Как развить речь и научиться говорить: Как научиться красиво и грамотно говорить

Содержание

Как научится красиво говорить. Как развить речь и научиться говорить красиво

Как научиться правильно говорить? Этот вопрос в современном мире занимает все больше людей. Ведь порой от красноречия зависит успех в карьере, исход собеседования, встречи с деловыми партнерами, даже разговора с продавщицей в ближайшем магазине. Красиво говорить — это искусство, поэтому ему вполне можно обучиться. Самое главное, иметь огромное желание и захотеть, чтобы ваши речи были убедительны, грамотны и действенны.

Если вы, хотя бы один раз заслушивались речами известного политика или деятеля искусства, то вполне закономерно, что у вас возникал вопрос, как говорить правильно и красиво. Иногда люди, особенно те, которые вещают с экранов телевизоров, действительно завораживают: они плетут из слов и предложений искусный узор, воздействующий на сознание слушателей. А как объяснить такой парадокс, когда человек, приятный внешне, после нескольких минут общения вызывал в вас одно лишь желание — поскорее попрощаться с ним? В чем секрет? А именно в умении правильно вести разговор.

Проблема в том, что порой люди, достаточно эрудированные и образованные, просто не могут облекать свои мысли в Но им не стоит отчаиваться, ответ на вопрос, как научиться правильно говорить отнюдь не недосягаем.

По мнению многих исследователей, слушатели гораздо охотнее внимают тем, кто имеет низкий голос. Поэтому людям, которым «посчастливилось» родиться обладателями писклявого, высокого тембра, стоит потратить несколько месяцев на тренировки. Все это исправимо, можно попробовать пародировать кого-то из знаменитостей, имеющих низкий голос. Вам стоит вместе с избранным героем петь, говорить, и результаты удивят вас примерно через пару месяцев.

Претендовать на звание профессионала ораторского искусства может только тот человек, который прочитал массу книг. Если вы не любитель чтения, то, скорее всего, добиться больших успехов и понять, как правильно вести разговор, вам не удастся. Ведь книги — это отличный способ регулярно пополнять словарный запас. Кроме того, чтение является пусковым рычагом формирования грамотности речи.

Родители, которые хотят, чтобы их дети приносили хорошие отметки за школьные диктанты, должны с малых лет прививать им любовь к чтению. Кроме того, книги — это просто кладезь литературных оборотов и приемов, которые нужно, не стесняясь, применять в повседневном общении.

Очень полезно для будущих ораторов — записывать слова, которые им неизвестны, чтобы потом посмотреть их значение. Кроме того, можно записать свою речь и услышать собственный голос так, как его воспринимают окружающие. Это поможет подкорректировать некоторые неудачные нюансы.

В любом случае, ответ на вопрос, как научиться правильно говорить, может найти каждый, кто не боится трудностей, не боится ставить перед собой цели и достигать их.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена — это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это — ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки — всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия — это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении — чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант — беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных .

Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

Самым правильным для речевого дыхания считается, когда вдох и выдох осуществляется за счет увеличения и уменьшения грудной клетки в поперечном и продольном направлениях. Это происходит путем сокращения диафрагмы дыхательных мышц и мышц живота. Считается, что это дыхание является основой для речевого дыхания.

Как научиться построению правильных предложений?

Покупайте красивый блокнотик или общую тетрадь. Записывайте в нее все словосочетания, фразы, афоризмы и слова, которые вызывают у вас симпатию.

Заводите личный дневник. Посвящайте несколько часов времени описанию в нем событий, произошедших с вами за сутки.

Читайте хорошую литературу (Достоевского, Пастернака, Булгакова, Толстого, Пушкина). В голове будут автоматически откладываться различные красивые предложения, которые вы сумеете потом перестраивать и смело использовать в любой ситуации.

Приобретите несколько хороших словарей и любую книгу по культуре речи. Лучший выбор – писатель Розенталь Д.Э.. У него есть много полезных книг, которые достойны вашего внимания.

Уверенность при разговоре

«Подключайте» свою наблюдательность: люди будут относиться к вам так, как вы будете относиться к самой себе! Именно поэтому такой компонент, как уверенность, вам просто необходим!

Старайтесь смотреть прямо в глаза своему собеседнику. Это повысит уровень вашей уверенности в себе. Неуверенный человек постоянно отводит взгляд куда – то в сторону, будто испытывает необоснованный страх.

Называйте собеседника при разговоре по имени. Его имя – «волшебное слово», которое оставит отличное впечатление о вас. Если не помните, как зовут человека, с которым вы беседуете, корректно переспросите его об имени.

Не хвастайтесь своими интеллектуальными способностями. Будьте проще, изъясняйтесь понятным для человека языком. Своей простотой вы покорите любого собеседника. Он задарит вас комплиментами, которые обязательно прибавят еще немного уверенности в «копилку» жизненного опыта.

Как грамотно расширить словарный запас?

Откройте книгу, в которой «вмещается» огромное количество страниц. Вчитывайтесь в каждое прочитанное слово. Старайтесь запоминать все новые и новые предложения, глаголы, прилагательные. Чтение способствует пассивному накоплению словарного запаса.

Учите наизусть стихи, отрывки из текстов, рассказы, прозы, сказки, тексты песен, притчи, басни…. Можете использовать различные аудиокниги, художественную литературу. Можете ее бесплатно скачать из интернета. Если вам так будет удобнее воспринимать информацию. Фильмы, видео – тоже неплохой вариант.

Часто общайтесь с людьми (в реальности и в виртуальном мире, как на русском, так и на английском языках). Используйте в общении все новые и новые слова, манипулируйте синонимами.

Пишите изложения и сочинения. Какие темы выбирать? Те, которые ближе вам по духу и по содержанию.

Техника речи – Орфоэпия

Орфоэпия – это свод правил речевого произношения, который признается образцовым еще с 19-ого века.

Для любого разговора, носящего деловой характер, первостепенное значение – это техника речи. Ее составляющие: правильное литературное произношение, дикция, речевое дыхание, интонация, речевой слух, ударный слог и правильное ударение.

Техника речи — мастерство делового общения посредством языковых конструкций, которые построены на основе высоты, тона, силы и благозвучности голоса.

Правильная дикция при разговоре поможет говорить красиво

Дикция – это четкость и ясность произношения речи. Порой за хорошую дикцию необходимо вести борьбу.

Начинайте с упражнения – разминки. Возьмите небольшой карандаш в зубы. Произносите фразу, которая состоит минимум из десятка слов. Не переставайте крепко держать карандаш. Доставайте его и повторяйте ту же самую фразу.

Займитесь тренировкой диафрагмы. Выбирайте любую гласную букву. Сделайте глубокий вдох. На выдохе «протяните» (голосом) выбранную букву, пока ваше дыхание не закончится. Данное упражнение старайтесь повторять минимум несколько раз в сутки.

«Короче» произносят гиперобщительные люди, не контролирующие степень своей болтливости. Их стремление «укоротить» речь никогда не увенчивается успехом.

«Кстати» принадлежит тем, кто чувствует себя неуютно, но хочет побыть хоть какое – то время в самом центре внимания.

Наибольшую симпатию вызывают люди, соблюдающие среднюю разговорную скорость. Таких людей относят к категории ответственных и надежных индивидов. Она ассоциируется с логичностью, последовательностью и осознанностью. Однако скорость речи изменить практически невозможно, поскольку она зависит от темперамента.

Нормальная речевая скорость – от шестидесяти до ста слов в минуту. Следите за тем, чтобы эта цифра касалась и вашей речи. Берите в руки секундомер и диктофон. Выбирайте текст и читайте его в течение шестидесяти секунд. Так вы и узнаете, какая скорость «скрывается» в вашей речи. Сделайте все, чтобы показатели были в норме (шестьдесят слов в минуту).

Жесты и мимика в изложении своих мыслей

Жесты – это «дополнительный» язык. Помните: их не должно быть очень много. Научитесь управлять собственным телом, чтобы не раздражать и не отталкивать окружающих своей жестикуляцией. Следите за каждым движением, продумывайте все жесты (от мелкого до размашистого). Мимика – это то очарование, которое может усилить силу восприятия. Становитесь перед зеркалом и тренируйтесь. Это так называемый «зеркальный тренинг».

Внешний вид поможет влиянию на окружающих при разговоре

Той обстановке, в которой вы находитесь, должен соответствовать ваш внешний вид. Уделите ему особое внимание. Помните древнюю пословицу о том, что встречают по одежде…? Ну а далее вы знаете. От вашего умения общаться зависит следующее представление о вашей персоне.

Литература для изучения и практической тренировки техники речи

(Мортимер Адлер) Книга: «Искусство говорить и слушать».

(Никольская Светлана) «Техника речи».

(Джеймс Хьюмс) Книга: «Секреты великих ораторов».

(Лаптева Елена) «600 упражнений для развития дикции».

(Ром Наталья) «Хочу говорить красиво!».

Сведите до минимума произношение иностранных слов на публике. Многие граждане относятся к ним крайне негативно.

Выпишите на листок тезисы своего предстоящего выступления. Каждый пункт дополняйте подпунктами и пометками, если что – то важное придет в голову.

Выступайте на своей территории, если есть такая возможность. А если ее нет, то отправляйтесь на место выступления и изучите его. К нему необходимо присмотреться, привыкнуть.

Занимайтесь тренировкой речи перед зеркалом. Три раза – это минимальное количество тренировок в сутки.

Раскрой свои способности… —

Каждый хотя бы несколько раз в жизни сомневался, как правильно произнести слово, куда поставить ударение, ведь русский язык — один из самых сложных языков.
Сложности возникают по нескольким причинам.

В русском языке нет общего правила сохранения ударения, оно может стоять в любой части слова, в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог.

Ударение играет смыслоразличительную роль. В зависимости от ударения меняется значение слова, это можно наблюдать в словах-омонимах, а точнее, в омографах (словах, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат): па рить и пари ть, а тлас и атла с, кре дит и креди т.

В нашем языке очень много иностранных слов, заимствованных из других языков. Это, с одной стороны, обогащает язык, а, с другой, рождает трудности произношения и написания. Особенно часто сложности возникают с буквой «е»: пишется «е», а произносится «э» (партер, секс, тире).

Существует множество территориальных разновидностей русского языка — диалектов, — которые тоже влияют на произношение. Так, в Санкт-Петербурге и в Москве по-разному назовут мясо, приготовленное на вертеле: шаверма и шаурма.

Огромное влияние на носителей русского языка оказывает общение со славянскими «братьями». Даже дикторы телевидения стали произносить многие слова на украинский манер, тем самым допуская речевые ошибки. Чаще всего я слышу такие ошибки в ударениях глаголов: на чала вместо начала , по няла вместо поняла и т. д.

Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь — это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский — родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?

Давайте говорить правильно!

Этой статьей я открываю серию текстов, посвященных правильному произношению.

Для начала вот такой набор слов, вызывающих сложности в ударении .

Одна из самых распространенных ошибок — ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (об этом я написала уже выше, но повторю):

Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА , понялА , взялА , бралА и т. д. Но в мужском роде: нА чал, пО нял, сО здал.

Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИ ть, звонИ т, звонЯ т.

Можно купить срЕ дства и пользоваться срЕ дствами, но не средствАми.

Ребенка в детстве надо баловА ть.

В Киеве говорят на украИ нском языке.

В кондитерской продаются тО рты, а данные заносятся в каталО г.

А то, на что вешают ключ, называется брелоком , а не брелком.

И еще 40 слов:

апострОф аристокрАтия бАнты гЕнезис
джинсОвая диспансЕр договОр дремОта
завИдно зАговор заплЕсневеть закУпорить
зубчАтый Искра квартАл коклЮш
кремЕнь красИвее кУхонный ломОть
ломОта мЕльком (мелькОм) мусоропровОд нАголо (наголО)
намЕрение обеспЕчение облегчИть оптОвый
пОхороны (на похоронАх) премировАть принУдить слИвовый
углублЁнный умЕрший фенОмен (феномЕн) хлОпковый халат
хозЯева чЕрпать шАрфы щавЕль

Расскажите и вы о том, какие слова вызывают у вас сложности в произношении. Может, какие-то слова вас когда-то или сейчас удивили своим ударением?


хранитель изящной словесности

баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд,

но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (

оба варианта равноправны )

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ

– уместно в обиходной речи )

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (

оба варианта равноправны )

тирамисУ

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать

Что написано пером…

Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

#щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

#чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

#графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение»), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

Как научить ребенка рано говорить

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • мелкая моторика

Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.

Не упустите драгоценное время

Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.

В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.

В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.

Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.

Этапы формирования речи в раннем возрасте

Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.

В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.

Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.

7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.

После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.

Как родителям помочь ребенку заговорить рано

Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.

Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.

Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.

Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.

Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.

Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.

Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.

Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.

Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.

Развитие руки и речь

Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.

Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.

Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.

Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.

То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.

Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.

Марина Карамашева

Как вы можете способствовать развитию речи ребенка? | Товары и поддержка для малышей и малышей

Здесь мы рассмотрим общение и развитие речи у детей. Мы обсуждаем, как побудить вашего ребенка к общению и помочь малышу научиться говорить.

Говорить, понимать других и знать, что сказать, — очень важные навыки в жизни. Умение общаться помогает детям заводить друзей, учиться и в полной мере наслаждаться жизнью. Вы будете первым и самым важным учителем своего ребенка.

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Когда мой ребенок заговорит?». Первые слова у малышей обычно появляются в возрасте от 12 до 18 месяцев, и они будут продолжать учиться и быстро прогрессировать, как только достигнут этого рубежа. Здесь мы рассмотрим простые способы поощрения и получения удовольствия от языкового развития вашего ребенка.

Привлеките внимание ребенка

Повернитесь лицом к ребенку или сядьте рядом с ним. Произнесите их имя, прежде чем начать говорить. Поговорите о чем-то, что вы оба видите перед собой. Это помогает им узнать, что означают слова.

Веселитесь вместе

Используй движения, пой, шуми и рожай. Не стесняйтесь, быть немного глупым помогает привлечь их внимание, заставляет их смеяться и может способствовать развитию речи.

Комментарии, а не вопросы

Задавать много вопросов может показаться тестом. Сделайте это разговором. Когда вы разговариваете с ребенком, вместо этого комментируйте, что он делает и что происходит.

Дайте им время подумать

Детям нужно больше времени, чем взрослым, чтобы обдумать услышанное и решить, что сказать в ответ. Дайте им время ответить и смотрите на них, пока ждете.

Говорите простым языком

Говорите короткими предложениями. Например, «Время есть» или «Вау, ты строишь башню».

Повторяйте то, что вы говорите

Хорошо повторять одно и то же снова и снова. Младенцам и малышам нужно много раз слышать слова и предложения, чтобы понять их и выучить новые слова. Это ключевой аспект детского лепета.

Сделайте так, чтобы им было легче слушать

Выключение музыки, радио или телевизора помогает детям сосредоточиться на ваших словах.

Основывайтесь на том, что они говорят

Добавление одного или двух слов к тому, что они говорят, поможет вашему ребенку перейти на следующий этап говорения. Итак, если ваш ребенок говорит «автобус», вы говорите «Да, большой автобус».

Говорите на родном языке

Для детей важно выучить свои первые слова и предложения на родном языке. Ваш ребенок будет учиться английскому позже, в детском саду и школе.

Облегчить им разговор

Манекены могут мешать говорить. Старайтесь держать их только для сна. Возьмите его, чтобы поговорить.

Укажи им правильный путь

Маленькие дети часто ошибаются. Покажите им, что вы понимаете, а не просите их правильно повторять слова. Произнесите слово или предложение еще раз правильно для вашего ребенка. Если говорят «Посмотрите на дода», вы можете сказать «Да, это собака».

Копируй то, что они говорят

Повторять звуки, слова и предложения. Будь то «ла-ла» или «О, тебе понравился банан?», это показывает, что вы заинтересованы, и что звуки и слова важны. Это может помочь развитию речи вашего ребенка.

Поговорите с кем-нибудь, если вы беспокоитесь

Некоторым детям труднее говорить и слушать, чем другим. Им может быть трудно понять, что означают слова и предложения. Некоторым трудно найти нужные слова и звуки и расставить их по порядку. Этим детям может понадобиться дополнительная помощь.

Если вы беспокоитесь о своем ребенке, поговорите с людьми, которых вы знаете и которые знают вашего ребенка. Если вы все еще беспокоитесь, следуйте своему инстинкту. Поговорите с кем-нибудь, кто может помочь, например, с логопедом, патронажем или врачом общей практики.

Эта статья была написана с использованием информации, предоставленной I CAN, детской благотворительной организацией и веб-сайтом Talking Point.

Дополнительная информация

Наша линия поддержки предлагает практическую и эмоциональную поддержку при кормлении вашего ребенка и общие вопросы для родителей, членов и волонтеров: 0300 330 0700.

Возможно, вам будет полезно посетить одну из групп NCT Early Days, поскольку они дают вам возможность изучить различные подходы к важным вопросам воспитания с квалифицированным руководителем группы и другими новыми родителями в вашем районе.

Подружитесь с другими будущими родителями и новыми родителями в вашем районе для поддержки и дружбы, наблюдая за тем, какие мероприятия NCT происходят поблизости.

Вы также можете найти много другой полезной информации и ресурсов от I CAN.

Прочтите «Психология младенцев: как отношения поддерживают развитие от рождения до двух лет» Линн Мюррей (опубликовано констеблем Робинсоном).

Посетите веб-сайт Национального фонда грамотности, на котором есть информация о ранних навыках общения.

Обучение разговору — этапы, поддержка вашего ребенка

Обучение разговору — этапы, поддержка вашего ребенка | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

6-минутное чтение

Слушать

Ключевые факты

  • Умение говорить является важной частью развития вашего ребенка.
  • Младенцы учатся общаться, наблюдая и слушая окружающих их взрослых.
  • Ваш ребенок может общаться, плача или бормоча, что помогает ему развивать свои речевые навыки.
  • По мере того, как ваш ребенок растет, он должен развивать свои языковые навыки.
  • Вы можете помочь своему ребенку научиться говорить, разговаривая с ним, читая ему и взаимодействуя с ним.

Научиться говорить — важная часть развития ребенка. Обучение тому, как общаться ясно, используя слова и язык, требует практики и повторения в течение очень долгого времени.

Вам, как родителю, будет полезно понять, как ваш ребенок развивает свои уникальные коммуникативные навыки.

Как младенцы учатся говорить?

Младенцы учатся общаться, слушая окружающих, особенно своих родителей. Они будут:

  • слушать, как вы говорите
  • следите за своей мимикой

Даже маленькие дети учатся узнавать голоса своих родителей.

Когда у моего ребенка должна развиться речь?

По мере развития вашего ребенка он будет больше узнавать о языке и общаться по-своему.

См. ниже информацию о том, что вы можете ожидать, пока ваш ребенок растет и учится говорить.

От рождения до 6 месяцев

Плач — это основной способ, с помощью которого маленькие дети сообщают о своих потребностях. Важно, чтобы вы реагировали на плач вашего ребенка. Это помогает научить их общению.

Ваш ребенок также начнет общаться с другими людьми с помощью звуков и жестов, таких как:

  • воркование
  • бульканье
  • указывая
  • смех
  • дует малину

Они образуют строительные блоки речи. Ваш ребенок также научится:

  • устанавливать зрительный контакт
  • делать мимику

От 6 до 9 месяцев

В этом возрасте ваш ребенок начнет лепетать. Лепетание – это этап развития речи.

Они могут начать произносить слоги, например «баба». Примерно в этом возрасте они также могут научиться махать.

От 9 до 12 месяцев

В этом возрасте лепет вашего ребенка может звучать ближе к словам. Они будут пробовать новые звуки и могут произносить такие слова, как:

  • ма-ма
  • да-да

Они также могут начать:

  • отвечать на свое имя
  • отвечать на простые запросы
  • распознают простые слова, даже если они еще не могут их произнести

В возрасте от 12 до 24 месяцев

Малыши научатся произносить более четкие слова, такие как «собака» и «мяч». Они начнут складывать слова.

Ваш ребенок также начнет копировать ваши предложения.

Примерно к 2 годам ребенок должен говорить до 50 слов и понимать намного больше.

В возрасте от 3 до 4 лет

По мере того, как ваш ребенок начинает изучать язык, он становится более любознательным. Они научатся задавать вопросы и использовать более длинные предложения.

Вы также можете увидеть, как они болтают сами с собой и «притворяются». Малыши также присоединятся к стишкам и песням и узнают знакомые узоры в книгах.

Их речь должна быть достаточно ясной, чтобы ее мог понять любой.

В возрасте от 4 до 5 лет

К этому возрасту речь вашего ребенка станет намного яснее. У них будет более сложное общение, например:

  • разговор в воображаемых ситуациях, например: «Надеюсь, это произойдет»
  • придумывать слова для развлечения
  • использование туалетных слов, таких как «какашки»
  • назвать свое имя, возраст и адрес, если их этому научили
  • придумывать истории

Большинство детей этой возрастной группы могут разговаривать со взрослыми и говорить ясно.

Они должны быть в состоянии сказать вам, что не так, и просто поговорить.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Вы можете помочь своему ребенку научиться говорить.

Вы можете:

  • каждый день четко говорить с ребенком, используя его имя, и наблюдать за его реакцией
  • имитировать их звуки
  • проявляют интерес, когда они пытаются заговорить с вами, даже если спотыкаются о слова
  • 90 119 называйте вещи, когда вы их делаете или используете 90 120
  • хвалить их, когда они узнают новое слово
  • говорите с ними на уровне их глаз, чтобы они могли видеть движение вашего рта, чтобы помочь им скопировать вас
  • читайте ребенку каждый день, используя книги с большими яркими картинками

Развитие языка и речи

Узнайте, как вы можете помочь своему ребенку говорить и развивать его языковые и речевые навыки.

Когда я должен беспокоиться о развитии речи моего ребенка?

Проверьте Журнал учета здоровья ребенка, чтобы убедиться, что он прошел проверку слуха при рождении. Иногда рекомендуется второй тест. В этом случае проверку слуха необходимо будет повторить через несколько недель.

Потеря слуха по любой причине может привести к задержке в обучении говорить.

Этапы развития речи, вызывающие тревогу

Каждый ребенок уникален и развивается в свое время. Многие факторы играют роль в том, как дети учатся говорить.

Раннее обнаружение задержек или проблем с речью может иметь большое значение для получения надлежащего уровня поддержки.

Следите за «красными флажками». Это признаки, которые могут указывать на проблемы на ранних стадиях развития ребенка.

Отведите ребенка к врачу, если:

  • у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка
  • ваш ребенок не реагирует на образы и звуки
  • ваш ребенок не бормочет и не издает много звуков
  • они не кажутся одинаково сильными с обеих сторон тела
  • они не взаимодействуют с вами или другими людьми
  • у них ограничен зрительный контакт
  • они кажутся вялыми или жесткими и напряженными

Вам также следует обратиться к врачу или логопеду, если ваш ребенок заикается.

Ресурсы и поддержка

Проконсультируйтесь с детской медсестрой, если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка. Ваш врач также сможет направить вашего ребенка на обследование и лечение, если это необходимо.

Поговорите с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка

Позвоните в отдел беременности, родов и ребенка, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка по телефону 1800 882 436 или по видеосвязи. Доступно с 7 утра до полуночи (AET), 7 дней в неделю.

Источники:
Патология речи Австралия (Звук речи: от 0 до 3 лет) , Патология речи Австралия (Помогите ребенку заговорить) , Правительство Западной Австралии (Учимся говорить) , АКТ Родительская ссылка (Учимся говорить) , Детская больница и служба здравоохранения Квинсленда (Руководство по ранней идентификации красных флажков)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: май 2023 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Речевые проблемы у детей
  • Разговор со своим малышом
  • Разговор с вашим ребенком
  • Разговор с вашим ребенком

Нужна дополнительная информация?

Учимся говорить

Научиться говорить — один из самых важных шагов для вашего ребенка. Разговоры помогают им осмысливать мир, спрашивать о том, что им нужно, и ладить с другими людьми.