Красивая речь это правильная речь – 5 советов, как научиться красиво говорить

Содержание

5 упражнений, чтобы научиться говорить правильно

В современном мире очень важны ораторское мастерство и красивая речь. Мы предлагаем эти 5 упражнений, которые помогут вам овладеть искусством говорить правильно.

Наверняка каждый сталкивался с проблемой красивой речи. Будь то на выступлении перед большой аудиторией либо же просто в ежедневном общении с друзьями. Дело в том, что то, как человек себя преподносит, как он использует свою речь, влияет на то, каким его видят окружающие и какое впечатление он производит. Сейчас можно найти различные курсы, литературу, видеоматериалы, как правильно говорить и научиться этому искусству. Но, если вы не хотите тратить на это слишком много времени, мы расскажем об основных упражнениях.

1. Пополните словарный запас

Читайте книги, словари, учите новые термины. Так в вашем распоряжении будет намного больше слов, с помощью которых вы сможете с лёгкостью разукрасить свою речь. Если вы захотите попрактиковаться, существуют различные техники, которые помогают научиться уверенно применять те или иные слова. Например, специалисты рекомендуют брать любой текст, будь то книга или статья, и зачёркивать случайным образом встречающиеся слова. После чего во время чтения стараться вставлять подходящие слова в «пробелы».

2. Практикуйтесь говорить

Самостоятельно или при помощи совета окружающих выберите совершенно любую тему и постарайтесь на протяжении 3-5 минут говорить на неё. Конечно, на первых порах лучше брать знакомую вам тему. Ко всему прочему, такая практика помогает развивать мысли и говорить уверенно. Этого несомненно требует красивая речь.

3. Научитесь объяснять

Отчасти данный пункт схож со вторым. Однако для этого упражнения нужно брать именно слова и термины, которые вам нужно будет максимально подробно объяснить. Лучше всего, конечно, играть в такую игру с кем-то. Так вы будете усерднее стараться и быстрее научитесь подобному мастерству.

4. Учите орфографию

Да, орфографические ошибки – это самое неприятное в любой речи, а особенно письме. Научившись писать красиво и правильно, вы научитесь грамотно и слаженно говорить. Поэтому, если зубрёжка правил – это не про вас, можно использовать следующее упражнение. Пусть другой человек отредактирует имеющийся текст таким образом, чтобы в тексте были опечатки, грамматические ошибки, неподходящие по смыслу слова. Вам, в свою очередь, необходимо будет прочитать данный текст, причём вслух, и постараться на ходу исправить все ошибки. Со временем при чтении вы будете допускать всё меньше и меньше ошибок. А соответственно, научитесь быстрее реагировать. Следовательно, в момент разговора голова будет соображать намного быстрее. И у вас уже на подсознательном уровне будет вырисовываться складная и красивая речь.

5. Ассоциации

Данная техника расширяет ваш разум и помогает научиться быстро подбирать разнообразные слова и синонимы. Суть заключается в том, что вам необходимо выбрать слово, лучше существительное, и подобрать к нему 5 ассоциативных прилагательных. А далее, наоборот, выписать слова, которые совершенно далеки по смыслу. Со временем вы увидите результат. Однако это упражнение не такое лёгкое, как может показаться.

Регулярно практикуя данные техники, вы сможете говорить правильно и поймете, что красивая речь — это очень полезный и необходимый навык!

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Техники мнемоники, которые сделают из вашего мозга компьютер

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Статья «Основы правильной речи».

МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская

Статья «Основы правильной речи»

Автор: Учитель-логопед Титовец Ольга Васильевна

2017 г.

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.

Аристотель.

Речь – это дар, который заложен человеку природой. В силу разных причин некоторые люди лишены речевой способности, но многие просто не умеют этим даром достойно пользоваться.

В настоящее время, речь современных людей изменилась в худшую сторону. На людей, прежде всего, повлияли не совсем простые для нашего государства переломные 90-е годы, заполонившие речь жаргонными выражениями, а скудный словарный запас стал неудачно восполняться современным сленгом и словами — «паразитами». Что же такое красивая речь и каковы основы правильной речи? Что же делать для того, чтобы люди смогли совершенствовать свою речь?

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка. Так же, следуйте следующим правилам.

Правила красивой речи.

  1. Чтение и ещё раз чтение.

В первую очередь нужно больше читать. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность, но отдавать предпочтение стоит литературной классике или научно-популярной литературе.

Тренируйтесь в пересказе прочитанного произведения или просмотренного фильма. При этом желательно записывать свои пересказы на бумагу или электронный носитель, что позволит проанализировать качество вашей речи и при необходимости сделать работу над ошибками.

  1. Большой словарный запас.

Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Пользуйтесь новомодными иностранными словами, но уместно и как можно реже.

  1. Правильное ударение.

Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и запомнить.

  1. Доброжелательность и выразительность речи.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон. Чтобы сделать интонацию богаче, учитесь выразительному чтению, стараясь передавать смысл произведения необходимой интонацией, тоном и дикцией.

Помните! Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время.

infourok.ru

Слова которые украсят вашу речь. Украшайте свою речь умными словами.

Слова которые украсят вашу речь. Украшайте свою речь умными словами.

Меркантильный — расчетливый (корыстный, мелочный).

Репрессия — кара (наказание, насилие).
Легитимный — законный.
Корсар — пират.
Голкипер — вратарь.
Инцидент — происшествие (случай).
Превентивный — предупреждающий.
Тактильный — осязательный.
Апогей — высшая точка (кульминация, предел).

Скрупулёзный — дотошный (педантичный).
Харизма — неординарность (обаятельность, притягательность).
Почетник — поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель).
Басурман — иноземец и иноверец.
Аберрация — отклонение от истины, заблуждение (искажение).
Пердимонокль — полная ерунда, черт знает что.
Трансцендентный — непознаваемый (иррациональный, непостижимый).
Остракизм — изгнание (травля).
Паритет — равенство (равнозначность, равноценность, равноправие).
Апробировать — испытывать.
Абитуриент — тот, кто претендует на поступление в учебное заведение.
Инвариантный — однозначный.
Клеврет — приспешник (пособник, сообщник).
Деструктивный — разрушительный.
Аннексия — насильственное присоединение.
Матримониальный — брачный (супружеский).
Тенденциозный — модный.
Проформа — формальность.
Апологет — сторонник (приверженец) экзальтированный — восторженный (возбужденный, воодушевленный) синопсис — обозрение.

Красивые слова в разговорной речи. Избавляемся от банальности

Первое, что вы должны сделать, — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить на менее заезженные, альтернативные варианты, ведь к каждому из них можно при помощи толкового словаря подобрать не менее десятка синонимов.

Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный». «Полезный» в ежедневном разговоре вполне можно использовать как «выгодный», «плодотворный», «целесообразный», «практичный», «нужный». Даже к простому слову «умный» существует множество синонимов. Следует запомнить и апеллировать ими по необходимости. Вот некоторые из них: «остроумный», «находчивый», «сообразительный», «путный», «мудрый», «толковый».

Также не помешает выучить некоторые умные слова и их значение, благодаря которым вы сможете произвести необходимый эффект на окружающих:

— Идиосинкразия – непереносимость.

— Трансцендентальный – абстрактный, мысленный, теоретический.

— Эзотерика – мистическое учение.

— Трюизм – общеизвестный факт, высказывание или мнение.

— Эвфемизм – замена резких, грубых слов и выражений, более приемлемыми и мягкими.

— Софистика – умение хлестко вести спор, умело жонглировать словами.

— Эклектика – соединение разнотипных теорий, взглядов или вещей.

— Гомогенный – однородный.

— Инвектива – брань, нецензурная ругань.

— Декадентство – упадок.

— Гипербола – преувеличение.

— Фрустрация – разочарование.

— Дискурс – беседа, разговор.

Первое время, используя умные слова для общения, вы можете испытывать некоторую неловкость в разговоре, ваш язык будет как бы заплетаться и спотыкаться о «новые выражения». Это не страшно, новую разговорную форму, как и новую пару туфель, следует разносить. Через некоторое время вы, не задумываясь, будете подбирать более удачные синонимы и выражения, чтобы высказать свое мнение.

Умные слова для развития речи. 46 умных слов для общения с эрудитами

Cкажем вам без экивоков: учение – свет. И никакая это не сентенция, просто мы не хотим, чтобы вас когда-нибудь настигли депривация и фрустрация! Не поняли ничего из вышесказанного? Не страшно, поведаем вам 46 слов, употребляя которые в своей речи, вы будете выглядеть солиднее и мудрее. Сохраняйте атараксию, мы начинаем экскурс!

1. Аддикция – зависимость от человека, предмета, процесса.

2. Атараксия – спокойствие, умиротворение, невозмутимость, флегматизм.

3. Волюнтаризм – политический метод, в основе которого лежит принятие произвольных решений вопреки здравому смыслу и обстоятельствам.

4. Гаптофобия – страх перед прикосновениями чужих людей.

5. Гинекомастия — увеличение мужской груди.

6. Гипербола – преувеличение. Например, «Катька в 100 раз больше меня весит!»

7. Глоссарий – список узкоспециальных слов с переводом и объяснением каждого из них.

8. Глоссофобия – страх перед публичными выступлениями. 9. Гносеология – философская теория, изучающая границы человеческого познания.

10. Гомогенный – однородный, одинаковый.

11. Девиантное поведение – не соответствующее установленным в обществе нормам.

12. Депривация – чувство неудовлетворенности.

13. Дефенестрация – процесс выкидывания человека из окна (термин связан с событиями, произошедшими в Праге в 1419 и 1618 гг.).

14. Дисания — состояние, при котором тяжело встать утром с постели. Часто наблюдается по понедельникам.

15. Идиосинкразия – непереносимость всего, чего угодно – от лекарства до людей.

16. Инвектива – памфлет, высмеивающий особу или группу лиц.

17. Интерробанг — употребление подряд вопросительного и восклицательного знаков.

18. Когнитивный диссонанс – новая информация, восприятие которой конфликтует с накопленными ранее знаниями.

19. Колливубл — звук голодного кита в животе. Или просто урчание.

20. Конгруэнтность – честность, открытость.

21. Лемниската — алгебраическая кривая, выглядит как перевернутая восьмерка или знак бесконечности.

22. Лунула — синоним слова «лунка», белая область в начале ногтя.

23. Метросексуал – молодой человек, который много времени посвящает уходу за собой, следит за последними тенденциями моды и щепетильно относится к своему внешнему виду.

24. Мондегрин — ослышка, например, слова в песнях, которые невозможно разобрать без прочтения их текста.

25. Натиформа — камни, горы, скалы, деревья, форма которых напоминает женскую фигуру.

26. Обелюс — тире между двоеточием, знак деления.

27. Палинфразия – частое употребление в речи слов-паразитов.

28. Парестезия — когда сводит ногу или руку.

29. Петрикор — аромат после дождя.

30. Пунт — дно винной бутылки.

31. Сентенция – суждение, изречение, нравоучение.

32. Схоластика – философское течение V-XV веков.

33. Таблица Сивцева — таблица для проверки зрения. ШБМНК.

34. Текстроверт – сторонник печатного проявления чувств.

35. Трюизм – аксиома. То, что давно известно везде и всем.

36. Убиквисты – живые существа, встретить которых можно в любом уголке земного шара.

37. Феррул — металлическая часть в виде колец, соединяющая что-либо. Например, основание карандаша и ластика.

38. Фетиш – предмет поклонения, кумир.

39. Фильтрум — ямочка между носом и верхней губой.

40. Фосфены — «бабочки», «цветочки» и прочие блики, которые вы видите после закрытия глаз.

41. Фриссон — покрытие мурашками во время прослушивания любимой музыки.

42. Фрустрация – печаль, разочарование, депрессия, уныние.

43. Эвфемизм – слово, которым заменяется другое слово, которое более грубое или даже матерное.

44. Эглет — пластмассовый наконечник шнурка. Так же может быть металлическим и резиновым.

45. Эгоцентрик – человек, который неспособен принять чужую точку зрения, эгоист.

46. Экивоки – намеки. Вот и все! 5 минут чтения, и вы уже отличный собеседник!

Умные слова в разговорной речи. 20 слов, которые нужно знать чтобы выглядеть умным в разговоре

1. Сентенция – нравоучение.

2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки.
3. Девиант – человек не соответствующий норме.
4. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания.
5. Атара́ксия – душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, мудрость.
6. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей.
7. Амок – внезапно возникающее буйное психическое расстройство
8. Фрустрация – период полного разочарования в жизни.
9. Палинфразия – патологически частое повторение определенных слов или фраз в речи (например, «блин», «как бы», «на самом деле»).
10. Антимония – болтовня, пустые разговоры (разводить антимонии).
11. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей.
12. Моджо — изначально африканский магический амулет (оберег) на счастье и удачу, в современных культурах слово стало обозначать позитивное состояние, что-то типа обаятельной харизмы, которую, кстати, можно и утратить.
13. Фети́ш – объект слепого неосознанного поклонения.
14. Дистиния – подавленное, тоскливое настроение.
15. Гештальт – форма или образ, как некие целостные образования и первооснова психики.
16. Фрик – человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов.
17. Цугцванг – вынужденный ход в шахматной партии, ухудшающий положение игрока, сделавшего его. В широком смысле: ситуация, при которой любые действия только ухудшают положение дел.
18. Фриссон – мурашки по коже.
19. Текстроверт – тот, кому легче рассказать о своих чувствах в смс-ке, чем вживую.
20. Глоссофобия – боязнь выступать на публике.

Слова для грамотной речи. 11 способов сделать речь грамотной

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Что такое грамотная речь

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

  • Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
  • Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
  • Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
  • Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
  • Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.

Самостоятельно изучайте специализированную литературу

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Как сделать свою речь богатой и образной. Сделать свою речь богаче!

Сделать свою речь богаче
Легко!..
Короче, мы тут это… Подумали, что надо бы сделать твою речь… типа покрасноречивее. Так что читай советы руководителя Школы ораторского искусства и мастерства общения Феликса Кирсанова – и тогда ни один мим больше не назовет тебя косноязычным.

Открой рот, открой глаза
« Чтение вслух с выражением в разговорном темпе хотя бы по десять минут в день – одно из лучших упражнений для развития речи, так как помимо увеличения словарного запаса этим методом можно оттачивать интонацию, дикцию, формировать грамматическую правильность и прочие элементы речи», – говорит Феликс. Но не стоит пугать соседей страстным прочтением состава освежителя воздуха. Используй литературу, богатую изящными оборотами и изысканной лексикой (такие книжки со слезами умиления на глазах тебе порекомендует любая библиотекарша). Прочитав несколько книг, выбери ту, что понравилась больше всего, и занимайся только с ней – такое повторение позволяет лучше запоминать как отдельные слова, так и целые речевые обороты. И не халтурь, четко передавай интонацию текста и слова произноси в полный голос – только так ты задействуешь больше органов чувств (зрение, слух и речь) и поэтому запомнишь все гораздо лучше, чем если бы читал про себя. « Регулярное чтение вслух позволяет выпрямить угловатость речи – избавляет от косноязычия и топорных выражений, улучшает речевой стиль и делает речь красивее», – с проникновенным взглядом утверждает Феликс.

Перескажи
Это упражнение закрепляет эффект от чтения вслух. Пересказывая прочитанное, старайся употреблять именно те слова, которые были использованы в оригинальном тексте. «Этот метод позволяет активизировать пассивный словарный запас . Это те слова и выражения, которые мы, в принципе, знаем, но в речи не используем. «Обрыдлая коновязь» , например». А так как пассивный запас чаще всего превышает активный, регулярное обращение к нему добавит в твою речь много новых слов.

Копи и пейсти
Заведи тетрадь или, если тебе удобнее, компьютерный файл, где ты будешь собирать все интересные обороты, остроумные выражения, нестандартные словосочетания и отдельные слова , которые встретишь в текстах или услышишь от других людей. «Эту коллекцию следует периодически перечитывать, желательно вслух», – советует Феликс. Как только они закрепятся в твоей памяти, старайся почаще применять их в общении с людьми.

Чехарда синонимов
На первый взгляд словарь синонимов русского языка – не столь увлекательное чтиво, как, например, детектив, поэтому требует сосредоточенности. На самом деле упражнение очень интересное, так как позволяет рисовать забавные словесные узоры . «Упражняться надо следующим образом: взять любой текст (свой или чужой – не важно) и заменить все слова на синонимы, чтобы смысл текста не пострадал».

Слова которые украсят лексикон. Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение — богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы — везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие — ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

interesnyefakty.com

Красивая речь: как добиться хорошей дикции?

Как прекрасно слушать речи тех людей, которые умеют говорить. Поставленная речь во многих случаях является залогом успеха, будь то бизнес-переговоры, собеседование, работа ведущего или адвоката. Даже с профессией, которая вообще не предполагает публичных выступлений, вы будете вызывать больше доверия, вас будут внимательно слушать, если вы обладаете красивой речью. Грамотная речь — это важно, но дикция имеет не меньшее значение, ведь она располагает к вам человека, массы, публику. Например, вы слушаете новости по ТВ, представьте себя на месте ведущего, смогли бы вы донести до зрителя информацию также красиво? Без должной подготовки с заданием справились бы единицы. А ведь когда вы общаетесь с клиентами, с коллегами, с друзьями, вы всегда что-то пытаетесь донести и вас иногда просто не понимают или не хотят дослушать. Дикция полезна не только журналистам или ведущим, она является элементом вашего образа, имиджа.

Итак, если вы поняли, что дикция будет способствовать улучшению вашего положения в обществе, то давайте разберемся, как ее улучшить. Вам надо запастись терпением, обладать желанием и располагать временем. Первый и самый примитивный способ улучшения дикции известен нам еще с детского сада — скороговорки. Они являются незаменимым элементов в создании красивой дикции. Следует учесть, что прежде, чем заучивать скороговорки и пытаться с ними справиться в произношении, надо определиться с вашими проблемами в речи. Так, если вы заметили, что плохо выговариваете шипящие, то подберите для себя скороговорки, где их много, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Кстати, эффективнее будет, если вы положите за щеки что-то из еды, лучше всего орехи.

Важный аспект в речи — дыхание. Вы сможете говорить красиво и правильно только тогда, когда будете нормально дышать. Развитие диафрагмального дыхания очень важно для оратора. Вы не должны прерывать смысловую нить своими вдохами и паузами. То есть, можно делать так для обучения: берите текст, читайте, рассчитывайте дыхание по интервалам и ставьте отметки на тексте по смыслу и интонации. В итоге вы привыкните набирать воздух в тех местах, где уже окончена мысль.

Если вы любите читать, то это увлечение поможет вам в тренировке дикции. Итак, когда вы в следующий раз возьмете в руки книгу, читайте исключительно вслух. Артикуляции следует уделять важное значение, не упускайте ее из виду. Также надо следить за интонацией и эмоциональностью текста. К тому же, чтение вслух вместе с дикцией тренирует и навыки публичных выступлений. А вот для улучшения памяти и дикции одновременно хорошо подойдут стихи, учить нужно те, в которых вы обычно как раз-таки запинаетесь.

Начать можно с пары стихов, когда вы научитесь читать их без погрешностей, берите еще и еще, с каждым разом будет полезно приниматься за произведения все большего размера. Фиксируйте внимание на всех минусах своего чтения стихотворения, исправляйте ошибки, а не пропускайте. Именно так постепенно и тщательно прорабатывается дикция.

Конечно, есть и еще более эффективный способ улучшения речи — обращение к специалистам. Так, если вы обратитесь за помощью к логопеду, он проведет несколько сеансов, установит главные нарушения речи и примет решения по устранению дефектов. Также для свободного овладения навыком публичных выступлений можно вступить в театральный кружок или записаться на курсы актерского мастерства. В этом вопросе все зависит от вашего желания, времени и смелости. Нужно переступить через комплексы, скромность, застенчивость и бросить вызов самому себе.

Еще по теме:

Тренируем дикцию, читаем каждый день

Ораторское искусство: секреты мастерства

Как восстановить речь после травмы или болезни?

Все о голосе: как сохранить и уберечь

Голос формирует характер

Деловой этикет: язык мой — враг или друг

www.greatlove.ru

Красивые выражения в речи. Как сделать вашу речь красивой и привлекательной

Каждому образованному и культурному человеку, даже если он не выступает перед большими аудиториями, непременно нужно иметь правильную красивую речь и повышать свое мастерство оратора. Высокая грамотность свидетельствует о большом интеллекте. Она способствует лучшему пониманию вас окружающими и вызывает их уважение. Но, чтобы в совершенстве овладеть родным языком, нужно потрудиться.

Сделайте для себя грамматику предметом изучения. Возьмите на вооружение словари и справочники. Отлично поможет в этом хороший учебник русского языка и произведения великих русских поэтов и прозаиков. Также нужно непременно следить за своим голосом, отрабатывать дикцию.

Правила просты, но точное соблюдение их обязательно скажется на достижении результата:

1. Углубленное изучение родного языка повысит в разы вашу грамотность. Подумайте, часто ли в повседневной жизни вы ищите помощь в словаре или справочнике? Начните изучать словари.

2. Запоминайте правильность ударений в словах. В этом помогут толковый словарь и орфоэпический. Благодаря словарям вы перестанете быть косноязычным и будете правильно согласовывать предложения.

3. Чтение книг расширяет словарный запас, обогащает кругозор, делает вас эрудитом. Вывод: читать нужно постоянно и много.

5. Перестаньте оправдываться фразами вроде «Ну вы же понимаете?» Уверенность в себе разбудит ваше красноречие.

6. Отрабатывайте технику речи. Всё приходит с опытом. Можно тренироваться перед зеркалом, можно включаться в общие споры и так тренировать красноречие. Для овладения красивой речью разработаны специальные методики, игры, техники. Применяйте те из них, которые наиболее подходят вам.

7. «Отшлифовывайте» голос, интонацию, дикцию. Упражняйтесь в грамотном дыхании. Просматривайте и прослушивайте записи самого себя на видеокамеру или аудиокассету. Подмечая огрехи, тут же делайте работу над ошибками. Можно развивать речь самостоятельно, можно пройти обучающий курс с наставником.

8. Наполняйте свою речь остроумием, импровизацией. Освойте словотворчество — это весьма увлекательное искусство. Создавайте свой собственный неординарный стиль.

9. Стремитесь сделать свою речь ёмкой, четкой, разборчивой, доходчивой. Избегайте занудства.

10. Чурайтесь софистики. Пусть ваша речь всегда будет не пуста и хитра, а содержательна и умна.

Другие статьи по теме:

Центр лингвистических программ Poliglot. Уникальная методика скоростного изучения на дому. Быстрый результат с гарантией!

События и новости культуры и образования:

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чё

csgomaniac.ru

Статья по логопедии на тему: Правильная и красивая речь.

Правильная и красивая речь.

Известно, что основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи и ее изобразительным средствам. И от нас, родителей, во многом зависит, насколько успешно овладеют этим искусством наши дети.

Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что они усваивают лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах») взрослых! Не обращая внимания на то, как мы, взрослые, разговариваем друг с другом, мы забываем, что наши дети, как губки, жадно впитывают не только речевые нормы, но и речевые ошибки.

«Куда можно полОжить альбом?» — спрашивает пятилетняя Лена, произнося слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол!», — советует отец. Понятно, что речевая ошибка девочки – не случайна.

К сожалению, далеко не все дети   способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной.

Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее недостатков, которые так легко перенимают дети.

Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Поговорим о них подробнее.

Ясность речи зависит, прежде всего, от того, насколько осмыслено говорящим то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих. Иными словами, «красно» говорить — это и правильно мыслить.

 Надо помогать ребенку рассказывать последовательно, связно. В своих разговорах с детьми опирайтесь на известные им события, содержание прочитанных ими книг, словом, на доступные пониманию реалии.

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность — делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем убедительной.

Даже совсем маленькому ребенку доступны эти выразительные средства: восклицания, повторы слов (большой-большой), гиперболы (преувеличения). Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему дошкольному возрасту эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

Одно из них — интонация. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), а впоследствии — пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. То, что недопустимо в общении, например, с родителями (приказной, требовательный тон), может явиться средством передачи характеров и поступков персонажей при пересказе (например, рассказа о капризном ребенке или требовательном командире). Поэтому интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя и т. п.

Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому-либо из членов семьи). Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками типа «э-э-э».

Выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица — это, как и многое другое, зависит от окружения.

Выразительность речи — это, конечно, и богатый лексикон. При этом, необходимо воспитать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых – спрашивать у старших. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую иные родители принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.

Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических определений-эпитетов, таких, например, как пушистый (снег), плакучая (ива), печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радость, страх и т. п.

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет вас, если вы назовете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы смысл не изменился (луна — месяц, душистый — ароматный и т. п.), или с чем можно сравнить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).

Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок («Белая скатерть все поле покрыла»), придумывание сказок с традиционными присказками («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы.  

Заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д.  Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся преждевременно навязывать их ребенку, тем самым приучают его к пустословию»,— писал К. И. Чуковский.

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.

 Во всех случаях, когда возникает сомнение относительно произношения того или иного слова, образуемых им грамматических форм, обращайтесь к словарям русского языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари полезно иметь в каждом доме.

Речевые ошибки ребенка не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречении: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одергивания, бестактные замечания, а тем более насмешки недопустимы и могут иметь обратный эффект — вызвать упрямство, а чувствительного ребенка обидеть. Чтобы этого не случилось, всегда можно найти нейтральную форму

Нам осталось рассмотреть еще одну сторону красноречия — способность говорить убедительно. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством родителей. В этом случае  полезны устные «сочинения», требующие от ребёнка  развернутого обоснования своего мнения.  Например, поручаете успокоить плачущую сестренку, убедить в чем-то, вытекающем из конкретной жизненной ситуации, кого-либо из членов семьи.

Разговор о красивой речи был бы неполным, если бы мы не коснулись его связи с нравственным развитием ребенка. Соблюдение всех правил вежливости, уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непреложные условия, которые должны соблюдать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как крик, раздраженный и тем более озлобленный тон, оскорбительные слова («глупость», «ерунда»), обвинения в неспособности понять говорящего, свидетельствуют о невежливости, невоспитанности человека. Если такая манера общения характерна для старших членов семьи, ее с большой легкостью перенимают дети.

Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь не может быть отнесена к этому разряду, какими бы распрекрасными словами ни прикрывался говорящий. Но не спешите обвинять ребенка во лжи — возможно, у вашего ребенка буйная фантазия. А вот намеренная ложь должна строго осуждаться старшими.

Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью начинается в раннем детстве и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе.

nsportal.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Красивая речь ребенка

Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка красивой».
(По материалам учитель-логопед МКДОУ ЦРР Д/С №12 «Сказка» Олейниковой Н.С.)

   

    Что мы подразумеваем, говоря о хорошо развитой речи? Конечно, умение рассказывать и правильно выговаривать звуки. 
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания, содержательнее и полноценнее взаимоотношение с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, чрезвычайно возбудимыми. 
Что же нужно делать, чтобы повысить качество речи наших детей? Для нормального становления речи необходимо, чтобы были достаточно развиты органы чувств ребёнка-слух, зрение, обоняние, осязание, а также хорошее психофизическое состояние ребёнка, которое зависит от окружающей среды и людей с которыми общается ребёнок(мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, воспитатели), и именно эти люди должны создавать благоприятную обстановку для правильного развития.
Это спокойная обстановка в семье, в которой ребёнок получает достаточное количество внимания(совместные игры, чтение книг, рассказывание сказок). Необходимо отгородить ребёнка от негативного влияния телевизора(речь идёт о передачах, которые не соответствуют данному возрасту), от бесконечного «просиживания» перед компьютером, от игры с сотовыми телефонами, от шумных игр и громкой музыки. Особое внимание хочется уделить игрушкам , выбирайте игрушки в соответствии с возрастом, не покупайте игрушки которые будут раздражать психику ребёнка( большое количество автоматов, пистолетов, комиксов).

Рассмотрим из чего состоит правильная и красивая речь:
1.Голос. Далеко не каждый человек может им владеть. Мы все учились и слышали разных преподавателей. Кто-то рассказывает умные вещи ровным, монотонным голосом, но нам через 10 минут захочется спать. Другой использует мимику и жесты, говорит то повышая, то понижая голос и мы слушаем его, не уставая. При помощи голоса говорящий способен донести гораздо больше информации, полнее выразить свою мысль. Голос делает речь музыкальной, певучей, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие.
Чему же мы должны учить детей? Менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания(громкость). Дети должны знать и понимать, что громкость голоса зависит от того, в какой ситуации и где мы находимся. В помещении мы говорим тише, чем на улице, где нашу речь заглушают различные звуки. Но! Послушайте, как кричат дети на прогулке, а ведь голосовой аппарат ребёнка находится в стадии формирования. У девочек его формирование заканчивается в 13-14 лет, а у мальчиков-в 15-16!
Обязательным условием для нормального развития голоса является хороший фонематический слух. Только те дети у которых фонематический слух хорошо развит способны улавливать различные оттенки и изменения голоса и точно воспроизводить все тонкости звучащей речи. Плохо развитый фонематический слух также может являться причиной нарушения звукопроизношения у ребёнка, т.к ребёнок не может на слух различить произношения некоторых звуков, которые он взаимозаменяет в речи, например: балка-палка, удочка-уточка.

2.Речевое дыхание. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонации.

3. Мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, звукопроизношение, связная речь. Как же в домашних условиях развивать мелкую моторику? Наша современная жизнь даёт большие возможности, это конструирование, лепка(пластилин, глина, солёное тесто), аппликации, оригами, пазлы, мозаика, бисероплетение, вязание, рисование, шнурование, пальчиковая гимнастика. Существует много кружков, занятия в которых направлены не только на приобретение навыков , но и на развитие моторики рук.

4.Звукопроизношение. Минимальной речевой единицей является звук. Существуют следующие группы звуков:
— сонорные(л,р,й)
-свистящие(с,з,ц)
-шипящие(ш,ж,ч,щ)
-заднеязычные(к,г,х)
В 4года ребёнок должен правильно произносить все звуки за исключнием шипящих и сонорных.
К 5-ти годам нормой является неправильно произносимые звуки Р и Л.
Принято считать, что формирование речи у ребёнка заканчивается к 5-ти , в редких случаях к 6-ти годам.

5. Артикуляционная моторика. Чтобы научить ребёнка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать как он произносится и какие движения артикуляционных органов необходимо отработать. Чтобы ребёнок правильно умел произносить звуки, его артикуляционные органы должны быть достаточно подвижны для этого. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений направленный на выработку подвижности языка, губ, нижней челюсти.

6. Лексика, грамматический строй речи, связная речь.
Красивая речь-это не только правильное звукопроизношение, а также грамотное построение предложений, правильное употребление склонений, падежей, предлогов во время высказывания. Необходимо также знание лексических тем(соответствующих возрасту), например: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие и домашние животные», «Цветы» и т.д.
    Особое внимание хочется уделить чистоте речи, это отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Засоряющими речь они становятся из-за частоты неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе слышим: значит, понимаете, так сказать, вот, короче, собственно, видите ли, да так и др. От немотивированного употребления этих слов нужно избавляться. Строго контролируйте свою речь, речь своего ребёнка и окружающих.

nsportal.ru