Как научиться задавать правильно вопросы: главное правило этого искусства, психология умения
Почему бывает страшно коммуницировать, и как научиться задавать неудобные вопросы на позиции менеджера
Привет! Меня зовут Анна Лаврова, и задавать вопросы — командам, лидерам, работодателям — моя работа. За годы коучинга поняла, что тема неуверенности и страха что-то спросить, прояснить актуальна в командах разного уровня. И хочу предупредить: «Как-то все решится само собой», возможно, сработает раз-два и то случайно. В целом нужно уметь «отлавливать» свои страхи и тревоги, понимать их природу и знать, какое решение будет действенно в конкретной ситуации. В статье — о причинах страха задавать вопросы и о том, как его побороть.
Почему бывает сложно общаться и задавать вопросы
Глобально все страхи ведут к одному, осознаем мы это или нет, — страху «остаться под мостом в коробке». В древние времена быть отвергнутым означало одиночество, а в одиночку выживать было сложнее. Казалось бы, как связано то, что я боюсь спросить у клиента о сроках релиза, со страхом оказаться брошенным под мостом? Заказчики, конечно, бывают разные, но до физической расправы и угрозы жизни точно не дойдет — как плохо бы не был реализован проект.
Кроме того, у любого действия есть объективные причины. Мы склонны больше верить и открываться людям, когда мы в хорошем настроении, и меньше, когда в плохом. Будучи в плохом настроении, мы с большей вероятностью воспримем негативно то, что наш партнер говорит или делает, независимо от того, насколько позитивно он пытается это донести. Помимо этого, причиной сложности коммуникации могут быть фильтры восприятия: отвлекающие факторы (например, фоновый шум), убеждения и ожидания.
Ограничивающие настройки
Также у каждого из нас существуют так называемые ограничивающие настройки, которые и оберегают нас от возможности оказаться никому не нужным, под мостом в коробке. Пока мы живем в соответствии с этими настройками, мир, будучи опасным, нам принимает. По сути это наши потребности в чем-то. Но если только не уверены в том, что эту потребность сможем реализовать, мы боимся действовать.
Те менеджер, которые хотят всегда и перед всеми выглядеть хорошо, никогда не скажет клиенту, что он не знает, что делать — это не совпадает с образом.
Те, для того в приоритете быть приятным, никогда не откажут, и очень часто у них нарушены границы. Такая черта негативно сказывается на проекте и на менеджере в частности. Он может воспринимать невозможность реализации чего-либо на свой счет. А еще страх обидеть может «замораживать» готовность задавать неудобные вопросы.
Те менеджеры, которые стараются всегда быть правыми, часто навязывают свое мнение, пытаются поучать других и не хотят слышать то, что идет вразрез с их точкой зрения. Такой сотрудник может не бояться задавать вопросы, а просто не хотеть: «А зачем, если я все знаю и умею и так?».
«Спасатели» под видом благого дела могут упускать прояснение рабочих моментов для экономии времени и просто чтоб никого не нагружать.
Различие в стилях коммуникации
Стили определяются многими факторами, включая культуру, пол и воспитание.
Например, в одной семье может быть нормальным повышать голос при высказывании мнения, а в другой — никогда так не поступают. Во всех семьях вырабатываются гласные и негласные правила общения, заботы, принятия решений. В командах — так же. Суть в том, чтобы осознать негласные и предполагаемые правила, с которыми вы выросли, и научиться адаптировать их к вашей нынешней работе и обстоятельствам.
Если у человека, с которым вы общаетесь, стиль коммуникации отличается от вашего, скорее всего он будет вас бесить. И это не про категорию «правильно/неправильно». Здесь о том, что нужно уметь договариваться и находить компромисс.
Как побороть страх и тревогу
Как бы тревоги и страхи не манифестировались, они всегда ограничивают, хотя последний теоритически может влиять и положительно. А ограниченный сотрудник — нефункциональный. Соответственно, есть риск того, что такой член команды может быть заменен более полезного для бизнеса. Вывод напрашивается сам собой — со страхами нужно бороться.
Как — несколько советов ниже.
- Осознайте, на каком этапе начинается сложность, когда нужно задать вопрос, и в что именно самое страшное: столкнуться с агрессией, не получить ответ, получить ответ, который вас не устраивает.
- Воспользуйтесь квадратом Декарта, когда нужно принять решение, смоделируйте 4 исхода ситуации, ответив на вопросы.
- Старайтесь каждый раз, когда вы боитесь что-нибудь спросить, думая, что произойдет что-то ужасное, «докрутить» цепочку до конца. Какой самый страшный для вас исход, но объективный и реалистичный, может быть? Действительно ли он так страшен? Какая вероятность того, что дойдет именно до такого финала?
- В долгосрочной перспективе запланируйте проработку этих страхов: с психологом, коучем или же на специальных курсах.
Также существуют специальные техники и подходы, позволяющие коммуницировать с меньшим стрессом и большей эффективностью.
Техника ненасильственного общения
Представьте, что вы легли спать после тяжелого рабочего дня.
И вдруг в 2 ночи доносится громкая музыка и смех из квартиры за стенкой. Конечно, вы можете и накричать на соседей, и вызвать полицию. Но как насчет попробовать применить технику ненасильственного общения?
4 основных положения техники ненасильственного общения
- Мы все разделяем одни и те же универсальные человеческие потребности.
- Чувства и эмоции — это сигналы, говорящие нам о том, удовлетворяются ли наши потребности.
- Сострадание — наше базовое человеческое чувство. Это ответная реакция на страдание других людей, которая пробуждает желание помочь.
- В основе любого конфликта, насилия и эмоциональной боли лежат неудовлетворенные потребности.
Бытовой пример, распространенная проблема с соседями в многоэтажках. Начинаем с безоценочного факта: «Сейчас 2 часа ночи, понедельник, я сплю, а у вас играет музыка». Спокойно описываем свои чувства и эмоции: «Шум в столь поздний час меня удивил».
Говорим, что для вас важно сейчас: «Я очень устал после рабочего дня и хотел бы выспаться. Для меня это важно». Запросите то, что вы хотите, чтобы произошло после этого разговора: «Поэтому я хотел бы попросить вести себя потише, спасибо».
Еще распространенный пример на проекте — разработчик не успел закончить свою часть работы. Вместо криков и угроз увольнения, PM может озвучить свое беспокойство и пожелания таким образом: «К понедельнику нужно было сделать данный кусок кода. Он не готов. Я обеспокоен этим, потому что это может повлиять на релиз. Для нас важно, чтобы проект был сдан без проблем, потому что в случае успеха, клиент будет продолжать с нами работать. Поэтому попрошу тебя сдвинуть остальные задачи, и по приоритетности поставить ту, что не успел, первой».
Или вот еще — сотрудник опаздывает на важный созвон, не предупредив. «Уже начался созвон, а тебя все еще нет. Меня это беспокоит, так как сегодня мы должны взять в работу задачу, которую ты должен был объяснить.
Без тебя сместятся сроки и приоритетность, что может повлиять на дальнейшие задачи. Мне бы хотелось, чтобы ты был на созвоне и заранее предупреждал, если не получается. Если по какой-то причине присутствовать не получается, как только будешь на месте, пропиши детально задачу, где команда могла бы задать вопросы».
Техника «От фактов к договоренностям»
Эта техника хороша для сложных ситуаций и коммуникаций. Разберем на примере проблемы «Разработчики плохо кодят».
- Перечисляем факты: сколько было комментариев, сколько раз не приходили Code Review и т.д.
- Ищем альтернативы: универсального решения нет, для каждой ситуации менеджер ищет то самое. Оно зависит от мотивации команды, настроений внутри команды, готовности руководства способствовать обучению сотрудников.
- Пересматриваем цели и убеждаемся в том, что каждый из членов команды преследует одинаковую цель.
- Пускаем в ход юмор: любая проблема быстрее решается, если в процессе задействован юмор и положительные эмоции.

- Применяем сбалансированную силу: если вы занимаете позицию менеджера, значит, не просто так. Не бойтесь решать конфликты и вести сложные разговоры с подчиненными. У вас есть знания, навыки и полномочия для того, чтобы повлиять на сложные задачи.
- Вспоминаем прошлые договоренности и ведите разговор с целью создать новые. По-правильному, они должны быть где-то прописаны.
Техника четвертой стены
Философ Дени Дидро в свое время предложил решение, которое помогло бы избежать плохого театрального перформанса. Он писал, что исполнители должны представить огромную стену перед сценой, отделяющую их от публики, и вести себя так, как будто занавес никогда не поднимался. Дидро назвал это четвертой стеной. Это предотвращает отвлечение актеров на публику и позволяет им отделить себя от того, что они не могут контролировать (аудитория), и сосредоточиться только на том, что они контролируют (сцена).
В кино, театре, литературе набирает популярности тенденция «крушения четвертой стены» — когда персонажи взаимодействуют со зрителем/читателем.
Например, главный герой фильмов о Дедпуле.
В работе же наоборот — иногда ее нужно возвести, чтобы ничего не сбивало. Вы не успеваете закончить срочные задачи, из-за чего прилетают гневные сообщения от начальства, уточняющие вопросы от команды, которые еще больше задерживают вашу работу? Конечно, совсем игнорировать руководство и оставить команду в неведении не получится, но постарайтесь ненадолго построить четвертую стену: не реагируйте на упреки, недовольства, не принимайте близко к сердцу то, что говорят. Закончите задачи, чей дедлайн уже подобрался вплотную, и уже потом разбирайтесь с авторами отвлекающих сообщений.
Примеры неудобных вопросов
Я и сама раньше работала PM-ом, поэтому на своем опыте знаю, что такое неудобные вопросы, как их иногда страшно задавать. Вот несколько примеров неудобных вопросов менеджера клиенту и моих комментариев как PM-а на них. То, что написано ниже, не аксиома, но, возможно, это наведет вас на ваши, правильные мысли.
Прочитайте вопрос и остановитесь.
Примерьте ситуацию на себя — как бы вы себя чувствовали, задавая такой вопрос, какие бы аргументы приводили.
- Есть ли у клиента вилка бюджета? Представим, что клиент говорит, что у него есть 224 000 евро. Бывает так, что у заказчика в ходе работы над проектом откуда-то находятся дополнительные деньги, и в дальнейшем изначально названная сумма по сути становится едва ли не стартом вилки бюджета. А может для клиента 224 000 — это лимит, и ни копейки больше? Почему мне как PM-у важно знать ответ на этот вопрос: в ситуациях, в которых менеджер должен выбирать между чем-то, например, увеличением бюджета или уменьшением скоупа, знание ответа может сэкономить время на лишнюю коммуникацию для уточнения этих деталей.
- Что важнее сейчас: сроки или функциональность? Ситуации, когда команда вписываются в изначально установленные сроки, бюджет и скоуп, бывают слишком редко. Вроде бы каждая из «верхушек» этого треугольника важна, все же иногда важно чем-то жертвовать.
И лучше еще на берегу решить, чем, в случае если все-таки придется. - Кому я могу задавать вопросы? Заказчик — не всегда конечный пользователь. Если вы делаете продукт для внутренних нужд вашего клиента — тогда тут проще: спрашивать нужно у клиента или у ответственного, которого закрепит за проектом сам заказчик. А если же ваш клиент — только заказчик продукта, а конечные пользователи — другие люди? Кто является стейкхолдерами — обычно определяется на этапе сбора требований. По сути, ничего нового. Но важно тщательно проработать этот момент, выяснив вплоть до того, у кого влияние на конечный результат минимальный.
- Можно ли продолжать работу, если не получили ответ от вас? Сначала, конечно, мы пингуем, аккуратно напоминаем. Это может не сработать, а у команды нет такой роскоши — ничего не делать вовсе. Может быть и такой вариант событий: клиент придет, увидит, что ничего не готово и скажет: «А за что я платил деньги? Даже если вы ждали мой ответ, худшее, что вы могли сделать, — это не сделать ничего».
- Вы уверены, что это хорошая идея? Клиент «приносит» идею, которая ему кажется выигрышной. Ему, но не вам. Как же объяснить клиенту, что идея плохая? Для начала ответьте себе на вопросы: «Это ваше субъективное мнение? Или у этого мнения есть объективные аргументы?» Например, клиент говорит: «Давайте все захардкодим, потому что так быстрее, чем подключать какую-то библиотеку». В данном случае идея «плохая» — потому что лично вам не нравится хардкодить или есть более весомая причина? Если хардкодить, то тратится немало времени. Это делается 1 раз, и никакая другая компания в дальнейшем ничего с этим не сможет сделать. Это не масштабируемая идея. Для вас как для PM-а и вашей компании это может быть приемлемо. А вдруг клиент хотел дальше развивать и поддерживать проект? Возможно, лучше подключить нужную библиотеку? Попытайтесь вместе с клиентом найти оптимальное решение.
Клиент не всегда знает, как правильно и как выгоднее. Для этого есть вы — чтобы подсказать.
Заказчик может не знать (и не обязан) все то, что знаете вы. Обучите его, задавая правильные вопросы и узнавая «откуда растут ноги», например, с помощью вопросов вроде «А на основании каких данных вы решили, что…?»
Не бойтесь!
Страх спросить может спровоцировать много бед. Не прояснив что-то важное, вы можете потратить время зря. А в проектной плоскости время = деньги. Какому заказчику понравится, когда его деньги улетают в трубу?
Если вы идентифицировали такую проблему как страх задавать вопросы — уже полдела сделано. Не бойтесь разочароваться в себе как в руководителе. Задав неудобный вопрос раз — испытаете стыд (и то не факт) один раз. Не спросите вообще — это незнание будет тянуться долго и каждый раз будет преследовать неуверенность — а правильно ли я сделал?
Ну и конечно, читайте! Вот рекомендации литературы о коммуникации лично от меня:
- Malcolm Gladwell «Talking to Strangers: What We Should Know about the People We Don’t Know»
- Michael Bungay Stanier «The Coaching Habit: Say Less, Ask More & Change the Way You Lead Forever»
- Marshall B.
Rosenberg «Nonviolent Communication: A Language of Life: Life-Changing Tools for Healthy Relationships»
Умение задавать вопросы самому себе
Многие вопросы и советы повторяются в различных блогах снова и снова, в несколько видоизмененном виде, конечно. Бернар где-то писал, что это потому, что взрослые ученики остаются себе на уме и часто просто не следуют даже простым и эффективным советам, приходится их повторять снова и снова как детям.
Сопоставил два похожих поста: от Бернара и от пуленепробиваемого музыканта.
От пуленепробиваемого музыканта: Уменьшите недовольство занятиями с помощью 5-ти почему.
Похоже, что каждый ребенок в то время, когда он только принимается ходить, начинает отвечать на все, что вы ему говорите, вопросом «почему?».
Я не знаю, делают ли они это потому, что им на самом деле хочется узнать, почему магазин закрывается в 22:00, или почему они не могут пропустить школу в свой день рождения, или почему папочка не любит есть пророщенную сою.
Или им просто нравится наблюдать, как мы увиливаем и постепенно раздражаемся.
Несмотря на то, каким бесконечным может оказаться эта цепочка «почему», этот вопрос является очень полезным инструментом во время занятий. Вы ни разу не были в ситуации, когда вам не нравилось собственное исполнение фразы, которую, кажется, вы никогда не способны сыграть прилично? Какая-нибудь нота, которая никогда не звучит правильно? Переход, который до противности не получается?
Иногда правильные вопросы совершенно меняют положение, и вопрос «почему» очень хорош для самого начала.
Каким образом?
Причина и следствие.
Каждая смазанная нота, писк, хруст, пропущенный переход, интонационный глюк имеют подспудную причину.
Часто мы об этом забываем и восклицаем «я лажанул» или «у меня никогда не выйдет» в попытках справиться с чем-то трудным.
Эта констатация может казаться совершенно верной в тот момент, но проблема в том, что такие мысли находятся в тупиковой части рассуждений, если речь пойдет о поиске способа улучшения.
Какое решение будет для «я лажаю»? Играть снова и не лажать на этот раз?
Хотя такие критические замечания естественным и автоматическим образом попадают в поток наших мыслей, они только способствуют чувству раздражения, и желанию все бросить и усомниться в наших способностях.
5 почему
Вместо того, чтобы позволить трудному месту в произведении угнетать вас, попытайтесь воспользоваться методом «5 почему», взятым из области бизнеса. Он может уменьшить ваше раздражение и уныние.
Метод «5 почему» основывается на установке, что под каждой неверной нотой или другой технической неточностью, с которой вы боретесь, лежит коренная причина. Что в том, что вы делаете (или не делаете) есть нечто, что приводит к неудовлетворительному результату, но оно может быть не видимо непосредственно.
Если нужен рецепт для создания чувства раздражения, то нет ничего лучше, чем окунаться в устранение проблемы без какого-либо размышления о приведшей к ней причине.
Как говорил один из моих учителей в старших классах: «Если вы неправильно определите проблему, то, вероятно, придете к неправильному решению.
»
Часто «диагностика» проблемы не такая трудная, как может казаться. А когда вы найдете корень проблемы, вы сможете сформировать решение. При имеющимся решении раздражение отступает на задний план, и вы возвращаетесь в эффективное русло занятий.
Вот короткое видео, где поясняется метод «5 почему» (смотреть до позиции времени 1:25)
Краткий перевод приводимого в речи ролика примера:
Если рухнул сервер, мы спрашиваем
1) Почему рухнул сервер? – Потому что новое API (программное обеспечение) было загружено на сервер.
2) Зачем было загружено новое API? – Потому что мы запустили новую опцию, которая использовала API неправильно.
3) Почему это произошло? – Потому что у нас появился новый инженер, который не знал, как точно работает API.
4) Почему? – Потому что он не прошел обучения.
5) Почему не прошел обучения? – Потому что его менеджер не верит в курсы обучения.
Так что то, что казалось технической проблемой, оказалось проблемой менеджмента.
Фокусируйтесь на решении, а не на проблемах
Предположим, что вы смазали ноту, и голос в голове произнес: «Я лажанул.»
Первым шагом будет смещение вашего фокуса от «я лажанул» в направлении создания утверждения «я ошибся в ноте До».
Начиная с вопроса «Почему я ошибся в ноте До?», продолжайте повторять вопрос «почему?», пока вы не придете к технической корневой причине, из-за которой вы ошиблись в ноте. Может быть даже вам потребуется не 5 почему. Может быть только 2 или 3. Или может оказаться, что 7.
Так что же вы сделали такого, что привело к смазанной ноте? Вы излишне напряглись? Забыли что-то важное насчет дыхания и техники? Может быть вы думали об одной вещи, в то время как вам надлежало фокусироваться на другом? Или это усталость? Недостаточная подготовка или разминка?
Как только вы получите ответ, дело останется за воплощением решения. Конечно, решение может оказаться не мгновенным, но во всяком случае вы будете действовать в правильном направлении, сосредотачиваясь на решениях, вместо того, чтобы загонять себя в угол и биться об стенку проблемы.
Резюме в одном предложении
«Каждое решение к каждой проблеме простое. Расстояние между ними – вот, что составляет загадку.» ~ Derek Landy
—————————————-
А вот как пишет Бернар:
«Почему?» — не лучший вопрос.
«Почему?» не отражает настоящее желание к получению новой информации.
Скорее он требует, чтобы отвечающий удовлетворил нашу потребность в комфортной и хорошо известной системе координат.
Удовлетворительный ответ на «почему?» не даст вам новой информации и не расширит ваш горизонт. Скорее он сведет казалось бы интересный вопрос к чему-нибудь скучному, что вы и так уже знаете.
Так дети всегда спрашивают почему (а взрослые нет): их системы понятий еще слишком ограничены.
Позвольте показать на примерах.
Вы увидели гипс на моей ноге.
Вы можете спросить: «Почему у вас гипс на ноге?»
Я могу ответить: «Потому что я сломал ногу».
Это вас может удовлетворить. Я достиг той системы координат, в которой вам комфортно, и вы перестали задавать вопросы.
Но если это еще не та система координат, к которой вы стремитесь, вы можете продолжить спрашивать:
«Почему вы сломали ногу?»
«Я поскользнулся на льду.»
Опять же, если это все еще не удовлетворительная для вас система координат, вы продолжаете:
«Почему вы поскользнулись на льду?»
«Видите ли, коэффициент трения льда (… следует длинное физическое объяснение)»
И т.д. и т.п.
К вечеру вы прекратите задавать вопросы, когда вы сведете что-то неизвестное (возможно даже немного пугающее) к чему-то известному и надежному. Вы превратили очень таинственный мир в нечто жалкое, мелкое и знакомое.
Гораздо лучшим вопросом будет «как».
Вместо «Зачем вы испекли торт?» (тривиальным ответом которому будет информация о чьем-то дне рождения и что нужно сделать подарок) спросите «Как вы испекли торт?», и вы приобретете рецепт!
Если вы ищите причины, гораздо лучшими альтернативами для «почему» будут:
«Что останавливает вас?»
«Что произойдет, если…?»
Например, вместо «Зачем вы ходите в церковь каждое воскресенье?»
Спросите: «Что произошло бы, если я не ходил в церковь каждое воскресенье?»
«Я, похоже, не могу бросить курить, даже если я этого желаю.
» Вместо вопроса «почему?»
Спросите: «Что произошло бы, если бы я бросил курить?»
Ответы, если их серьезно искать, могут изменить вашу жизнь.
(Что? Где? Когда? Кто? тоже хорошие вопросы, гораздо лучшие чем почему).
Всего наилучшего,
Бернар
Задавание вопросов улучшает ваше обучение, если вы задаете правильные вопросы
Луиза Расмуссен обновлено
Сейчас 2 часа ночи, а вы готовитесь к завтрашнему тесту.
Все «Доритос» ушли, а у вас остался только один свет.
Вы смотрите на детально проработанную схему репродуктивной системы и думаете: «Выглядит довольно просто. Я запомню это завтра».
Во время показа эта подробная диаграмма не что иное, как размытое пятно в вашем мозгу. Ой. Вы стали жертвой иллюзии «Вспомнить все».
Трудно представить, что можно забыть, когда информация прямо перед тобой.
Почему?
Иллюзия «Вспомнить все» является частью более серьезной проблемы, которую я называю «синдромом ленивого ученика».![]()
Ленивый ученик — это тот, кто следит за уроком ровно настолько, чтобы проверить, понимает ли он то, что слышит или читает.
Этот простой подход «проверь это» может быть обманчивым. Вы испытываете успокаивающее чувство понимания. Но это довольно бесполезно для запоминания информации позже.
То, что вы что-то понимаете, не означает, что вы это запомните.
К счастью, есть простой совет, который поможет преодолеть эти два препятствия на пути обучения:
Задавайте вопросы.
Да, одной мысли о том, чтобы задавать вопросы в присутствии друзей, может быть достаточно, чтобы заставить ваше сердце биться чаще. Ты не одинок. Есть над чем поработать?
К счастью, вы получаете некоторые преимущества, задавая вопросы, просто задавая себе вопросы.
Исследования показали, что задавание собственных вопросов и ответы на них помогают учиться. Чтобы понять и запомните .
Но помогают ли одни вопросы больше, чем другие?
Все вопросы помогают учиться? Джули Багг и Марк Макдэниел из Вашингтонского университета в Сент-Луисе решили ответить на этот вопрос.
Они разработали исследование, которое поможет определить, зависят ли «Преимущества самогенерации вопросов и ответов» от типов вопросов, которые задают учащиеся. Они опубликовали свои выводы в Journal of Educational Psychology 9.0038 .
В своем исследовании три группы студентов читают несколько абзацев текста. Две группы были проинструктированы задавать свои вопросы и отвечать на них при чтении этих абзацев. Только каждой группе было предложено сгенерировать разные типы вопросов.
Одной группе было предложено составить подробных вопроса . Другому было предложено сгенерировать концептуальных вопроса .
Подробные вопросы
Подробные вопросы можно ответить, обратившись к детали или факту, которые можно найти в одном предложении в тексте.
Пример
Пример подробного вопроса: «Сколько квадратных миль занимает великая ледяная шапка Антарктиды?» Ответ «шесть миллионов» можно найти в одном предложении.
Концептуальные вопросы
Концептуальные вопросы можно ответить, только объединив информацию как минимум из двух разных предложений.
пример
Например, «Приведите две причины, по которым невозможно составить карту расселин Антарктиды». Чтобы ответить на этот вопрос, участники должны были объединить две части информации.
Обеим группам были предоставлены примеры их типов вопросов и возможность попрактиковаться в составлении вопросов. Последнюю группу студентов попросили просто дважды прочитать абзацы.
После изучения абзацев всем учащимся было предложено оценить, насколько хорошо они запомнят информацию. Затем всем им был дан один и тот же тест. Этот тест содержал как подробные, так и концептуальные вопросы.
Никаких глупых вопросов, только лучшие вопросыВозможно, глупых вопросов не существует, но некоторые вопросы ускоряют ваше обучение больше, чем другие. Багг и Макдэниел обнаружили, что концептуальные вопросы помогают студентам учиться, а подробные вопросы — нет.
Учащиеся, придумавшие концептуальные вопросы, справились с концептуальными частями теста намного лучше, чем другие группы.
Их оценки того, насколько хорошо они усвоили информацию, также были более точными. Это помогает учиться и практиковаться, задавая концептуальные вопросы, как в нашем курсе навыков обучения.
Студенты из двух других групп гораздо чаще переоценивали, сколько они смогут запомнить. Интересно, что между тремя группами не было различий в том, насколько хорошо они справились с подробными вопросами теста. Те, кто сосредоточился на концептуальном вопрошании, все же ушли с деталями.
Возьмите под контроль свое обучение, задавая вопросы
Синдром ленивого ученика рано или поздно поражает всех нас. Трудно поставить себе диагноз, потому что наш разум часто обманывает нас, заставляя поверить, что мы не ленивы, даже когда мы ленивы.
Вопросы работают, потому что они делают вас активным учеником, а не пассивным получателем информации. Когда вы взаимодействуете с информацией, обрабатывая ее, критически обдумывая ее контекст или связывая одни фрагменты информации с другими, вы повышаете вероятность того, что вы их запомните.
Все мы знаем, что задавать вопросы — отличный способ получить информацию. И открыть для себя новые идеи. Новые перспективы.
Вы также можете многому научиться, задавая себе вопросы.
Научитесь задавать умные вопросы. Частно.
Будьте умнее. Устраивайтесь поудобнее. Ты вырастешь оттуда.
Изображение предоставлено Доном Мойером
Ссылки
Багг, Дж., и Макдэниел, М. (2012). Выборочные преимущества самогенерации вопросов и ответов на них для запоминания пояснительного текста. Journal of Education Psychology, 104 (4), 922-931 doi: 10.1037/a0028661
Учебное пособие
Построить свои учебные навыки с
Thinker Academy
.
Доктор Луиза Расмуссен — прикладной когнитивный психолог. Она работает над повышением культурной компетентности в сложных условиях посредством исследований, обучения и оценки.
Взаимодействие с читателями
Учимся задавать правильные вопросы: 12 хитростей
Существует множество литературы о том, как задавать вопросы другим людям, но как насчет того, чтобы задавать вопросы самим себе? Мы можем задавать нашим ученикам все каверзные вопросы, которые только можем придумать, в надежде улучшить их навыки критического мышления, но способность задавать вопросы самим, а не просто отвечать на них, отличает настоящих учеников от остальных.
Конечно, это похоже на что-то вроде метода Сократа, где ряд вопросов помогает вам раскрыть, что вы думаете об аргументе или идее. Независимо от того, как вы к этому подходите, конечная цель — научиться мыслить критически и все анализировать. Как мы видели ранее, важно всегда спрашивать себя, почему что-то важно и как это связано с вещами, которые вы уже знаете. Делая это, вы тренируете свой мозг устанавливать связи между идеями и критически относиться к дополнительной информации, с которой вы сталкиваетесь.
Что делает хороший вопрос?
В своей книге « Glimmer: Как дизайн может изменить вашу жизнь и, возможно, даже мир » Уоррен Бергер, соучредитель нью-йоркского писательского коллектива The Marmaduke Writing Factory, стремился понять, как творят великие дизайнеры. Он нашел по крайней мере одну общую черту: дизайнеры умеют все подвергать сомнению.
«Как в старой шутке — Сколько дизайнеров нужно, чтобы заменить лампочку, и дизайнер отвечает: «Это обязательно должна быть лампочка?» — дизайнеры задаются вопросом, почему все сделано определенным образом и может ли лучше и интереснее», — сказал Бергер The Atlantic в недавней статье.
Из таких вопросов рождались великие изобретения. Бергер цитирует мгновенную фотографию Polaroid как одно из таких изобретений. Это началось, когда Эдвин Лэнд фотографировал свою четырехлетнюю дочь обычной камерой. «Она хотела сразу увидеть результаты, а он объяснил: нет, это займет несколько дней», — говорит он. «Но она хотела знать, почему мы должны ждать фотографии? И этот вопрос побудил Лэнда начать путешествие, которое привело к созданию мгновенной фотографии Polaroid».
Для Бергера хороший вопрос — это то, что должно казаться важным, значащим, глубоким, но также потенциально доступным для ответа и достижимым.
«После того, как вы нацелились на такой вопрос, идея состоит в том, чтобы по-настоящему заняться им. Обычно на эти вопросы очень трудно ответить. Вы не можете найти это в Google или на answer.com — вам придется с этим бороться. Вы можете потратить месяцы или годы, «проживая вопрос».
Бергер, который только начал свой собственный путь, хочет проследить положительные и отрицательные результаты фундаментальных вопросов.
«Вы часто видите это в Силиконовой долине, например, где многие из этих радикальных новых предприятий можно проследить до великого вопроса», — говорит он. Но его также интересуют люди, которые спрашивают: «Что, если мы переосмыслим то, как работают школы?» или «Почему мы проектируем тюрьмы именно так, если могли бы сделать это иначе?»
Как лучше задавать себе вопросы
1. Начните с основ.
Бергер говорит, что есть два типа вопросов, которые не задают достаточно рано в процессе обучения. Во-первых, это фундаментальные вопросы: зачем я это изучаю? Почему людей волнует, что я узнаю об этом, и почему меня это должно волновать? Это те вопросы, которые вам могут быть полезны на раннем этапе, когда вы находитесь на наиболее открытой стадии мышления.
3. Этапы дознания.
Отличный вопрос имеет свойство развиваться. «Изучая новаторов, — говорит Бергер, — я обнаружил, что как только они берутся за большой вопрос, они часто проходят различные «этапы исследования», которые постепенно приводят их к ответу.
Они могут не всегда находить нужный ответ, но к чему-то они приходят». Он обозначил эти этапы как «спекулятивное исследование», «контекстуальное исследование», «конструктивное исследование» — все этапы процесса, который помогает вопрошающему продвигаться вперед в путешествии.
2. Исследуй невозможное.
«Второе — сумасшедшие вопросы, — говорит Бергер. «Что, если бы мы сделали это в обратном порядке? Что, если бы мы опровергли все предположения в этой области и сделали что-то, что звучит нелепо? Интересные идеи могут появиться из исследования невозможных вещей».
3. Замените заявления о миссии вопросами.
«Я думаю, что люди могут больше сплотиться вокруг вопроса, чем утверждения, — говорит Бергер. «Вопрос говорит о том, что мы вместе путешествуем: «Как мы можем использовать робототехнику, чтобы сделать мир лучше?» В заявлении говорится, что мы уже сделали это: «Мы используем робототехнику, чтобы сделать мир лучше». Заявление немного высокомерное и, возможно, немного ложное утверждение.
Вопрос говорит о том, что вы хотите сделать со своей компанией. Это гораздо больше возможностей.
4. Признайте свои предубеждения и боритесь с ними.
Критическое мышление заключается в том, чтобы как можно чаще противостоять этим предубеждениям. Это сложно, но если вы находите время думать о противоположных взглядах в течение дня, вы тренируете свой мозг делать это чаще.
5. Копайте глубже.
Всегда используйте уточняющие вопросы. Если вы не ищете строго факты, в ответе, который вам дает человек, есть какое-то предположение. Задайте им уточняющий вопрос, например: «Что заставляет вас так говорить?» или «Почему ты так думаешь?»
Еще несколько идей: «Какие вопросы мне задать? Должен ли я подвергать сомнению ответы на вопросы, которые я задаю? Должен ли я задать вопрос? Одни вопросы лучше задавать, чем другие? Как отличить полезный вопрос от бесполезного? Если думать — это то, что я делаю в своей голове, и я задаю все эти вопросы, должен ли я придумывать ответы?»
6.
Выработайте привычку воображать альтернативы.Спросите себя: «Почему отношения между частями структурированы таким образом? Как это могло быть иначе? Как бы это выглядело, если бы было иначе?»
Бергер предупреждает нас: «Будьте осторожны. Людям нравится, когда им говорят то, что они уже знают. Помните это. Им становится неудобно, когда вы рассказываете им что-то новое. Новые вещи… ну, новые вещи — это не то, чего они ожидают. Им нравится знать, что, скажем, собака укусит человека. Это то, что делают собаки. Они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что мир не должен происходить таким образом. Короче говоря, люди думают, что хотят новостей, но на самом деле они жаждут старых… не новостей, а старых, рассказывающих людям, что то, что, по их мнению, они уже знают, является правдой».
7. Улучшите свою наблюдательность, делая полевые заметки, как ученый.
«Критическое мышление не заканчивается. Чем больше знаний вы накапливаете, тем лучше вы научитесь об этом думать.
Это созерцание пупка, когда вы постоянно думаете о мышлении, но конечным результатом является мозг, который автоматически формирует лучшие аргументы, целенаправленные идеи и творческие решения проблем.
Одна из самых важных частей критического мышления — понять, какие детали имеют значение. Каждый день мы сталкиваемся с таким количеством информации и с таким количеством разных мнений, что очень легко потеряться в деталях. Впоследствии нам нужно научиться узнавать, какие детали имеют значение, а какие нет. Начните с того, что прислушайтесь к своей интуиции. Если что-то звучит не так, это ваш первый предупреждающий знак. Оттуда вы можете начать искать другие дыры в споре».
8. Кому будет полезен тот или иной вид?
Подумайте о том, кому выгодно заявление. Когда вы читаете новости или мнение, полезно подумать о том, кому выгодно сделанное заявление. Если кто-то приводит аргумент, есть большая вероятность, что он по какой-то причине извлекает из этого пользу. Как отмечает Business Insider, это не всегда плохо — иногда мотивы человека могут сделать его мнение более обоснованным, — но хорошо подумать о том, кто может выиграть от идеи.
9. Будьте скептичны, но не циничны.
«Ищите очевидные утверждения: обычная уловка в дебатах, обзорах и даже личных эссе состоит в том, чтобы втиснуть критический аргумент в ряд очевидно верных утверждений. Такого рода непоследовательность легко пропустить, потому что к тому времени, когда она появится, вы уже начнете соглашаться с утверждением. Вот крайний пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, что трава зеленая, что облака белые, и что Apple делает лучшие компьютеры».0005
10. Думайте о своем собственном мышлении.
Автор и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов сделать это на примере Шерлока Холмса:
«После того, как он поставил перед собой цели, он начинает наблюдать и собирать данные, и спрашивает: хорошо, как мне ответить на этот вопрос ?» и «Что такого в этом разговоре, об этом человеке, об этой ситуации, чем бы она ни была, что позволит мне собрать данные, которые я затем смогу использовать, чтобы проверить, верна ли моя гипотеза?» Затем он делает то, что делают все великие ученые, и я думаю, что посредственные ученые, вероятно, не делают, то есть делают шаг назад и учатся смотреть на данные, рекомбинировать их, смотреть на другие возможности, проявлять воображение, используя эти данные, чтобы увидеть, есть что-то, о чем я не подумал заранее? Мой разум все еще открыт? Я все еще знаю, что происходит? Эти данные как-то заставляют меня думать о новых идеях? Думаете о новых подходах? Подумайте о вещах, о которых я не думал в прошлом?»
11.
Работать с другими.Бергер также опробует идею под названием «совместное расследование», используя идеи молодых людей, интересующихся этой темой. «Я привык работать один в своей пещере в качестве автора, но эта идея настолько велика и сложна, что я просто чувствовал, что не хочу идти в это путешествие в одиночку». Поэтому на своем веб-сайте он просит людей присылать свои собственные «красивые вопросы» и приглашает их присоединиться к нему в расследовании. «Я прошу группу избранных сотрудников, а не случайную «толпу», помочь мне, когда я составляю ответ. Как автор книги, я по-прежнему буду принимать все решения и все писать, но, надеюсь, команда раскопает отличный исходный материал, который я никогда не смог бы найти самостоятельно. Я прекрасно осознаю тот факт, что прошу людей сделать что-то бесплатно, поэтому я надеюсь, что смогу сделать это приятным и обогащающим опытом».
12. Переучиваться.
Среднестатистический 5-летний ребенок все задает вопросы. Тем не менее исследования показывают, что многие из нас начинают задавать вопросы все меньше и меньше по мере того, как мы становимся старше.


И лучше еще на берегу решить, чем, в случае если все-таки придется.
Rosenberg «Nonviolent Communication: A Language of Life: Life-Changing Tools for Healthy Relationships»