Хороший вопрос: Что такое «хороший вопрос» в нарративной практике? | О нарративной практике, терапии и работе с сообществами

Что такое «хороший вопрос» в нарративной практике? | О нарративной практике, терапии и работе с сообществами

(записи с семинара Дэвида Эпстона в ноябре 2008 года, материал подготовлен Дарьей Кутузовой)

Расспрашивание в нарративном подходе стремится генерировать и актуализировать «инсайдерское» знание людей и сообществ посредством коллективной, партнерской, прозрачной, рефлексивной практики. Человек или группа, с которыми ведется работа, рассматривается как эксперт по собственной жизни; также человек или группа не отождествляется с проблемой. Таким образом, высвечивается «множество голосов опыта».

  • Хороший вопрос – это «свежий» вопрос, он открывает новые горизонты, приглашая людей взглянуть на что-то по-новому.
  • Хороший вопрос – это вопрос, приводящий к глубоко значимым для человека ответам, и усиливающий желание человека продолжать беседу.
  • Хороший вопрос «неотразим» — он заставляет задуматься, приводит на новые территории, бросает вызов существующим взглядам, и все это – в интригующей, увлекающей, поддерживающей, внимательной и даже в чем-то иногда шаловливой манере.
  • Хороший вопрос – это тот, о котором человек-адресат вопроса сам говорит: «Какой хороший вопрос!..»
  • Хороший вопрос направлен на ядро, ключевой, узловой момент истории или ситуации. Вопрос должен настолько захватить воображение адресата, чтобы тот был готов двинуться исследовать неведомое, невзирая на сопутствующую этому тревогу.

Хорошие вопросы направлены не на уже существующее знание рассказчиков и не на проверку и подтверждение имеющихся у интервьюеров гипотез. Скорее, хорошие вопросы направлены на высвечивание «ярких, сочных, богатых» жизненных знаний, которые обычно оказываются в тени или считаются чем-то само собой разумеющимся. Особенно важно актуализировать знание, которое привычно считается «менее значимым», чем легитимное «профессиональное» знание. При задавании вопросов интервьюер исходит из предположения, что важное для собеседника знание ему уже доступно и будет актуализировано, извлечено, как рыба на удочку вопроса. Человек, задающий вопросы в нарративном подходе, «не знает всех ответов», но «знает, как узнать» — и эта позиция отличается от позиции профессионала-эксперта, «знающего всё».

  • Хорошие вопросы создают условия, чтобы люди могли говорить о своем опыте от первого лица.

Для того, чтобы сформулировать хороший вопрос, необходимо занять рефлексивную позицию. Майкл Уайт говорил, что всякий раз, когда ему хочется что-то сказать или подсказать человеку, с которым ведется работа, он старается переформулировать это в вопрос. При этом, формулируя вопрос, важно «заглядывать вперед» и думать, какие у этого вопроса могут быть последствия. В этом – ответственность интервьюера (исследователя и/или терапевта). Как говорил Мишель Фуко, «важно не только делать и знать, что мы делаем, важно также знать, что делает то, что мы делаем».

  • Хорошие вопросы «делают видимым невидимое» и «подвергают сомнению само собой разумеющееся».

Позиция, с которой получается задавать хорошие вопросы – это позиция подмастерья, а также вежливого гостя-чужестранца, чьи задачи – раскрыть скрытое, подразумеваемое знание, позволяющее знающим и опытным местным жителям максимально придерживаться предпочитаемых способов жизни.

Хороший вопрос следует из предшествующей реплики собеседника. Из одной реплики может идти «веер» вопросов в разные стороны, но не цепочка вопросов, каждый последующий из которых опирается на то, как, по мнению интервьюера, скорее всего ответит респондент. Вопросы растут из того знания, которое актуализируется в беседе, а не из знания, «втаскиваемого извне» (то есть не из того, чему интервьюера учили, например, в университете). Исключение для Эпстона – когда для формулирования вопросов привлекается инсайдерское знание людей, оказавшихся в жизненной ситуации, похожей на ту, в какой находится рассказчик-респондент.

Хорошие вопросы – это своего рода указатели направления. Они указывают на дороги, по которым человек может пойти в поисках знания, если чувствует, что это может быть полезно. То есть, одновременно, рассказчик ведет интервьюера и интервьюер ведет рассказчика.

  • Хороший вопрос – это вопрос, от которого не хочется быстро и сразу избавиться путем ответа на него, это вопрос, к которому хочется время от времени возвращаться.
  • Хороший вопрос ведет к множеству новых вопросов (а плохой заводит беседу в тупик). Хороший вопрос задается с позиции «а может быть, за следующим поворотом кроется что-то фантастически, удивительно прекрасное».

Хороший вопрос позиционирует рассказчика как действующее лицо в некоем драматическом сюжете. В хороших вопросах (по Эпстону) есть что-то драматическое. Они как бы будят, будоражат рассказчика, мир становится для него ярче, четче, живее. (В отличие от вопросов, которые вышибают дух, вжимают в стену, давят тяжким грузом и сообщают, что «шаг в сторону будет расцениваться как побег».)

  • Хороший вопрос побуждает рассказчика занять позицию уважительного любопытства по отношению к самому себе и к различным аспектам своей жизни.

По мере развития беседы, вопросы также оказываются нацелены на заполнение «брешей», «разрывов» в сюжете создающейся истории, чтобы история пересказывалась вновь и становилась более насыщенно описанной.

Хорошие вопросы в нарративном подходе всегда формулируются в экстернализующем языке, а не в интернализующем. Если человек считает нечто внутренне присущей ему чертой, нарративный терапевт-интервьюер формулирует вопрос так, чтобы это нечто предстало в качестве социальной практики, имеющей свою историю, традиции, манеры, способ и форму воплощения и т.п. Экстернализация позволяет занять рефлексивную позицию.

Хорошие вопросы «зацепляются» за особые слова и выражения, произнесенные рассказчиком, и направлены на исследование их смыслового контекста. Дэвид Эпстон, формулируя свои вопросы, развивает предложенные рассказчиком метафоры (например, когда рассказчик говорит, что «в нашей организации работнику удается отшлифовать свое [определенное умение]», Эпстон может спросить: «Как вам кажется, что организация делает для того, чтобы это умение человека действительно засияло?» Эпстон также любит использовать редкие, необычные слова, чтобы еще сильнее привлечь внимание рассказчика к вопросу.

При конструировании хороших вопросов вполне вероятно, что в беседе с конкретным человеком будут совместно создаваться ad hoc неологизмы, описывающие переживания и смыслы человека максимально близко к его опыту, т. к. «старые», общепринятые слова могут быть настолько «затасканными», пропахшими нафталином, или, напротив, помещенными на пьедестал и залакированными, что пользоваться ими для передачи живого переживания оказывается невозможным. Для создания новых слов и выражений гораздо лучше подходят метафоры, а не «буквальные значения». Научный дискурс часто предполагает, что используемые термины должны быть эмоционально нейтральными, выхолощенными, очищенными от воображения.

  • Хороший вопрос может вызвать к жизни яркое воспоминание, чтобы знание актуализировалось не через «сугубо интеллектуальное» припоминание, а через «перепроживание опыта в единстве аффекта и интеллекта» (аллюзия на Выготского моя — ДК).

Хорошие вопросы ухватывают и развивают «момент движения» сюжета предпочитаемой истории, чтобы она «разгонялась» из прошлого через настоящее в будущее. Хорошие вопросы связывают воедино событийный и смысловой аспекты истории.

Мой комментарий (ДК):

Хорошие вопросы приводят тех, кому они заданы, к большему ощущению свободы и силы (в противовес переживанию слабости и скованности), и к большему переживанию возможности хорошей сопричастности и общности с другими людьми (в отличие от переживания неприятной изолированности).

На квази-телесном уровне хороший вопрос может вызывать ощущение теплоты, облегчения, легкости, приятных мурашек, раскрывающегося внутри пространства (это бывает заметно по языку тела собеседника при очном общении).

Ядро или узловой пункт истории – это всегда определенное напряжение, определенный парадокс, «то, чего не могло быть, но все же произошло» — в понимании М.Н.Эпштейна, это «сверхсильные модальности». Материал о том, как «хорошие вопросы» могут быть связаны с модальностями-по-Эпштейну, будет подготовлен и выложен позже.

Почему хороший вопрос лучше хорошего ответа? — Дидактор

Вспоминаю наш замечательный отечественный фильм «Укрощение  огня». Неудержимая погоня за поиском решения тяжелейших научно-технологических проблем; погружение в ежедневные изнурительные измерения,  научные озарения и мозговые штурмы. И всё это ради одной светлой и казалось несбыточной идеи полёта человека в космос. И совершенно неожиданно для всего мира, после обидных неудач и бессонных ночей, эти фанатично преданные своему делу люди положили начало космической эры человечества.  Глядя на кадры этого фильма, мы невольно проникаем в разум гениев: кто экспериментирует, совершенствует свои теоретические изыскания и подтверждает их конструкторскими решениями и запусками космических кораблей. Вы видите с нуля, как всё происходитсначала в малопригодных бараках и чертежах на снегу, деревянных стенах, а затем в ослепительных лабораториях и на космодромах.

Это показательный урок. Но давайте вернёмся к проблеме постановки  вопросов. Вопросов плохих и хороших.

Ирония плохих вопросов

В ряде статей в Дидакторе неоднократно подчёркивалось, что вопросы более важны, чем ответы, потому что вопросы позволяют

  • искать пути решения,
  • чётко формулировать проблему
  • предвидеть пути их решения

В то время как ответы в лучшем случае являются временными. Их точность и правильных постоянно меняется в связи появившимися новыми фактами и открытиями, смещаются акценты и вообще разрушаются

с течением времени, нуждаясь в реформировании, изменении формулировки и переоценке по мере появления новых вызовов стремительно изменяющегося мира.

Конечно, учебные вопросы тоже нуждаются в обновлении. И порой читаешь вопросы в учебниках и поражаешься, насколько они устарели и не соответствуют дню нынешнему. К сожалению, далеко не всегда и учитель может задавать правильные вопросы. И так же, как существуют «неправильные» ответы, могут быть и «плохие» вопросы.

И самая удивительная ирония в плохих вопросах, в том, что на них может быть труднее ответить, чем на хорошие вопросы. 

Особенно вредны частые вопросы, направленные на репродукцию знаний или описание процессуальных знаний.

Задавание вопросов — это искусство познания. Умение задавать важные вопросы -лучшая демонстрация понимания, намного превосходящее временное удовлетворение от правильного «ответа», когда учитель не уверен, насколько глубоко ученик усвоил тему или просто «вызубрил» несколько страниц, абсолютно не понимая прочитанное.

Что делает вопрос плохим?

Это зависит от того, что, мы хотим получить от ученика в ответе.

  • Дать хороший и аккуратный ответ, соответствующий содержанию учебника?
  • Заставить студента пересмотреть свою позицию, свой устойчивый взгляд от однозначного учебного материала?
  • Заставить кого-то из учеников вернуться назад к учебному материалу и более внимательно посмотреть, откуда он знает то, что знает?
  • Оценить понимание?

Все это, конечно же, имеет смысл на уроке, и хороший вопрос может сделать всё это.

А плохие вопросы? Они останавливают мышление, замораживают процесс познания, сдувают и пускают под откос развитие ученика.

 Чаще всего плохие вопросы — это запутанные вопросы.

Это не значит, что хорошие вопросы не должны быть сложными и что ученики не могут попасть в точку, где они чувствуют себя сбитыми с толку. Это нормально. Действительно, и от хорошего вопроса они могут «войти в ступор».

Но ученик, испытывающий трудности в своих размышлениях, и ученик, пребывающий в замешательстве, — это не одно и то же.

И дело не только в закостенелости таких вопросов, их направленности на репродукцию.  Плохие вопросы могут быть сложного характера — заставлять учащихся думать на более высоких уровнях: синтеза знаний, оценки, обобщения и анализа. И всё равно они могут быть плохими.

Отличительный признак плохого вопроса

Как правило, плохой вопрос изначально имеет неправильное содержание или полон ненужных дополнений, которые сбивают с толку или синтаксически неверно сформулированы.

Но и это не самое главное.

Наиболее важным признаком плохого вопроса является то, что он побуждает учащихся угадывать, о чём думает учитель.

Ученик пытается проникнуть в сознание задающего вопросы.

Это, заметьте, решительно отличается от понимания ума физика, конструктора и т.п.  Устройство космического корабля вдохновляет конструкторское мышление. Важно, о чём думал конструктор, а не о чём думает учитель. Но конструктор вопросов — это не конструктор космических кораблей. Он совсем другой, в лучшем случае только посредник между учениками и содержанием. Намерения учителя могут быть благородными, методически выверенными и хорошо обоснованными, но, безусловно, он не заменит учёных, писателей, конструкторов и изобретателей, то есть СОЗДАТЕЛЕЙ.  Учитель — лишь автор хорошего вопроса. И вовсе ему не обязательно знать точный ответ на такой вопрос. Иногда важнее оценить сам процесс размышлений учащегося, его аргументацию, его доказательную базу.

Существует также тревожная проблема времени и места постановки вопроса. Если вы зададите даже правильный вопрос, но в неподходящее время, и вместо того, чтобы погрузить учеников в познавательный процесс, заинтриговать, вызвать недоумение или  любопытство, ученики в конечном счёте могут оказаться сбитыми с толку. Их мышление рассеивается, они могут уйти далеко от сути размышлений. Меняются социальные ожидания, возможно, вас мучают собственные воспоминания и кажущаяся актуальность вопроса. Очень часто учителя избегают острых вопросов, потому что они выходят за рамки заданий ЕГЭ.  А часто мы встречаемся и с беспокойством учеников, руководителей школы, родителей по поводу содержания: не выходить за пределы вопросов, посвящённых ЕГЭ.

Это приводит к тому, что наши ученики редко озабочены содержанием вопроса, его контекстом и метапознанием. Ожидания учеников связаны скорее с самим вопросом и ложным ожиданием правильного ответа.

Абстракция вопроса

Правильный вопрос в нужное время может призвать учеников использовать весь свой опыт обучения, потому что он может идти дальше, чем что-либо прочитанное, нарисованное или даже написанное кем-то. Вопрос может быть острым и в ряде случаев  даже неуютным для ученика. И в то же время в нём должен содержаться некий яркий лучик надежды, даже тогда, когда ученик видит перед собой беспросветную тьму незнания и непонимания.

Даже если этот вопрос многосоставной и исключительный, он всё равно один. Он будоражит и беспокоит. Он буравит мозг ученика, заполняет всё пространство. Провоцирует сложные мыслительные операции.

 

Плохой вопрос небрежен. Он никуда не зарывается, а монотонно стучит и издаёт тревожный информационный шум. Это заставляет ученика подойти к вопросу, сдвинуть брови, слегка нахмуриться и расшифровать вопрос. Декодирование может потребовать каких-то мыслительных усилий и, следовательно, полезным, но лишь в том случае, если оно не мешает познавательному процессу.

Точный, своевременный вопрос удерживает ученика в содержании, в его собственном уме, в идеале — в уме учёного, писателя, изобретателя, а не вопрошающего.

Плохой вопрос также может создать иллюзию конечной точки мышления — ученика, достигшего некоего места, где он якобы мыслит за создателя. И когда это происходит, всё уходит на второй план, и ученики сидят пассивно и ждут другого вопроса, думая, что победили.

Это, конечно, трагедия. Ум никогда не должен отдыхать, он должен искать! Анализируйте текст, концепцию или сам поставленный вопрос, пока вы не найдёте новый вопрос, который лучше подходит для этой задачи. Но ни в коем случае не дробить на кучу мелких однозначных вопросов! Если мы возьмём  литературное произведение, научную, инженерную или этическую проблему и сведём её к серии вопросов — это опасный вид редукционного подхода.

Мы получаем в таком случае вопросы — ссылки на другие вопросы. И всё. Мы не развиваем любопытство учеников. Оно остаётся маленьким фрагментом, который не задерживается в умах учеников. Высказывания, мнения, ответы, дополнения,-  хороши при условии, что они отодвигаются на второй план, а интрига, главный стратегический ключевой вопрос остаётся.

Когда вы задаёте вопросы — на экзаменах или зачётах лично, настаивайте на хороших вопросах. Моделируйте их развитие. Пересмотрите их формулировки. Упрощайте их постановку снова и снова, пока путаница не исчезнет и не останется только размышление ученика или студента.

В идеале —  лучше выбросить проблемы учеников из головы. Не думать, что они знают к этому времени, что нет. Поставьте себя на место исследователя. Терзайтесь, мучайтесь в сомнениях. Но в то же время задайте лаконичный правильный вопрос. И любуйтесь размышлением ученика.

Помню, первое время на меня ученики, а потом студенты смотрели как на сумасшедшего, а затем приняли условия. И перед тем, как отвечать, задумывались, погружались в процесс. И это было незабываемо.

Хороший вопрос! изучает историю и культуру Питтсбурга

Мишель Клингенсмит

/

90,5 WESA

Что вас всегда интересовало в Питтсбурге? Хороший вопрос WESA! подкаст и серия расскажет о ваших любопытствах об истории и культуре нашего города.

Итак: Что вас всегда интересовало в Питтсбурге? Вам интересно, как ваш район изначально получил свое название? Или, может быть, почему реки Мон и Аллегейни имеют разный цвет, когда сливаются в мысе? Или, может быть, вы всегда хотели знать, что случилось со всеми нашими трамваями и уклонами? От серьезных до глупых, мы здесь, чтобы помочь.

  • Искусство, спорт и культура

    История Беличьего холма, пожарных гидрантов в парке Фрик и первых чернокожих и женщин-членов городского совета

    В Ист-Энде Питтсбурга есть одни из самых больших парков города, исторические здания и долгое время он был домом для первопроходцев в городе. правительство. Мы посетим Беличий Холм и ответим на некоторые ваши вопросы о прошлом сообщества; мы услышим истории двух первых членов городского совета Питтсбурга: Пола Джонса, первого чернокожего члена совета, и Ирмы Д’Асенцо, первой женщины-члена совета; и мы прогуляемся по парку Фрик, где из леса высовываются старые пожарные гидранты. (Хороший вопрос! Подкаст спонсируется Eisler Landscapes, фирмой CPA Sisterson and Company и Baum Boulevard Automotive.)

  • Развитие и транспорт

    История Восточного автобусного маршрута, красочные тюлени на 40-й улице и живописный бульвар Аллегейни-Ривер

    От трамваев до живописных воскресных поездок — в этом эпизоде ​​рассматриваются транспортные проекты, которые продолжают формировать наш регион. В четвертом эпизоде ​​​​объясняется, почему на мосту на 40-й улице есть разноцветные печати; как был проложен Восточный автобусный маршрут и что привело к этим решениям; и мы отправимся в путешествие по бульвару Аллегейни-Ривер с пикником и живописными видами. (Хороший вопрос! Подкаст спонсируется Baum Boulevard Automotive, Eisler Landscapes и фирмой CPA Sisterson and Company.)0003

  • Искусство, спорт и культура

    Питтсбургские пантеры, остатки форта Гражданской войны и поездка в парк Уэст-Вью

    Поверните направо, где раньше был Исали! Звучит знакомо? Питтсбург любит вспоминать то, чего уже нет. В этом эпизоде ​​мы узнаем о настоящих пантерах, которые когда-то бродили по этому региону, и о том, как они живут в Питте и по всему Окленду; мы отправляемся в леса Стэнтон-Хайтс, чтобы найти остатки укрепления времен Гражданской войны; и мы катаемся на провалах в старом парке Уэст-Вью. (Хороший вопрос! Подкаст спонсируется Baum Boulevard Automotive, Eisler Landscapes и фирмой CPA Sisterson and Company.)

  • Развитие и транспорт

    Верфи в центре города, глубина реки и история создания Чехословакии в Питтсбурге

    Если вы когда-нибудь были в Питтсбурге, вы, вероятно, были на трех его реках или рядом с ними. Следите за подкастом WESA «Хороший вопрос», пока мы идем по тропам вдоль реки и вспоминаем шумные пристани, которые когда-то занимали это место; погрузиться в то, как измеряется глубина реки; и знаете ли вы, что основа для создания страны Чехословакия была заложена в центре Питтсбурга? (Хороший вопрос! Подкаст спонсируется Baum Boulevard Automotive, Eisler Landscapes и фирмой CPA Sisterson and Company.)

  • Искусство, спорт и культура

    Произношение слова «Карнеги», бенч-арт Шенли и происхождение названия «Пираты»

    Добро пожаловать обратно на 90.5 Хороший вопрос WESA! подкаст. Мы очень рады запустить второй сезон и рассказать вам еще больше историй об истории и культуре Питтсбурга. В нашем первом эпизоде ​​рассказывается о главных достопримечательностях города. Мы посетим разум за красочно раскрашенными скамейками в парке Шенли; мы рассмотрим, как Пираты получили свое мародерское прозвище и прошлое команды, задающей тренды; и почему местные жители говорят «Карнеги», когда в остальной части страны произношение другое?

  • Искусство, спорт и культура

    Шлаковые конструкции, люстры в центре города и искусство моста на Шестнадцатой улице

    Питтсбург — красивый город по многим причинам, и это то, что мы собираемся исследовать в шестом эпизоде. От повторного использования промышленных отходов и шлака в паблик-арте до количества кристаллов в двух самых красивых театрах в центре города — мы подчеркнем креативность этого региона. И мы ответим на вопрос: почему большие шары на мосту на Шестнадцатой улице разного цвета? (Хороший вопрос! Подкаст спонсируется Питтсбургским симфоническим оркестром и CASTUS.)

Загрузить еще

Хороший вопрос | Знай свой мем

6

44 037
0
28
Это представление в настоящее время изучается и оценивается!

Вы можете помочь подтвердить эту запись, предоставив факты, СМИ и другие доказательства известности и мутации.

Мем
Статус
Подчинение
Тип:
Изображение Макро, Реакция
Год
2019
Источник
Шрек (фильм)
Теги
Шрек, кино, фильм, кино, Мемы из фильмов, Лорд Фаркуад, Фиона, Майк Майерс, Эгарсиат, thiccsandwich69

О

«Хороший вопрос» — памятная цитата, произнесенная главным героем фильма Шрек . В фильме Шрек саркастически произносит строчку, когда его спрашивают, почему именно он, огр, а не лорд Фаркуад, спас принцессу Фиону. Снимок экрана, на котором Шрек говорит, что эта строка с тех пор используется в качестве макроса изображения реакции в Интернете.

Происхождение

22 апреля 2001 года в США вышел фильм « Шрек ». В фильме, когда Шрек спасает принцессу Фиону от дракона, Фиона спрашивает, почему лорд Фаркуад не спас ее. [1] Шрек отвечает: «Хороший вопрос. Ты должен спросить его об этом, когда мы туда доберемся» (клип ниже).


15 апреля 2019 г. Redditor [5] egarciat опубликовал шаблон формата «Хороший вопрос» для использования в макросах подписей к изображениям в сабреддите /r/Shrek (показан ниже).


Спред

В тот день Redditor [2] ThiccSandwich69 опубликовал скриншот, на котором Шрек произносит строчку в сабреддите /r/dankmemes. Они подписали изображение «Когда мама спрашивает, почему твоя папка с домашними заданиями больше 10 терабайт». Пост получил более 8600 баллов (98% проголосовали за) и 40 комментариев (показано ниже слева).

Redditor [3] затем опубликовал изображение в качестве изюминки шутки о войне /r/dankmemes и Instagram. Пост набрал более 15 000 баллов (98% голосов) и 50 комментариев (показано ниже, в центре).

В течение дня другие использовали этот формат в качестве изюминки для шуток о задержании, чтобы объяснить неловкую деталь (пример ниже, справа).

В тот день на сайте StayHipp [4] был опубликован рассказ о мемах.



Различные примеры



Поисковый интерес

Внешние ссылки

[1] IMSDB — SHREK

[2] Reddit — Хотел бы, чтобы они не спросили

[3] Reddit — но они никогда не отвечают

[4] Stayhipp — Shrek Good Memes

[4] .