Как развить правильную и грамотную речь: Как развить речь и научиться говорить красиво?

Содержание

Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению

Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина расскажет, какие факторы влияют на развитие речи, как именно разговаривать с детьми и что ещё можно сделать, чтобы дети научились использовать свои речевые способности по максимуму.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.

С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.

Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.

На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.

В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».

Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже использовуют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.

В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают увеличивать словарный запас, совершенствовать грамматические навыки, писать сложные слова и развивать навыки понимания прочитанного.

Факторы, влияющие на развитие речи детей двух-пяти лет

Здоровье и физическое развитие

Болезни могут повлиять на слух, что, в свою очередь, вызовет проблемы с пониманием и развитием речи или другими слуховыми сигналами. Больным детям часто не хватает сил, чтобы говорить и общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них всё в порядке, и это может помешать развитию языка и общения. Голосовые связки и лицевые мышцы, связанные с речью, должны развиваться, чтобы ребёнок мог эффективно говорить.

Психотравмы

Развод, смерть близких, множественные переезды или другие малопонятные и непрояснённые изменения в жизни могут отнимать много сил ребёнка на адаптацию к этим условиям и стать возможной причиной задержки речевого развития.

Развитие моторных навыков

Если ребёнок много времени проводит в кровати, коляске, стульчике или у компьютера, то развитие этих навыков может задерживаться, а вместе с ними и речь. Их развитию способствуют активные игры на свежем воздухе, а также бег, прыжки и кувыркания. Моторные навыки необходимы и для того, чтобы научиться писать или рисовать буквы и символы.

Окружающая среда

Важно, чтобы дети были погружены в языковую среду: дошкольники, с которыми говорят и читают, с большей вероятностью захотят сами говорить и учиться читать. Социальная среда может стать препятствием для развития речи, если не хватает примеров, на которые дети могут опираться в своём понимании языка и всего, что с ним связано.

Когнитивные способности

Предполагается, что существует корреляция между интеллектом и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают изучать язык, говорят больше сверстников и показывают повышенный уровень когнитивного развития: они раньше используют правильную структуру предложений и имеют больший словарный запас.

Дети, у которые речевые навыки развиваются медленнее, совсем не обязательно отстают в познавательной деятельности. Иногда бывает, что сначала активно развивается крупная моторика, и только потом присоединяется речь.

Пол

В возрасте около двух лет девочки, как правило, обгоняют мальчиков в речевом развитии: они свободнее общаются и лучше понимают разговорный язык, что объясняется разным отношением к ним родителей. Исследователи выявили, что взрослые по-разному реагируют на коммуникативные стили девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети в 13−14 месяцев не демонстрируют различий в реакциях в зависимости от пола, взрослые чаще отвечают мальчикам, если те кричат, хнычут или ведут себя агрессивно, и дети, понимая это, начинают стимулировать родителей общаться с ними именно так. Подобные попытки девочек обычно игнорируются, зато взрослые охотно откликаются на их жесты, прикосновения и просто разговор. У девочек поощряется речь, у мальчиков — активные игры.

Количество братьев и сестёр

Некоторые учёные предполагают, что дети, которые приходят из семей с одним ребёнком, как правило, лучше понимают и используют язык: у них нет конкуренции за внимание родителей или опекунов, а взрослые, как правило, общаются с единственным ребёнком больше. Другие исследователи утверждают, что всё наоборот: наличие братьев и сестёр может означать больше возможностей для использования языка, что впоследствии приведёт к его быстрому и более сильному развитию. Поэтому очень важна организация общения в семье и возможности активной тренировки навыков с родителями или братьями и сёстрами.

Мотивация

Если у ребёнка нет желания общаться или понимать окружающий его мир, ему будет не хватать языкового развития. Пока он не увидит ценность и необходимость использования языка, развитие будет медленным.

Билингвизм

Дети, начинающие изучать второй язык в раннем возрасте, могут развиваться медленнее, чем ожидают родители. У дошкольников изучение двух-трёх языков одновременно может вызвать замешательство, и как следствие — очень сильное разочарование, отчего ребёнок потеряет мотивацию к пониманию происходящего.

Большинство специалистов рекомендует, чтобы при изучении двух языков в раннем возрасте за каждый их них отвечал отдельный взрослый. Например, мама всегда говорит на одном языке, обращаясь к ребёнку, а папа — на другом, и это никогда не меняется. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать одновременно со школой или подготовительной группой детского сада, особенно если развитие родного идёт не очень быстро.

Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.

Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.

Как помогать ребёнку осваивать речь?

  • Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.

  • Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.

  • Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.

  • Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.

  • Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.

  • Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.

  • Иногда родителям необходимо переговорить в присутствии ребёнка, но так, чтобы он не понял, о чём будет идти речь. Тайным языком родителей может служить любой иностранный язык, который они знают. Но это ненадолго, потому что дети быстро это осваивают, чтобы понимать, что от них скрывают. Например, дети в аристократических российских семьях, где говорили на французском между собой, а с детьми и челядью — на русском, выучивали язык часто без учителей и гувернёров, и в 12 лет, когда их начинали учить французскому, оставалось только совершенствовать язык и грамматику. Это отличный способ повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка: говорите на нём в присутствии ребёнка, но не с ним.

  • Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.

  • Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.

Читайте также:

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка

Логоритмика: развиваем речь движением

Почему молчит ребенок: мнение логопеда

Фото: Serenko Natalia, InesBazdar, Ruslan Guzov, Rawpixel.com/Shutterstock.com

психологиясоветы психологавоспитание

Правильная речь педагога-залог грамотной речи воспитанников. | Методическая разработка по теме:

                                   

    ДЕЛОВАЯ ИГРА ПЕДАГОГОВ

«Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников»

                                                           Подготовила:

                                                            учитель-логопед

Бидниченко Вера Николаевна

Тема:«Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников»

Цель:   Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи:Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

  1. Культура речи педагога.
  2. Компоненты профессиональной речи педагога.
  3. Физ. пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».
  4. Требования к речи воспитателя ДОУ.
  5. Игра-треннинг «Знатоки русской речи».
  6. Значение культуры речи воспитателя детского сада.
  7. Сюжетно-ролевая игра : « Говорю с ребёнком, родителем, педагогом».
  8. Примеры неправильной речи ( видео).
  9. Древо мудрости «Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культура речи, силе слова, о родном языке».
  10. Памятка«Упражнения для развития речевого дыхания».
  1. Культура речи педагога.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

II.Компоненты профессиональной речи педагога.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи оченьважным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

III. Физ.пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание.Оно обеспечивает нормальное голосо — и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной фазой и характеризуется завершением вдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что повышает работоспособность организма в целом.

Конечной фазой дыхания соответственно будет вдох. Вдыхая, мы заполняем легкие кислородом. Вдох может быть коротким и наполнить лишь верхние отделы легких или же глубоким, что обеспечит полную наполняемость.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата. При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий мелодических изменений речи; длительный выдох с контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; и т.д. в связи с этим необходимо развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

С этой целью вам предлагается  ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнение 1.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

Упражнение 2.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 4.

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха — на счет “шесть”.

Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет  “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

Упражнение 6.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется  то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох — одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.

IV.Требования к речи воспитателя ДОУ.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении,но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

V.Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), — нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2).Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

  1. асиммЕтрия – асимметрИя
  2. бАнты – бантЫ
  3. вклЮчит – включИт
  4. газопрОвод – газопровОд
  5. диспАнсер – диспансЕр
  6. ломОта – ломотА
  7. дремОта — дремотА
  8. зАдать – задАть
  9. зАнять – занЯть
  10. звОнит – звонИт
  11. катАлог – каталОг
  12. красИвее – красивЕе
  13. кУхонный – кухОнный
  14. меньшИнства – меньшинствА
  15. мусоропрОвод – мусоропровОд
  16. никчЕмный – никчЁмный
  17. обеспЕчение – обеспечЕние
  18. обОдрить – ободрИть
  19. осУжденный – осуждЁнный
  20. плЕсневеть – плесневЕть
  21. полигрАфия – полиграфИя
  22. пОнял – понЯл
  23. премИровать – премировАть
  24. принУдить – принудИть
  25. слИвовый – сливОвый
  26. тУфля – туфлЯ
  27. углУбленное изучение – углублЁнное
  28. хАос – хаОс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 Опросный лист № 2

  1. бАловаться – баловАться
  2. вероисповЕдание – вероисповедАние
  3. врУчит – вручИт
  4. грУшевый – грушЁвый
  5. дОбыча-добЫча
  6. дОсуг – досУг
  7. жАлюзи – жалюзИ
  8. закУпоривать – закупОривать
  9. запломбИровать – запломбировАть
  10. исчЕрпать – исчерпАть
  11. кладОвая – кладовАя
  12. крЕмень – кремЕнь
  13. лОмоть – ломОть
  14. мотивИрованный – мотивирОванный
  15. нАчать – начАть
  16. новорОжденный – новорождЁнный
  17. облЕгчить – облегчИть
  18. Оптовый — оптОвый
  19. откУпорить – откупОрить
  20. повтОришь – повторИшь
  21. страховой пОлис – полЮс
  22. предпрИнять – предпринЯть
  23. прИбыл – прибЫл
  24. прИданое – придАное
  25. тОрты – тортЫ
  26. увЕдомить – уведомИть
  27. фенОмен — феномЕн
  28. ходАтайствовать – ходатАйствовать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

Говорите правильно!

Опросный лист № 1 (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

Опросный лист № 2 (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

VI. Значение культуры речи воспитателя детского сада.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний,умений, культуры.  Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьева отмечает, что “перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи”.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

VII. Сюжетно-ролевая игра « Говорю с ребёнком, родителем , педагогом»

Придумать по 3-4 фразы диалога на тему .

VIII.Примеры неправильной речи, анализ ошибок ( видео).

IX. Древо мудрости

«Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуреречи, силе слова, о родном языке».

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».                                        

Г.Гегель

«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».

Аристотель

«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».

Р.Эмирсон

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К.Д.Ушинский

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

В.А.Сухомлинский

«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается».

Аристотель

5 способов добиться доверия к своей речи — профессиональное развитие

Если вы когда-либо выступали с речью или презентацией, вы, вероятно, знакомы с самым популярным советом: сформулируйте четкий тезис. Знайте свою аудиторию. Запишите свои ключевые тезисы на карточках для заметок. Следите за своим языком тела. Практика, практика, практика.

Но есть один элемент выступления, который вы должны включить, чтобы увеличить как вовлеченность вашей аудитории, так и ваш предметный авторитет: доверие. Создание авторитета поможет вам завоевать доверие и усилить свое влияние.

Чтобы сделать ваше публичное выступление более эффективным, вот пять способов завоевать доверие аудитории, которые повысят доверие, вовлеченность и влияние.

Что такое достоверность?

Каждый день мы оцениваем доверие других людей. Вы можете услышать, как адвокаты в зале суда спрашивают, заслуживает ли доверия свидетель. И в то время, когда фальшивых новостей предостаточно, мы спрашиваем о доверии к веб-сайтам, телеведущим и комментаторам.

В основе достоверности лежит правдоподобность. По сути, это вопрос: «Можно ли верить этому человеку?» Достоверность означает не только веру в то, что кто-то говорит правду, но и доверие к ним. Вы не доверяете медицинским советам члена вашей семьи, но вы доверяете своему врачу.

То же самое и с публичными выступлениями. Вы должны вызывать доверие, когда произносите свою речь, и ваша аудитория должна считать вас заслуживающим доверия и правдоподобным. Достоверность — это улица с двусторонним движением: вы можете представить себя заслуживающим доверия, но ваша аудитория также должна поверить в вашу достоверность.

Важность завоевания доверия со стороны аудитории

Вот несколько причин, по которым так важно завоевать доверие во время выступления или выступления.

Внимание и вовлеченность : Если члены аудитории считают вас заслуживающим доверия, они, скорее всего, будут заинтересованы в том, чтобы вас слушать. Опросы показывают, что у тех, кто доверяет лидерам, вовлеченность в шесть раз выше, чем у тех, кто не доверяет. Слушатели будут уделять вам больше внимания, что позволит вам оказать большее влияние.

Призыв к действию : Доверие поможет вашей аудитории воспринимать вас всерьез и убедит их рассмотреть аргумент, который вы пытаетесь доказать, или информацию, которую вы преподаете. Они также с большей вероятностью будут действовать в соответствии с информацией или откликнутся на ваш призыв к действию. Кроме того, персонализация и обращение непосредственно к потребностям вашей аудитории может повысить реакцию аудитории на призыв к действию более чем на 200%.

Воспринимаемый авторитет и участие в будущем : Если ваша аудитория увидит в вас надежный и авторитетный источник по данному вопросу, они с большей вероятностью будут продолжать заниматься вашей работой. 68% людей видят мыслителя в ком-то, у кого есть опыт в своей области, и этот рычаг поможет вам продолжать повышать свой престиж и влияние.

Элементы авторитета говорящего

Первый элемент авторитета говорящего — это не только знания, которыми он делится, но и то, как он получил эти знания.

Например, если кто-то рассказывает о влиянии общественных программ здравоохранения и потратил годы на разработку общественных программ, аудитория поверит в доверие к выступающему благодаря своим знаниям, полученным на основе опыта.

Однако, если у вас нет такого опыта и вы выступаете на недавно изученную тему, вы можете доказать свою правоту другими способами. Выступающий может повысить доверие к себе, объяснив исследование, которое он провел для подготовки речи, используя данные для подтверждения своего тезиса в речи и приводя примеры для подкрепления своих аргументов. Демонстрация того, что вы потратили время и усилия на изучение темы, дает вам возможность говорить об этом и может повысить доверие вашей аудитории.

В «Риторике » Аристотеля он утверждает, что одним из элементов, влияющих на «способ убеждения» говорящего, является его характер. Уверенность говорящего, его язык тела, взаимодействие с аудиторией, позитивный тон, оптимистичный настрой и забота, с которой он делится своей темой, могут сделать для завоевания доверия не меньше, чем знания и примеры.

Ознакомьтесь с нашими программами профессионального развития в сфере коммуникаций.

5 способов завоевать доверие во время презентации

Какие есть способы завоевать доверие, чтобы аудитория доверяла вам как выступающему и источнику информации? Эти пять советов подготовят вас к тому, чтобы произносить свою речь убедительно.

1. Расскажите о себе, своих интересах и своей квалификации.

Один из способов завоевать доверие к своей речи — рассказать аудитории, почему они должны доверять вам в преподавании или информировании их по определенной теме. Сначала представьтесь и объясните, почему вы являетесь авторитетом в данном вопросе. Вы можете привести примеры ваших прошлых успехов в этой области, вашего образования и того, почему вы лично занимаетесь этой темой.

Исследования показали, что те, кто знает о полномочиях автора или оратора, воспринимают их как «обладающих более высоким уровнем знаний, а их информацию — более достоверной». Наличие интереса, семейных связей или квалификации в теме, о которой вы говорите, повышает доверие к вам.

2. Свяжитесь со своей аудиторией, поговорив с ними и их потребностями, и предложите им новый способ мышления.

Слушатели хотят знать, что они получат от вашего выступления. Подумайте, как вы научите их чему-то новому, предложите новые стратегии, которые они смогут использовать на работе, или бросите им вызов взглянуть на мир по-другому.

Если ваша аудитория очень мало знает о теме, используйте понятный язык, чтобы сделать информацию более доступной.

Использование «ты» при обращении к аудитории также доказало свою эффективность. Этот тип персонализированного взаимодействия с аудиторией покажет, что вы заботитесь о них и о том, что они вынесут из выступления.

3. Цитируйте источники, показывайте данные и рассказывайте истории.

Как и в случае с любым исследовательским документом, исследованием или статьей, использование источников для подтверждения того, что вы говорите, дает вам доверие, потому что доверие другого эксперта поддерживает вас. Например, если вы произносите речь о преимуществах технологий в области медицины, цитирование исследований, которые уже доказали их преимущества, поможет вашей аудитории с большей готовностью поверить вашим аргументам. Это также показывает, что вы провели исследование и поместили свою тему в гущу продолжающегося разговора. Кроме того, рассказ истории увеличивает удержание аудитории более чем на 70%.

4. Используйте открытый и дружелюбный язык тела, не торопитесь говорить и смотрите в глаза.

Исследования показывают, что более 90% того, что кто-то сообщает, происходит посредством языка тела. Мы все сталкивались с ситуациями, когда мы более склонны взаимодействовать с кем-то, кто поддерживает зрительный контакт, говорит дружелюбно, смотрит прямо в нас и занимает уверенную позицию.

То же самое относится и к публичным выступлениям. То, как вы изображаете себя во время выступления, может помочь повысить доверие к вам, и аудитория будет более отзывчива к тому, кто изображает себя уверенным и доступным.

5. В конце предложите ответить на вопросы.

Прослушивание вопросов и ответы на них в конце вашего выступления или презентации может стать еще одним шансом продемонстрировать доверие аудитории. Если вас попросят, вы можете уточнить содержание, о котором говорили, рассказать о проведенном вами исследовании и рассказать больше историй, связанных с вашей темой. Это также более неформальное время, когда вы можете больше общаться с людьми в аудитории.

Как Гарвард может помочь вам с публичными выступлениями

Независимо от того, готовите ли вы речь для выступления в классе, составляете презентацию для коллег или заинтересованных лиц или планируете свое первое выступление на TED, Гарвард может помочь вам достичь ваших целей в области публичных выступлений с помощью занятий, предлагаемых в рамках наших программ профессионального развития.

Если вы хотите узнать, как завоевать доверие во время выступления и лучше наладить контакт с аудиторией, вам может помочь наш предстоящий курс «Коммуникационные стратегии: эффективное выступление». Этот курс, посвященный устным презентациям и занятиям в небольших группах, может помочь вам не только подготовить и произнести речь, но и научить вас, как придать этой речи убедительность, чтобы вы могли завоевать доверие своей аудитории. Научиться эффективно общаться со своей аудиторией с помощью слов, языка тела и стиля повествования — это ключевой навык, которым должен обладать каждый, особенно профессионалы в области бизнеса.

Регистрация открывается 23 апреля 2023 г. Станьте лучшим оратором и коммуникатором сегодня, узнав больше о курсе здесь.

Изучите все программы профессионального развития Гарварда.

Управляйте комнатой: как улучшить разговорные навыки

Улучшение ваших разговорных навыков может быть полезным в самых разных социальных обстоятельствах. Здесь мы рассмотрим важность разговорных навыков и способы их развития.

Поделиться этой публикацией

Говорить — это то, чем в той или иной степени занимается каждый. Среднестатистический человек может рассчитывать произнести тысячи слов в любой день. Однако для некоторых рабочих сред требуется гораздо больше. Если вы улучшите свои разговорные навыки, вы обнаружите, что перед вами могут внезапно открыться самые разные двери.

К сожалению, эффективные разговорные навыки слишком часто рассматриваются как нечто, что у вас либо есть, либо нет. В результате многие из нас соглашаются принять определенный уровень разговорной речи и остаются на нем. Но, безусловно, можно стать лучшим оратором, и есть множество стратегий, которые вы можете использовать, чтобы вывести свои разговорные навыки на новый уровень.

Содержание

Что такое разговорные навыки?

Эффективная речь означает объединение ряда различных навыков для общения и оказания влияния. По крайней мере, вам нужно найти правильные слова, расставить их в правильном порядке и правильно произнести, чтобы вас поняли.

Другие аспекты, такие как акцент, ритм и подача, также имеют жизненно важное значение. Только подумайте о великом стендап-комике — простого запоминания слов и их повторения недостаточно, чтобы показать убедительное выступление и наладить контакт с аудиторией.

Вы даже можете расширить понятие «эффективные разговорные навыки», включив в него другие элементы общения, такие как язык тела и жесты. Вы также должны быть в состоянии слушать, что говорят другие люди, пока вы этим занимаетесь. Мы уже писали в блоге о том, как улучшить свои коммуникативные навыки, но теперь давайте сосредоточимся на устной речи.

  • Королевская обсерватория Гринвич Станьте лучшим докладчиком: улучшите свои навыки публичных выступлений

  • Университет Шеффилда Как добиться успеха: интервью

  • UEA (Университет Восточной Англии) Эффективный опрос обработчиков вызовов

Важность разговорных навыков

Эффективные разговорные навыки могут улучшить вашу жизнь множеством способов. Они позволят вам информировать, убеждать и развлекать, как это может делать великий исполнитель. Итак, где это может пригодиться?

B

etter социальная жизнь

Если вы общаетесь, вам, вероятно, придется говорить. Уверенность в своей способности говорить позволит вам участвовать в различных разговорах и поможет вам решить, когда следует прекратить говорить и слушать. Разговор, как правило, лежит в основе большинства успешных отношений и дружбы. Умение четко говорить не может гарантировать выполнение социальных отношений, но может стать отличной основой.

Карьерный рост

Разговорные навыки необходимы и на рабочем месте, а также при проведении встреч и презентаций. Умение говорить может быть настолько важным, что большинство работодателей даже не рассмотрят возможность найма вас до тех пор, пока они не проведут с вами долгую формализованную беседу.

Собеседование — это не просто способ увидеть, как потенциальные сотрудники реагируют на стресс. Это также проверка вашей способности слушать и общаться. Недостаточно иметь отличные идеи — вам также нужно уметь их донести.

Развивая свои навыки и опыт в формате интервью, вы можете обнаружить, что вы развиваете более широкие разговорные навыки, которые можно применить в других сферах вашей профессиональной жизни. Если вы надеетесь развить свои навыки собеседования, то почему бы не посмотреть курс Университета Шеффилда «Как добиться успеха на собеседовании».

Некоторые карьерные пути требуют более специализированных форм речи, чем другие. Например, если вы работаете в колл-центре или журналистом. Вы найдете специализированные курсы для обоих на сайте FutureLearn.

Политика и активизм

Вы можете поделиться своими идеями не только на рабочем месте. Предположим, есть дело, которому вы хотели бы посвятить свое время и энергию. Ораторские навыки помогут вам распространить сообщение. Это применимо независимо от того, хотите ли вы повысить осведомленность о состоянии окружающей среды или собрать деньги на ремонт крыши вашей местной церкви или общественного центра.

Если вы привержены продвижению определенного набора принципов или политик, вам следует приложить усилия, чтобы научиться эффективно сообщать о них. Вовлечение интересов людей, вероятно, даст лучшие результаты, чем простое выкрикивание лозунгов.

Те, кто хочет больше узнать об эффективной деятельности, могут изучить курс Ноттингемского университета по пропаганде и идеологии или курс Мичиганского университета по влиянию на людей.

Как улучшить свои разговорные навыки

Итак, как именно мы можем развить наши разговорные навыки? Ответ обычно включает постепенное улучшение, которое поддерживается полезными привычками. Давайте рассмотрим некоторые из этих привычек.

1. Правильно произносить слова

Несколько английских слов печально известны тем, что сбивают людей с толку, когда дело доходит до произношения. Обычно неправильно произносимые слова включают гиперболу, воплощение, эспрессо, виконт и озорной. Вы рискуете попасть в неловкое положение, если сделаете это неправильно, даже если так делают многие люди. Это особенно важно, если вы неправильно произносите слова во время собеседования.

Если вы не являетесь носителем английского языка, то некоторые слова, например сильные стороны, могут потребовать серьезной практики. Но оно того стоит. Может быть полезно иметь группу поддержки из студентов, изучающих английский язык, на которую можно опереться, а также вводные курсы английского языка. Хорошим примером является курс базового английского языка в Королевском колледже Лондона. Он был разработан с учетом потребностей беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки.

Способность произносить слова, которые вы говорите, укрепит ваш авторитет и устранит недопонимание. Правильное произношение слов придаст вам уверенности, а также даст вашим слушателям уверенность в том, что вы знаете, о чем говорите.

2. Слушайте разговорный английский

Слушание языка является основным средством, с помощью которого мы учимся говорить на нем.

Обычно это относится как к взрослой жизни, так и к детству. Когда дело доходит до доступности устной речи, у нас никогда не было так хорошо. С подкастами, аудиокнигами, разговорным радио и телевидением вы можете легко поглощать часы английского языка каждый день и развивать языковой слух.

Вам следует слушать тот материал, который вы хотите воспроизвести. Предположим, вы хотите провести продуктивные обсуждения с коллегами. В этом случае полезным подходом может быть прослушивание информированных дебатов между информированными людьми. Если вы хотите быть немного более выразительным, то вам может подойти импровизационная комедия, драма или поэзия. Курсы Chasing Time по изучению английского языка с помощью телевизионных драм помогут вам сделать это эффективно.

Прежде всего, старайтесь слушать то, что вам интересно. Если вам станет скучно и вы перестанете обращать внимание, вы вряд ли многого добьетесь от упражнения.

  • Университет Суррея Общение с разнообразной аудиторией

  • Университет Лидса Презентация вашей работы с эффектом: обучение навыкам презентации

  • Кентский университет Введение в журналистику и репортажи

3. Читайте вслух

Всегда полезно читать что-нибудь вслух. Многие опытные писатели рекомендуют это как часть процесса редактирования. Если предложение хорошо звучит вслух, то, вероятно, это хорошее предложение.

Чтение вслух также дает несколько ключевых преимуществ в более повседневном контексте. Канадские исследователи обнаружили, что чтение вслух облегчает запоминание того, что вы читаете, что может быть полезно для расширения словарного запаса.

Кроме того, чтение вслух позволит вам попрактиковаться и даже исправить свои разговорные навыки. Если есть определенные фразы, о которые вы постоянно спотыкаетесь, то при чтении вслух спрятаться некуда.

Практика также может помочь с вашим темпом и вашей способностью говорить с естественной скоростью.

Вам не обязательно все читать вслух. Это может показаться немного навязчивым, если вы делаете это в переполненном поезде. Но польза ощутима, поэтому выделение части времени чтения для практики вслух может быть весьма желательным.

4. Научитесь петь

Научившись петь, вы приобретете целый ряд навыков, которые также можно применять в повседневной беседе и речи. Вы будете знать, когда и как проецировать свой голос, станете лучше понимать, что происходит на физиологическом уровне, и обретете уверенность, которая приходит, когда вы выступаете перед людьми.

В этом видео Марк Свитнам из Тринити-колледжа в Дублине исследует взаимосвязь между пением и чтением. Это часть университетского курса по истории книги в период раннего Нового времени, то есть между 1450 и 1800 годами. У нас также есть ряд музыкальных курсов, которые стоит посетить.

5. Научитесь актерскому мастерству

Аналогичным образом, обучение актерскому мастерству может дать много преимуществ, даже если это просто второстепенная роль в постановке любительского драматического общества. Кроме того, актерское мастерство может помочь вам столкнуться с аспектами языка, с которыми вы, возможно, еще не знакомы. Если вы проводите большую часть своего времени, работая с сухими техническими концепциями, то творческий подход к языку может оказаться более чем полезным.

Курс «Введение в актерское мастерство» Технологического университета Лулео является хорошей отправной точкой для будущих актеров. Вы также можете найти местную группу am-dram и посмотреть, сможете ли вы принять в ней участие. Это также поможет вам познакомиться и поговорить с незнакомцами, что, как мы увидим, также чрезвычайно полезно.

6. Увлекайтесь поэзией

Многие из нас носят с собой предвзятое мнение о поэзии, что может мешать тому, чтобы по-настоящему наслаждаться ею и ценить ее. В отличие от романа или эссе, стихотворение предназначено для произнесения вслух, почти так же, как тексты песен предназначены для пения. Знакомство с механизмом создания хорошего стихотворения поможет вам говорить более бегло.

Курс творческого письма и поэтики Университета Ньюкасла, Австралия, — отличное место, чтобы познакомиться с этим видом искусства. Он длится шесть часов, растянутых на три недели. Курс Йоркского университета «Как читать стихотворение» также может понравиться.

7. Расширьте свой словарный запас

Чем больше слов вы знаете, тем легче вам будет найти нужное, когда оно вам понадобится. Сильный словарный запас означает не только использование как можно большего количества слов, но и способность использовать их. Мы все ловили себя на том, что время от времени цепляемся за неуловимый термин. Пополнив свой словарный запас, вы сможете убедиться, что у вас есть необходимые слова для эффективного общения.

Вы можете подумать, что богатый словарный запас — это результат широкого чтения. Чем больше слов мы потребляем, тем больше мы можем усвоить. Когда многие из нас читают, у нас может возникнуть соблазн просмотреть слова, которые мы не совсем понимаем, или сделать вывод об их значении из контекста.

Понимание некоторых слов может потребовать небольшого изучения. Знаешь ли ты разницу между «что» и «это»? Как насчет «страховать» и «гарантировать»?

В некоторых случаях вы можете предположить, что знаете, что означают определенные слова, и случайно вляпаетесь в них. Неправильное использование слова в профессиональной среде может смущать, но в Интернете нетрудно проверить значение слова, если вы не уверены.

8. Говорите с незнакомцами

Говорить эффективно означает принимать во внимание человека, с которым вы разговариваете. Если вы собираетесь совершенствоваться, вы захотите поговорить с как можно более широким и разнообразным кругом людей. Это означает общение с незнакомцами всякий раз, когда появляется возможность. Возможно, возможности поговорить со многими разными людьми будут возникать довольно часто, если вы открыты для них.

Если вы хотите донести свое сообщение до широкой аудитории, то четырехнедельный курс Университета Суррея по общению с разнообразной аудиторией может оказаться бесценным.

9. Работа над дефектами речи

Нарушение речи или расстройство – это состояние, при котором вы не можете четко говорить. В некоторых случаях они развиваются в детстве. В других случаях вы можете начать страдать в более позднем возрасте.

Нарушения речи могут принимать различные формы. В некоторых случаях их можно смягчить с помощью практики, обучения и психологической помощи. Если вам трудно говорить, когда вы находитесь в определенном эмоциональном состоянии, то работа со своими эмоциями может быть необходимой частью лечения расстройства.

В большинстве случаев с нарушением речи можно справиться с помощью специальных вмешательств, которые могут потребовать помощи специалиста. Может потребоваться помощь квалифицированного логопеда.

10. Попрактикуйтесь в публичных выступлениях

Во многих смыслах встать и произнести монолог перед информированной аудиторией — это высшая проверка вашего коммуникативного характера. Если вы можете это сделать, то вы должны быть в состоянии справиться с большинством устных проблем.

Мы рассказали о различных проблемах публичных выступлений в нашем блоге, посвященном овладению искусством публичных выступлений. Слова, которые мы произносим перед аудиторией, составляют крошечную часть слов, которые мы произносим в своей жизни, даже если вы являетесь плодовитым оратором. Но хорошие навыки публичных выступлений повысят вашу уверенность в себе, устойчивость к давлению и вашу способность составлять связные предложения независимо от обстоятельств.

Если вас это интересует, Королевская обсерватория в Гринвиче проводит трехнедельный курс публичных выступлений. Это поможет вам привнести немного изюминки в свои речи и поможет вам развить уверенность в себе.

Если вам нужна дегустация, обязательно ознакомьтесь с нашими советами о том, как сделать вашу презентацию доступной, взаимодействовать с аудиторией и что делать, если что-то пойдет не так. Из того же курса у нас также есть несколько лучших советов, которые помогут вам встать на правильный путь.

Возможно, вам также стоит ознакомиться с курсом Университета Лидса «Презентация вашей работы с эффектом», который дает более всесторонний взгляд на презентации в целом.

Заключительные мысли

Коммуникация — это один из немногих основных навыков межличностного общения, которые могут иметь существенное значение практически во всех аспектах жизни.