Что интересного расскажешь: Покажи и Расскажи

Содержание

Читать онлайн «Расскажи мне о море», Эльчин Сафарли – ЛитРес

© Сафарли Э., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

Маме Сарие, открывшей мне красоту земли Абшерона

С благодарностью Рауфу Бабаеву, Ольге Фурсовой и Эльвире Сафаровой – вы вдохновение и поддержка

Если бы я был моралистом и писал книгу, то из сотни страниц девяносто девять оставил бы чистыми. На последней бы написал: «Я знаю только один долг – любить».

Альбер Камю

Если любовь ведет вас, следуйте за ней, хотя дороги ее трудны и тернисты. Если она осенит вас своими крылами, прислушайтесь к ней, даже если вас ранил меч, скрытый в ее оперении.

Джебран Халиль Джебран

Однажды я получил письмо от читательницы. Она писала: «В ваших текстах о детстве все слишком идеально. Мир утопает в добре, родители чуткие и отзывчивые, ошибок в воспитании не допускают.

Да и герои сдержанны, одухотворены, наделены вселенской мудростью… Так не бывает!» На этой строчке я отложил письмо и вслух – то ли себе, то ли читательнице – ответил: «В детстве бывает».

Детство – волшебное время, когда все не то чтобы в идеале, а в свете. Какую бы картинку ни увидел, – пусть жесткую, страшную, – дорисовываешь ее воображением, поправляешь. Будучи ребенком, обладаешь даром обращения всего на свете. «Не плачь, кусочки разбитой фарфоровой игрушки непременно воссоединятся!»

В моем детстве были и бедность, и насмешки, и крики взрослых, и унижения, и встречи со смертью – как у многих. Бесценная кисть детского мироощущения привносила красоту в тогдашние события: человечность в бесчеловечные обстоятельства, изящество в уродство, божественное в земное.

Во взрослой жизни взгляд стал другим. Теперь, отправляясь в воспоминания детства, записывая их, я вновь могу ощутить дуновение того дара, делающего все поправимым, чуточку идеальным.

Детство – источник чистейшей воды. Обращаясь к нему, мы можем утолить жажду, смыть слезы, запить ком горечи и снова вернуться в настоящее, от которого возможно спрятаться лишь на время и только в детстве.

Говорят, писатель на протяжении жизни пишет, переписывает всего одну книгу. Кто-то в «Расскажи мне о море» почувствует продолжение предыдущих моих историй. Но я лишь говорю о том, что считаю важным, продолжая писать свою единственную книгу.

1


Тянись к солнцу, как бы долго ни лили дожди

Первого снега на Абшероне приходилось ждать долго. О своем приближении он напоминал с ноября: ледяными порывами хазри, бледно-изумрудными волнами Каспия, сыреющими северными углами домов, обострением гайморита у местных жителей, темнеющим мхом на стенах колодцев и участившимися перебоями в подаче электричества, – но сам не спешил появляться. Точную дату не могла спрогнозировать ни одна метеослужба.

«Как снег на голову» – это про абшеронский снег. «Появляется и вовремя, и некстати», – говорила бабушка Сона, заваривая чай из карликовых желтых роз, кожуры айвы и липового меда. Перед тем как засыпать составляющие в керамический чайник, обдавала последний кипятком, иначе напиток свернется.

Когда выпадал снег, Сона готовила плов с поджаркой из мяса, лука, куркумы, каштанов и сушеных фруктов. Помимо слив и изюма, добавляла королеву абшеронских сухофруктов – курагу. Летом ее сушили, собирали в мешочки и отправляли на хранение в погреб, подвесив на крючки к потолку.

Плов с солнечными сухофруктами в честь первого снега – маленькая традиция нашей большой семьи. Стоило белым хлопьям замелькать за окном, как бабушка кричала мне: «Фи-и-ини-и-ик, бегом в погреб за Цветами и Солнцем! Я пока рис замочу, шафран заварю».

Я спешил вниз, доставал расписанный яркими цветочными узорами металлический поднос и снимал с крючка пахнущий летом мешочек с курагой. Сона называла поднос Цветами, а курагу Солнцем. Тем, чего не хватало черно-белой зиме.

Бабушка протирает поднос, и к цветам возвращается буйство красок – самые разные оттенки. Я рассматриваю роспись, выбирая взглядом светлые – бледно-оранжевые, сиреневые и нежно-зеленые. Темные – глубокие фиолетовые, синие и бордовые – недолюбливал, они пугали.

Сона высыпает курагу на поднос, сосредоточенно ее перебирает, освобождая от увядших листьев, обрывок веток, высохших пчелиных телец. На первый взгляд плоды абрикосового дерева одинаковые, но стоило присмотреться, и открывалась индивидуальность каждого. Различия проявлялись в форме, прожилках на кожуре, сочности мякоти, во вкусе. Было у них и общее – наполненность щедрым солнечным светом.

Сона протягивает мне ягодку. Маленькую, кривую, сморщенную, в пятнах – самую некрасивую. «Не обманывайся внешним видом. Попробуй и увидишь – она самая сладкая».

Бабушка часто оказывалась права.

«Жизнь и люди – большой сад цветов. У каждого свои цвет, запах, место, история. Но абсолютно все они любимы солнцем. Тянись к солнцу, Финик, жди его, как бы долго ни лили дожди».

2


Тишина – самое ценное, что у тебя есть

Детство – легкое, красочное и отнюдь не мимолетное, как принято считать, время жизни. Оно вечное, остается в человеке до последнего вздоха.

В детстве за любым углом новое, интересное, неизведанное, в каждом дне десятки открытий. Каждое впечатление остается и внутри, и снаружи – навсегда, как шрам на коленке от падения в школьном дворе. Может, все это запоминается так остро из-за того, что впервые?…

Моя картинка о детстве – абшеронский берег, пустой, осенний (песок уже коричневого цвета и отчетливо сохраняет следы), с заколоченными несезоном кафешками, одинокими зонтиками-грибами. Дует ветер. Соленый и эмоциональный, но учтивый.

Мама держит меня за руку, стоим на берегу, смотрим вдаль. Мне пять лет, одет в куртку отца, синюю, на несколько размеров больше – спадает с плеч. Ветер перебирает каштановую густоту маминых волос. Рука у нее смуглая, с просвечивающими сквозь тонкую кожу синеватыми венами, ногти с вишневым лаком.

Не говорим. Под (не помню каким) забавным предлогом мы сбежали от всех, в свою тишину. Она у нас была одна на двоих. А может, мы просто одинаково ее ощущаем?…

Мама достает из кармана желтое яблоко и, опустившись на колени, протягивает мне. «Тишина – самое ценное, что у тебя есть, Финик».

Спустя время возвращались домой, где звучали родные голоса, пахло чаем из самовара. На кухне бабушка смазывала маслом горячие кутабы с тыквенной начинкой, а во дворе на ветру скрипела железная беседка-кюлефиренги.

3


Удел бессильных – объявлять войну тем, кто слабее

Хурму на абшеронских рынках продают с середины октября. Неспелую, не сочно-оранжевую, еще бледноватую, но все равно сладкую, долгожданную. Местные знают, что хурма по-настоящему зреет только в объятиях первых морозов. Уходит вязкость, и мякоть, вываливаясь сквозь трещины тонкой пленки-кожуры, – почти мед. К началу зимы дерево теряет листья, и с голых ветвей елочными игрушками свисают оранжевые шары.

Перед домом дедушки Асада был густой хурмовый сад. Ребенком дедушка сажал его со своим отцом – в послевоенные годы, когда есть было нечего и сытные плоды спасали от голода…

Когда с деревьев спадали последние листья, воробьи округи слетались на сладкую хурму, расклевывая ее прямо на ветках. Стаи не боялись пугал, не действовала на них ни одна хитрость, и, оберегая урожай, дедушка птиц отстреливал.

Мы с братом переживали, искали способ спасти воробьев. Как-то ночью, когда Асад заснул, мы выкрали из его комнаты винтовку, утопили в колодце. На месте оружия оставили анонимку. Полагали, что дедушка не вычислит автора. Долго обдумывали текст, листая бабушкины книги персидских поэтов, из которых позаимствовали «умные слова».

«Не будет проку от хурмы, за сладость которой заплачено жизнью птиц. Удел бессильных – объявлять войну тем, кто тебя слабее». Наутро нас с братом, конечно же, рассекретили и поколотили. Зато с того дня дедушка Асад перестал убивать воробьев. Купил у соседа Бахруза коротконогую собаку по имени Пялянг. Пес облаивал исключительно птиц, словно завидовал тому, что они умеют летать.

4


Завтра новый день. Я тебя люблю. Добрых снов!

Мне было восемь, когда меня впервые оставили дома одного. На три дня. У тети Зохры в аварии разбился сын, все родственники срочно выехали в город Евлах. Меня не взяли – простуда.

Мама порывалась переселить меня к соседке Арифе, я отказался. «Не буду спать не в своей комнате. Я взрослый, могу остаться один». Договорились: поживу дома при условии, что Арифа будет ночевать в нашей гостиной.

Первый день я наслаждался свободой, вседозволенностью: лопал печенье в постели, засыпал за полночь, три раза в день ел жареную картошку, утром не заправлял постель, одежду не вешал аккуратно на стул, а бросал куда попало.

На второй день тишина в доме стала давить, выталкивать за его пределы. Пропал аппетит – не хотелось картошки, ничего вообще; надоело не заправлять кровать, разбрасывать снятую одежду – все равно маленького бунта не заметит никто, кроме меня и молчаливой соседки; потерял интерес к вещам старшего брата – без него даже самая увлекательная игра выглядела бессмысленной. Перед сном мама не заходила в комнату, не целовала меня в нос со словами: «Завтра новый день. Добрых снов, Финик». Никто не называл меня Фиником.

Я скучал по семье. По голосам родных, их жестам, прикосновениям.

Убегая от молчания пустого дома, я одевался и тайком от Арифы выходил на улицу, гулял под окнами окрестных домов. Останавливаясь под открытыми форточками, слушал звуки больших и маленьких семей: мозаику голосов, звон посуды, лай собак в глубине дворов или кухонное мяуканье рыжей кошки, выпрашивающей у хозяйки фарш. Впитывал звуки чужого семейного уюта, грелся в них, легчало – ожидание возвращения домашних не казалось долгим, мучительным.

 

Спустя день приехали мама с братом. Возвратились любимые люди, а вместе с ними – желание играть, читать, есть картошку и даже суп с луком.

Всю ночь я не отпускал маму, прижимался к ней, извинялся за частое нежелание заправлять постель. Сейчас смешно, но тогда мне было важно ее прощение. Мама улыбалась, целовала меня в нос. «Завтра новый день. Добрых снов, Финик. Я тебя люблю».

5


Интересно, что чьё отражение: море – неба или небо – моря?

Тетя Джавахир называла меня специалистом по абшеронскому небу.

Меня, любознательного первоклашку, это удивляло. «Как небо может быть абшеронским? Ведь у него нет ни конца ни края. В небе, как в море, можно плавать всю жизнь». Тетя Джавахир, ущипнув меня за нос, отвечала: «Меньше умничай, Финик. Лучше поди воды из колодца принеси и ярпыза[1] нарви. Чай заварю».

На Абшероне всегда, в любых ситуациях, пьют чай – в стаканчиках-армуду, с пряным сахаром-ногулом.

Зачерпнув ведром воду, жду, пока гладь успокоится, разровняется и на ней прорисуется небо – с пухлощекими облаками, стремительными чайками или сверкающими звездами. В детстве я больше всего любил абшеронские море и небо, а еще… ржавую железную кровать с матрасом-сеткой на нашей веранде – атрибут каждого абшеронского дома.

Отслужившие свое кровати выносили из дома, использовали на открытом воздухе. Одни застилали матрас-сетку марлей и сушили на ней инжир (перед тем как собрать его в мешки, плоды посыпали мукой). Другие превращали кровать в батут для детворы. Мы с братом, закутавшись в пледы, летними ночами вели на них разговоры. Обо всем на свете. На фоне наших голосов стрекотали цикады, шумело море.

Мама с тетей Джавахир, накормив и уложив домашних, подолгу болтали, улегшись на железной кровати. Я устраивался у них в ногах, рассматривая чернильное небо, считая звезды. Мама меня укрывала. «Ноги не вытаскивай, комары покусают. Засыпай, завтра в семь подъем, на море». Я не сводил глаз со звезд и размышлял: интересно, что чье отражение, море – неба или небо – моря?

«Мам, завтра будет жарко, смотри, какой яркий Млечный Путь. Значит, вечером тоже пойдем на море. Ура!» Джавахир дергает меня за ухо, мол, тише, все спят. «Сария, твой сын станет метеорологом или оперным певцом. Готовься». Мама улыбается. «Ради Бога. Лишь бы с любовью. Остальное не важно».

6


У любого из нас есть прекрасный мир, и это повод для счастья

Мне было восемь, когда одноклассник вдруг спросил: «Что для тебя Бог?» Недолго думая я с абсолютной убежденностью ответил: «Море». Сказал и побежал на третий этаж школы, старинного здания с высокими колоннами, когда-то служившего военным госпиталем. Оттуда был виден кусочек моря. Я долго смотрел на изумрудную воду сквозь оконное стекло, а потом, подышав на него, вывел пальцем: «Бог».

Больше о Боге вслух я не говорил – не из страха или сомнений и даже не из-за того, что не спрашивали. Просто не хотелось. Словно три эти буквы были сокровенным паролем для входа в мир абсолютной красоты, и ею не хотелось делиться. (Хотя теперь я знаю, что она доступна всем, нужно лишь приглядеться.) Но и не из жадности. Я боялся, что кто-то нечуткий испортит сокровенное, обидит волны, и они перестанут обнимать береговую линию белоснежной пеной.

Три буквы – «б», «о», «г», – и ты там. Что там? Волны, расписанные лучами июльского солнца. Берег с горячим песком, почти желтым. Как солнце. Пересыпаю его руками, кожа теплеет, покрывается слоем матовой пыли. Смотрю на море, вокруг никого, мне хорошо. Я в истинном доме. А тот дом, где папа, мама, брат, бабушка и белый пес Пялянг… Это тоже мой дом. Он за пределами запароленного мира, и там все по-другому.

Там пугающая ночь, не вечные родные, брошенные животные и множество мелких неприятностей. В мире с паролем ночей не бывает, близкие не умирают, на каждую собаку приходится любящий хозяин, а от кизиловых леденцов не горят щеки.

С того школьного вопроса прошло много лет. Многое изменилось. Но я по-прежнему прихожу в истинный дом. Каждый день. Сижу на берегу, перебираю ракушки, думаю о том, что у любого из нас есть прекрасный мир с секретным кодом, и это само по себе повод для счастья. Наверное, есть и забывшие пароль. Они потеряли его в себе и не знают, как вернуться туда, где вечное солнце. Но очень хотят.

7


Счастье приходит изнутри, а не снаружи

За жизнь сменил немало домов, стран – так сложилось. Чемоданы – преданные, молчаливые спутники, но с каждым переездом их становилось меньше. Я понимал, что самое важное в нас, а необходимое не требует большого пространства.

Есть у меня товарищ Борис, недавно сменивший имя на Светозар. Я по-прежнему зову его Борей. Боря был руководителем нефтяной компании, жил со вкусом, любил женщин, вырастил троих сыновей, посадил дерево.

Однажды утром он проснулся, собрал вещи и… ушел. В неизвестном направлении.

Ни в родной мегаполис, ни в любимую семью, ни в свой холдинг он не вернулся. Теперь Боря живет где-то в Индии; как он сказал – с открытыми глазами, не вслепую. Временами с разных электронных адресов пишет письма. В одном из них Борис рассуждал на тему истинной природы человеческой души.

«Друг, душа изначально – сат-чит-ананда[2], то есть полная знаний, вечная, счастливая. В ней, а не во внешнем мире, хранится все, что приносит счастье. Только дети чувствуют это отчетливо. И некоторые взрослые. Не изводи себя. Бесполезное занятие. Лучше езжай к морю».

После слов Бори-Светозара подумал о том, как спокойно я всегда относился к вещам из прошлого, без особого трепета. С детства все складывал в себя, внутрь, глубоко, чтобы не растерять, чтобы не выпало во время очередной жизненной тряски. «Счастье приходит изнутри, а не снаружи», – верно подмечал в своих посланиях Боря.

Есть в моем чемодане то, что до сих пор перевожу с места на место, – плотная белоснежная ткань, по краям отороченная голубым атласом. Некогда это были две скатерти, но бабушка Сона сшила из них одну. Взрослые натягивали ее под тутовником, а мы, детвора, взобравшись на дерево, стряхивали с веток сладкие ягоды.

Сона сидела неподалеку на камне, с гордостью наблюдала за градом обильного урожая, приговаривая «ай машаллах»[3]. Полотну мы придумали имя – Агбулут, «белое облако».

Закончив, слезали с дерева, помогали перебирать ягоды, выкидывали случайные листья.

За годы Агбулут обветшал, не раз Сона его подшивала, штопала. «Финик, когда я умру, забери Агбулута в свой дом, береги его. Он старенький, тяжести урожая не выдержит. Летом грей на солнце, зимой храни без сырости».

Агбулут до сих пор со мной. Зимними вечерами часто подношу его к лицу, вдыхаю ароматы детства: бабушкиных рук, медовых тутовых плодов, шальной беззаботности, дневного сна в увитой виноградной лозой кюлефиренги, прыжков с разбегу в прохладное море, надрезанного хрустящего арбуза, традиционного воскресного завтрака – яичницы с помидорами, сладкого чая и свежайшего хлеба с сыром. Согреваюсь.

Завтра отвезу Агбулута к знакомому портному, надо обновить по краям атлас. Как будет готово, загляну на рынок, куплю ведерко белой шелковицы, обсыплю старичка ягодами. И он оживет.

8


Любовь дарит крылья. Пусть и невидимые

На Инжирной улице Абшерона жила удивительная собака по имени Балерина. С бежевой курчавой шерстью, черными глазами-пуговками, ушами-веерами и изящными лапами с длинными когтями. На вид обычная дворняга, если бы не одна особенность, породившая собачью кличку.

Стоило Балерине увидеть знакомые лица (она узнавала всех жителей улицы вплоть до малышни!), как она поджимала хвост, становилась на цыпочки и, скрестив лапы, начинала скулить, задрав мокрый нос к облакам. Подвывала не жалобно, а музыкально, чередуя высокие ноты с низкими, – подыгрывала своему приветственному танцу. Тонкие Балеринины лапы сплетались в такт ее музыке, отрывались от песчаной земли, выделывая в воздухе нелепые па.

Красиво смотрелась, чертовка! Особенно летом, когда на фоне ее представления изливались медом инжирные плоды, а гранатовые соцветия осыпались под бризом алыми лепестками.

В вихре танца собачьи глаза закрывались, и артистка будто помещала себя на красную цирковую арену, однажды виденную в телевизоре. (Была у абшеронцев традиция выносить во дворы голубые экраны, особенно когда они были не в каждом доме. Вот и подглядела собака.) Эх, мечты, мечты… Но Балерина была счастлива. Какая разница, в какой ты реальности, когда душа переносится произвольно, куда хочет. Стоит только закрыть глаза.

Представление длилось минуту, после чего Балерина возвращалась на четыре лапы и, опустив нос, обыкновенно, по-собачьи, виляла хвостом.

Гордая была псина, хоть и ничейная: не клянчила угощений, не подлизывалась, не путалась в ногах. Она лишь улыбалась, получая… да что Бог пошлет. Бывало, улыбку или поглаживание, случалось, кусочек колбасы или надкусанную котлету, временами безразличие, а иногда и шишку в бок (сыновья портнихи Зибейды не любили Балерину, за что мы с братом точили на них зуб).

Ни на что не обижалась удивительная собака, словно объясняя людям – чаще эгоистичным и неблагодарным, – что любовь ничего не требует. Сердце любит, переполняется божественным, изливается через край, и неважно, получаешь ли такую же щедрость в ответ. Это не жертвенность. Это то, что делает тебя лучше, дарит крылья. Пусть и невидимые.

Одним осенним днем, в те времена, когда телевизоры больше не выносили во дворы, а инжирные деревья сбросили листву, Балерину сбила машина. Чужая. Не заметил водитель перебегающей дорогу псины, переехал ее изящные лапы, с шумом и мутным выхлопом скрылся за поворотом. Балерина, лежа на мокрой земле, заскулила. Не жалобно, а напевая мелодию из любимого представления.

Долго лечили чудесную собаку, всей улицей. Искореженные открытыми переломами лапы отчаянно болели, но Балерина не обращала внимания. Ведь теперь она жила в теплом доме, в комнате с телевизором, который показывал цирк, ту самую арену. Балерина закрывала глаза и уносилась в мечту. Туда, где ничего не болит, где греет свет софитов и аплодируют восторженные зрители.

Задние лапы пришлось ампутировать – не срастались кости, возраст. Вместо них приделали коляску, которую быстро смастерил Джавид-уста, чеканщик из соседнего поселка. Он и забрал к себе Балерину.

В центре гостиной нового дома лежал красный килим[4], который облюбовала собака для вечеров, когда семья смотрела телевизор. И вновь Балерина представляла себя в цирке, танцующей для любимых жителей Инжирной улицы, по которым скучала. Она навещала их, но теперь нечасто. У нее была новая жизнь. В прошлую она возвращалась, только закрыв глаза.

Расскажи мне историю. Зачем детям сторителлинг?

Слово модное и непривычное, но за ним не стоит ничего сверхъестественного. По сути, это умение рассказывать истории, связные и интересные. Зачем оно ребёнку?

Правда, а для чего ребёнку это умение, если он не собирается стать звездой сцены, блогером или вести вдохновляющие тренинги?

Сегодня оно становится необходимым для любого успешного человека. У того, кто умеет захватывать внимание аудитории (в том числе воспитателя, учителя и одноклассников) и вызывает эмоциональный отклик, будет преимущество перед тем, кто запинается, путается в словах и говорит скучно.

И родители, и воспитатели, и учителя замечают, что многие дети, даже пытаясь рассказать что-то интересное, часто говорят бессвязно, не могут выстроить последовательную цепочку событий, задумываются, «зависают», сами теряют сюжетную нить.

Тренируя этот навык, вы заодно:

  • увеличиваете словарный запас,
  • развиваете воображение,
  • улучшаете навыки общения,
  • развиваете эмоциональный интеллект (хорошая история — та, в которой сопереживаешь герою или рассказчику),
  • тренируете способность выступать на публике.
Читаем, фантазируем, играем

Чтобы развить у дошкольника способность ясно выражать свои мысли и чувства, интересно рассказывать историю, не требуется специальное оборудование или очень сложные методики. Когда подрастёт, он сможет пойти на продвинутые курсы и дойти до самого высокого уровня. А пока маленький, можно заниматься и дома, создавая условия, в которых работает воображение, развивается разговорная речь.

  • Больше читайте ему, пересказывайте короткие истории: как из книг, мультфильмов, так, может быть, из своего детства. Кстати, последнее удобно делать, перелистывая семейные альбомы.
  • Вместе разглядывая красивые иллюстрации в книжках, просите рассказать, что это за ситуация изображена, куда и зачем идут герои? Можно рассказать, следуя за сюжетом книги, а можно придумать и своё продолжение.
  • Используйте любую возможность рассказать и разыграть целый сюжет. Вот, прямо перед выходом в детский сад, опять куда-то пропали перчатки. Начинайте розыски: «Куда же они подевались? Может быть, спрятались в кармане? Нет, их там нет… А, наверное, их папа надел и на работу ушёл! Но у папы руки большие, а перчатки — маленькие. Неужели ёжик уволок к себе в гнездо, чтобы ему было тепло зимовать? Но как бы он к нам в квартиру забрался? Да вот же они: под тумбочку упали!»
  • Когда рассказываете ребёнку сказку на ночь, сделайте паузу и спросите: «Как думаешь, куда он пошёл, что сделал, что нашёл?». Предложите развить сюжет.
  • Можно сыграть с ним в игру, для которой понадобятся только кубики, лото или домино с изображениями людей, животных, техники, фруктов. Вытянув наугад картинку (кинув кубик), надо начинать рассказывать историю. Можно усложнить задание и тянуть картинки по очереди, при этом продолжая одну длинную историю: получится ли развивать её, дополняя интересными деталями, репликами героев?

Подбадривайте ребёнка, хвалите, когда у него получается, старайтесь слушать эмоционально: «Вот это да!», «А дальше, дальше что?».

Читайте также:

Сказки, которые учат понимать эмоции

Почему так важно читать ребёнку вслух

Макароны и фантазия: 7 простых развивающих игр

Фото: Photographee. eu/Shutterstock.com

развитиесоветы

9 абсолютно креативных способов рассказать истории интроверту

Необщественные взаимодействия

Автор Ядиричи Ойибо

Фото Nubelson Fernandes на Unsplash

Писательство — один из многих даров, которыми обладают интроверты, и есть веская причина, почему у них это хорошо получается.

По большей части интроверты обладают прекрасными навыками наблюдения и обращают внимание на мелкие детали, которые большинство людей могут упустить.

Однако из-за нашей тихой натуры нам может быть сложно выражать себя и, в конечном счете, общаться с нашей аудиторией так, как мы хотели бы. Если вы столкнулись с этой дилеммой, мы здесь, чтобы научить вас, как хорошо рассказывать истории.

Если вы хотите выступать перед аудиторией или писать истории, ниже приведены девять замечательных советов о том, как стать хорошим рассказчиком.

9 советов о том, как интроверту хорошо рассказывать истории

Фото Nubelson Fernandes на Unsplash

  1. Сделайте сильное сообщение.

Существует множество творческих способов рассказывать истории. Для интровертов основная проблема заключается в том, чтобы донести историю, когда всеобщее внимание все еще нетронуто. Лучший способ сделать это — иметь четкое сообщение. Вы должны знать причину, по которой вы рассказываете историю, и почему она достаточно хороша для того, чтобы ее услышали другие. Знание этого фактора само по себе дает вам немедленный прирост уверенности.

Это также то, как рассказать историю, которая захватит ваших читателей. Поймите, что рассказать историю — это одно, а сделать ее осмысленной — совсем другое. Если вы рассказываете историю, которая звучит хорошо, но никак не влияет на слушателя, ваши усилия будут тщетными. Поэтому подумайте об одной громкой вещи, которая выделит вашу историю, и все захотят ее послушать.

Кроме того, поймите, что ваша история может быть из любой ниши. Это может быть даже забавная история. Независимо от типа вашей истории, иметь центральное сообщение — это то, как рассказать хорошую историю. Создание способов рассказывать истории, которые понравятся вашей аудитории, начинается с идеи, и эта идея исходит от вас.

Советы о том, как рассказывать истории, используя центральное сообщение:

  • Исследуйте несколько тем и выберите одну.

  • Сосредоточьтесь на опыте персонажа.

  • Найдите то, что постоянно повторяется на протяжении всей истории.

  • Сосредоточьтесь на важных событиях истории.

  • Вы можете использовать основную тему, чтобы начать историю. Например, это история о дружбе.

2. Использовать конфликт.

Жизнь не усыпана розами, и жизнь вашего персонажа тоже не должна быть такой. Интересное повествование включает в себя конфликт, потому что он добавляет сути истории. Поэтому вам нужно включать препятствия, чтобы рассказывать истории лучше. Независимо от того, вспоминаете ли вы реальные жизненные события или создаете историю из своего воображения, должна быть борьба, которая сделает финал более удовлетворительным.

Поймите, что вы не можете рассказать историю без драмы или трудностей, иначе она не будет иметь смысла для читателя. Большинство интровертов, возможно, захотят, чтобы их работа была чистой, чтобы у персонажа не возникало проблем. Тем не менее, этот шаг заключается в том, как рассказать отличную историю, которая вдохновит ваших читателей и окажет влияние на их жизнь.

Всегда помните, что людям нужны интересные истории. Поэтому вам следует научиться рассказывать истории, в которых люди могут увидеть себя и, возможно, иметь надежду на то, что их повседневная жизнь станет лучше. Если вы всегда даете своей аудитории то, что, по вашему мнению, сделает их счастливыми, а не обязательно то, что их вдохновит, вы можете их потерять.

Советы по рассказыванию с использованием конфликта:

  • Определите тип конфликта, который нужен вашему рассказу.

  • Подумайте о главной цели вашего персонажа и создайте препятствие.

  • Создавайте персонажей с противоречивыми ценностями.

  • Создать антагониста.

  • Сохраняйте конфликт на протяжении всей истории.

Связанный: я слишком тихий? P.S. Нет, это не так.

Практическое руководство по использованию интроверсии в своих интересах

3. Структурируйте свою историю.

Секрет того, как рассказывать отличные истории, заключается в том, чтобы иметь структуру, которая работает на вас. Если вы хотите научиться рассказывать историю, вам нужно привыкнуть к основным структурам. В большинстве случаев это организовано с началом, серединой и концом. Однако самые продвинутые рассказчики не придерживаются этих стандартов. Требуется много практики и опыта, чтобы использовать эти системы по-разному.

Есть три основных вопроса, которые вы должны задать себе, если хотите научиться рассказывать истории с хорошей структурой. Первый вопрос: «С чего начать?» У вас должно быть потрясающее начало, которое держит любого читателя или слушателя прикованным к вашим словам. Затем вам нужно спросить себя: «Как должна выглядеть середина истории?» Это поможет вам составить идеальный сюжет для вашей истории.

Наконец, вы должны спросить себя: «Чем должна закончиться моя история?» Ответы на эти вопросы помогут вам узнать, как лучше рассказывать истории, которые заинтригуют ваших читателей.

Советы о том, как рассказывать истории с помощью структур:

  • Захватывающее начало.

  • Создайте инцидент, который изменит динамику истории.

  • Подумайте о серии конфликтов, которые создадут напряжение в истории.

  • Создайте кульминацию.

  • Придумайте красивый конец.

4. Используйте свой опыт.

Истинный жизненный опыт чрезвычайно тесно связан с людьми из-за того, насколько они близки и непритворны. Поэтому, если вы интроверт и пытаетесь создать интересную историю, попробуйте рассказать о своем личном опыте. Истории, рассказанные из реальных встреч, называются личными рассказами, и они, как правило, оказывают преобразующее воздействие на читателей.

Практика этого шага является ключом к обучению тому, как стать лучшим рассказчиком. Некоторые отличные идеи, которые помогут вам создавать истории из вашего личного опыта, могут включать: обсуждение трудного периода в вашей жизни и того, как вы преодолели эту ситуацию, или забавная встреча, которая маловероятно повлияла на то, как вы что-то видите.

Другие прекрасные примеры того, как рассказать отличные истории из своего личного опыта, включают в себя уроки карьеры, уроки, полученные от наставников, или повторяющиеся неудачи, которые в конечном итоге привели к успеху. Наконец, вы можете поделиться решающим моментом в своей жизни. Эти примеры помогут вам узнать, как рассказать личную историю или как рассказать свою историю.

Советы о том, как рассказывать хорошие истории в беседах, используя личное повествование:

  • Начните с инцидента.

  • Обсудите, как ситуация изменила вас.

  • Поговорите о жизненном уроке или важном уроке.

Скачать бесплатную электронную книгу

5. Привлекайте свою аудиторию.

Недостаточно иметь хорошие истории, если ваша аудитория не чувствует эмоции в истории. Таким образом, чтобы рассказать хорошую историю, нужно задействовать чувства вашей аудитории и удерживать их приклеенными к истории. Лучший способ добиться этого — обратить внимание на то, как вы рассказываете историю.

Например, если вы рассказываете историю физической аудитории, время от времени устанавливайте зрительный контакт, чтобы ваш слушатель оставался на связи. Вы также можете попытаться включить больше эмоций в свои слова вместо того, чтобы говорить монотонным тоном. Всегда помните, что вы тот, кто рассказывает историю; Итак, установите настроение, чтобы отразить сообщение, которое пытается передать история.

Интровертам может быть трудно быть более выразительным, особенно когда это не кажется естественным. Тем не менее, чтобы научиться быть хорошим рассказчиком в разговоре, нужно использовать язык тела для общения. Даже если это может показаться неловким, попробуйте использовать жесты рук, чтобы придать ощущение реальности вашим словам.

Вы также можете изменить тон своего голоса, чтобы он соответствовал характеру или, возможно, эмоции в предложении. Наконец, не забывайте проецировать свой голос, потому что это может быть реальной проблемой для большинства тихих людей, включая меня.

Советы, как повысить вовлеченность аудитории и стать лучшим рассказчиком.

  • Сделайте историю личной, чтобы вызвать эмоциональную связь.

  • Убедитесь, что история наглядна.

  • Раскройте персонажей через диалоги.

  • Присутствовать.

6. Наблюдайте за другими рассказчиками.

Чтобы научиться рассказывать истории, нужно обратить внимание на приемы, которые используют другие великие рассказчики. Знать, как рассказать увлекательную историю, гораздо лучше, чем иметь лучшую историю, которую можно рассказать. Поэтому, если вам когда-либо нравилась книга или фильм, обратите пристальное внимание на практические методы повествования. Вы можете стать лучшим рассказчиком, просто будучи проницательным.

Не просто наслаждайтесь великолепным повествованием, но и продолжайте учиться рассказывать истории от любимых авторов или сценаристов. То, как я рассказываю историю, несомненно, будет отличаться от вашей, но если подача отличная, то стоит посмотреть. Вы можете сделать базовую историю превосходной, если научитесь быть хорошим рассказчиком.

Поймите, что даже ваши друзья, члены семьи или коллеги могут уметь блестяще рассказывать истории. Если вам когда-либо нравились их повествования, вы можете обратить внимание на их способы подачи. Это может быть их энтузиазм во время разговора или просто их язык тела. Наблюдение за тем, как обычный человек рассказывает историю, может дать вам больше информации, чем вы можете себе представить.

Советы по рассказыванию историй через наблюдение.

  • Слушайте дальше сюжетной линии.

  • Обратите внимание на использование слов рассказчиком.

  • Обратите внимание на их строение.

  • Практикуйтесь, пока не найдете то, что вам подходит.

    7. Перейти к хорошей части.

Если вы хотите научиться эффективно рассказывать историю, вам нужно убрать множество ненужных деталей. Этот шаг особенно важен, если вы учитесь рассказывать свою личную историю. Большинство рассказчиков, которые хотят дать личное повествование, часто считают необходимым включить в рассказ все элементы. Однако этот процесс может быть ошеломляющим или утомительным для аудитории.

Каждый аспект вашей истории может показаться вам важным, но утомит ваших слушателей. Это потому, что у них нет времени, чтобы испытать все возможности, как у вас. Они просто хотят лучших частей. Поэтому необходимо научиться пропускать и выделять только ключевые аспекты вашей истории. Это может показаться неудобным, но это важнее, чем вы думаете.

Подумайте о главном, что произошло в начале, середине и конце вашей истории, и выделите эти области. Вы должны быть в состоянии привлечь внимание вашей аудитории в первые несколько секунд, прежде чем вы потеряете их.

Лучший способ добиться этого — рассказать им, почему им нужно слушать. Ударь гвоздь по голове еще до того, как начнешь. Например: «Ты не поверишь, что со мной только что произошло!»

Советы, как рассказать простую историю.

  • Сузьте список до основных деталей.

  • Поделитесь хорошей частью и пропустите остальное.

  • Удерживайте внимание аудитории, объясняя им, почему они должны слушать.

8. Используйте жирный шрифт.

Если вы хотите научиться лучше рассказывать истории, вам нужно научиться использовать правильные слова. Смелые заявления могут побудить вашу аудиторию обратить больше внимания на то, что вы говорите. Например: «У меня была самая невероятная ночь? Эта тактика заключается в том, как начать рассказывать историю, которую люди будут охотно слушать.

Также благоразумно использовать слова, которые вызовут у людей эмоции. Такие слова, как захватывающий дух, болезненный, душераздирающий и так далее. Включая то, что вы чувствовали, а не только то, что произошло, это то, как эффективно рассказать историю. Ваша аудитория сможет лучше относиться к вашим словам.

Такие слова, как «важный» или «интересный», используются слишком часто, поэтому вам, возможно, придется придумать более подходящие синонимы для самовыражения. Однако избегайте использования сложной грамматики, иначе ваши слушатели будут сбиты с толку больше, чем вам хотелось бы. Придерживайтесь повседневного общеупотребительного языка и помните, что средний уровень чтения — 7-й класс.

Ваша история должна быть как можно ближе к вам и не обязательно должна демонстрировать ваше писательское мастерство.

Советы, как правильно рассказать интересную историю:

  • Используйте простую грамматику.

  • Поделитесь своими чувствами.

  • Используйте дерзкие/захватывающие заставки.

    9. Пробудите их воображение.

Позволить воображению вашей аудитории работать, пока вы делитесь встречей, — вот как рассказывать интересные истории. Думайте об опыте рассказывания историй как о диалоге, даже если вы не можете получить ответ от своей аудитории. Вместо того, чтобы говорить все, убедитесь, что ваши слушатели/читатели могут участвовать и визуализировать опыт вместе с вами.

Лучший способ сделать это — задавать вопросы. Вам не нужно делать это чрезмерно, но в критические моменты. Если вы приближаетесь к кульминации своей истории, вы можете спросить своих слушателей, что, по их мнению, произошло дальше. Эта тактика поддерживает интерес и желание выслушать вашу историю до конца.

Старайтесь избегать простых вопросов типа «да» или «нет», например: «Как вы думаете, она прыгнула в воду?» потому что это может быть слишком легко предсказать. Более того, это не позволяет воображению человека достаточно удивляться. Вместо этого задавайте открытые вопросы, например: «Как вы думаете, что произошло, когда она прыгнула в воду?»

Тем не менее, держитесь подальше от чрезмерно открытых вопросов, таких как «Как вы думаете, чем закончится эта история?» или вы можете разозлить своих слушателей.

Советы, как эффективно рассказывать истории, задействуя воображение аудитории:

  • Задайте несколько вопросов, но не слишком много.

  • Используйте вопросы как клиффхэнгеры или приближаясь к кульминации.

  • Делайте запросы открытыми, но умеренно.

Часто задаваемые вопросы

Что такое хорошая история?

Хорошая история — это все, что принесет пользу вашей целевой аудитории. Это может быть вдохновение, обучение или просто развлечение. Чтобы процесс был эффективным, у кого-то должна быть четкая причина, по которой он рассказывает историю.

Как лучше рассказывать истории?

Чтобы научиться лучше рассказывать истории в разговоре или в письме, вам нужна практика. Получения знаний никогда не будет достаточно, пока вы не задействуете то, чему научились, и не обнаружите, что работает для вас. Умение рассказывать истории зависит от поиска уникального и эффективного метода выражения.

Как рассказать примеры своей истории?

Если вы говорите: «Я хочу зарабатывать на жизнь рассказыванием историй» и ищете идеальный пример, подумайте о том, чтобы прочитать наши книги для интровертов, которые выражают мир в уме интроверта самым уникальным и неожиданным образом.


Живи спокойной жизнью

Получить Я слишком тихий? книга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вам понравилась эта статья? Помните, что не следует навязывать ассоциацию, если другая сторона не заинтересована в том, чтобы строить с вами что-то стоящее. Лучше не иметь друзей, чем иметь людей, которые искренне тебя не поддерживают. Пожалуйста, оставьте комментарий ниже, если вам понравилась эта статья, или просто поделитесь ею с другими.

Вам также может понравиться

Знакомьтесь, Яди!

Яди является основателем Diary Of An Introvert, блога, который демонстрирует мир внутри разума каждого интроверта. Она также является автором книги «Я слишком тихий?». и другие книги для интровертов. Она считает, что интровертам нужна платформа для самовыражения. Присоединяйтесь к нашему клубу интровертов, чтобы стать частью этого растущего движения. Вам здесь точно понравится.

Присоединяйтесь к нашему клубу интровертов

Больше для вас

Следуйте за нами на:

Обзор

Категории
  • Интроверт Шоппинг
  • Справочник по личности
  • Тихие качества
  • Руководство по отношениям
  • Несоциальные взаимодействия

Ядиричи Ойибо

Привет, интроверт ! Если вам понравилась эта статья, поделитесь своими мыслями в разделе комментариев или поделитесь этой статьей с друзьями.

Рассказчикам веселее.. «Великие истории случаются с теми, кто может… | Рефе Тума | I. M. H. O.

Предоставлено: heineken n.v.

Мы все хотим быть интересными. Мы хотим, чтобы люди слушали нас, любили нас. Мы хотим, чтобы они встречались с нами, нанимали нас, избирали нас, оправдывали нас. Мы хотим влияния.

Жаль, что мы по своей природе и такие интересные. Школа, дети, работа, счета — не время для случайных встреч с эксцентричными незнакомцами или откровений о красоте природы. Нет времени на приключения .

Тем не менее, если мы посмотрим на людей, которых мы находим наиболее интересными, мы поймем, что немногие из них поднимались на Эверест или ломали дикого мустанга. Большинство из них никогда не боролись с аллигатором и не участвовали в тайных операциях. Они не видели большого волнения.

Что делает их такими привлекательными?

Интересные люди часто ведут удивительно обычную жизнь, но они не обычные. Что отличает их друг от друга, так это их способность рассказать хорошую историю.

В эпизоде ​​сериала «Сайнфелд» «The Pitch» к Джерри обращается руководитель NBC и предлагает представить ситком в сети. Джерри и Джордж в Монахах пытаются что-то придумать, но вместо этого ничего не придумывают.

ДЖЕРРИ: Итак, мы идем на NBC, говорим им, что у нас есть идея для шоу ни о чем.

ДЖОРДЖ: Точно.

ДЖЕРРИ: Они говорят: «О чем ваше шоу?» Я ничего не говорю.»

ДЖОРДЖ: Ну вот.

ДЖЕРРИ: Думаю, у тебя там что-то есть.

Сайнфелд был сериалом ни о чем. Ничего на самом деле ни о чем, конечно. Случается всякое: едешь в такси, стоишь в очереди, смотришь фильм, идешь на свидание. Но взгляните на эти обыденные ситуации через правильную линзу, может быть, немного искаженную и преувеличенную, и они станут чем-то большим.

Джерри Сайнфелд построил свою карьеру комика, находя юмор в пылесосах и коробках с хлопьями. Он знает, как рассказать хорошую историю, независимо от темы.

Ежедневные рассказчики вплетают обыденное и захватывающее в более масштабное повествование и приглашают нас следовать за ним. Подобно хорошему стендап-комику, они натренировали свои глаза и слух находить смысл и юмор в жизни — несоответствия, эксцентричности и несправедливости, из которых состоит наш мир, — и передавать эти наблюдения таким образом, чтобы помочь нам самим делать новые открытия. .

Эндрю Стэнтон, сценарист «Истории игрушек» и «Валл-И», сказал это в недавнем выступлении Ted:

«Рассказывание историй — это рассказывание шуток. Это знание вашей кульминации, вашего финала. Знание того, что все, что вы говорите, от первого предложения до последнего, ведет к единственной цели и в идеале подтверждает некоторую истину, которая углубляет наше понимание того, кто мы есть как люди».

Для многих социальные сети зародились как способ поделиться тем, что они ели на обед. Я ем бутерброд. Эта пицца действительно хороша. Хотел бы я иметь немного мороженого (хмурое лицо).

Сегодня самые успешные аккаунты в Твиттере информируют, развлекают и провоцируют на беседу. 140 символов — это достаточно места, чтобы сообщить своим подписчикам что-то ценное, будь то из вашей повседневной жизни или из другого источника.

Писатель Теджу Коул использовал Твиттер, чтобы поделиться серией «маленьких судеб» — реальных историй обычных людей, встречающих свой безвременный конец, взятых из международных газет:

Во время проекта «Маленькие судьбы» лента Коула в Твиттере была гипнотической. Заглянуть в эти иначе забытые жизни, часто из разных уголков мира или десятилетий в прошлом, было мощно.

Твиттер — отличное место для оттачивания навыков рассказывания историй. Нелегко развлекать, забавлять или вызывать эмоции в 140 символах. Написать лаконично — это сложная задача. Но у вас есть преимущество немедленной обратной связи. Когда ваши твиты достигают отметки, ваши подписчики будут добавлять их в избранное, ретвитить и отвечать. В конце концов, они будут увеличиваться.

Рассказывать истории в сообществе — это прекрасно. Когда я публикую что-то на Facebook, я призываю к комментариям, дебатам и сотрудничеству. Анекдоты более интересны, когда ваши друзья или подписчики добавляют свою точку зрения. Так растут истории и формируются сообщества.

Бренды тоже хотят быть интересными. Они должны быть интересными. Это достигается тем же способом, что и для отдельных людей: рассказыванием хороших историй.

Блейк Микоски, основатель TOMS, сказал, что клиенты не покупают обувь в TOMS, они покупают историю. Клиенты понимают миссию компании — пожертвовать пару обуви за каждую проданную пару — и хотят участвовать.

Не каждая компания занимается общественным благом, но каждой компании есть что сказать. Каждая компания состоит из интересных людей с видением и творческим подходом, людей, которые сталкиваются с трудностями и справляются с успехом или неудачей. Есть истории, которые нужно добывать, с которыми люди могут связаться.

Любой может рассказать историю. Выясните, что вы хотите сказать, и найдите свой голос. Следите за совпадениями, странностями и неожиданностями. Если у вас есть дети, слушайте их.