Упражнения для развития речи: 15 эффективных упражнений для развития речи

Содержание

15 эффективных упражнений для развития речи

Выразительная, правильная речь – важная составляющая успешности любого человека. И, конечно же, лучше начинать “ставить” ее в самом нежном возрасте. К Международному дню логопеда, который отмечается 14 ноября, мы подготовили для вас список самых простых и веселых упражнений для профилактики и лечения логопедических проблем, которые можно и нужно делать дома. Для удобства мы разделили все упражнения на комплексы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ С, 3, Ц

Лягушка-слон
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.     
Месим тесто 
Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его поочередно зубами и губами.
Важно!
Нижняя губа не должна подворачиваться, края языка должны касаться уголков рта.

 
Расческа 
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. 
Кошка 
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. 
Змейка-камень 
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 
Футбол 
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». Как вариант: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались. 
Качели 
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: сначала кончик языка за верхними резцами, затем — за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ

Бегемот 
Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Лягушка-слон 
Описание упражнения выше
Месим тесто
Описание упражнения выше  
Парус 
Улыбнуться, широко открыть рот. Кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 8. Отпустить язык.
Лошадка
Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Важно!
Сначала выполняйте в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться. 
Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Важно!
Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Язык должен быть широкий, как шпатель.
Качели
Описание упражнения выше.
Грибок 
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении «улыбки». При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.
Важно! Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
Чашка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, как края чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать под счет до 5-10. 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ Л и ЛЬ

Месим тесто
Описание упражнения выше 
Вкусное варенье
Описание упражнения выше
Расческа
Описание упражнения выше
Качели
Описание упражнения выше
Лошадка
Описание упражнения выше

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧЕТКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКОВ P и PЬ

Бегемот
Описание упражнения выше
Лошадка 
Описание упражнения выше 
Вкусное варенье 
Описание упражнения выше
Грибок 
Описание упражнения выше
Качели 
Описание упражнения выше
Футбол 
Описание упражнения выше
Парус 
Описание упражнения выше
Дятел 
Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Важно! Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Нужно следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара. 

Заведи мотор 
Улыбнуться, широко открыть рот. Поднять язык вверх. С силой ударять кончиком языка по альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и произносить дын-дын-дын. Сначала медленно, потом быстрее. Повторять в течение 5-10 секунд. 

300 игр для развития речи: задания и упражнения для дошкольников и младших школьников (Сергей Зеленко)

531 ₽

348 ₽

+ до 79 баллов

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Купить

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Осталось мало

В наличии в 124 магазинах. Смотреть на карте

14

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В сборнике представлены дидактические игры, задания и упражнения, направленные на развитие речи, мышления и интеллекта детей. Пособие может быть использовано для проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста индивидуальных и групповых занятий по целенаправленному расширению и совершенствованию словарного запаса.

Пособие адресовано родителям дошкольников и младших школьников, педагогам детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, организаторам внешкольной и внеклассной работы, педагогам дополнительного образования, логопедам и учителям-дефектологам.

Описание

Характеристики

В сборнике представлены дидактические игры, задания и упражнения, направленные на развитие речи, мышления и интеллекта детей. Пособие может быть использовано для проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста индивидуальных и групповых занятий по целенаправленному расширению и совершенствованию словарного запаса.

Пособие адресовано родителям дошкольников и младших школьников, педагогам детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, организаторам внешкольной и внеклассной работы, педагогам дополнительного образования, логопедам и учителям-дефектологам.

Феникс

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «300 игр для развития речи: задания и упражнения для дошкольников и младших школьников» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Сергей Зеленко «300 игр для развития речи: задания и упражнения для дошкольников и младших школьников» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.

Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

5 упражнений Эксперты клянутся, что помогут с задержкой речи у малышей

Для родителей нет ничего более захватывающего, чем наблюдать, как их ребенок достигает новых вех в своем развитии, и нет ничего более тревожного, чем когда они чувствуют, что их ребенок может отставать. Хотя языковые навыки развиваются у всех детей в разное время, если вы подозреваете, что ваш ребенок отстает в развитии, существуют рекомендованные экспертами упражнения для коррекции задержки речи у малышей.

Содержание

  • Упражнения при задержке речи у малышей
  • Может ли малыш перерасти задержку речи?
  • Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?
  • Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?

Несмотря на то, что задержка речи у малышей часто может быть проблемой, из которой ваш ребенок вырастает, это не делает его менее тревожным, если вы являетесь родителем. К счастью, есть способы помочь своему малышу, если вы чувствуете, что он отстает от своих сверстников. Вот пять упражнений, которые эксперты клянутся помочь с задержкой речи у малышей, которые вы можете делать дома.

По данным Nemours Kids Health, у вашего ребенка может быть задержка речи, если к 2 годам он только имитирует звуки и шумы и не говорит спонтанно, произносит только определенные звуки и слова и не может общаться с вами вербально, может не следуют простым указаниям и имеют хриплый или гнусавый голос. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка речи, важно поговорить с врачом, но есть несколько упражнений, которые вы можете выполнять дома, чтобы помочь своему ребенку.

Упражнения при задержке речи у малышей

Прочтите им

Один из способов помочь вашему малышу с задержкой речи — читать ему каждый день как можно чаще. Дети учатся говорить и издавать звуки часто посредством имитации и взаимодействия. Читайте вместе с ребенком подходящие по возрасту книги и позволяйте ему практиковаться в «чтении» вместе с вами.

Поговорите с ними

По данным Reid Health, вы также можете помочь улучшить задержку речи вашего малыша, практикуя разговор с ним. Они предлагают попрактиковаться в работе со звуками или словами, с которыми ваш малыш может бороться, и даже сделать из этого игру, чтобы сделать ее более увлекательной. Когда ваш ребенок начнет осваивать различные звуки, вы можете помочь ему применить свои новые навыки при изучении слов с таким же звучанием.

Поощрять пение

Знаете ли вы, что ваш малыш может спеть песню раньше, чем произнести полное предложение? Пение на самом деле является отличным способом помочь малышу, который испытывает задержку речи, потому что пение может помочь расширить словарный запас малыша. Согласно недавнему исследованию, «неформальный музыкальный опыт дома способствует развитию грамматики».

Модель разговора с самим собой

Стамурай предлагает использовать внутренний диалог, чтобы улучшить задержку речи у малыша. В основном это означает, что когда вы со своим ребенком, вы всегда говорите о том, что вы делаете, и называете различные предметы или предметы вокруг вас. Если вы в продуктовом магазине, вы можете назвать каждый предмет и рассказать о нем, когда кладете его в тележку, или, если вы дома и играете с игрушками, расскажите об игрушке и о том, как вы с ней играете. . Опять же, повторение является ключом к тому, чтобы помочь малышам развить свои языковые навыки.

Используйте соломинки для питья

Reid Health также предлагает использовать соломинки для питья, чтобы помочь вашему малышу развить мышцы рта, которые могут помочь в его языковых навыках. Они могут использовать соломинку для питья или просто выдувать воздух, чтобы укрепить эти мышцы. Они предлагают взять мяч для пинг-понга или что-то подобное, чтобы сделать из него игру, посмотреть, сможет ли ваш малыш дунуть в соломинку и провести мяч через импровизированные ворота.

Может ли малыш перерасти задержку речи?

Возможно, малыш перерастет задержку речи. Speech Buddies предполагает, что есть три фактора, которые могут помочь определить, перерастет ли малыш речевой вызов; возраст ребенка, тяжесть речевых проблем у ребенка, а также наличие речевых проблем у ребенка и/или его семьи в анамнезе. Центр Ханена также отмечает, что у большинства детей, которые испытывают задержку речи, которая только связана с речью, а , а не с пониманием или использованием языка, имеют шанс от 70 до 80% перерасти задержку речи. Если вас беспокоит языковое развитие вашего малыша, всегда лучше проконсультироваться с врачом, чтобы узнать, нужна ли логопедическая терапия или они думают, что ваш ребенок перерастет задержку речи.

Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?

Родители могут помочь своим 2-летним детям дома, побуждая их использовать слова. Детский логопед Алисса Гусенофф объяснила Verywell Family, что предвидение того, что ребенок хочет или в чем нуждается, не побуждает его говорить. Вместо этого она предлагает подождать, пока они сами спросят о том, чего хотят, чтобы попрактиковаться в разговорной речи. Она также предлагает предлагать ребенку выбор, например, спрашивая: «Хочешь молока или сока?» вместо «Что бы вы хотели выпить?» Это дает ребенку слово, которое ему нужно сказать, вместо того, чтобы полагаться на то, что он придумает слово.

Другие эксперты рекомендуют свести к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы, а также не включать телевизор во время работы с ребенком. Ребенку может быть трудно сосредоточиться, когда есть отвлекающие факторы, поэтому наличие области, на которой он может сосредоточиться, способствует лучшей учебной среде.

Гусенофф также рекомендует много раз повторять, разговаривая с ребенком, в том числе повторять, как он что-то неправильно произносит. Она говорит, что многие дети не понимают, что неправильно произносят слова, пока не услышат, что им говорят в ответ. Она также отмечает, что родители должны знать ограничения своих малышей, и если кажется, что их ребенку не помогает помощь дома, возможно, пришло время для профессионального руководства и вмешательства.

Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?

Хотя у детей с диагнозом аутизм часто встречается задержка речи, многие дети без аутизма также испытывают ее. По данным Verywell Health, дети с расстройством аутистического спектра часто сталкиваются с проблемами социального общения, а также с задержкой речи, в то время как другие дети, не принадлежащие к спектру аутизма, могут испытывать задержку речи, но по-прежнему мотивированы этими социальными сигналами от других людей.

Все дети разные, и каждый ребенок достигает вех на разных этапах развития. Если вы обеспокоены тем, что у вашего малыша может быть задержка речи, вам следует проконсультироваться со своим педиатром, который определит, нужно ли вашему ребенку посещать логопеда или не о чем беспокоиться.

Рекомендации редакции
  • Как помочь малышу привыкнуть к новому ребенку
  • Лучшие группы Facebook для родителей малышей
  • Покажите своему маленькому ребенку, что вы его любите, с помощью этих занятий для малышей ко Дню святого Валентина.
  • Ваш ребенок проводит слишком много времени у экрана? Это зависит от вашей лени как родителя
  • Как спланировать график кормления вашего малыша, чтобы он был счастлив

6 упражнений для детей с языковыми трудностями

7 минут

Чтение может быть хорошим способом помочь детям с языковыми проблемами. Эта творческая процедура поможет им расширить свой словарный запас и синтаксические структуры.

Автор: Даниэла Кольменарес

Последнее обновление: 15 августа 2022 г.

Дети с языковыми трудностями должны получать помощь от профессионала и от своих родителей. Это один из лучших способов развиваться и совершенствоваться с течением времени.

«Этот маленький мальчик плачет в классе, потому что его одноклассники смеются над тем, как он говорит. Они смеются, потому что он не может произнести такие слова, как автомобиль, железная дорога или дорога. Таким образом, , он чувствует вину за то, что он не должен чувствовать себя виноватым из-за : он ребенок, у которого проблемы с произношением одного или двух слов».

Не позволяйте этому случиться с близким вам ребенком. Прочтите эти советы и помогите им исправить проблему, столь распространенную в детстве. Задержка речи не обязательно означает проблемы в других областях развития ребенка.

Упражнения, которые могут помочь детям с языковыми трудностями

Тот факт, что у ребенка проблемы с речью, не означает, что он умственно отсталый или неспособный. Более того, вполне вероятно, что такие проблемы с речью бывают только в детстве.

Хотите верьте, хотите нет, но у подростков и взрослых с отличной речью в детстве могли быть нарушения речи. Это не мешало им развиваться и иметь совершенно нормальную взрослую жизнь.

1. Карточки

В первую очередь , карточки со звуками действительно может помочь детям научиться правильно произносить каждый слог. Лучший способ сделать это — превратить это упражнение в игру и поощрять ребенка, когда он правильно произносит каждый звук.

Рекомендуем прочитать: Медитация: альтернатива наказанию для детей

2. Упражнения с зеркалом

Далее упражнения с зеркалом полезны для детей, у которых есть проблемы с произношением слов и звуков. Зеркало помогает им увидеть, как правильно двигать ртом и издавать звуки .

3. Дыхательные упражнения

Они направлены на то, чтобы стимулировать ребенка, помогая ему осознать тип дыхания, связанный с актом речи. Они также стимулируют дыхательный цикл при назально-щечной, щечно-щечной фонации. Ребенок может практиковать их ежедневно, но прекращать их при первых признаках усталости. Вот процедура:

  • Во-первых, вдох и выдох через рот
  • Вдох и выдох через нос
  • Затем вдохните через нос и живот и выдохните через рот
  • Вдох через нос по направлению к верхней части грудной клетки и выдох через рот
  • Глубокий вдох с задержкой и выдох через нос
  • Затем вдохните через нос в три вдоха и выдохните через рот в один вдох
  • Вдох на одном вдохе и выдох на три вдоха

К этим упражнениям относятся дуновение путем надувания щек и выталкивания воздуха, дуновение в руки, дуновение путем направления воздуха в нос. Затем дуют в грудь, надувают воздушные шарики, выдувают бумагу или ватные шарики на стол. Или, дуя в воздух инструментами.

4. Упражнения для губ

Ниже приводится список действий, выполняемых с губами:

  • Открытие и закрытие рта зевающим движением
  • Переместите губы в обе стороны, вправо и влево
  • Улыбка с открытым ртом и улыбка с закрытым ртом
  • Свистящий
  • Поцелуи в воздухе
  • Поместите карандаш между верхней губой и носом так, чтобы он не упал, как усы

5.

Отработка артикуляционных движений

Язык является основой развития речи. Эти упражнения помогут ребенку осознать, что он может двигать им и брать туда, куда ему нужно:

  • Открыть рот и высунуть язык вперед, медленно, а затем так же медленно повернуть назад.
  • Высунуть язык и направить его к носу как можно ближе. Затем сделайте то же самое, указывая на подбородок .
  • Поднесите язык к нёбу и дайте кончику коснуться верхних зубов. Вы можете дополнить это упражнение, заставив язык пробежаться по ротовой полости. Затем касаясь всех зубов и моляров.

6. Повторение может помочь при языковых проблемах

Повторение слов снова и снова является одним из наиболее эффективных упражнений, помогающих при проблемах с речью. Каждое повторение должно быть медленным, чтобы ребенок мог их услышать и осознать фонемы.

7. Разговаривайте с детьми


Родители и другие члены семьи должны часто общаться с детьми язык

Вы можете узнать об этапах развития речи у детей

8.

Развитие речи и произношения

Для развития речи у маленьких детей давайте им то, что они просят, только если они говорят правильное слово. Ничего не предпринимайте, если они прибегают только к жестам рук. Это способ мотивировать их искать способы использования языка, чтобы получить то, что они хотят.

Также в непринужденной обстановке имейте под рукой альбомы семейных фотографий или книжки с картинками с изображением человеческого тела, предметов одежды и предметов быта. Короче говоря, побуждают их указывать и называть то, что они видят . Альтернативы включают повторение чисел или гласных в такой последовательности, как aeiou/aeiou/aeiou/aeiou столько раз, сколько они хотят.

Кроме того, побуждайте их произносить согласные штрихи, такие как /ta/te/ti/to/tu; тра/тре/три/тро/тро/тру; ка/ке/ки/ко/ку; и т. д. Важно в каждом конкретном случае пересматривать артикуляционные точки и дыхательные упражнения.

9. Упражнения на слух

Отнесите их в тихую комнату и произведите звуки с помощью различных материалов, замаскировав их. Это для того, чтобы они могли догадаться, что они собой представляют. Для этого упражнения подготовьте различные предметы, чтобы издавать звуки. Это не обязательно должны быть музыкальные инструменты, но, конечно, могут пригодиться духовые, ударные и струнные инструменты.

Металлические и деревянные предметы, а также камни или кухонная утварь и пластмассовые предметы; все, что издает звук. Проявите творческий подход и исследуйте любые ресурсы, которые могут превратить комнату в забавную звуковую коробку .

10. Игры со словами помогают при языковых трудностях

Используйте песни, скороговорки, пословицы, поговорки, песнопения и все, что вы знаете наизусть. Кроме того, песенники и школьные учебники — отличные инструменты для работы над памятью, артикуляцией и произношением.

Вы должны знать, что пение во многих случаях уменьшает языковые проблемы. Таким образом, исследуйте потенциал ритма как существенного элемента языкового производства. На самом деле, «Музыкальная терапия опирается на звук как на средство невербальной коммуникации. Способствует любому общению с ребенком через звук, ритм, музыку и тишину».

Исследователь Химена Борха утверждает: « пение может дать возможность изучить выразительную силу вербального языка ». Попробуй это!

11. Чтение

Чтение — хороший ресурс для улучшения речи детей. Это потому, что с его помощью они могут развивать новый словарный запас. По крайней мере, согласно этому исследованию, проведенному Образовательным фондом Арауко в Чили. Дети учатся лучше строить предложения и произносить более сложные для них слова, когда вы им читаете. Например, истории могут помочь им стимулировать творчество и воображение.

Диагностика языковых трудностей

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются родители, является определение того, есть ли у их детей языковые трудности. Нужна ли им поддержка специалиста. По крайней мере, согласно этому исследованию, проведенному Автономным университетом Мексики (UNAM). Однако важно подчеркнуть, что у каждого ребенка свои вариации в развитии речи.

Некоторые из ситуаций, которые могут помочь определить, есть ли у ребенка проблемы с речью, включают:

  • Ребенок не сказал ни одного слова в возрасте 18 месяцев и не указывает на предметы. Кроме того, они не проявляют никакого интереса или намерения общаться.
  • Кроме того, 18-месячный ребенок не понимает простых инструкций, состоящих не более чем из трех слов.
  • Ребенок только повторяет то, что слышит, а в два года нельзя понять, что он говорит.
  • Кроме того, к трем годам ребенок не образует множественное число и не использует местоимения.
  • Наконец, к четырем годам ребенок неправильно произносит согласные, издает носовые звуки или не спрягает глаголы при разговоре.

Рекомендации для родителей детей с языковыми трудностями

Прежде всего, родители должны помнить, что дети учат язык, подражая и слушая окружающих.