Теория и практики – О проекте

Theory & Practice — Look At Me

Самообразование как способ весело провести время.

Популярность открытых лекций и всяческих мастер-классов как способа провести свободное время в последнее время сильно возросла. Подобные мероприятия стали проводиться повсеместно: от «Третьяковки» до «Солянки». Создается впечатление, что скоро они заменят наскучившее массовое кино и музейные выставки. И все это происходит на фоне сильно упавшего качества образования и разразившегося кризиса. Жутко напоминает ранние советские годы, когда народ на мероприятия завлекали едой и выпивкой и читали им образовательные курсы грамоты и общественных наук.

В начале этого апреля в сети появился ресурс «Теории и Практики», объединивший в своих рамках всю информацию об открытых лекциях, семинарах и мастер-классах в Москве. Авторы проекта предлагают аудитории новый формат передачи знаний — Edutainment (education + entertainment), представляющий собой обучение как способ весело и полезно провести время. Проект «Теории и Практики» акцентирует свое внимание в первую очередь на дизайне, архитектуре, науке, искусстве и обществе.

«Edutainment — это новый способ обмена знаниями: лекции, семинары, мастер-классы, которые могут посетить все желающие. При этом площадкой для такого события может стать любое пространство: бар или клуб, галерея, студия, офис, кафе, лекторий, парк», пишут создатели проекта на своем сайте.

Антон Гладкобородов, один из создателей «Теории и Практики»: «Образование давно дискредитировало себя. В институтах нас учат не тому, что мы встречаем в жизни. У преподавателей нет цели сделать из нас крутых специалистов. Мы сомневаемся в профессионализме людей, которые нас учат. Часто наше образование не учит думать, а учит приспосабливаться, зазубривать и делать по правилам. Ни одно образование не может угнаться за реалиями ускоряющейся жизни. Никто не может даже представить, какие специальности будут востребованы через пять лет. Благодаря интернету самообразование вышло на другой уровень. Все крупные университеты выкладывают в интернет видеокурсы своих лекций. Можно посмотреть курс лекций Гарвардского университета, сидя в Уфе. Мы хотим, чтобы то же самое происходило и здесь. Будем проводить лекции с известными специалистами, переводить иностранные лекции и выкладывать видео. Мы хотим сделать эту информацию более доступной»

Игорь Гладкобородов, один из создателей проекта «Теории и Практики»: «Я не люблю ходить в клубы, я не знаю, что там делать, там громко играет музыка и не поговорить. Мне надоело кино, книжки читаю только перед сном, у меня и так две тысячи непрочитанных сообщений в RSS, но я не хочу их читать. Я посмотрел все передачи по Discovery Science, доктор Хаус выходит только раз в неделю, четвертый сезон Venture Bros. будет только летом, второй Starcraft вообще неизвестно, когда выйдет. В Москве нет гор, океана, ветра и хорошей погоды, на улице делать нечего. До ближайшей столицы ехать девять часов. Ботанику в Москве нечем заняться!»

Антон Гладкобородов: «Мы все вдохновлялись TED’ом, когда создавали этот проект. TED собирает в одном месте интересных людей, которые в пределах 15 минут рассказывают потрясающие вещи. Каждый из нас посмотрел минимум сто лекций с этого ресурса. Данил и Аскар, вдохновляясь этим, начали проводить собственные лекции в здании FIRMA, куда приглашали своих друзей. Потом они поняли, что пора выводить это на принципиально другой уровень. Тогда к проекту подключилось больше людей. Мы решили сделать сайт, начали проводить высококачественные лекции, куда приглашали по-настоящему крутых людей и решили объединить все подобные события, которые происходят в Москве.

Изначально мы выделили несколько тематик, которые нам интересны: дизайн, архитектура, музыка, мода, технологии, научпоп. Позже рубрики немного обтесались, потому что, например, лекций о моде нет вообще в Москве, но скоро будет первая. Сейчас мы договариваемся о том, чтобы лекции по моде проводились на постоянной основе.

Почему именно эти направления? Прежде всего мы их выбрали, потому что это было интересно нам. Дизайн — это не просто рисование картинок, это очень широкое понятие, которое включает почти все, что нас окружает — веши, которыми мы пользуемся каждый день, книги, сайты, машины, журналы… Как выяснилось, лекций по дизайну в Москве проводится очень мало. Иностранные специалисты редко приезжают, а русские сидят по своим студиям и лекций не проводят. А тех, кто бы их вытащил, почти нет. С архитектурой все на порядок лучше. Архитектура в нашем понимании — это не просто строительство зданий, это то, что создает среду обитания человека. Современный архитектор — человек, который думает о жизни людей и пытается сделать ее лучше в совершенно разных аспектах. 

Наука и технологии — это то, что ждет нас в будущем и популяризовать это очень важно. С технологиями проблемы, потому что в робототехнике, компьютерах и машиностроении в России сейчас настоящий провал. У нас очень мало отраслей, которые развивают технологии. Поэтому мы всячески пытаемся отыскать людей, которые могут что-то рассказать. У нас недавно была очень интересная лекция с человеком, который участвовал в разработке искусственных органов. 

Мы понимаем, что на лекции может прийти в среднем до трехсот человек. Мы не хотим останавливаться на этих цифрах, мы хотим донести информацию до многих людей, кто не живет в Москве или не смог приехать на лекцию. Поэтому мы будем стараться снимать на видео все интересное, что у нас происходит. Сейчас нам помогают ребята из Primelife, но может быть кто-нибудь еще поможет нам с развитием этого направления. Мы готовы всячески поддерживать людей, кто готов самостоятельно проводить лекции и снимать видео. Это несложно. Более того, хорошо было бы, чтобы появились промоутеры, которые привозили известных лекторов, как ди-джеев.

С одной стороны у нас совершенно некоммерческий проект. Все люди, кто в нем участвует не получает денег и занимается этим ради идеи. С другой стороны мы активно ищем спонсоров, чтобы иметь возможность привозить иностранных лекторов, снимать больше видео, переводить лучшие иностранные лекции или даже целые учебные курсы. 

В скором времени мы планируем расширить спектр тем и обособить некоторые направления, например, кино и видео, мода, музыка. У нас есть какое-то свое понятие об edutainment, под которое не попадает образование в чистом виде. Мы не публикуем на сайте информацию о лекциях учебных центров, ничего, что связано с религией, самопознанием, автотренингами и так далее»

Данил Перушев, один из создателей проекта «Теории и Практики»: «Все началось с того, что мы делали семинары в здании FIRMA. Приглашали туда своих знакомых и устраивали мастер-классы. Но со временем стало приходить очень много народу, мы даже не знали, откуда они узнали о нас. Эти лекции вызывали большой интерес, потому что у людей сейчас информационный голод. И мы решили дать возможность людям, которые хотят тратить свое свободное время не на тусовки, а на какие-то образовательные мероприятия, получить полную информацию о всех подобных лекциях. Этим не занимается «Афиша», этим не занимается Look at Me, информация кочует по каким-то блогам и маленьким сайтам. В итоге мы создали «Теории и Практики» и продолжили проводить лекции в «Фирме»

 

Илья Осколков-Ценципер, генеральный директор издательского дома “Афиша”: “Вот мне все нравится в “Теориях и Практиках”, кроме одного: почему не я это придумал?!”

Николай Мухин, студент-экономист: «Ну, думаю, что слышал все об этом проекте. Я бы вообще предпочел лекцию вечеринке, потому что уже слишком устал от этих тусовок. Меня в первую очередь интересуют лекции на научные темы и о различных социальных проблемах»

 

Стас Акимов, главный редактор журнала «Хулиган»: «Я не просто знаю об этом проекте, Данил Перушев предлагал мне участвовать в создании «Теории и Практики». Я часто подкидываю ему интересные идеи. Мы в журнале всячески поддерживаем эти инициативы и в скором времени сами будем проводить нечто подобное. Edutainment — это круто! Это не просто способ полезно провести время, а еще и помощь в общении с интересными людьми. В выходной день, я бы скорее выбрал вечеринку, а вот вечером в будни сходил бы на лекцию. Я собирался сходить на лекцию Дымова и на «Брак с властелином: эротические модели в российской государственной риторике», но так не смог их посетить»

Мария Борзилова, будущий копирайтер: «В моем дипломе о высшем образовании написано: «специальность «теория и практика межкультурных коммуникаций». Что это значит, я с трудом понимаю даже сейчас, но этот пробел вдруг неожиданно восполнился ясным пониманием того, что такое «теория и практика». Узнав о появлении этого чуда мой пытливый ум возрадовался, предчувствуя новую вкусную и необычную на вкус пищу, и подал импульс ногам бежать туда, где так давно хотелось побывать. Мой мозг — мой повелитель, я бы еще много чего об этом написала, но он велит мне бежа…»

 

Фото создателей «Теории и практики»: flying_saucerer

www.lookatme.ru

Три категории людей: практики, теоретики и критики

Как правило, людей можно разделить на 3 категории по отношению к тому, как они добиваются поставленных целей. Узнайте, к какой категории относитесь вы, и сделайте надлежащие выводы. Поймите, как использовать свои сильные стороны себе во благо. Это полезно!

Ведь, по сути, это сильно влияет на нас, затрагивая все сферы жизни, а значит имеет смысл разобраться в этом подробнее.

То, как мы действуем, разделяет нас на 3 категории, и все они под микроскопом рассмотрены ниже. Возможно, уважаемые читатели, это покажется вам банальной истиной, но порой полезно задуматься о таких вещах.

Быть может, вы внезапно осознаете наличие тормозящего элемента, что мешает вам развиваться и двигаться дальше. Избавившись от этого тормоза, вы кардинально измените свою жизнь (конечно, в лучшую сторону).

Быть может, вы уже обладаете нужными для достижения цели качествами, в таком случае, прочитав эту статью, вы просто убедитесь в правильности ваших действий и мыслей.

Так или иначе, друзья, давайте рассмотрим, какие категории людей существуют. К какой категории людей вы относите себя

1) Практики.

Это люди, которые страстно хотят сделать свою жизнь как можно лучше, ярче и красивее. И да, они просто берут и делают, как бы банально это не звучало. Не тянут резину, чтобы начать позже. Не выдумывают оправдания, чтобы отложить дело. Не ждут подходящих условий, чтобы начать. Практики просто делают то, что нужно в нужный момент. Они действуют прямо сейчас и не откладывают на потом.

Час работы научит больше, чем день объяснения (c) Жан-Жак Руссо

В начале, конечно, они ищут необходимую информацию, но как только её находят, то сразу же применяют полученные знания на практике, закрепляя и развивая их.

Обучение практиков происходит в процессе действия, они не задают глупых или лишних вопросов, они просто делают, с каждым своим действием неумолимо приближаясь к цели.

Мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций. (c) Наполеон Хилл

Если у практиков что-то не получается, то такие люди делают выводы, немного меняют стратегию, но продолжают двигаться в выбранном направлении. Они обладают настойчивостью, верой в успех и собственные силы. Благодаря этим полезным качествам, они преодолевают неизбежные периоды стагнации и проблем, чтобы перейти на следующий уровень и стать ещё ближе к достижению цели. И так продолжается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

Ключевой особенностью действий практиков является нацеленность на результат. Они не загружают себя тем, что может и не понадобиться, тем, что может и не произойти. Они решают проблемы в порядке их поступления, с максимальной эффективностью расходуя свои силы и время.

Теория — важна и нужна, но без практики это лишь бесполезные знания. Никто не говорит, что нужно с головой бросаться в дело, в котором вы ни черта не понимаете. Мы говорим о том, что нужно найти разумный баланс между теорией и практикой. И самое важное — не медлить, когда пора действовать. Просто получайте необходимую информацию и как можно быстрее применяйте её на практике (пока не забыли, и пока эти знания актуальны).

Быть практиком по жизни — это очень ценное качество, друзья. Если вы желаете управлять своей жизнью, а не пускать всё происходящее на самотёк, то умение действовать (то есть просто выполнять необходимые шаги) сильно приблизит вас к вашим целям. Это факт!

2) Теоретики.

Многие из нас относятся к этой категории. Теоретики хотят изменений, но вместо выполнения конкретных действий они зарываются в теорию. Вся энергия тратится на размышления, до действий дело почти никогда не доходит.

Почему же так происходит Причина проста — так проще, так не страшно. Недостаток мотивации и боязнь перемен лишают способности действовать. Мы любим читать книги по саморазвитию, посещать тренинги, смотреть обучающие видео. Читаем, посещаем, смотрим — но ничего не предпринимаем. Полученная информация остаётся на уровне знания. Увы, такая информация не становится личным опытом. А значит пропадает зря! Обидно, не правда ли

Однако, ребята, всегда следует помнить, что знания — это мощное оружие. Когда мы всё-таки просыпаемся и решаем «сейчас или никогда», то желание действовать, помноженное на богатые теоретические знания, часто творит чудеса.

Если вы нашли в себе силы изучить достаточно много материалов по интересующей вас теме, то вы уже сильно продвинулись в этом направлении. Продвинулись и одновременно с этим зарылись глубоко в землю. Фактически, сейчас ваши знания не стоят и гроша, они бесполезны. И таковыми останутся, если вы так ничего и предпримите.

Но стоит сделать лишь маленький шажок в направлении цели, и всё меняется. Бесполезные ранее знания становятся мощным подспорьем в достижении цели, они помогают прокладывать дорогу там, где практик, не знакомый с теорией, может надолго (или даже навсегда) сбиться с пути.

Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории (с) Леонардо да Винчи

Друзья, если вам нравится теория — вполне вероятно, что вы уже нашли себе дело по душе или даже определили цель в жизни. Это замечательно! Остаётся лишь начать действовать, прекратив насиловать свой мозг сомнениями и опасениями.

Главное для теоретиков — осознать, что они слишком часто перегибают палку касательно теории. Много знаний, но мало действий — вот основная проблема теоретиков, что отравляет им жизнь. Если помнить об этом, то вы почувствуете, когда пртдёт пора действовать. Не позволяйте своему страху перед действием парализовать вас, иначе всё, что вы изучили — напрасно. Просто делайте то, что нужно, и вы обязательно добьётесь успеха.

3) Критики.

Категория людей, которая критикует практиков. От них можно узнать, что ведущий семинара — идиот, а автор блога или книги — мудак. Критики искренне недоумевают, как такое можно смотреть или читать, ведь практик сам ничего в теме не понимает, а уже кого то учит. «Караул! Что за вселенская несправедливость?» — думают они, и отчаянно бросаются в бой, обличая и выводя на чистую воду тех, с кем они не согласны. Справедливость должна восторжествовать во что бы то ни стало!

Но парадокс состоит в том, что практики в большинстве своём успешны, а вот критики редко чего добиваются в том, что они критикуют. А если добиваются, то перестают быть критиками. Ибо когда ты добиваешься успеха, то уже нет смысла доказывать свою правоту — ведь всё и так очевидно.

Критик — это человек, который знает дорогу, но не может водить машину (c) Кеннет Тайнан

На самом деле, видеть недостатки — это весьма полезная способность критика. Но она не принесёт пользы, пока критик не станет действовать в нужном направлении. Видя чужие недостатки и применяя свои знания на практике, мы можем сделать всё намного лучше и профессиональнее. А признание миром вашего успеха станет лучшим доказательством вашей правоты. Другими словами, критик может стать практиком, используя свои сильные стороны для достижения цели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну как, друзья, узнали себя? Иногда эти категории сочетаются в одном человеке, но обычно преобладает что-либо одно.

Выгоднее всего быть практиком с небольшим вкраплением теоретика и критика, это поможет нам с лёгкостью достигать поставленных целей. Быть только теоретиком или критиком — значит впустую тратить время, зарывая свои таланты и умения в землю. Но всё меняется, когда вы начинаете применять свои знания и мысли на практике!

Дорогие посетители СиЗОЖа, пожалуйста, пишите комментарии.

sizozh.ru

07 Взаимодействие теории и практики

Теория и практика.—Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из коренных вопросов марксистской науки в целом, марксистской теории познания в частности. Марксизм рассматривает теорию и практику в неразрывной связи и взаимодействии, притом решающей стороной этого взаимодействия марксизм считает практику. Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества.  Для марксизма практика есть прежде всего материально-производственная деятельность, ибо от неё зависит существование общества, она есть основа жизни людей. Практика включает в себя как один из важнейших составных элементов революционно-преобразующую деятельность классов, социальных групп, имеющую целью уничтожение отживших свой век общественных порядков и утверждение новых, передовых порядков, способствующих дальнейшему развитию общества. Теория вырастает на основе практики и является результатом обобщения практического опыта масс. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ. Марксизму чуждо понимание теории, науки как самодовлеющего явления.- Только та теория имеет глубокие корни в жизни, которая связана с практикой, обслуживает нужды практики и проверяется практикой.  Отсюда — тезис марксизма о том, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания». Потребности практики, практической деятельности имели и имеют решающее значение для развития наук, научных теорий. Так, уже с самого начала развития науки потребности пастушеских и земледельческих народов, потребности мореплавания вызвали к жизни астрономию, математику. Потребности, связанные с развитием городов, крупных построек, судоходства и т. п., породили механику. Особенно быстро развиваются науки, естественнонаучные теории после средневековья, в связи с зарождением и развитием капиталистического производства. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-таки обязаны производству». Полный простор для развития науки открывает социалистическая практика, практическая деятельность людей, освобождённых от капиталистического рабства. Социализм означает такое расширение всех областей человеческой практики, которое трудно сравнить с предыдущими историческими эпохами. Бурный рост промышленности, ‘ превращение мелкокрестьянского хозяйства в крупное социалистическое земледелие с небывалым применением новейшей техники в сельском хозяйстве, планомерное преобразование природы в невиданных масштабах и т. д.— всё это ставит грандиозные проблемы перед наукой и требует от неё их решения. Так, Например, успехи мичуринской биологии(см.) можно понять, лишь приняв во внимание её тесную связь с повой практикой колхозного строительства, с запросами крупного социалистического земледелия. В равной степени это относится и к таким областям науки, как физика, химия, геология и т. д. Вырастая на основе практической деятельности людей, теория, однако, обладает огромной силой воздействия на самую практику. Являясь обобщением опыта, практики, теория даёт людям перспективу в их практической деятельности. Так, марксистско-ленинская теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его обобщённом виде, Но в свою очередь без революционной теории нет революционной практики. Сила теории марксизма-ленинизма состоит в том, что, обобщая революционную практику, опыт истории общества, она даёт возможность видеть внутреннюю связь явлений, объективные закономерности развития и благодаря этому распознавать ход событий не только в настоящем, но и в будущем.  Марксистско-ленинская теория даёт возможность также предвидеть на многие годы и даже десятилетия вперёд основные тенденции развития общества и потому является той силой, которая позволяет Коммунистической партии намечать строго научные планы практической деятельности. Таким образом, теория и практика взаимно обогащают, оплодотворяют друг друга. Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, а практика становится слепой, .если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Теория должна не только обобщать имеющуюся уже практику, но и забегать вперёд, указывать путь практике, вооружать людей в их практической деятельности. Пример такой теории дают труды великих вождей пролетариата Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.  Оппортунисты из II Интернационала культивировали разрыв между теорией и практикой. Из теории марксизма они выхолостили её живую, революционную душу и превратили теорию, оторванную ими от живой, революционной борьбы масс, в жалкие догмы, опровергаемые практикой революционной борьбы. Единство теории и практики получило своё высшее выражение в деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Марксизм-ленинизм есть подлинное единство революционной теории и революционной практики. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата. Единство теории и практики марксизм понимает диалектически, учитывая в этом единстве момент противоречия. В ходе развития закономерно возникают противоречия между некоторыми старыми теориями, теоретическими положениями, научными формулами и новыми данными практики. Это противоречие преодолевается путём обобщения новой практики и приведения в соответствие с ней теории, теоретических положений. Практические данные, имеющиеся в распоряжении людей, ограничены конкретными историческими условиями и не могут считаться исчерпывающими. Новые исторические условия расширяют практику, практическую деятельность людей и требуют пересмотра тех или иных теоретических положений в свете новых данных практики. Практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности познания (см. Критерий истины).

studfiles.net

Чем отличается теория от практики

О теории и практике говорят, когда рассматривают отношения человека с миром, в котором он существует. Два понятия являются взаимозависимыми, но по своему значению они часто противопоставляются.

Определение

Теория – знание, описывающее закономерности, действующие в какой-либо области жизни. Теория возникает из гипотезы. Однако такое превращение происходит только после прохождения выдвинутой догадки через эксперимент, результат которого доказывает истинность предполагаемого.

Практика – осознанная деятельность, представляющая собой преобразование действительности с целью извлечения определенной пользы, получения опыта. Практика может осуществляться в материальной сфере (связанная, например, с производством каких-то предметов) и духовной (относящаяся, скажем, к педагогике или социальным взаимоотношениям).

к содержанию ↑

Сравнение

Две рассматриваемые категории находятся в единстве друг с другом. При этом отличие теории от практики заключается в следующем. Практика обязательно представляет собой действие. Теория по своей сути таковым не является. Она выступает как результат мыслительной деятельности, но существует в собственной абстрактной форме. Теорию составляют понятия, положения, выводы.

к содержанию ↑

Определение

Можно заметить, что практика обуславливает возникновение теории, и наоборот. Так, достоверное знание формируется исключительно с опорой на опыт. Иными словами, на практике доказывается истинность мысли, и это становится основой развития теории. Опираясь на последнюю, учитывая выявленные закономерности, люди получают возможность создавать то, что раньше не существовало. Так появляются важные изобретения и открытия.

Следует подчеркнуть, что теория не просто обобщает опыт практической деятельности и переносит его на другие ситуации, а именно развивается. Она становится почвой для рождения новых гипотетических допущений, которые затем опять-таки проверяются с помощью действия. Таким образом, теория выступает в качестве мощнейшего средства, позволяющего решать фундаментальные задачи освоения действительности.

В чем разница между теорией и практикой? В том, что теория является в определенном смысле планом. Она играет программирующую роль, позволяет прогнозировать будущее. Однако теория полезна лишь в том случае, когда влечет за собой значимые практические последствия.

thedifference.ru

Теории и практики — платформа для обмена знаниями

Проект «Теории и практики» — удобная платформа, которая позволяет людям обмениваться знаниями и опытом. На сайте можно подобрать ответы практически на любые вопросы.

При этом вся информация предоставляется в зависимости от формата знаний. Это и лекции, редакционные материалы и гранты. «Теории и практики» — место, где все могут научить и сами научиться.

Ресурс стал отличной альтернативой библиотекам. Лекции проводятся опытными специалистами, которые помимо того, что передают свои знания и опыт слушателю или читателю, еще и ответят на дополнительные вопросы.

Активные студенты могут посещать дополнительные лекции, которые проводятся в рамках проекта. Также здесь проводятся конкурсы, помогающие студентам посетить какой-либо семинар, предлагаются дополнительные скидки на участие в различных семинарах, так же можно получить в подарок книгу известного автора.

На сайте имеется удобная форма поиска, которая позволит подобрать интересующий курс. Также здесь регулярно обновляется расписание лекций, публикуются новости и полезные статьи. Таким образом, человек, желающий получить знания, сможет сам достичь высоких результатов, занимаясь самообразованием. Проект изменил отношение многих людей к образованию, превратив самообразование в один из популярных видов досуга.

«Теории и практики» входит в число «30 самых перспективных команд стартапов», рейтинги устанавливаются агентством интернет-рекрутинга PRUFFI.

Команда: 

Команда проекта: директор по развитию бизнеса — Рамазанов Аскар, сооснователь проекта — Гладкобородов Антон, арт-директор Перушев Данил и СТО — Гладкобородов Игорь.

Контакты: 

Редакция в Москве

 

+7 (925) 816-34-17

[email protected]

 

Редакция в Санкт-Петербурге

+7 (921) 976-52-82

[email protected]

Курсы [email protected]

www.towave.ru

О единстве теории и практики


⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 84Следующая ⇒

Основной формой проявления жизни человека является деятельность — чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Человек — активно действующее существо, а не пассивный зритель на «пиру» жизни. Все, что он воспринимает, — не музейные экспонаты, к которым «не велено» прикасаться. Чело-

век активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения исторически сложившихся общественных и личных потребностей. Именно в преобразовании мира человек придает определенность своему бытию.

Практика — это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько чувственно-предметную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, решающей формой его самоутверждения в мире, практика выступает как сложная целостная система, включающая в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и, наконец, результат деятельности. В практике всегда кем-то чем-то из чего-то и для чего-то что-то создается.

Общественная практика находится в диалектическом единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отношению к познанию она выполняет троякую роль. Во-первых, является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым она питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она — цель познания. Научные знания имеют практический смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь: практика — это арена применения силы знания. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества на путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

Итак, практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» 1. Человек вначале познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам подвергается воздействию со стороны внешнего мира. Практика входит в определение предмета в том смысле, что объект с определенной целью выделен субъектом из бесконечного сплетения вещей, либо видоизменен, либо создан заново.

Основными видами практики являются материально-производственная деятельность людей и социально-преобразующая деятельность масс (к ней относится деятельность людей в социальной, политической и духовной сферах общественной жизни). Естественнонаучный и социальный эксперименты образуют особый вид научной практики. Научная теория и практика составляют такое единство противоположностей, в котором практике изначально принадлежит решающая роль. Именно практикой детерминированы кардинальные структурные особенности самого процесса познания как на эмпирическом, так и на логическом его уровнях. Но теория не ограничивает свою роль простым обобщением практики, а творчески перерабатывает эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развития практики. По отношению к ней теория играет программирующую роль. Если практика предшествует теории в генетическом плане, то есть в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления в значительной степени возрастает возможность и необходимость виутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношений, не обращаясь непосредственно к практике, что открывает широкий путь выходу теоретического мышления из-под власти непосредственного опыта и создает возможность «сверхдальнего» предвосхищения практики.

История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории: развитие техники революционизирует науку. Естественные и общественные науки, выходя на арену практического применения, создают тот механизм обратной связи между теорией и практикой, который становится определяющим в выборе многих направлений исследований.

Кроме того, механизм обратной связи позволяет осущест-

1Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

влять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Если верно, что идеи превращаются в материальную силу, когда они овладевают массами, то верным должно быть и положение о необходимости действия механизма обратной связи в области социальной деятельности и развития общественных наук. Нарушение этого механизма, приводящее к распаду их единства, вызывает в известные исторические периоды застой в экономической, социальной и духовно-нравственной сферах общественной жизни. Тесное взаимоувязывание теории и практики, четкость действия механизма обратной связи особенно ощутимы на современном этапе развития нашего общества — этапе перестройки с одновременным ускоренным поступательным движением вперед.

В домарксистской и современной западной философской мысли часто далеко не адекватно трактуется сущность практики и ее роль в познании. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, существенной особенностью которого было то, что деятельность, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента.

Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, постольку духовное начало, безусловно, составляет ее необходимый момент. И нелепо разрывать единую целостную деятельность на две ее ипостаси, тем более противопоставлять их друг другу, гипертрофируя роль одной и умаляя или совсем игнорируя значимость другой. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическое единство. Говоря сухим языком категорий, часть не есть целое, и подмена одного другим чревата теоретико-методологическими и мировоззренческими ошибками.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

это… Теории и практики :: SYL.ru

Педагогическая практика — это деятельность, которая обеспечивает получение навыков преподавания. Выясним ее предназначение, а также обозначим основные цели и задачи.

Предназначение практики

Педагогическая практика направлена на отработку теоретических методов и приемов, получение представления об особенностях работы учителя.

Педагог должен научиться помогать детям, которые плохо усваивают материал, решать задачи, связанные с избавлением ребенка от влияния дурной компании.

Педагогическая практика — это возможность оттачивания воспитательных и образовательных навыков, которые были приобретены студентами во время лекционных занятий.

Поставленные задачи

Новые образовательные стандарты второго поколения ставят перед современным учителем новые воспитательные и образовательные задачи. Учебная практика — это возможность получения реального опыта по формированию гармонически развитой личности школьников. Молодой специалист учится использовать эффективные приемы обучения и воспитания.

Специфика заключается в том, что такая практика для практиков предполагает использование в качестве субъекта деятельности человека. Молодой педагог отрабатывает навыки от «неумения к умению». Вместо беспомощности, нежелания учиться он обязан сформировать в своих учениках самостоятельность, стремление к саморазвитию.

Подразделение практик

Практика для практиков может быть пассивной или активной. На первых курсах обучения в педагогических учебных заведениях студенты наблюдают за работой опытных педагогов, анализируют методические приемы, применяемые ими в работе.

Активная учебная практика подразумевает самостоятельное проведение учебных и внеурочных занятий, а также активную деятельность в качестве классного руководителя.

Молодой специалист должен научиться решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Ему необходимо овладеть навыками создания для школьников условий, которые бы способствовали развитию подрастающего поколения, вырабатывали бы позитивное и творческое отношение у школьников к преподаваемой учебной дисциплине.

Педагогическая практика — это создание комплекса условий, способствующих успешному решению поставленных перед молодым специалистом задач. Для того чтобы стать хорошим учителем, нужно научиться слышать и слушать детей.

Педагогические ситуации

Приведем пример практики, в ходе которой студентам предлагается решать определенные педагогические задачи. Молодой специалист, проверяя домашнее задание по математике, сначала порадовался его качеству, затем обнаружил, что весь класс списал его со шпаргалки. Учитель должен был справиться с этой ситуацией, найти выход. Что сделал молодой педагог? Он стал объяснять детям, что списывать неправильно, пообещал поставить им плохие отметки. А как бы поступил учитель со стажем?

Он сделал вид, что не догадался о массовом списывании, похвалил учеников за выполнение домашнего задания, объяснил новый материал. Учитель сел за свой стол, и предложил ребятам самостоятельную работу, в которую включил задачу, аналогичную той, что была дана накануне.

Часто проблемы теории и практики отличаются, зависят от индивидуальных особенностей классного коллектива, каждого отдельного ученика.

Приведем еще один пример ситуации, которую должен был решить молодой педагог. Учитель физической культуры собирал волейбольную команду школы, но один ребенок отказался участвовать в соревнованиях. На вопрос учителя о причинах нежелания защищать честь школы ребенок ответил, что у него нет времени на подобные мероприятия. Как должен был поступить молодой специалист?

Учитель со стажем пригласил бы в школу успешного предпринимателя, который когда-то играл в составе школьной команды, получил здесь навыки самостоятельности, смог реализовать их в жизни, стать обеспеченным человеком. Для начинающего учителя практика — это способ перенять тот опыт, которым обладают педагоги со стажем.

Особенности практики

Функциональные задачи предполагают реализацию профессиональных умений учителя. Например, это проведение беседы, чтение лекции, организация спортивного или экологического кружка.

Разработки теории и практики педагогической науки позволяют решать задачи профессиональным либо непрофессиональным способом. Первый вариант предполагает использование специальных средств и приемов деятельности, планирование поступков и действий. Профессионал знает, как во время учебного занятия организовать смену различных видов деятельности, удерживать внимание учеников. Именно эти навыки и должен получить студент педагогического учебного заведения, попавший на практику.

Получив практические навыки по воспитанию и обучению подрастающего поколения, отработав методические приемы преподавания определенной учебной дисциплины, молодой специалист обязательно станет успешным учителем.

Особенности отчета по педагогической практике

Он является логическим завершением теоретической части обучения, которая связана с методикой и спецификой преподавания предмета. В отчете должно быть представлено несколько документов: рабочая тетрадь, педагогический дневник, анализ посещенных уроков, характеристика учебного коллектива.

В педагогическом дневнике практикант указывает мероприятия, которые были проведены по воспитательной и ученой деятельности. Данный документ прикладывают к отчету. На титульном листе дневника указывают информацию о практиканте, имя руководителя практики.

В дневнике указывают сроки практики, цели и задачи, уровень обученности по предмету, тематику проведенных уроков, планирование, результаты контрольных работ.

Обязательным пунктом педагогического дневника является отзыв учителя о деятельности практиканта.

Помимо учебной работы студент осуществляет во время практики и воспитательную деятельность, поэтому в дневнике должны быть отмечены и внеклассные занятия, которые были организованы со школьниками.

В рабочей тетради студент указывает расписание уроков, приводит готовые конспекты, составляет список учеников класса.

Заключение

Полноценная педагогическая практика предполагает не только посещение учебных и внеурочных занятий будущим учителем, но и самостоятельное проведение им различных мероприятий. Студент должен на практике отработать те теоретические знания, которые были получены им в стенах педагогического учебного заведения. Первая часть практики предполагает посещение будущим учителем занятий своего наставника, составление плана собственной педагогической деятельности. Вторая часть связана с проведением уроков под руководством наставника, проведение самоанализа.

www.syl.ru