Главное душа а не внешность: Главное внешность или душа? — 28 ответов на форуме Woman.ru

Мерило красоты — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви

Мерило красоты

30 мая в медицинском колледже состоялось заседание молодежного дискуссионного клуба «Черное и белое». Тема «Что такое истинная красота?» была избрана студентами на предыдущем заседании.

Разговор о человеческой красоте только на первый взгляд прост. Во все времена истории человечества существовали идеалы красоты, которые менялись в веках потому, что менялось само общество, менялся образ жизни всех людей и женщины в том числе, менялось ее значение и в семье, и в общественной жизни.

Современная женщина становится значительней, мобильней, образованней. Она самостоятельна и самодостаточна, но при этом все равно желает быть любимой и иметь семью. Все это накладывает отпечаток на ее внешние данные, на осознание своей привлекательности, на возможности влиять на мужчину.

Современной женщине недостаточно пользоваться лишь косметическими средствами, она желает оставаться молодой и красивой, может моделировать свою внешность с помощью предлагаемых медикаментозных и хирургических вмешательств. Мужчины также не отстают от женщин, активно прибегая не только к косметологическим услугам, но и к хирургическим.

Современной молодежи, родившейся в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и впитавшей в себя законы потребительства, не понятно отрицательное отношение взрослых людей к кардинальным изменениям своей внешности. Но человек — это не биологическое существо, а еще и душа, накопившая грехи и взрастившая добродетели. Так, любые изменения внешности отражаются и на внутреннем состоянии. Даже разная одежда диктует нам разное поведение, а уж телесные коррекции, накачивания и прочие манипуляции с телом способны сильно изменить жизнь. Студентам — будущим медикам — очень важно было задуматься об этих вопросах.

Безусловно, в ходе обсуждения мнения разделились. Как устоять, если со всех сторон человеку привили устойчивую мысль, что работать над  внешностью, изменяя ее, что-то закачивать, вживлять, наращивать — это норма. «Каждая девочка хочет стать королевой…» — поет веселую под незатейливый мотивчик песенку популярная среди молодежи группа.

Но нам, взрослым, повезло — в аудитории среди студентов было много молодых людей, которые рассуждают здраво, понимают: современная индустрия красоты — дело дорогостоящее, ненужное, обеспечивающее немалый и стабильный доход его организаторам и исполнителям. И подчас трудно отследить, когда ты сам делаешь свободный выбор, прибегая к манипуляциям над собственным телом, «украшая его», а когда ты живешь только в иллюзии свободы, являясь потребителем грамотно организованной рекламы.

Некоторые студенты уверенно заявили, что в человеке главное — не внешность, а его нравственные качества, его личность, зависящие от семейного воспитания, от влияния родителей. Некоторые из студентов были даже готовы назвать свои дурные качества, над которыми надо обязательно работать: гневливость, раздражительность, отсутствие терпения и др. Однако как по-разному молодые люди понимают выражение «работать над собой». Часть аудитории видит за этим только заботу о внешней привлекательности и «строении тела».

Поэт 20 века Николай Заболоцкий писал:

«…Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Тема истинной красоты в ходе подготовки к очередному заседанию клуба «Черное и белое» заставила организаторов всесторонне рассмотреть проблему. И даже после окончания заседания обсуждение продолжалось. Разность мнений и взглядов разных поколений неизбежна, ведь молодость экспертов клуба и студентов протекала в разные эпохи. С чем-то взрослым приходится просто мириться. Но и не предупредить молодежь, что их пора экспериментов над собой должна проходить с умом и осторожностью, мы, как взрослые люди, не имеем права.

Скорбященский женский монастырь

Новости епархии | 1 июня 2017

Почему нам не нравится, как мы выглядим?

Познать себя

Основные идеи

  • Чрезмерное внимание к своей внешности, как и явное пренебрежение ею, говорят об искаженной связи с собственным телом.
  • Страсть к совершенству, равно как и склонность одеваться кое-как, часто служит признаком сильной зависимости от мнения окружающих.
  • Равновесие можно найти, двигаясь по пути небольших изменений, постепенно смягчая отношение к себе.

Этот вопрос — как и многие хорошие вопросы — не предполагает простого ответа. «Наше отношение к внешности полностью зависит от того, есть ли у нас контакт с собой, с другими и с тем, что нас окружает», — объясняет психотерапевт Марина Хазанова.

Хотя жизнь в социуме обязывает каждого к соблюдению определенных приличий, все мы тем не менее относимся либо к категории «тщательно следящих за собой», либо к «одевающимся кое-как». Первые никогда по-настоящему не расслабляются, даже наедине с собой, у себя дома. Вторые же никогда не прилагают достаточных усилий в отношении своего внешнего вида — даже в тех редких ситуациях, когда общественные нормы их к этому обязывают. И мало кто из нас живет в полной гармонии со своим обликом.

Две крайности

«Я никогда не понимала, почему люди позволяют себе выглядеть так плохо, — признается 27-летняя Майя. — Я всегда забочусь о том, чтобы быть сногсшибательной. Каждый день я делаю макияж и маникюр, подбираю наряд, выхожу из дома. И что же? На работе считают, что я слишком претенциозна. Знакомые — что я помешана на собственной внешности. Молодой человек смущается — считает, что в моем наряде можно смело отправляться на Каннский фестиваль, не то что в кафе».

Формула «Я такая, какая есть, нравится вам это или нет» чересчур нарциссична

В противоположность Майе 32-летняя Ирина повсюду появляется только в брюках и объемных бесформенных свитерах, полностью скрывающих силуэт. Она признает, что впала в такую крайность, невольно сравнивая себя с матерью — воплощенной элегантностью.

«Мама и сейчас, в свои шестьдесят, остается, что называется, эффектной женщиной. Я же была нескладным подростком. Помню, словно это было вчера: я примеряю платье, а мама вздыхает и кривит губы».

Ощущение того, что достичь родительского идеала невозможно (а может, и бессознательное нежелание становиться соперницей матери), претворяется в стремление «выглядеть естественно, без прикрас». Это не что иное, как послание внутреннего «Я»: хочу, чтобы меня любили за то, кто я есть, а не за то, кем кажусь.

Это подтверждает 26-летняя Екатерина: «У меня совершенно нет ни желания, ни времени что-то менять. Да и нужно ли? Меня раздражают современные попсовые ценности: девяносто–шестьдесят–девяносто, мишура и блестки. Пусть тот, кто способен, оценит мой внутренний мир!»

(Не)желание нравиться

Однако не стоит принимать этот посыл за чистую монету, приравнивая нежелание себя украшать к естественности и подлинности, а перфекционизм — к поверхностности.

«Это весьма далеко от истины, — утверждает психотерапевт Жизель Аррюс-Ревиди. — Формула «Я такая, какая есть, нравится вам это или нет» чересчур нарциссична. Она подразумевает, что всю работу по сближению, пониманию должен проделать другой. Не прилагая ни малейших усилий к внешнему самосовершенствованию, можно создать впечатление, будто отказываешься нравиться, а значит, ты уже не соперница другим женщинам. Но не будем забывать, что добиваться своего можно и под маской…»

Если перфекционист низводит тело к роли манекена, на котором он вдумчиво размещает детали костюма, то приверженец «непринужденности» довольствуется телесной функциональностью.

Неадекватное значение, придаваемое внешности, — знак того, что с самым первым в нашей жизни «взглядом другого» было что-то не так

«Чем хуже у нас контакт с телом, тем менее способны мы увидеть его объективно — таким, какое оно на самом деле, — рассказывает Марина Хазанова. — Именно этот ложный образ, отсутствие внутреннего представления о своем теле заставляет чашу весов склониться к одной из крайностей. Тело либо укрощено, рафинированно и выставлено напоказ, или же спрятано и забыто. Однако в обоих случаях человек пренебрегает реальной физической и эмоциональной составляющей собственного тела».

Чуть расслабиться или, наоборот, проявить чуть больше внимания к себе? Вся суть проблемы — именно в этом «чуть». Чтобы мы смогли взглянуть на себя объективно, для начала надо прояснить источник склонности к избыточному перфекционизму или, наоборот, к пренебрежению своей внешностью.

«В обоих случаях главную роль играет взгляд других людей, — объясняет Жизель Аррюс-Ревиди. — Неадекватное значение, придаваемое внешности, говорит о том, что с самым первым в нашей жизни «взглядом другого» было что-то не так. Удовольствие от того, что мы нравимся, дает мать. И когда мы уделяем внешнему виду чрезмерное или недостаточное внимание, это означает, что в глубине души мы чувствуем, что не были для нее (даже на какое-то время) центром Вселенной».

Найти удовольствие

И постоянная демонстрация безукоризненной внешности, и полный отказ от заботы о своем облике — все это признаки психоэмоционального дискомфорта. От перфекционистов требуются постоянные усилия, а пренебрегающие своей внешностью вынуждены от чего-то отказываться, что всегда сопровождается страданиями, порой неосознанными.

«Перфекционизм, порожденный тревожностью, сам порождает еще большую тревожность, — предполагает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Чтобы всегда быть на высоте, нужно ни на минуту не ослаблять контроль над собой. На самом деле перфекционист стремится не столько очаровать других, сколько успокоить себя: контролируя свою внешность, он надеется контролировать свои эмоции и сексуальное желание — иными словами, то, что ускользает от его власти и представляется для него угрозой.

Страдания «пренебрегающих» в большинстве случаев проистекают из плохого отношения к себе. Где-то в глубине души они убеждены, что не стоят и доброго слова. Даже в тех, кто только играет в неопрятность — вплоть до сознательного уродования собственного образа — есть эта горечь отречения, эта боль».

Чтобы изменения были глубинными, нужно почувствовать на себе благотворность маленьких перемен

Чтобы найти баланс, необходимо осознать, что эти две крайности приносят больше стресса и страданий, нежели удовольствия. И перейти к действиям вполне символического характера: тратить меньше времени на «чистку перышек», если вы перфекционист, или сделать небольшое дополнительное усилие в том, что касается внешности, если вы обычно ею пренебрегаете.

«Чтобы изменения были глубинными, нужно почувствовать на себе благотворность маленьких перемен, — продолжает Светлана Кривцова. — Источником удовольствия будут более комфортные отношения с самим собой».

Главное — решиться на первый шаг, как это сделала 43-летняя Лилия. Год назад по совету подруги она отрезала косу, с которой не расставалась со школьных лет, и покрасила темно-русые волосы с заметной проседью в насыщенный каштановый цвет.

«Целую неделю у меня было одно желание — спрятаться: все комплименты заставляли меня только сожалеть об утраченной «незаметности». Но однажды утром я вдруг увидела, что… это выглядит красиво. Впервые в жизни мне нравилось мое отражение. У меня было такое чувство, будто эти перемены дали мне какую-то внутреннюю легкость и, может быть, желание лучше относиться к себе».

Если вы скорее перфекционист — меньше давления. С чего начать? В наименее значимой для вас области станьте на 5% менее придирчивы — иными словами, позвольте себе несовершенство в какой-то одной детали. Скажем, наденьте на утреннюю пробежку некогда любимые, но поношенные кроссовки, отвергнутые за то, что они «уже неприлично выглядят». Когда вы на это решитесь и оцените реакцию окружающих, вы поймете, что избыточный перфекционизм не стоит тех усилий, которых он от вас требует. Бонус: отсутствие постоянной тревоги и беспокойства за свой внешний вид.

Если вы склонны к небрежности — больше заинтересованности. «Ничего от этого не изменится…»; «Я себе и так нравлюсь…»; «Главное — личность, а не внешность…» Для начала подвергните эти аргументы строгой проверке. На чем основаны эти убеждения? Давно ли они возникли? Какая фигура из прошлого могла быть их источником? Какие бонусы они вам приносят? Если освободить их от шелухи слой за слоем, эти убеждения рассыплются в прах и уступят место новым взглядам и мыслям. И новому — более позитивному — отношению к себе.

Текст:Надежда ВасилевскаяИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Если мужчина изменял жене, почему будет верен вам?»: в чем опасность роли любовницы — личный опыт

«Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение

Ожидания мешают нам создать счастливые отношения: как это происходит — объясняет нейробиолог

«Муж уверен: он умнее всех, всегда прав. И не разрешает мне завести ребенка»

Какие продукты нужно убрать из рациона навсегда

Бомбочки, соли и гели: 20 средств для ванны, которые помогут расслабиться

Объятия, комплименты, свидания: 14 рецептов семейного счастья — советы психологов

«Что лучше: развестись с глупым мужем или остаться в зоне комфорта?»

Является ли тело зеркалом души?

Наше поколение является свидетелем постоянной деградации. Эта деградация проявляется в смещении нашего интереса от ценностей и принципов к материалистической любви к деньгам и вещам. Мы проявляем глубокую привязанность к нашему дому, нашей машине, различным ценным гаджетам и дорожим ими любой ценой. Так кто же в этом мире до сих пор ценит душу как самое главное в жизни? И у кого есть время ухаживать за ним как следует?

«Больше всего храни сердце твое, потому что все, что ты делаешь, исходит из него» (Притчи 4:23). Если самое дорогое, что у нас есть, это наша душа, то почему к ней часто относятся с таким безразличием?

Портрет Дориана Грея

Вы когда-нибудь задумывались, как бы выглядела ваша душа, если бы она приняла человеческий облик? Основываясь на этой идее, Оскар Уайльд воображает трагическую драму в образе Дориана Грея. Портрет молодого человека редкой красоты и яркой личности, Дориана нарисовал его друг Бэзил, который решает увековечить его образ в впечатляющей картине. Когда Грей видит свой портрет, он понимает, насколько эфемерна его молодость по сравнению с вечностью изображения на картине. По этой причине он заключает сделку и продает свою душу, чтобы сохранить свой юношеский внешний вид, оставаясь вечно молодым. Портрет не только берет на себя процесс старения, но и призван отражать душу молодого человека и отражать изменения в его деградирующей совести.

Ноубл Грей, первоначально невинный и простой персонаж, позволяет своему старшему другу, лорду Генри, направлять себя, который заманивает мальчика в ловушку гедонистического образа жизни. В обществе, одержимом внешностью, Дориан позволяет себе вкусить удовольствия, пороки и эмоции, которые постепенно берут над ним контроль. В поисках красоты и сути жизни его душа обольщается авантюрными интрижками, ссорами и даже убийствами. Бывают моменты, когда Дориан воспринимает зло исключительно как средство достижения своего эгоистичного представления о красоте.

Изменения в его портрете проявляются на протяжении 18 лет, в течение которых нарисованный Дориан Грей становится монстром, отражением всех грехов, совершенных его физическим телом. На лице рисунка появляются морщины и бородавки; скальп теряет волосы, кожа становится окрашенной; его взгляд потерялся, а улыбка уныла. Напротив, Дориан Грей имеет ту же молодую и ангельскую внешность, что и до того, как скомпрометировал свою душу. В конце концов красота оказывается для него всего лишь маской, а молодость — обманом.

 

Является ли тело зеркалом души?

Я возвращаюсь к этому вопросу в заключении: Является ли тело зеркалом души? Ответ — нет’. Верить, что душа выражает себя через тело, значит мыслить поверхностно. В то же время не будем отказываться от мысли, что красивое тело может отражать красивую душу. Наоборот – это было бы идеально. Но главный вывод заключается в том, что мы не должны считать внешний вид эталоном морали, как бы невинно, благородно и элегантно человек ни выглядел.

Мы часто склонны позволять себе вдохновляться и руководствоваться внешностью. Помните, что Бог сказал Самуилу: «Не обращай внимания на его вид и рост, ибо Я отверг его. Господь не смотрит на то, на что смотрят люди. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).

Даже если в вашей душе уже появились следы лжи, обмана и других пороков, помните, что и вы можете достичь духовного обновления, следуя библейским принципам – в Иезекииля 3:26 написано: «Я дам вам новую сердце и вложить в вас новый дух; Я удалю от тебя твое каменное сердце и дам тебе сердце из плоти».

Пока это обещание не выполнено, берегите свою душу!

Могу ли я заботиться о том, как я выгляжу, и при этом оставаться духовным?

Тщетно ли заботиться о своей внешности или это просто еще один способ быть духовным?

Когда мы думаем о тщеславии, мы обычно думаем о том, чтобы сосредоточиться в первую очередь на том, как мы выглядим физически, а когда мы думаем о духовности, это обычно относится к более глубокому состоянию души, которое выходит за рамки простого физического. Тогда эти два термина могут показаться противоположными.

Наш мысленный образ чистого, доброго человека, еще более соприкоснувшегося с духовным и божественным, имеет тенденцию быть кем-то с небольшим имуществом, сидящим в пыли и одетым в лохмотья, горячо молящимся — настолько возвышенным над материальным миром, что им незачем обращать на это внимание.

Этот образ отстраненной духовности прямо противоречит идеалам красоты, которым мы должны следовать. В юности меня постоянно бомбардировали разными идеалами красоты, большинство из которых касалось того или иного продукта: макияжа, одежды, обуви, духов. Даже в самых изолированных местах молодые люди чувствуют необходимость выглядеть идеально, а определение «идеального» всегда меняется вместе с требованиями стиля и моды.

Но то же самое общество говорит нам, особенно девушкам, избегать тщеславия. Нам говорят, что девушка, которая слишком заботится о своей внешности, слишком хорошо выглядит на селфи и тратит слишком много времени на подготовку, поверхностна, эгоцентрична и подла.

Таким образом, быть «хорошим» означает уделять мало внимания своей внешности, чтобы не показаться тщеславным.

Какая сбивающая с толку дихотомия, в которой слишком много девушек чувствуют себя пойманными. Как нам удовлетворить невероятно высокие требования общества к нашей внешности, оставаясь при этом духовными, смиренными и равнодушными?

Долгое время я чувствовал себя немного виноватым всякий раз, когда позволял себе купить хорошие духи или тратил слишком много времени на прическу или одежду. Я думал, что зря трачу время.

Но, исходя из моего понимания учения Бахаи, получается, что забота о своей внешности не обязательно равна тщеславию. На самом деле учения бахаи говорят следующее:

Поэтому стремитесь к тому, чтобы величайшая чистота и святость… были блистательными среди бахаи и чтобы спутники Бога превзошли остальное человечество во всех состояниях и совершенствах; что они могут физически и морально превосходить других; чтобы благодаря чистоте и непорочности, утонченности и здоровью они могли быть главными из мудрецов, а благодаря своему избирательному праву, своему благоразумию и контролю над своими желаниями они могли быть князьями чистых, свободных и мудрых. – Абдул-Баха, Мировая Вера Бахаи

Такое превосходство, конечно, не исключает смирения — это моральная часть. Но Абдул-Баха говорит, что мы должны стремиться к физическому совершенству так же, как и к нравственному совершенству. Он призывал нас немного заботиться о своей внешности, своей чистоте, о своем «предоставлении избирательных прав» — что означает свободу от зависимости или пристрастия любого рода.

Так как же выглядит физическое совершенство? Сотни лет люди украшают церкви и храмы золотом и другими богатствами ради красоты, а во имя потребительства и погони за физической привлекательностью мы продолжаем нагромождать на свое тело дорогие изделия. Мы все слишком легко связываем роскошь с красотой, что превращает красоту в явно материальную вещь: потенциальную причину разобщенности или позора, связанную исключительно с деньгами и властью. Мы также знаем из писаний бахаи, что никогда не следует придавать духовной ценности простым объектам:

Наши самые большие усилия должны быть направлены на непривязанность к мирским вещам; мы должны стремиться стать более духовными, более светлыми, следовать совету Божественного Учения, служить делу единства и истинного равенства, быть милосердными, отражать любовь Всевышнего на всех людей, чтобы свет Дух должен проявляться во всех наших делах… – Абдул-Баха, Paris Talks

А как насчет красоты, которая не зависит от роскоши? С точки зрения бахаи, мы достигаем оптимальной физической красоты не через тщеславие, а через чистоту, простоту и опрятность.

В Наисвятой Книге Веры Бахаи Бахаулла советовал нам «Быть ​​воплощением чистоты». – с. 50. Этот закон бахаи включает в себя регулярное купание, ношение чистой одежды, подстригание ногтей, приятный запах и «в целом быть сущностью чистоты и утонченности». – Там же, с. 236.

Человек в безукоризненной одежде, весь чистый, с красиво подстриженными ногтями, надушенный — звучит как прекрасное определение красоты, не зависящее ни от роскоши, ни от тщеславия. Добиться этого может каждый, даже тот, у кого самые скудные средства.

В нашей суматошной жизни, особенно если вы студент колледжа, как и я, в месте без дресс-кода, постоянное 100% чистота и опрятность требуют определенных усилий. Легко накинуть одежду как попало, постоянно откладывать маникюр, целенаправленно игнорировать пятно на куртке ради удобства. Но что это говорит о нас и какое влияние это оказывает на наши души?

Абдул-Баха говорил о взаимосвязи между нашей чистоплотностью — и, следовательно, нашей физической внешностью — и нашим духом:

Даже в физическом мире чистота ведет к духовности, как ясно сказано в Священных Писаниях. И хотя телесная чистота есть вещь физическая, тем не менее она имеет сильное влияние на жизнь духа… Смысл в том, что телесная чистота оказывает свое действие и на человеческую душу. – Абдул-Баха,

Выдержки из Писаний Абдул-Баха

Заботясь о своей внешности и чистоте, мы также заботимся о своем духовном здоровье. В этом отношении наше тело и наша душа отражают друг друга. В действительности же дихотомия, заставляющая нас выбирать между хорошим внешним видом и не может быть хорошим — они могут основываться друг на друге.

Хотя я пока не могу сказать, что достигаю этого стандарта каждый день, я чувствую внутреннее спокойствие, когда я совершенно чистый, опрятный, свежий и организованный. Раньше я думал об этом чувстве как о тщеславии, но, возможно, все это время я ошибался. Может быть, это чувство свежести и умиротворения может дать нам здоровый знак нашей духовной благодарности за красоту, который поможет нам достичь более высокого уровня совершенства в наших душах:

Если человек пожелает украсить себя украшениями земли, носить ее одеяния или насладиться благами, которые она может даровать, ему не может быть нанесено никакого вреда, если он не позволит ничему встать между ним и Богом, ибо Бог предопределил все доброе, сотворенное ли на небесах или на земле, для тех из Своих рабов, которые истинно верят в Него.