Голос и дикция: упражнения для хорошей речи у взрослых
Техника речи – голос, дикция, интонация. Развитие коммуникативных возможностей
О курсе
Любая публичная деятельность предполагает уверенное владение голосом и речью. Литературное произношение, отсутствие дикционных недостатков, выразительный и выносливый голос — часть профессиональной культуры не только представителей творческих специальностей. Сценическая речь давно вышла за пределы театра, и сегодня множество людей осваивает технику речи для свободного общения, успешного бизнеса и эффективной политики. Предлагаемый курс техники речи включает в себя групповые занятия-тренинги по внутренней свободе, речевому дыханию, развитию голоса, артикуляции и дикции, орфоэпии, интонации и аргументации для развития коммуникативных возможностей человека.
Цель обучения — развитие технических навыков публичного выступления;
Практические задачи обучения
- укрепление психологической свободы публичного выступления;
- приобретение навыков профессионального речевого дыхания;
- разработка убедительного, выразительного, выносливого голоса и умелое владение им;
- активизация речевого аппарата;
- выработка навыка естественной и ненавязчивой дикции для четкой, ясной, понятной речи;
- овладение литературным произношением, согласно традициям и современным нормам русского языка;
- освоение правил пользования речевой паузой;
- развитие интонационного разнообразия;
- создание индивидуального комплекса тренировочных упражнений, входящих в систематическую работу студента над голосом и речью.

Преподаватели
Мстислав Пентковский
Театральный режиссер, педагог по сценической речи, руководитель Студии ораторского искусства и публичных выступлений «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»
Программа
01
Отличие «разговорной» речи от речи публичной. Профессиональные требования к голосу и речи. Психологические установки публичного выступления. Природа и преодоление психологических «зажимов». Тренинг уверенности в себе.
02
Основы физиологии дыхания. Дыхание в жизни и дыхание в речи. Типы фонационного (речевого) дыхания и его корректировка.
03
Активизация речевого аппарата (развитие мышц нижней челюсти, языка, губ, мягкого неба). Артикуляция гласных звуков. Артикуляция согласных звуков. Дикционные упражнения.
04
Понятие литературного произношения и говора. Отличие письменной и устной речи. Старомосковское и современное произношение. Ударение в слове. Основные правила литературного произношения (качественная и количественная редукция гласных звуков, оглушение и ассимиляция согласных звуков, частные случаи). Произношение русских отчеств.
Произношение заимствованных слов.
05
Интонация в публичной речи. Смысловые паузы и ударения. Интонационное разнообразие и выразительность. Эффект убедительной речи. Чтение с листа незнакомого текста. Подготовка публичного выступления. Теория спора. Структура доказательства. Психологические и рациональные аргументы. Уловки в споре. Защита от манипуляций.
Поступающим
Как подать заявку на курс?
Будьте в курсе новостей и событий университета
Спасибо! Будем держать вас в курсе 😉
Голос, дикция, интонация. Обучение в Риге, Москве и онлайн с 2004г.
Человеческий голос — могущественный инструмент и лучший способ произвести первое впечатление. Многие люди обязаны своим успехом именно ему. Как сильнейшее средство воздействия, он один способен привлечь, убедить и, в конечном счете, завоевать людей.
Когда другим нравится ваш голос, они всегда прислушиваются к вам!
Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, красивый, уверенный голос?
Занятия по технике речи помогут вам спокойно и убедительно говорить, развить силу и объем голоса, улучшить его тембр, исправить произношение, преодолеть говор и узнать больше о дыхательном, голосовом и речевом аппарате.
«Есть голоса, как обещание счастья»
— К. Г. Паустовский
Естественно-научной основой развития голоса и речи является физиологическое учение академика И.П. Павлова о рефлексах человеческого организма. Коррекция голоса и речи по своей сути представляет собой образование целой совокупности новых условных рефлексов и почти всегда происходит на фоне ломки устоявшихся привычек голосообразования.
В отличие от безусловных рефлексов, врождённых и не нуждающихся в формировании, условные рефлексы закрепляются только часто повторяющимися движениями. По этой причине серьёзная работа над голосом и речью не может ограничиться краткосрочным тренингом и всегда требует ответственного подхода квалифицированного педагога по сценической речи.
Мы никогда не проводим «авторские вебинары», «двухдневные интенсивы», «обучение за неделю» и прочие сомнительные мероприятия, не имеющие образовательной цели. Любая авторитетная система развития голоса и речи (театральная и радийная, фонопедическая, традиционная британская, авторские методики Кристин Линклейтер, Сисели Берри, Кэтрин Фитцморис и др.) и их сочетания предполагают длительный процесс выработки новых навыков — дыхательных, голосовых, артикуляционных.
Работу с преподавателем необходимо продолжать до тех пор, пока основы верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить дистанционно или самостоятельно. Подробнее о тренинге — в статье журнала «Эксперт»
Практические задачи
обучения технике речи
- укрепление психологической свободы публичного выступления
- активизация дыхательного, голосового и речевого аппарата
- выработка основ профессионального речевого дыхания
- разработка убедительного, выразительного и выносливого голоса
- улучшение дикции для четкой, ясной, понятной речи
- исправление говора, овладение литературным произношением
- освоение правил пользования речевой паузой
- развитие интонационного разнообразия
- создание индивидуального комплекса тренировочных упражнений
- автоматизация технических навыков публичного выступления
Сценическая речь
давно вышла за пределы театра
Сегодня множество людей осваивает технику речи для свободного общения, публичных выступлений, успешного бизнеса и эффективной политики.
Со временем и вы освоите правильное дыхание, голосоведение и произношение, доведя их до автоматизма. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям.
Студия ораторского искусства и публичных выступлений «ВО ВЕСЬ ГОЛОС» основана в 2004 году в Москве, а с недавнего времени также работает и в Риге. Занятия проходят под руководством театрального режиссера, педагога по сценической речи, представителя Voice and Speech Trainers Association в России и Латвии, лауреата Российской национальной оперной премии «ОНЕГИН» (2016) Мстислава Пентковского.
Мы гордимся своим опытом, мы ценим собственные знания, мы всегда рады новым ученикам.
Хотите большего? Стремитесь к лучшему? Присоединяйтесь!
Лучший друг актера озвучивания – The Voice Realm
Морган Фриман часто получает комплименты из-за своего голоса. В августе прошлого года была проведена информационная кампания с участием обладателя премии «Оскар» актера Моргана Фримена, посвященная необходимости ремонта миллионов отозванных подушек безопасности Takata.
Еще в 2016 году он стал гостем в The Late Late Show с Джеймсом Корденом , и, по словам Джеймса, Фриман занял первое место в опросе, проведенном в Соединенном Королевстве, и англичане считают, что у Моргана самый сексуальный американский голос. Джимми Киммел из Jimmy Kimmel Live, также похвалил свой голос. Киммел спросил его: «Где ты научился так красиво говорить? Это то, над чем вы работали, или что-то, что вы получили от своей семьи?»
Морган засмеялся и сказал: «Я ходил в школу, и в этой школе, городском колледже Лос-Анджелеса, у меня был инструктор по вокалу и дикции, который был очень хорош в своей работе, поэтому вам нужно было научиться говорить и произносить свои жизненно важные согласные. ». Его тайна наконец-то раскрыта! Морган Фримен — живой пример того, что для того, чтобы иметь удивительный голос, требуется нечто большее, чем просто талант.
Помимо дарованного Богом голоса, он научился улучшать свою дикцию.
Что такое дикция?
Дикция, согласно Джеймсу Олбургеру в
Зачем тебе хорошая дикция как актеру ВО?
Дикция играет важную роль во всех выступлениях с озвучиванием. Вы хотите правильно и четко назвать имя или бренд клиента. Также хорошая дикция улучшает голос. Помните, как актеру озвучивания важно произвести неизгладимое впечатление как на слушателей, так и на клиентов. Как актеры озвучивания, ваш голос должен отражать эмоции, которые вы хотите передать своим слушателям.
Кроме того, Альбургер добавляет, что, говоря в разговорном стиле, будьте осторожны и не переборщите с формулировкой, чтобы добиться правдоподобной подачи.
Важным аспектом артикуляции являются окончания слов — в озвучке эти окончания слов важны, и их нужно услышать. Научитесь слушать себя, чтобы слышать, опускаете ли вы концы слов. Всегда помните, что то, что слышите вы, и то, что слышат ваши слушатели, не одно и то же. Так что лучше всего прослушать свою дикцию после записи.
Важность дикции при создании персонажа.
В Искусство озвучивания, Альбургер также говорил, что при создании персонажа дикция становится еще более важной. Аспекты голоса персонажа могут включать в себя особый акцент, вокальный диапазон, темп, ритм, отношение или другие характеристики определенного стиля речи. Ясность важна для того, чтобы ваши слова были ясно поняты. Когда вы развиваете своего персонажа, опять же, внимательно прислушивайтесь к себе, чтобы убедиться, что вы говорите четко и что все аспекты вашего выступления соответствуют персонажу и рассказываемой истории.
Еще один хороший совет: научитесь делать паузы, чтобы подчеркнуть важные детали.
Когда вы делаете паузу, все, что последует, автоматически воспринимается как более важное — это то, что некоторые из нас назвали бы «драматическим эффектом», но мы знаем, что это работает. Пауза в вашем выступлении, продолжает он, может длиться от доли секунды до нескольких секунд, в зависимости от контекста сценария, поэтому вам следует хорошо изучить свой сценарий, прежде чем приступать к исполнению. Пауза подразумевает, что грядет что-то важное, и создает напряжение и тревогу в сознании слушателя, говорит Альбургер.
Как исправить плохую дикцию?
Как бы элементарно это ни звучало, сколько дикторов соблюдают дикцию, темп, артикуляцию и тому подобное? Часто мы видим запросы на исправление, потому что слово было произнесено неправильно или неправильно.
Как актер озвучивания, вы обязаны постоянно развивать свои навыки. Мы тебя прикрыли. Вот основные упражнения для исправления или тренировки вашей дикции:
- Скороговорки
Скороговорки помогут улучшить произношение и беглость речи. Скороговорки помогают укрепить мышцы, необходимые для правильной речи. Это также может помочь улучшить акценты, когда вы произносите скороговорки, вы повторяете один звук. Кроме того, у вас появятся эти привычные речевые обороты.
Вот несколько скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
Она продает ракушки на берегу моря.
Питер Пайпер выбрал пучок маринованных перцев.
Четверо разъяренных друзей подрались за телефон
Ларри отправил последнему письмо позже.
Вы также можете включить правильное дыхание во время выполнения скороговорок. Результаты будут потрясающими!
- Изучение фонетики (IPA)
IPA (Международный фонетический алфавит) — это система, полученная из латыни, которая используется сегодня как стандартизированное представление звуков.
Это отличный инструмент для спикеров, чтобы использовать и учиться.
- Тренируйтесь произносить гласные и согласные
Практика произнесения гласных и согласных тренирует мышцы речи.
Сосредоточение внимания на каждой из гласных: ah , ay , ee , oh и oo, также является отличным способом улучшить свою речь.
Расположение согласных также важно. Когда вы не торопитесь и изучаете фонетику, вы столкнетесь с такими терминами, как губно-зубной фрикативный, двугубный и тому подобное. Эти термины описывают положение языка и то, как должен выходить воздух при произнесении определенного согласного. Мы не произносим слова, потому что не знаем, куда деть язык. Ниже приведены некоторые упражнения и инструкции о том, куда класть язык во время разговора.
Двугубные: Звуки, издаваемые двумя сомкнутыми губами. (ME MAY MY MO MU; PE PAY PY PO PU; BE BAY BY BO BU; WE WAY WY WO WU)
Лабиодентальный: Верхние зубы на нижней губе.
(FE FAY FY FO FU; VE VAY VY VO VU)
Лингвадентальный: Язык между зубами. (THE THAY THY THO THU)
Лингваальвеолярный: Кончик языка упирается в верхние зубы. Избегайте нападения на букву Т, сводя зубы так, чтобы они соприкасались. (TEE TAY TY TO TU; DEE DAY DY DO DU; NEE NAY NY NO NU; LEE LAY LY LO LU)
Лингваальвеолярный: Кончик языка упирается в нижние зубы. (СМ. SAY SY SO SU; ZEE ZAY ZY ZO ZU)
Lingua palatal: Язык упирается в небо (твердое небо) (CHE CHAY CHY CHO CHU; JE JAY JY JO JU; SHE SHAY SHY SHO SHU ; RE RAY RY RO RU)
Lingua velar: Язык против мягкого неба или язычка. (HE HAY HY HO HOO)
Чтобы стать лучшим актером озвучивания, вы должны постоянно тренироваться. Как и Моргану Фримену, вам нужно учиться и практиковаться. Что вы делаете, чтобы практиковать правильную речь? Поделись с нами!
Лирическая речь | Вокальные исследования
Указания: Студенты бакалавриата
Все специальности бакалавриата по вокалу и музыкальному образованию с упором на голос должны пройти четыре семестра по дикции иностранного языка.
Специальности по вокалу также должны пройти в общей сложности три семестра изучения иностранного языка.
Ожидается, что все поступающие первокурсники сдадут английский и итальянский словарь в первый год обучения. Специальности по вокальному исполнительству и специальности музыкального образования с концентрацией на голосе будут проходить оставшиеся два семестра по дикции на втором курсе, чтобы все дикции были завершены, когда они пытаются сдать экзамен в старших классах в конце второго года обучения.
Рекомендации: Аспиранты
Все выпускники специальностей по вокалу, поступающие в Музыкальный колледж Университета Северного Техаса, должны сдать вступительный экзамен, состоящий из трех частей, который охватывает французскую, немецкую и итальянскую лирическую дикцию. Этот экзамен будет проводиться во время ознакомительной недели для выпускников в августе и январе перед первым семестром обучения. Этот экзамен является первым шагом в обеспечении компетентности в дикции иностранного языка.
Вступительный экзамен – это ОНЛАЙН-экзамен, который проводится во время Ориентационной недели. Студенты должны войти в свою учетную запись CANVAS, чтобы сдать экзамен. Дополнительные материалы не допускаются. Каждый язык (французский, немецкий, итальянский) тестируется отдельно. Студентам дается 20 минут на выполнение каждой языковой части. После завершения студенты будут уведомлены своим учителем в студии о результатах, как правило, в течение 48 часов после экзамена.
Каждая часть экзамена оценивается отдельно; поэтому можно сдать экзамен на двух языках, но не сдать третий язык.
Студенты MM
Студенты MM должны сдать курс MUAG 5215 для выпускников в рамках своего плана получения степени. Этот курс предлагается только в весеннем семестре. Тем не менее, прежде чем записаться на этот курс, студенты должны владеть дикцией на уровне выпускников. Эта квалификация будет определена на вступительном экзамене.
Учащиеся MM должны правильно набрать не менее 70% (17,5 баллов) по каждой части экзамена, чтобы продемонстрировать приемлемые навыки, позволяющие им поступить в MUAG 5215.
Учащиеся MM, набравшие менее 70% (17,5 баллов) по любой языковых экзаменов будет предоставлена вторая возможность пересдать эту часть экзамена. Учащиеся MM, набравшие менее 70% со второй попытки, должны завершить корректирующую курсовую работу с оценкой C или выше, записавшись на MUAG 5909 (итальянский лирический словарь) и / или MUAG 59.07 (немецкий лирический словарь) и/или MUAG 5906 (французский лирический словарь). После успешного завершения всех необходимых корректирующих курсов студенты MM считаются имеющими право сдавать MUAG 5215 (Advanced Graduate Diction).
Студенты DMA
Студенты DMA должны продемонстрировать знание дикции на французском, немецком и итальянском языках перед назначением письменного квалификационного экзамена.
Студентам DMA, набравшим менее 80% (20 баллов) на любом из экзаменов по дикции, будет предоставлена одна дополнительная возможность пересдать эту часть экзамена либо в следующем январе, либо в августе.

