Чиксентмихайи состояние потока: кем был создатель «теории потока» Михай Чиксентмихайи — Офлайн на vc.ru
кем был создатель «теории потока» Михай Чиксентмихайи — Офлайн на vc.ru
Американский психолог Михай Чиксентмихайи искал ответ на вопрос, что делает человека счастливым. Его главная теория показала, что в любой деятельности результат и вознаграждение — это не главное, а стремление к благополучию нужно поддерживать и на рабочем месте.
63 525 просмотров
Биография
Михай Чиксентмихайи родился 29 сентября 1934 года в итальянском городе Фиума, который сейчас называется Риека и находится на территории Хорватии.
Альфред, отец Михайя, занимался дипломатией и после Второй мировой войны его отправили послом в Рим, сын и жена переехали вместе с ним. Однако в конце 1940-х Альфреда уволили со службы, и Чиксентмихайи остались в Риме и открыли ресторан.
Михайю пришлось бросить школу в 13 лет, чтобы помогать отцу обеспечивать семью. Мальчик работал в туристических агентствах, проводил экскурсии, пробовал себя в качестве художника и переводчика.
Он любил читать и самостоятельно изучал философию и религию.
Я пытался понять, почему взрослые не знают, как жить счастливую жизнь? Что может привести к чему-то столь трагическому, как война? Что заставляет людей так поступать?
Михай Чиксентмихайи
Позже его заинтересовали работы Карла Юнга. Они случайно познакомились в 1950-х — на лыжном курорте в Швейцарии, когда Михай попал на открытую лекцию психолога о феномене НЛО.
Тогда он понял, что психология даёт ответы на волнующие его вопросы и решил получить образование в этой области. Однако в европейских университетах такой специальности не было, поэтому юноша отправился в США.
В 1956 году он приехал в Чикаго всего с $1,25 в кармане. Днём учился в колледже, чтобы получить аттестат о среднем образовании, а по ночам работал в отеле в центре города.
Затем Чиксентмихайи некоторое время учился в Иллинойском университете, позже перешёл в Чикагский, за профессором, который исследовал проявлени креативности.
Чиксентмихайи изучал, как художественное творчество влияет на ощущение благополучия. В 1960 году он получил степень бакалавра по психологии, а через пять лет — докторскую степень. С 1969 года он преподавал в Чикагском университете и продолжил исследовательскую деятельность.
В 1999 году переехал в Калифорнию и основал в университете Клермонта Исследовательский центр качества жизни и преподавал в нём до выхода на пенсию. Центр занимается изучениями в области позитивной психологии, исследует аспекты человеческого опыта, которые делают жизнь счастливой.
Михай Чиксентмихайи
«Поток»
В 1990 году Чиксентмихайи выпустил книгу «Поток: Психология оптимального переживания». В ней он изложил теорию о том, что люди чувствуют себя наиболее счастливыми в состоянии «потока» — когда они полностью сконцентрированы или поглощены тем, что делают.
Книгу перевели более чем на 20 языков, и она оказала влияние не только на членов академического мира.
Формулировку «поток» придумал не психолог — так описывали своё состояние люди, которых опрашивал Чиксентмихайи для исследования.
В первой диссертации он изучал творчество художников: спрашивал, о чём они думают во время рисования. Немногих заботила цель или результат деятельности, их мысли были поглощены процессом. Они описывали свои переживания метафорой водного потока, который несёт их вперед.
Я осознал важность самого опыта в творческой работе. Это не соответствовало ни одной из существующих психологических моделей. Поэтому я попытался понять, важна ли сама деятельность и в других областях помимо искусства.
Стало очевидно, что и хирургам нравится процесс операций, а люди, которые играют на фондовом рынке, любят играть. Их мотивируют не столько деньги — им нравится угадывать, делать ставки.
Михай Чиксентмихайи
Чикстенмихайи пытался выяснить, что помогает «включить» творческий процесс людям разных профессий и как оно может повысить не только продуктивность человека, но и его уровень счастья.
Психолог определил восемь характеристик «потока»:
- Человек полностью концентрируется на задаче.
- Он ясно видит цель, даёт себе обратную связь и мысленно вознаграждает.
- Чувствует, что время ускоряется или замедляется.
- Понимает, что опыт ценен сам по себе, и не стремится любой ценой достичь цели.
- Выполняет задачу легко и непринужденно, не заставляя себя.
- Для него задача достаточно интересна, чтобы искать решение, но осуществима, учитывая навыки.

- Человек полностью погружен в выполнение задачи, теряется осознанное размышление.
- Он чувствует, что может её выполнить и всё контролирует.
По словам Чиксентмихайи, в состоянии «потока» люди настолько вовлечены в работу, что «ничто другое, кажется, не имеет для них значения; опыт настолько приятен, что люди будут продолжать делать это даже за небольшие деньги, просто ради самой деятельности».
Михай Чиксентмихайи занимался скалолазанием в молодости — позже он говорил, что так впал в состояние, которое он впоследствии назвал «потоком»
«Поток» в бизнесе
Теория Чиксентмихайи стала популярна в предпринимательской среде. Она заставила руководителей крупных компаний обратить внимание на важность каждого сотрудника.
В 2002 году психолог опубликовал книгу «Правильный бизнес. Лидерство, состояние потока и создание смысла». Её главная мысль в том, что компания несёт ответственность не только за качество жизни работников, но и общества в целом.
По мнению Чиксентмихайи, лучший способ управлять людьми — создавать среду, в которой сотрудники получают удовольствие от работы и растут, когда выполняют её.
Метод управления бизнесом по теории Чиксентмихайи назвали Flow Business. Аналитики выделили несколько правил для компаний, которые хотят выстроить такой менеджмент:
Внимательно относиться к эмоциональному состоянию сотрудников. Гендиректор аналитической компании Gallup Джим Клифтон ежедневно рассылает письма более чем тысячи сотрудникам и просит оценить, насколько позитивно их состояние, по шкале от 1 до 5. Так он всегда может увидеть первые признаки негативных изменений и принять меры.
Давать им обратную связь. Она помогает людям достигать состояния «потока», пишет Чиксентмихаий в своих исследованиях. Для Клифтона лучший способ замерить это состояние — спросить рядовых сотрудников, есть ли у них менеджер, который их любит.

Установить понятные ожидания, чёткие и реалистичные цели. В логистической компании Green Cargo с каждым сотрудником работает менеджер, который помогает составить план его развития, а затем встречается с ним раз в месяц, чтобы обсудить детали и подкорректировать планы.
- Не отвлекать сотрудников, погружённых в работу. Тех, чья работа связана с творческим процессом, например программистов или авторов текстов, чтобы они могли сосредоточиться.
Flow Business применяют такие компании, как Microsoft, Ericsson, Patagonia, LG, Toyota и другие.
Американский производитель одежды Patagonia перестроил систему управления по стратегии «потока» за пять лет. Бизнес не выдерживал конкуренции. Тогда на пост гендиректора пришёл приверженец идей Чикстентмихайи Майкл Крук.
Крук регулярно опрашивал сотрудников и оценивал уровень удовлетворённости от работы. Некоторые вопросы из его анкеты:
- Совпадают ли ценности компании с вашими?
- Насколько вы свободны в принятии решений?
- Чувствуете ли вы, что менеджмент компании прозрачен в финансовых вопросах?
За пять лет фирма переместилась с 88-го на 14-е место в списке Fortune «100 лучших компаний для работы».
Идею Чиксентмихайи также применяет эксперт в области лидерства и человеческих качеств Стефан Фолк. Он занимается коучингом руководителей и команд лидеров: его услугами пользуются около 60 компаний, среди которых McKinsey, Green Cargo и другие.
После личных встреч с Чиксентмихайи он создал новую систему менеджмента, которую внедрил в Ericsson. Он обязал управленцев уделять время каждому из подчинённых: организовывать индивидуальные полуторачасовые встречи шесть раз в течение года. Также менеджеры должны разрабатывать для каждого подчинённого план по определению сильных и слабых сторон и развитию его способностей.
«Поток» в видеоиграх
Теория Чиксентмихайи нашла применение и в сферах спорта и видеоигр.
Разработчики игр стали использовать компоненты «потока», которые выделил Чиксентмихайи, чтобы вовлекать игроков.
В геймдизайне они определили их так:
- Награды. Их игрок получает постоянно, по ходу игры.
- Чёткие цели.
Игроки знают, что им нужно достичь. - Потеря осознанности размышления. «Поток» работает, когда человеку не нужно концентрироваться на том, что он делает, чтобы выполнить действие в игре. Это состояние, где действия и осознания сливаются.
- Потеря чувства времени. Игрок зациклен на действиях, которые он совершает в игре, и не замечает, как проходит время.
- Прямая и немедленная обратная связь. Человек руководствуется обратной связью в игре и знает, что нужно для достижения цели.
- Баланс между навыками игрока и целью, которую нужно достичь. Задача не является ни слишком легкой, ни слишком сложной. Задача постоянно адаптируется к навыкам игрока.
- Контроль ситуации и деятельности. Игрок чувствует, что он может успешно справиться с задачей. Цель для него кажется достижимой.
Китайский гейм-дизайнер и креативный директор компании Thatgamecompany Дженова Чэнь узнал о «потоке» во время учёбы в Университете Южной Калифорнии.
На тот момент он уже разработал игру Cloud, которой заинтересовалась Sony.
Чэнь написал диссертацию «Поток в видеоиграх». В исследовании он изобразил его на двумерной оси: по горизонтали — показатель «задачи», которая стоит перед игроком, по вертикали — его «способности». Пространство, окружающее линию, которая идёт от низкой сложности и способности к высокой, он выделил как «зону потока».
Основная сложность для разработчиков игр — найти точку равновесия между вызовом и способностями игроков, а они у всех разные, говорит Чэн. Если сложность задачи окажется несопоставимой с возможностями игрока, он разочаруется, а если наоборот — ему станет скучно.
Геймдизайнерам нужно создавать условия, которые смогут удержать игрока в диапазоне верхних и нижних границ потокового состояния, или «зоны». Приближать к нижним границам, когда нужно расслабиться, и двигать к верхним, когда необходимы усилия и выносливость.
В 2006 году на основе этих принципов Чэнь выпустил игру Flow, а затем Flower в 2009-м и Journey в 2012-м.
На все три игры он заключил контракт с Sony на продажу через PlayStation Store.
В игре «Ведьмак 3: Дикая охота» разработчикам также удалось достичь баланса сложности и вовлечённости, говорил доктор философии в области информационных систем университета Мармара Барбарос Бостан.
Игрок сам выбирает уровень сложности, но она также может настраиваться и автоматически: искусственный интеллект наблюдает за игроком и старается избегать ситуаций, в которых игра станет слишком сложной или лёгкой для него. Из-за этого у некоторых пользователей возникает справедливый вопрос: почему бандиты острова Скеллиге более сильные, чем в Велене?
Барбарос Бостан, автор «Психология и поведение геймеров»
«Поток» в контексте видеоигр вызвал и критику. Брэкстон Содерман в книге «Против потока» назвал теорию стратегией гейм-дизайна, которую используют для увеличения игрового потребления.
Он рассматривает «поток» с разных точек зрения, в том числе как форму преодоления отчуждения, превращения «потока» в товар.
Содерман призывает переосмыслить стандартные формы этого состояния и охватить более разнообразные и инклюзивные.
Другие исследователи говорят о том, что стоит различать видеоигры, которые увлекают, от тех, которые создают зависимость. Первые вызывают эмоции во время выполнения задачи и дают чувство удовлетворения после. Вторые нацелены на то, чтобы игрок не получил удовлетворения никогда. Такие игры и вызывают зависимость, их разработчики преследуют исключительно коммерческие цели.
Наследие
20 октября 2021 года Михай Чиксентмихайи умер в возрасте 87 лет, причиной стала остановка сердца.
Психолог был членом Американской академии искусств и наук, членом Национальной академии образования и Академии наук о досуге, за свои работы он получил несколько наград.
Чиксентмихайи и его жена Изабелла с министром по человеческим ресурсам Венгрии Золтаном Балогом на церемонии вручения ордена «За заслуги перед Венгерской Республикой», 2014 год
Коллеги Чиксентмихайи говорили, что его смерть повергла их в шок и напоминает потерю родителя.
Издание Boing Boing назвала его «легендой», The Budapest Times и Hungary Today — «Архитектором теории потока», а Hungary Daily News — психологом, «чья теория покорила мир».
Профессор Накамура, содиректор Исследовательского центра качества жизни Клермонтского университета, который основал Чиксентмихайи, сказал, что Михай «был лучшим примером того, что он сам изучал о хорошо прожитой жизни».
Основные труды Михай Чикстентмихайи:
— «Поток. Психология оптимального переживания».
— «Правильный бизнес. Лидерство, состояние потока и создание смысла».
— «Эволюция личности».
— «Бегущий в потоке: Как получать удовольствие от спорта и улучшать результаты».
— «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений».
Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»
51 611Познать себя
Три десятилетия назад в психологии родился и быстро завоевал популярность термин, который вызывает ассоциации с чем угодно, только не с академической наукой, — «поток» (flow).
Это состояние оптимального переживания человека — полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…
Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил его, исследуя жизнь творческих личностей, но «поток» — не исключительное достояние каких-то особых людей. «Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. А состояние «потока» — одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.
Господство над судьбой
Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.
Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода.
Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.
Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.
Счастье
Счастье — это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от того, как мы их интерпретируем.
Счастье — это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни.
Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.
Оптимальное переживание
Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.
Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.
Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости — и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.
Любимое дело
Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.
О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.
Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.
Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.
Радость в повседневности
В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.
Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.
Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом.
Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.
Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.
Придать смысл
Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.
Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» — научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.
Цели — в себе
«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи.
Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока.
Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».
У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».
Жить «вопреки»
Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей.
Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.
С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир — мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».
Восемь компонентов «потока»
Когда люди описывают свои переживания в моменты радости, они упоминают как минимум один из следующих компонентов (а нередко и все восемь):
- Выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи.
- Возможность сконцентрироваться на том, что человек делает.
- Четкие цели.
- Четкая и немедленная обратная связь для корректировки движения к цели.

- Полная поглощенность проблемой, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.
- Ощущение полного контроля за происходящим.
- Отсутствие у человека в потоке мыслей о себе самом (однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой).
- Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.
Комбинация всех этих условий вызывает то чувство глубокой радости, ради которого испытавшие его люди готовы снова и снова затрачивать невероятное количество усилий и времени.
Об эксперте
Михай Чиксентмихайи — автор термина и теории «потока», один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Профессор Клермонтского колледжа, автор полутора десятков книг, в числе которых и знаменитая «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).
Текст:Юрий ЗубцовИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Ребенку уже 6 месяцев, а ко мне не вернулось желание секса. Как захотеть мужа?»
Утверждение «противоположности притягиваются» оказалось ложным
Что делать в случае аварии на АЭС: краткая справка от МЧС
6 правил свидания с собой
38-летний флегматичный отец двоих детей превратился в агрессора: как это случилось
Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы
Дары предгорий Алтая: оздоровление и активный отдых на российском курорте
10 цитат Александра Лурии, которые помогут понять, что происходит в вашей голове
Csikszentmihalyi and Happiness
Лучшие моменты в нашей жизни — это не периоды пассивности, восприимчивости, расслабления… Лучшие моменты обычно случаются, когда тело или разум человека напрягаются до предела в добровольном усилии выполнить что-то сложное и стоящее .
Михай Чиксентмихайи (1990, стр.
3)
Михай Чиксентмихайи и Flow
Михай Чиксентмихайи обнаружил, что люди находят истинное удовлетворение в состоянии сознания, называемом Потоком. В этом состоянии они полностью поглощены деятельностью, особенно деятельностью, в которой задействованы их творческие способности. Во время этого «оптимального опыта» они чувствуют себя «сильными, бдительными, легко контролирующими себя, бессознательными и на пике своих способностей». Следуя по стопам Маслоу, Чиксентмихайи настаивает на том, что счастье не приходит просто так. Он должен быть подготовлен и культивирован каждым человеком, ставя задачи, которые не являются ни слишком сложными, ни слишком простыми для его способностей. Пионер позитивной психологии, его вклад в «Поток» лежит в основе постоянно растущего наследия счастья.
Опыт «потока» поразительно напоминает описание Чжуан-цзы «великого мастерства», достигнутого даосскими мудрецами, такими как плотник Пьен и мясник Тин, последний находил блаженство в искусстве разделки бычьих туш, «идя вместе с Дао» быка.
Неслучайно эти рабочие мудрецы находятся на нижних ступенях социальной иерархии. Они открывают Дао гораздо охотнее, чем ученые-конфуцианцы, которые, по мнению Чжуан-цзы, изучают «отбросы мудрости» в безжизненных книгах и утратили связь с миром конкретных дел.
Вы едете на лыжах по горной тропе в Аспене, штат Колорадо, — одной из первоклассных алмазных трасс, а перед вашими глазами — впечатляющие заснеженные Скалистые горы. Хотя вы и раньше спускались по этому склону, вам никогда не удавалось «доминировать» над ним — до сих пор. Вы начинаете набирать обороты, идеально и без усилий нанося удары по каждому магнату. Ваши действия кажутся застывшими во времени, и каждый мельчайший звук становится более интенсивным — хрустящий шлепок ваших лыж по рыхлому снегу, хруст ваших коленей и ваше ритмичное дыхание. Вы стекаете по склону, а позже можете даже описать, что стали «единым целым с горой». Все эти годы тренировок и борьбы, уроков катания на лыжах и кувырканий в лесу теперь, наконец, оправданы.
У вас был, в буквальном смысле, пиковый опыт.
Если вы не катались на лыжах, у вас мог быть подобный опыт в других видах деятельности — каких-то других сложных упражнениях, работе над сложным проектом или даже в некоторой степени в более простых упражнениях, таких как чтение или разговор с другом. Это моменты, когда ваш разум полностью поглощается деятельностью, так что вы «забываете о себе» и начинаете действовать без усилий, с повышенным чувством осознания того, что происходит здесь и сейчас (спортсмены часто описывают это как «нахождение в зоне»). . Однако вы можете быть удивлены, узнав, что в последние годы этот опыт стал предметом многих исследований позитивных психологов. Действительно, психолог Михай Чиксентмихайи даже дал этому объективному состоянию название — «поток».
Немного истории: Михай Чиксентмихайи
Михай Чиксентмихайи — один из пионеров научного изучения счастья. Он родился в Венгрии в 1934 году, и, как и многие его современники, Вторая мировая война затронула его таким образом, что это глубоко повлияло на его жизнь и последующую работу.
В детстве его посадили в итальянскую тюрьму. Именно здесь, среди страданий и потери семьи и друзей во время войны, он получил первое представление о своей основополагающей работе в области потока и оптимального опыта. В интервью он отметил: «Я обнаружил, что шахматы — это чудесный способ попасть в другой мир, где все эти вещи не имеют значения. Я часами просто сосредотачивался на реальности, в которой были четкие правила и цели» (Собель, Д. (1995, январь). Интервью: Михай Чиксентмихайи. Омни , 73-90.).
Во время поездки в Швейцарию Чиксентмихайи услышал речь Карла Юнга, и это пробудило интерес к психологии. Поскольку это была довольно новая дисциплина, в Европе было мало возможностей для дальнейшего изучения, поэтому он отправился в Соединенные Штаты. Как художник, который сам занимался живописью, Чиксентмихайи начал свои первые наблюдения и исследования художников и творческих типов. Он отметил, что акт создания временами казался более важным, чем сама законченная работа, и был очарован тем, что он назвал состоянием «потока», в котором человек полностью погружается в деятельность с интенсивным вниманием и творческой вовлеченностью.
Он посвятил всю свою жизнь научному выявлению различных элементов, участвующих в достижении такого состояния.
Его ныне известное исследование выборки опыта (также известное как исследование бипера) было особенно изобретательным способом сделать счастье измеримым явлением. Группе подростков дали пейджеры, которые звучали в случайное время в течение дня. Их попросили записать свои мысли и чувства во время звуковых сигналов. Большинство записей указывало на то, что подростки были несчастны, но Чиксентмихайи обнаружил, что, когда их энергия была сосредоточена на сложной задаче, они, как правило, были более оптимистичны. Это и другие исследования помогли сформировать его основополагающую работу о потоке. Его исследования и последующие открытия вызвали еще больший интерес, и сегодня он считается одним из основателей позитивной психологии.
Счастье как состояние, подобное потоку
https://sketchnotesbook.com/ Основной тезис самой популярной книги Чиксентмихайи, «Поток: психология оптимального опыта», (1990), состоит в том, что счастье не является фиксированным состоянием, но может развиваться по мере того, как мы учимся достигать потока в наши жизни.
Ключевым аспектом потока является контроль: в подобном потоку состоянии мы осуществляем контроль над содержанием нашего сознания, а не позволяем внешним силам пассивно определять себя. Как он пишет,
Лучшие моменты обычно наступают, когда тело или разум человека напрягаются до предела в добровольном усилии выполнить что-то сложное и стоящее. Таким образом, оптимальный опыт — это то, что мы делаем.
(Чиксентмихайи, 1990, стр. 3)
Неудивительно, что этот венгерский психолог приходит к выводу, мало чем отличающемуся от выводов великих мыслителей прошлого: счастье исходит изнутри человека. Он указывает на способы, которыми люди тщетно пытались обрести счастье, приписывая власть вещам, находящимся вне их контроля, и он одобрительно цитирует Марка Аврелия, когда философ-стоик пишет: «Если вас огорчают внешние вещи, то не они беспокоят вас». вы, но ваше собственное суждение о них. И теперь в ваших силах уничтожить эту силу.
(Чскисентмихайи, 1990, с.20) Ключ к счастью заключается в том, как мы вкладываем свою психическую энергию. Когда мы сосредотачиваем свое внимание на сознательно выбранной цели, наша психическая энергия буквально «течет» в направлении этой цели, приводя к переупорядочению и гармонии в сознании.
| Чиксентмихайи определяет поток как «состояние, в котором люди настолько вовлечены в деятельность, что все остальное кажется неважным; опыт настолько приятен, что люди будут продолжать делать это даже за большие деньги, просто ради того, чтобы делать это». (Чскиксентмихайи, 1990, стр. 4) Он выделяет ряд различных элементов, участвующих в достижении потока: |
|---|
| На каждом этапе пути есть четкие цели. |
| Немедленная обратная связь с действиями. |
| Существует баланс между задачами и навыками. |
Действие и осознание сливаются.![]() |
| Отвлечения исключаются из сознания. | Нет страха перед неудачей. |
| Самосознание исчезает. |
| Чувство времени искажается. |
| Деятельность становится самоцелью. |
Как показывают приведенные выше качества, текучее состояние не характеризуется в первую очередь субъективными ощущениями, даже положительными. Скорее, сущность потока заключается в устранении вмешательства мыслящего ума. Когда Майкл Джордан находится «в зоне» и делает этот пас из-за спины, он сознательно не думает «как я могу передать мяч», а если бы он это сделал, то прервал бы свое состояние, похожее на поток, и, вероятно, бросил бы мяч. мяч на трибуны. Погружение в задачу указывает на отсутствие «я» и слияние вашего сознания с деятельностью, которой вы занимаетесь. Как выразился позитивный психолог Мартин Селигман: «Сознание и эмоции должны корректировать вашу траекторию; когда то, что вы делаете, совершенно идеально, они вам не нужны (Чиксентмихайи, 2002, стр.
116)».
Хотя исследования Чиксентмихайи сосредоточены на области работы и творчества, он видит, что состояние потока применимо к отношениям и ситуациям; даже невзгоды могут превратиться в вызов, а не в неудачу. Он даже приходит к выводу, что есть люди, которые развили свой поток до такой степени, что способны превращать любую потенциальную угрозу в приятный вызов и тем самым поддерживать внутреннее спокойствие как постоянное состояние ума. Он называет такого человека «аутотелической самостью», тем, кто «никогда не скучает, редко беспокоится, большую часть времени вовлечен в то, что происходит и течет». Теперь можно подумать, что такое состояние предназначено для немногих великих людей, таких как Сократ, Ганди или Далай-лама; но на самом деле примеры, которые приводит Чиксентмихайи, относятся к обычным людям, способным находить удовольствие в обычных повседневных задачах.
Рассмотрим случай с Джо Сварщиком. Вот кто-то, кто решил отказаться от более высокооплачиваемого повышения до мастера, потому что любит свою работу простого сварщика.
За прошедшие годы он освоил каждый этап работы завода: он может починить любую часть оборудования, какой бы сложной она ни была, и он с нетерпением ждет каждой задачи как возможности проверить свои навыки. В то время как другие сварщики рассматривают свою работу как утомительное бремя, от которого они должны избавляться (обычно от выпивки и телевидения), Джо наслаждается каждым моментом дня и, следовательно, ему не нужно ни от чего убегать. Обладая аутотелической личностью, он способен создавать опыт потока даже в самой бесплодной среде и, следовательно, жить полноценной жизнью, несмотря на относительно низкую зарплату и социальный статус.
На этом и многих других примерах Чиксентмихайи указывает на пять способов, с помощью которых можно вырастить из себя аутотелическую личность:
1. Постановка целей, которые имеют четкую и немедленную обратную связь
2. Погружение в конкретную деятельность
3. Обращение внимания на то, что происходит в данный момент
4.
Обучение получению удовольствия от непосредственного опыта
5. Соразмерность своих навыков к вызову под рукой
Как показывают эти критерии, поток создается действиями с определенным набором свойств: они сложны, требуют навыков, имеют четкую и немедленную обратную связь (человек знает, правильно ли он выполняет действие) и имеют четко определенный успех или показатели отказов. Поток — это постоянное балансирование между тревогой, когда сложность слишком высока для мастерства человека, и скукой, когда сложность слишком низка (см. рис. 1).
Таким образом, поток — это динамическое, а не статическое состояние, поскольку правильно построенное действие потока со временем приводит к повышению навыков, сложности и сложности. Поскольку навык не остается статичным, повторение одного и того же действия приведет к скуке; награда за поток вдохновляет на решение более сложных задач. Вот почему спорт идеально подходит для создания потока; еще одно популярное занятие, которое, по-видимому, соответствует этим критериям (и, таким образом, объясняет его широкую популярность), — это видеоигры.
Единственная проблема, пишет Чиксентмихайи, заключается в том, что такого рода деятельность в потоке может легко вызвать привыкание, что в конечном итоге приводит к потере контроля над сознанием и, таким образом, к еще большему несчастью.0006
Поток как контроль сознания
Чиксентмихайи рассказывает об исследовании объема информации, который мозг может обрабатывать за один раз, и указывает на постоянные компромиссы, на которые мы идем в отношении того, на что обращать внимание из огромного разнообразия возможностей. Одним из ключевых аспектов потока является то, что во время потока почти все доступные входные данные мозга направляются на одно действие. Поэтому восприятие времени меняется, дискомфорт остается незамеченным, а в голову не лезут посторонние негативные мысли. Мозг слишком занят, сосредотачиваясь на чем-то одном, чтобы отслеживать все остальные вещи. Мы видим здесь очевидную связь между потоком и буддийской концепцией осознанности или типа внимания, связанного с медитацией и йогой.
Действительно, Чиксентмихайи утверждает, что хатха-йога, в частности, является одной из лучших моделей для описания того, что происходит, когда психическая энергия течет по одному каналу сознания. Как он пишет,
Сходство между йогой и потоком чрезвычайно велико; на самом деле имеет смысл думать о йоге как о тщательно спланированной деятельности в потоке. Оба пытаются достичь радостного самозабвенного вовлечения посредством концентрации, которая, в свою очередь, становится возможной благодаря дисциплине тела.
(Чиксентмихайи, 1990, стр. 1o5)
Может быть, теперь вы понимаете, почему некоторые люди проводят так много часов, корчась в таких странных позах тела: они достигают состояния глубокого потока и, следовательно, сильного чувства внутреннего контроля и гармонии. И действительно, конечной целью Йоги является достижение состояния, называемого 9.0031 мокша , освобождение от себя, описываемое как сочетание трех основных качеств: сат-чит-ананда , или бытие, сознание и блаженство.
Использование модели потока для описания духовных практик, таких как йога, может помочь объяснить, почему люди, занимающиеся такими практиками, кажутся такими счастливыми и умиротворенными.
Чиксентмихайи быстро указывает, однако, что поток может быть достигнут многими другими действиями, которые не требуют таких сложных обязательств. Такого состояния можно достичь, катаясь на лыжах, ловя рыбу, играя на гитаре, готовя пищу, читая или даже разговаривая и принимая пищу. Кроме того, в то время как йога представляет конечное состояние как освобождение от себя, Чиксентмихайи рассматривает поток как создание более сильного я. Действительно, Чиксентмихайи часто использует термины Фрейда для объяснения происходящего, хотя сам он не является психологом-фрейдистом.
Согласно Фрейду, личность состоит из трех различных частей:
1) «Ид», представляющее инстинктивные влечения или нашу «природу»;
2) «Супер-Эго», которое представляет ценности или ожидания, навязанные нам обществом, наше «воспитание»,
3) «Эго», которое является той частью сознания, которую мы осознаем и которая может контролировать другие детали (см.
рис. 2)
Например, Ид может подтолкнуть вас выпить еще пива, даже если вы знаете, что утром вам нужно рано вставать на работу. Суперэго может усилить этот импульс через давление сверстников со стороны ваших приятелей в баре. Однако у вас все еще есть возможность отвергнуть эти требования и сделать то, что лучше для вас. Ваше Эго — это то, что позволяет вам взять под сознательный контроль содержание вашего разума и, следовательно, достичь господства над внешними силами. Таким образом, в этих терминах поток можно описать как развитую способность Эго справляться с нашими инстинктивными/животными сторонами и внешним давлением Супер-Эго.
Принимая во внимание его принятие фрейдовской теории самости и акцент на потоке как своего рода контроле, мы можем видеть, что Чиксентмихайи хорошо работает в рамках набора предположений, общих для западной философии и науки. Эти предположения включают идею о том, что «прогресс» и даже «просвещение» — это вопрос освобождения человека от власти природы.
Так, Чиксентмихайи утверждает, что поток — это вопрос преодоления «естественного» состояния ума, состоящего из хаоса и «психической энтропии». Как он пишет,
Вопреки тому, что мы склонны предполагать, нормальное состояние ума — это хаос… когда мы остаемся одни, не требуя внимания, проявляется основной порядок ума… Энтропия — это нормальное состояние сознания — состояние, которое не является ни полезным, ни приятным.
(Чиксентмихайи, 1990, стр. 119)
Как мы увидим, это одно из основных отличий между концепцией потока Чиксентмихайи и даосской традицией, которая рассматривает поток как восстановление естественной гармонии ума как единства с Дао или Путем. А пока достаточно указать, что поток — это не просто вопрос «отпускания» или пассивного принятия вещей такими, какие они есть. Действительно, Чиксентмихайи выражает особую неприязнь к телевидению, поскольку считает, что это в первую очередь способ отвлечь мозг от психической энтропии, не создавая петли обратной связи, которая может привести к потоку.
Чтение гораздо лучше подходит для потока, так как оно часто требует сложных навыков воображения и интерпретации; более того, по мере того, как человек переходит от удовольствий молодых любовных романов к высокой литературе, такой как Шекспир или Толстой, возрастают стадии сложности.
Удовольствие и поток
Другим следствием этой концепции потока является подтверждение точки зрения греческого философа Аристотеля о том, что счастье нельзя отождествлять с удовольствием. В то время как приятное переживание обычно является пассивным состоянием, таким как просмотр телевизора, наслаждение массажем или прием таблетки, переживание потока — это активное состояние, которое полностью находится под контролем человека. Легкость, которая достигается во время переживания потока, достигается только после сосредоточения внимания и целенаправленного поведения. В нашем первом примере легкость и удовольствие от скольжения по лыжному склону стали возможны только благодаря годам совершенствования и оттачивания этого конкретного навыка.
Как Нью-Йорк Таймс обзорная статья книги Чиксентмихайи лаконично выразилась так:
Путь к счастью лежит не в бездумном гедонизме, а в осознанном вызове.
(Таврис, 1990).
Действительно, переживания потока часто состоят из болезненных телесных ощущений, например, когда спортсмен выходит за пределы своих обычных возможностей, чтобы выиграть гонку, или обходит базы, чтобы забить победный заезд. Несмотря на боль, люди часто вспоминают эти моменты как пиковые моменты своей жизни.
Мартин Селигман обратился к работе Чиксентмихайи, чтобы провести различие между удовольствием и удовлетворением. В то время как удовольствия — это состояния, которые имеют четкие сенсорные и эмоциональные компоненты, удовольствия отмечены энергиями, которые требуют ваших сил и позволяют вам потерять самосознание. Многие исследования показывают, что приятные переживания, в том числе наслаждение едой, сексом и даже состояния расслабления (например, вздремнуть), являются сильными компонентами счастья в дополнение к состояниям потока «осознанного вызова».
Селигман предполагает, что аспект счастья, который может быть получен добровольно, зависит от соответствующего баланса между удовольствием и потоком. Поедание бифштекса, например, может вызвать очень приятное состояние, но оно обречено быть временным, о чем свидетельствует тот факт, что употребление двух таких стейков вызовет боль. Удовольствие достигает своего предела удивительно быстро, и именно здесь должен вступить поток, как способ получения удовлетворения, которое менее изменчиво и более продолжительно, чем субъективные чувства (Seligman, 2002, стр. 119).).
Следующие три исследователя также внесли значительный вклад в науку о счастье, и вы можете прочитать наши статьи о них: 00
Внешнее видео и чтение- Чиксентмихайи, Михай и Чиксентмихайи, Изабелла Селега (ред.). (2006). Жизнь, достойная жизни: вклад в позитивную психологию (серия по позитивной психологии). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

- Михай Чиксентмихайи рассказывает о Flow (TED Talks) (видео ниже).
- Чиксентмихайи, Михай и Чиксентмихайи, Изабелла Селега (ред.). (1988). Оптимальный опыт: психологические исследования потока сознания. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.
- Чиксентмихайи, Михай (1990). Поток: психология оптимального опыта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Чиксентмихайи, Михай (1996). Творчество: поток и психология открытий и изобретений. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.
- Селигман, Мартин (2002). Настоящее счастье. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Таврис, К. (1990, 18 марта). Удовлетворенность — это тяжелая работа. Нью-Йорк Таймс.
- Изображение предоставлено: Источник.
Михай Чиксентмихайи, психолог-новатор и «отец потока», 1934–2021 гг.

К Сара Стаймер
Ученый вдохновил лидеров, коллег и студентов на исследование оптимального и позитивного опыта.
Почетный профессор Михай «Майк» Чиксентмихайи, новаторский психолог из Чикагского университета, известный как «отец потока», скончался 20 октября в своем доме в Клермонте, Калифорния. Ему было 87.
Как ученый, он наиболее известен созданием теории потока, относящейся к состоянию бытия, в котором люди настолько погружаются в радость от своей работы или деятельности, «что все остальное кажется неважным». Он изложил теорию в Flow: The Psychology of Optimal Experience , основополагающая книга 1990 года, оказавшая влияние на лидеров от политики до спорта.
«Майк был гениален в создании простых, генеративных моделей потока, творчества и эстетического опыта, а затем раскрывал их значение в своих произведениях; влияние его идей было чрезвычайно широким», — сказала Жанна Накамура, доцент Университета Клермонта, где Чиксентмихайи преподавал после ухода из Калифорнийского университета в 1999 году.
Работа Чиксентмихайи была «подобна фонарику в темном туннеле», — сказала Дженнифер А. Шмидт, бывшая докторантка Калифорнийского университета в Чикаго, а ныне адъюнкт-профессор Мичиганского государственного университета.
Чиксентмихайи, которого друзья и коллеги часто называют Майком С., однажды написал, что лучшие моменты в жизни — это не периоды пассивности, восприимчивости или расслабления. Следуя этой логике, он, несомненно, насчитал много замечательных моментов в своей жизни, написав множество книг и получив бесчисленное количество титулов, в том числе мужа, отца и деда.
«После его смерти так много людей говорили о влиянии Майка как личности — наряду с его влиянием как ученого — высоко оценивая его юмор, теплоту и щедрость», — сказал Накамура, содиректор отдела качества Клермонтского университета.
Центр исследования жизни, который основал Чиксентмихайи. «Он был лучшим примером того, что он изучал о хорошо прожитой жизни».
Чиксентмихайи родился 29 сентября 1934 года в Фиуме, в то время входившем в состав Королевства Италия, а ныне известном как Риека в Хорватии. Его отец работал в венгерском консульстве в Фиуме, прежде чем был назначен послом Венгрии в Италии вскоре после Второй мировой войны. Когда коммунисты захватили Венгрию в 19В 49 году старший Чиксентмихайи ушел в отставку и открыл ресторан в Риме. Михай Чиксентмихайи бросил школу, чтобы помогать семье.
Чиксентмихайи заинтересовался счастьем, увидев боль и страдания европейцев вокруг себя во время Второй мировой войны. Он обнаружил, что многие из них не могли жить спокойно после того, как потеряли работу, дома и общую безопасность во время войны. Наблюдения заставили его задуматься о том, что делает жизнь достойной жизни, и он начал исследовать искусство, философию и религию в поисках ответов.
В молодости Чиксентмихайи путешествовал по Швейцарии и, не имея средств на фильм или другое подобное развлечение, решил посетить лекцию о наблюдениях НЛО.
Он наткнулся на лекцию Карла Юнга, в которой он говорил о травмированной психике европейцев после Второй мировой войны и о том, как их психическое состояние заставляет их проецировать наблюдения НЛО в небо.
Это выступление пробудило интерес Чиксентмихайи к психологии, и в возрасте 22 лет он переехал в Соединенные Штаты, чтобы получить образование в этой области. Он получил степень бакалавра в Университете Чикаго в 1960, а затем его докторская степень. из университета в 1965 году. Он преподавал в колледже Лейк-Форест, прежде чем вернуться в Калифорнийский университет в Чикаго в качестве преподавателя в 1969 году, в конечном итоге возглавив школьный факультет психологии.
Совсем недавно Михай Чиксентмихайи был заслуженным профессором психологии и менеджмента Клермонтского университета. Он также основал и был одним из руководителей Исследовательского центра качества жизни, некоммерческого исследовательского института, изучающего позитивную психологию, изучение человеческих сильных сторон, таких как оптимизм, креативность, внутренняя мотивация и ответственность.
«Темы разнообразны, но все работы отражают единую точку зрения на человеческое функционирование, которая была сформирована необычной жизнью и влиянием, выходящим за рамки психологической науки — истории, философии и искусства», — сказал Накамура, проработавший с Чиксентмихайи в течение двух десятилетий в Claremont, чтобы основать Центр исследования качества жизни, и помог с запуском и развитием программы для выпускников в области позитивной психологии.
В ходе исследования Чиксентмихайи концепций и причин оптимальных и позитивных переживаний его заинтриговали художники, которые терялись в своей работе — настолько погружаясь, что не обращали внимания на основные сигналы животных о еде, воде и сне. Некоторые из его испытуемых описывали свои переживания с помощью метафоры несущего их течения. Так родился термин и позитивная психологическая концепция «состояния потока». (Подробнее об этой работе читайте летом 2019 г.выпуск журнала The Core .)
Исследования Чиксентмихайи о потоке включали интервью с учеными, спортсменами, музыкантами, художниками, руководителями предприятий и другими людьми, особенно творческими профессионалами, потому что он хотел знать, когда они достигают оптимального уровня производительности и как они себя чувствуют.
Его исследования привели его к выводу, что счастье — это внутреннее состояние бытия, зависящее от внешних факторов.
Он обнаружил, что люди наиболее творчески, продуктивны и счастливы, когда находятся в состоянии потока. Как объяснил это Чиксентмихайи, поток — это «состояние, в котором люди настолько вовлечены в деятельность, что все остальное кажется неважным; опыт настолько приятен, что люди будут продолжать делать это даже за большие деньги, просто ради того, чтобы делать это».
Большая часть более позднего исследования Чиксентмихайи была сосредоточена на мотивации и факторах, которые способствуют мотивации, трудностям и общему успеху человека.
Flow был переведен более чем на 20 языков, а связанные с ним исследования оказали влияние далеко за пределы академического мира. Книга оказала влияние на бывшего президента Билла Клинтона и бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, а также на Джимми Джонсона, который использовал идеи Чиксентмихайи для подготовки к 1993 Super Bowl в качестве тренера Dallas Cowboys.
В 2004 году Чиксентмихайи выступил на TEDTalk под названием «Поток, секрет счастья», который набрал более 6,7 миллионов просмотров.
Среди жизней, на которые он оказал наибольшее влияние, были жизни его учеников и коллег. Карен Скерретт, доктор философии 88 года, психолог, консультант и писатель, вспоминает, как стояла в Грин-холле, с нетерпением ожидая, когда ее комитет соберется перед защитой диссертации.
«Майк подошел ко мне сзади и прошептал: «Обязательно закажи сегодня на праздничном ужине бутылку хорошего вина», — сказал Скерретт. «В тот момент он выразил свою веру в меня, помог мне настроиться на позитивный лад и обрести уверенность, необходимую для преодоления моей защиты.
– И я последовал его совету по вину.
Другая бывшая студентка Калифорнийского университета в Чикаго, Линда Мэй Фитцджеральд, доктор философии 1990 года, почетный профессор дошкольного образования в Университете Северной Айовы, говорит, что Чиксентмихайи преподал ей два жизненных урока: брать «сирот» и писать задом наперед.
«Когда мой консультант по человеческому развитию в Калифорнийском университете ушел до того, как мое магистерское исследование было готово, Майк великодушно добавил меня в свой список консультантов, — сказала она. «И он снова был со мной, когда мне нужно было заполнить мою докторскую диссертационную комиссию. Изюминкой моей защиты докторской диссертации было его участие, когда он сидел на скале над Аспеном, штат Колорадо».
Когда Фитцджеральд стала координатором докторской программы по учебному плану и обучению в Северной Айове, она говорит, что с удовольствием брала на консультацию «сирот», подобных ей самой, «все они расширили мои перспективы и обогатили мою жизнь за пределами моих более узких специальностей».
Дженнифер А. Шмидт, доктор философии’98, сказала, что Чиксентмихайи глубоко изменил траекторию ее жизни — еще до встречи с ним. Ныне директор программы штата Мичиган по педагогической психологии и образовательным технологиям, Шмидт наткнулся на книгу Flow , будучи недавним выпускником колледжа со степенью психолога.
Она связалась с Чиксентмихайи, который не только ответил на ее звонок, но и пригласил ее на встречу в Калифорнийском университете в Чикаго, а затем предложил ей работу над одним из своих исследовательских проектов.
«Какой бы убедительной ни была моя история Майка, подобных ей десятки, — сказал Шмидт. «Люди со всех уголков мира тянулись к Майку за его творческий потенциал, его понимание человеческих условий, его предпочтение изучать достоинства, а не недостатки, и его способность сделать академическое письмо по-настоящему увлекательным.
«Его наследие заключается не только в его теоретических и методологических вкладах, но и в том, как он приглашал других к разговору. Его влияние на область психологии и на тех, кому посчастливилось работать с ним, непреходяще».
В 2009 году Чиксентмихайи получил приз Clifton Strengths Prize. Он получил премию Сечени на церемонии в Будапеште в 2011 году и орден Большого креста за заслуги перед Венгерской Республикой в 2014 году.




Игроки знают, что им нужно достичь.
3) 
