционных бесед о временах года и праздниках, говорим с детьми о том, о чем дети хотят поговорить. Может ли Дед Мороз подарить волшебную палочку, или можно ли медвежонка Паддингтона приманить на трехлитровую банку мармелада.
Каждое занятие заканчивается рефлексией ребенка обо всем, что происходило на занятии. В общем кружке с зажжённой свечой разговариваем о том, что понравилось на занятии и что, возможно, не понравилось
Как побуждать говорить на занятии:
- Используем рисунки настроения и рефлексию в конце занятия как ритуалы
. Эти упражнения не только помогают развивать речь, но и дают педагогу важную информацию о внутреннем мире ребенка.
- Играем в «Оживи картину». Подбираем тематическую картину, например, с весенним сюжетом. Включаем музыку или звуки живой природы: треск льда, журчание ручья, пение птиц. Готовим предметы, например, солому, ветку вербы, снег, кору дерева. Ребенок рассматривает картину, слушает музыку, затем закрывает глаза и дотрагивается до предметов и «заходит» в картину. Потом он рассказывает, что видит внутренним взором на этой картине.
Принцип 5. Развиваем мелкую моторику
За период с 1997 по 2012 гг. число детей 6-10 лет с нарушениями речевого развития увеличилось почти в два раза (по данным Российской академии образования). Отчасти это связано с тем, что дети перестали «думать руками», – познавать мир через действия. И хотя требование развивать мелкую моторику стало общим местом, сейчас много детей 5-6 лет, которые никогда не держали в руках ножниц и не рисовали карандашами.
На многих курсах подготовки к школе дети работают только с рабочими тетрадями.
Пальчиковые игры, поделки, лепка и аппликация традиционно ассоциируются с садиком. Однако развитие мелкой моторики можно делать и не по-садовски.
Как развивать мелкую моторику интересно:
- Используем синхронные и разнонаправленные пальчиковые игры. Традиционные пальчиковые игры мы делаем синхронно: одинаковые действия обеими руками. Разнонаправленные игры – разные действия каждой рукой – сложнее. Они развивают межполушарные взаимодействия. Примеры таких игр: одной рукой рисуем круг, другой — квадрат. Или одной рукой гладим «утюгом» (ладошкой) по столу, другой стучим «молотком» (кулак) по столу. Потом руки меняются.
- Играем с мелкими предметами «по-взрослому». Например, строим куб из гороха. Эту идею мы подсмотрели у автора игровой математики Жени Кац. Она говорит, что эта игра появилась больше ста лет в садах Фребеля. Итак, на ночь замачиваем нут (он тверже гороха), а потом втыкаем в этот нут зубочистки и строим все, что угодно: арки, дома, самолеты, кубики.

Принцип 6. Верим в успех своих учеников, поощряем их
Американский психолог Розенталь провел эксперимент в начальной школе. Учителям в начале учебного года было сказано, какие дети в классе самые способные по результатам тестов.
На самом деле ученые намеренно сказали неправду. Тесты проводились, но «способные дети» в реальности были самыми обычными учениками со средним IQ. Учителей просили никак не выделять этих «одаренных» учеников.
В конце года результаты исследования показали, что обычные ученики стали незаурядными с высоким IQ. Ученые назвали это эффектом Пигмалиона. Если мы убеждены в высоком потенциале ученика, то он скорее всего его раскроет.
Наши ожидания, вера в успех учеников влияют на те результаты, которые они показывают. Мы хвалим маленьких учеников, отмечаем малейшие успехи.
Как поощрять на практике:
- Минута славы каждому. Все вместе хлопаем в ладоши, когда ребята выполняют сложную работу.
Прочитал рассказ – дети и педагог поаплодировали, справился со сложной головоломкой – вновь поаплодировали. Дети чувствуют, что у них все обязательно получится, и учатся радоваться успехам друг друга. - Критикуем конструктивно.
Если надо сделать замечание, говорим, как рекомендовал педагог Никитин: «Ты можешь сделать еще лучше!»
А какие ваши любимые упражнения для развития речи? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.
7 способов ускорить развитие речи и языка
Выберите тему
Самый популярный
25 января 2022 г.
Что такое типичное развитие речи и языка? Исследования говорят, что ребенок начинает говорить в возрасте от 10 до 14 месяцев. Кроме того, к тому времени, когда они достигают возраста 2 лет, они должны быть в состоянии закончить от 2 до 3 предложений, обладая словарным запасом в 150-300 слов.
В этой статье
- Чтение для развития речи
- Карточки
- Детские стишки
- Игра для развития речи и языка
- Распорядок дня
- Использование технологий для ускорения развития речи
- Язык жестов
- Что логопеды хотят, чтобы каждый родитель знал о развитии речи?
Что делать, если ваш ребенок не достигает среднего уровня владения языком? После того, как родители преодолеют первоначальное беспокойство, одним из первых шагов будет осмотр вашего малыша логопедом. Если у них диагностирована задержка речи, они, скорее всего, получат логопедическую помощь, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки.
Но, помимо логопедии, вы можете помочь развитию речи вашего ребенка другими способами. Вот некоторые примеры:
Чтение для развития речи
Чтение для вашего малыша помогает ему лучше познакомиться со звуками и ритмами речи. Чтение также улучшает их социальные навыки и расширяет словарный запас. Итак, когда вы читаете им, поощряйте их указывать на определенные объекты или цвета и мотивируйте их повторять определенные слова.
Более того, чтение книг, наполненных звукоподражаниями (слова, которые на самом деле похожи на звук, который они издают, например Splash!), также могут помочь. Действительно, звукоподражания не только укрепляют речь и раннее развитие языка, но и могут стать еще одним забавным способом заставить ваших малышей подражать вам.
Карточки
Карточки очень популярны и часто используются логопедами во время терапевтических занятий. Карточки также могут помочь ребенку, когда речь идет о зрительной памяти и словарном запасе. В дополнение к расширению их банка слов, вы можете использовать карточки для работы с определенными звуками или артикулировать слова.
Детские стишки
«Скидамаринк а динк динк, Скидамаринк а ду, я люблю тебя!»
Как бы глупо или смешно это ни звучало, известно, что детские стишки помогают малышам запоминать. Они также являются отличным инструментом для улучшения своих коммуникативных навыков. Действительно, они не только помогают детям произносить и артикулировать, но также знакомят детей с новыми словами, что способствует дальнейшему расширению их словарного запаса. От «Itsy Bitsy Spider» до «Skidamarink a doo» пение вместе с вашими детьми может еще больше улучшить их речь и языковое развитие.
Популярные детские песенки, которые вы можете петь дома вместе с малышом:
- Itsy Bitsy Spider
- Skidamarink I Love You
- Old McDonald Had a Farm
- The Wheels on the Bus
- «Песня о бинго»
- «Шалтай-Болтай»
- «Лондонский мост рушится»
- «Один мизинец, коснись, коснись, коснись»
Игра для речи и языка
Игра с вашим малышом известна помочь повысить их двигательные и социальные навыки.
Более того, исследования показывают связь между игрой и развитием речи. Независимо от того, работаете ли вы над целевыми звуками, связанными с игрушками, которые они используют, или просите их указать на определенные цвета или объекты, вы можете улучшить их коммуникативные и социальные навыки.
Ежедневные занятия
Несмотря на то, что повседневные занятия часто бывают излишними, они могут стать отличной возможностью для дальнейшей помощи в языковом и речевом развитии вашего малыша. Например, во время смены подгузника вы можете спеть любимую колыбельную вашего ребенка, чтобы заставить его взаимодействовать с вами. Вы также можете издавать глупые звуки (звукоподражания), чтобы они подражали. Во время еды вы можете поощрять их повторять предметы, которые они видят на столе (например, чашки или ложки).
Кроме того, заблаговременное описание распорядка дня может познакомить вашего малыша с новыми словами и улучшить его речь.
Использование технологий для ускорения развития речи
Использование речевых приложений, таких как Speech Blubs, — это еще один метод, который может улучшить речь вашего малыша.
Это веселое интерактивное приложение не только мотивирует детей работать над произношением слов и звуков (расширяя их словарный запас), но также тренирует их артикуляционные навыки с помощью видеомоделирования.
Ускорьте развитие речи вашего ребенка!
Улучшите языковые и коммуникативные навыки с помощью увлекательного обучения!
Начать бесплатную пробную версию
Исследования показывают, что жестирование вашего ребенка может улучшить его познавательные способности.
Хотя некоторые могут подумать, что язык жестов может препятствовать развитию речи малыша, это не так. На самом деле, язык жестов может еще больше развить языковую систему ребенка, а также улучшить его обучение. При взаимодействии с ребенком вы можете выбирать слова (есть, больше, пожалуйста, кровать, горшок, книга, читать и т. д.), чтобы они подписывались, а также побуждали их озвучивать.
Что логопеды хотят, чтобы каждый родитель знал о развитии речи
Помимо логопедической терапии, родители и опекуны играют важную роль в развитии коммуникативных навыков ребенка.
Если вы хотите, чтобы речь вашего малыша была лучше среднего, одних сеансов терапии будет недостаточно. Взаимодействие с вашим малышом при каждой возможности чрезвычайно важно для его языковых навыков. Независимо от того, решите ли вы читать, играть или петь им, разговаривайте с ними снова и снова и заставляйте их повторять слова или звуки, с которыми они борются.
И последнее, но не менее важное: положительное подкрепление обязательно. Независимо от того, может ли ваш малыш сказать слово или пытается это сказать, очень важно хвалить его усилия, потому что это не только мотивирует его прилагать больше усилий, но и укрепляет его уверенность в себе.
Бесплатная оценка!Пройдите этот тест и получите отчет о достижениях вашего ребенка и индивидуальный план обучения.
Начать оценку
Есть вопрос к нашим логопедам?
Развитие речи Развитие малыша
Взгляды автора полностью принадлежат ему или ей и могут не отражать взгляды Blub Blub Inc.
Весь контент, представленный на этом веб-сайте, предназначен только для информационных целей и не предназначен для замены независимого профессионального медицинского заключения, совета, диагноза, или лечение. Всегда обращайтесь за советом к своему врачу или другому квалифицированному поставщику медицинских услуг по любым вопросам, которые могут у вас возникнуть относительно состояния здоровья. Никогда не пренебрегайте профессиональным медицинским советом и не откладывайте его поиск из-за чего-то, что вы прочитали на этом сайте.
9=»wpforms-«]
8 простых способов развития + поощрения речи в повседневной жизни вашего малыша
Сначала мы обсудили строительные блоки, необходимые младенцам для развития речи, теперь давайте рассмотрим, как включить поддержку и развитие речи в вашу повседневную жизнь с помощью малыш.
1. Взаимная игра + чередование
Это один из моих любимых способов установить двустороннее общение с маленьким ребенком.
Родители часто удивляются, узнав, что они должны практиковать этот навык со своим ребенком. Хотите верьте, хотите нет, но чередование не происходит естественным образом, так как малыши и маленькие дети больше сосредоточены на себе.
Вот несколько простых способов развития этого навыка:
- Катайте вместе с ребенком маленький мячик вперед и назад. Мне нравится, когда они садятся с раздвинутыми ногами, чтобы первыми поймать мяч. Затем скажите: «Раз, два, три!» и катите к ним мяч. Это любимая игра каждого ребенка. Это так просто и замечательно, потому что устанавливает зрительный контакт, взаимопонимание, очередность и даже небольшой импульсивный контроль, пока ребенок ждет своей очереди. Перекатывание грузовика или автомобиля вперед и назад — та же идея.
- Если ребенок занят тихой игрой со своей любимой игрушкой, просто спросите его, можно ли вам по очереди. Обещайте вернуть его сразу же, когда они закончат. Похвалите их за то, что они поделились, когда вы вернете их.
«Большое спасибо, что поделились! Ты дал мне одолжить свою любимую машину, и я сразу же вернул ее. - После того, как они отработают этот навык в течение долгого времени с вами, и вы почувствуете, что он стал устоявшимся навыком, позвольте им попрактиковаться с братом, сестрой или, может быть, с другим ребенком на игровой площадке.
2. Выберите несколько простых слов, чтобы повторять их снова и снова
Если вы хотите, чтобы ваш малыш начал говорить, вам нужно включить слова в свою повседневную рутину . Выберите несколько простых слов или фраз, которые вы знаете, ваш ребенок обращает внимание на каждый день (чистка зубов, купание, прием пищи, выход из дома).
Говорите эти слова или фразы своему ребенку каждый день — чем больше повторений, тем лучше! Помните, что ключ здесь в том, чтобы найти слова или предметы, которые, как вы знаете, внимание вашего ребенка, визуально в это конкретное время, а затем обозначить их для них.
Вот несколько примеров слов и фраз, которые можно использовать в повседневных делах:
- Время купания: брызги, вода, мыльные пузыри, стирка, мыло, убирать игрушки, все сделано, ванна, все чисто
- Прием пищи: вилка, ложка, тарелка, горох, яйца, печенье, яблоко, банан, есть, еще, вкуснятина, пить, вода
- Выход из дома: обувь/обуться, поехали, пока-пока, готово, машина, рубашка, автокресло, пряжка на
3. Произносить забавные звуки + пары слов с движением
Малыши так хорошо имитируют речь, когда она сочетается с движением или действием. Это мой любимый способ поощрения речи и, по моему опыту, самый эффективный.
Есть причина, по которой малыши часто учатся издавать звуки животных раньше, чем произносить настоящие слова. Это потому, что маленькие дети усваивают звуки легче, чем слова. Так почему бы не воспользоваться этим и использовать забавные звуки во время игры с ребенком?
Вот мои девизы для ободряющей речи:
- Скажи «Увеличить, увеличить, увеличить!» при выполнении линий мелком
- Скажи «врум, врум!» при толкании грузовика
- Скажи «прыгай, прыгай!» при прыжках на кровати или батуте
- Скажи «ура!» при хлопке
- Говорить «хлоп, хлоп», когда лопает пузыри пальцем
- Говорить «чу-чу», толкая поезд по рельсам
- Скажи «бип-бип!» когда нажимаешь на клаксон игрушечного грузовика
- Говорить «бах, бах, бах», когда стукаешь два кубика друг о друга
- Скажи «вверх, вверх, вверх!» как ребенок поднимается по лестнице на детской площадке
4.
Устранение фонового шума и визуальных отвлекающих факторов
Устранение чрезмерно стимулирующих визуальных эффектов и громких фоновых звуков повысит слуховое внимание вашего ребенка к тому, что ему говорят. Если у вас весь день включен телевизор, пока вы пытаетесь общаться с ребенком, есть большая вероятность, что телевизор станет препятствием для его/ее понимания того, что вы говорите.
Многие дети с трудом отделяют то, что говорят, от того, что происходит на заднем плане. В основном происходит то, что фоновый шум и разговоры сливаются воедино, и для них это просто звучит как шум. Сведите к минимуму время, проводимое перед телевизором, и старайтесь говорить с ним/ней в тишине, чтобы они могли должным образом обратить на вас внимание.
5. Укажите и повторите
Укажите на вещи в вашей повседневной жизни и повторите их три раза. Сначала это может показаться глупым, но чем больше ваш ребенок слышит слово, тем быстрее он его поймет и сможет повторить вам.
Например, «сидеть, сидеть, сидеть», когда вы хотите, чтобы они сели, чтобы обуться. Или указывая на картинки в книге, говоря: «мяч, мяч, мяч».
6. Имитируйте желаемую речь
Когда ваш ребенок жестикулирует, плачет или скулит, и вы знаете, чего он хочет, имитируйте речь, которую вы хотите, чтобы он сказал. Например, если они плачут, просят молока, скажите: «О, ты хочешь молока! Скажи «молоко, пожалуйста!»». Даже если ваш ребенок не сказал этого вначале, продолжайте повторять словесную команду не менее трех раз, прежде чем давать ее ему.
После того, как вы продолжите это упражнение каждый раз, день за днем, когда они просят молоко, они в конце концов сформулируют нечто, напоминающее произнесение слова «молоко» или «пожалуйста», вместо плача/нытья/указывания пальцем.
Помните, с их точки зрения, если они усвоили, что получают то, что хотят, просто указывая пальцем и плача, то им не нужно использовать слова.
7.
Простые книги + пазлы с одной картинкой
Выберите книги, в которых один знакомый бытовой предмет на странице на белом фоне для малышей до года. Таким образом, когда вы указываете и произносите слово, они знают, на что вы указываете. Младенцы не могут отфильтровывать визуальные отвлекающие факторы, как взрослые. Когда слишком много всего происходит или предметы в книге не похожи на знакомые предметы в их мире, они быстро теряют интерес к чтению. Даже рисунки могут быть слишком отвлекающими и незнакомыми для младенцев и маленьких детей, поэтому лучше всего подходят настоящие картинки.
Лучше всего решать пазлы, начинающиеся с трех картинок (мне нравятся пазлы с Мелиссой и Дугом). Начните с трех картинок и постепенно увеличивайте количество картинок до девяти.
Выньте все детали, говоря «выньте, выньте, выньте», когда вы кладете их. Затем возьмите кусочек головоломки и скажите: «Вот собака! Куда девается собака?» Если не найдут или ошибутся, ничего страшного.

При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.
Эту игру можно использовать и при звуковом анализе слова. Есть звук в слове – ловим мяч, нет – отбиваем.
Чтобы это исправить, детям надо пройти ряд испытаний. В процессе спасения ситуации они получают телеграммы или письма от волшебницы Читайки. Детям удается справиться со всеми каверзами, и они покидают занятие с чувством победы.

Прочитал рассказ – дети и педагог поаплодировали, справился со сложной головоломкой – вновь поаплодировали. Дети чувствуют, что у них все обязательно получится, и учатся радоваться успехам друг друга.
«Большое спасибо, что поделились! Ты дал мне одолжить свою любимую машину, и я сразу же вернул ее.