Панических атаках: Панические атаки — признаки, симптомы, причины, диагностика и способы лечения заболевания
10 мифов и заблуждений о панических атаках
Для многих панические атаки — это не какие-то непонятные переживания героев в американских сериалах. Это реальные проблемы, которые мешают жить и, самое главное, от которых практически невозможно избавиться самостоятельно. Люди, страдающие паническими атаками, живут в настоящем аду, окружая себя страхами и мифами. Вот несколько таких мифов мы и попросили развеять специалиста по паническим атакам и ВСД, психолога Алексея Красикова.
Теги:Сериалы
Психология
Мнение психологов
мифы о здоровье
панические атаки
GettyImages
Алексей Красиков
Психолог
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Миф № 1: паническая атака — это сердечный или сосудистый приступ
На самом деле, паническая атака — это только лишь острый испуг! Те физиологические процессы, которые происходят с человеком в это время, связаны с мощным выбросом адреналина. Сначала человек пугается новых непонятных ощущений, а потом доводит свой испуг до состояния паники. Это не приступ, это так действует адреналин.
⚡️⚡️⚡️ ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИЩИ НАС В Яндекс.Дзен, VK, Telegram, Одноклассниках.
Миф № 2: панические атаки изнашивают сердце
Давно доказано, что приступы страха, как и приступы радости, ничего не изнашивают. Острый испуг, как и любые эмоции, отрабатывается организмом природосообразно. Для миокарда нет никакой разницы, бежишь ли ты по беговой дорожке с пульсом 160-170 или чего-то пугаешься с таким же точно пульсом. Для сердца абсолютно не значимо, по какому поводу оно выполняет свою работу. Изнашивание миокарда — это один из мифов, который вводит людей в еще большую тревогу. Ничего не изнашивается. Сердце работает в естественном режиме.
Миф № 3: панические атаки могут привести к смерти
Ни одна паническая атака к смерти привести не может. Паника равнозначна любой эмоции. Ты же, к примеру, не боишься умереть от радости. Для работы организма разницы нет, радуешься ли ты, переживаешь, паникуешь. Данный миф взят из историй так называемой возрастной медицины. Когда бабушкам говорили: «Меньше нервничайте, это опасно». В действительности же к преклонному возрасту набирается ряд патологий сердца, при которых острые эмоциональные всплески могут привести к определенным последствиям. Но если ты прошла обследование и абсолютно здорова, то ни позитивные, ни негативные эмоции к здоровью сердца отношения иметь не будут.
Миф № 4: паническая атака — это симптом какой-то болезни
На самом же деле паническая атака — это не симптом, это острый испуг. Но возникает она на фоне вегетативного напряжения, которого человек потом пугается. А вегетативное напряжение возникает из-за эмоционального расстройства, которое в медицине называется неврозами. Поэтому искать проблему нужно в собственных эмоциональных состояниях, которые привели к такой вегетативной реакции.
Миф № 5: панические атаки видно публично
В действительности панику и все то, что с тобой во время нее происходит, совершенно не видно. Тебе только кажется, что ее видно, поэтому возникает стыд, который может ее только усилить. Со стороны это видится так, будто бы ты куда-то спешишь и чем-то взволнована, опаздываешь или забыла что-то дома.
Миф № 6: паническая атака может довести до шизофрении
Шизофрения, как патология большой психиатрии, и паническая атака — это два совершенно разных направления. Панические атаки развиваются на фоне невротических, эмоциональных расстройств. Они абсолютно обратимы и не приводят человека к органическим изменениям. А шизофрения — это генетическое заболевание или же приобретенное посредством травм коры головного мозга. Ни панические атаки, ни неврозы, ни ВСД не могут перейти в шизофрению. Никакого мостика между этими расстройствами нет.
Миф № 7: панические атаки бывают только у больных людей
За весь мой десятилетний опыт работы с предпринимателями, бизнесменами, домохозяйками, школьниками и политиками я убедился, что паническим атакам, как проявлениям невротических расстройств, подвержены абсолютно все. Неврозы — настоящий бич современности.
Миф № 8: паническая атака опасна потерей контроля
На самом деле никакой контроль не теряется. Наоборот, при выбросе адреналина организм мобилизирует все силы, знания, защитные функции и так далее. Все чувства максимально обострены. Человек, находящийся под действием паники, озабочен спасением.
Миф № 9: как можно скорее нужно, чтобы паника прекратилась
Он основан на предыдущих мифах, где люди считают, что паника может привести к смерти или шизофрении. Главный принцип работы с панической атакой — никуда не бежать, ничего не делать. Отнесись к своему напряжению с пониманием и, если хочешь, с юмором. Нужно максимально расслабиться, принять свое состояние, улыбнуться. «Ну, давай! Мне нехорошо, но я знаю, что мне ничего не грозит. Просто это такое мое эмоциональное состояние».
Миф № 10: необходимо, чтобы во время панической атаки рядом были люди
Запомни, ты не больна! Тебе не нужна скорая помощь. Тебе не нужно, чтобы тебя кто-то спасал. Это иллюзия под названием «паника». Ты должна доказать себе, что страх и тревога абсолютно безопасны. Не надо таскать на привязи мужа, подругу, чтобы они якобы успели вызвать скорую. Со своими приступами ты должна справиться сама. Должна доказать себе, что просто имеешь привычку пугаться.
P.S. Самое главное в панических атаках — научиться понимать природу вегетативного напряжения. Если ты хочешь с ними справиться, нужно понимать, что паника — это последствие неправильной интерпретации твоего состояния. Если ты сможешь объяснить себе это, то легко с ней справишься. А потом уже вместе с психологом ты должна найти причины, которые вызывают это самое состояние.
Самосовладание как один из методов психотерапевтической помощи при панических атаках //Психологическая газета
Согласно американским исследованиям, от 4 до 28 процентов людей хотя бы раз в жизни сталкивались с паническими атаками. В основном это категория людей в возрасте от 24 до 60 лет, с преобладанием женского контингента [18]. Панические атаки другими словами называют приступами паники [2]. Обычно они происходят в стрессовых и близких к ним ситуациях [19]. Суть панических атак в том, что человеку без видимой причины становится страшно. Его внезапно охватывает внутренняя паника, при которой он просто не может контролировать свои мысли и действия. Данное состояние сопровождается дискомфортом в груди, сердцебиением, слабостью, потливостью, ощущением нехватки воздуха, человеку становится холодно или жарко [17].
Панические атаки могут возникать у человека по целому ряду причин. Прежде всего, это зависит от ситуации. Нередко обострению способствует замкнутое пространство. Часто приступ начинается во время полета на самолете, поездке в метро или даже в привычном автомобильном транспорте. Человек всегда стремится избегать обстоятельств, в которых подвергся приступу, но, как показывает практика, подобное поведение не приносит нужных результатов. Даже если человек откажется от поездок в метро или лифте, приступ может возникнуть где угодно, например, на переходе для пешеходов.
Доказано, что страх не исчезает, но приобретает другую форму, видоизменяется, и происходит его переключение на другие объекты или ситуации. В связи с этим методы борьбы с паническими атаками, прежде всего, заключаются в психотерапевтических методиках, так как главной причиной проблемы являются собственные страхи человека [там же].
В настоящее время применяется множество методик преодоления панических атак. Одни из них действенны, другие требуют доработок [15].
Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из часто применяемых методик в данном роде проблем [29]. Ее смысл заключается в обучении человека контролю над своим психофизиологическим состоянием с помощью познавательных тренингов, дыхательных упражнений, методов медитации [16].
Дыхательные упражнения помогают побороть паническую атаку благодаря контролю дыхания. Этот способ отличается своей простотой и действенностью [22]. Он помогает справиться с гипервентиляцией, прерывая порочный круг вегетативного криза.
Другой известный способ избавления от панических атак — это медитация [30]. Не стоит ее путать с религиозными практиками, так как медитация — это всего лишь определенная техника релаксации. Хороша медитация тем, что позволяет справиться с причиной панических атак [13]. Она снижает чувствительность к воздействию стресса, учит расслабляться и не поддаваться своим страхам. Заметим, что положительный результат достигается не сразу и только при регулярных упражнениях. Также медитация гарантирует долгосрочный эффект, обучая оставлять трезвый ум, твердую волю, умение не вовлекаться в чувства и мысли в стрессовых ситуациях [20].
Нельзя не отметить, что справиться с внезапно возникшей тревогой и паникой помогают занятия спортом или простые физические нагрузки.
Другая методика, которая часто используется в классической практике врачей-психиатров, — это гипноз. Сеанс гипноза позволяет разобраться во внутренних конфликтах, нередко являющихся причиной панических приступов. Следует отметить, что данная методика не всегда обеспечивает долгосрочный результат, также не всем пациентам она подходит, потому что, как известно, лишь часть людей поддается гипнотическому внушению [7].
Еще один вид помощи при панических атаках — это технология эмоционального очищения. Он заключается в повторении фразы «Хотя я боюсь …, я глубоко и полностью принимаю себя». Принимая себя таким, какой он есть, со всеми своими страхами, человек работает с причиной своих панических атак [25].
Известен также метод переключения внимания на объекты внешнего мира. Звонок другу, просмотр фильма комедийного жанра, чтение юмористического журнала, приятные воспоминания могут предотвратить паническую атаку или снизить тяжесть ее протекания. Для этого нужно найти свой якорь, который станет пунктом опоры во время приступа. Это могут быть обыкновенный счет, пение забавной песенки, планирование дел на завтра, решение детских кроссвордов. Главное — вынырнуть из своего «глубокого» внутреннего мира наружу, не идти на поводу психосоматического расстройства [21].
Метод «бумажного пакета» осуществляется с помощью бумажного пакета, который плотно прикладывается к лицу. Нужно медленно вдыхать и выдыхать в пакет, пока приступ не прекратится. Метод основан на понижении уровня кислорода и повышении концентрации углекислого газа, за счет чего восстанавливается газовый баланс.
Метод «Зритель» заключается в наблюдении за своими паническими атаками как бы со стороны. Наблюдаемые явления следует фиксировать на бумаге.
Результатом такого поведения становится обесценивание страхов, привыкание к ним, узнавание их истинной природы [12].
Метод визуализация образов позволяет представить, как выглядят страх и тревога. Созданный образ необходимо «уничтожить» любым способом — сжечь в огне, смыть океаническими водами, превратить образ страха в облако, которое исчезает за горизонтом.
Для метода «Спирали» нужно определить источник тревоги, представить его в виде образа. Затем перенести ощущение страха в поток энергии, которая движется по спирали [9]. Определив направление энергетического потока (по часовой стрелке, против нее), нужно сменить движение на противоположное и наблюдать за новым потоком, пока не наступит чувство психологического комфорта [27].
В настоящее время в сфере ментального здоровья стоят задачи разработки новых превентивных мер по сохранению и укреплению психического здоровья [11], мер как общего характера, так и частного — для специалистов различного профиля (включая психогигиенические методы индивидуального характера [23]). Запатентованный метод «Самосовладание по Асимову» отвечает этим требованиям и в настоящее время широко внедряется как метод личной психогигиены. Данный метод широко внедрен в клиническую практику: в общесоматическую медицину, онкологию, психиатрию, наркологию — как психотерапевтический метод, а также в программы психогигиены школьников, студентов (особенно медиков), медицинских работников.
Предложенный метод есть результат интеграции различных психотерапевтических направлений: поведенческой терапии, символодрамы, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, копинг-стратегий [5]. Метод самосовладания основан на концентрации таких психических процессов человека, как чувства, ощущения и образы, и на наблюдении за ними [4].
Психическое состояние, с которым справляется человек, это состояние, в котором происходит изменение «Чувство — Ощущение — Образ», без выраженного превалирования одной из этих психических функций, с дальнейшим их угасанием. Когда случается усиление одной из этих психических функций, например тревоги, то в процессе цепной реакции происходят появление и быстрая смена более выраженных и насыщенных образов, а также усиление разнообразных ощущений [8].
Это может быть важным, например, при понимании и терапии невротических состояний, панических расстройств [6]. Исходя из этих понятий, через образы, чувства и ощущения пациент осознает взаимосвязь психических явлений и может быстрее достигнуть осознанного отношения к своему заболеванию и научиться совладать с развитием каждого отдельного «приступа паники» и в целом с развитием и прогрессированием этого заболевания [15].
Развитие приступа — это смена различных состояний, при которых у больного, в его воображении, складывается целый ряд сценариев: от представления развития приступа до мчащейся машины скорой помощи, которая не успевает к нему, до собственных похорон и даже до полной темноты (образ — пребывание в могиле). Все эти образы, сочетаясь, складываясь и приумножаясь, как термоядерная реакция [14], с соответственными чувствами (волнение переходит в тревогу, далее в страх) и ощущениями (от легкого сердцебиения до выраженного или от нехватки воздуха до удушья и др.), завершаются в конце неконтролируемым страхом, который, как известно, клинически определяется как паническая атака [24].
С другой стороны, для лучшего осознания пациентом этих болезненных состояний важно рассмотреть динамику его развития от первых признаков до явного развернувшего приступа панической атаки через чувства, ощущения и образы. Например, пациенту можно предложить такую схему: волнение, как небольшой сгусток энергии, «заставляет» искать образ своего самочувствия на данный момент, который, может быть, звучит так: «А все ли со мной в порядке?». Это волнение, слагаясь с непонятными множественными образами, приводит к тому, что пациент обнаруживает ощущение. Пациент находит те ощущения, которые чаще его беспокоят, например, сердцебиение [1]. Далее — уже новое состояние, это есть уже сумма волнения, непонятных образов и легкого сердцебиения. Это уже более весомое состояние превращает волнение в тревогу, более сформированный образ, например, пациент уже видит себя ищущим лекарства или помощи от окружающих, при этом усиливается ощущение сердцебиения. Это уже опять новое состояние, но более тяжелое, чем прежнее. Далее по этой схеме рождаются новые, более тяжелые состояния из более выраженных образов (пациент падает, скорая помощь не успевает к нему и т.д.), более выраженных ощущений (неудержимое сердцебиение, удушье, остановки сердца и т.д.) и чувств (выраженная тревога, переходящая в страх) [10].
«Осознанное наблюдение» — осознаваемое представление этой схемы развития приступа — позволяет пациенту лучше совладать с развитием приступа. И постепенно, в результате наработки навыка осознанного последовательного наблюдения за своими образами, чувствами и ощущениями достигается снижение остроты панической атаки вплоть до прекращения приступов [3].
Вашему вниманию представляется клинический случай пациентки А. 27 лет, которая обратилась за психотерапевтической помощью.
Из истории болезни: обратилась с жалобами на внезапные панические приступы страха смерти при прогулках на свежем воздухе, дома. Отмечает общую слабость и утомляемость. При осмотре: общее состояние удовлетворительное, пониженного питания, по органам — без особенностей. В психическом статусе: сознание ясное, реакции адекватные, легко вступает в контакт. Мышление логическое, последовательное. Расстройства внимания в виде рассеянности и несобранности. В момент обращения наблюдался сниженный эмоциональный фон, наблюдалось напряжение, тревожность, подавленность, плаксивость, страх. Суицидальные мысли и желания отрицает. Круг интересов — психология, семья. Интеллект соответствует возрасту.
Из анамнеза: страдает приступами панических атак на протяжении трех лет, периодически обращается к психиатрам и психологам за помощью, на момент обращения выписалась 2 недели назад из отделения неврозов, где получала фармакотерапию. Рекомендована консультация психотерапевта. В настоящий момент медикаментозные препараты не употребляет. Со слов клиентки, частота приступов — 3–4 раза в день.
Перед проведением обучающих сессий по самосовладанию принято соглашение о равной ответственности за результат терапии по этой методике и об обязательном выполнении самостоятельных упражнений в виде домашнего задания. По просьбе клиентки принята договоренность о том, что в случае панического приступа она может воспользоваться успокоительным препаратом как средством скорой помощи. Перед каждой сессией проводился шеринг о выполнении домашнего задания и об изменениях психического и физического состояния в динамике [8; 15].
1 сессия. Знакомство с первой ступенью методики. Дифференциация состояния. Выработка общего понимания, что такое душа (psyche), обучение азбуке методики самосовладания — понятия о чувствах, ощущениях и образах (далее сокр.: Ч—Ощ—О).
Во время упражнений клиентка чаще выделяла чувство тревоги и страха, из ощущений — слабость, сердцебиение, из образов — «темнота», «клиент теряет равновесие и падает». Часто приходилось останавливать сессию в связи с эмоциональным всплеском, при поддержке терапевта клиентка справлялась со своими чувствами и продолжала работу.
Домашнее задание: научиться выявлять (находить в своем внутреннем психическом пространстве) и дифференцировать, что такое Ч—Ощ—О.
2 сессия. Обучение второй ступени метода. Осознавание своего эмоционального состояния. Наблюдение за последовательной сменой Ч—Ощ—О. В шеринге: клиентка отметила снижение частоты приступов до двух раз в день и сокращение длительности панической атаки.
Во время сессии достаточно легко следила за спонтанными, ненаведенными образами и сменой чувств и ощущений. При наведенных образах «состояния панической атаки» последовательная смена чувств, ощущений и образов была нарушена «пробуксовкой», так как на один описанный образ (падение) возникало множество ощущений (сердцебиение, напряжение, головокружение, слабость), и на множество образов (падение, смерть) возникало одно чувство — страх.
Согласно методике самосовладания по Асимову, предлагается использование работы с «пробуксовкой»: техника «диалога». Суть заключается в поиске и нахождении компромисса с чувством страха и «принятии» своего чувства в результате «внутреннего диалога». Использование стульев способствует более глубокому погружению в образное пространство психики и эффективному «проживанию» ситуации, особенно на ранних стадиях обучения методике (психотерапии). В результате образ, вызывающий страх, несколько уменьшился и был частично принят клиенткой как одно из необходимых и важных чувств для человека.
Домашнее задание: при возникновении панического приступа продолжать прослеживать Ч—Ощ—О согласно модели цикличной (непрерывной) смены компонентов психического состояния в единицу времени. Стараться находить на один образ соответстующее ему одно чувство и одно ведущее ощущение.
3 сессия. Продолжение обучению 2 ступени. В шеринге клиентка отмечает снижение остроты и частоты приступов до одного раза в день. Отметила угасание двух неразвернувшихся приступов при использовании методики слежения за сменой Ч—Ощ—О. Однократно использовала транквилизатор. Нормализовались сон и прием пищи в дневное время. При выполнении домашних заданий во время приступа отмечает застревание на чувстве страха смерти.
Во время сессии повторили наблюдение за чувствами, образами, ощущениями, выявилось застревание на высоте панической атаки в виде чувстве страха, независимо от смены образа и ощущений.
Проведена техника отреагирования (выплеск эмоций) на чувство страха с использованием техники «пустого стула». Несмотря на слабо выраженный эмоциональный выплеск гнева и раздражения на возникающее чувство страха, клиентка переосмыслила и приняла свой страх как одно из необходимых чувств, которое ее защищает.
Домашнее задание: продолжать прослеживать за непрерывной сменой Ч—Ощ—О. В случае застревания на каком-либо чувстве или образе рекомендовано применить метод «внутреннего диалога», используя прием отреагирования, компромиса или принятия.
4 сессия. Обучение управлению своим эмоциональным состоянием. Шеринг: Клиентка отмечает снижение эмоциональной интенсивности и содержания панического приступа, однократное появление его. Самостоятельно выходила на улицу. На прием пришла без сопровождения. Появились активность и желание общаться с окружающими людьми. Начала поиск работы.
Во время сессии легко дифференцирует Ч—Ощ—О, голос более звучный, чем при первых сессиях, в одежде появились яркие краски. Во время упражнения непрерывного наблюдения за сменой Ч—Ощ—О при возникновении образа панической атаки продолжает видеть и осозновать динамичную смену Ч—Ощ—О, несмотря на возникновение чувств волнения, тревоги, страха и сооответствующих образов падения на пол, сцены смерти; продолжает непрерывно наблюдать за своими Ч—Ощ—О без прерывания цикличности. В динамике клиентка вышла на чувство радости, ощущения легкости, образа «нахождение в кругу семьи». В заключительной части сессии рекомендовано продолжать тренировки навыка управления своими Ч—Ощ—О в условиях проживания реальности, а не контролирования их.
Данная работа длительностью в четыре сессии по 50 минут с интервалом 3–4 дня завершилась спонтанно, по желанию клиентки. В катамнезе: клиентка вышла на работу, полностью востановила круг социального общения, без медикаментозных препаратов справляется со своим эмоциональным состоянием, панические атаки дезактуализировались, сформировалось новое понимание смысла и значимости болезненных симптомов в жизни пацентки. Субъективно: психическое состояние оценивает как спокойное, уравновешенное.
Заключение
Метод самосовладания основан на формировании копинг-поведения через обучение пациента самостоятельно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением. Пошаговое овладение данной методикой позволит не только управлять своим состоянием, но и принимать его, находить ресурсы внутри себя для поддержки эмоционального и физического благополучия. Данная методика показала высокую эффективность в терапии панических атак невротического уровня и рекомендована к использованию психологами и психотерапевтами при подобных нарушениях спектра тревожных расстройств как один из альтернативных вариантов краткосрочной психотерапии.
Литература
- Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение / под. ред. А.М. Вейна. – М.: МИА, 2000. – 752 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2007. – 464 с.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – СПб: Питер, 2008.
- Комаров И.В. Некоторые аспекты интервьюирования в психологическом консультировании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 4.
- Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. – Кострома, 2004.
- Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – 464 с.
-
Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина.
– М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
- Метод личностно-ориентированной индивидуальной и групповой психотерапии «Самосовладание по Асимову» / М.А. Асимов, С.Х. Мадалиева, К.О. Кожамжарова [и др.]. – Алматы, 2012.
- Налчаджян А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – С. 395–481.
- Неврология для врачей общей практики / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, О.В. Воробьева [и др.]; под ред. А.М. Вейна. – 2 изд., доп. – М.: Эйдос Медиа, 2002. – 430 с.
- Овчинников Б.В., Костюк Г.П., Дьяконов И.Ф. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья: учебное пособие. – СПб: СпецЛит, 2010. – 302 c.
- Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №1.
-
Панические атаки / А.М. Вейн, Г.
М. Дюкова, О.В. Воробьева [и др.]. – М.: Эйдос Медиа, 2004. – 408 с.
- Прилепских О.С., Волобуева Е.В. Особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе // Прикладная психология и психоанализ. – 2013. – №2.
- Проблемы лечения фантомных болей в онкологии (обзор литературы и описание клинического случая) / М.А. Асимов, Ф.А. Багиярова, С.Х. Мадалиева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10 (часть 5). – С. 802–806.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: пособие для врачей. – СПб, 1992. – 23 c.
- Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Эксмо, 2004. – 512 c.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). – Arlington, VA: American Psychiatric Association, 2014.
-
Anxiety and comorbid measures associated with PLXNA2 / N.
R. Wray, M.R. James, S.P. Mah [et al.] // Arch. Gen. Psychiatry. – March 2007. – Vol. 64, №3. – P. 318–326.
- Chaves J.F., Brown J.M. Spontaneous cognitive strategies for the control of clinical pain and stress // Journal of behavioral medicine. – 1987. – Vol. 10, №3. – P. 263–276.
- Coping strategy use: does it predict adjustment to chronic back pain after controlling for catastrophic thinking and self-efficacy for pain control? / S.R. Woby, P.J. Watson, N.K. Roach [et al.] // Journal of Rehabilitation Medicine. – 2005. – Vol. 37, №2. – P. 100–107.
- Effectiveness of a meditation-based stress reduction program in the treatment of anxiety disorders / J. Kabat-Zinn, A.O. Massion, J. Kristeller [et al.] // Am J Psychiatry. – 1992. – Vol. 149, №7. – P. 936–943.
- Kretz H. Lebendige Psychohygiene 2000plus. – München: Eberhard, 2002.
-
Litt M. Introduction to Coping Skills Training. Unpublished manuscript.
– Farmington, CT: University of Connecticut Health Center, 1990.
- Pituitary volume in patients with panic disorder / S. Kartalci, M. Dogan, S. Unal [et al.] // Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. – 2011. – Vol. 35, №1. – P. 203–207 [PubMed].
- Prevalence and development of psychiatric disorders in childhood and adolescence / E.J. Costello, S. Mustillo, A. Erkanli [et al.] // Archives of General Psychiatry. – 2003. – Vol. 60, №8. – P. 837–844 [PubMed].
- Testing Structural Models of DSM-IV Symptoms of Common Forms of Child and Adolescent Psychopathology / B.B. Lahey, P.J. Rathouz, C. Van Hulle [et al.] // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2008. – Vol. 36, №2. – P. 187–206.
- The use of different psychotherapeutic techniques for panic attacks: literature review / S.Kh. Madaliyeva, S.T. Yernazarova, F.A. Bagiyarova [et al.] // European journal of natural history. – 2016. – №6. – P. 114–115.
-
Thwaites R.
, Freeston M.H. Safety-seeking behaviours: Fact or function? How can we clinically differentiate between safety behaviours and adaptive coping strategies across anxiety disorders? // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. – 2005. – Vol. 33, №2. – P. 177–188.
- Willner P. The effectiveness of psychotherapeutic interventions for people with learning disabilities: a critical overview // Journal of Intellectual Disability Research. – 2005. – Vol. 49, №1. – P. 73–85.
Источник: Асимов М.А., Багиярова Ф.А., Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т. Самосовладание как один из методов психотерапевтической помощи при панических атаках (опыт применения) // Медицинская психология в России. 2016. № 6 (41). URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2016_6_41/nomer02.php.
Симптомы панических атак и приступов тревоги
Автор: WebMD Редакторы
- Что мне спросить у врача?
- Как узнать больше о тревоге?
Панические атаки – это интенсивные периоды страха или чувства безысходности, развивающиеся в течение очень короткого промежутка времени — до 10 минут — и связанные как минимум с четырьмя из следующих симптомов: или схожу с ума)
Панические атаки и паническое расстройство — не одно и то же. Паническое расстройство включает в себя повторяющиеся приступы паники, а также постоянные опасения будущих приступов и, часто, избегание ситуаций, которые могут спровоцировать или напомнить кому-то о предыдущих или неожиданных приступах. Не все панические атаки вызваны паническим расстройством. Иногда они связаны с такими состояниями, как: 9
- Проблемы с щитовидной железой
- Астму или другие проблемы с дыханием
- Проблемы с сердцем, такие как аномальный ритм или пролапс митрального клапана
- Неврологические проблемы, такие как судороги
- Употребление стимуляторов или других психоактивных веществ
Генерализованное тревожное расстройство — чрезмерное и нереальное беспокойство в течение периода не менее 6 месяцев. Это связано как минимум с тремя из следующих симптомов:
- Беспокойство
- Усталость
- Трудности с концентрацией внимания
- Раздражительность или гнев возмущения
Фобические расстройства — это интенсивный, стойкий и рецидивирующий страх перед определенными объектами (такими как змеи, пауки, кровь) или ситуациями (такими как высота, выступления перед группой, общественные места). Эти воздействия могут вызвать паническую атаку. Социальная фобия и агорафобия являются примерами фобических расстройств.
Посттравматическое стрессовое расстройство — или посттравматическое стрессовое расстройство — считалось типом тревожного расстройства в более ранних версиях Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации. Но в 2013 году посттравматическое стрессовое расстройство было реклассифицировано как самостоятельное состояние. Он описывает ряд эмоциональных реакций, вызванных смертельными или предсмертными обстоятельствами (например, пожарами, наводнениями, землетрясениями, стрельбой, нападениями, автомобильными авариями или войнами) или событиями, которые угрожают физическому благополучию человека или другого человека. существование. Травматическое событие переживается повторно со страхом чувства беспомощности или ужаса и может появиться в мыслях и снах. Обычное поведение включает следующее:
- Избегание действий, мест или людей, связанных с событием
- Настойчивое повторное переживание травматического события, например:
- Нежелательные воспоминания
- Кошмары или воспоминания
- Эмоциональный или физический стресс при воспоминании о травме 9000 6
- Изменения возбуждения или реактивности, в том числе:
- Проблемы с концентрацией внимания
- Проблемы со сном
- Повышенная бдительность (вы внимательно следите за окружающим) или легко вздрагиваете
- раздражительность или агрессия
- рискованное поведение
- Негативные изменения в чувствах и мыслях, таких как:
- Ощущение общего чувства гибели и мрака с уменьшенными эмоциями (такие как любящие чувства или устремления к будущему)
- .
изолированность или негативное отношение к миру
- Меньший интерес к деятельности
- Преувеличенное чувство вины перед собой или другими за травму
- Негативные мысли и чувства по отношению к миру
Такие симптомы, как боль в груди, одышка, учащенное сердцебиение, головокружение, обмороки и слабость, не должны автоматически приписываться тревоге и требуют осмотра врачом.
Если у вас тревожное расстройство или у вас недавно диагностировали тревожное расстройство, рассмотрите возможность задать эти вопросы своему врачу при следующем посещении.
- Откуда у меня тревога? Есть ли шанс, что я передам это своим детям?
- Существуют ли какие-либо основные медицинские проблемы, которые могут вызывать мои симптомы тревоги?
- Какие есть варианты лечения беспокойства? Нужно ли мне будет принимать успокоительное? Буду ли я принимать его каждый день или по мере необходимости? Как долго мне нужно будет его принимать?
- Каких побочных эффектов можно ожидать от лекарств? Есть ли способ минимизировать или предотвратить побочные эффекты?
- Что делать, если я пропущу дозу лекарства?
- Должен ли я начать сеансы терапии? Какой тип и на какой срок?
- Через какое время мне станет лучше?
- Насколько вероятно, что симптомы тревоги вернутся после лечения?
- Какие изменения в образе жизни я могу внести, чтобы чувствовать себя лучше?
- Как алкоголь или другие наркотики будут взаимодействовать с моими лекарствами или влиять на мое беспокойство?
Эти организации предлагают информацию и ресурсы для тревожных расстройств:
Американская ассоциация тревожных расстройств
Эта некоммерческая организация занимается пропагандой и обучением тревожным расстройствам. Эта ссылка приведет вас на его веб-сайт:
Ассоциация тревоги и депрессии Америки
Американская ассоциация психологов
Получите информацию о беспокойстве и помогите найти психолога. Эта ссылка приведет вас на его веб-сайт:
Американская психологическая ассоциация
Американская психиатрическая ассоциация
Узнайте больше о детских тревожных расстройствах и других проблемах психического здоровья. Помогите найти психиатра. Эта ссылка приведет вас на веб-сайт:
Американская психиатрическая ассоциация
Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями
Узнайте больше о паническом расстройстве, фобиях и лечении, которое помогает. Эта ссылка приведет вас на веб-сайт:
Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями
Top Picks
Паническое расстройство — Beyond Blue
Паническое расстройство — Beyond BlueНа этой странице
- Насколько распространено паническое расстройство?
- Признаки и симптомы панического расстройства
- На что похожа паническая атака?
- Контрольный список симптомов панического расстройства
- Эффективные методы лечения панического расстройства
- Причины панического расстройства
- Поддержка кого-то еще
Насколько распространено паническое расстройство?
Если у вас паническое расстройство, вы не одиноки:
- Около 5% австралийцев страдают паническим расстройством в течение жизни
- около 3-4% испытывают его в любой 12-месячный период.
Паническое расстройство может развиться в любом возрасте, но редко у пожилых людей и детей.
Если у вас паническое расстройство, вы можете:
- иметь повторяющиеся и неожиданные приступы паники.
- беспокойтесь хотя бы месяц после приступа паники, что у вас будет еще один
- внести существенные изменения, чтобы попытаться избежать панических атак — например, вы можете избегать упражнений, потому что они увеличивают частоту сердечных сокращений.
Вы также можете беспокоиться о том, почему у вас возникают панические атаки. Например, некоторые люди переживают, что это означает, что у них другая болезнь. У них могут быть повторные медицинские анализы, которые показывают, что все в порядке, но они все еще боятся, что они нездоровы.
На что похожа паническая атака?
Во время приступа паники вы внезапно испытываете чувство непреодолимой паники и страха.
Приступы паники обычно длятся до получаса, с наихудшими симптомами в первые 10 минут. После этого вы можете чувствовать себя очень усталым.
Паническое расстройство может случаться несколько раз в день. Панические атаки могут начаться даже во сне и разбудить вас посреди ночи.
Общие признаки и симптомы панической атаки включают:
- чувство непреодолимой паники или страха
- мысль о том, что вы умираете, задыхаетесь, «теряете контроль» или «сходите с ума»
- учащенное сердцебиение
- затрудненное дыхание (ощущение нехватки воздуха)
- чувство удушья
- повышенная потливость
- головокружение, предобморочное состояние или предобморочное состояние.
У некоторых людей также может наблюдаться «дереализация» — ощущение, что вы или окружающий мир нереальны. Этот симптом, по-видимому, связан с физиологическими изменениями, происходящими в организме во время приступа паники.
История Милли: «Я думала, что вот-вот потеряю сознание».
«Я думала, что мне срочно нужна медицинская помощь.
«Я думал, что умираю».
Милли описывает, что такое паническая атака.
Прочитать расшифровку
Перечень симптомов панического расстройства
Только врач общей практики, психолог или психиатр может диагностировать паническое расстройство. Приведенный ниже контрольный список может помочь вам решить, нужно ли вам сделать следующий шаг и обратиться за поддержкой.
Были ли у вас внезапные приступы сильного беспокойства или страха, во время которых у вас было 4 или более из следующих симптомов?
- потливость
- дрожь или тряска
- учащенное сердцебиение
- одышка
- ощущение, что ты задыхаешься
- чувство тошноты или мурашек или боль в желудке
- головокружение, предобморочное состояние или обморок
- онемение или покалывание
- дереализация (чувство нереальности) или деперсонализация (чувство оторванности от себя или своего окружения)
- горячие или холодные приливы
- боится потерять контроль или сойти с ума
- боится смерти
Если вы почувствовали 4 или более из этих симптомов, были ли вы также:
- Испытывали ли вы постоянное беспокойство по поводу новой панической атаки?
- Изменил свое поведение, чтобы попытаться избежать повторных приступов паники?
Если да, возможно, у вас паническое расстройство.
Мы можем помочь вам найти необходимую вам поддержку по адресу Служба поддержки психического здоровья.
Эффективные методы лечения панического расстройства
Лечение может помочь уменьшить количество и тяжесть приступов паники.
Исследования показывают, что наиболее эффективными методами лечения панического расстройства являются:
- когнитивно-поведенческая терапия
- онлайн-терапия (также известная как электронная терапия или компьютерная психологическая терапия)
- антидепрессантов – при тяжелом паническом расстройстве.
Узнайте больше о лечении беспокойства.
Должен ли я получить поддержку?
Если паническое расстройство усложняет вашу повседневную жизнь, мы рекомендуем вам получить поддержку. Паническое расстройство поддается лечению, но обычно оно не проходит само по себе.
Не знаете, с чего начать? Мы можем помочь вам найти необходимую вам поддержку в Get Mental Health Support.
Причины панического расстройства
Единой причины панического расстройства не существует. Обычно задействовано несколько факторов.
Отрицательный опыт
Приступы паники связаны с:
- чрезвычайно напряженными жизненными переживаниями, такими как увольнение, тяжелая утрата и сексуальное насилие в детстве
- постоянный, непрекращающийся стресс.
Семейный анамнез
Люди с паническим расстройством часто имеют в семье других людей, страдающих тревогой или депрессией. Исследования показывают, что может быть генетический фактор.
Биологические факторы
Некоторые медицинские состояния связаны с паническим расстройством. К ним относятся сердечные аритмии, гипертиреоз, астма, хроническая обструктивная болезнь легких и синдром раздраженного кишечника.
Неясно, вызвано ли паническое расстройство этими заболеваниями.
Поддержка другого человека
Если вы беспокоитесь о близком вам человеке, вы можете сделать что-то, чтобы поддержать его.