Как развить речь и научиться говорить красиво взрослому: Как развить речь и научиться говорить красиво?

Содержание

Как развить речь и научиться говорить красиво? — «Семья и Школа»

Содержание

советы, как развить красивую речь

Красивая и грамотная речь – важнейший штрих к портрету успешного человека и то, без чего сложно представить специалиста, уверенно продвигающегося по карьерной лестнице. Умение красиво говорить и излагать свои мысли – универсальный навык. Он пригодится тебе не только на работе, но и придаст уверенности в повседневной жизни. Красноречивым людям гораздо проще дается решение любых проблем. Мы подскажем, как этому научиться.

Теги:

Советы специалистов

Психология общения

правила

Getty Images

В первую очередь, тебе нужно устранить несколько ошибок, которые чаще всего встречаются в речи. Для этого запиши свое публичное выступление или просто совещание с коллегами на диктофон. Затем проанализируй свою речь по этим пунктам, чтобы понять, над чем нужно поработать.

И говори красиво и уверенно.

  • Слова-паразиты. Это встречается в речи большинства людей и не только мешает восприятию, но и делает сказанное «слабым», создавая ощущение неуверенности говорящего в себе. Паразитами могут быть конкретные слова или междометия, например: «нуууу», «эммм» и т.д. Как научиться правильно и красиво говорить? Избавиться от паразитов!
  • Слишком быстрая речь. Часто темп становится очень высоким от волнения. Фразы получаются скомканными и не производят никакого впечатления на слушателя. Как научиться красиво и правильно говорить? Осознанно старайся контролировать скорость своих выступлений, делай небольшие паузы там, где это необходимо по смыслу. 
  • Нелогичные жесты и странная мимика. Чтобы увидеть себя со стороны, диктофона будет недостаточно. Выступление можно также записать на видео. А дома, в спокойной обстановке, ты сможешь увидеть, насколько твои мимика и жесты соответствуют сказанному. Учимся красиво говорить: избавляемся от неловких движений и странных выражений лица.
    Кстати, язык тела и жестов может быть очень красноречив. Мы знаем, как расшифровать язык тела мужчины: 20 доказательств, что ты ему нравишься. 
  • Плохая дикция. Как научиться красиво говорить – упражнения в этом случае совершенно точно помогут. Скороговорки и занятия с логопедом даже в особо запущенных случаях могут улучшить дикцию.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как развить речь и научиться говорить красиво

В подготовке публичного выступления или рабочей встречи с клиентом заранее продумай, что ты хочешь сказать, набросай примерный план и фразы, которые тебе кажутся удачными. Подготовленная речь – красивая речь, как научиться говорить красиво – готовиться! Ни в коем случае не нужно читать по бумажке. Если ты чувствуешь, что без твоих записей не обойтись, заготовь небольшие карточки с ключевыми словами – таким методом часто пользуются американские студенты и не только. Кстати, мы уверены, что красиво говорить могут и экстраверты, и интроверты.

А вот в чем разница между интровертом и экстравертом. 

Как научиться говорить красиво и грамотно? Если у тебя есть сомнения в правильности некоторых ударений и вообще в речевых конструкциях, проверь их с помощью онлайн-словаря. Обязательно стоит уточнить значение слов, в использовании которых ты не уверена.

Хорошее публичное выступление не должно быть скучным и слишком длинным. Как красиво говорить? Чтобы удерживать внимание слушателей, задай в зал пару интересных вопросов (например, «Кто уже пробовал это?») и попроси участников поднять руки. Удачным дополнением выступления может быть раздаточный материал, который содержит информацию по теме.

Упражнения, помогающие начать говорить красиво

Развитие речи и умение красиво говорить актуально не только для детей младшего школьного возраста. Большинству взрослых тоже не помешало бы заняться этим вопросом.

  1. Найти вдохновляющие примеры, как говорить красиво и грамотно. Для этого можно послушать онлайн-лекции, например, TED. Там ты обязательно найдешь ораторов, которые понравятся. Проанализируй их выступление и возьми на заметку удачные приемы.
  2. Больше читать. Чем богаче будет твой словарный запас, тем ярче станет твоя речь! Умение красиво говорить – техника, уровень которой растет с опытом. При подготовке к публичным выступлениям не забывай пользоваться словарем синонимов, чтобы избавиться от повторов в тексте.
  3. Составлять короткие рассказы. Как научиться красиво излагать мысли, говорить правильно? Выбери пять произвольных слов и постарайся составить с их помощью небольшой связный текст. Это отлично тренирует логику и воображение!
  4. Записать свое будущее выступление на диктофон. Если ты решила: «Хочу говорить красиво», техники речи точно должны включать постоянные тренировки. начни с конкретного текста и постарайся довести его до совершенства. А потом пусть это станет полезной привычкой. Так ты сможешь заранее исправлять возможные недочеты.

Как улучшить речь: лайфхаки

  • Установи в телефон полезные приложения. Есть, например, «Русский толковый словарь», который поможет уточнять значения слов. Есть приложения, по которым можно изучать слова с проблемными ударениями. Развитие словарного запаса поможет красиво говорить и излагать свои мысли. 
  • Играй с друзьями в словесные игры. Да-да, те самые, где нужно объяснять слова жестами, рисованием или без однокоренных слов. Они помогут развивать навык не только быстро соображать, но и внятно доносить мысли, а еще расширяют словарный запас. Все это — способы, как научиться красиво говорить.
  • Договорись с коллегами или родственниками о системе наказаний за слова-паразиты. Сказала «ну, это, короче» — получи штрафной балл. За определенное количество баллов делаешь что-нибудь полезное, например, моешь посуду. Кстати, близкие могут поучаствовать с тобой и тоже поучиться говорить красиво и правильно.
  • Не игнорируй дыхательные упражнения для тренировки диафрагмы, а еще присмотрись к приложениям, которые учат медитации.
    При правильной работе дыхания ты начинаешь красиво говорить — голос становится глубоким и спокойным, а речь — плавной.

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните 5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

Как сделать речь красивой? — yourspeech.

ru

Содержание

  • 10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить
  • Слова-паразиты
  • Чтение и еще раз чтение
  • Упражнения на улучшение речи
  • Хотите научиться правильно разговаривать?

10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:

  • 1. Исключить слова-паразиты из оборота.
  • 2. Читать художественную литературу.
  • 3. Постоянно обогащать речь новыми словами.
  • 4. Бороться с дефектами дикции или произношения.
  • 5. Слушать красивую и правильную речь.
  • 6. Пересказывать прочитанное или услышанное.
  • 7. Избегать тавтологий.
  • 8. Выделять главное.
  • 9. Развивать память
  • 10. Бороться со страхом перед публикой

Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.

Слова-паразиты

Избавление от слов-паразитов – задача не из легких. Они входят в привычку, а потому во время разговора мы просто не замечаем за собой дефекта речи.

Слова «короче», «ну», «типа», «это», «как бы», «как сказать», «в общем», «знаешь», «собственно», «допустим» при многократном повторении уничтожают весь шарм нашего изложения, даже если мы говорим об “умных” вещах.

Конечно, от этой привычки не так легко избавиться, потому мы и учимся говорить без паразитов постепенно. Для этого можно попросить родных или друзей вас поправлять. Как только окружающие услышат запрещенное слово, пускай незамедлительно сделают вам замечание. Для повышения эффективности, придумайте себе наказание за употребление слов-паразитов. Заведите специальную копилку и кладите в нее определенную сумму денег за каждый допущенный в разговоре промах. «Копилки наказаний» есть во многих офисах. Таким образом фирмы ведут борьбу со сленгом и ненормативной лексикой среди своих сотрудников.

Если вы спортсмен, можете наказывать себя по-другому. За каждое произнесенное слово-паразит заставляйте себя отжиматься.

Не везде и не всегда удобно делать упражнения, потому можете записывать задания в блокнот, а выполнять все скопившееся за день уже вечером или утром следующего дня. Только не увиливайте от наказания. Ваш лучший помощник – самоконтроль. Со временем вы будете разговаривать четко и внятно, главное не сдавайтесь.

Чтение и еще раз чтение

Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.

Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.

На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.

Повысить эффективность может пересказывание прочитанного. Только попросите кого-то следить за тем, насколько правильно и последовательно вы излагаете текст.

В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.

Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети. Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать.

В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.

Упражнения на улучшение речи

Одним из хороших упражнений для тех, кто учится тому, как правильно говорить, является подбор синонимов.

Чем богаче ваш словарный запас, тем проще вам будет избегать тавтологий и прочих признаков скудности речи. Скачайте на ваш смартфон одно из приложений, помогающих подбирать синонимы.

Когда вам скучно или вы можете выделить 5-7 минут на себя, ищите замену тем словам, которые являются самыми часто используемыми в вашей речи. Тем, кто страдает от дефектов произношения, будет полезно записаться к логопеду. Забудьте о стереотипах – посещают данного специалиста не только дети, но и взрослые.

Для того, чтобы ваша речь звучала четко и быстро, также есть парочка хороших упражнений. Заучивание скороговорок и трудных для произношения фраз отлично улучшает дикцию и поможет вам в достижении поставленной цели.

Хотите научиться правильно разговаривать?

Чаще слушайте красивую речь. Аудиозаписи книг, выступления ораторов, стихи и поэмы – любой источник поставленного произношения будет полезен. Повышайте темп и используйте несколько методов одновременно. Комплексный подход дает наилучший результат.

Задавшись целью улучшить свою речь, проявив настойчивость, вы вполне можете стать человеком, которого собеседники слушают с удовольствием. Верьте в себя и свои силы.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

SLC: стратегии — учимся вместе

стратегии

Рецептивный язык

Рецептивный язык — это способность понимать устную речь. Дети и молодые люди (CYP) с проблемами рецептивной речи могут испытывать трудности с:

  • пониманием слов и предложений, которые люди используют
  • помнить, что говорят люди
  • следуя ряду указаний
  • понимание вопросов, которые задают люди.

  • Перед общением с молодым человеком убедитесь, что он полностью сосредоточен на вас. Это может включать в себя произнесение их имени или визуальную подсказку.
  • Убедитесь, что вербальная информация подкрепляется использованием наглядных материалов, чтобы облегчить понимание подростком. Наглядные материалы могут включать диаграммы, изображения, объекты, краткие заметки и даже язык тела или выражение лица учителя. Визуальные элементы также могут включать использование визуальных расписаний и досок «Сейчас» или «Следующее» для поддержки процедур. Другие визуальные инструменты, такие как планировщик задач, могут помочь учащимся развить независимость в своей работе, поскольку они помогают разбивать инструкции на короткие шаги систематическим и мотивирующим образом.
  • Персонал должен сократить и упростить язык для молодых людей с потребностями SLC. Это включает в себя использование словарного запаса на том уровне, на котором работает молодой человек, и объяснение любых более сложных слов.
  • Персонал должен учитывать длину своих объяснений и инструкций. Предоставляйте частые сводки информации и давайте инструкции короткими шагами, один за другим.
  • Подумайте, сколькими информационными словами (ICW) может управлять CYP при отдаче инструкций или общении.
  • Тщательно учите словарный запас, изучая ключевые слова, используя стратегии сопоставления слов (например, изучая звуки и значение слов). Дайте учащимся множество возможностей встретить эти слова в разных контекстах, помогите им попрактиковаться в использовании слов и многократно возвращайтесь к словам, чтобы способствовать долгосрочному обучению.
  • Уменьшите количество отвлекающих факторов, предоставив тихую зону с низким уровнем стимуляции для поддержки навыков речи и слушания.
  • Используйте связанные с темой ролевые игры, чтобы закрепить и смоделировать язык.
  • Научите CYP показывать, например, согласованным жестом или сообщать вам, когда они не поняли, что им говорят. Положительные похвалы для поддержки.
  • Всегда проверяйте, проверен ли слух CYP.

Выразительный язык

Выразительный язык – это способность выражать мысли словами и предложениями в грамматически правильной и связной форме. У CYP с проблемами выразительной речи могут возникнуть трудности с:

  • сообщать о своих идеях и потребностях
  • рассказывать историю или объяснять идеи
  • поиск слов, которые они хотят использовать
  • имеет смысл для слушателей.

  • Предоставьте детям и подросткам множество возможностей попрактиковаться в разговорной речи в классе, например. групповая работа, обмен мнениями в парах, разговор с учителем или ассистентом.
  • Дайте молодым людям дополнительное время подумать и сформулировать ответы на любые заданные вопросы. Это помогает использовать «правило 10 секунд», когда взрослый тихо считает до 10 после того, как задает вопрос. Если по истечении этого времени молодой человек не отвечает, попробуйте еще раз использовать те же слова, а затем, если ребенок все еще испытывает затруднения, перефразируйте более простым языком.
  • Смоделируйте правильную речь учащемуся, когда он делает ошибки, повторяя правильную форму естественным образом. Например, студент; «Следующим идет наука», модель; «О, они идут в науку дальше».
  • Разверните то, что сказал ребенок; ‘цветок’. Взрослый «да красивый желтый цветок»
  • Дайте учащимся рамки для разговорных и письменных заданий, чтобы помочь им структурировать и упорядочить свои ответы. Они могут включать повествовательные рамки, которые могут помочь наметить истории или диаграммы последовательности, включая ключевые слова, такие как «сначала… далее».
  • Задавайте открытые вопросы, чтобы поощрять более широкий диапазон ответов.
  • Создавайте банки слов по ключевым темам.
  • Поддерживайте трудности с поиском слов, обучая учащихся большому количеству слов. Это может включать в себя изучение значения и звуков в словах с использованием стратегий сопоставления слов.
  • Дайте молодым людям время «найти» слова и подскажите им, задавая им тщательно подобранные вопросы, например: «С какого звука оно начинается?», «Где вы можете его найти?», «Вы можете придумать похожее слово?»
  • Обеспечьте начало предложения.
  • Используйте различные способы записи, чтобы обучение не ограничивалось способностью ученика писать полные английские предложения.

Речь

Речь – это способность координировать движения рта, чтобы производить звуки для составления слов. У учащихся с нарушениями речи могут возникнуть проблемы с:

  • артикуляцией
  • точное произнесение многосложных или сложных слов
  • упрощение слов
  • с разборчивостью связной речи.

  • Не притворяйтесь, что понимаете молодого человека. Попросите их повторить, используя разные слова.
  • Подтвердите, что вы поняли сказанное, повторив часть информации, например, так ты собираешься в поездку в пятницу?
  • Убедитесь, что они видят, как вы говорите. Смотрите им в глаза и говорите ясно.
  • Уменьшите фоновый шум, чтобы вы могли четко слышать молодого человека.
  • Поощряйте молодого человека говорить медленнее, если его речь становится слишком быстрой.
  • Обязательно свяжитесь с логопедом и узнайте, существует ли программа работы, которую можно поддерживать и усиливать в школе.

Заикание

Убедитесь, что персонал обучен понимать различные формы заикания. Вот наиболее типичные признаки:

  • Повторение целых слов, например, «и, и, а потом я ушел».
  • Повторение отдельных звуков, например, «с-с-иди-с-с-сюда».
  • Удлинение звуков, например, «сссссс иногда выхожу».
  • Блокировка звуков, при которой рот находится в правильном положении, но звук не исходит.
  • Лицевое напряжение – в мышцах вокруг глаз, носа, губ или шеи.
  • Дополнительные движения тела, например, топанье ногами, постукивание пальцами.
  • Модель дыхания может быть нарушена, например, ребенок может задерживать дыхание во время разговора или учащенно дышать перед тем, как говорить.

  • Обеспечить инклюзивную, спокойную и способствующую пониманию среду обучения, в которой взрослые и дети положительно реагируют на CYP заиканием.
  • Взрослые и персонал должны проявлять гибкость в отношении устных заданий. Найдите альтернативные методы для повседневной рутины, например, замените ожидание ответа на регистрацию согласованным жестом или знаком.
  • Сократите дефицит времени, чтобы говорить быстро, чтобы избежать повышения напряжения и беспокойства для CYP. Продолжайте активно слушать CYP, сохраняйте интерес и внимание к ним и дайте им время закончить выступление.
  • Создавать возможности для CYP говорить на интересующие их темы. Это может быть так же просто, как добровольное «покажи и расскажи» или поделитесь своими интересами с другом на уроке. Будь креативным.
  • Не заканчивайте слова или предложения CYP для них. Не говорите CYP поторопиться, замедлиться, сделать глубокий вдох или поставить их «на место».
  • Повысить осведомленность всех сотрудников CYP о потребностях SLC. Включая офисный персонал, дежурных руководителей, транспорт (автобус/такси) и персонал на объекте.
  • Используйте наглядные материалы для облегчения трудностей с поиском слов и общения, например, ИКТ, книги и доски для общения. Фактические примеры также см. в разделе ICT, когда будете готовы
  • Дайте возможность петь (поскольку при пении часто отсутствует заикание).

Глоссарий

Нажмите кнопку ниже, чтобы перейти на страницу глоссария.

Страница глоссария

Предыдущий

Обеспечение и вмешательство

Следующий

Ресурсы

Развитие речи в раннем детстве | Основные стратегии

Речь, язык и общение являются важными областями развития детей. Они играют жизненно важную роль на протяжении всей нашей жизни, помогая нам понимать, что происходит вокруг нас, сообщать о наших основных потребностях и чувствах, поддерживать беседы, думать и учиться, развивать отношения, решать проблемы и многое другое. Они также поддерживают многие другие аспекты развития, включая когнитивное, социальное развитие и развитие грамотности.

Исследования показали, однако, что в некоторых районах более 50% детей, поступающих в приемные классы, имеют уровень владения языком ниже ожидаемого для их возраста. С началом пандемии COVID-19 эта статистика, вероятно, ухудшилась, поскольку у многих детей регрессировало языковое развитие, в результате чего они отставали от своих сверстников.

И родители, и работники дошкольного образования могут сыграть важную роль в улучшении языкового развития детей и результатов. Чтобы помочь вам в этом, в этой статье мы рассмотрим этапы нормального развития речи, почему это так важно, как распознать потенциальные проблемы с речью и что вы можете сделать, чтобы поддержать речь маленьких детей.

Содержание этой статьи следующее:

  • Как выглядит нормальное развитие речи в раннем детстве?
  • Почему важно развитие речи и языка?
  • Как распознать нарушения речи у детей?
  • Стратегии поддержки языкового развития

Как выглядит нормальное развитие речи в раннем детстве?

Развитие речи и языка включает четыре основных компонента:

  • Фонетика и фонология : обучение произношению звуков речи, а также понимание правил, по которым звуковые последовательности встречаются в языке.
  • Семантика : изучение словарного запаса и понимание того, как понятия преобразуются в слова — например, означает ли «папа» любого мужчину? Или любой мужчина с бородой? Или только один конкретный мужчина?
  • Синтаксис и морфология : правила расположения слов в предложении (например, глагол обычно стоит вторым, а не последним) и как изменять такие вещи, как время, залог или число — например, является ли множественное число слова «овца» «овцами»?
  • Прагматика : изучение социальных правил использования языка, включая адаптацию вашего языка к тому, с кем вы разговариваете, говорите по очереди и следите за темой. Это также включает в себя изучение невербального общения, в том числе мимики, жестов и тона голоса, и того, как это взаимодействует со словами, которые мы произносим.

Как видите, научиться общаться довольно сложно. Хорошей новостью является то, что дети запрограммированы на то, чтобы делать это, но им нужно активное участие взрослых, чтобы запустить этот процесс. Это также должно быть прямым, лицом к лицу от реального человека; дети не могут эффективно изучать язык с помощью телевизора или компьютерных игр, даже если они носят «образовательный» характер (Kuhl, 2007 и др.). В результате, чем больше вы разговариваете с ребенком (или младенцем) и поддерживаете его язык, тем большего прогресса он добьется.

Мы используем вехи, чтобы понять, как выглядит нормальное языковое развитие – это более точный способ измерения, чем попытка сравнить одного ребенка с другим, потому что все дети разные. Понимание каждой вехи развития поможет вам выбрать правильные стратегии поддержки речи и языка ребенка.

Возрасты и стадии развития речи

Младенцы начинают учиться распознавать язык еще в утробе матери. Исследования показали, что они помнят истории, которые им читали, пока они были в утробе матери, а также узнают голос своей матери (ДеКаспер и Файфер, 19 лет).80, 1986; Кисилевский и др., 2003).

После рождения они обычно проходят следующие стадии развития:

90 242 3–12 месяцев
Возраст Характеристики стадии
Воркование, улыбка и смех
Игра со звуками – лепет (например, да, да, да)
Общение с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем
Звучит так, как будто они говорят, но не используют узнаваемые слова
12-18 месяцев Произнесение своих первых слов со смыслом – например, произнесение слова «мама», чтобы позвать маму «утка»
К 18 месяцам, используя от 50 до 150 слов
От 18 месяцев до 2 лет Комбинирование слов в телеграфной речи (например, «я иду», «дада бросаю мяч»)
Использование простых местоимений («я», «я» и «ты»), но часто путающее «я» и «я»
Называние предметов, которые они регулярно видят
Реагирование на простые команды, такие как «подними пальто»
2-3 года Начало умение произносить более длинные предложения из трех или четырех слов
Использование множественного числа и прошедшего времени
Говорить о том, что они делают, когда они это делают
Улучшаются разговорные навыки – они чаще отвечают вам
3-4 года Говорить более четко – незнакомые люди в основном могут их понять потому что», «если», «и» или «когда»
Рассказывать истории и простые шутки
Уметь отвечать на вопросы об историях
Уметь выполнять просьбы

по поддержке развития речи и языка в раннем возрасте.

Общение и язык в EYFS

Если вы работаете с детьми раннего возраста, вы также можете использовать базовые этапы раннего развития (EYFS) для измерения развития ребенка или младенца. Цели раннего обучения общению и языку:

  • Слушание и внимание , включая способность различать звуки, поддерживать и контролировать внимание в общем контексте, а также способность предвидеть ключевые события в рассказах.
  • Понимание — сначала слова в контексте, затем словосочетания и постепенно более сложные предложения, а также вопросы типа «как» и «почему».
  • Разговор – способность выражать свои чувства, потребности, желания, мысли, идеи, прошлый опыт и симулировать события.

Ожидается, что дети достигнут этих целей, когда им исполнится пять лет. Инспекторы Ofsted проверят, используют ли специалисты по раннему развитию адекватные стратегии, чтобы помочь детям развить свои коммуникативные и языковые навыки. Мы предоставим некоторые идеи стратегий, которые вы можете использовать позже в этой статье.

Наверх


Почему важно развивать речь и язык?

Мы уже упоминали, что развитие речи и языка имеет жизненно важное значение в жизни ребенка, но более подробный список преимуществ, связанных с этим, включает:

  • Обеспечение фундамента, на котором они могут строить в школе. Детям необходимо развивать свою речь и язык, прежде чем они смогут научиться читать, а язык является основным способом передачи информации от учителей к ученикам, усвоения и понимания.
  • В результате вышеизложенного ранний словарный запас детей является предиктором их более поздних образовательных результатов, особенно понимания прочитанного и декодирования (например, Bleses, Makransky, Dale, Højen, & Ari, 2016). Меньший словарный запас в первые годы приводит к ухудшению успеваемости в дальнейшем.
  • Развитие речи чрезвычайно важно для общего развития детей — например, оно способствует когнитивному развитию.
  • Помогает детям подружиться. Использование языка облегчает им значимое взаимодействие с окружающими.
  • Это позволяет им лучше сообщать о своих потребностях, уменьшая разочарование (и, в свою очередь, истерики или вспышки гнева).
  • Дети лучше понимают окружающий мир. Язык связан с нашими мыслями и тем, как мы воспринимаем мир — когда мы можем описать то, что происходит вокруг нас, словами, это помогает нам понять это.

Поэтому важно делать все возможное, чтобы помочь детям и младенцам, находящимся под вашим присмотром, улучшить их коммуникативные и языковые навыки.

Хотите узнать больше?

Наш курс «Поддержка речевого и языкового развития в раннем возрасте» объясняет, как выглядит типичное развитие в этой области, обсуждая ряд стратегий поддержки, одобренных логопедами и языковыми терапевтами, и подробно рассказывает о речевых, языковых и коммуникативных потребностях, в том числе о том, что их вызывает, предупреждающие признаки и как помочь детям, о которых вы знаете или подозреваете, что они могут быть у них. Загляните в нашу библиотеку курсов, чтобы увидеть этот и другие курсы, которые мы предлагаем.

Наверх


Как распознать нарушения речи у детей?

Как и при любом другом развитии, когда дети учатся общаться, все может пойти не так. Это может быть связано с трудностями в обучении, познании, слухе или зрении или в плохой учебной среде с небольшим взаимодействием со взрослыми. В этом разделе мы опишем различные типы языковых проблем, их симптомы и то, что вам следует делать, если вы подозреваете проблему.

Типы языковых проблем

У детей могут возникать любые из следующих проблем:

  • Задержка речи — когда они развиваются нормально, но немного отстают от среднего в достижении каждой вехи. Это наиболее распространенная задержка развития у детей, и более половины задержек речи у детей в возрасте до трех лет разрешаются сами собой.
  • Расстройство речи, связанное с развитием – когда у них есть проблемы с пониманием языка ( задержка рецептивного языка ) и/или использование самих слов ( задержка выразительного языка ). Это может быть неправильно диагностировано как плохое поведение, плохое слушание или невнимательность.
  • Проблемы со звуком в речи — когда детям трудно произносить определенный звук — например, говоря «вадио» вместо «радио» ( нарушение артикуляции ) — или они совершают ряд звуковых ошибок, например постоянно произносят только один слог в слове, например, «бэй» вместо «ребенок», или изменяют определенные согласные во множестве разных слов, например «тат» вместо «кошка» и «ириска» вместо «кофе» ( Нарушение фонологического процесса ).
  • Беглость – когда дети заикаются или заикаются. Это может произойти в начале слова, например, «li-li-like», может быть связано с полной остановкой речи или может быть повторным прерыванием речи с помощью «um» или «uh». Дети до пяти лет довольно часто заикаются, когда учатся говорить, и это приходит и уходит. Однако у каждого пятого ребенка заикание более выражено.
  • Проблемы с вниманием и слухом – когда дети не могут сосредоточиться на речи и эффективно отфильтровывать фоновый шум, что приводит к тому, что они игнорируют речь, перебивают или легко отвлекаются.

Знание различных типов языковых проблем поможет вам сообщить о проблеме профессионалу, если это необходимо, а также даст вам представление о том, как вы можете помочь тем временем.

Симптомы языковых проблем

Симптомы, которые могут указывать на языковые проблемы, включают:

  • Отсутствие внимания при разговоре – легко отвлекается.
  • Неспособность выполнять простые задачи или инструкции (когда ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать эти инструкции).
  • Плохой зрительный контакт.
  • Чрезвычайно трудная для понимания речь – понятна только в 50% случаев.
  • Не заинтересован в том, чтобы ему читали.
  • Повторение одного и того же снова и снова.
  • Избегание разговоров.
  • Постоянные звуковые ошибки речи в течение длительного периода времени.
  • Совсем не говорит к 18 месяцам или не понимает речи к этому возрасту.
  • Не распознает или не маркирует обычные объекты.
  • Трудно выучить детские стишки или простые песенки.

Это не всегда проблема, если дети не достигают вех «вовремя» — существует огромный диапазон в рамках нормального развития. Однако, если вы обеспокоены тем, что ребенок отстает от того, чем он должен быть, составление списка того, когда он достигает каждой вехи, поможет вам увидеть, есть ли закономерность.

Имейте в виду, что языковое развитие детей с английским как дополнительным языком (EAL) будет несколько отличаться. Меньшее знакомство с английским будет означать, что они будут развиваться медленнее — они не обязательно отстают, они просто еще не достаточно слышали об этом языке, чтобы выучить его.

Что делать, если я подозреваю проблему?

Важно действовать, если вы подозреваете языковую проблему, потому что задержка языкового развития может вызвать разочарование у вас и ребенка, а также трудности в обучении и заведении друзей, а также поведенческие проблемы. С другой стороны, раннее вмешательство может быть чрезвычайно полезным и смягчить любые последствия задержки или расстройства.

Если вас беспокоит языковое развитие ребенка, первым делом поговорите со своим врачом общей практики. Если вы не являетесь родителем ребенка, вы можете рассказать родителям о своих опасениях и предложить им записаться на прием. Вам не нужно пытаться диагностировать проблему, с которой сталкивается ребенок, но было бы полезно дать врачу общей практики или родителям представление о симптомах.

При необходимости врач общей практики направит ребенка к логопеду. Речевой и языковой терапевт может решить, что можно сделать, чтобы помочь, и каков потенциал для изменения (их логопедические цели ). Они могут давать родителям упражнения для занятий с ребенком или проводить с ними индивидуальные занятия.

Часто приходится долго ждать вмешательства, поэтому важно, чтобы вы использовали все стратегии, которые мы перечислим в следующем разделе, чтобы обеспечить ребенку максимально возможную поддержку. Постарайтесь досконально разобраться в проблеме, чтобы проявить сочувствие и облегчить ребенку задачу.

Наверх


Стратегии поддержки языкового развития

Мы собрали восемь стратегий, которые вы можете использовать, чтобы побудить детей развивать свой язык. Возможно, вы уже используете некоторые из этих стратегий, или вам может потребоваться немного изменить то, что вы делаете, чтобы максимизировать возможности обучения, которые вы даете детям и младенцам вокруг вас. Все, что вы можете сделать, поможет им добиться наилучших возможных результатов.

1. Будьте хорошим образцом для подражания

Поскольку дети часто учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их, вам необходимо убедиться, что вы максимально моделируете хорошие речевые и языковые навыки, в том числе:

  • Говорить медленно , чтобы дети успевали обработать информацию, которую вы им даете, а также четко и спокойно.
  • Использование коротких предложений , чтобы они не перегружались языком
  • Зрительный контакт , при необходимости опуститься на уровень ребенка.
  • Моделирование правильного произношения и структуры предложения , убедившись в произношении каждого слова и звука — например, это помогает детям научиться говорить, если вы говорите «собираюсь», а не «собираюсь».
  • Не использовать «детские слова» – детям нужно откуда-то выучить взрослую версию, и если вы смоделируете ее для них, они выучат ее быстрее.
  • Маркировка объектов и действий вокруг вас , чтобы расширить словарный запас — например, «посмотрите на эту собаку!».
  • Внимательно слушайте когда с вами разговаривают дети – уделяйте им все свое внимание.
  • Не перебивать , когда они говорят.
  • Дайте им возможность ответить , оставляя паузы после ваших предложений. Это поможет им научиться строить свою очередь в разговоре, а также даст им время подумать и предугадать ваше следующее предложение.
  • Знаки, жесты или действия во время разговора помогают передать смысл.
  • Использование выразительного языка для обсуждения объектов, действий и эмоций, например, «это красивая картинка!», «посмотрите на эту высокую башню!». Это поможет детям расширить словарный запас.

Чтобы быть хорошим образцом для подражания, вам нужно всего лишь немного изменить свое поведение, и это может принести очень полезные результаты.


2. Читайте им

Чтение в раннем возрасте чрезвычайно эффективно для развития речи — оно также имеет много других преимуществ, о чем вы можете узнать из нашей статьи «Почему чтение важно для детей?». Старайтесь читать книги каждый день, если можете — это даже полезно для детей младше шести месяцев, но особенно эффективно, когда они становятся старше.

Когда вы читаете, указывайте на слова, когда вы их произносите. Это помогает детям связать устное слово с написанным и поможет в дальнейшем развитию их грамотности. Расскажите о каждой странице, чтобы побудить ребенка говорить — например, вы можете сказать: «Это много еды — какая твоя любимая еда?».

Вовлеките их в книгу, используя интонацию, указывая на картинки и позволяя ребенку угадать, что произойдет дальше. Малыши могут захотеть, чтобы вы читали им одну и ту же книгу снова и снова — это отлично подходит для того, чтобы заставить их действительно усвоить язык и проверить, смогут ли они закончить предложения за вас. Вместе с любимыми детьми читайте книги на разные темы, особенно по мере взросления, чтобы они расширили свой словарный запас. Говорите о словах, с которыми они не знакомы, спрашивая их, знают ли они, что они означают, и объясняя, если нет.


3. Разговаривайте вместе

Естественно, если вы как можно больше разговариваете с ребенком, это способствует развитию его речи. Важно разговаривать с ними, даже когда они не могут с вами разговаривать — с самого рождения вы должны болтать о том, что вы делаете, и задавать им вопросы, реагируя на любые жесты или шумы, которые они издают, как если бы они произнесли предложение. Это учит их тому, как работают разговоры, и знакомит их с большим количеством словарного запаса и структур предложений, с которыми нужно ознакомиться.

Чтобы сделать ваши разговоры еще более эффективными, подумайте о:

  • Разговор с младенцами нараспев, высоким голосом . Они с большей вероятностью настраиваются на это и слушают, что вы говорите, тем самым ускоряя свое языковое развитие.
  • Обращайтесь к ним по имени , чтобы привлечь их внимание, прежде чем говорить (и научить их имени!).
  • Расширение того, что говорят дети , путем повторения и развития. Например, если они говорят «машина», вы можете сказать «да, посмотри на вон ту красную машину». Предоставление ребенку полных предложений помогает ему больше узнать о грамматике.
  • Использование параллельного разговора и разговора с самим собой . Параллельный разговор предполагает обсуждение того, что делает ребенок, например: «Сегодня на тебе красивое голубое платье» или «Ты играешь с игрушечным жирафом». Разговор с самим собой включает в себя разговор о том, что вы делаете, например: «Я убираю игрушки, потому что уже почти пора идти домой». Это помогает научить детей обращать внимание на сигналы и предсказывать, что произойдет дальше.
  • Быть позитивным . Если дети ошибаются в речи, вы все равно должны сказать «молодец» или «да» — чтобы научиться говорить, нужно приложить много усилий, и им потребуется много поощрения. Затем вы можете повторить то, что они сказали, исправив ошибку; они будут учиться постепенно, слушая, как вы произносите правильные формы. Например, если ребенок говорит «у нее есть собака», вы можете сказать «да, у нее есть собака».
  • Выбор тем для работы в каждом полугодии . Некоторый словарный запас появится в разговоре естественным образом, но, выбрав тему (например, распорядок дня, животные, части тела, еда и питье или цвета), вы сможете научить детей еще большему количеству слов! Повторение одной и той же темы в течение нескольких недель также сделает ее более запоминающейся.

4. Пойте вместе с ними

Пение особенно важно для младенцев и детей младшего возраста – оно действительно может помочь в развитии их речи, помогая им различать звуки, узнавать рифмы, улучшать память и расширять словарный запас. Так же, как и при чтении, делайте паузу перед окончанием строки песни, попросив детей заполнить пробел, например, «мигал, мерцал, маленький… (звездочка)».

Вы можете сочинить свои собственные песни или попросить сделать это детей постарше. Если они глупые, детям может понравиться и они запомнятся еще больше!


5. Играйте в игры с описанием, угадыванием и очередностью

Игры — это отличные языковые упражнения, которые вы можете попробовать. Вы можете попробовать:

  • Попросите детей ощупать спрятанный предмет и описать его, чтобы другие могли догадаться, что это такое.
  • Игра «кто я?», где вы описываете предмет, а дети должны его угадать – например, «у меня четыре ноги, и я домашнее животное, я люблю лаять».
  • Играю в шпионажа.
  • Сидеть в кругу и по очереди что-то передавать, говоря только тогда, когда подходит ваша очередь. Таким образом, вы можете заставить всех ответить на вопрос (например, «какая ваша любимая еда?»). Это также помогает развивать внимание и навыки слушания, которые жизненно важны для хорошего общения.
  • Просите детей подождать, пока вы не скажете «иди», чтобы что-то сделать, например, снести башню или сильно пошуметь. Опять же, это улучшает их внимание и навыки слушания.

Есть также множество других игр, которые могут быть такими же забавными, как и эти предложения — посмотрите, что вы можете придумать!


6. Поощряйте притворную игру

Притворная игра помогает детям расширить свой словарный запас — вы можете предложить им одеться персонажами из их любимой книги, придумать свои собственные истории или попробовать сыграть в ролевую игру, используя простой реквизит.

Во время игры предложите ребенку назвать предметы, которые он использует, и задайте ему такие вопросы, как «что ты сейчас делаешь?», «где шляпа Тедди?». Вы можете давать им простые инструкции в игре, например, «положить мишку», усложнив их для детей старшего возраста («посади свою куклу на стул»).


7. Изучайте рифмы

Рифмы так же важны для развития речи, как и пение. Помимо того, что они помогают детям различать звуки и выучивать больше слов, рифмы улучшают навыки фонологического восприятия и подготавливают детей к обучению чтению.

Вы можете играть в игры, например, придумывать слова, с которыми дети должны найти много рифм, или вместе составлять стихи. Чтение рифмованных историй — еще один хороший способ включить их в повседневную жизнь.


8. Создайте языковую среду

Чтобы максимизировать возможности для развития языка, убедитесь, что среда вокруг вас способствует хорошему общению. Это означает:

  • Поддержание порядка и порядка. Исследования показали, что опрятные комнаты помогают детям лучше учиться.
  • Наличие на стенах красочных дисплеев со словами, на которые интересно смотреть (но не перегружать). Это полезно для детей старшего возраста, которые могут начать сопоставлять устное слово с написанным.