Что рассказать человеку о себе: Что рассказать о себе парню в начале знакомства. А о чем стоит умолчать
как научиться рассказывать о себе
Каждый из нас время от времени сталкивается с необходимостью представлять себя совершенно разным людям — работодателю, коллегам, деловым партнерам, клиентам, случайным знакомым и даже друзьям с родственниками. При этом произвести на аудиторию нужное впечатление умеют немногие. Понимая, что навык самопрезентации можно и нужно развивать, образовательные учреждения включают в свои программы этап публичной защиты проектов или дипломов. Как людей учат рассказывать о собственных достижениях, объясняет Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательного процесса в Skillbox.
Анастасия Долгих
Руководитель отдела сопровождения образовательного процесса в Skillbox
Зачем говорить о себе
Довольно часто представлять собственные достижения приходится в профессиональной среде. Рассказ о проделанной работе или исследовании, презентация будущего проекта, непосредственно собеседование — вот лишь некоторые ситуации, в которых важно владеть навыками самопрезентации.
При приеме на работу соискатель должен рассказать работодателю о своих сильных сторонах и о том, как он может быть полезен конкретной компании. Его цель — получить оффер. Когда сотрудник рассказывает о выполненном проекте, слушатели могут понять, какой объем работы был проделан им лично. Ведь зачастую коллеги и руководство знают лишь о результате, а не о том, как именно он было достигнут. Напомнить руководителю о своих навыках, достижениях, вкладе в развитие конкретных проектов или отдела компании стоит, когда нужно получить прибавку к зарплате или новую должность.
От того, какое впечатление человек произведет на аудиторию рассказом о себе, зависит его продвижение по карьерной лестнице, повышение зарплаты, получение новых проектов. Помимо этого, подготовка самопрезентации сказывается и на собственной оценке: человек подводит некоторый итог, видит, что он умеет делать хорошо и чего достиг. Эта информация может натолкнуть его на мысль о том, как ему стоит развиваться дальше.
Как классическое образование развивает навык самопрезентации
Готовить презентации современных детей учат уже в школе.
В начальных классах от них требуется, по сути, пересказать найденные по заданной теме сведения и структурировать их. На этом этапе школьники получают навыки сбора и обработки информации. В старших классах им нужно найти несколько точек зрения по теме, подготовить презентацию со слайдами. Школьники учатся вычленять из массива данных самое важное, а на слайды выносить тезисы с иллюстрациями.
Представлять итоги проделанной работы приходится в выпускных классах, а также для участия в конкурсах и олимпиадах. Презентации собственных достижений посвящают несколько уроков в рамках классного часа, но специально этим навыкам в школе не обучают. Учитель может помочь ученику в процессе подготовки, скорректировав его тезисы или уже готовую презентацию, отрепетировав речь. Такие занятия носят разовый характер, владение навыками самопрезентации никак не оценивается — только то, насколько полно удалось раскрыть заявленную тему или провести исследование.
В вузах принципы подготовки презентации и ее защиты в обязательном порядке изучают лишь на некоторых специальностях.
Как правило, эти профессии связаны с публичными выступлениями — политологи, маркетологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью. Большая часть студентов может выбрать курс по презентации или самопрезентации в качестве дополнительного в программе. Конечно, если вуз его предлагает. В этом случае они прослушают несколько лекций и подготовят собственную работу.
Практический опыт презентации собственных достижений студент получает во время участия в научных конференциях и конкурсах, а также на защите диплома. Как правило, он работает под кураторством конкретного преподавателя. Тот корректирует содержание и структуру доклада, форму подачи информации, дает рекомендации о том, как отвечать на возможные вопросы и как держаться на публике. Это, по сути, первые серьезные репетиции того, как рассказывать о себе и своих достижениях внешней аудитории, состоящей преимущественно из незнакомых людей.
Как дополнительное профессиональное образование готовит к представлению своих достижений
Многие онлайн-школы понимают, как важно современному человеку иметь и развивать навык самопрезентации.
Поэтому они предлагают отдельные курсы, посвященные данной теме. Слушатель получает практические рекомендации, которые может затем использовать.
В Skillbox мы помимо этого предлагаем пользователям некоторых курсов выступить с презентацией итогового проекта в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого мы используем формат презентации итоговой работы с присутствием куратора, а также ведущих специалистов рынка по предмету обучения. Например, на итоговой презентации по направлению дизайна помимо основных экспертов, которые читают курс, присутствуют в том числе продуктовые дизайнеры, арт-директоры из банковской сферы, ритейла и других (мы моделируем и практикуемся в реальной среде). Классический формат презентации проходит в наших помещениях или в онлайне, а открытый вариант — в собственном лектории или на площадке партнера. Пользователи не только получают обратную связь от практикующих экспертов, но и могут продемонстрировать свои проекты потенциальному работодателю или заказчику, обсудить идеи возможного сотрудничества.
На формате открытой презентации как раз стоит остановиться отдельно. Учащийся готовится к ней на протяжении нескольких месяцев. Это в большей степени самостоятельная работа, но с постоянной обратной связью от куратора. Подготовку к презентации итоговой работы можно условно разделить на следующие этапы.
Выбор темы для работы. Это бриф или реальная задача от компаний, с которыми сотрудничает платформа. Например, маркетологу необходимо разработать рекламную кампанию для конкретного бренда, а дизайнеру — выполнить проект по техническому заданию заказчика. На презентации необходимо представить свою работу. Учащийся выбирает тему, которая вызывает у него интерес и позволяет продемонстрировать все полученные знания и навыки.
Подготовка: структура и логика презентации. Пользователь собирает всю необходимую информацию для своей работы, решает поставленные задачи, выстраивает логику презентации. Он находится в постоянном контакте с куратором курса в чате и получает консультации по нужным вопросам.

Мы всегда помогаем учащимся продумать их выступление так, чтобы оно выглядело не только емким, но и интересным, запоминающимся.
Так, например, недавно одна из учащихся курса «Онлайн-преподаватель» защищала работу о моделях исследовательского процесса на уроках истории в школе. Девушка включила в свою презентацию необычный интерактив — вывела на одном слайде все новые для себя термины, инструменты и техники, о которых узнала на курсе, пронумеровала их и предложила каждому эксперту назвать цифру — о чем они хотели бы узнать более детально. Учащаяся ответила на все вопросы во вступительной части, а также подсветила, как она планирует использовать новые инструменты непосредственно в своей дальнейшей работе. Такой интерактив не просто запомнился экспертам, вовлек каждого в сам проект, но и позволил продемонстрировать знания, полученные на курсе в нетривиальной форме.Представление итоговой работы проходит в онлайн-формате и очно, в зависимости от курса. Условная «комиссия» экспертов оценивает выступление каждого участника.
Для разных курсов эксперты используют свои критерии оценки, но в результате учащийся получает «зачет» или «незачет». После презентации у него есть возможность узнать от представителей рынка и приглашенных экспертов, чем была интересна итоговая работа, что в ней оказалось слабым местом и удалось ли произвести на слушателей нужное впечатление. В реальной жизни получить обратную связь после презентации собственных достижений удается редко, особенно если речь идет о собеседованиях. Работодатель вряд ли станет объяснять, почему он решил не принимать вас на работу.Работа над ошибками. После презентации следует самостоятельная работа над ошибками. Учащийся анализирует слова экспертов и преподавателей о том, что необходимо изменить в презентации. Замечания могут касаться формы подачи информации, акцентов, интонации, реакции на вопросы и так далее. Если требуются кардинальные правки, то проект придется переделать. Куратор в этом, конечно, поможет: обратную связь от него можно получить на платформе Skillbox.

Замечания комиссии и куратора пригодятся, чтобы развивать навыки самопрезентации и с каждым разом рассказывать о себе успешнее и увереннее.
Три важных правила подготовки хорошей самопрезентации
Сфокусироваться на интересе аудитории. Важно понять, кто ваша аудитория и зачем эти люди вас слушают. Поставьте себя на их место и поймите, что им действительно важно и интересно узнать о вас. Исходя из этого выделите в своем рассказе наиболее полезную для конкретной аудитории информацию. Если проходите собеседование, то уделите внимание тем навыкам или тому опыту, который требуется работодателю для данной должности. Инвестору лучше рассказать о вашем прошлом предпринимательском опыте и сотрудничестве с другими партнерами или венчурными фондами. В зависимости от аудитории вычленяйте те факты, которые будут для нее важными и релевантными.
Помнить о тайминге. Не стоит вдаваться в мельчайшие подробности и стараться выдать все факты из вашей биографии или рассказывать обо всех достижениях.
Время — самый ценный ресурс человека, помните, что никто не готов тратить его впустую. Поэтому не делайте вашу презентацию слишком длинной и не сообщайте ту информацию, которая не имеет отношения к заявленной теме. Говорите кратко, но емко, не используйте непонятные для данной аудитории термины или слова.Отрепетировать речь с экспертом или знакомым. Попросите своих знакомых или экспертов по публичным выступлениям побыть в роли вашей потенциальной аудитории. Расскажите им то, что вы подготовили, и попросите дать обратную связь. Так станет понятно, какие вопросы могут возникнуть у вашей аудитории, какую информацию необходимо добавить, а что — сократить. Станут видны логические ошибки или несостыковки. Можно снять репетицию своего выступления на видео и затем просмотреть его. Это позволит наглядно убедиться в том, от каких жестов, мимики или положений тела стоит отказаться.
Александра Иваницкая
Теги
#начальный уровень
#коммуникативные навыки
#soft skills
10 основных табу в коммуникациях — Офтоп на vc.
ruМы, люди, существа социальные, поэтому без общения нам трудно. Рады поговорить, поделиться мыслями о жизни. Однако иногда общение с некоторыми людьми становится вирусным для нас. Поговоришь с таким человеком и кажется, что заразился его несчастьями, проникся его неприятностями, как настоящей отравой, и хочется поскорее завершить разговор и поменьше с ним контактировать.
39 099 просмотров
Давайте поговорим о том, как быть приятным собеседником, каких тем лучше избегать и о чем лучше помолчать.
Обойти эту тему, вступая в новые отношения, вряд ли удастся. Да и не нужно. Когда подвернется подходящий момент, стоит рассказать/послушать о прошлом своего любимого человека. Это дает нам более четкий портрет личности человека, его характера. Но достаточно сказать, что отношения были, прекратились по такой причине, а не рассуждать, как вам было плохо или хорошо вместе, что вы делали и куда ходили.
Это прошлое, а у вас новая страница.
Но поговорите об этом один раз и закройте тему. Не позволяйте чтобы ваш партнер постоянно сравнивал вас с бывшей. И сами никогда не делайте этого. Это уже манипуляция. Человек будет жить с ощущением постоянного напряжения и конкуренции.
2. Говорить о чужих секретах.
То же самое касается чужих секретов и сплетен. Сплетни – это табу. Не просто потому, что вы считаете себя приличным человеком, а потому, что перемывать чужие кости – дело неблагородное и неблагодарное. Ситуация может повернуться так, что через время факты извратят, а на вас укажут как на первоисточник. И будет очень стыдно!
Для себя я поняла, что говорить о третьих лицах можно то, что ты можешь при случае повторить тому третьему человеку лично.
Также не нужно лезть в чужие дела, особенно семейные. Например, вы поймали мужа подруги на вранье. Промолчите? Скажете? Наверное, стоит дать им разобраться самим, чтобы, оказывая услугу, не наделать беды.
3. Говорить о себе плохо.
О своем негативном восприятии себя. Ни при каких обстоятельствах не принижайте себя перед другими людьми. Если они захотят вас принизить – они найдут повод. Но если вы принизили себя сами – вы показали им что вы
ничего не стоите.
Так что лучше держаться золотой середины.
4. Говорить плохо о других людях.
Как говорил Бенджамин Франклин: Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу всё хорошее, что знаю о каждом.
5. Рассказывать о своих доходах и успехах.
Запомните, о деньгах разговаривать запрещено. Не нойте, если денег нет. Отсутствие денег – это не то, о чем следует говорить со своими знакомыми. Мало у вас денег, много, зарплата высокая или небольшая, — судачить об этом не стоит. Человек, который вас слушает – будет судить вас по себе – если у вас высокая зарплата, позавидует, да еще и сглазит, если маленькая зарплате – мысленно прекратит уважать. И учтите, деньги – это в первую очередь энергетика. К деньгам нужен особый подход, но они хотят именно особого отношения, а не базара и нытья.
Если вы получили премию, вам пообещали новую высокую должность, или вы сделали удачную и выгодную покупку, не спешите с этой новостью к друзьям и родственникам, а тем более, не трубите об этом в соцсетях.
Люди не любят чужие успехи, победы и удачи. Чужое счастье у многих вызывает дискомфорт. Такой друг потом еще окрестит вас хвастуном и будет дуться, словно вы ему или ей задолжали и должны извиниться за неудобство. Эзотерики настаивают, что счастье и деньги любят тишину.
6. Рассказывать о своих проблемах.
Если вы наивно думаете, что если расскажете всем своим друзьям о своих проблемах, то кто-то из них их решит — то вы глубоко ошибаетесь. Вам может показаться, что если вы поделитесь неурядицами в семейной жизни или на работе, то вас пожалеют, поймут и словно по мановению волшебной палочки все изменится к лучшему. Бросьте это!
Вы только показываете неумение решать проблемы, и у ваших друзей на подкорке в мозгу откладывается мысль, что вы – неудачник, вам все время не везет и от вас лучше держаться подальше, ибо вы слабак.
Берите на себя ответственность за свою жизнь и не позволяйте никому в ней ковыряться.
7. Говорить о своих сомнениях.
Если у вас возникают сомнения по поводу того, что вы справитесь с какой-либо задачей, никогда не рассказывайте об этом сомнении другим людям. Этим самым вы забьете гвоздь в крышку гроба своей задачи. А как быть? Вы берете задачу и начинаете ее сегментировать. И решать ее поэтапно.
Но если вы действительно видите что не можете справится, то скажите «Друзья у меня сложность, подскажите, что с этим делать».
8. Говорить о своих планах.
Успешные и богатые люди избегают говорить о своих планах, которые вы еще не начали реализовывать. Если вы хотите открыть свое дело, поменять работу, начать новый проект, отношения или ремонт – закройте рот на замок.
Хотите насмешить Бога, расскажите ему о своих планах.
Если вы уже начали реализовывать свой проект, то говорите не о том к чему вы придете а о том, что необходимо сделать.
Вы получили энергию на эту реализацию, так не растрачивайте ее попусту.
9. Рассказывать о собственных болезнях.
Если вашим состоянием интересуется действительно близкий друг,
родственник или член семьи – это одно. Но подробности анализов, визитов к врачу и самочувствия по дням со всеми симптомами большинство людей не интересуют. Мы любим говорить о себе, а после определенного возраста еще и распространяться на тему своего здоровья.
Когда две бабушки на лавочке обсуждают артрит – у них, скорее всего, общая проблема и методы лечения, но ваш флюс на десне или, простите, геморрой – исключительно ваша.
10. Рассказывать о своих снах и страхах.
Уж как нам нравиться обсудить сон. Мы то и дело пытаемся всем доказать, какие мы проницательные, как кто-то нам дал знак, какой важный вещий сон приснился. Отныне прекратите делиться снами. Ваш сон – это ваше личное, тайное и сокровенное.
Если вам ангел хранитель, или умершие родственники, или еще кто-то что-то подсказал или рассказал во сне – пускай это останется с вами.
В противном случае вам грозит слабость, уязвимость, и болезни — как следствие.
Возможно, у вас есть другие табу в разговорах, пишите в комментариях, или приходите на мою страницу в Инстаграм или YouTube канал. Буду рада.
Как рассказать кому-то о себе: 6 советов
Как рассказать кому-то о себе: Обстоятельства всегда будут возникать для необходимости рассказать кому-то о себе. Такое обстоятельство может возникнуть на свидании с кем-то, в ходе интервью и даже в автобиографии. Во время собеседования от вас могут потребовать устно рассказать о себе независимо от того, было ли ваше резюме отправлено. При знакомстве с новыми людьми всегда будет возникать необходимость рассказать им о себе.
Таким образом, то, как вы должны строить и направлять рассказ о себе, зависит от обстоятельств, в которых возникла необходимость. Рассказывая о себе в интервью, первое, о чем следует помнить, это то, что интервью создает формальную обстановку, поэтому формальные меры уместны в такой обстановке.
Интервью – это любая личная встреча, которая носит официальный характер, обычно для оценки кандидата или претендента.
Когда вас просят рассказать о себе в интервью, это открытый вопрос. Следовательно, ожидания достаточно широки, и в то же время они возлагают на вас бремя, заключающееся в упорядочении ваших ответов таким образом, чтобы они соответствовали диапазону информации, необходимой или ожидаемой вашим интервьюером. Когда человек спрашивает о вас, он, скорее всего, мало или совсем ничего о вас не знает, или, может быть, он только наткнулся на вашу информацию, которая была предоставлена в должным образом представленной письменной форме.
Как рассказать кому-то о себе На самом деле, центральным моментом является то, что этот человек хочет услышать, как вы даете прямую информацию о себе. Он мог бы получить эту информацию где-нибудь еще, или, самое большее, он мог бы задать вам прямые или закрытые вопросы, чтобы направить вас и самостоятельно извлечь необходимое количество информации.
Тем не менее, здесь вы находитесь в такой ситуации, сталкиваясь с широкой автономией усмотрения, чтобы принимать ее по своему усмотрению. С той же стороны от вас все еще ждут и требуют делать это должным образом.
В этой заметке, вот краткие советы о том, как ответить на вопрос «Расскажите мне о себе».
Рекомендуем: Как отлично подготовиться и пройти собеседование должен быть первым набором информации, которую вы должны предоставить о себе. Здесь от вас требуется указать ваше официальное имя, то есть имя, которое вы официально используете для документации и внешних целей. Помните, что сейчас нас интересует рассказ о себе в официальной обстановке, например, в интервью.
После того, как вы укажете свое имя, за ним должен следовать ваш адрес проживания.
Затем сообщите свою национальность, страну происхождения, родной город, расскажите о своей религиозной принадлежности, дате рождения, семейном положении, а также упомяните, на ком вы состоите в браке, если женаты. Затем вы должны указать свой текущий статус, независимо от того, являетесь ли вы студентом, сотрудником или кем-либо еще. Затем вы должны рассказать о своем академическом путешествии, указав школы, которые вы посещали до сих пор, и их адреса. По этой информации, предоставленной до сих пор, интервьюер, должно быть, получил представление о человеке перед ним. Это основная информация о человеке.
После этого вам следует подумать о своих социальных наклонностях. Это требует, чтобы вы указали свои личные увлечения и другие социальные сферы, которые вас интересуют. Поскольку под этим заголовком от вас требуется предоставить личную информацию, он не требует от вас предоставления информации, которую вы считаете слишком личной, если она не связана с обстановкой и целью интервью.
См. также: Как составить профессиональное резюме
2. Укажите свои навыки: Здесь вы должны предоставить информацию как о ваших мягких, так и о жестких навыках. Было бы более уместно сначала заявить о своих сложных навыках в формальной обстановке. Твердые навыки — это технические навыки, в отличие от мягких навыков, которые являются межличностными и не поддаются количественной оценке.
«Расскажи мне что-нибудь о себе», «Легкий способ» Для сложных навыков вы можете указать квалификацию, такую как компьютерная грамотность, эксперт по арматуре, склонность к аффилированному маркетингу, графический дизайн, музыкальная склонность, связанная с исполнением и использованием музыкальных инструментов, а также вождение автомобиля. мастерство и т. д. если есть трудные навыки, которые вы предприняли для приобретения, или те, которыми вы не полностью овладели, они также заслуживают упоминания, и было бы уместно описать уровень, на котором вы работаете с уважение к ним.
Что касается межличностных навыков, вы можете указать их в той мере, в какой они относятся к обстановке собеседования. Вы должны сделать акцент на тех, кто, кажется, вдохновил вас на интервью, и вы должны убедиться, что они представляют вашу истинную сущность. Вы не можете сказать, что вы уверенный в себе человек, тогда как прямо во время интервью язык вашего тела говорит об обратном.
См. также: 10 советов о том, как одеться на собеседование при приеме на работу
3. Расскажите о своих достижениях: Укажите свои достижения — довольно обширная обязанность. Вы должны констатировать свои реальные достижения, а не те, которые выглядят таковыми. При этом довольно сложно стараться не выражать гордость.
Можете ли вы рассказать мне что-нибудь о себе? В этом заголовке вы также должны указать предыдущие должности, которые вы занимали в различных областях службы, и, конечно же, текущую должность, которую вы занимаете, если таковая имеется.
Это тоже часть достижений.
4. Опыт работы: Если у вас был опыт работы в прошлом, укажите его здесь. При этом вы должны предоставить информацию об адресах ваших прошлых или нынешних рабочих мест, в зависимости от обстоятельств. Укажите свою должность в рабочей сфере, характер вашей работы и оказываемых услуг.
Как рассказать кому-нибудь о себе по текстуВозможно, вам будет разумнее назвать имя вашего работодателя или официальных работодателей. Это говорит о том, что у вас были хорошие отношения с вашими прошлыми работодателями до такой степени, что о них стоило упомянуть. Вы должны избегать любых побуждений говорить плохие вещи о своих прошлых работодателях.
См. также: Самые полезные навыки для изучения в 2022 году
5. Навыки, имеющие отношение к цели интервью.
Это относится как к вашим техническим навыкам, так и к навыкам межличностного общения.
6. Качества, имеющие отношение к цели: Качества, которые вы должны обсудить, должны иметь какое-то отношение к цели интервью.
В формальной обстановке всегда есть что-то, на что обращает внимание интервьюер. Это не означает, что вы становитесь менее искренними в своих качествах, лживо обсуждая их.
Обратите внимание, что нет причин лгать о своих навыках и качествах. Во всех разветвлениях это не стоит удара. Помните, что вы назначены в определенные области, полагаясь на информацию, которую вы предоставляете как на подлинную. Ваши слабости не являются достаточным препятствием, пока прилагаются усилия для их преодоления. Ведь идеальных на свете нет.
Ответ на вопрос «Расскажите о себе» в менее формальной обстановке Менее формальной обстановкой может быть свидание или ранняя встреча с кем-либо. Это также может быть необходимым ходом обсуждения в более спокойной обстановке. В такой обстановке не существует жесткого правила, определяющего лучшую процедуру рассказа кому-либо о себе. Те же рекомендации, которые применимы к формальной обстановке, могут быть приняты и для менее формальной обстановки, хотя и с некоторыми послаблениями.
На самом деле, единственное отличие — это расслабляющая атмосфера менее формальной. Кроме того, в менее формальной обстановке может не быть необходимости подчеркивать ваши достижения, поскольку они кажутся менее значимыми для цели, если только не подразумевается иное. Под этим заголовком акцент должен быть сделан на ваших интересах и на том, что на самом деле определяет вас, а не на том, что на самом деле ожидается от вас.
Рекомендуем: Как инвестировать в недвижимость: 6 предварительных способов
Заключение
Как рассказать кому-то о себе — это событие, которое большинство людей не рассматривает до тех пор, пока не возникнет необходимость. В некоторых случаях потребность может возникнуть непредвиденно, и в таких обстоятельствах человек может спотыкаться и бормотать между строк. То, как вы рассказываете информацию о себе, придает уверенность, сосредоточенность и полное понимание себя.
Эде Самуэль Чуквуэмека ACMC
Эде Самуэль Чуквумека ACMC , студент юридического факультета и сертифицированный посредник/посредник в Нигерии. Он также является разработчиком со знаниями HTML, CSS, JS, PHP и React Native. Самуэль стремится изменить профессию юриста, создавая веб-приложения и мобильные приложения, которые значительно упростят юридические исследования.
10 вещей, которых вы не знаете о себе
1. Ваше представление о себе искажено.
Ваше «я» лежит перед вами, как открытая книга. Просто загляните внутрь и прочитайте: кто вы, что вам нравится и не нравится, ваши надежды и страхи; они все здесь, готовы быть понятыми. Это мнение популярно, но, вероятно, совершенно неверно! Психологические исследования показывают, что у нас нет привилегированного доступа к тому, кто мы есть. Когда мы пытаемся точно оценить себя, мы действительно ковыряемся в тумане.
Психолог Принстонского университета Эмили Пронин, которая специализируется на человеческом самовосприятии и принятии решений, называет ошибочную веру в привилегированный доступ «иллюзией самоанализа».
То, как мы видим себя, искажено, но мы этого не осознаем. В результате наше представление о себе на удивление мало связано с нашими действиями. Например, мы можем быть абсолютно убеждены в том, что мы чуткие и щедрые, но все же пройти мимо бездомного в холодный день.
Причина такого искаженного представления, по словам Пронина, довольно проста. потому что мы не хотят, чтобы был скупым, высокомерным или самодовольным, мы предполагаем, что мы не являемся ни тем, ни другим. В качестве доказательства она указывает на наши расходящиеся представления о себе и других. Нам нетрудно понять, насколько предвзято или несправедливо действует наш коллега по офису по отношению к другому человеку. Но мы не считаем, что могли бы вести себя примерно так же: поскольку мы намерены быть нравственно хорошими, нам никогда не приходит в голову, что мы тоже можем быть предвзятыми.
Пронин проверил ее диссертацию в ряде экспериментов. Среди прочего, она попросила участников своего исследования пройти тест, включающий сопоставление лиц с личными утверждениями, которые предположительно должны были оценить их социальный интеллект.
После этого некоторым из них сказали, что они потерпели неудачу, и попросили назвать слабые места в процедуре тестирования. Хотя мнения испытуемых почти наверняка были предвзятыми (мало того, что они якобы провалили тест, их также просили подвергнуть его критике), большинство участников заявили, что их оценки были полностью объективными. То же самое было и с оценкой произведений искусства, хотя испытуемые, которые использовали предвзятую стратегию для оценки качества картин, тем не менее считали, что их собственные суждения сбалансированы. Пронин утверждает, что мы склонны маскировать собственные предубеждения.
Является ли слово «самоанализ» просто красивой метафорой? Может быть, мы на самом деле не смотрим в себя, как предполагает латинский корень этого слова, а создаем лестный образ себя, который отрицает недостатки, которые есть у всех нас? Исследования самопознания дали много доказательств для этого вывода. Хотя мы думаем, что ясно наблюдаем за собой, на наше представление о себе влияют процессы, которые остаются бессознательными.
2. Ваши мотивы часто остаются для вас полной загадкой.
Насколько хорошо люди знают себя? При ответе на этот вопрос исследователи сталкиваются со следующей проблемой: чтобы оценить представление человека о самом себе, нужно знать, кто этот человек на самом деле . Исследователи используют различные методы для решения таких вопросов. Например, они сравнивают самооценку испытуемых с поведением испытуемых в лабораторных ситуациях или в повседневной жизни. Они могут попросить других людей, таких как родственники или друзья, также оценить предметы. А бессознательные наклонности они прощупывают специальными методами.
Для измерения бессознательных наклонностей психологи могут применить метод, известный как тест имплицитных ассоциаций (IAT), разработанный в 1990-х годах Энтони Гринвальдом из Вашингтонского университета и его коллегами для выявления скрытых установок. С тех пор было разработано множество вариантов для изучения тревожности, импульсивности и общительности, среди прочих особенностей.
Подход предполагает, что мгновенные реакции не требуют отражения; в результате на первый план выходят бессознательные части личности.
Примечательно, что экспериментаторы стремятся определить, насколько близко слова, относящиеся к человеку, связаны с определенными понятиями. Например, участников исследования просили как можно быстрее нажимать клавишу, когда на экране появлялось слово, описывающее такую характеристику, как экстраверсия (скажем, «разговорчивый» или «энергичный»). Их также просили нажимать ту же клавишу, как только они видели на экране слово, относящееся к ним самим (например, их собственное имя). Они должны были нажимать другую клавишу, как только появлялась интровертная характеристика (скажем, «тихий» или «замкнутый») или когда слово касалось кого-то другого. Конечно, слова и комбинации клавиш менялись в ходе многих тестовых прогонов. Если реакция была быстрее, когда слово, связанное с участником, следовало, например, за словом «экстраверт», предполагалось, что экстраверсия, вероятно, была неотъемлемой частью представления этого человека о самом себе.
Такие «имплицитные» представления о себе, как правило, слабо соответствуют оценкам о себе, полученным с помощью анкет. Образ, который люди передают в опросах, имеет мало общего с их молниеносной реакцией на эмоционально нагруженные слова. И имплицитный образ человека часто предсказывает его или ее фактическое поведение, особенно когда речь идет о нервозности или общительности. С другой стороны, анкеты дают лучшую информацию о таких качествах, как добросовестность или открытость новому опыту. Психолог Митя Бэк из Мюнстерского университета в Германии объясняет, что методы, разработанные для выявления автоматических реакций, отражают спонтанные или привычные компоненты нашей личности. С другой стороны, добросовестность и любознательность требуют определенной степени мышления и, следовательно, могут быть легче оценены посредством саморефлексии.
3. Внешний вид может многое рассказать о вас людям.
Многие исследования показывают, что наши самые близкие часто видят нас лучше, чем мы сами себя видим.
Как показала психолог Симина Вазире из Калифорнийского университета в Дэвисе, два условия, в частности, могут помочь другим распознать, кто мы есть на самом деле, с большей готовностью: во-первых, когда они способны «читать» черту по внешним характеристикам, и, во-вторых, когда черта имеет явно положительную или отрицательную валентность (например, интеллект и творческий потенциал явно желательны, а нечестность и эгоцентризм — нет). Наши оценки самих себя наиболее точно совпадают с оценками других, когда речь идет о более нейтральных характеристиках.
Обычно наиболее понятными для других являются те характеристики, которые сильно влияют на наше поведение. Например, общительные люди обычно любят поговорить и найти компанию; неуверенность часто проявляется в таком поведении, как заламывание рук или отведение взгляда. Напротив, размышления, как правило, носят внутренний характер, разворачиваясь в границах собственного разума.
Мы часто не замечаем, какое влияние мы оказываем на других, потому что мы просто не видим собственных выражений лица, жестов и языка тела.
Я с трудом осознаю, что мои мигающие глаза свидетельствуют о стрессе, а моя неуклюжая осанка выдает, насколько тяжело что-то давит на меня. Поскольку так трудно наблюдать за собой, мы должны полагаться на наблюдения других, особенно тех, кто хорошо нас знает. Трудно понять, кто мы, если другие не сообщат нам, как мы влияем на них.
4. Дистанцирование может помочь вам лучше узнать себя.
Ведение дневника, паузы для самоанализа и содержательные беседы с другими имеют давнюю традицию, но трудно сказать, позволяют ли эти методы нам познать самих себя. На самом деле, иногда делать наоборот — например, отпустить — более полезно, потому что это обеспечивает некоторую дистанцию. В 2013 году Эрика Карлсон, в настоящее время работающая в Университете Торонто, провела обзор литературы о том, улучшает ли медитация осознанности самопознание и если да, то каким образом.
Она отметила, что это помогает преодолеть два больших препятствия: искаженное мышление и защиту эго. Практика осознанности учит нас позволять нашим мыслям просто плыть мимо и как можно меньше отождествляться с ними. Мысли, в конце концов, «всего лишь мысли», а не абсолютная истина. Часто такой выход из себя и простое наблюдение за тем, что делает ум, способствует ясности.
Понимание наших бессознательных мотивов может улучшить эмоциональное состояние. Оливер К. Шультайс из Университета Фридриха-Александра в Эрланген-Нюрнберге в Германии показал, что наше чувство благополучия имеет тенденцию расти по мере того, как наши сознательные цели и бессознательные мотивы становятся более согласованными или конгруэнтными. Например, мы не должны усердно работать над карьерой, которая дает нам деньги и власть, если эти цели не имеют для нас большого значения. Но как достичь такой гармонии? Воображая, например. Постарайтесь как можно ярче и подробнее представить, что было бы, если бы сбылось ваше самое заветное желание.
Это действительно сделало бы вас счастливее? Часто мы поддаемся искушению ставить чрезмерно высокие цели, не принимая во внимание все шаги и усилия, необходимые для достижения амбициозных целей.
5. Мы слишком часто думаем, что мы в чем-то лучше, чем есть на самом деле.
Вы знакомы с эффектом Даннинга-Крюгера? Утверждается, что чем более некомпетентны люди, тем меньше они осознают свою некомпетентность. Эффект назван в честь Дэвида Даннинга из Мичиганского университета и Джастина Крюгера из Нью-Йоркского университета.
Даннинг и Крюгер дали испытуемым ряд когнитивных задач и попросили их оценить, насколько хорошо они справились. В лучшем случае более или менее реалистично оценивали свое выступление 25% участников; только некоторые недооценивали себя. Четверть испытуемых, которые набрали худшие баллы по тестам , на самом деле промахнулись, дико преувеличив свои когнитивные способности.
Возможно ли, что хвастовство и неудача — две стороны одной медали?
Как подчеркивают исследователи, их работа подчеркивает общую черту самовосприятия: каждый из нас склонен не замечать свои когнитивные недостатки. По словам психолога Адриана Фернхема из Университетского колледжа Лондона, статистическая корреляция между воспринимаемым и реальным IQ составляет в среднем всего 0,16 — довольно плохой показатель, мягко говоря. Для сравнения, корреляция между ростом и полом составляет около 0,7.
Так почему же так велика пропасть между предполагаемой и фактической производительностью? Разве мы все не заинтересованы в том, чтобы оценивать себя реалистично? Это, безусловно, избавило бы нас от многих напрасных усилий и, возможно, от некоторых затруднений. Ответ, похоже, заключается в том, что умеренное завышение самооценки имеет определенные преимущества. Согласно обзору, проведенному психологами Шелли Тейлор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Джонатоном Брауном из Вашингтонского университета, розовые очки улучшают наше самочувствие и повышают работоспособность.
С другой стороны, люди, страдающие депрессией, склонны быть предельно реалистичными в своих самооценках. Кажется, что приукрашенная самооценка помогает нам преодолевать взлеты и падения повседневной жизни.
6. Люди, которые унижают себя, чаще переживают неудачи.
Хотя большинство наших современников чрезмерно положительно оценивают свою честность или ум, некоторые люди страдают от обратного искажения: они принижают себя и свои усилия. Переживание презрения и унижения в детстве, часто связанное с насилием и жестоким обращением, может спровоцировать такого рода негатив, который, в свою очередь, может ограничить возможности людей, приводя к недоверию, отчаянию и даже суицидальным мыслям.
Может показаться логичным думать, что люди с негативным представлением о себе будут как раз теми, кто захочет сверхкомпенсации. Тем не менее, как обнаружили психологи, работавшие с Уильямом Сваном из Техасского университета в Остине, многие люди, терзаемые неуверенностью в себе, ищут подтверждения своего искаженного самовосприятия.
Суонн описал это явление в исследовании удовлетворенности браком. Он спрашивал пары об их сильных и слабых сторонах, о том, как они чувствовали поддержку и ценность своего партнера, и насколько они были довольны браком. Как и ожидалось, те, у кого было более позитивное отношение к себе, получали большее удовлетворение в своих отношениях, чем больше они получали похвалы и признания от своей второй половины. Но те, кто обычно придирался к себе, чувствовали себя в большей безопасности в своем браке, когда их партнер отражал их негативный образ в ответ. Они не просили уважения или признательности. Наоборот, они хотели услышать именно свое мнение о себе: «Вы некомпетентны».
Суонн основал свою теорию самопроверки на этих выводах. Теория утверждает, что мы хотим, чтобы другие видели нас такими, какими мы видим себя. В некоторых случаях люди фактически провоцируют других негативно реагировать на них, чтобы доказать, насколько они бесполезны. Такое поведение не обязательно является мазохизмом.
Это симптом стремления к согласованности: если другие реагируют на нас таким образом, который подтверждает наше представление о себе, тогда мир такой, каким он должен быть.
Точно так же люди, считающие себя неудачниками, будут стараться изо всех сил , а не , чтобы добиться успеха, активно способствуя собственной гибели. Они будут пропускать встречи, привычно пренебрегать порученной работой и конфликтовать с начальством. Подход Свана противоречит теории завышения Даннинга и Крюгера. Но оба лагеря, вероятно, правы: чрезмерно раздутое эго, безусловно, распространено, но и негативное представление о себе не является чем-то необычным.
7. Вы обманываете себя, не осознавая этого.
Согласно одной влиятельной теории, наша склонность к самообману проистекает из нашего желания произвести впечатление на других. Чтобы казаться убедительными, мы сами должны быть убеждены в своих способностях и правдивости. В пользу этой теории говорит наблюдение, что успешные манипуляторы часто очень самоуверенны.
Хорошие продавцы, например, излучают заразительный энтузиазм; и наоборот, те, кто сомневается в себе, обычно не умеют сладко говорить. Лабораторные исследования также помогают. В одном исследовании участникам предлагали деньги, если на собеседовании они могли убедительно заявить, что прошли тест на IQ. Чем больше усилий кандидаты вкладывали в свои выступления, тем больше они сами начинали верить в свой высокий IQ, даже если их фактические баллы были более или менее средними.
Наши самообманы весьма изменчивы. Часто мы гибко адаптируем их к новым ситуациям. Эта способность к адаптации была продемонстрирована Стивеном А. Сломаном из Университета Брауна и его коллегами. Их испытуемых просили как можно быстрее переместить курсор в точку на экране компьютера. Если участникам говорили, что навыки в этом задании выше среднего отражают высокий уровень интеллекта, они немедленно концентрировались на задании и справились с ним лучше. Похоже, они на самом деле не думали, что приложили больше усилий, что исследователи интерпретируют как свидетельство успешного самообмана.
С другой стороны, если испытуемые были убеждены, что только тупицы хорошо справляются с такими глупыми задачами, их производительность резко падала.
Но возможен ли самообман? Можем ли мы знать что-то о себе на каком-то уровне, не осознавая этого? Абсолютно! Экспериментальные данные включают следующий план исследования: испытуемым проигрывают аудиокассеты с человеческими голосами, в том числе их собственные, и просят сигнализировать, слышат ли они себя. Скорость распознавания колеблется в зависимости от четкости аудиозаписи и громкости фонового шума. Если мозговые волны измеряются одновременно, определенные сигналы в чтении с уверенностью указывают, слышали ли участники свой собственный голос.
Большинство людей несколько смущаются, когда слышат собственный голос. В классическом исследовании Рубен Гур из Пенсильванского университета и Гарольд Сакейм из Колумбийского университета использовали эту скрытность, сравнивая утверждения испытуемых с активностью их мозга. И вот, активность часто сигнализировала: «Это я!» без того, чтобы субъекты открыто идентифицировали голос как свой собственный.
Более того, если исследователи угрожали самооценке участников — скажем, говоря им, что они плохо набрали другой (не относящийся к делу) тест, — они были еще менее склонны узнавать свой голос. В любом случае, их мозговые волны рассказали реальную историю.
В более позднем исследовании ученые оценивали результаты практического теста, предназначенного для того, чтобы помочь учащимся оценить свои знания и заполнить пробелы. Здесь испытуемых просили выполнить как можно больше заданий за установленный срок. Учитывая, что цель тренировочного теста состояла в том, чтобы предоставить учащимся необходимую им информацию, для них было мало смысла жульничать; напротив, искусственно накачанные баллы могли привести к тому, что учеба забуксовала. Те, кто пытался улучшить свои оценки, используя время сверх отведенного периода завершения, просто навредили бы себе.
Но многие добровольцы именно так и поступили. Подсознательно они просто хотели хорошо выглядеть. Таким образом, мошенники объясняли свой бег со временем тем, что якобы отвлеклись и хотели наверстать упущенные секунды.
Или они сказали, что их сфальсифицированные результаты были ближе к их «истинному потенциалу». Такие объяснения, по мнению исследователей, путают причину и следствие, люди неправильно думают: «Умные люди обычно лучше справляются с тестами. Так что, если я манипулирую своей тестовой оценкой, просто занимая немного больше времени, чем разрешено, я тоже один из умных». И наоборот, люди работали менее усердно, если им говорили, что хорошие результаты означают более высокий риск развития шизофрении. Исследователи называют это явление диагностическим самообманом.
8. «Истинное я» полезно для вас.
Большинство людей верят, что у них есть прочная сущностная сущность, истинное я. Кто они есть на самом деле, проявляется прежде всего в их нравственных ценностях и относительно стабилен; другие предпочтения могут меняться, но истинное «я» остается прежним. Ребекка Шлегель и Джошуа Хикс из Техасского университета A&M, а также их коллеги исследовали, как взгляд людей на свое истинное «я» влияет на их удовлетворенность собой.
Исследователи попросили испытуемых вести дневник о своей повседневной жизни. Оказалось, что участники чувствовали себя наиболее отчужденными от самих себя, когда совершали что-то морально сомнительное: они особенно неуверенно относились к тому, кем они были на самом деле, когда вели себя нечестно или эгоистично. Эксперименты также подтвердили связь между личностью и моралью. Когда испытуемым напоминают о прежних проступках, их уверенность в себе падает.
Джордж Ньюман и Джошуа Ноуб из Йельского университета обнаружили, что люди обычно думают, что люди таят в себе добродетельную истинную сущность. Они представили испытуемым примеры нечестных людей, расистов и тому подобное. Участники обычно приписывали поведение в тематических исследованиях факторам окружающей среды, таким как тяжелое детство — реальная сущность этих людей, несомненно, должна была быть другой. Эта работа показывает нашу склонность думать, что в глубине души люди стремятся к тому, что нравственно и хорошо.
Другое исследование, проведенное Ньюманом и Ноубом, касалось «Марка», набожного христианина, которого, тем не менее, привлекали другие мужчины.
Исследователи стремились понять, как участники рассматривали дилемму Марка. Для консервативных испытуемых «истинное я» Марка не было геем; они рекомендовали ему сопротивляться таким искушениям. Те, у кого более либеральные взгляды, думали, что он должен выйти из туалета. Тем не менее, если Марк был представлен как светский гуманист, который думал, что гомосексуализм — это нормально, но испытывал негативные чувства, думая об однополых парах, консерваторы быстро определили это нежелание как свидетельство истинного «я» Марка; либералы рассматривали это как свидетельство отсутствия проницательности или изощренности. Другими словами, то, что мы считаем ядром личности другого человека, на самом деле коренится в ценностях, которые мы сами ценим больше всего. «Истинное я» оказывается моральным мерилом.
Вера в то, что истинное «я» морально, вероятно, объясняет, почему люди больше связывают личные улучшения, чем личные недостатки со своим «истинным я». Очевидно, мы делаем это так активно, чтобы повысить самооценку.
Энн Э. Уилсон из Университета Уилфрида Лорье в Онтарио и Майкл Росс из Университета Ватерлоо в Онтарио продемонстрировали в нескольких исследованиях, что мы склонны приписывать больше негативных черт человеку, которым мы были в прошлом, что заставляет нас лучше выглядеть здесь. и сейчас. Согласно Уилсону и Россу, чем дальше люди уходят в прошлое, тем более негативными становятся их характеристики. Хотя совершенствование и изменение являются частью нормального процесса взросления, приятно верить, что со временем человек становится «тем, кто он есть на самом деле».
Предполагая, что у нас есть твердая основная идентичность, мы уменьшаем сложность мира, который постоянно меняется. Окружающие нас люди играют множество разных ролей, действуя непоследовательно и в то же время продолжая развиваться. Приятно думать, что наши друзья Том и Сара завтра будут точно такими же, как и сегодня, и что они в основном хорошие люди, независимо от того, верно ли это восприятие.
Можно ли себе представить жизнь без веры в истинное «я»? Исследователи изучили этот вопрос, сравнив разные культуры.
Вера в истинное «я» широко распространена в большинстве частей мира. Единственным исключением является буддизм, проповедующий отсутствие стабильного «я». Будущих буддийских монахов учат видеть насквозь иллюзорный характер эго — оно всегда в движении и совершенно податливое.
Нина Стромингер из Пенсильванского университета и ее коллеги хотели узнать, как эта точка зрения влияет на страх смерти тех, кто ее придерживается. Они раздали серию анкет и сценариев примерно 200 тибетцам-мирянам и 60 буддийским монахам. Они сравнили результаты с результатами христиан и нерелигиозных людей в США, а также с результатами индусов (которые, как и христиане, верят, что сердцевина души, или атман, дает людям их идентичность). Общий образ буддистов состоит в том, что они глубоко расслабленные, совершенно «самоотверженные» люди. Однако чем меньше тибетские монахи верили в устойчивую внутреннюю сущность, тем больше они боялись смерти. Кроме того, они были значительно более эгоистичны в гипотетическом сценарии, в котором отказ от конкретного лекарства мог продлить жизнь другого человека.
Почти трое из четырех монахов отказались от этого фиктивного варианта, гораздо больше, чем американцы или индусы. Корыстные, боязливые буддисты? В другой статье Стромингер и ее коллеги назвали идею истинного «я» «обнадеживающим фантазмом», хотя, возможно, и полезным. В любом случае, это тот, который трудно поколебать.
9. Неуверенные в себе люди склонны вести себя более нравственно.
Отсутствие безопасности обычно считается недостатком, но это не совсем плохо. Люди, которые не уверены в том, что у них есть какая-то положительная черта, склонны пытаться доказать, что она у них есть. Например, те, кто не уверен в своей щедрости, с большей вероятностью пожертвуют деньги на благое дело. Это поведение можно выявить экспериментально, дав испытуемому отрицательную обратную связь, например: «Согласно нашим тестам, вы менее полезны и склонны к сотрудничеству, чем в среднем».
Людям не нравится слышать такие суждения, и в итоге они наполняют ящик для пожертвований.
Дрейзен Прелек, психолог из Массачусетского технологического института, объясняет такие выводы своей теорией самосигнализации: то, что конкретное действие говорит обо мне, часто важнее, чем реальная цель действия. Немало людей придерживались диеты, потому что они не хотели, чтобы выглядели безвольными. Наоборот, эмпирически установлено, что те, кто уверен в своей щедрости, умен или общительности, прилагают меньше усилий, чтобы доказать это. Излишняя самоуверенность делает людей самодовольными и увеличивает пропасть между собой, которое они воображают, и тем, что есть на самом деле. Поэтому те, кто думает, что они хорошо себя знают, особенно склонны знать себя хуже, чем они думают.
Люди, которые не уверены в своей щедрости, часто жертвуют больше на добрые дела. Credit : Andre Thijssen Getty Images 10. Если вы считаете себя гибким, вы добьетесь гораздо большего.
Собственные теории людей о том, кто они такие, влияют на их поведение. Таким образом, образ самого себя может легко стать самосбывающимся пророчеством. Кэрол Двек из Стэнфордского университета потратила много времени на изучение таких эффектов. Ее вывод: если мы рассматриваем характеристику как изменчивую, мы склонны больше работать над ней. С другой стороны, если мы рассматриваем такую черту, как IQ или силу воли, как в значительной степени неизменную и врожденную, мы мало что сделаем для ее улучшения.
Изучая учеников, мужчин и женщин, родителей и учителей, Двек уловила основной принцип: люди с жестким чувством собственного достоинства плохо переносят неудачи. Они видят в этом свидетельство своей ограниченности и боятся этого; Между тем страх неудачи сам по себе может стать причиной неудачи. Напротив, те, кто понимает, что тот или иной талант можно развить, воспринимают неудачи как приглашение в следующий раз добиться большего успеха. Таким образом, Двек рекомендует отношение, направленное на личностный рост.
В случае сомнений мы должны исходить из того, что нам есть чему поучиться и что мы можем совершенствоваться и развиваться.
Но даже люди с жестким самоощущением не фиксированы во всех аспектах своей личности. По словам психолога Андреаса Штаймера из Гейдельбергского университета в Германии, даже когда люди описывают свои сильные стороны как абсолютно стабильные, они склонны полагать, что рано или поздно перерастут свои слабости. Если мы попытаемся представить, как наша личность будет выглядеть через несколько лет, мы склоняемся к таким взглядам, как: «Уравновешенность и ясная сосредоточенность по-прежнему будут неотъемлемой частью того, кто я есть, и у меня, вероятно, будет меньше неуверенности в себе. ”
В целом, мы склонны рассматривать наш характер как более статичный, чем он есть на самом деле, по-видимому, потому, что эта оценка предлагает безопасность и направление. Мы хотим распознать свои особенности и предпочтения, чтобы действовать соответственно. В конечном счете образ, который мы создаем о себе, является своего рода убежищем в постоянно меняющемся мире.


Для разных курсов эксперты используют свои критерии оценки, но в результате учащийся получает «зачет» или «незачет». После презентации у него есть возможность узнать от представителей рынка и приглашенных экспертов, чем была интересна итоговая работа, что в ней оказалось слабым местом и удалось ли произвести на слушателей нужное впечатление. В реальной жизни получить обратную связь после презентации собственных достижений удается редко, особенно если речь идет о собеседованиях. Работодатель вряд ли станет объяснять, почему он решил не принимать вас на работу.
Время — самый ценный ресурс человека, помните, что никто не готов тратить его впустую. Поэтому не делайте вашу презентацию слишком длинной и не сообщайте ту информацию, которая не имеет отношения к заявленной теме. Говорите кратко, но емко, не используйте непонятные для данной аудитории термины или слова.