Грамотную речь: как говорить и писать красиво

Грамотная речь

Грамотная речь никогда не выйдет из моды. Людям всегда приятно иметь дело с тем, кто не только блещет внутренней красотой, но и умеет наиболее точно придать своей мысли речевую форму. К тому же отменно поставленная речь не является чем-то наподобие дара природы. Ее можно и нужно развивать.

Грамотная устная и письменная речь

Каждый язык обладает уникальным богатством, свойственным именно ему и грех не воспользоваться этим. Особенно это касается языка, являющегося родным для человека. Когда слышишь грамотную речь или же перед глазами лежит идеально оформленный текст, без единой ошибки, то сразу формируется положительное впечатление об авторе, собеседнике.

Вырабатывать в себе культуру письменной и устной речи – обязанность каждого. И происходит это ежедневно в процессе коммуникации, обучения. Ведь не зря говорят, что с умным человеком не то что беседовать приятно, но и просто молчать.

Критерии грамотной речи

Если перейти к более детальному рассмотрению данного понятия, то следует отметить, что под речевой культурой подразумевают:

  • уместность сказанного;
  • грамотность написанной или произнесенной информации;
  • доступность в понимании фраз собеседника, ясность;
  • богатство, заключающееся в применении различных эпитетов, фразеологизмов, метафор и пр. ;
  • разнообразие, отсутствие тавтологии, ненужных повторений, загрязняющих смысл сказанного;
  • эстетичность.

В противном случае речевая бедность не только способна оттолкнуть собеседника, но и может быть причиной появления раздражения. Мало того, разрешив себе косноязычие, даже в домашних условиях, никто не гарантирует, что грамотная речь внезапно появится при деловой встрече, во время беседы с начальником и т.п. К этому прибавится еще и то, что маленькие дети, окружающие таких людей, станут повторять слова-паразиты.

Отсутствие навыков грамотной речи

Если таковых не имеется, то наиболее распространенными речевыми ошибками считается употребление разнообразных паразитарных слов, способных лишь изуродовать сказанное (короче, как бы и т.д.). Также к ним относятся этакие стандартные фразы типа «более-менее», сленговые слова (апгрейдить, девайсы, юзер, если речь идет не об общении в определенном круге), применение слов с неправильным ударением способно не только поставить «оратора» в неловкое положение, но и опустить его в глазах собеседника, ошибки орфоэпического плана (друшлаг, ризетка), сокращенные словесные формы (комп, ноут).

Все эти ошибки ощутимо режут слух и не несут абсолютно никакой ценной информации о говорящем, не создают образ грамотной личности.

Как развить грамотную речь?

Качества грамотной речи необходимо ежедневно улучшать, доводить до совершенства. Ведь даже если человек интеллектуально развит, начитан, обладает глубоким внутренним миром, но, увы, не способен ясно выразиться, то о том, что он говорит, будет известно только ему.

Так, развитие грамотной речи требует выполнения нескольких несложных правил:

  1. Чтение литературы на разнообразные тематики, начиная от футбола и завершая последним модным трендом. Читать следует медленно, осознавая каждое слово.
  2. Каждый день рекомендуется следить за своей речью. Прежде чем что-то сказать, необходимо тщательно обдумать это. Не будет лишним избавиться от слов-паразитов.
  3. Темп речи также играет немаловажную роль. Так, в моменты беседы следует в определенный момент ставить паузы, придавать сказанному небольшой эмоциональный окрас.
  4. Поговорки, афоризмы способны не только развить грамотную речь, но и украсить ее.
  5. Общение с различными людьми, широкий круг общения способен отшлифовать речь до желаемого уровня.

 

Грамотная речь — первый признак образованного и культурного человека

Парадоксом дня сегодняшнего является то, что при гигантском скачке вперёд в области развития науки и техники, общество на постсоветском пространстве такими же семимильными шагами движется назад в области образования и общей грамотности. Для этого есть и объективные, и субъективные причины. К первым можно отнести эксперименты с перекраиванием школьных программ, отсутствие единообразия в учебных планах и пособиях по изучению предметов, неудачные формы принятия экзаменов, общее падение престижа образования и формирование у школьников, а затем и студентов прочного стереотипа: «Образование платное. Я заплатил. Мне обязаны ставить оценки уже за одно это. Тем более, приходится давать взятки, т.е. плачу по двойному тарифу. Следовательно, корпеть над предметами и учебниками нет никакого смысла!»

А ко вторым – прежде всего, утрата интереса к книгам, чтению художественной литературы. И, как ни странно, общение через смс, в различных чатах, на разных форумах. Анонимность, неформальная среда и скорость переписки заставляют людей пренебрегать знаками препинания, продумыванием структуры своих сообщений и постов, «фильтрацией» употребляемой лексики. И порой складывается ситуация, очень подходящая под знаменитое «казнить нельзя помиловать».

Основные признаки грамотной речи

Итак, прежде всего, следует запомнить и понять: грамотная речь обеспечивает нам полноценное общение и успешное понимание в той или иной ситуации, будь это разговор с начальством, обсуждение животрепещущих проблем общественной жизни или разрешение домашнего конфликта. Если понимания нет, если люди словно говорят на разных языках, к общему знаменателю они не придут. А корявая речь со множеством стилистических ошибок способна свести на «нет» даже самые тщательные усилия.

  • Грамотная речь свободна от слов-«паразитов». У людей с небольшим словарным запасом они встречаются очень часто и используются, чтобы заполнить паузы, во время которых такой человек пытается подобрать нужное слово или выражение. К словам данного типа относятся всем известные «типа того», «вроде», «э», «ну» и так далее.
  • Грамотная речь мало совместима с бранными словами, тем более матерными. Как бы ни был прилично одет человек, как бы респектабельно он не выглядел и о каких бы высоких материях не рассуждал, но если он свои речи щедро пересыпает матом, а для связки слов использует откровенную брань – на роль культурного, интеллигентного он никак не тянет. Конечно, бывают ситуации, когда и ненормированная лексика оказывается к месту, но они, к счастью, довольно редки. В повседневной же жизни грамотная речь и словесная грязь несовместимы.
  • Жаргонизмы не должны засорять ваш язык. Исключение делается только для профессиональной сферы, когда терминология необходима и упрощает общение. В остальных случаях стоит обращаться к синонимам.
  • Всегда помните изречение Чехова о краткости и таланте. Ведь грамотность речи – это, в числе всего прочего, и мастерское владение словом, умение подобрать самые точные, ясные выражения, говорить по делу и понятно.
  • Обращайте внимание не только на богатство своего лексического запаса, но и культуру речевого этикета. Старайтесь строить предложения и высказывания не «абы как», а в соответствии с нормами и правилами пунктуации и стилистики русского языка, коли вы говорите на нём, или любого другого, на котором общаетесь.
  • Грамотная постановка речи включает в себя соблюдение норм ударения, понижения и повышения тона в разных частях предложений, умения выдерживать логические и интонационные паузы, соблюдать интонацию. По сути дела, это ораторское искусство, и владеть им должен каждый уважающий себя человек.

Послесловие

Работа над собой — это всегда сложно, идёт ли речь о стройности фигуры или изучении иностранного языка. Не менее сложно научиться владеть речью в совершенстве. Но возможно! Что для этого нужно? Конечно же, читать, и, прежде всего, русскую классику. Сделать своими настольными книгами толковые и орфографические словари, фразеологические и словари синонимов, антонимов, другую справочную литературу. Постоянно заниматься словообразованием. Контролировать себя в формах словесного выражения.

Четыре этапа разговорной речи

Почему навыки разговорной речи так неуловимы?

Почему так много людей, говорящих бессвязно, не понимают, насколько они неэффективны?

Можно ли «родиться» с навыками говорения?

В этой статье мы собираемся изучить теорию обучения, применимую к разговорным навыкам и всем другим навыкам в вашей жизни . Мы опишем четыре стадии , определим триггеры перехода и обсудим практических действий, которые вы можете предпринять  , чтобы использовать эти знания.

Читайте дальше!

Четыре стадии компетентности

Согласно теориям обучения, сформированным в 1960-х и 1970-х годах, все учащиеся проходят серию из четырех стадий по мере изучения любого нового навыка.

Хотите узнать больше?

Эти источники предлагают альтернативные описания и исторический контекст:

  • Изучить новый навык легче сказать, чем сделать (Gordon Training International)
  • Модель обучения сознательной компетентности (Businessballs.com)
  • Крюгер, Джастин; Дэвид Даннинг (1999). «Неквалифицированный и не знающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке». Журнал личности и социальной психологии 77 (6): 1121–34.
  • Четыре стадии компетентности и эффект Даннинга-Крюгера (Википедия)

Эти четыре стадии:

  1. Бессознательная некомпетентность
    • Человек не обладает навыком (т.е. некомпетентен).
    • Человек также не осознает (т.е. не осознает) свою некомпетентность и может даже думать, что обладает средними или выше среднего навыками.
    • Человеку не хватает знаний для оценки навыка, поэтому он не может отличить тех, кто силен или слаб в навыке. Таким образом, они не видят собственной слабости.
    • Кроме того, человек обычно не понимает важности или мотивации наличия навыка.
  2. Сознательная некомпетентность
    • Человек на второй стадии все еще некомпетентен, но теперь он осознает этот факт.
    • Человек признает ценность наличия навыков и обладает достаточными знаниями, чтобы распознать, что отличает квалифицированных людей от неквалифицированных.
  3. Сознательная компетентность
    • Человек на третьем этапе приобрел достаточно знаний и практических способностей, чтобы считаться компетентным.
    • Человек может продемонстрировать использование навыка, но для этого требуются сознательные усилия.
  4. Бессознательная компетентность
    • Человек на этой четвертой стадии полностью дееспособен.
    • Человек так много практиковал навык, что он приходит
      интуитивно
      и без труда.

Примеры навыков на разных уровнях компетенции

Эта теория обучения применима ко всем навыкам. Позже мы более подробно рассмотрим разговорные навыки, но сначала будет полезно привести несколько связанных с фитнесом примеров из моего собственного жизненного опыта.

  1. Бессознательная некомпетентность
    • По определению я не могу поделиться примером чего-то, если я этого не осознаю. (Жизненный опыт подсказывает, что в этой категории должны быть десятки вещей, но у меня, как и у всех, есть белые пятна.)
  2. Сознательная некомпетентность
    • Я совершенно некомпетентен в теннисе. (Я был на теннисном корте всего два раза в жизни.) Однако, как давнему болельщику, мне 9 0023 осознает широкий спектр навыков, необходимых для занятий этим видом спорта. Я могу провести различие между игроками-любителями, профессионалами и элитными чемпионами, и я знаю, что не вхожу ни в одну из этих групп.
  3. Сознательная компетентность
    • Десять лет назад я пробежал Ванкуверский марафон после 15 месяцев интенсивных тренировок и улучшения питания. Я не был быстрым, но я был компетентным бегуном . Однако все мои тренировки были очень сознательными . Я ежедневно отслеживала и записывала свой прогресс, а также консультировалась с книгами, веб-сайтами и друзьями на каждом этапе пути, чтобы постепенно улучшать свою технику и выносливость.
  4. Бессознательная компетентность
    • Я неосознанно компетентен в езде на велосипеде. Дайте мне шлем и велосипед, и я смогу добраться отсюда туда, не задумываясь об этом.

А ты? Можете ли вы вспомнить навыки, в которых вы попадаете на этапы 2, 3 или 4? (Для этапа 1 вам нужно будет вспомнить что-то из своего прошлого.)

Как это относится к разговорным навыкам?

Четыре уровня компетентности применимы к разговорным и презентационным навыкам точно так же, как и ко всем другим навыкам, которые можно освоить и практиковать в течение всей жизни.

Все люди начинают с первой стадии (неосознанная некомпетентность), которая характеризуется следующим:

  • Человек неэффективно оратор, но он 
    не
    осознает, что он неэффективно оратор.
  • Человек не может отличить отлично говорящего от плохо говорящего и, вероятно, не может перечислить основные навыки говорения.
  • Человек, вероятно, не осознает важность эффективной речи и того значения, которое это может иметь в его жизни и карьере.

Знакомо? Поднимите руки, если вы знаете людей, которые подходят под это описание… Да! К сожалению, многие люди счастливо проводят всю свою жизнь на первой стадии. Однако они могут вырваться на свободу через серию переходов, которые я называю узнаванием, приобретением и интуицией . Давайте рассмотрим каждый из них подробно.

Распознавание (от 1 до 2 этапа)

Чтобы перейти с этапа 1 на этап 2, человек должен осознать как важность навыков разговорной речи, так и собственную некомпетентность в отношении этих навыков.

Как?

  • Триггер распознавания часто приходит в форме честного отзыва от кого-то другого. например “ Если вы хотите реализовать свой карьерный потенциал, вам необходимо улучшить свои разговорные навыки. »
  • Некоторые люди сопротивляются этому переходу, потому что легче игнорировать обратную связь (например, «неведение — это блаженство!»). Например, один мой коллега однажды сказал: «Я не Уинстон Черчилль, но я прекрасно справляюсь, когда мне нужно высказаться». (На самом деле он не «просто в порядке»; он хаотичный и неорганизованный оратор.)
  • Поскольку речь или презентация — это не простой навык (т. е. набор взаимосвязанных навыков), этот переход занимает некоторое время.

Человек на стадии 2 осознает свою относительную слабость как оратор. Хотя у них нет возможности эффективно представить свои идеи, они могут распознать разницу между плохими и отличными докладчиками. Поскольку они остро осознают свою слабость, они обычно избегают возможности говорить. Со временем они могут поставить перед собой цель достичь стадии 3.

Освоение (со 2-го по 3-й этап)

Для перехода со 2-го на 3-й этап человек должен взять на себя обязательство учиться, практиковаться и, в конечном итоге, приобретать разговорные навыки.

  • Существуют различные триггеры сбора данных , которые отмечают начало этого перехода, в том числе:
    • Запрос отзывов от коллег и коллег
    • Чтение веб-сайтов с выступлениями и презентациями (например, Six Minutes ) и книг (таких как эти)
    • Вступление в разговорный клуб (например, Toastmasters)
    • Посещение разговорных семинаров, курсов и других форм обучения
    • Найм репетитора
  • Во время этого перехода говорящие естественным образом обретают уверенность. В результате они начинают искать возможности высказаться.
  • Этот переход может занять много времени, особенно когда вы экспериментируете с новыми идеями, изучаете новые вещи, забываете другие вещи и начинаете снова и снова.

Человек на уровне 3 является компетентным оратором, который может успешно провести эффективную презентацию. Однако каждый раз, когда они готовят и произносят речь, они осознают шаги, которые они проходят, и требуют периодических напоминаний и отзывов (от себя или других). Многие люди застывают на стадии 3, но небольшая часть переходит на стадию 4.

Интуиция (от стадии 3 до стадии 4)

Переход от стадии 3 к стадии 4 может занять много лет разговорного опыта. триггер интуиции — это не одно событие, а обширная практика и самоотверженность в сотнях выступлений или презентаций. Коротких путей нет.

Человек на стадии 4 является компетентным интуитивным оратором. Все речевые действия — подготовка, написание речи, создание слайдов, практика и подача — выполняются эффективно и без уровня сознательных усилий, необходимых на этапе 3. Говорящие на этом заключительном этапе имеют исчерпывающие знания о том, что делать и зачем это делать. . Из-за этого говорящие на четвертом уровне часто успешно обучают других разговорным навыкам. У спикеров четвертого уровня также больше шансов построить карьеру на ораторском искусстве.

И все? Один этап, чтобы описать мои разговорные навыки?

Не совсем так.

Теория хорошо применима к одному примитивному навыку, но для эффективной речи требуется целый ряд навыков. Таким образом, вполне разумно, если вы находитесь на стадии 4 по некоторым навыкам (например, рассказыванию историй или непринужденной речи), но на стадии 2 или 3 по другим навыкам (например, использованию визуальных образов или убедительной речи).

Могу ли я пропускать этапы?

Нет. Было бы неплохо «родиться с этим» и перейти сразу к этапу 3 или 4, но это миф. Вы можете добраться туда только с большим трудом. А до тех пор вам нужно провести некоторое время в блаженной стадии 1 или в стадии разочарования 2.

Можно ли скользить назад?

Да. Мастер-докладчик, который перестает использовать свои разговорные навыки, может скатиться с 4-го уровня обратно на 3-й (т. е. он должен сознательно думать о вещах, которые раньше были интуитивными). Или тот, кто был комфортно компетентен на стадии 3, может легко вернуться к некомпетентности на стадии 2 со временем.

Я испытал этот негативный эффект, как в разговорной речи, так и в других жизненных навыках. Помнишь тот марафон, который я пробежал? Что ж, после многих лет отсутствия на беговой дорожке мне пришлось заново приобретать навыки бегуна. Я определенно хотел бы, чтобы я никогда не позволял этому скользить.

Применение на практике

Хотите узнать больше?

Это мощная теория, но какие практические действия вы можете предпринять, чтобы использовать эти знания для себя и окружающих?

  • Проведите самооценку. Составьте список навыков разговорной речи и оцените свою компетентность. Вы на 2 стадии? 3? 4? Или комбинация?
  • Получите честную обратную связь от людей, которым вы доверяете. Это лучший способ определить слепые зоны и навыки, в которых вы можете быть неосознанно некомпетентны.
  • Давайте честные отзывы другим. Не будьте для них фактором 1-го этапа.
  • Приверженность обучению на протяжении всей жизни. Продолжайте развивать свой набор навыков. Поощряйте других присоединиться к вам.
  • Практика. Это лучший способ достичь бессознательной компетентности, а также лучший способ избежать соскальзывания назад.

Это одна из многих статей о публичных выступлениях на Шесть минут .
Подпишитесь на Six Minutes бесплатно, чтобы получать будущие статьи.

Серия выступлений Toastmasters: Ваш путеводитель по первым 10 выступлениям


Ответ читателя

Категория статьи: Спичрайтинг

Эндрю Длуган

Опубликовано: 24 апреля 2008 г.


0009 основы публичных выступлений .

Не знакомы с Тамадой? Узнайте здесь.

Как для тамастмастеров, так и для тех, кто не является тамастом , эти статьи показывают, как вы можете перейти от высказывания страха к воодушевлению своей аудитории.

Формат серии будет состоять из одной статьи для каждого из десяти выступлений, составляющих вводное руководство Тамады — Руководство компетентного коммуникатора.

Серия выступлений тамады

Для тамады и не тамады

Если вы тамада , это ваш путеводитель по первым десяти выступлениям. Для каждого речевого проекта мы рассмотрим советы, приемы и, по возможности, письменные и видеопримеры выступлений, демонстрирующие цели.

Если вы не тамада , считайте это вводным курсом публичных выступлений. Каждое из 10 выступлений посвящено одному основному навыку оратора. Это твердая формула, на которой основана программа Toastmasters. Если вы никогда не присоединялись к Toastmasters и не посещали курсы публичных выступлений, эта серия станет для вас учебником.

Обзор речей первых десяти тамаст

По мере публикации статей каждая из них будет превращаться в ссылки на эти статьи.

  • Речь 1: Ледокол — Первая речь программы Toastmasters посвящена представлению себя своим сверстникам, установлению ориентира для вашего текущего уровня навыков, а также тому, как стоять и говорить, не падая.
  • Речь 2: Организуйте свою речь — Знакомит с основными понятиями организации речи вокруг схемы речи.
  • Речь 3: Перейдем к делу — Четко сформулируйте цель своей речи и убедитесь, что каждый элемент вашей речи сосредоточен на этой цели.
  • Речь 4: Как это сказать — Изучает выбор слов, структуру предложения и риторические приемы.
  • Речь 5: Ваше тело говорит — Показывает, как дополнять слова позой, позицией, жестами, выражением лица и зрительным контактом.
  • Speech 6: Vocal Variety — поможет вам оживить свой голос с помощью вариаций высоты тона, темпа, мощности и пауз.
  • Речь 7: Исследуйте свою тему — Обращает внимание на важность подкрепления ваших аргументов доказательствами и затрагивает типы доказательств, которые следует использовать.
  • Выступление 8. Освоение наглядных пособий — изучает использование слайдов, прозрачных пленок, флип-чартов, досок или реквизита.
  • Речь 9: Сила убеждения — Обсуждается анализ аудитории и различные формы убеждения, доступные выступающему.
  • Речь 10: Вдохновите свою аудиторию 900:10 — Последний из десяти речей, этот проект предлагает спикеру объединить все свои навыки, чтобы донести мощное вдохновляющее послание.

Образцы письменных выступлений и видео выступлений

Каждая статья будет включать несколько примеров реальных выступлений , написанных и произнесенных Toastmasters.

Целью включения этих образцов является , а не , чтобы сказать: «Смотрите, вот правильный способ сделать этот проект». На самом деле не существует единого «правильного пути».

Вместо этого я надеюсь, что эти примеры речей дадут вам идей и вдохновят вас, когда вы будете искать соответствующие темы из своего жизненного опыта.

Следующая статья из серии «Речи тамады»

Следующая статья из этой серии посвящена «Речи 1: Ледокол» .