Как относятся женщине к женщине: Разрешите помочь: женщины рассказали, как относятся к вниманию незнакомых мужчин
Разрешите помочь: женщины рассказали, как относятся к вниманию незнакомых мужчин
Разрешите помочь: женщины рассказали, как относятся к вниманию незнакомых мужчин | АнкетологОбщество 05 марта 2021
Большинство мужчин чувствуют себя обязанными придержать дверь или подать руку незнакомой женщине, причем треть ответили, что делают это постоянно. Как сами женщины относятся к подобным знакам внимания и какие действия мужчин считают приемлемыми — в новом исследовании «Анкетолога».
Абсолютное большинство россиян (95%) считают уместными знаки внимания или помощь мужчин по отношению к незнакомым женщинам, например, придерживание двери или подача руки на выходе из транспорта. Причем уверены в этом 69% опрошенных, а 26% склоняются к такому ответу.
Наиболее приемлемым проявлением внимания к незнакомым женщинам россияне считают именно придерживание двери при входе в здание (94%).
Также опрошенные сочли уместным пропускать женщин вперед (92%), уступать им место в общественном транспорте (90%) и помогать поднять упавший предмет, например, перчатки или шапку (87%). Кроме того, 68% считают, что вполне допустимо предложить женщине донести её сумку, 66% — подать руку, 62% — открыть дверь автомобиля, 56% — подвинуть стул, а 51% — помочь снять верхнюю одежду.
Мнение женщин
Мы спросили у женщин, какую помощь от незнакомых мужчин они когда-либо получали. Так, абсолютному большинству из них (91%) мужчины придерживали входную дверь. Также многих женщин незнакомцы пропускали вперед себя (86%), уступали им место в общественном транспорте (82%) и помогали поднять упавший у них предмет (70%). Некоторые (53%) отметили, что мужчины могли подать им руку, например, при выходе из автобуса, 45% — предложить донести сумку, 39% — открыть дверь автомобиля (39%). Почти трети респонденток (33%) незнакомые мужчины помогали надеть или снять верхнюю одежду, 30% — придвинуть стул, а 24% незнакомцы даже дарили цветы.
При этом большинство опрошенных женщин, сталкивающихся с помощью мужчин (92%), в ответ на подобные действия говорят слова благодарности, 65% просто улыбаются, 16% начинают стесняться, а 4% теряются и «впадают в ступор». Извиняются, пугаются или отказываются от помощи лишь по 2% представительниц женского пола.
В целом большинство женщин (88%) положительно относятся к помощи незнакомцев, думая, что так быть и должно, 11% относятся нейтрально, и всего 1% — отрицательно, утверждая, что такое внимание неприемлемо. Причем более позитивно к вниманию или помощи незнакомых мужчин относится старшее поколение. Считают такие поступки правильными и естественными 93% опрошенных старше 55 лет и 73% — от 18 до 30 лет.
Отметим, что, по мнению большинства женщин (90%), подобные действия со стороны мужчин говорят об их вежливости и воспитанности. Также многие (64%) расценивают это как проявление уважения, 49% — как желание сделать человеку приятно. При этом интересно, что абсолютное большинство женщин (95%) не считают внимание или помощь незнакомых мужчин гендерной дискриминацией, указывающей на несамостоятельность или слабость женского пола.
Из них 73% уверены в этом, а 22% скорее склоняются к такому мнению.
А что думают мужчины?
Согласно исследованию, большинство опрошенных мужчин (52%) время от времени помогают незнакомым женщинам, еще 31% делают это постоянно. Крайне редко оказывают внимание незнакомкам 15%, совсем никогда — только 2%.
При этом чаще всего мужчины отказываются от подобных действий из-за того, что боятся напугать женщину — так ответили 36% среди респондентов мужского пола, не всегда оказывающих помощь. Некоторые же (27%) не хотят показаться странными или неверно понятыми, 23% остерегаются увидеть негативную реакцию и быть отвергнутыми. Кроме того, 16% ответили, что женщины не умеют принимать доброжелательные знаки внимания, а 13% — что просто боятся совершить ошибку.
Отметим, что большинство мужчин, хотя бы иногда оказывающих помощь женщинам (67%), хотели бы получать в ответ слова благодарности. Из них 43% ответили, что им было бы приятно, но женщины не обязаны этого делать, а 24% думают, что это элементарные правила этикета, которые все должны соблюдать.
В целом, согласно исследованию, 80% мужчин ощущают обязанность помогать женщинам: 49% склоняются к такому ответу, а 31% в этом уверены. Интересно, что этот показатель выше среди респондентов старшего возраста. Так, чувствуют необходимость оказать помощь 88% мужчин старше 55 лет и 68% в возрасте 18-30 лет.
Как Вы в целом относитесь к тому, что мужчины оказывают помощь (например, придерживают дверь, несут тяжелые сумки, помогают спуститься по лестнице и пр.) незнакомым женщинам?
Ощущаете ли Вы обязанность в оказании помощи женщинам (например, уступить место в общественном транспорте, придержать дверь, донести тяжелые сумки пр.)?
Выборка исследования
С 3 по 4 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.
Популярные материалы
«К женщинам относятся хорошо.
Но какие у них перспективы?» Профессор РЭШ Наталья Волчкова о гендерном неравенствеПроект «Русские норм!» представляет спецвыпуск «Женщины в деле», посвященный стереотипам о гендерных ролях. Публикуем текстовую версию интервью с одной из его героинь: профессором Российской экономической школы (РЭШ), кандидатом экономических наук Натальей Волчковой.
«Раз ты такая умная, тебя никто замуж не возьмет!»— Нечасто встретишь профессора экономики с первым диплом астрофизика. Как так получилось?
— Вообще, в школьные годы я хотела быть врачом и целенаправленно к этому шла. Затем произошла такая случайность: я поступила в физико-математическую школу при МГУ — тогда это называлось ФМШ, сейчас это называется СУНЦ, школа Колмогорова, — и выбор встал уже между физикой и математикой. Выиграла физика. Но хотелось чего-то особенного, а на физфаке было отделение астрофизики. Это не было осознанным выбором, к которому я шла много лет, скорее, череда событий.
— Одна из героинь нашего проекта рассказывала, что интересовалась программированием: ее поощряли заниматься танцами и фортепьяно, а она приходила домой и кодила. А вас как воспитывали?
— Наверное, если в семье есть дочь и сын и родители воспитаны в каких-то традиционных условиях, то чаще выбирают такой подход: точные науки — для мальчика, гуманитарное развитие — для девочки.
У меня в семье было две девочки: я и моя старшая сестра. Сами родители были воспитаны в советских традициях — в том числе в плане равного отношения к возможностям женщин и мужчин на рынке труда. Мама была руководителем, папа был руководитель. Мы с сестрой были лишены какого-то традиционного давления в выборе специальностей.
Моя сестра поступила на факультет промышленного гражданского строительства, как и родители, она стала инженером-строителем. Я, соответственно, поступила на физфак. И никто не ставил под сомнение возможность такого развития событий.
— Когда вы учились на физфаке, чувствовали какое-то особенное отношение из-за того, что вы — девочка?
— Нет, такого, конечно, не было.
Мы довольно равно себя чувствовали, девочки и мальчики, хотя, конечно, традиции были.
Один из эпизодов, который я очень живо помню, он на меня произвел довольно большое впечатление. Это было общение с однокурсником, когда мы обсуждали решение одного интеграла. И в споре, возьму я этот интеграл или нет, я настаивала на том, что, конечно, я возьму, на что мой однокурсник ответил: «Ну раз ты такая умная, то тебя никто замуж не возьмет!» Вот этот бытовой аспект — он, конечно, присутствовал.
На меня это произвело неизгладимое впечатление. Даже не помню, была ли я обижена или мне это было смешно, но спустя многие десятилетия я помню этот эпизод. И это, конечно, говорит о том, что среда была довольно традиционная. Но при этом никаких преград я, в общем-то, не ощущала, никаких гендерных различий или требований к разным гендерам не было.
— Как после физфака вы стали заниматься экономикой?
— Я закончила физфак в 1992 году. Это был сложный период для страны, и на моей судьбе он тоже сильно отразился.
Я начала учиться в аспирантуре, писать диссертацию, занималась астрофизикой, это была эмпирическая работа. Мой научный руководитель работал в Крымской астрофизической обсерватории, и я там проводила свои наблюдения. Но развал Советского Союза привел к тому, что Академия наук, то место, где я работала, потеряла наблюдательную базу. Мой научный руководитель переехал, он был теоретик, вернулся в Питер. Возможности продолжения этой темы просто не стало.
Потом — просто случайность: Российская экономическая школа (РЭШ) была недалеко от дома. На тот момент у меня уже было двое детей. И возможность недалеко от дома учиться была важна, а программа показалась очень интересной. Выбор был сделан в пользу очень качественного образования, что, в общем-то, себя вполне оправдало.
«Если это не вопрос выживания, женщины решают оставить все как есть»— Расскажите, как в научной среде относятся к женщинам.
— Хорошо относятся к женщинам, безусловно.
Как и везде. Проблема в том, какие у женщин есть перспективы. Те же, что у мужчин? Наверное, ответ будет: нет. Стеклянный потолок, который существует в экономике в целом, в компаниях, он, конечно, существует и в науке.
Это связано во многом и с историей. Все-таки исторически профессора — это исключительно мужская сфера. И в какой университет вы ни придете с большой историей, вы увидите портреты исключительно мужские. Это производит впечатление, создает определенную атмосферу, отношение. И некоторый патернализм мы, многие работающие женщины, ощущаем.
Плюс, помимо всего прочего, есть стереотипы, которые разделяют и мужчины, работающие в науке. Например, один очень уважаемый мной академик считает (это я в таком честном разговоре выяснила), что среди женщин, безусловно, есть не менее талантливые люди, чем среди мужчин, но при этом доля талантов среди женщин меньше, чем среди мужчин. И это совершенно устойчивое мнение. Оно создает сложности на определенных этапах карьеры.
— А вы сами сталкивались с дискриминацией?
— Сталкивалась.
И есть коллеги, которые сталкивались.
— Речь о работе в России или выступлениях за границей?
— Нет, на каких-то публичных площадках с этим не сталкиваешься. Но в работе я с этим сталкивалась в России.
— А как вы обычно реагируете?
— Это довольно сложно обсуждать публично. Очень сложно отделить гендерную составляющую от научной, от оценки твоей квалификации. Поэтому, как правило, дискуссии не возникают. А если возникают, очень кулуарно решаются.
Из опыта моих коллег, в том числе работающих за рубежом, я знаю, что были попытки решать эти вопросы в судах. Выносились положительные решения. Работа одной моей коллеги была восстановлена таким образом. В другом случае, когда это было вынесено в публичное пространство, обсуждение вышло на уровень руководства университета. Проблема была именно в продвижении карьеры, это не был вопрос сексуального харассмента. Было принято решение о материальной компенсации, но женщине посоветовали не продолжать работу в этом университете.
И семья была вынуждена уехать, поскольку муж работал там же. Он решил для себя, что не будет оставаться, и они переехали в другой город и даже в другую страну.
Вообще, академия — довольно тихая среда. Она не любит публичных скандалов. Всякий раз, когда происходит такое событие, оно, как правило, еще и отражается на последующей репутации сотрудника. Возникает отношение, которое препятствует дальнейшему развитию карьеры. Поэтому чаще всего, если это не вопрос выживания, женщины принимают решение оставить все как есть.
— Как в целом проявляется гендерное неравенство в образовании?
— Если речь об образовании в целом, мы видим определенные стереотипы, которые существуют вокруг школьников и студентов. Выбор специализации — как правило, в пользу гуманитарного образования — для девочек, а более точных, естественных наук — для мальчиков — безусловно, существует. Он существует и в продвинутых спецшколах, и в обычных школах. Безусловно, в этом участвует и семья.
В определенной мере это влияет и на дальнейший выбор специальности у девочек и мальчиков.
Такой стереотип воспроизводит себя через десятилетия. Мы видим продолжение этой тенденции, хотя объективных указаний на то, что женщины лучше в гуманитарных науках, а мальчики — в точных науках, мы объективно не видим.
Рынок труда тоже работает в рамках этих стереотипов, поэтому женщинам сложнее получить работу, например, в сфере IT — в силу того, что доминирует стереотип о том, что мужчины с ней справляются лучше. В итоге мы (или наши родители), выбирая образование, заранее ориентируемся на будущий рынок труда, думаем, где потом легче будет найти работу.
Очень часто выпускник школы точно не знает, каким он хочет видеть свое будущее. Он спрашивает родителей, друзей, близких. Их советы часто воспроизводят стереотипы, которые есть в обществе.
Чтобы ситуацию переломить, необходимо поменять стереотипы. Я думаю, что когда-то мы придем к теме гендерно нейтральных игрушек, которые будут влиять на восприятие мира детьми и формировать в том числе их отношение и к будущей специальности.
— Обычное возражение: почему дети должны играть с гендерно нейтральными игрушками, если мой сын хочет играть с машинками, а дочь — с куклами? Что вы можете на это сказать?
— В истории, если мы посмотрим, как происходило продвижение прав женщин и в сфере экономики, и в юридической сфере, мы всегда видим это сопротивление. Оно естественно, потому что стереотипы очень глубоко сидят.
Конечно, это вопрос и политики государства: что хочет государство видеть на рынке труда, образования и в социальной сфере. Там, где государство хочет гендерного равенства во всех сферах, движение уже есть.
— Как этот гендерный дисбаланс влияет на мировую экономику?
— Это один из факторов различия в зарплатах, участия на рынке труда. В меньшей степени это характерно для стран развитых, но для стран развивающихся и бедных это большая проблема. Здесь образование у женщин хуже, у них меньше возможностей.
Это, безусловно, приводит к тому, что они, получив худшее образование, выполняют менее оплачиваемую работу.
— Как выиграла экономика Российской империи, когда женщины получили право работать?
— Возможность работать на примитивных работах женщина имела, в общем-то, всегда. В сельском хозяйстве, в крестьянских семьях эта возможность, безусловно, была. В конце XVIII века появились первые народные школы, куда могли идти все дети крестьян, независимо от пола. Тем не менее стереотипы требовали, чтобы женщина была в семье, занималась домашней работой.
В дальнейшем, благодаря Екатерине II, появилась первая средняя школа для женщин, Смольный институт благородных девиц. Довольно быстро эта тенденция по стране распространилась. В 1825 году уже 12 тысяч женщин учились в средних школах, но высшее образование по-прежнему было недоступно. Бестужевские курсы не были поддержаны государством, хотя их спонсировали богатые женщины, и не только они — в целом состоятельные люди. Но вопрос высшего образования для женщин Российской империи так и не был решен.
Только на рубеже XIX и начала XX веков появляются первые медицинские курсы.
Те, кто хотел получить высшее образование, ехали за рубеж. Но, даже получив это образование (в первую очередь это были женщины-врачи), найти работу было крайне сложно в Российской империи. Первая мировая война дала довольно существенный толчок. Женщин допустили к более квалифицированным работам, даже если у них не было образования, и, конечно, выяснилось, что они были способны это делать.
Вообще, войны очень сильно влияют на гендерный баланс в экономике. Но, как мы видим, после войн, как правило, происходит откат. Мужчины возвращаются, и женщины снова вытесняются — с управленческих позиций, по крайней мере.
— Сколько теряет мировая экономика от гендерного дисбаланса?
— Здесь я могу сослаться на оценки, которые мы видим в некоторых работах, в частности, в отчете McKinsey о гендерном неравенстве. Потери экономики оцениваются по разным направлениям и компонентам. В целом в экономике женщины создают всего лишь 36% мирового ВВП.
Это при том, что среди населения женщины и мужчины представлены примерно поровну, то есть 50/50. Выходит, гендерный разрыв в ВВП составляет около 14%.
По оценке McKinsey, если гендерный баланс будет достигнут к 2025 году, если женщины в равной степени с мужчинами будут присутствовать на рынке труда, если будет равное участие в неоплачиваемом труде, мировая экономика может выиграть 26%. Это очень много. Такова примерная оценка роли гендерного неравенства в экономике.
— А есть ли такая оценка для России?
— Опять же McKinsey дает для России очень важную цифру, которую, конечно, нужно иметь в виду. Россия находится в начале значительного демографического спада. Проведенные реформы пытались его компенсировать, они не способны дать такой же толчок, как решение проблемы гендерного неравенства в экономике. О недопредставленности женщин на рынке труда в России говорит одна цифра: 3 млн человек. Это огромная цифра, которой никакая иммиграция не позволит нам достичь.
— С чем связано то, что женщины дают только 36% мирового ВВП? Что на это влияет?
— Один из главных факторов — физическое присутствие женщин на рынке труда.
При том что состав населения поделен между мужчинами и женщинами примерно 50/50, доля женщин на рынке труда в среднем в мире — только 40%. При этом в некоторых странах это лишь 25%, в других — ближе к 50%. Безусловно, это одна из важных причин недовклада женщин в мировой ВВП.
Кроме того, что женщины в большей степени присутствуют в сфере неоплачиваемого труда, связанного с поддержанием семьи, уходом за детьми, уходом за больными и пожилыми людьми. Эти заботы чаще ложатся на женщин.
Если бы женщины за неоплачиваемый труд получали хотя бы минимальную заработную плату, мир сверх своего ВВП получил бы еще $10 трлн. Эта цифра примерно соответствует 13% от мирового ВВП. Это тоже огромная часть, которая изымается из экономики в силу того, что женщины в большей степени заняты неоплачиваемым трудом.
— Я ознакомилась тоже со статистикой и увидела, что женщины в некоторых странах в основном заняты сельским хозяйством и в сфере услуг. Неужели это до сих пор так?
— Это общемировая тенденция: женщины в большей степени работают в сельском хозяйстве и в секторе услуг.
А самая высокая производительность у нас в промышленности. Конечно, неравное секторальное распределение женщин и мужчин в экономике является дополнительной причиной недовклада женщин в мировой ВВП.
Также известно, что, если бедная или средняя экономика хорошо развивается, происходит приток трудовых ресурсов в города. Но и в городах женщины чаще оказываются в сфере услуг, нежели в промышленности. Здесь самый важный фактор — это, конечно, образование.
Если в среднем мальчики получают лучшее образование, особенно в странах бедных и странах с низким уровнем развития, то вполне естественно, что мальчики оказываются в лучшем положении на рынке труда. И, конкурируя за работу, они, конечно, чаще получат более высокооплачиваемую работу.
И все это поддерживает стереотипы о том, что лучшие работы должны доставаться мужчинам.
«Важно отличать физиологию от того, что мы называем гендером»— Считается, что женщины в среднем получают меньше, чем мужчины.
Но, с другой стороны, есть данные, согласно которым женщины тратят на работу 80% того времени, которое тратят на нее мужчины. Получается, женщины как будто бы не на 100% выкладываются в рабочее время?
— Во многих странах на плечи женщины целиком перекладывается уход за детьми. Развитые страны сегодня решают эту проблему, обязывая в какой-то степени мужчин делить отпуск по уходу за ребенком с матерями.
Как показывают исследования, за рождение ребенка женщина спустя многие годы наказывается тем, что получает меньшую заработную плату. Механизмы, которые стоят за этим, скорее связаны с необходимостью более гибкого графика работы. Но эта гибкость многими работодателями не приветствуется. И также требование этой гибкости приводит к тому, что заработная плата женщины растет медленнее. И ее участие в среднем в часах работы на формальном рынке труда оказывается ниже, чем у мужчин.
80% — средний показатель по миру. Но во многих странах, которые не уделяют внимания этим вопросам, диспропорция еще выше.
— Сколько теряет женщина в зарплате, когда становится матерью?
— Здесь сложно говорить за весь мир. Такие исследования проводились, например, в Дании. Там разрыв в заработной плате спустя 20 лет между женщиной, родившей ребенка и не родившей ребенка, составляет где-то около 20%. Это значительная сумма. И, конечно, это также снижает стимулы у женщины, имеющей детей, выходить на работу.
Хотя здесь есть много факторов, которые объясняют отсутствие этого желания. Это и потеря квалификации, и сложность адаптации к изменениям, которые произошли в экономике, пока женщина была дома. По всем этим причинам часто выбор женщины оказывается не в пользу формального рынка труда.
— Среди аутсайдеров в плане разницы в зарплатах между женщинами и мужчинами оказываются такие страны, как Израиль, Япония. Это как-то связано с уровнем развития демократии в стране?
— Это действительно аутсайдеры. Но они аутсайдеры среди высокоразвитых стран.
В целом если мы говорим о сопоставлении стран бедных и богатых, то в плане участия женщин в формальном рынке труда мы видим так называемую U-зависимость.
Если в бедных странах присутствие женщины на рынке труда — это способ выжить, обеспечить в том числе и семье возможность выживания, то по мере роста доходов женщина имеет возможность выбрать между домашней работой и работой на рынке. Но дальше, когда возможности на формальном рынке растут по мере развития страны, заработные платы растут, в какой-то момент становится более выгодным идти работать, нежели оставаться дома.
Такую U-зависимость мы имеем в динамике неравенства, корреляции неравенства с уровнем развития страны. Что касается демократии, она имеет значение скорее для стран одного уровня развития. Но здесь нет такой линейности.
— На каком месте в мире находится Россия по разным показателям? Например, доступ женщины к образованию или разница в зарплатах.
— Здесь можно сослаться на несколько исследований. Если говорить о гендерном неравенстве в среднем, то в принципе, по данным ООН, Россия находится на 55-й позиции из 140 стран мира. Это первая половина рейтинга, некоторая промежуточная ситуация.
Есть также рейтинг Всемирного экономического форума. Он выходит с 2006 года и изучает четыре компонента гендерного разрыва:
- гендерный разрыв в здравоохранении;
- гендерный разрыв в образовании;
- гендерный разрыв в экономике;
- гендерный разрыв участия женщин в управлении страной и политике.
Россия довольно хорошо выглядит по первым трем параметрам.
Девочки и женщины в России имеют возможность получать образование на равных с мальчиками и мужчинами. В здравоохранении фактор, стоящий за лучшим положением женщин по сравнению с мужчинами, связан, наверное, не столько с лучшими возможностями доступа к медицине, сколько с тем, что продолжительность жизни женщин в России существенно выше, чем у мужчин.
С точки зрения рынка труда положение женщин в России в среднем на том же уровне, что и в развитых странах ОЭСР. Но гендерный разрыв у нас по зарплате выше, чем в среднем в странах ОЭСР: если там он составляет порядка 15%, то в России — 26%.
Проблема — с последним показателем: участием женщин в управлении государством. Здесь Россия находится далеко внизу, во второй половине рейтинга. Показатели у нее существенно ниже даже среднемировых. В парламенте — 14%. В правительстве, в нашем последнем правительстве, из 31 человека только три женщины, меньше 10%. А среди 80 с лишним губернаторов у нас только одна женщина.
— А почему так происходит? Почему мы не видим женщин на руководящих постах?
— Это хороший вопрос. И это характерно не только для политики, но и для бизнеса, хотя, вероятно, чуть в меньшей степени. В мире это тоже является проблемой — гендерный разрыв в управлении компаниями.
Одна из объективных причин — образование. Есть еще во многом социально обусловленные причины, которые влияют на меньшую склонность женщины участвовать в конкуренции.
— То есть физиологические?
— Нет, очень важно отличать физиологию от того, что мы называем гендером. Почему мы говорим «гендер», а не «пол»? Говоря «гендер», мы подчеркиваем, что речь о различиях, которые обусловлены не физиологией, а социальными стереотипами, традициями. Это идет с детства. Общество ждет от девочек, что они будут тихо играть с куклами, а мальчики — быстро бегать и играть в войну. В результате мальчики ведут себя активнее, больше продвигают себя, а девочки стараются держаться в стороне.
Участие в конкуренции — важный фактор. Его тщательно изучают разные науки, и это, конечно, очень непростой вопрос. Мы знаем, например, что, если женщина соревнуется с другими женщинами, она проявляет себя лучше, чем в смешанных соревнованиях. Другие исследования показывают, что, если женщин оценивает жюри, состоящее из мужчин, то они получат более низкие оценки, чем мужчины с точно такими же результатами.
— Хотела поговорить еще о политике. Вы наверняка общаетесь с чиновниками, сотрудниками администрации президента. Они видят проблему в том, что женщины не очень представлены в политике?
— В принципе сейчас довольно много мужчин-руководителей, считающих себя гендерно нейтральными — в том смысле, что к мужчинам и женщинам, своим сотрудникам, они относятся одинаково. Но во всей полноте проблему, к сожалению, осознают очень немногие. Поэтому так важно ее обсуждать. В том числе с точки зрения экономического выигрыша, который может получить страна, если мы начнем ее решать.
Когда мы говорили о неравенстве зарплат, я не упомянула еще один аспект: дискриминацию. Это тоже очень важно: что обусловлено социально сложившимися нормами, а что — дискриминацией? Это не одно и то же.
— В чем разница?
— Дискриминация — нарушение социальной нормы, которое можно исправить. Экономическая наука выделяет несколько типов дискриминации.
Чаще всего встречаются дискриминация предпочтений и статистическая дискриминация.
В первом случае руководитель-мужчина не хочет нанимать женщин просто по каким-то своим убеждениям. Почему-то он считает, что лучше не иметь с ними дела. А если все же нанимает, то платит меньше, чем мужчинам. Такая дискриминация имеет место, исследования это подтверждают, но оценить ее масштаб сложно.
Статистическая дискриминация основана на ожидании, что молодая сотрудница в какой-то момент обязательно захочет родить ребенка и на несколько лет уйдет в декретный отпуск. Нанимая молодого специалиста, работодатель готовится вложить определенное время и деньги в его развитие. Если он ожидает, что вскоре этот специалист покинет рабочее место, у него гораздо меньше стимулов вкладываться. Соответственно, молодая женщина, даже если ее наймут, в среднем будет работать на своем месте хуже, чем мужчина, потому что в повышение ее квалификации вложат меньше средств и ресурсов.
— Существуют гендерные квоты.
Некоторые женщины считают, что это неприемлемо, потому что их оскорбляет, что тогда в женщине будут видеть не хорошего специалиста, конкурента мужчине, а женщину и из-за этого будут брать ее на работу. Как вы относитесь к идее гендерных квот, нужны ли они?
— В России эта тема, в общем-то, табуирована. Она отторгается в первую очередь мужчинами. Но какие есть альтернативы — если мы действительно хотим обеспечить гендерное равенство в экономике? Можно не делать ничего, дать этому вопросу решиться эволюционным образом. Одно из исследований McKinsey показывает, что на это потребуется 260 лет.Если мы не хотим так долго ждать, нужно принимать какие-то меры. Квоты — одна из них.
Можно посмотреть на то, как это было в некоторых странах Европы, которые уже ввели квоты на участие женщин в советах директоров. В первые годы компании, выбравшие квоты, показали худшие результаты, чем те, которые этого не сделали. Представьте: вам кровь из носа нужно увеличить долю женщин в совете с 10 до 30 процентов.
Где взять столько квалифицированных женщин? На рынке их нет. Получается, что одна и та же женщина попадает сразу в десяток советов директоров, разрывается между ними, работает больше нормы. Это сказывается на финансовых результатах компаний. Но, когда еще через несколько лет проблема дефицита кадров в этих странах решилась, результаты были уже противоположные: компании, которые обеспечили баланс, стали выигрывать.
Есть еще интересные исследования работы парламентов скандинавских стран, где тоже действуют квоты. Качество юридических документов, законов, которые выпускают парламент с большим числом женщин, оказалось выше. Это довольно легко можно оценить: сколько требуется доработок законопроекта, сколько требуется нормативно-правовых актов для того, чтобы закон начал нормально работать после вступления в силу.
— Но есть и негативные примеры. Например, в Аргентине тоже ввели квоты для женщин — и мужчины стали приводить на эти места своих любовниц. Никаких плюсов от этого политическая система Аргентины, естественно, не получила.
— Безусловно. Квоты способны дать положительные результаты не в любой среде. В данном случае честные выборы являются необходимым условием. Введение квот должно обязательно сопровождаться ограничениями или даже изменением институтов, для которых они предназначены.
— Сколько государству будет стоит введение квот? Сколько пришлось бы вложить, например, России?
— Сами по себе квоты государству ничего не будут стоить. А экономика в целом только выигрывает. Кстати говоря, бизнес это понимает. Мы видим, как крупные компании создают внутри себя специальные комиссии для обеспечения равных карьерных возможностей. Почему? Потому что есть дефицит талантов. А исследования показывают, что талантливые люди равным образом распределены между женщинами и мужчинами.
— Есть ощущение, что по сравнению с советским временем работающих женщин в России стало меньше. Это так?
— В целом ситуация действительно ухудшилась. В Советском Союзе женщина обязана была работать.
Когда это требование ушло, многие выбрали остаться дома с детьми. Среди моих однокурсниц, закончивших физфак МГУ, были такие. Возможно, это такой ответ на систему жестких требований, которая существовала раньше.
— Попробую выступить адвокатом дьявола. Не является ли это доказательством того, что для женщины быть дома с детьми — естественное занятие?
— Мотив материнства имеет место. Абсолютного равенства по всем параметрам достичь, возможно, не получится. Равными должны быть возможности.
— А изначально возможности разве равные? Чисто физиологически? Я — провокатор. Заранее прошу относиться к этому как к провокации. Есть менструальный цикл, который делает половину женщин недееспособными на три дня каждый месяц…
— Во-первых, есть медицина, которая эту проблему решает…
— Нет.
— Гибкий график эту проблему тоже, наверное, может решить. Гендерный баланс — это не обязательно 50/50. Но очевидно, что физиологией, этими тремя днями в месяц мы не можем объяснить то, что доля женщин в ВВП — всего 36%.
А для женщин, которые на пике карьеры упираются в стеклянный потолок, проблема критических дней уже в принципе не так актуальна.
Лечение женщин и девочек в контексте
Обзор
Кредиты CE: 1
Цели обучения: Прочитав эту статью, кандидаты CE смогут:
- Обсудите исследования факторов стресса, которые чаще встречаются у женщин.
- Опишите, как новые рекомендации для девочек и женщин побуждают психологов помогать женщинам раскрывать свои сильные стороны.
- Обсудите, как руководство направлено на повышение осведомленности о том, как взаимосвязь различных черт, включая пол, расу, класс и возраст, может повлиять на опыт женщины.
Для получения дополнительной информации о получении кредита CE за эту статью, посетите www.apa.org/ed/ce/resources/ce-corner.
За десять с лишним лет, прошедших с тех пор, как АПА опубликовала свои первые «Руководящие принципы психологической практики с девушками и женщинами», картина гендерных вопросов изменилась.
Движение #MeToo привлекло внимание к сексуальным посягательствам и домогательствам, широко распространенным во многих местах. Женский марш 21 января 2017 года побил рекорды и стал крупнейшей однодневной акцией протеста в истории США. И по мере того, как трансгендеры становятся более заметными и политически активными, они стимулируют общественное обсуждение ограничений традиционного бинарного представления о гендере.
Эти социальные изменения отражены в пересмотренных рекомендациях APA для девочек и женщин, которые побуждают практикующих психологов понимать проблемы, с которыми сталкиваются женщины с разной идентичностью, и поддерживать расширение прав и возможностей своих пациентов. Эти руководящие принципы заменяют предыдущий набор руководящих принципов, которые были выпущены в 2007 году и срок действия которых недавно истек.
«Упор на устойчивость заложен во всех руководствах», — говорит Лилиан Комас-Диас, доктор медицинских наук, профессор клинической психиатрии и поведенческих наук в Медицинской школе Университета Джорджа Вашингтона и исполнительный директор Транскультурного института психического здоровья.
, который был сопредседателем рабочей группы, разработавшей пересмотренные рекомендации.
Новое руководство включает в себя новое исследование девочек, транс-идентифицированных и гендерно-вариантных женщин, а также акцентирует внимание на интерсекциональности и глобальных гендерных проблемах.
Понимание пересечений
Работа по пересмотру руководства началась в 2013 году, и в разработке нового документа участвовала разнообразная группа из более чем трех десятков практиков, ученых и аспирантов. Сопредседателями проекта были Комас-Диас; Дебра Моллен, доктор философии, профессор психологии консультирования Техасского женского университета; и Шэрон Лэмб, Эд, доктор философии, профессор психологии консультирования Массачусетского университета в Бостоне.
Главной темой новых рекомендаций является важность понимания девочек и женщин в их социальном контексте. Авторы призывают психологов понять, как различные аспекты идентичности, такие как пол, раса, этническая принадлежность, социальный класс и возраст, могут влиять на опыт человека.
В целом у женщин и девочек чаще диагностируются определенные расстройства, особенно депрессия, тревожные расстройства и расстройства пищевого поведения, чем у мужчин и мальчиков. Но рекомендации поощряют более глубокое понимание вклада травмы в развитие многих расстройств, затрагивающих женщин и девочек. Например, хотя данные Организации Объединенных Наций показывают, что около 70 процентов женщин во всем мире подвергаются той или иной форме насилия в своей жизни, травма может быть особенно распространена среди определенных подгрупп, включая цветных женщин и девочек, беженцев и трансгендеров.
Другие гендерные проблемы затрагивают некоторые группы женщин сильнее, чем другие. Например, смертность, связанная с беременностью, в Соединенных Штатах почти в четыре раза выше для чернокожих женщин (40 материнских смертей на 100 000 живорождений), чем для белых женщин (Centers for Disease Control and Prevention, 2014). Точно так же гендерный разрыв в оплате труда зависит от расы и этнической принадлежности: по состоянию на 2017 год латиноамериканские женщины зарабатывают меньше всего (Institute for Women’s Policy Research, 2018).
Научные исследования часто исключают небелые расовые и этнические группы, а дискриминация расовых, этнических или сексуальных меньшинств может негативно сказаться на доступе к медицинской помощи и лечению.
Цветные девочки или девочки, живущие в бедности, могут быть особенно подвержены уголовному преследованию своих психических заболеваний, а не лечению. Эпидемиологические исследования показывают, что две трети девочек, отбывающих наказание в системе ювенальной юстиции, соответствуют критериям по крайней мере одного психического расстройства. Архив общей психиатрии, Том. 59, № 12, 2002 г. ).
Социальный класс, образование, возраст и другие характеристики могут оказывать особое давление на девочек и женщин. Согласно данным Бюро переписи населения США, женщины в большей степени, чем мужчины, в течение всей жизни сталкиваются с бедностью (Census Report, 2017). Бедность сама по себе является недостатком, но она также может сделать людей уязвимыми для скрытых и явных предубеждений со стороны медицинских работников ( Медицинская этика BMC, Том.
18, 2017
).
Тем временем эйджизм широко распространен, как показывают исследования. Считается, что пожилые женщины менее компетентны, чем молодые женщины ( Журнал социальных вопросов, Том. 61, № 2, 2005 г. ). Они также уязвимы для структурных недостатков. Например, из-за более низкого заработка женщин в течение жизни они получают в среднем меньше ежегодных пособий по социальному обеспечению, чем мужчины, хотя больше женщин полагаются на социальное обеспечение как на почти единственный источник дохода (Администрация социального обеспечения, 2018). Таким образом, эйджизм может пересекаться с бедностью для пожилых женщин и с расой для цветных женщин.
Руководство направлено на борьбу со строгим подходом медицинской модели, который возлагает ответственность за преодоление таких проблем на отдельных лиц. Скорее, говорит Лэмб, психологи должны осознавать системный характер этих проблем у девочек и женщин.
Переход к материнству также является моментом, когда женщины могут столкнуться с особым давлением, как финансовым, так и психологическим.
Работа Моллен обнаружила противоречие между розовым дискурсом о радостях воспитания детей и реальным опытом воспитания многих женщин. Многочисленные исследования показывают, например, что удовлетворенность отношениями между партнерами снижается при переходе к отцовству. Анализ социальных проблем и государственной политики , Том. 14. № 1, 2014 г.
).
Цветные женщины, бедные женщины и матери-одиночки находятся в особо неблагоприятном положении из-за ограниченного дохода, отсутствия федерального оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и недостаточного медицинского обслуживания матери и плода. Вопрос доступа к репродуктивному выбору особенно важен для цветных женщин, говорит Комас-Диас. Между тем, родительские ожидания стали более интенсивными, особенно среди белых женщин среднего и высшего класса, говорит Моллен.
«Это давление, которое испытывают некоторые женщины, которое они должны представлять так, как будто материнство — это только радость и только удовлетворение, оказывает огромное давление на женщин», — говорит Моллен.
«Нам нужно продолжать изучать жизненный опыт женщин как матерей».
Поддержка сильных сторон женщин
Хотя понимание проблем, с которыми сталкиваются девочки и женщины, имеет ключевое значение, новое руководство также призывает психологов признавать сильные стороны и стойкость девочек и женщин, уважать и развивать эти сильные стороны. По словам Моллена, девушки и женщины сталкиваются со многими системными проблемами, от насилия в отношениях до ограничений репродуктивной свободы и неравной оплаты труда. Но, несмотря на эти проблемы, девочки и женщины могут найти ресурсы для преодоления трудностей.
Например, многие женщины открыты для поиска поддержки у друзей или профессионалов, когда дела идут плохо. Женщины в среднем менее социально изолированы, чем мужчины в пожилом возрасте. Согласно исследованию, проведенному социологом из Университета Северной Каролины Ян Клэр Ян, их более тесные социальные связи, по-видимому, способствуют их преимуществу в долголетии. Журнал здоровья и социального поведения , Том.
54, № 2, 2013 г.
).
Напоминания в поддержку этих преимуществ разбросаны по всему руководству, особенно в рекомендации поощрять практику, которая способствует свободе действий, сознательности и выбору, а также избегать гипердиагностики или патологизации проблем девочек и женщин. На практике это включает в себя осознание возможных отклонений в шкалах или оценках, а также рассмотрение контекста дистресса клиента. Например, у пациента, пережившего травму предательства, такую как жестокое обращение с детьми, могут проявляться симптомы пограничного расстройства личности. Психологическая травма: исследования, практика и политика , Том. 4, № 4, 2012 г. ). Однако понимание и преодоление этих травмирующих переживаний может быть более плодотворным, чем применение ярлыка «пограничный».
Патологизация может быть особенно заманчивой ловушкой, когда женщины и девочки обращаются с сексуальными проблемами, пишут авторы руководства. История сексуальной травмы или истощения от совмещения нескольких ролей (оплачиваемая работа, родительство, домашние обязанности) может способствовать возникновению сексуальных проблем, которые могут быть ошибочно приписаны медицинским или физическим причинам.
Мыслить глобально
Руководство также отражает тенденцию, как в психологии, так и вне ее, смотреть на то, как люди функционируют в глобализированном мире.
«Необходимы глобальные подходы к психологической практике, поскольку все больше транснациональных людей, особенно девочек и женщин, покидают свои страны», — говорит Комас-Диас. Руководящие принципы призывают практиков понимать девочек и женщин в их социально-политическом и геополитическом контексте.
На практике, говорят авторы руководящих принципов, это может означать понимание стресса, которому подвергаются семьи иммигрантов из-за неопределенности, связанной с иммиграционными законами и правоприменением. Возможно, потребуется выйти за рамки индивидуалистического мышления США, чтобы понять, почему дочь из семьи беженцев может отдавать предпочтение зарабатыванию денег, чтобы помочь своим родителям, а не учебе. В частности, для пациентов-беженцев практикующие врачи должны хорошо разбираться в оценке и лечении травм.
Комас-Диас говорит, что во всем мире симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) увеличиваются среди женщин и девочек, и женщины-беженцы, в частности, могли подвергаться сексуальному насилию или угрозе сексуального насилия, когда они бежали из своих стран происхождения. В глобальном масштабе изнасилование, другие сексуальные посягательства и преследование — это травмы, которые оставляют после себя самые высокие доли посттравматического стрессового расстройства ( Европейский журнал психотравматологии , Том. 8, 2017
).
Учитывая это глобальное и интерсекциональное понимание, психологи должны знать, что девочки и женщины формируют свою идентичность в контексте смешанных и меняющихся сообщений о том, что значит быть женщиной. Напряжение может возникнуть между нормами, ожидаемыми доминирующей культурой в Соединенных Штатах, и нормами, передаваемыми социокультурными группами меньшинств. Психологи могут помочь своим пациентам изучить эти нюансы и утвердить их многогранную идентичность.
По словам Комас-Диас, встреча с пациентами там, где они есть, является ключом к этому процессу. Например, матери-беженке, которая рискнула всем, чтобы привезти своих детей в новую страну, возможно, следует напомнить о важности заботы о себе через призму потребности ее детей в том, чтобы она была сильной и здоровой.
«Я стараюсь использовать то, что они приносят, как способ связи, — говорит Комас-Диас. «Кроме того, мне нужно быть очень скромным в культурном отношении. Часто мы всего этого не знаем».
Часть процесса включает в себя понимание последствий дискриминации и угнетения, а также размышление о собственных внутренних предубеждениях практикующего врача. Это может также включать в себя выход за рамки обычного списка методов лечения, чтобы рассмотреть преимущества народных практик или альтернативных форм исцеления. Например, Лэмб посетил пуэбло, чтобы проконтролировать обучение студента. Там, по ее словам, она наблюдала за местными лечебными практиками в сочетании с традиционной когнитивно-поведенческой терапией.
«В культурном происхождении нашей страны есть много вещей, которые имеют историю исцеления», — говорит Лэмб. «Терапевтам было бы разумно работать с этими практиками и местными практикующими, а не против них».
Призыв к действию
Учитывая то, что руководство сосредоточено на системных проблемах, с которыми сталкиваются женщины и девочки, в рекомендациях содержится также призыв к изменению системы. По словам Комас-Диас, часть этого может включать в себя поддержку пациентов, когда они берут на себя роль помощника.
«Исследования показали, что как только вы выходите за пределы себя и начинаете концентрироваться на других и вносить свой вклад, это действительно помогает человеку с психопатологией», — говорит она. «Они чувствуют, что они что-то делают».
Этот акцент на действиях отражен в заключительном руководстве нового документа, в котором психологам рекомендуется работать над изменением враждебной среды и борьбой с системной дискриминацией.
Это может означать многое, говорит Комас-Диас, от политической активности до самовыражения через творческие усилия. Для исследователей это может означать совместную работу с изучаемой популяцией посредством психологического подхода к исследованиям с участием участников, а не заходить, проводить измерения и уходить. Для сотрудника школьной системы или другого учреждения это может означать подталкивание администрации к тому, чтобы сделать услуги более доступными для маргинализированных групп, таких как люди с ограниченными возможностями. Все это, по словам Комас-Диас, является социальной активностью.
В конечном счете, говорит Лэмб, такого рода действия необходимы, чтобы сделать «расширение прав и возможностей» пациентов чем-то большим, чем беззубым термином. «Расширение прав и возможностей — сложное слово в психологии, — говорит она. По ее словам, слишком часто это относится к внутренним процессам, таким как уверенность в себе, а не к сопротивлению угнетению, которое может привести к реальной власти.
В психологической практике расширение прав и возможностей пациентов женского пола может означать больше, чем обеспечение прозрачности и информированного согласия; это может включать предоставление пациентам данных об эффективности различных терапевтических подходов и сотрудничество с ними для принятия решений о стратегиях лечения. Это также может включать в себя выражение сочувствия к внешним препятствиям на пути к расширению прав и возможностей, с которыми могут столкнуться девочки или женщины.
«Девочка, чувствующая себя уполномоченной, во многом зависит от того, дает ли общество власть, есть ли у них основания для того, чтобы получить эту власть, и наказываются ли они за выражение этой власти», — говорит Лэмб. «Расширение прав и возможностей — это больше, чем просто самосовершенствование».
APA разработала несколько руководств по психологической практике с определенными группами населения. Все практические руководства APA разрабатываются целевыми группами экспертов, рассматриваются советами и комитетами APA и доводятся до сведения общественности для комментариев до их принятия.
Рекомендации APA не имеют приоритета над информированным профессиональным суждением психолога.
Глобальное отношение к женщинам: уроки женщин в…
В этом месяце на Всемирном саммите «Женщины во всем мире» собрались мировые лидеры и активисты, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед женщинами и девочками во всем мире. Посмотрите полное видео о мероприятии, а затем ознакомьтесь с кратким обзором и видеоклипами обсуждения глобального жестокого обращения с женщинами.
Ранее в этом месяце все, от Хиллари Клинтон и Анджелины Джоли до рядовых активистов со всего мира, собрались на саммите «Женщины мира» в Нью-Йорке. Их цель? Почтить память тех, кто борется за гендерное равенство, пролить свет на жестокое обращение и насилие в отношении женщин во всем мире и поделиться решениями этих проблем, в которых мы все можем принять участие.
Глобальное жестокое обращение с женщинами
Начну с поразительной статистики, которую я узнал на Саммите. Хотя это правда, что женщины во всем мире видят больше возможностей, чем когда-либо прежде, Саммит представил данные, описывающие мрачные ситуации и условия, с которыми многие женщины по-прежнему сталкиваются каждый день.
Например, в Сомали 95 % девочек подвергаются калечащим операциям на половых органах. В Демократической Республике Конго каждый день насилуют 1000 женщин. Каждый день 10 бразильских женщин гибнут из-за домашнего насилия.
Более того, вокруг этих проблем все еще существует заговор молчания из-за многих культурных норм. Молчание выживших, их семей и друзей, правоохранительных органов и других граждан способствовало и подпитывало это насилие и жестокое обращение. Панель «Протесты в Индии» предоставила нам некоторые данные, которые трудно проглотить: 90% изнасилованных женщин в Индии знают, кто их насильник, но очень немногие из этих мужчин преследуются по закону.
Группа экспертов и активистов на Саммите поделилась своими мыслями о происходящем.
Подобные проблемы возникают из-за того, что с женщинами во всем мире часто не обращаются как с равными людьми. Те, кто у власти, подавляют их права, голоса и способы дать отпор. Во многих странах женщинам даже не разрешают выходить из дома или получать образование — в таких местах, как Афганистан, уровень неграмотности среди женщин составляет 90 %.
Таким образом, женщины не только становятся жертвами, когда они пытаются постоять за себя, используя свои собственные инструменты и силу, они сталкиваются с крайней оппозицией и сопротивлением.
Очевидно, что это непростые вопросы, но саммит «Женщины на Всемирном саммите» положил начало важным переговорам, цель которых — продвинуть нас в правильном направлении.
Ключ к образованиюОдним из основных препятствий, с которыми сталкиваются женщины, является отсутствие образования. Во многих странах образование предоставляется только мужчинам, что лишает женщин их права на знания и оставляет их в постоянном цикле жестокого обращения, насилия и нищеты. Но когда женщины получают образование, они лучше подготовлены к самостоятельному принятию решений, получению работы и новому взгляду на гендерное равенство и основные права человека.
На саммите пионер образования в Зимбабве доктор Терерай Трент (представленная Опрой!) рассказала о своей работе по преобразованию прав женщин и образования в Африке.
Другие спикеры «Женщины в мире», Хумайра Бачал и Халида Брохи, вдохновляют свидетельством плодотворных результатов участия в образовании и диалоге о гендерных ролях и правах. В Пакистане они рискуют своей жизнью, рассказывая женщинам об их правах как людей на уважительное и достойное обращение. Они открыли в стране свои школы, а теперь обращаются к мужчинам Пакистана и ведут диалог о том, чтобы позволить женщинам получать образование.
Постепенно они заметили, что отношение людей, с которыми они разговаривали, изменились, и у них состоялись хорошие дискуссии о вкладе женщин в экономику и участии в принятии решений. Этот тип образования в области прав человека во всем мире открыл двери для новых перспектив, идей о лучшем будущем и основы для осуществления этих желаний.
Инвестиции в женщин
На саммите также обсуждались способы инвестирования в женщин во всем мире, чтобы помочь им найти работу, заработать деньги и разорвать порочный круг бедности и жестокого обращения.
Мухтар Кент, генеральный директор Coca-Cola, выступил с речью и пообещал помочь расширить возможности 5 миллионов женщин-предпринимателей к 2020 году. И такие организации, как Girltank, международное сообщество, помогающее молодым женщинам стать социальными предпринимателями и творцами перемен, помогают предоставить женщинам эти возможности. Как выразился основатель Girltank Седжал Хатхи: «У каждой девушки есть что-то глубокое, осязаемое и ценное, что она может предложить миру».
Будь образцом для подражания
В дополнение к этим важным усилиям, мы должны работать вместе и превратить «» проблему прав человека в «нашу» проблему прав человека. Участники саммита неоднократно заявляли о необходимости того, чтобы Америка служила образцом демократии и свободы и лидировала в мире, занимая четкую позицию против коррумпированных режимов. По мере того, как каждая страна набирает обороты, страна и ее народ оказывают моральную и политическую поддержку, служа образцом для подражания для групп, борющихся за свободу.
В своем программном выступлении Хиллари Клинтон напомнила аудитории, что мы не должны сводить на нет борьбу за победу в гендерных битвах внутри нашей страны, прежде чем мы перейдем к помощи другим странам.
Что подводит меня к последнему уроку, который Саммит действительно преподнес мне: борьба за права женщин — это то, к чему мы все призваны присоединиться. Хотя спикеры Саммита, безусловно, являются образцами для подражания, мы все можем кое-что сделать, чтобы принять участие в борьбе за гендерное равенство.
Одним из простых способов поддержки женщин во всем мире является поддержка организаций, занимающихся распространением информации и оказанием помощи женщинам. Ознакомьтесь с отмеченными наградами организациями, основанными женщинами, такими как Girltank, Recovers, Fenugreen и Dream Foundation Trust. Мы также можем помочь поддержать таких людей, как Малала, и стать волонтерами в организациях здесь и за рубежом, которые обучают как мужчин, так и женщин.
Помимо финансирования и работы с организациями, важно побуждать женщин в нашем собственном мире высказываться, если с ними плохо обращаются.
