Голос в голос пение – Мужские и женские певческие голоса
Мужские и женские певческие голоса
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто, а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас.
Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.
В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.
Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:
Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.
Женские певческие голоса
Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).
Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.
Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Диапазон этого голоса – две октавы (от ля малой октавы до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру.
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:
Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:
Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко
Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой
Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.
Мужские певческие голоса
Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.
Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.
Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.
Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:
Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.
Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.
Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников
Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.
Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:
Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:
На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов ,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!
music-education.ru
отличия по тембру, окраске, диапазону голоса.
Очевидно, что каждый человек, наделенный талантом, преследует свои определенные цели. Одни мечтают о карьере на оперной сцене, другие грезят об эстраде. Но не всем, имеющим певческие голоса легко дается вокальное обучение, которое широко открывает двери на лучшие концертные площадки.
В детском возрасте потенциал девочек и мальчиков совпадает, а когда наступает мутационный период голосового аппарата, юношеские вокальные возможности меняются. У одних парней в дальнейшем развивается низкий мужской голос с хорошими вокальными данными, у других — нет. Существует шкала, по которой педагоги определяют виды музыкальных направлений, где певец мог бы себя реализовать.
Классификация певческих возможностей
История развития музыки знает много древнейших инструментов, созданных руками великих мастеров, но ни один из них не превзошел по совершенству человеческий голосовой аппарат.
Различают музыкальные направления, где классификация голосов проводится по характерным чертам исполнителя:
- силе звукоизвлечения;
- подвижности и виртуозности;
- внешним данным;
- актерскому дарованию, другим критериям.
Но диапазон при отборе исполнителей стоит на лидирующих позициях. Научиться мастерству классического пения, даже имея хорошие вокальные данные, абсолютный слух, непросто. Основу составляет техника, которая вырабатывается с помощью специальных упражнений. В зависимости от уровня дарования, одни исполнители приобретают навыки быстрее, другие — медленнее. Урокам вокала люди посвящают много лет, и легких путей к славе не существует.
Классификация певческих голосов по тембру.
Наиболее популярная форма обучения — индивидуальные занятия с педагогом, когда можно выработать например самый высокий певческий голос, используя соответствующие природные данные. Молодым исполнителям трудно дифференцировать свои голоса в различных направлениях. Опытные наставники помогают им определиться с выбором того или иного жанра. Оперные голоса, звучащие на лучших сценах, прошли высокую школу мирового искусства.
Женские типы голосов
Только для исключительных дарований практически не существует преград. Перуанская певица Има Сумак с фантастической легкостью владела диапазоном в 5 октав. Женские певческие голоса в то время не имели таких редких аналогов.
В детстве она не получила музыкального образования, но в дальнейшем учителем и верным спутником стал ее муж. Для нее не существовало преград, она исполняла и высокий и низкий предел с удивительной легкостью и непринужденностью. Долгие годы Има блистала и завораживала своим уникальным пением весь мир.
В процессе формирования искусства классификация женских голосов получила определенную структуру. Самый высокий женский голос называется «сопрано», которое включает другие разновидности.
- Колоратурное сопрано. Наиболее высокий голос среди женщин ценится в оперном жанре. Обладающие профессиональной гибкостью певческого аппарата, артистки без усилий покоряют 2,5 октавы. Певиц характеризует воздушная легкость воплощения образов. Они виртуозно исполняют сложнейшие пассажи.
- Лирическое сопрано. Отличает глубокий лиризм, мягкость звучания. Исполнительницы успешно справляются с мелодичными партиями из опер: Иоланта, Травиата и других шедевров мирового искусства. Диапазон — 2 октавы.
- Драматическое сопрано. Характерен яркий тембр, объемный звук. Эмоциональный накал позволяет исполнять произведения, выражающие глубокие чувства. Певцы обладают средней тесситурой, не превышающей 2 октавы.
- Меццо-сопрано. Певческие возможности не столь блестящие. Тип голоса имеет более низкий диапазон, чем вокальные данные для сопрано. Многие из них исполняют «брючные роли», изображая юношей или молодых мужчин. Одной из самых известных образов для драматического меццо-сопрано является огненная Кармен в одноименной опере.
- Контральто. Низкий голос, бархатный грудной оттенок позволяет исполнять партии великих русских и зарубежных композиторов. Знаменитая роль богини Земли в фантастической эпопее Ричарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» написана для самой низкой тесситуры.
Профессиональное владение природными регистрами позволяет формированию светлого и мощного звучания, где женские голоса раскрываются полно. Ровное исполнение по доступному уровню диапазона — не менее 2 октав — достигается в процессе систематического обучения, развития навыков к смешанному звучанию (микста).
Мужские голоса
Природная сила — главный критерий певческих способностей. Исполнение классики требует от артиста мощного звука и четкой дикции на фоне сопровождения. Самый высокий мужской певческий голос — это тенор.
- Лирический тенор. Подвижный высокий голос, мягкий тембр в пределах двух октав, по качеству может граничить с более плотным, лирико‒драматическим звучанием. В оперных представлениях такие характеристики чаще используют для исполнения партий с любовными интригами. Высокий и беззаботный характер легче передавать артистам, обладающим ярко выраженным тенором.
- Баритон. Яркий тембр приковывает слушателей объемным бархатным звучанием. Самый распространенный тип мужского вокала, диапазон которого находится на стыках между высоким тенором и басом. Такие оперные голоса часто являются лидерами смешных сцен. Он также наделен драматическим свойством, способным создавать насыщенные глубокие образы.
- Бас. Предельно низкий мужской голос встречается в природе реже, чем другие типы. Певцы, наделенные обычным басом, чаще исполняют комические, подвижные партии. Обладатели баса‒профундо высоко ценятся в мировой культуре. Для них характерны богатые грудные регистры, присущи мудрость и благородство. Низкий голос и уникальный тембр нередко становятся частицей церковно-хорового искусства.
Доверяйте своим ощущениям
Многие профессиональные коллективы переполнены исполнителями, где певческие голоса соответствуют уровню меццо-сопрано, способных воплощать свои таланты в других категориях, и это зависит от качества техники, уровня образования.
Ощущение напряженности в пении сигнализирует о том, что неправильно выбран диапазон, и такое исполнение разрушительно действует на связки. Когда певец испытывает чувство легкости, свободы, удовольствия от собственного исполнения — это означает, что исполнитель на верном пути, и ему подвластны далекие горизонты.
vseorechi.ru
Как определить тип голоса и какие виды существуют?
Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.
Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности диапазона голоса и тесситуру, а затем делают вывод.
Тембр
Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.
Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.
Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.
О тональности
Каждый тип голоса обладает своей тональностью. Людям комфортно петь в зоне природной работы голосового аппарата. Ее называют примарной, то есть к разговорному тембру добавляют две или три ноты вверх.
Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.
Что такое диапазон?
Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.
О тесситуре
Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому — нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.
Советы по технике
Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:
- Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над высотой звука.
- Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
- Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.
Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия музыкального слуха, концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.
Для развития голоса
Далее описаны советы для исполнителей, которые помогут сохранить и развивать вокальные данные:
- Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
- Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
- Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
- Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
- Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
- Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
- Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
- Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.
Во многих студиях вокала определяют тип голоса в согласии с классификацией, появившейся еще в XVI веке. Выделяют три мужских типа голоса — бас, баритон, тенор. Названия женских типов — контральто, меццо-сопрано, сопрано.
Характеристика женских типов голоса
Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.
Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.
Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.
Контральто – голос, который довольно редко можно услышать из уст женщины, поскольку он является низким, что нехарактерно для слабого пола. Звучание контральто отличается бархатностью, силой звука и грудными нотами.
Основные типы мужских голосов
Высокий мужской голос называют тенором, его подтипы именуют так: драматический, лирический или же лирико-драматический. Особенности этого голоса можно обозначить такими словами: певучесть, мягкая подвижность.
Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.
Басом называют самый низкий голос сильного пола. Песни, исполняемые басом, звучат более глубоко, чем баритон и тенор.
Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам
Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.
Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.
Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.
К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.
Об особенностях голоса
Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.
В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев голосовые связки, оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.
Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.
Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.
Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.
По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.
fb.ru
13 урок. Типы голосов
Если Вы планируете обучаться вокалу или уже обучаетесь (причем самостоятельно), Вы должны знать о том, что существуют разные типы голосов. Какие это типы? Давайте разберемся в этом.
Прежде чем начинать учиться петь, необходимо определить свой тип голоса. Если Вы учитесь петь у педагога, то он сам Вам подскажет, какой у Вас тип голоса. А если Вы учитесь петь самостоятельно, то это сделать придется Вам самому. Ведь от типа голоса зависит не только обучение в целом, но и подбираемые произведения.
Краткое содержание
Типы голосов
Давайте посмотрим, какие бывают типы голосов. У мужчин, женщин и детей — это разные типы.
При описании типов голоса Вы будете встречать следующие понятия. Давайте их разберем:
- Диапазон — это расстояние от самой нижней ноты, которую может взять человек, до самой высокой. Подробнее тут — «Диапазон голоса».
- Октава — интервал от одной ноты до такой же ноты, но в другой высоте (в следующей октаве), например, До-До, Ре-Ре, Ми-Ми. Подробнее тут — «Октавы на пианино».
Типы мужских голосов
- Бас. Низкий, грубый, «басистый» мужской голос. Диапазон — от Ми большой октавы до Ми первой октавы.
- Баритон. Средний мужской голос, который больше всего распространен среди мужчин. Обычный диапазон голоса баритона — от Ля большой октавы до Соль первой октавы.
- Тенор. Высокий мужской голос. Обычный диапазон тенора — До малой — До второй октавы.
Типы женских голосов
- Контральто. Низкий женский голос. Диапазон — Ми малой — Фа второй октавы.
- Меццо-сопрано. Средний женский голос. Диапазон голоса — от Ля малой октавы до Ля второй октавы.
- Сопрано. Высокий женский голос. Диапазон голоса обычных сопрано — 2 октавы (1-я и 2-я целиком) — До первой — До третьей октавы.
Типы детских голосов
- Альт. Низкий голос (касается и девочек, и мальчиков).
- Сопрано. Высокий голос (девочек и мальчиков).
- Дискант. Высокий голос у мальчиков.
Основные вокальные диапазоны
Давайте посмотрим на вокальные диапазоны самых распространенных типов голосов:
Основные вокальные диапазоныОпять же — это все примерно, ведь у двух разных людей с одинаковым типом голоса — может быть разный диапазон.
Как определить тип голоса?
Вы должны понять, что у начинающего вокалиста очень сложно определить тип голоса, практически невозможно. Потому что в процессе обучения голос меняется, расширяется диапазон (один из критериев для определения типа голоса), меняется тембр и все остальное.
Поэтому если и получится определить тип голоса у новичка, то, скорей всего, «диагноз» будет неправильным.
Признаки, по которым можно определить тип голоса:
- Вокальный диапазон. Диапазон, который может взять вокалист — от самой нижней до самой высокой ноты. Про это мы говорили тут — «Диапазон голоса». Ну а какой диапазон какому типу голоса соответствует — мы уже выяснили выше.
- Тембр голоса.
- Переходные ноты. Ноты, где голос переходит с речевого регистра на головной. Об этом мы говорили тут — «Регистры голоса».
- Как звучит верх.
Правильно определить тип голоса — очень важная задача. Самостоятельно определить тип голоса практически невозможно (имеется в виду, если человек самоучка в пении). Даже опытные педагоги по вокалу иногда ошибаются и могут назначить ученику другой тип голоса, не тот, который у него на самом деле. Из-за этого ученик долгое время может петь «не своим» голосом. То есть педагог будет подбирать для него такие произведения, которые не подходят для его голоса, что может плохо на нем отразиться.
Педагог по вокалуМой совет: найдите себе педагога по вокалу. Если у Вас мало денег или просто не хочется тратиться — найдите педагога на несколько занятий. Он определит Ваш тип голоса и научит основам, и с помощью этих знаний Вы уже дальше будете учиться петь самостоятельно.
Кроме того, определить тип голоса Вам может помочь врач фониатр, который специализируется на голосах. Не поленитесь — и сходите к нему, если он есть в Вашем городе.
Заключение
Мы с Вами разобрали, какие бывают типы голосов и как определить тип голоса. Но все же помните, что чтобы правильно определить, какой у Вас тип голоса, сходите хотя бы на пару занятий к педагогу, который это сделает вместе с Вами. Это будет большим плюсом в дальнейшем обучении.
А какой у Вас тип голоса? Пишите в комментариях, удачи!
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
muzykantam.net
Виды голосов в пении
Пение или вокал как и любой другой вид музицирования можно классифицировать различными способами. Голос – инструмент, можно разделить на несколько параметров. Какие же существуют виды голосов в пении и что такое вокальный диапазон?
Наиболее распространённой является классификация по полу и диапазону. Таким образом, мы выделяем основные типы:
Мужские голоса | Женские голоса |
---|---|
Бас | Контральто |
Баритон | Меццо-сопрано |
Тенор | Сопрано |
Также, существует классификация детских голосов в высоком и среднем регистре, их всего два вида, так как детские связки намного меньше, то и голоса детей намного выше – это дискант и альт. Пока мы не будем углубляться в эту тему, так как детский вокал требует особого внимания – в отличие от взрослого человека ребёнок растёт и его аппарат – связки постоянно меняются, что требует особого подхода и специальной методики развития голоса и обучения пению.
Сопрано.
Сопрано – самый высокий женский голос. Диапазон примерно 2 октавы (первая и вторая октава целиком). Этот тип можно охарактеризовать лёгкостью, нежностью, прозрачностью звучания. Певицам с таким типом голоса свойственно открытое, звонкое, подвижное звучание. Самые известные оперные женские партии написаны именно для сопрано. Также, у сопрано есть подтипы – это лирико-драматическое и лирико-колоратурное сопрано.
Меццо – сопрано.
Это более низкий тембр. Диапазон приблизительно от ля малой октавы до ля второй. Для такого голоса характерно насыщенно, густое, глубокое звучания. Певицам с такими характеристиками поручают партии женщин средних лет или драматических, и часто отрицательных персонажей.
Контральто.
Самый низкий из женских голосов и самый редкий. Не каждый оперный театр может похвастаться наличием певиц с необыкновенным грудным бархатным контральто.
Тенор.
Это высокий тип мужского голоса. Тенора различаются на лирические, драматические и лирико-драматические. Также бывают характерные теноры, их отличает какая-нибудь тембральная особенность, например дребезжание или звонкость. Диапазон варьируется от малой октавы до нот первой октавы. Есть и разновидности тенора, это Тенор-альтино и контртенор, которые совершенно запросто могут исполнить партии женских голосов.
Баритон.
Подобно характеристикам в женских голосах, баритон, как средний между тенором и басом отличается густотой, насыщенностью, необыкновенной мягкостью и глубиной звучания. Диапазон от ля большой октавы до ля первой октавы. Певцам с таким голосам часто поручают партии драматические, патриотические или лирическо-любовные.
Бас.
Самый низкий мужской голос, да и вообще самый низкий из всех голосов вообще. Диапазон варьируется от фа большой октавы до фа первой. Этому тембру присущи гудящие, раскатистые, а иногда очень жёсткие характеристики. А самый-самый низкий мужской голос называется бас-профундо, певцы с таким голосом могут петь ноты контроктавы, что само по себе необыкновенно.
Вот основные характеристики голосов, а какой голос у вас?
singlikeme.ru
Как правильно определить тип голоса?
Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.
Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.
Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от церковного хора, в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:
4 критерия определения голоса
В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:
- Тембр голоса. Так называют неповторимую окраску голоса, которая может быть светлой и тёмной, насыщенной и мягкой, лирической нежной. Тембр складывается из индивидуальной окраски голоса, которая есть у каждого человека. У одного голос звучит мягко, тонко, даже немного по-детски, у другого уже в ранние годы имеет насыщенную грудную окраску. Различают тембр головной, грудной и смешанный, мягкий и резкий. Он является основной характеристикой окраски. Есть голоса, резкий тембр которых звучит очень отталкивающе и неприятно до такой степени, что им не рекомендуется заниматься вокалом. Тембр, как и диапазон, является отличительной особенностью певца, а голос выдающихся певцов и певиц отличается яркой индивидуальностью и узнаваемостью. В вокале цениться мягкий, красивый и приятный для слуха тембр.
- Диапазон. Каждый тип голоса имеет не только своё характерное звучание, но и диапазон. Его можно определить во время распевания или, попросив человека спеть песню в удобной для него тональности. Обычно певческие голоса имеют определённый диапазон, который позволяет безошибочно определить его тип. Различают рабочий и нерабочий диапазон голоса. Профессиональные певцы имеют широкий рабочий диапазон, который позволяет им не только замещать коллег с другими голосами, но и красиво исполнять оперные арии для других партий.
- Тональность. Любой голос имеет свою тональность, в которой исполнителю удобно петь. Она будет разной у каждого типа.
- Тесситура. Так называется определённый участок диапазона, в котором исполнителю удобно петь. Для каждого голоса он свой. Чем шире этот участок, тем лучше. Часто говорят о том, что есть удобная и неудобная тесситура для голоса или исполнителя. Это значит, что, песня или партия в хоре может быть удобной для пения одним исполнителем и неудобной для другого, хотя диапазоны у них могут быть одинаковыми. Так можно определить и особенности голоса.
Как правильно определить тип голоса у детей
Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.
Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы. Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.
Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.
Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.
Как правильно определить свой тип голоса
В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.
Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.
Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.
Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.
Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.
Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.
Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.
Вот ещё один способ, как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.
Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.
Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!
music-education.ru
Как развить голос для пения в домашних условиях до совершенства МузШок
Многие люди с детства уверены, что красиво петь — это не про них, а все вокалисты из телевизора родились с красивым голосом, и никак его не разрабатывали. На деле каждый голос нуждается в постановке: отработке певческого дыхания, правильной вокальной позиции, пении на опоре и т.д. Будни профессионального вокалиста — это репетиции как у спортсмена!
Как развить голос для пения в домашних условиях до совершенства
Если вы любите петь, но вы и окружающие не в восторге от вашего вокала — не отчаивайтесь. Голос есть у всех, просто над ним нужно работать: тренировать мышцы работать как надо, а не как хочется. Пение — сложный процесс, в котором участвуют и речевой аппарат, и мышцы лица; на пение влияет и положение тела, и настроение вокалиста. Неслучайно же в музыкальных школах именно учат петь и работают над подачей звука, над тембром, вокальной позицией и другими техническими моментами.
Причиной вашего, на ваш взгляд, некрасивого пения, может быть все что угодно: физические и психологические зажимы, неправильное дыхание, неправильная позиция гортани и мягкого нёба, ненаправленность звука и т.д. Это — исправляемые тренировками детали, как и пение в нос, чистота интонирования, слабая сила звука. Иногда причиной «у меня нет голоса» бывает неразвитый музыкальных слух или дискоординация слуха и голоса. Результатом одного и второго является непопадание в ноты, только неразвитый слух лечится работой с сольфеджио, а дискоординация — специальными вокальными упражнениями. Суть в том, что человек ноты слышит, а попасть не может, т.к. не контролирует свой певческий аппарат.
Чтобы развить голос в домашних условиях, необходимо пройти следующие этапы:
- Научиться правильно дышать. Вокалисты используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, т.е. контролируют поток воздуха при помощи мышц диафрагмы. Это дает чисты, ровный звук. Если во время пения дышать грудью, то силы выдоха не будет хватать, и человек перейдет на пение на связках. А это — сдавленный звук и зажимы.
- Поставить опору. Это вытекает из предыдущего пункта. Опора — это результат правильного дыхания, когда во время пения вы ощущаете воздушный столб внутри. Пение на опоре избавляет от зажимов и раскрывает природный голос.
- Привести в порядок звукоизвлечение. Когда вы научитесь контролировать внутренние органы певческого аппарата, то сможете поставить его в правильное положение, и ваш звук приобретет иной характер. Более глубокий, атакующий, управляемый. К этому пункту относится и тренировка артикуляции, и упражнения на техническую сторону пения.
- Соединить всё вместе. Звучит просто, но требует регулярных тренировок.
Развить голос для пения, если его нет, возможно. Но эффективнее это делать под руководством педагога по вокалу, т.к. человек сам себя не может слышать и диагностировать вокальные проблемы. Даже у профессиональных певцов есть педагоги, а что говорить об абсолютных новичках. Педагог составит индивидуальную программу, исходя особенностей вашего голоса, и убережет от травмирования связок.
Записаться на уроки
muzshok.by