Групповые ролевые игры: Ролевая игра

Содержание

Ролевая игра

Ролевая игра — Разыгрывание или выполнение определенной роли. Как процедура она широко распространена в психологических тренингах, психотерапии, в образовании и других областях.

 


Интеллектуальная игра «Мыслеголики»
Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они «мыслеголики» и хотят от этого излечиться.
Процедура «Преувеличение или полное изменение поведения»
Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»
Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ролевая игра «Cобеседование с работодателем»
Выработка навыков эффективной самопрезентации.
Ролевая игра «Ангел и черт»
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая игра, в процессе которой одному из игроков подсказывают «ангел» и «черт».
Ролевая игра «Аэропорт»
Отработка коммуникативных умений и навыков.
Ролевая игра «Беседа с вымогателем»
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.
Ролевая игра «Беседа с начальником»
Ролевая игра для группового психологического тренинга, направлена на развитие коммуникативной компетенции.
Ролевая игра «Бестолковый подчиненный»
Процедура группового психологического тренинга, предназначена для развития коммуникативной компетенции.
Ролевая игра «Былой конфликт»
Закрепление полученнного на тренинге опыта.
Ролевая игра «Интервью»
Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают сцену журналистского интервью.
Ролевая игра «Ипподром»
Развитие социального мышления.
Ролевая игра «Колобок»
Работа с манипуляциями.
Ролевая игра «Корпорация»
Отработка простых менеджерских функций.
Ролевая игра «Мелкие кусочки»
Процедура группового психологического тренинга. «Дворник» пытается убедить молодого человека не мусорить.
Ролевая игра «Напарники»
Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают ролевую игру, изображая напарников, которые не поделили между собой обязанности.
Ролевая игра «Первая книга»
Процедура группового психологического тренинга. «Читатель» пришёл в библиотеку и спрашивает, какую книгу ему бы почитать.
Ролевая игра «Первое свидание»
Процедура группового психологического тренинга. Моделируется знакомство парня и девушки (мужчины и женщины).
Ролевая игра «Пиратский бриг»
Исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.
Ролевая игра «Плохой посетитель»
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка: к «работнику» некоторой организации приходит «плохой клиент».
Ролевая игра «Повышение и увольнение»
Репетиция ситуаций повышения и увольнения.
Ролевая игра «Подружка-подсказчица»
Процедура группового психологического тренинга. Парни учатся знакомиться с девушками, для этого им в помощь «подружки-подсказчицы».
Ролевая игра «Последняя встреча»
Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают последнюю встречу с каким-то довольно близким, значимым человеком.
Ролевая игра «Посредники»
Отработка механизмов управления коммуникационными процессами в сложных социальных системах.
Ролевая игра «Преподаватель и студент»
Процедура группового психологического тренинга. В ролевой игре участвуют «преподаватель» и «студент» — ситуация экзамена.
Ролевая игра «Путник и вредина»
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая игра, в процессе которой один из игроков представляется уставшим заблудившимся путником, который просится переночевать, а второй — осторожным и вредным человеком, находящим сто отговорок.
Ролевая игра «Развод»
Процедура группового психологического тренинга. Ролевая игра постепенно усложняется, побуждая участников приспосабливаться «на лету».
Ролевая игра «Рекламные ролики»
Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают и реализуют «рекламные ролики».
Ролевая игра «Сказка»
Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща разыгрывают сказку: один из них сказочник, другой — главный персонаж, остальные — второстепенные.
Ролевая игра «Собеседование наоборот»
Процедура группового психологического тренинга. «Супер-звезда» устраивается на работу.
Ролевая игра «Соблазнение»
Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
Ролевая игра «Съемки фильма»
Отработка простых менеджерский функций.
Ролевая игра «Таксист и пассажир»
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается сценка, в которой «пассажир» конфликтует с «таксистом».
Ролевая игра «Трудности семейной жизни»
Процедура группового психологического тренинга. Участники разбиваются на пары и разыгрывают ту или иную сценку из семейной жизни, в которой должен быть конфликт и интрига.
Ролевая игра «Упавшее дерево»
Процедура группового психологического тренинга. Участники ролевой игры ссорятся, наблюдатели почему-то неожиданно все встают на защиту только одного, подвергая второго обструкции.
Ролевая игра «Чаевые»
Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают сцену в ресторане, в которой официант намекает, что надо бы оставить побольше чаевых.
Упражнение «Веселый барабанщик»
Выработка эмоциональной уравновешенности с помощью настоящего барабана.
Упражнение «Официант, в моем супе муха»
Отработка коммуникативных умений и навыков.

Психологические тренинги

  • Видеотренинг
  • Группы тренинга умений
  • Имидж-упражнения
  • Коммуникативные техники
  • Коммуникативные упражнения
  • Манипулятивные игры
  • Отбор Minus
  • Подготовка к школе
  • Программы тренингов
  • Профориентационные игры
  •     … и другое

Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


   RSS     [email protected] 

Групповая дискуссия и ролевая игра в социально-психологическом тренинге с подростками


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

Грецов А. Г.
Групповая дискуссия и ролевая игра

в социально-психологическом тренинге

с подростками
Число конкретных техник и их модификаций, которые могут использоваться в социально-психологическом тренинге (СПТ), измеряется тысячами. Однако существует два универсальных, «сквозных» метода, которые так или иначе используются в любом тренинге. Это групповая дискуссия и ролевая игра. Рассмотрим общие подходы к использованию этих методов и специфику их применения в работе с подростками.

Групповая дискуссия

Под групповой дискуссией в тренинге понимается «совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения» (И.В. Вачков, 2000, с. 40). В ходе дискуссий чаще всего обсуждаются такие типы материала, как:

1. События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия).

Такая групповая дискуссия обычно не выделяется в качестве отдельного структурного элемента тренинга, однако именно она используется в СПТ наиболее широко. Именно к таким дискуссиям относятся обсуждения упражнений и других событий в группе, некоторые виды шеринга, ряд техник получения обратной связи. На обсуждение упражнений зачастую расходуется в 2-3 раза больше времени, чем непосредственно на их проведение.

2. Проблемы, значимые для большинства участников группы (тематическая дискуссия). С одной стороны, задачей такой дискуссии выступает обмен субъективным опытом по соответствующей проблеме, демонстрация разнообразия ее виденья и возможных путей ее решения. С другой стороны, если это конкретная проблема, стоящая перед группой, задачей дискуссии может являться выбор пути ее решения.

3. Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия). В СПТ изучение прошлого опыта не является самоцелью, к такому виду дискуссии следует прибегать лишь тогда, когда это необходимо для решения проблем, встающих перед группой в настоящем.

Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз (Г.И. Марасанов, 1998, и др.):

1. Ориентировка. На этой фазе определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема дискуссии была сходным образом понята всеми участниками, в противном случае разговор может оказаться бессмысленным.

2. Сбор информации. На этой стадии участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы – целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, без их критической оценки (т.е. применить метод «мозгового штурма»).

3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации. На этой же стадии происходит критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем.

4. Завершение дискуссии: подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, на этой стадии звучит ее решение.

Как мы уже сказали, групповая дискуссия является «сквозным» методом СПТ, ее элементы так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, проведении шерингов, получении обратной связи и т.д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинговой техники. В таких случаях, целью ее применения обычно является поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, имеющим отношение к тематике тренинга.

Так, в подростковых тренинговых группах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками и с родителями, бурные дискуссии по этим темам в ряде случаев возникает спонтанно. Кроме того, для подростков очень актуальны проблемы, связанные с собственным будущим. По результатам ряда исследований проблемных переживаний подростков, выполненных под руководством Л.А. Регуш (см. «Наш проблемный подросток», 1999), первое место занимают именно переживания, связанные с будущим.

По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Конечно, очень хорошо, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы, но полностью свободные дискуссии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности.

Для управления ходом дискуссии ведущий может использовать такие приемы, как:

1. Задавание вопросов. Позволяет управлять направлением групповой дискуссии, активизировать ее ход, подключать пассивных подростков, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы. Рекомендуется избегать закрытых вопросов, а также вопросов, начинающихся со слова «Почему…» (Р. Смид, 2000). Закрытый вопрос подразумевает очень короткий, односложный ответ, не располагающий к дискуссии, а если таких вопросов много – у подростков может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. Вопрос «Почему … ?» вызывает только ответ «Потому … », почти всегда содержащий ссылки на внешние причины и не несущий никакой психологической ценности.

2. Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила СПТ, о чем при необходимости можно напоминать. Кстати, тренинговые правила в целом сильнее всего регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в процессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблюдении правил конструктивной обратной связи. И, главное, подростков следует приучить придерживаться правила «Когда один говорит, другие слушают». Если это правило соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия:

— Между участниками передается предмет — например, небольшая мягкая игрушка. Говорит только тот, у кого данный предмет сейчас в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из которых постоянно находится в руках у ведущего (т.е. ведущий оставляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет).

— Свою мысль каждый из подростков может высказывать только после того, как повторил основную мысль выступавшего перед ним.

3. Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях часто есть возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как эту дискуссию вести. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила «мозгового штурма» (изложение проблемы – генерирование максимального числа вариантов решения без их критической оценки – критическая оценка предложенных вариантов – выбор наиболее подходящего из них). Иногда целесообразно построить обсуждение по типу балинтовской группы (один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ – другие по кругу задают ему уточняющие вопросы – каждый участник по кругу излагает свое виденье проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы – участник, излагавший проблему, излагает ее виденье с учетом выслушанных мнений).

4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т.п. С одной стороны, фразы ведущего обычно воспринимаются как значимые, подростки воспринимают их непосредственное содержание. С другой стороны, ведущий выступает при этом в роли «эталонного участника», демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний.

Иногда наряду с групповой дискуссией выделяют «метод кейсов» (напр. см. Д. Ли., 2001), суть которого состоит в групповом анализе каких-либо конкретных проблемных случаев. По нашему мнению, этот метод можно рассматривать как одну из разновидностей тематической групповой дискуссии, содержанием которой выступает конкретный случай, подразумевающий актуальную для участников психологическую проблему.
Другим столь же универсальным методом СПТ является ролевая игра. Само слово «роль» этимологически восходит к корню «roll»*, обозначавшему в средние века свиток пергамента, на котором записывались актерские реплики. Распространение этого понятия на повседневное поведение людей связано с потребностью «суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека» (М. Ментс, 2001, с. 17). Социализация человека в значительной степени проходит через освоение различных ролей, которые могут отражать общественное положение человека, являться способом выражения групповых норм и общественных требований, определяться функциями человека в социуме и др. Когда люди принимают определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями.

Сущность ролевой игры состоит в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют этой роли. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных ролей, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ей, участники совершают сами.

В подавляющем большинстве случаев, в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения (цит. по: Р. Смид, 2000). Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям.

Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве «сквозного» тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а может выступать как самостоятельная техника.

Применение ролевой игры в тренинге позволяет решать такие задачи, как:

1. Расширение ролевой гибкости, формирование новых поведенческих моделей участников.

2. Обучение моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях межличностного общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т.д.).

3. Демонстрация условности предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимости от контекста общения.

4. Осознание и коррекция собственных неадекватных поведенческих моделей.

5. Повышение компетентности в общении благодаря возможности принимать роли разных участников общения.

6. Снижение остроты проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Кстати, именно этот эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии.

Выделяют различные типы ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям — иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т.д. С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными персонажами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей) — подр. см. М. Ментс, 2001, с 56-79.

Иногда наряду с ролевыми играми выделяют т.н. «операциональные игры» (М.В. Попова, 2000). Различаются они тем, что операциональная игра воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (например, к этому типу относятся деловые игры), ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. На наш взгляд, эта классификация не очень продуктивна, т.к. ключевым моментом данного метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации. На наш взгляд, более логично выделить в качестве дополнительного тренингового метода сенсо-моторную игру (в терминологии Ж. Пиаже), основной целью которой является получение нового сенсорного опыта.

Подготовка и проведение ролевой игры включает следующие стадии:

1. Разработка сценария ролевой игры – производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, этот этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.

2. Описание ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки. Они могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др. , а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства (см. М. Ментс, 2001) — это не «входные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».

3. Ввод в ситуацию ролевой игры. Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же предлагается перейти к осуществлению игры, оправдан не всегда, т.к. может вызвать у подростков сопротивление. Часто целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.

4. Выбор участников игры, распределение ролей. Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать сопротивление, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая.

5. Собственно осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей), или же параллельно разыгрываться сразу в нескольких микрогруппах.

6. Обсуждение игры (иногда эта стадия называется «дебрифинг» или «рефлексия»). На этой стадии следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы (М. Ментс, 2001):

— Установление фактов.

— Анализ причин поведения.

— Планирование действий (т.е. выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).
Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками. Например, А. Г. Лидерс (2001) успешно использует в тренингах с подростками такие сюжеты, как:


  1. «У дверей девушки» — девушка осталась дома без родителей, к ней решил зайти в гости парень, который к ней неравнодушен. Она же еще не решила, нужен ли он ей.

  2. «Чай в половине двенадцатого ночи» — парень с девушкой в упомянутое время суток находятся наедине и пьют чай. Парень хочет остаться на ночь, девушка же не вполне разделяет это желание.

  3. «Треугольник» — суть ситуации сводится к тому, что парень в каком-нибудь общественном месте встречает «свою» девушку с другим или, наоборот, она его – с другой. Как поведут себя действующие лица?

В принципе, в основу ролевой игры может быть положена почти любая ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для подростков и принципиально воспроизводима с учетом пространственно-временных ограничений тренингового занятия. Если в ролевой игре воспроизводятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, такая работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом. Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения техниками СПТ.

Во многих случаях, ценность ролевых игр состоит в их содержании — проигрывается конкретный материал, содержание которого важно для подростков. Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама по себе ценности не представляет. Так, например, широко известные ролевые игры «Катастрофа на воздушном шаре» или «Необитаемый остров» (напр. см. Н. И. Козлов, 1998) могут быть интересны с содержательной стороны разве что при подготовке подростков к службе в рядах МЧС. Ценность таких игр состоит не в содержании, а в том, что они позволяют эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие модели. Интерес смещается к взаимоотношениям, возникающим в ходе игры, ситуации же подбираются таким образом, чтобы максимально четко и интересно продемонстрировать рассматриваемые явления.

Ролевые игры широко используются в тренингах профориентационной направленности для подростков. Ведь любая профессия подразумевает определенные роли, и для совершения обдуманного выбора профессии очень важно «примерить» их на себя. В ряде случаев, подростки могут сделать это только в условиях СПТ благодаря ролевой игре. Игра роли профессионала, совершенная с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, позволяет адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда. Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям, помочь отделить профессиональные роли от личности человека.

Иногда в СПТ используются модификации ролевой игры, в которых участники разыгрывают сцены не сами, а используют для этого мягкие игрушки, куклы (в т.ч. самостоятельно изготовленные бумажные куколки) и т.п. В остальном же схема проведения игры остается прежней. На наш взгляд, это оправданно, когда характеристики роли очень сильно отличаются от исполнителей (например, подросток играет новорожденного) или же когда прямое проигрывание может оказаться болезненным для участников.


Помимо групповой дискуссии и ролевой игры, в СПТ с подростками могут использоваться и дополнительные методы, такие как мини-лекции, психодиагостика и психологический практикум в тренинге, рисование, самостоятельное выполнение письменных работ и т.д. На основе этих методов строятся конкретные тренинговые упражнения, число которых измеряется тысячами. Тренинговое упражнение можно определить как относительно обособленный в структурном и смысловом отношении блок тренинговой работы, построенный вокруг какого-то конкретного действия и направленный на решение общих задач, однако допускающий интеграцию разных методов.

Литература
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

Грецов А.Г. Радость общения: социально-психологический тренинг для подростков / Психология в школе: практический психолог – профессия нового века. – СПб., 2001.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1998.

Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб., 2001.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.

Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр (Эффективное использование ролевых игр в тренинге). – СПб., 2001.

Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш — СПб., 1999.

Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. — М., 2000.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
Психология и школа, №2 – М., 2002. – с. 73-81

 А.Г. Грецов


* В современном английском языке слова “role” (роль) “roll” (сверток, список, вращение) отличаются только написанием, произносятся же одинаково.


Скачать 122 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

профессиональное развитие для открытых онлайн-преподавателей

Помните дилемму Айне из предыдущей главы? Это задание по сценарию может быть выполнено в виде групповой ролевой онлайн-игры и является хорошим примером совместной онлайн-деятельности. В этом разделе мы подробно описываем план действий для этой групповой ролевой игры, которую вы можете опробовать со своими коллегами или учениками.

В этом упражнении вы должны работать с членами вашей группы. Ваша задача в группе:

Выберите свой групповой ответ на дилемму Айне из следующих вариантов:

  1. Позвоните учащемуся и попробуйте решить проблемы
  2. Передать этот вопрос руководителю курса или программы
  3. Скажите другим членам группы, чтобы они продолжали проект и не обращали внимания на другого ученика

Существует три возможных сценария ролевой игры в зависимости от выбора вашей группы, они подробно описаны ниже:

В группах по четыре человека сформируйте команду и распределите следующие роли:

• Конор, студент
• Айне, онлайн-преподаватель
• Два наблюдателя (свои имена)

Ресурс командного контракта: Образец командного контракта

Ролевая игра: В этом упражнении вам нужно разыграть то, что произойдет в разговоре между Айне и Конором.

Наблюдатель 1 – Координатор группы. Добиться согласия кто есть кто в команде, организовать обсуждение командного контракта и добиться его подписания всеми, установить и согласовать с командой график групповой работы.

Наблюдатель 2 – Этот человек берет на себя роль наблюдателя за процессом. Этот человек должен подумать, что он/она сказал бы, если бы он/она был Айне, и составить список с галочками. Этот флажок можно использовать как часть наблюдения, т. е. действительно ли это произошло? Кроме того, наблюдатель должен делать заметки о том, как работает элемент групповой работы в проекте, т. е. соблюдается ли командный контракт?

Конор (Студент) – Вы огорчены, вы ожидали большей поддержки в виде синхронных занятий, и вы недовольны тем, что преподаватель Айне указала вам на дополнительные «онлайн-ресурсы» и «рубрики», когда вы пожаловались. Ученикам остается слишком много, а Айнэ, воспитательница, ничему вас не учит. Она проводит один урок каждые три недели, что, по вашему мнению, слишком мало. Для этого проекта дискуссионного форума вам нужны дополнительные инструкции о том, как факторы дизайна реализуются на практике, чтобы иметь возможность взвесить их. Вы согласились на этот звонок, поскольку хотите высказать свои опасения. Вы будете подготовлены, вы будете вооружены всеми проблемами, которые вы определили в этом курсе. Вы находитесь под давлением на работе, вам необходимо получить сертификат, связанный с курсом, и в данный момент у вас особенно насыщенная домашняя жизнь.

Айне (Педагог) – Айне раньше не сталкивалась с такой ситуацией, ученики обычно радуются, когда получают ответ на свои жалобы, и им нравится получать дополнительные ресурсы. Айне не совсем понимает, в чем проблема этого студента. Айне очень недовольна тем, что это, кажется, разделило группу, хотя она подозревает, что часть негатива со стороны других студентов связана с их текущей личной рабочей нагрузкой. Да и у большинства других студентов все в порядке. Айне неохотно договорилась позвонить студентке Конору, так как она не любит конфронтации.

Предлагаемое время

Активность Продолжительность Результат
Формирование групп 10 минут Согласовать роли и командный контракт
Подготовка к ролевой игре 15 минут Индивидуальная работа, изучить ресурсы #openteach и спланировать, что сказать
Ролевая игра 15 минут Разрешить вызов
Обзор 15 минут Обсуждение случившегося.

Результаты деятельности:

Контракт команды, согласован и подписан
Видеозапись ролевой игры
Заметки наблюдателей

 

В группах по четыре человека сформируйте команду и распределите следующие роли:

  • Найл менеджер
  • Айне онлайн-преподаватель
  • Два наблюдателя (свои имена)

Ролевая игра: задание требует от вас разыграть то, что произойдет во время разговора между Айн и Найлом.

Ресурс командного контракта: Образец командного контракта

Наблюдатель 1 – Координатор группы. Добиться согласия кто есть кто в команде, организовать обсуждение командного контракта и добиться его подписания всеми, установить и согласовать с командой график групповой работы.

Наблюдатель 2 – Этот человек берет на себя роль наблюдателя за процессом. Этот человек должен подумать, что он/она сказал бы, если бы он/она был Айне, и составить список с галочками. Этот флажок можно использовать как часть наблюдения, т. е. действительно ли это произошло? Кроме того, наблюдатель должен делать заметки о том, как работает элемент групповой работы в проекте, т. е. соблюдается ли командный контракт?

Конор (Студент) огорчен, он ожидал большей поддержки в виде синхронных занятий и недоволен тем, что репетитор указал ему на дополнительные «онлайн-ресурсы» и «рубрики» после первоначальной жалобы. Студентам остается слишком много, а Айне, педагог, не учит. Она проводит один урок каждые три недели, что слишком мало для Конора. Для этого проекта дискуссионного форума Конор хочет получить дополнительные инструкции о том, как факторы дизайна реализуются на практике, чтобы иметь возможность взвесить их. Он подождет, пока не услышит ответ от Айне, педагога, прежде чем приступить к проекту и команде.

Найл (менеджер) — Айне попросила Найла разобраться с одним из ее учеников, Конором, который использует форумы курса, чтобы жаловаться на курс. Найл слишком занят, чтобы заниматься этим вопросом в данный момент, и в любом случае Айне придется разобраться с этим самой. Найл считает, что лучший способ подойти к этому — поговорить с Айне и помочь ей спланировать, как ей следует поступить с Конором. Найл хочет иметь несколько готовых идей и представление о том, как они могут сработать.

Айне (Воспитатель) – Айне не сталкивалась с такой ситуацией раньше, ученики обычно радуются, когда получают ответ на свои жалобы, и им нравится получать дополнительные ресурсы. Айне не совсем понимает, в чем проблема этого студента, и ненавидит конфронтацию. У большинства других студентов, похоже, все в порядке, и Айне хотелось бы, чтобы эта проблема была решена. Айне решила передать это своему менеджеру Найлу, поэтому Айне написала ему по электронной почте и попросила связаться с Конором.

Рекомендуемое время

Деятельность Продолжительность Результат
Формирование групп 10 минут Согласовать роли и командный контракт
Подготовка к ролевой игре 15 минут Индивидуальная работа, изучить ресурсы #openteach и спланировать, что сказать
Ролевая игра 15 минут Записанный звонок
Обзор 15 минут Обсуждение случившегося.

Результаты деятельности:

Контракт команды, согласован и подписан
Видеозапись ролевой игры
Заметки наблюдателей

Групповая работа: в группах по четыре человека сформируйте команду и распределите следующие роли:

  • Дейрдре, менеджер учреждения
  • Айне онлайн-преподаватель
  • Два наблюдателя (свои имена)

Ролевая игра: задание требует от вас разыграть то, что произойдет во время разговора между Айне и Дейрдрой.

Наблюдатель 1 – Координатор группы. Добиться согласия кто есть кто в команде, организовать обсуждение командного контракта и добиться его подписания всеми, установить и согласовать с командой график групповой работы.

Наблюдатель 2 – Этот человек берет на себя роль наблюдателя за процессом. Этот человек должен подумать, что он/она сказал бы, если бы он/она был Айне, и составить список с галочками. Этот флажок можно использовать как часть наблюдения, т. е. действительно ли это произошло? Кроме того, наблюдатель должен делать заметки о том, как работает элемент групповой работы в проекте, т. е. соблюдается ли командный контракт?

Конор (Студент) огорчен, он ожидал большей поддержки в виде синхронных занятий и недоволен тем, что репетитор указал ему на дополнительные «онлайн-ресурсы» и «рубрики» после первоначальной жалобы. Ученикам остается слишком много, а Айне, педагог, не учит. Она проводит один урок каждые три недели, что слишком мало для Конора. Для этого проекта дискуссионного форума Конор хочет получить дополнительные инструкции о том, как факторы дизайна реализуются на практике, чтобы иметь возможность взвесить их. Он в ярости из-за того, что Айне проигнорировала его, и сказала проектной группе продолжить работу над проектом без него. Он написал письмо с жалобой в соответствующий институциональный орган, чтобы пожаловаться на Айне и курс.

Дейдра (руководитель учебного заведения) – Дейдра пообещала студенту, что разберется в ситуации и свяжется с ним в течение нескольких дней. Дейдре знакома с Айне, педагогом, о котором идет речь, она хорошо работает, и Дейдра никогда раньше не слышала жалоб. Однако Дейдра задается вопросом, почему Айне решила проигнорировать студента и призвала остальную часть проектной группы двигаться дальше без него. Дейдра договорилась с ней о звонке, чтобы узнать, как лучше поступить со студентом.

Айне (Педагог) – Айне раньше не сталкивалась с такой ситуацией, ученики обычно радуются, когда получают ответ на свои жалобы, и им нравится получать дополнительные ресурсы. Айне не совсем понимает, в чем проблема этого студента, и ненавидит конфронтацию. Поскольку у большинства других студентов, кажется, все в порядке, Айне сказала им продолжить проект без Конора. Теперь Конор пожаловался институциональному менеджеру Айне, Дейдре, которая вызвала ее, чтобы обсудить, что можно сделать с Конором. Айне хочет быть готовой к этому звонку, поскольку она знает, что является экспертом на местах.

Предлагаемое время

Активность Продолжительность Результат
Формирование групп 10 минут Согласовать роли и командный контракт
Подготовка к ролевой игре 15 минут Индивидуальная работа, изучить ресурсы #openteach и спланировать, что сказать
Ролевая игра 15 минут Записанный звонок
Обзор 15 минут Обсуждение случившегося.

Результаты деятельности:

Контракт команды, согласован и подписан
Видеозапись ролевой игры
Заметки наблюдателей

 

21 сценарий и примеры для вашего сеанса

Ролевая игра имеет множество применений, связанных с психическим здоровьем и терапией.

Это техника, которая не требует никаких костюмов или макияжа, и это ценная техника для студентов, изучающих психическое здоровье и психотерапию, поскольку она является мощным инструментом в самом лечении (Rønning & Bjørkly, 2019).

Сценарии ролевых игр могут быть особенно полезны при работе с молчаливыми клиентами, заменяя более традиционные методы терапевтической беседы, когда люди чувствуют себя настороженными или подозрительными.

Это также полезный и относительно безопасный подход, который позволяет оценивать, вмешиваться и вовлекать клиентов в терапию, особенно детей (Hackett, 2011).

В этой статье исследуется ценность ролевой игры как терапевтического метода и вводятся сценарии, упражнения, действия и вопросы, которые помогут.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Как ролевая игра работает в терапии
  • 4 примера психологии из реальной жизни
  • Это работает? 9 доказанных преимуществ
  • 3 сценария и рабочие листы для ваших сессий
  • Ролевые игры, сценарии, игры и упражнения
  • 9 Методы и вопросы, которые следует задать клиентам
  • Взгляд на ролевую игру в групповой терапии
  • Лучшие ресурсы от PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Как ролевая игра работает в терапии

«Ролевая игра в контролируемых группах, по-видимому, способствует осмыслению и пониманию не только студентов в роли пациента и терапевта, но и сверстников, наблюдающих за групповыми сеансами» (Rønning & Bjørkly, 2019, стр. 415). Действительно, изучение и применение техник в такой безопасной и контролируемой среде может способствовать развитию компетентных практиков.

Клиентам, проходящим терапию, сценарии ролевых игр предлагают замену некоторых аспектов более типичных терапевтических бесед (Hackett, 2011). «Ролевая игра имеет эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты», которые могут вызывать нарушения, помогающие клиентам заменить «нездоровые чувства на здоровые» (Corey, 2013, стр. 300).

Воспроизводя сцены из своей жизни, люди обычно становятся более психологически вовлеченными, чем если бы они просто рассказывали анекдоты о себе (Corey, 2013).

Клиенты могут использовать такие упражнения для работы со своими чувствами и иррациональными убеждениями в воображаемой прошлой, настоящей или будущей ситуации. Дети, в частности, могут найти это полезным как возможность отыграть проблемное поведение, предоставляя опыт обучения, основанный на результатах (Corey, 2013; Dobson, 2011).

Типичная ролевая игра включает двух или более человек, воспроизводящих конкретный проблемный сценарий — реальный или воображаемый — достаточно аутентичный, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Например, терапевт может играть роль родителя или учителя, используя слова, манеры и ответы, полученные (путем систематических вопросов) от ребенка, чтобы исследовать ситуацию (Hackett, 2011).

В качестве терапевтического метода ролевая игра дает полезную информацию о том, как люди воспринимают свое окружение и действуют в межличностных отношениях. По этой причине он может быть особенно эффективен при лечении травм, позволяя терапевту и клиенту вернуться к более ранним переживаниям посредством воспроизведения (Hackett, 2011).

Может быть полезно передвигать мебель по офису, чтобы воссоздать обстановку, например семейную гостиную или рабочую обстановку, чтобы лучше понять, как клиенты в настоящее время реагируют на ситуацию (Nelson-Jones, 2014).

4 Примеры психологии из реальной жизни

Ролевая игра часто используется в когнитивно-поведенческой терапии для тренировки навыков.

Клиенты могут практиковать и совершенствовать свои ассертивные и социальные техники, одновременно учась справляться со своей тревожностью, агрессией и другими межличностными трудностями (Hackett, 2011).

Реальные примеры ролевых игр, измененные из литературы, включают:

  • Студент, беспокоящийся о своем поступлении в аспирантуру, чувствует себя глупым и недостойным .
    Ролевая игра воображаемого интервью с деканом колледжа раскрывает конкретные убеждения и тревоги клиента, бросая вызов его мыслям о том, что может означать неприятие (Corey, 2013).
  • Клиент и родитель, Рич, как правило, чрезмерно злится, когда его дочь опаздывает .
    Терапевт просит его разыграть предыдущую ситуацию, используя новые навыки совладания, которые он изучил, предоставляя безопасную возможность совершать ошибки и улучшать поведение в будущем (Нельсон-Джонс, 2014).
  • Клиент постоянно плохо справлялся с собеседованиями на руководящие должности.
    Клиент разыгрывает будущее интервью, а терапевт выступает в роли интервьюера, используя набор вопросов, которые могут вызвать затруднения у клиента. Встреча записывается на видео для последующего просмотра и оценки навыков. Затем управляемые мысленные образы используются для репетиции целевых навыков перед будущими интервью (Нельсон-Джонс, 2014).
  • У студента проблемы с общением и доверием со своим профессором .
    Терапевт обучает их навыкам уверенности в себе, а затем разыгрывает встречи с профессором, чтобы опробовать их новые техники (перед реальной встречей). Практика помогает клиенту справиться со своими страхами и улучшить отношения с преподавателем (Corey, 2013).

Ролевая игра помогает помещать клиентов в безопасную среду для отработки сложных или стрессовых ситуаций и опробования новых навыков преодоления трудностей и эмоциональных реакций (Dobson, 2011).

Это работает? 9 Доказанные преимущества

Сценарии ролевых игр обладают многими проверенными преимуществами (некоторые из них были выявлены неподтвержденными фактами, а не исследованиями), помогающими терапевтическому процессу и повышающими вероятность положительных результатов лечения.

Потенциальные преимущества ролевой игры включают (Nelson-Jones, 2014; Hackett, 2011; Corey, 2013):

  1. Предоставление ценных возможностей оценки, позволяющих выяснить, как клиенты думают и действуют в различных ситуациях.
  2. Предлагает возможность попрактиковаться в навыках, полученных во время лечения.
  3. Работая вместе, терапевт и клиент могут создавать и опробовать стили и подходы к вербальному и невербальному общению.
  4. Практика, как справляться с рядом ответов от других.
  5. Попытка перенести полученные навыки в реальную жизнь, чтобы осознать их ценность при преодолении препятствий.
  6. Обучение навыкам приносит пользу, предоставляя возможность практиковать социальные навыки, уверенность в себе и другие навыки межличностного общения и общения.
  7. Использование прерываний со стороны терапевтов для создания помех в том, что клиенты говорят сами себе, помогая превратить нездоровые убеждения в здоровые.
  8. Предоставление возможности разыграть проблемные ситуации, с которыми клиенты сталкиваются в своей повседневной жизни.
  9. Помощь в изучении стратегий преодоления, позволяющих избежать импульсивного и агрессивного поведения, социальной тревожности, тестовых страхов, проблем с едой и тревоги при публичных выступлениях.

3 Сценарии и рабочие листы для ваших сессий

Сценарии ролевых игр предлагают клиентам возможность практиковать желаемое поведение, наблюдаемое терапевтом для последующего просмотра (Corey, 2013).

Внедрение ролевой игры в терапию — это навык, который требует практики и сосредоточенности, чтобы клиент мог опробовать свои новые навыки и механизмы выживания. Терапевт должен четко представлять свои ожидания и помогать клиенту (Нельсон-Джонс, 2014):

  • Объяснение причин ролевой игры
  • Настройка сцены
  • Оценка их текущих коммуникативных навыков и поведения
  • Формулирование новых или измененных коммуникативных навыков и моделей поведения
  • Репетиция новых навыков и поведения
  • Поощрение клиента к повторению своих навыков во время консультационных сессий и вне их.

Сценарии (даже частичные) могут помочь, сосредоточив внимание и предоставив клиенту ясность в отношении того, что ожидается.

Пустой стул

Пустой стул (иногда называемый «работой двух стульев») — один из наиболее широко используемых методов в гештальт-психологии, который немного изменяет идею ролевой игры. Это «предлагает голос опыту клиента и является способом признания и повторного владения отчужденными качествами» (Joyce & Sills, 2014, стр. 100).

Клиента просят представить кого-то из своего прошлого или настоящего, сидящего на стуле напротив. Затем они открыто говорят о своих чувствах, как если бы этот человек был рядом.

Типичный сценарий может быть вариацией следующего:

Если бы ваш муж был в комнате, как близко он сидел бы или стоял?

А теперь с закрытыми глазами представьте, во что он одет. Как он сидит или стоит? Какое выражение у него на лице?

Теперь, медленно открывая глаза, представьте, что смотрите на него, сидящего (или стоящего) перед вами.

Какие эмоции вы испытываете?

Что бы вы хотели ему сказать?

В этот момент терапевт, скорее всего, начнет осознавать трудности, с которыми сталкивается его клиент с человеком, ситуацией или эмоциями. Например, они могут сказать: «Он выглядит суровым и критикует меня».

Терапевт может задать такие вопросы, как « Насколько рискованно было бы сказать ему прекратить

Ролевая игра с пустым стулом побуждает клиента подумать о том, что он думает о ситуации и человеке, и попробовать альтернативные способы справиться с ситуацией и вести себя.

Незавершенное дело

Иногда клиент может чувствовать себя застрявшим в своих отношениях с кем-то живым или мертвым. Клиенту может потребоваться остаться с таким чувством дискомфорта или «застревания».

Ролевая игра, в которой терапевт играет другого человека, может помочь развить разговор и продолжить его, не уклоняясь от того, как он хочет, чтобы все изменилось (Joyce & Sills, 2014).

Терапевт может временно приостановить ролевую игру, чтобы задать следующие вопросы, углубляясь в мысли и убеждения клиента по каждому из них (с изменениями из Joyce & Sills, 2014):

Чего вы боитесь, если вы заявите о себе и предъявите требования X?

[Клиент отвечает.]

А что тогда будет?

[Клиент отвечает.]

И что тогда?

[Клиент отвечает.]

И как это будет выглядеть?

В то время как терапевт должен осторожно задавать вопросы, мягкое подталкивание мыслительного процесса клиента, подталкивание его к реальности может быть мощным. Получив ответ, терапевт может возобновить ролевую игру.

Ролевая игра с ассертивным сообщением

В этом листе представлен полезный сценарий и упражнения для ролевой игры, которые помогут справиться с проблемами, связанными с ассертивностью на работе.

Возможные сценарии:

Коллега грубит другому коллеге.
Кто-то в офисе приходит к вам и хочет посплетничать о вашем друге.
Ваш коллега не отвечает на ваши звонки.
Коллега отвечает на личные телефонные звонки в вашем районе и говорит о очень личных проблемах, о которых вы предпочитаете не слышать.

Ролевые игры, сценарии, игры и упражнения

Занятия и игры могут повысить эффективность ролевой игры и предоставить новые возможности для изучения мышления, чувств, поведения и приобретенных навыков клиента (Mann, 2010).

Лидер-аутсайдер

Когда терапевт замечает, что клиенты придерживаются двух противоположных (а иногда и крайних) мнений или установок, полезно попросить их сыграть каждое из них в ролевой игре.

Клиент играет лучший пес , требующий, чтобы все было сделано по их правилам, а затем аутсайдер , где они играют непослушную, мятежную личность, которая не делает то, что им говорят.

Например (изменено из Mann, 2010):

Лучший пес: Мне нужно сходить в спортзал и привести себя в форму .
Аутсайдер: Какая разница! Я хочу взять гамбургер и провести ленивый день !

Опыт Aha

В этом варианте упражнения с двумя стульями цель состоит в том, чтобы помочь клиенту пережить момент озарения (Mann, 2010).

«Опыт «Ага» можно облегчить с помощью экспериментов» (Манн, 2010, стр. 222). Например, предположим, что клиент застрял, решая, соглашаться ли ему на новую работу. В этом случае они переходят на другое место, представляя свое новое положение (буквально и эмоционально), чтобы комментировать с этого места. Они могут разыграть влияние бездействия и действия с обеих позиций и увидеть, как они себя чувствуют, как они думают и как это влияет на их потенциальное поведение.

Интеллектуально-эмоциональная роль

Когда другие методы не могут помочь клиенту избавиться от застревания, может помочь следующая ролевая игра в рамках когнитивно-поведенческой терапии (Beck, 2011).

В существующей или воображаемой ситуации клиента сначала просят сыграть роль своего эмоционального «я». Они действуют и ведут себя в соответствии со своими дисфункциональными или бесполезными убеждениями. Затем они приближаются к той же ситуации, используя свое интеллектуальное «я» , где они признают, что их идеи были неправильными или бесполезными. Например:

Эмоциональное Я: Я бесполезен, потому что не получил все пятерки
Интеллектуальное Я: Это было тяжелое испытание; никто не получил все A .

9 Техники и вопросы, которые следует задавать клиентам

Выполнение ролевых игр может быть полезным для клиентов и дает возможность для саморефлексии.

После завершения ролевой игры полезно задать клиенту несколько вопросов, чтобы стимулировать метапознание (Beck, 2011; Mann, 2010):

  • Что ты узнал о себе?
  • Что вы чувствовали в каждой роли, которую играли?
  • Что ты открыл?
  • Вы стали лучше понимать, что чувствовали вы или кто-то другой?
  • Если да, то что это было за понимание?
  • Как вы думаете, что вы сделаете по-другому, когда в следующий раз столкнетесь с такой ситуацией?
Монолог

Во время ролевой игры человеку, играющему роль, полезно думать вслух, объясняя свои мысли, убеждения, эмоции и причины своего поведения (Baim et al. , 2007).

Смена ролей

Игра каждой стороны ролевой игры означает, что клиент входит в роль каждого персонажа, ходит на его месте и обдумывает, как одна и та же ситуация может быть воспринята по-разному (Baim et al., 2007).

Прошлое и будущее

Любой персонаж (живой или мертвый) из реального прошлого или воображаемого будущего может быть оживлен и проработан столько раз, сколько необходимо. Ограничений нет, и чем больше к ней возвращаешься, тем лучше понимаешь ситуацию.

Взгляд на ролевую игру в групповой терапии

Групповая терапия никогда не должна рассматриваться как второсортная по сравнению с индивидуальной терапией, поскольку она предлагает широкий спектр опыта для саморазвития, особенно с использованием ролевой игры (Mann, 2010).

Ролевая игра может быть полезна детям, у которых еще нет слов, чтобы описать свои чувства или создать механизмы преодоления крайних эмоций, таких как гнев (Snowden & Rebar, 2018).

2 Игры для групповых занятий

Групповые занятия могут использовать игры для исследования и понимания сложных ситуаций и переживания сильных эмоций.

Лучшее и худшее – управление гневом

Гнев может быть трудной эмоцией для прогнозирования и управления.

В группе попросите детей (или взрослых) составить список ситуаций, которые обычно злят людей.

Попросите добровольцев выйти вперед и изобразить одного человека, который хорошо справляется с ситуацией и справляется со своим гневом, а другой плохо справляется с ситуацией и показывает свою худшую сторону.

Подумайте, что мог чувствовать человек, когда рассердился, и как это могло повлиять на окружающих.

Просить то, что мне нужно

Не всегда легко просить то, что мы хотим.

Попросите группу подумать о ситуации, когда они не могут высказаться (возможно, в классе или на работе), и как они реагируют. Обсудите, как они себя чувствуют.

В парах потренируйтесь спрашивать, чего они хотят в таких ситуациях, используя один из следующих подходов (с изменениями, взятыми из Snowden & Rebar, 2018):

Я чувствую (например, расстроен) …
и мне нужно (например, объяснить вам, что я чувствую).

Или

Сейчас трудно говорить, но мне (например, нужно несколько минут).
Мы можем поговорить позже?

Или

Я чувствую (например, очень зол)…
И я не уверен, что мне нужно/хочу. Можете ли вы помочь мне понять это?

Выполнив упражнение в парах, попросите добровольцев обсудить, что хорошо сработало перед группой.

Лучшие ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Сценарии ролевых игр — один из многих способов научиться управлять эмоциями. У нас есть и другие методы, помогающие терапевтам работать со своими клиентами, чтобы понять их чувства.

Некоторые важные бесплатные ресурсы включают в себя:

  • Рабочий лист по экспозиции на основе изображений
    Этот полезный рабочий лист предназначен для того, чтобы помогать клиентам подвергать себя сильным эмоциям.
  • Рабочий лист по декатастрофизации
    Эти пять прогрессивных вопросов проводят человека через процесс декатастрофизации катастрофы.
  • Рабочий лист радикального принятия
    Это упражнение помогает клиенту справляться с сильными отрицательными эмоциями и переживаниями, признавая, что можно реагировать осознанно, а не эмоционально.
  • Навыки управления эмоциями
    Мы часто фокусируемся на негативе больше, чем на позитиве. Это ценное упражнение помогает нам восстановить равновесие.

Более расширенные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий PositivePsychology.com ©, но они кратко описаны ниже:

  • Пассажиры в автобусе Групповое занятие
    Терапия принятия и приверженности использует метафору пассажиров в автобусе, чтобы помочь попрактиковаться в наблюдении и принятии эмоциональных переживаний.

Водитель автобуса (волонтер из группы) разговаривает со своими пассажирами (другими добровольцами, олицетворяющими тревожные эмоции), пытаясь успокоить их и позволить автобусу продолжить движение в своем оцененном направлении. Цель состоит в том, чтобы научиться признавать каждого из них, не реагируя на них, рассматривая их как часть пути.

  • Когда нажимаются горячие кнопки
    Сильные эмоции могут быть связаны с тенденциями действовать определенным образом. Этот инструмент предназначен для информирования членов группы о вещах, которые могут легко вызвать негативные эмоции и привести к импульсивным реакциям.
    • Шаг первый. Определите, что вызывает сильные эмоциональные реакции.
    • Шаг второй. Разберитесь с реакциями.
    • Шаг третий. Определите стратегии выживания.
    • Шаг четвертый. Обсудите в группе их эффективность.

17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Сообщение на память

Ролевая игра в терапии может помочь клиентам, которым ранее не помогали другие методы лечения. Создавая эту безопасную среду, он предлагает контролируемое место для посещения прошлых, настоящих и будущих ситуаций, которые вызывают у клиентов эмоциональное расстройство.

Люди воспроизводят сцены, прорабатывают проблемное поведение, а затем размышляют об эмоциональных, когнитивных и поведенческих аспектах того, что они испытали.

Ролевая игра особенно полезна для отработки новых навыков — социальных или коммуникативных — в потенциально трудных ситуациях. Клиент может определить механизмы преодоления, которые работают для него, и обнаружить бесполезное или проблемное поведение, которое требует решения.

При необходимости сценарии ролевых игр могут привлечь внимание и сфокусировать внимание на определенных аспектах ситуации. Терапевт может остановить действие, чтобы спросить, что клиент думал или чувствовал, или предложить альтернативные подходы к тому, что происходит.

Ролевая игра предлагает ценный подход, который можно интегрировать в большинство терапевтических процедур, чтобы стимулировать изменения в мышлении и поведении и научиться управлять эмоциональными реакциями.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Байм, К., Бурмейстер, Дж., и Масиел, М. (2007). Психодрама: достижения теории и практики . Рутледж.
  • Бек, Дж. С. (2011). Когнитивно-поведенческая терапия: основы и не только . Гилфорд Пресс.
  • Кори, Г. (2013). Теория и практика консультирования и психотерапии . Cengage.
  • Добсон, К. С. (2011). Справочник по когнитивно-поведенческой терапии . Гилфорд Пресс.
  • Хакетт, Д. (2011). Ролевая игра. В S. Goldstein & JA Naglieri (Eds.), Энциклопедия детского поведения и развития (стр. 127). Спрингер.
  • Джойс, П., и Силлс, К. (2014). Навыки гештальт-консультирования и психотерапии .