Упражнения для развития речи взрослых – Упражнения для развития речи | Школа красноречия и личной эффективности

Содержание

Красивая и выразительная речь: 7 упражнений

Автор: Иван Дмитриевич Ладанов, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

 

Предлагаем вам краткую программу овладения мастерством устной речи. Она состоит из семи упражнений. На отработку одного упражнения отводится три дня. Перед началом каждого нового упражнения повторяются все предыдущие. Учебный сеанс длится 15-20 минут в начале программы и примерно 1 час в конце.

В дальнейшем, по мере надобности, можно повторить отдельные упражнения или программу в целом. После двух-трех повторений обучающийся, обладающий коммуникативными способностями, может приобрести достаточно развитые навыки устной речи.

 

Для тренировки нужно подготовить оценочные листы (для всей программы необходимо иметь 21 лист):

 

№№ п/пОсновные вопросыоценка
1.Содержательность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— наличие главной мысли1 2 3
— ценность сообщаемых фактов1 2 3
— новизна сообщаемого1 2 3
2.Понятность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— логичность речи1 2 3
— учет аудитории1 2 3
— ясность языка1 2 3
3.Выразительность речи1 2 3 4 5 6 7 8 9
— правильность ударений в словах и интонация1 2 3
— богатство или бедность лексики1 2 3
— образность1 2 3

 

Оценка производится по трем основным параметрам (содержательность, понятность и выразительность речи), каждый из которых складывается из трех составляющих. Если, например, в выступлении четко прослеживается главная мысль (3 балла), сообщаются ценные факты (3 балла) и оно отличается новизной (3 балла), то по содержательности данное выступление оценивается в 9 баллов. Если степень выраженности этих составляющих не такая яркая, то они оцениваются в 1 и 2 балла. Максимальная общая оценка выступления 27 баллов, однако блестящему оратору можно выставить и 30 баллов.

Лучше всего оценивать тех, кто выступает по телевидению. Сначала целесообразнее брать монологическую речь, потом диалогическую. При оценке диалога соответствующие баллы выставляются обоим собеседникам.

 

Для занятия необходим текст по специальности. Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы заменяются другими глаголами, подходящими по смыслу. Подобное можно проделывать также с именами существительными и именами прилагательными. Первые 5-10 дней под рукой можно иметь словари.

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

 

Для упражнения произвольно берутся пять слов. Можно воспользоваться любой книгой, открыв ее на середине. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов.

Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

 

Выполняя упражнение 2 и 3, наблюдайте за своим лицом в зеркале. Как вам нравится ваше выражение лица? Нравится ли это выражение другим людям?

Проделайте следующее действие:

а) произнесите несколько взятых из книг слов вяло, нормально, энергично. Следите за мимикой;

б) «изобразите» один и тот же рассказ (упражнение 3) сначала при неподвижном лице, а потом с мимическим сопровождением. Замечайте, какая мимика производит наибольший эффект.

Упражнение с зеркалом способствует выработке навыков по сознательному управлению своей мимикой.

 

Данное упражнение аналогично упражнению 3 с той разницей, что составление рассказа осуществляется здесь на 10 произвольно выбранных словах.

 

Диктофон дает возможность осуществлять обратную связь, которая необходима для устранения изъянов в речи. Кроме совершенствования в устной речи, диктофон способствует тренировке рефлексивности мышления. При прослушивании записи следует: а) оценивать самого себя; б) прогнозировать оценку своей речи другими лицами.

С диктофоном отрабатываются: а) чтение отрывка (прозы, стихотворения) и прослушивание прочитанного; б) пересказ прочитанного текста. В процессе работы обращайте внимание на ударения в словах. Заведите списки слов со сложным или необычным ударением.

 

Как известно, диалогическая речь предполагает участие двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Собеседник подбирается в одном случае из лиц, отрабатывающих данную программу. Тренировка при этом осуществляется на базе одного, трех, пяти опорных слов (см. упр. 3). В другом случае в собеседники намечается любое интересующее вас лицо. Здесь заранее выдвигается тема диалога, составляется план его ведения и выбирается удобный момент для вступления в контакт.

Главная цель данного упражнения — это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 4-5 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.

 

Научиться точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, убедительно опровергать доводы оппонентов, правильно выстраивать суждения, мнения и версии вы можете с помощью курса «Практическая логика и аргументация». Изучите его отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Упражнения для развития разговорной речи – Конструктор Успеха

Многих бизнесменов интересует вопрос, как развить разговорную речь, ведь это умение важно для ведения переговоров, эффективного сотрудничества с клиентами и партнерами. Немаловажную роль оно играет и в саморазвитии.

В этой статье вы можете ознакомиться с программой развития разговорной речи, включающей в себя шесть заданий. Для того, чтобы отработать каждое из этих заданий, необходимо три дня. Прежде, чем приступить к новому заданию, нужно повторять уже изученные. Поначалу тренинг будет длиться 15-20 минут, а под конец программы — около часа. Потом вы сможете при желании заново выполнять задания по отдельности или весь комплекс целиком. Совершив 2-3 повторения программы, ученик с определенным талантом сможет гордиться довольно развитыми умениями в области разговорной речи.

1. Расширяем словарный запас

Для упражнения понадобится текст и словари. Задача — заменять встречающиеся слова синонимами. К примеру, выберите все имена прилагательные и подберите подходящие по тексту эпитеты. Одно слово можно заменять идиоматическим словосочетанием или крылатым выражением. То же самое можно осуществлять и с другими частями речи. В первое время понадобится словарь, но потом вы сможете обходиться без него. Это занятие расширяет пассивный словарный запас и помогает улучшить знание как родного, так и иностранного языка.

2. Небольшой рассказ по ключевым словам

Для этого задания нужно взять пять не связанных между собой слов. Для этого подойдет любая книга — просто откройте ее на произвольной выбранной странице и ткните пальцем в любое слово. Это может быть какая угодно часть речи, несущая смысловую нагрузку. Подобрав таким образом пять ключевых точек, сочините небольшой текст и проговорите его. Каждый рассказ должен занимать не более трех минут выступления. Одно упражнение должно включать не более 3-4 текстов. Это задание развивает воображение, логику и сообразительность.

3. Разговариваем с зеркалом

Упражнение заключается в том, чтобы проговаривать отдельные слова с разными интонациями — слова также можно взять из книги. Расскажите свое сочинение из предыдущего задания сначала без участия мимики, а затем подключите ее. Посмотрите, какие варианты мимики больше подходят к данному тексту.

Наблюдайте за своим выражением лица. Нравится ли оно вам? Понравится ли окружающим? Это задание помогает выработать привычку осознанно управлять своей мимикой.

4. Рассказ по ключевым словам № 2

Это задание ничем не отличается от упражнения 2, но теперь для сочинения понадобится не 5, а 10 слов.

5. Послушайте себя

Возьмите диктофон или воспользуйтесь тем, что встроен в ваш мобильный. Проговаривайте тексты и обращения, записывая их. Это задание поможет вам услышать со стороны слабые и сильные стороны свей речи, чтобы исправить недостатки и научиться пользоваться изюминками своего выговора.

Прослушивая запись, оценивайте себя по двум критериям:

  • нравится ли ваша речь вам;
  • понравится ли она другим людям (по вашему мнению).

Для работы с диктофоном используются художественные тексты и стихотворения. Сначала читайте их со страницы, а для повторной записи делайте пересказ (если проза) и учите наизусть (если стихотворение). Уделяйте особенное внимание постановке ударений, если не уверены — проверьте в справочнике. Записывайте в тетрадь слова с ударениями, которые вам сложно запомнить.

6. Упражнение с собеседником

Для развития диалогической речи вам понадобится собеседник. Лучше всего, если этот человек, так же как и вы, использует данные упражнения для развития разговорной речи. В таком случае нужно будет отрабатывать диалог, отталкиваясь от задания на построение текста по ключевым словам. В этом случае их может быть разное количество — одно, три, пять, семь.

Если у вас нет такого соратника, выберите кого-то из своих друзей, кто согласится помочь потренироваться. Подготовьте заранее тему беседы, ее план и удобное время для диалога.  Первостепенная задача этого этапа — научиться заинтересовать визави темой разговора, пробудить в нем любопытство и удерживать внимание не менее пяти минут. Задание можно считать выполненным, если собеседники успешно провели несколько коротких диалогов на загаданные темы.

Эта программа направлена на быстрое и эффективное развитие разговорной речи у взрослых, которым необходимы навыки хорошего собеседника в работе или общественной деятельности. Проделывая все упражнения, вы раз за разом будете наблюдать улучшение своих ораторских способностей.

constructorus.ru

Упражнения для развития речи для детей и взрослых


Доброго дня и хорошего настроения всем, кто читает этот блог! Сегодня я хотел бы рассказать об одном из самых действенных способах развития речи, как у детей так и и взрослых. Помимо собственно развития речи, это упражнение оказывает существенное положительное влияние на нашу нервную систему, а так же, сути своей, развивает внимание и развивает функциональную асимметрию головного мозга.

Упражнение было разработано и апробировано мною лично, показало отличные результаты, и весьма вероятно, скоро появится в арсенале у всех тренеров и учителей по ораторскому искусству, а так же в практике работы неврологов и нейропсихологов.

Для кого же это упражнение должно стать регулярным?
1. Для тех, кто испытывает очень сильное волнение во время речи (выступления, новые люди и т.д.)
2. Для тех, кто работает над коррекцией патологически ускоренной речи (очень быстрое говорение) – тахилалии.
3. Для детей с СГДВ (сидром гиперактивности и дефицита внимания)

Упражнение достаточно простое и сложное одновременно. Выполнять его необходимо вдвоем.

Шаг №1. Взять 5 карандашей и подпереть каждый палец карандашом, причем острие карандаша должно быть направлено в палец. Основание для этого упражнения для первого шага может быть какая-либо шероховатая поверхность – как правило, большинство используют коврики для компьютерных мышек. Все пальцы кисти должны быть максимально растопыренными. Карандаши не должны быть очень острыми – лучше, кончики наполовину убрать канцелярским ножом.

Важно: На этом этапе необходимо использовать Вашу не рабочую руку (т.е. если Вы левша, то упражнение проводите с правой рукой, и наоборот, если Вы правша – используйте левую руку.) Именно этот фактор и является основополагающим для развития функциональной ассиметрии мозга.

Шаг №2. Когда все карандаши закреплены под пальцами, необходимо постараться рассказать о каком-либо объекте. Условие: Ваш рассказ должен состоять исключительно из предложений, в котором будет только три слова. Таких предложений в вашем рассказе должно быть 12. Во время Вашего рассказа обращайте внимание на Вашу руку с карандашами, она должна быть неподвижной, карандаши не должны отклоняться и, тем более, падать.
Таким образом, Вы сами сможете увидеть насколько Вы волнуетесь во время высказывания. Это упражнение тренирует краткость и точность мысли и контроль над волнением – пальцы с карандашами это индикатор вашего волнения.

Когда это упражнение будет получаться хорошо, переходите к следующему шагу.

Шаг №3. Попросите Ваших близких закрепить карандаши и под второй рукой. Таким образом, обе Ваши руки на весу и подперты карандашами острием вверх. Теперь же основой для Ваших упражнений должен стать например деревянный стол, не полированный, но и не такой шероховатый, как коврик для мышки. Ваш партнер должен записывать Ваше высказывание на телефон, фотоаппарат или камеру. Задание тоже самое: 12 предложений по 3 слова в предложении. Таким образом: уровень волнения повышается и Вы должны стремиться максимально контролировать ваше волнение посредством координации карандашей под Вашими пальцами, не забывая обрабатывать Вашу речь, оформляя ее исключительно 3 словами в предложении. Осуществляйте контроль за неподвижностью обеих Ваших рук.
По окончанию данного упражнения, Ваши руки заметно устанут, именно поэтому не рекомендую делать упражнение очень часто. Идеально – 1 раз в два часа, или 3 раза в день. После каждого упражнения обязательно в течение 30 секунд встряхнуть руки.

Шаг №4.Наиболее сложный. Не стоит подходить к нему, если Вы не удовлетворены третьим шагом. Особенность этого шага – это то, что Вам придется управлять обеими руками, на достаточно гладкой поверхности, но уже с закрытыми глазами. После этого упражнения, обязательно посмотрите запись упражнения и оцените его. Продолжайте его практиковать, до тех пор, пока Вам не понравится результат.

Понятно, что при записи и многократном просмотре своих действий, Вы сможете более критично и адэкватно оценивать свои речевые возможности со стороны, и быть уверенным в своих силах в тот момент, когда Вы сможете управлять своим волнением и говорить кратко.

Не стоит забывать и тот факт, что когда карандаши находятся под подушечками наших пальцев, то так или иначе они стимулируют определенные точки кисти, которые так же благоприятно сказываются на нашем организме и функционировании мозга.

Если у Вас есть вопросы, задавайте! С удовольствием отвечу!

Мерзляков Денис Владимирович
нейропсихолог, нейрофизиолог, логопед-дефектолог
специалист по проблемам речи

kznmed.ru

Упражнения для развития речи дошкольников, школьников и взрослых

Активное нервно-психическое развитие у ребенка происходит на третий год жизни. Очень заметно развивается формирование речи. Используются практически все части речи, ребенок перестает пользоваться облегченными формами слов, которыми он пользовался ранее («бо-бо», «гав-гав», «куп-куп»). Он уже задумывается над правильным произношением слов.

Развитие с помощью игры

Все упражнения для развития речи с детьми проводятся в игровой форме. Только при таком занятии запоминается основная часть информации. Упражнения также будут полезны для человека любой возрастной категории, желающего улучшить речь.

Уровень мышления отражает речь ребенка. Именно то, как дети представляют назначение предметов, окружающих их дома, и есть показатель уровня мышления по речи.

Новые предметы должны вызывать у малыша интерес. Любопытство подталкивает малыша определить функциональность вещи. В связи с этим родители должны удовлетворять его вопросы: “Для чего это?”, “Зачем?”, “Как?”, “Почему?”.

Познавательное развитие очень нужно для ребенка трехлетнего возраста. Появление сложных предложений с использованием различных частей речи свидетельствует об активности в мыслительной деятельности. Все упражнения для развития речи ребенка проводятся в виде игр.

Пассивный словарь как основа

Словесные указания поиска предмета по определенному признаку учат ребенка распознавать и запоминать объекты. Например: «Где синий кубик? Принеси его».

Ребенок приучается определять нахождение предметов в пространстве. Для этого ставятся точные просьбы: «Возьми мяч из коробки». Постепенно задачи усложняются. В повседневной жизни это может быть одна просьба из трех пунктов: «Возьми мяч, найди папу. Отдай его папе».

Такие сложные упражнения для развития речи ребенка должны быть понятны малышу. Разнообразные игры, изображения животных, картинки помогут расширить запас слов у ребенка.

От игры к реальности

Развивающие таблички.

Меняя темы, учите ребенка привыкать к реальным предметам в процессе игры.

В подготовленных коробках, домиках «живут» разные животные – домашние и дикие. Задача ребенка – подобрать картинку с указанным животным.

Помоги найти домик. Немного противоположная задача предыдущей игре. Теперь, наоборот, взяв игрушку в руки, ребенок должен подобрать домик по картинкам, которые расставлены возле коробочек.

Что мы видим?

Перед ребенком разложены картинки. Взяв одну, ребенок должен рассказать о том, что он видит. Если малыш затрудняется, то взрослый помогает ему, побуждая договаривать сказанную фразу до конца.

Найди пару

Отличные развивающие упражнения на развитие речи дошкольников заложены в игре с парными картинками. На столе раскладываются изображения в несколько рядов. Для начала это три-четыре ряда по 4-5 картинок.

Все изображенные предметы должны быть хорошо ему знакомы. Простым вопросом ставим задачу: «Где еще такая картинка?» или «Я нашла мячик, а еще есть мячик?»

Развитие активной речи

На раннем этапе речевого развития важно уделить внимание расширению активного словаря, а также сформировать грамматическое построение речи.

Элементарные навыки – распознавание предметов, явлений, действий – будут развиваться у ребенка более активно во время регулярных занятий. Постоянные тренировки, дидактические упражнения по развитию речи насыщают словарный запас ребенка. Он старается строить фразы, давать развернутые ответы.

Пассивность взрослых тоже дает свои результаты – скудный словарный запас у малыша.

Для закрепления новых фраз, отдельных слов детям важно «встретить» их в паре со знакомыми определениями. Например, «мишка в зеленой шапке, сидит на полке, за книгой», «зайка серый, живет в лесу, ест морковку».

Описывая новую игрушку, уделите внимание ярким деталям, проговорите их: «петушок – красный гребешок, золотые перышки, острый клюв, зоркие глазки». Покажите, как кричит петушок – «ку-ка-ре-ку». Задействуйте все части организма по восприятию предмета. Можно добавить сюжеты из сказок, а также перечитать еще раз любимые книжки («Петушок – золотой гребешок»).

Попросите ребенка рассказать, что он видит, где еще встречался этот персонаж, с кем он там был. Важно задавать конкретные вопросы, поначалу односложные.

Дать волю эмоциям

Некоторые основные условия просто необходимы, чтобы речевая деятельность продвигалась в развитии. Потребность высказаться – одно из главных правил укрепления и возникновения речи. Это касается даже самых маленьких детей. Для них это возможность показать чувства и эмоции, которые они испытывают.

Некоторые ситуации создаются искусственно для того, чтобы ребенок проявил себя. Речевое высказывание должно быть содержательным. Школьник должен подробно описать свое восприятие. Логичное изложение фраз зависит от грамотности ребенка.

Развитие речи дошколят

Индивидуальное развитие речи у всех детей протекает по-своему. Всё зависит от особенностей речи.

Проблемное произношение одновременно нескольких звуков – довольно частое явление. Труднее всего справляться со звуками «з», «с» «ж», «ш». К логопеду следует обратиться, когда проблема не разрешилась на пятый год жизни. До 4 лет частичная «хромота» звуков считается нормой.

Овладеть речью ребенок должен еще в дошкольном возрасте. Это самый длительный и сложный процесс в освоении речи. К школьному возрасту (около 7-го года жизни) язык является инструментом общения. Специалист подбирает комплексные упражнения на развитие речи дошкольников. Ребенок должен воспринимать их в качестве осознанных уроков. Подготовка к школе подразумевает обучение письму и чтению.

После подготовительного периода программа для детей старшего возраста включает упражнения на развитие речи школьников. Звуковая речь ставится, когда дошкольники осознают отличительные особенности в произношении.

Проверенный метод – скороговорки

Простые скороговорки помогут справиться с проблемой за несколько упражнений.

Положение тела должно располагать к восприятию информации и программированию произношения. В положении сидя держите спину прямо, руки – на коленях. Дыхание спокойное, произвольное.

Устранить барьер в произношении звуков «б», «р», помогут словосочетания: “белорылый баран всех перебодал”, “барабанщика брыкнул баран”, “во боры бегут бобры, они добры”, “бобрята у бобра добры”.

Довести до совершенства звуки «в», «р» помогут тренировки с текстом: “ворона довела вороненка до ворот”, “Варя верит в доброту”, “вратарь Вова, как ворона”.

На звуки «г», «р» работают фразы – “по дороге ходят ноги”, “все грибы изгрызены грызунами”, “у Горыныча вырос горб, он с горы на голову грохнулся”. Со звуком «ж» проговариваются – “у джигита два визита”, “жаба жадными глазами провожала дирижабль”, “жираф на шарф смотрел жалостливо”.

Над проблемными «ж» и «ш» проговаривайте – “по кривой дорожке побежали ножки”.

Звуки «з», «р», исправляются с произношением – “зайка, зайка острозубый, здесь везде твои следы”, “где гроза грозилась быть, там воды нам не возить”.

Фразы, отрабатывающие звуки «з», «с» – “шел косой козел с седой козой”, “казус вышел из указа”.

Детская интуиция

Дети легко распознают закономерность строения слов и построений фраз. В возрасте 3-5 лет речь воспринимается как «ощущаемая» действительность. Значение слов, произнесенных взрослыми, иногда применяется детьми по-своему, но они всегда чувствуют связь между предметом и смыслом сказанных фраз.

Каждый может вспомнить детскую непосредственность – слегка искаженные определения, адресованные к предмету или вещи. Но эта способность у специалистов называется вполне серьезным навыком – словотворчеством.

Небольшая коллекция чудесных детских мыслей собрана у К. И. Чуковского в его книге. Детское словотворчество собрано из разных примеров, например: «У лысого голова босиком», «От мятных лепешек во рту сквознячок».

Школьные сочинения – урок на развитие фантазии

Упражнения на развитие связной речи – главная часть в образовании школьников младших классов.

Работы, которые включаются в методику обучения – дидактические упражнения по развитию речи, рассказы, школьные сочинения. Общение со сверстниками тоже способствует формированию у ребенка правильной речи.

Грамотные упражнения помогут школьнику развить понятие о правильном выражении мыслей. Младший школьный возраст – тот самый период, когда прочно накапливается преподнесенная информация.

До детей доводится понятие, что средств общения может быть несколько – жесты, мимика, язык. Упражнения на развитие связной речи включают практические занятия с предметами, чтение, самостоятельные рассказы о прочитанном материале.

«Детское» произношение у взрослых. Работа специалистов

Если у ребенка неправильное произношение списывается на возраст, то у взрослого человека это перерастает в психологический комплекс. Поэтому выговаривать звук правильно, без картавости, шепелявости – правило хорошего тона и работы над собой.

Очень часто серьезные проблемы мучают людей взрослых. Образовательные учреждения давно позади, детские игры уже не помогут. За дело берутся специалисты в этой области – логопеды.

Задача – развитие речи у взрослых. Упражнения направлены на устранение не только неправильного произношения звуков, но и чрезмерно быстрого темпа речи, задержки произношения.

Врачи-логопеды подберут упражнения для развития речи, исправят шепелявость, картавость, гнусавость, заикание. А некоторым требуется исправить неспособность произношения слов в точном порядке.

Волнение под контролем

Некоторые люди ощущают свою проблему, когда вступают в общение с незнакомым собеседником. Речь меняется до неузнаваемости, окружающие её не понимают.

Восстановление дыхания поможет исправить ситуацию. Поэтому всегда для такого типа пациентов главное правило – успокоиться. Опытные специалисты помогут найти мотивацию, чтобы сделать всё правильно.

Диафрагменные упражнения для развития речи и ежедневные тренировки действуют очень позитивно:

– Глубоко вздохнуть, надув живот. Выдыхая, втягивайте живот. Перед встречей обязательно прочитывается весь текст. Во время беседы надо контролировать свою речь, соблюдать спокойствие и постараться держать темп.

Если чувствуете, что начинаете ускоряться – делайте глубокий вдох.

– Формированию артикуляции поможет специальная миогимнастика по три раза в день.

В рот набирается вода, которую нужно удержать не менее 15 секунд.

Гнусавость в голосе может проявляться, когда носовая часть не участвует в голосообразовании. Кроме некрасивого дефекта, решается вопрос с лечением заболевания, при котором устраняется затрудненное носовое дыхание.

Вызывать недуг могут полипы, искривления в носовых перегородках. Последствия выражаются в искажении голоса, неправильном произношении звуков «м» «н». Практические занятия со специалистом избавляют пациентов от гнусавости.

Подтянуть имидж

Общее впечатление о человеке создает мимика во время разговора. Правильное управление своими эмоциями поможет держать манеру разговора. Особенно это важно при публичном выступлении. Логопедические центры практикуют групповые занятия, которые способствуют лучшему усвоению материала.

Врачи рекомендуют использовать упражнения для развития речи для правильного речевого дыхания. Через нос делается вдох. Выдох производится через рот.

Правильное речевое дыхание – это еще дополнительная профилактика простудных заболеваний. Артикуляцию звуков обеспечивает правильная дикция.

Нечеткие звуки получаются, когда рот «работает не в полную силу». А именно – плохо открывается. В этом случае логопедические упражнения на развитие речи – это работа с подвижностью нижней мышцы на челюсти.

Неподвижность губ сказывается на гласных и согласных звуках. На правильное развитие речи влияет работа языком.

Особенно трудно произносить слова, где много согласных. Регулярные тренировки, включая упражнения языка для развития речи, обеспечат хорошее произношение. Главное правило – все слова проговариваются на одном выдохе.

fb.ru

Развитие речи – говорим красиво

Вы хотите, чтобы у вашего малыша было правильное развитие речи, чтобы выговаривал все звуки, не картавил и не шепелявил, и чтобы речь была как у дикторов? Существует ряд упражнений в игровой форме. Ведь всем известно давно, что в играх запоминается большая часть информации. Также эти упражнения для развития речи будут полезны и для взрослых, которые хотят улучшить свою речь не только из профессиональных интересов, но и в повседневной жизни. Упражнения изложены в виде скороговорок, которые нужно четко проговаривать, тем самым отрабатывая те или иные звуки. В конце статьи размещено очень полезное видео о том, как практически применять данные упражнения в виде скороговорок. Существуют также упражнения для шеи (паралич гортани) и упражнения для сосудов головного мозга (склероз сосудов головного мозга), которые также влияют на звучание нашего голоса. Вот эти упражнения (делать их ежедневно по 1-2 раза в день). Утром сядьте ровно на кровати, свесьте ноги, распрямите спину и плечи. Руки держать на коленях. Дыхание произвольное.

  1. Медленно, не опуская подбородка поверните голову вправо, как будь-то пытаетесь увидеть позвоночник. Затем обратно до упора, до небольшой боли.
  2. Точно так же поворачивайте голову влево и обратно.
  3. Далее делаем медленные движения головой назад, не вынося шею вперед.
  4. Опускаем подбородок и ведем головой вдоль груди.

Эти упражнения нужно выполнять в комплексе по 10 раз каждое. Старайтесь не делать резких движений.

Приведу вам еще 2 упражнения для сосудов головного мозга.

  1. Медленно отклонить голову назад, затем начать опускать ее, прижимая подбородок к груди. Всего 20 раз.
  2. Медленно и поочередно наклонить голову к правому, затем к левому плечу по 10 раз (следить чтобы плечи не поднимались).


Отрабатываем звуки [б] и [б’], [р] и [р’].

Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.

Барабан боднул баран.

Бежит боровок – белорыл, белоног, перерыл весь дворок.

Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

Бобр добр до бобрят.

Бобер побрел в бар.

Ботаник издал брошюру о пользе брусники и клюквы.

Белогубы огурцы, молодцы белопупы.

Банкир получил бандеролью банджо.

Отрабатываем звуки [в] и [в’], [р] и [р’].

Проворонила ворона вороненка.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Варьку.

Отрабатываем звуки [г] и [г’], [р] и [р’].

Гонец с галер сгорел.

У Ангелины – ангина, ангина у Ангелины.

По дороге едут дроги, дроги едут по дороге.

Змей Горыныч, сгорбясь, взгромоздился на гору и с громким грохотом грохнулся вниз.

Благородные дамы благодарят кавалеров реверансом.

Громкоголосые гавайцы готовили грибной гарнир для гостей.

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб. Гроза грозна, грозна гроза.

На пороге вытри ноги.

Отрабатываем звуки [г] и [г’], [в] и [в’].

Грачиха говорит грачу: “Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!”

Отрабатываем звуки [д] и [д’].

Дон, дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом.

На лужайке дятел жил, дуб как долотом, долбил.

Отрабатываем звуки [д] и [д’], [р] и [р’].

Рододендроны из дендрария.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Отрабатываем звук [ж].

Жги лезгинку, джигит.

Жаба сказала: “Дирижабли обворожительно дребезжат”.

Жандарм взял за жабры жулика.

Жизнь жнеца – тяжелый жребий.

Жираф сожрал жвачку.

Мышь гложет, что может.

Уже ужи в луже.

Отрабатываем звуки [ж] и [ш].

Уж бежал кривой дорожкой, ни одной не топал ножкой. Он бы топнул да не мог, потому что был без ног.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира. И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Отрабатываем звуки [з] и [з’], [р] и [р’].

Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.

Верзила-динозавр дерзил зря.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Водовоз вез воду из водопровода. На нее глазели глаза газели.

Отрабатываем звуки [з] и [з’], [с] и [с’].

Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет коза с косым козлом.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Из указа вышел казус.

 

 

Предлагаем вам посмотреть упражнение для развития артикуляции, устранения шепелявости и картавости. 

Также возможно вам будет интересно посмотреть Пальчиковую гимнастику, которая очень хорошо развивает моторику:

Как заставить звучать голос красиво? Необходимо сделать 3 легких упражнения которые описываются в видео ниже:

Общайтесь со мной:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

grani-razuma.com

Развитие речи и дикции, упражнения для взрослых

Правильная дикция подразумевает умение человека правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка, при котором формируются четкие и внятные слова и фразы. Многие люди могут без труда подготовить грамотный текст, в правильной последовательности изложить мысли, но красиво выступить под силу далеко не каждому. Умение правильно и четко говорить является составляющей успеха не только публичных личностей, телеведущих или ораторов, даже обычному человеку правильно поставленная речь поможет во многих жизненных ситуациях. С помощью богатого словарного запаса, выразительной речи, поставленной дикции на много легче изъясняться с людьми, трудоустроиться на желаемую должность.

Хорошая дикция образовывается за счет безупречной артикуляции каждого звука, кроме того в умении достаточно широко и свободно открывать рот во время разговора. При слабом открытии рта звуки произносятся невнятно, сквозь зубы. Нарушения дикции могут быть связаны с проблемами речевого аппарата, который определяет качество речи. Нарушение дикции также ухудшается в результате заглатывания окончаний и не соблюдения темпа речи.

Для развития речи и дикции у взрослых используются специальные упражнения, которые позволяют решить практически все проблемы с произношением и артикуляцией.

Упражнения для развития дикции у взрослых

  1. Использование скороговорок для развития речи и дикции у взрослых. С помощью ритмичного повторения одних и тех же звуков удается достичь правильной артикуляции нужного звука. Постоянное использование подобранных скороговорок позволяет сделать речь четкой и правильной. На начальных этапах рекомендуется использовать простые скороговорки, постепенно увеличивая темп произношения. После достижения успеха с простыми предложениями, можно приступить и к более сложным заданиям.
  2. Прослушивание своего голоса. Голос каждого человека звучит по-другому, чем кажется во время разговора. Поэтому для развития дикции у взрослых хорошим заданием является исправление собственных трудностей с дикцией при записи речи на диктофон. Для этого прочитайте текст и запишите его. Проанализируйте полученный результат. Исправьте все дефекты и ошибки. Проводите упражнение до получения качественного результата.
  3. Дыхательная тренировка. Недостаток дыхания является распространенной проблемой, с которой встречаются часто в повседневной жизни. На важных докладах и выступлениях на публике, такая трудность становится особенно заметной, при этом предложения прерываются и мысль правильно не доносится окружающим. Избавиться от этого можно при тренировке диафрагмы. Для этого нужно протянуть гласный звук во время выдоха, а также изменять высоту голоса.

Использовать упражнения для развития дикции у взрослых необходимо регулярно, только тогда можно достичь хороших результатов.

xn--b1abqffracbogz7j.xn--p1ai

Как развить речь?

С самого раннего детства мы учимся разговаривать на родном языке, у кого-то умение развитие правильной четкой речи происходит без особых трудностей, а кто-то и, будучи уже в зрелом возрасте имеет проблемы с речью и вследствие этого сложности в общении. Но зачем, спросите вы, развивать речь взрослому человеку? Не легче ли оставить все как есть?

Дело в том, что уметь красиво и грамотно общаться с людьми, обладать высоким уровнем коммуникабельности, иметь правильно поставленную речь это все есть основы для успешного развития любой сферы человеческих отношений, будь то семья, межличностные отношения или общение в сфере рабочей деятельности.

Как можно развить правильную речь взрослому человеку?

Развитием речи и устранением дефектов в речи занимается специалист в данной области – логопед. Первым делом вам следует записаться к нему, даже если у вас отсутствуют какие-либо дефекты речи, он подскажет над чем вам стоит поработать, как правильно и красиво проговаривать ту или иную букву, как укрепить мышцы языка, нижней челюсти и губ.

Как развить взрослому красивую речь?

Для того чтобы научиться говорить так, чтобы вас всегда заинтересованно слушали и после разговора с вами у людей оставались только приятные впечатления и воспоминания о вас, попробуйте найти в вашем городе или населенном пункте школу ораторского мастерства.

А как развить грамотную речь?

Для того чтобы научиться стилистически правильно строить предложения, иметь большой словарный запас, правильно ставить ударения в словах, то есть научиться грамотно разговаривать вам следует много читать художественной качественной литературы и также читать вслух.

Для развития эмоционально окрашенной речи, с правильной интонацией слушайте профессиональных дикторов и старайтесь повторять за ними. Чтение стихов перед зеркалом также включите в повседневные занятия.

Тренируемся дома

Кстати, правильно развивать речь взрослого можно не только с помощью специалистов, как говорилось выше, но и дома. Положительный результат зависит только от вашего усердия и желания. Вот несколько упражнений, отлично развивающих вашу речь, которые можно выполнять в кругу родных или друзей.

  1. Читайте вслух слова со стечением нескольких согласных звуков. Например, «гротескный, дуршлаг, надсмотрщик, раскармливать, груздь, взвод, чванливый».
  2. Читайте скороговорки, построенные на сочетании сложно проговариваемых согласных звуков. Например, «От топота копыт пыль по полю летит».
  3. Читайте скороговорки с трудно произносимыми буквами Р и Ш. Главное, уделяйте первоочередное внимание четкому и выразительному произношению, и только потом увеличивайте скорость произношения. Например, «Прохор и Пахом ехали верхом».
  4. Читайте предложения, поочередно выделяя каждое слово голосом, проследите, как меняется от интонации смысл фразы. Например, «Мальчик прочитал интересную книгу»; «На нашей улице открылся кинотеатр».
  5. Сделайте короткий вдох и на плавном, протяжном выдохе произнесите несколько гласных звуков («аааааууууууу»). Затем попробуйте на одном плавном выдохе посчитать до пяти («раз, два, три, четыре, пять»).

Узнать, как развить красивую правильную речь – это только начало пути. И нужно не только хотеть развивать свою речь, а ежедневно практиковаться. Если вы остановитесь на середине упражнений или занятий, то со временем вернетесь к тем же умениям, которыми обладали до тренировок развития речи. Старайтесь и у вас все обязательно получится.

kak-bog.ru