Ролевые игры для подростков сценарий – Психологические игры для подростков. Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные

«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»

«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП РАЗНОГО СОСТАВА»

ИГРА «КОРОВЫ, СОБАКИ, КОШКИ»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания.
Задачи: воспитание бережного отношения друг к другу, развитие умения слышать других.
Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет).
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 20 минут.
ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

Литература: Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.

ИГРА “ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…”

Цель:Формирование навыков самораскрытия.
Задачи: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Возраст: старший школьный возраст (14-17 лет)
Форма работы: каждый участник индивидуален.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 минут.
Ход игры. Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вeщью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.

Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с.

ИГРА «ЗАЩИТА ПРОФЕССИИ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: развитие коммуникативных навыков, образно-логического мышления. Задачи: научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями

Игровой материал: не требуется

Возраст: 15-17 лет

Форма работы: каждый участник индивидуален

Форма занятия: игровая

Время проведения:15-20 минут

Ход игры:

1 этап.Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).

2 этап. Ведущий зачитывает инструкцию.
Инструкция: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается). Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить. Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие — признак слабости аргументов».
3 этап. Ведущий отсаживается от играющих и предлагает им начинать игру. Вмешательства ведущего должны быть еще меньшими, чем в игре «Профконсультация», т.к. имитируется домашняя сцена, а не профконсультационная помощь.
4 этап. Обсуждение игры.
Если игра используется в «Профконсультации» можно вообще обойтись без обсуждения. При самостоятельном использовании можно четко сформулировать аргументы той и другой стороны и детально их обсудить, постаравшись связать их с правильным построением личного профессионального плана.

Литература: Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники / Пряжников Н.С. — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ОСЛИНАЯ ШКУРА»


Цель:улучшение взаимопонимания в группе, коррекция поведения некоторых членов группы.
Задачи:

коррекция самооценки учащихся; снятие напряжения; сплочение коллектива.
Возраст: младший подростковый (от 13 — 15 лет).
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10 – 20 мин.
Игровой материал: отсутствует
Ход игры. «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим в нем. Пускай каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него … Они все слабее тебя, не такие умные, не такие красивые, как ты … Ты один настоящий герой. И не просто герой, а Принц или даже Король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь надета ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (1 минута)
Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать Королем, а другой – «Ослиной шкурой». Пусть Король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует при этом состоянии (1 – 2 минуты).
Теперь пусть «Ослиная шкура» расскажет о своих чувствах (1 – 2 минуты).
Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше и не хуже других. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу» (1 – 2 минуты)
Вопросы для обсуждения:
• Что дает ощущение, что ты Король?
• Есть ли что-то неприятное в превосходстве?
• Какие есть преимущества у «Ослиной шкуры»?
• А какие недостатки?
• Какие преимущества дает равноправие?

Литература. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с

ИГРА «ОБВИНИТЕЛЬ»

Цели:моделирование ситуации переживаний подростка в момент обвинения и идентификация
с ним.
Задачи: определение кpyгa проблем во взаимоотношениях с подростком.
Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет).
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 25 – 30 минут.
Описание и приемы проведения игры. Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; дрyгой — обвиняемый, задача котоpoгo молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняются ролями. По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли обвиняемого. В результате родители должны прийти к выводу, что и в той и дрyгой позиции проигрывают оба: нарушаются отношения, и уровень доверия друг к другy падает.

Литература: Макартычева Г.И. Тренинг для подростков/ Макартычева Г.И. – С.: СПБ “Речь”. – 192 с

ИГРА «НАША ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель: избавление от комплексов.
Задачи: создание позитивного настроя в группе ,самораскрытие, снятие напряжения.
Игровой материал: заколки ,резинки, расческа.

Возраст: средний школьный возраст (9-11 лет)
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игровая.
Время проведения:15-20 минут.
Ход занятия: Игроков разбивают на пары, в каждой паре есть «клиент» и «парикмахер». «Парикмахер» должен сделать клиенту оригинальную прическу. Для этого можно использовать разные резинки и заколки, пенки, гели, муссы. Но все средства должны легко смываться водой. Не советуют использовать лак для волос — он может попасть в глаза, да и запах у него не всегда приятный. Под запретом ножницы — неудачную стрижку тяжело исправить. Когда все прически готовы, можно провести конкурс парикмахеров и моделей и определить самую необычную прическу, а можно поощрить каждую пару. Потом игроки в парах меняются ролями.

Литература: Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова — М. : ИКТУ Лада 2010. — 57 с.

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЬ ДОВЕРИЯ»


Цель:воспитание доверия.
Задачи: научиться доверять членам коллектива.
Игровой материал: повязки для глаз каждому второму ребенку и колокольчик.
Возраст: с 7-12 лет.
Форма работы: по парам.
Форма занятия: игра.
Время проведения: от 5 минут.
Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих берёт роль слепого и надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть, а второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.
Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»?
— Вел ли тебя твой «поводырь» бережно и уверенно?
— Знал ли ты все время, где ты?
— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?
— Как ты себя ощущал в роли поводыря?
— Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?
— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?


Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем.–М.: Генезис, 1998. – 160 с.

ИГРА «ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО»

Цель: развивающая, коммуникативная.

Задачи: сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи — возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствует.

Возраст: старший школьный возраст (15-17 лет)

Форма работы: по 3 человека.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 8 мин

Ход игры. Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» — повторяют все его движения (1,5-2 минуты). Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

Литература: Грецов А. Г. Психологические игры для подростков / Андрей Геннадьевич Грецов, Татьяна Николаевна Бедарева.–Л : Наука, 2000. – 157 с.

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Цели: развивающая
Задачи: развитие познавательных способностей
Игровой материал и наглядные пособия: нет
Возраст: младший школьный возраст
Форма работы: 3-4 человека
Форма занятия: игровая
Время проведения: не ограничено

Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные выполняют роль «строителей». Они должны рассказать, какой дом собираются построить. Задача каждого- не повторяясь, придумать описание красивого дома. При этом нужно подробно рассказать, какие комнаты будут в этом доме, как их лучше обставить. Автор самого оригинального и интересного рассказа становится победителем.

Литература:Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Т.Н. Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57с.

УПРАЖНЕНИЕ «СОЗДАНИЕ СТАТУИ»


Цель: воспитание доверия.
Задачи: научиться доверять членам коллектива.
Игровой материал: отсутствует.
Возраст: с 8 лет.
Форма работы: по3 человека.
Форма занятия: игра.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Разбейтесь по тройкам. Двое из вас будут Скульпторами, а третий — «большим куском мрамора». Он ложится на пол и закрывает глаза. Задача Скульпторов — сделать из него прекрасную Статую. Вы сами должны решить, как будет выглядеть эта Статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. Ребенок, из которого делают Статую, должен стараться сохранить положение, которое ему придают. Когда Скульпторы закончат свою работу, надо будет поставить Статую на ноги. При этом Статуя должна очень сильно напрячь свое тело, чтобы оно было твердым и крепким, как мрамор. Скульпторы аккуратно поднимают Статую верх и ставят ее на ноги. Потом вы можете позвать меня, чтобы я могла полюбоваться этим «произведением».
Поскольку все не смогут закончить работу одновременно, то освободившимся детям Вы можете дать роль публики, чтобы они вместе с Вами осматривали «произведения искусства». Попросите детей, которые были Статуями, хорошенько запомнить свою форму, чтобы потом они могли показать ее всему классу. Когда все фигуры будут готовы, Вы можете походить по «мастерским» и рассмотреть каждую Статую отдельно. Позже повторите эту игру, чтобы дети могли сыграть в ней разные роли.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда был Статуей?
— Аккуратно ли обращались с тобой Скульпторы?
— Доверял ли ты Скульпторам?
— Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали?
— Что ты чувствовал, когда был Скульптором?
— Доставила ли тебе удовольствие работа с «мрамором»?
— Легко ли тебе было работать с твоим напарником?
— Ты доволен Статуей, которая у вас получилась?
— Какая Статуя понравилась тебе больше всех?

Литература: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Том 3 / Фопель К.; пер. с нем. – М.: Генезис,1998. –160 с.

ИГРА “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК “

Цели:преодоление упрямства и негативизма
Игровые материалы: гимнастический обруч.
Форма работы: по 6 человек.
Форма занятия: игровая.
Возраст: от среднего дошкольного до среднего школьного (5-10 лет).
Время : 20-25 минут.
Описание: Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее …». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Примечание: только для психически здоровых детей!

Литература:Кэдьюсон Х. «Практикум по игровой психотерапии» / Х. Кэдьюсон., Ч. Шефер – СПб. : Питер, 2001.- 416с.

ИГРА «ДИРЕКТОР ФИРМЫ»

Цель:развитие лидерских качеств
Возраст: 10—13 лет
Форма работы: по 6 человек
Ход игры:
Выбирается «директор». Остальные будут его «подчиненными». «Директор» должен придумать дело каждому из игроков. Далее начинается сама игра. Каждый выполняет свою роль, а «директор» контролирует «подчиненных». В «работе» должны постоянно происходить какие-то неприятности: например, «фирма» оказывается на грани разорения или на нее нападают «рэкетиры», либо ломается «оборудование» и т. д. «Директору» предстоит решать все возникающие проблемы. Потом каждый из игроков дает свою оценку действиям «директора» по пятибалльной шкале. Продолжается игра с другим «директором». После того как каждый участник игры побывает в этой роли, следует подвести итоги. Победителем становится участник игры, набравший больше всех очков. Как правило, именно у этого ребенка наиболее развиты лидерские качества.

Литература: Образцова Т. «Психологические игры для детей».Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.

ИГРА «АКУЛЫ И МАТРОСЫ»

Цели:способствовать сплочению коллектива, снятию состояния агрессии.
Задачи: учить контролировать своё эмоциональное состояние, развивать координацию движений, ловкость.
Возраст: младший школьный возраст (6-10 лет).
Форма работы: по 6 человек.
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 15 минут.
Описание и приемы проведения игры. Дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

Литература: Образцова Т.Н. Психологические игры для детей / Татьяна Николаевна Образцова – М. : ИКТУ Лада 2010. – 57 с.

infourok.ru

Сюжетно ролевые игры

Ролевая игра  «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1.Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2.Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3.Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4.Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно? Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру : одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

 

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают.

Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.

Роли:

«Организатор» — обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся. Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные итоги. Свою позицию высказывает последним.

«Спорщик» — «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.

«Оригинал» — иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.

«Заводила» — с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает  с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.

«Соглашатель» — соглашается со всеми.  Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.

Тему для обсуждения можно предложить любую, например:

Надо ли в вузах предусматривать сексуальное воспитание учащихся, и если да, то в какой форме;

Каковы причины популярности бороды среди достаточно большого количества мужчин;

Как наиболее эффективно вести борьбу за трезвость.

Упражнение Интервью».

Цель:проанализировать имеющийся социальный опыт взаимодействия; развивать умение социального поведения в группе.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог раздает студентам роли.

Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения, газет и журналов».

Роли:

1.«Агрессор» — все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» — что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» — старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» — всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» — демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» — неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодных  аксессуаров.

8.«Сиротинушка» — все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» — любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» — холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

Упражнение «Дипломатический прием»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии с социальным окружением.

Количество участников: до 15 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Студентам необходимо стать в круг и рассчитаться: «Первый – второй, первый – второй…». Все первые номера обретают в игре статус «деловых партнеров», вторые номера – «дипломатические работники».

Педагог обрисовывает ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту делового партнера, с которым хотите подписать выгодный договор. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Педагог фиксирует время.

Студенты разбиваются на пары и каждая пара начинает разговор.

По истечении пяти минут в группе обсуждаются вопросы: «Кто из деловых партнеров почувствовал искреннее и теплое внимание? О чем вы говорили? В разговоре вы чувствовали себя свободно или скованно?».

Примечание:

Педагог может предложить иную ситуацию: «Вы встречаете в аэропорту друга, с которым давно не виделись. В течении пяти минут необходимо сделать так, чтобы гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

 

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Игра на развитие толерантности для подростков «Большой костер»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: Составление модели конструктивного общения с людьми

Задачи:

  1. Помочь учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком, и кого они считают чужим.
  2. Дать учащимся опыт личного общения с “чужими” и “своими”.

Методы их достижения:

  • Работа творческих групп;
  • Групповая дискуссия;
  • Сюжетно-ролевая игра

Имеющиеся ресурсы:

  • Интеллектуальные возможности педагогов и школьников;
  • Рекомендации ведущих психологов Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев;
  • Персональный компьютер и принтер;
  • Помощь школьного психолога.

Сценарий игры

Подготовительный этап.

Ведущие заранее готовят помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.

Ведущие заранее разбивают класс на четыре группы. Ученикам предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться.

Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который выбирает один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущие не объясняют участникам игры, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем группам, выбравшим квадратик одинакового цвета. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья, “свои” ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающихся между собой. Можно сказать – “чужие” друг другу.

После того как все участники игры разместились за своими столами, ведущий объявляет о начале игры. Звучит тихая музыка.

2. “Чужие” и “свои”: работа с понятиями.

Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой- помочь им сформулировать основные понятия проблемы: “свой человек” и “чужой человек”.

Ведущий. Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

Ведущий произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию как “чужая вещь”. При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.

Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия “своя вещь”.

На работу дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения: сначала “чужой вещи”, затем “своей вещи”. Ведущий фиксирует ответы на больших листах бумаги, прикрепленных к доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговые определения.

Поблагодарив участников за работу, ведущий предлагает им дать определения понятий “чужой человек” и “свой человек”. Работа с этими определениями осуществляется по той же схеме, что и с определениями “чужая вещь” и “своя вещь”.

После того как итоговые определения записаны и прочитаны вслух кем-либо из участников, ведущий задает следующие вопросы:

  • Так чем же отличается своя вещь от чужой?
  • Чем чужой человек отличается от своего?

3. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам высказаться по следующему вопросу: “Могут ли все люди вокруг быть своими?”.

В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников.

Ведущий. Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.

Где-то в теплом океане лежит чудесный остров. И там живут четыре племени. Островитяне ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся.

И мы на время превратимся в жителей этого острова в теплом океане.

4. Разминка “Островитяне”.

2. Приложение к газете “Первое сентября” № 35/2002 (Английский язык)

5. Погружение в игровую ситуацию.

В результате предшествующей разминки члены каждой команды становятся членами четырех племен. При этом каждый стол представляет свое племя. Ведущий раздает каждому племени какой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего племени и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся). После небольшого обсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.

Ведущий. Итак, начинается наша история… Она касается всех жителей ваших племен, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.

Варианты историй

Начало первой истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем…Рыбак был странным: любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своих соплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить…

Начало второй истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем…Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники…

Начало третьей истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем…Все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбак всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплыть далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим в своем племени…

Начало четвертой истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем…Рыбак очень хотел дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким…

Далее ведущий предлагает участникам рассказать, каким же был их Рыбак, и какие у него были отношения с окружающими.

Ведущий. Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом – с помощью немой сценки.

Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Рыбаком и его окружением. На подготовку дается 5-10 минут.

Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать особенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.

После показа первых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительно того, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему они так думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двух сценок.

После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. В чем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому? Почему иногда Рыбак сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?

6. Происшествие на острове.

Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Он рассказывает им следующую историю.

На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.

И вот наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “И не в последний”,- думал он про себя. Увы…

Во время своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми… Так было и в этот раз.

Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья…

Начался настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Рыбак забыл обо всем…А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас.

Очень быстро весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всех племен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются?

Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их племени жители вели себя с Рыбаком (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Рыбака и его отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.

Группы показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Рыбак в этой печальной ситуации в каждом из племен.

7. Групповое обсуждение

Ведущий предлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (их нужно записать на доске или листе бумаги).

Первый вопрос: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”

Важно, чтобы участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное поведение, которое часто встречается по отношению к “чужим”. При этом можно опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и запас знаний.

Второй вопрос: “Что может чувствовать человек, которого считают чужим?”

Прежде всего этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но очень важно, чтобы на него ответили и другие участники игры.

Третий вопрос: “Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?”

Важно создать ситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громко ответить на такой вопрос словом “нет”.

8.  Моделирование поведения

Ведущий напоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи: могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другим вопросом6 если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.?

Выслушав разные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам еще раз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Рыбаку как к чужому.

Две группы получают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другие ситуации), две оставшиеся – начало четвертой истории (с тем же условием).

Группам предлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Рыбака с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Рыбака нельзя унижать, оскорблять, обижать.

Группы готовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникам отметить позитивные моменты в поведении самого Рыбака и окружающих.

9. Групповое обсуждение.

В завершение ведущий предлагает участника обсудить такие вопросы:

  • возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их?
  • в чем особенности такого поведения и отношения?

Ведущий предлагает участника выйти из роли: снять атрибуты, сесть в общий круг и ответить на следующие вопросы:

  • А есть ли способ возродить Большой костер?
  • Как помочь жителям острова?

Все предложения записываются, выбираются самые лучшие. На эту тему готовятся рисунки, которые потом можно будет повесить в классе.

Подсказки д++ля ведущих.

Толковый словарь русского языка следующим образом определяет понятия “свой” и “чужой”.

“Свой”:

  • принадлежащий себе, свой, собственный;
  • являющийся личным имуществом, собственностью,находящийся в распоряжении данного лица;
  • своеобразный;
  • родной, связанный близкими отношениями, совместной работой,общими убеждениями.

“Чужой”:

  • принадлежащий другому, являющийся его собственностью;
  • не родной, не связанный родственными отношениями;
  • посторонний, не связанный близкими отношениями;
  • имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам;
  • чуждый, далекий.
  • Основные эмоции и чувства человека

  • Интерес (любопытство)
  • Радость (ликование, восторг)
  • Удивление (восхищение)
  • Раздражение (неудовольствие, дискомфорт)
  • Страх (тревога, опасение, ужас)
  • Обида (разочарование)
  • Гнев (презрение, отвращение)
  • Горе (страдание)
  • Стыд (вина, застенчивость).
  • Источники информации:

    1. Интернет (http:\\ru.wikipedia.org\wiki\oon; http:\\tolerantia.narod.ru\;http:\\www.un.org\russian\)
    2. Приложение к газете “Первое сентября” № 35/2002 (Английский язык)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Ролевая игра для подростков

    Ролевая игра «Кастинг»

    Цель: развитие коммуникативной компетентности у подростков.

    Задачи:

    1. Развития умения эффективно принимать решения.

    2. Развитие потребности в общении.

    Время: 30-45 мин.

    Целевая аудитория: подростки 13-14 лет.

    Количество человек: 12.

    Оборудование: раздаточный материал (карточки с ролями).

    Ход игры:

    Роли:

    Ген. директор: ты руководитель кинематографической компании, хочешь снять бюджетный кассовый фильм про жизнь современных подростков.

    Сценарист: ты сочиняешь сценарий фильма про современных подростков и являешься подчинённым генерального директора.

    Критик: тебе почти ничего не нравиться, ты ищешь во всем плохое, встречаешь в «штыки» любое высказывание, от тебя также как и от сценариста зависит выбор претендентов на роли в фильме.

    Комик: ты видишь везде хорошее, даже если хорошего ничего нет, от тебя также как и от сценариста зависит выбор претендентов на роли в фильме.

    Ведущий:Сегодня все мы собрались, чтобы определить, кто из вас обладает необходимыми качествами для съемок в нашем фильме про жизнь современных подростков.Сейчас вы все приглашаетесь на кастинг, где будут проходить ваши пробы на роли в фильме. Для начала вам необходимо определить, кто из вас пойдет первым.

    ( После того как подростки определились с порядком своего выхода на кастинг ведущий раздает роли первым двум участникам. Затем участникам предъявляются ситуации для проигрывания сценок.)

    Ситуации для сценок:

    1. Подросток играет в онлайн казино за реальные деньги, об этом узнали его родители. (мать или отец, подросток).

    2. Девушка прогуливала уроки из-за того, что посещала игро-клубы. (учитель и подросток).

    3. Подросток постоянно сидит в социальных сетях, все чаще он начал замечать, что с ним мало общаются в реальной жизни. Многие над ним подшучивают. У вас в классе появился новенький. (новенький и подросток).

    4. Девочка-подросток сидит в социальных сетях на уроках, снизилась успеваемость, классный руководитель вызывает родителей в школу. ( подросток, родители, учитель).

    5. Девочка-подросток вместе со своими подругами выкладывают свои новые фото каждый день в «Инстаграм». Фото они могут делать на большой высоте, находясь в алкогольном опьянении, во время урока или в другом неподобающем виде или месте. Директор вызывает девочек к себе в кабинет. (подросток, подруги, директор).

    После каждой разыгранной сценки происходит обсуждение, в котором участвует жюри. Каждый вносит свои коррективы, выделяет плюсы и минусы в каждой сыгранной роли. Ведущий помогает ребятам прийти к выводу, что существует проблема интернет-зависимости, а также её различных видов, например, как зависимость от социальных сетей, которая вызывает у подростков различные трудности в реальном общении с людьми и в учебной деятельности).

    Ген. директор: ты руководитель кинематографической компании, хочешь снять бюджетный кассовый фильм про жизнь современных подростков.

    Сценарист: ты сочиняешь сценарий фильма про современных подростков и являешься подчинённым генерального директора.

    Критик: тебе почти ничего не нравиться, ты ищешь во всем плохое, встречаешь в «штыки» любое высказывание, от тебя также как и от сценариста зависит выбор претендентов на роли в фильме.

    Комик: ты видишь везде хорошее, даже если хорошего ничего нет, от тебя также как и от сценариста зависит выбор претендентов на роли в фильме.

    infourok.ru

    Cценарий ролевой познавательной игровой викторины для подростков «Учусь быть гражданином»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

    Тверская область

    Кимрский район

    «Учусь быть гражданином»

    сценарий

    ролевой познавательной игровой викторины для подростков.

    Подготовила:

    Долгая Елена Геннадьевна

    заместитель директора по ВР.

    ЦЕЛЬ:

    Задачи:

    • познакомить подростков с основами государственного строя РФ, с ветвями власти;

    • дать понятия о политической жизни в стране, о выборах разного уровня, о правах и обязанностях каждого гражданина РФ.

    Оформление:

    флаги и гербы района, области, РФ.

    Ведущий:

    Уважаемые старшеклассники!

    Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре «Учусь быть гражданином».

    Каждый из вас является гражданином России. Но мало называться гражданином, надо им быть!

    Что же это значит — быть гражданином? Кроме прочего, это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны. Политика встречает нас на каждом шагу. Даже на жизни далекого от политики человека то и дело сказываются решения руководителей страны. Не всегда нам нравится то, что происходит вокруг.

    Порой мы жалуемся на плохое управление страной, районом, поселком, критикуем действия тех или иных структур. А ведь все это проявление политической жизни,

    И мы с вами — обычные граждане — не в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Как же это можно сделать? Прежде всего, участвуя в выборах.

    Все вы, ребята, будущие избиратели.

    Участвуя в выборах, вы голосуете за кандидата или партию, которых считаете более достойными представлять ваши интересы и защищать их на государственном уровне.

    Наша игра поможет вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.

    Ребята делятся на команды.

    Каждая команда — это политическая партия.

    Возглавляют команды капитаны — лидеры партий.

    После каждого конкурса наше жюри будет оценивать ваши ответы в баллах.

    Команды-партии, занявшие первые три места, будут награждены призами.

    Представляю жюри.. .

    «ЗНАКОМСТВО».

    Командам дается 3 минуты на то, чтобы придумать название своей партии и выбрать лидера. Команды по очереди представляются. Этот конкурс не оценивается.

    «АЗБУКА ПРАВА».

    От каждой команды к ведущему выходят по одному человеку, они вытягивают по билету из тех, что лежат перед ведущим на столе. Затем ребята возвращаются к своим командам, и команды письменно отвечают на вопросы билета. На эту работу дается 2 минуты. За каждый правильный ответ — 1 балл. Результаты оглашаются вместе с результатами следующего конкурса.

    Билет 1.

    1 .Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Избирательный бюллетень). 2.Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. (Демократия).

    З. Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат).

    Билет 2.

    1. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делан. (Суверенитет).

    2. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет… (Правительство Российской Федерации). З. Документ, необходимый для получения избирательного бюллетеня. (Паспорт).

    Билет 3.

    1 .Высший орган представительной и законодательной власти в РФ. (Федеральное собрание, иначе — Парламент).

    2. Нижняя палата Российского парламента. (Государственная дума).

    3. Основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).

    Билет 4.

    1. Глава государства. (Президент).

    2. Общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти. (Политическая партия).

    3. Глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города, муниципального образования. (Глава администрации).

    « Я Б НА ВЫБОРЫ ПОШЕЛ…» .

    Команды должны подобрать аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своего сверстника пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать. Команда может продемонстрировать результаты своей работы двумя способами: в виде доклада или в виде сценки (в сценке участвуют два человека или вся команда).

    Время на подготовку — 10 минут. Жюри отдельно оценивает аргументацию (содержательную часть) и убедительность презентации найденных аргументов. Максимальная оценка каждой части — 5 баллов.

    « КАК ВСЕ УСТРОЕНО».

    Представители команд вытягивают билеты.

    Командам дается 5 минут на подготовку устного ответа. Каждый правильный ответ — 1 балл.

    Билет 1.

    1 .Что такое конституция? (Основной закон государства).

    2. Сколько сроков подряд может занимать должность президента РФ. один и тот же человек? (Два).

    3. В какую палату Парламента выбираются депутаты? (В нижнюю).

    Билет 2.

    1. Когда была принята последняя Конституция РФ? (В 1993г.)

    2. Кто может стать Президентом РФ? (Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет).

    3. Назовите основную функцию Государственной думы? (Законодательная).

    Билет 3.

    1. С какого момента вступает в силу новая Конституция? (С момента её опубликования).

    2. К какой ветви государственной власти относится должность Президента РФ? (К исполнительной).

    3. Как часто проходят выборы депутатов Государственной думы? (Каждые 4 года).

    Билет 4.

    1. Каким образом была принята действующая Конституция РФ? (Путем референдума).

    2. На какой срок выбирается президент? (На 4 года).

    3. Как иначе называется Парламент РФ? (Государственная дума).

    « НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ».

    (Ведущий задает вопросы каждой команде. Из трех вариантов нужно выбрать один правильный. Каждый правильны ответ 1 балл. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде.

    Вопросы для 1 команды:

    1. С какого возраста гражданин может стать депутатом Государственной думы?

    — с 18 лет, с 21 года, с 25 лет.

    2. Что такое активное избирательное право?

    — Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

    — Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти до Президента РФ;

    — Право не участвовать в голосовании.

    3. Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень?

    -Вычеркнуть фамилии тех, против кого вы голосуете;

    -опустить бюллетень в избирательную урну;

    -поставить отметку напротив фамилии кандидата, которому отдаете предпочтение, а затем опустить бюллетень в урну.

    4. Первое заседание вновь избранной Государственной думы открывает.. .

    -Президент РФ;

    -представитель бывшей Государственной думы;

    -старейший по возрасту депутат.

    5. Выберите из перечисленных два условия, которые лишают человека права голосовать:

    -Двойное гражданство:

    -признание его судом недееспособным;

    -нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;

    -необразованность.

    6. Если родственник попросил вас проголосовать за него, вы…

    -возьмете его паспорт;

    -попросите его написать доверенность;

    -объясните, что это невозможно.

    Вопросы для 2 команды:

    1 .Сколько депутатов работает в Государственной думе

    — 250, 450, 650.

    2. Что такое пассивное избирательное право?

    — Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

    — право избирать в представительные органы власти, начиная от органов власти вплоть до президента страны;

    — право агитировать за того или иного кандидата.

    3. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?

    — Да, если меня об этом попросят;

    — нет, не имею права заполнять;

    — да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.

    4. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам в Государственную думу?

    — 30%, 50°/, нет порога явки.

    5. Кто руководит избирательной компанией в масштабах всей страны?

    — Государственная дума РФ;

    — Президент;

    — Центральная избирательная комиссия РФ.

    6. Вас нет в списках голосования, но в день выборов вам исполняется 18 лет. Можете ли вы попросить комиссию выдать вам избирательный бюллетень?

    — Нет;

    — да:

    — это зависит от лояльности председателя участковой комиссии.

    « Я ИМЕЮ ПРАВО»

    Конкурс проводится в форме аукциона. Команды по очереди называют одно из прав человека. Побеждает та команда, чьё высказывание будет последним.

    « МОИ ОБЯЗАННОСТИ».

    Каждая команда должна придумать новый закон в области молодежной политики и подготовить список аргументов, которые могли бы убедить депутатов проголосовать за этот закон. На групповую работу отводится 5 минут. Затем представители команд выступают с результатами. Максимальная оценка — 5 баллов.

    Затем следует подведение итогов, награждение команд-победительниц.

    Источники:

    infourok.ru

    Развитие ребенка: сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр.

     Все дети очень любят фантазировать, а если им предложить поиграть и пофантазировать одновременно, это станет двойным удовольствием для каждого ребенка. Тем более, если они начнут не просто играть, а примут на себя определенные роли к примеру, один станет «космонавтом», другой – «жителем Луны» или другой планеты, который встретит так называемого «пришельца с Земли», а третий вообще сыграет «оборотня» или «динозавра».
    Каждая игра по-своему интересна и привлекательна, они могут быть как подвижные, так и простые, типа «дочки-матери». А некоторые игры можно организовать обоими способами, выбрав более подходящий для ситуации вариант. Более спокойные не требуют большой подвижности, в такие игры можно играть как на улице, так и дома.
    Правда, число участников в этих играх ограничено, если, конечно, не увеличивать список действующих лиц. Но при желании, к примеру, «космонавтов» может быть двое или трое, «моряков», «динозавров» тоже столько, сколько требуется по сюжету. Это сделает игру интересней и увеличит время ее проведения.
    «Полет на Луну»

    Дети в маленьком возрасте часто «летают на Луну и другие планеты». Они стремятся познать как можно больше о том, что так привлекательно и заманчиво, что имеет тайну. Эта игра рассчитана на детей от 5 лет, каждый игрок будет выполнять определенную роль. В начале игры эти роли нужно распределить.
    Первый игрок – «капитан корабля», второй – «первый пилот», третий – «второй пилот», четвертый – «врач», ведь на каждом корабле должен быть свой доктор, пятый игрок займет уже противоположную позицию, он будет встречать «космонавтов» на Луне. Таких игроков может быть несколько – к примеру, пять «жителей Луны», и у каждого из них своя роль, это: «мама», «папа», «дети».
    Сама игра имеет несколько стадий, первая – «полет на корабле», в это время «жители Луны» будут готовиться к встрече. Они подготовят «площадку для прилунения», ее можно просто нарисовать, а можно постелить материю. Дальше нужно приготовить «лунные блюда», их можно сделать игрушечными – к примеру, куличики из песка, а можно и настоящими, для чего хорошо подойдут пирожки, конфеты, печенья и другие поштучные лакомства, которые можно есть, держа в руке.
    А на самом «корабле» каждый занят своим делом: «капитан» командует, это должен быть самый взрослый игрок, «первый пилот» встанет к штурвалу, на нем самое сложное дело – «вести корабль к новой планете». «Второй пилот» ему помогает, указывая направление движения. «Врач» наблюдает за их здоровьем, для этого ему понадобятся игрушечный стетоскоп, градусник и, конечно, медовая микстура.
    Чтобы все было естественно, игрокам понадобятся костюмы или их элементы: «капитан» должен быть в фуражке, «пилоты» с поясом, «врач» или в халате, или с повязкой на руке. «Жители Луны» также должны иметь свои отличия – это интересные рожки, ушки или носики пятачком. Все эти элементы отличия можно как изготовить самим из кусочков ткани, так и купить в магазине. У «папы» отличие красного цвета, у «мамы» синего, у «детишек» зеленого.
    При встрече игроки обмениваются рукопожатием и начинают знакомить со своей территорией, объясняясь как в пантомиме, поскольку языка они не знают. Сначала «капитан» ведет «лунатиков» на корабль и показывает им пульт управления, а затем «лунатики» ведут «космонавтов» по планете, где у них кухня и другие комнаты.
    В эту игру можно играть как дома, так и на улице. Дома это могут быть разные комнаты, на улице игра займет песочницу, а «корабль» разместится на спортивных снарядах.
    «Космические пираты»

    Игра не столь мирная, поскольку она подразумевает захват и отстаивание своих позиций. Здесь игроки делятся на две равные команды. В каждой из них должен быть «капитан корабля», по два «пилота» и по нескольку «космонавтов», по «врачу» и по «повару». Всего в команде не менее 8 человек. Игра рассчитана на детей от 5 лет, развивает точность, умение выполнять свои обязанности и многие другие качества.
    Эта игра, как уже сказано, заключается в захвате позиций. Одна команда занимает позицию – в песочнице или в другом открытом месте, это «пираты», у которых нет практически ничего, они и захватывают более богатый «корабль», чтобы уравновесить положение. У «пиратов» только «оружие», но оно довольно мощное. «Корабль» оснащен всем необходимым, на нем много разных деталей и механизмов, так что он займет более высокую позицию, возможно, спортивный комплекс из рукохода, брусьев и других строений.
    Сначала каждая команда готовится к «бою», распределяя обязанности, собирая «оружие» и занимаясь другими организаторскими мелочами, которые контролирует «капитан». «Пираты» по команде «капитана» начинают нападение.
    С этого места можно выбрать один из вариантов.
    Первый вариант игры – это простое нападение на «корабль космонавтов», которые отбиваются от «пиратов», но последние не успевают разрушить «корабль».
    Второй вариант предполагает настоящую «войну миров», с нападениями с обеих сторон.
    И третий вариант. По нему игра идет как соревнования в отдельных видах. «Капитаны» соревнуются в умении отдавать приказы и смотреть за их выполнением, команда должна помогать ему во всем. «Помощники» соревнуются в умении вести «корабль» по курсу, а основной состав может просто пройти полосу препятствий, в которую входят несколько спортивных действий, к примеру приседания, бег, прыжки.
    «Врачи» соревнуются в умении лечить, слушать сердце. А «повара» – в умении изготавливать пирожки. За каждое задание игроки получают определенное количество баллов, которые суммируются при подведении итогов. «Захваченной» окажется команда, менее подготовленная и сплоченная. Такой вариант больше подходит для детей 8—9 лет, малышам она не столь интересна, как простой захват, который можно произвести за несколько минут, где можно побороться и покричать.
    После подведения итогов по любому из вариантов игроки меняются местами: «космонавты» становятся «пиратами» – и наоборот.
    «Подводная Одиссея»

    Морское дно всегда являлось загадкой, хоть и находится на земле, а не в космосе. Эту игру можно проводить несколькими способами. Рассчитана она на детей 4—6 лет, развивает фантазию, сконцентрированность, чувство ответственности за свое дело.

    Способ первый.
    Здесь каждый игрок становится «рыбкой», большой или маленькой, кто-то будет «осьминогом», кто-то станет «китом», «морским коньком», «морским ежом» или другим жителем океана. Всех героев должно быть по одному, чтобы никому не было обидно. Все игроки выполняют свои поручения, которые раздает «чудо-юдо рыба кит», который и является так называемым «капитаном» команды. К примеру, «омар» будет охранять дно океана, «конек» может просто танцевать и красоваться, «рыбки» станут плавать по океану. Все заняты своими делами, но тут начинается «шторм», и все становятся на защиту морского дна.
    Под руководством «кита» все становятся в одну линию и прогоняют «шторм», которого играет, к примеру, самый сильный и взрослый игрок, и ему по плечу выдержать нападение нескольких довольных сорванцов.

    Способ второй.
    Это игра-исследование. Она заключается в том, что игроки, распределив роли, начинают рассказывать о себе что-то новое: к примеру, «омар» может рассказать, что он ползает по дну и плавает в воде, «рыбка» объяснит, как она выглядит, как раскрашены ее плавники, что она ест на завтрак, и т. д. «Морской конек» или «еж» также постараются раскрыть свои секреты.
    Это игра для более взрослых детей, которые уже знают что-то о жителях океана. Детям будет интересно не только потому, что они займутся хорошим делом, но и потому, что они во время игры узнают об океане много нового.
    В этой игре можно также присуждать баллы за правильное выполнение задания например, в первом варианте баллы игрокам начисляются за то, как они справляются со «штормом». Дети будут выполнять определенные движения, после которых «шторм» отступит. За это каждый также сможет получить по заветному баллу, а максимального их количества добьется тот, кто поможет установлению мирной, устойчивой погоды. Во втором варианте баллы будут начислять за то, как дети знают свою тему, все ли они могут рассказать о так называемом «герое».
    В конце игры подводятся итоги, по результатам которых выявляется самый лучший игрок. Он и становится в новом туре ведущим и занимает первую позицию.
    «Пришельцы»

    Не совсем мирная игра, где от детей потребуется много ловкости и бесстрашия, так как «пришельцы» редко бывают добрыми. Рассмотрим два варианта игры. Она развивает ловкость, выносливость, учит обращению с некоторыми инструментами (по выбору ведущего), терпению и многим другим качествам.
    Вариант первый. В нем игроки просто делятся на две команды – «жителей Земли» и «пришельцев из космоса». Первая команда состоит из «капитана», он же «директор межпланетной базы», его «помощника» и нескольких «сотрудников». «Пришельцы» также имеют «капитана» и его «помощников». В каждой команде должно быть не менее пяти человек.
    Они занимают свои позиции и начинают сначала вести мирные переговоры – это можно сделать в виде определенных заданий. К примеру, участники игры должны разгадывать загадки и шарады. Их «капитан» даст каждому игроку противоположной команды, а за правильный ответ игрок получает очко. Или же можно сделать как в игре «Счастливый случай», где каждый игрок задает вопрос тому, кто находится напротив него. В этом варианте очко получает тот игрок, который оказался сильнее. Если вопрос останется без ответа, очко получает тот, кто его задал.
    После мирной беседы можно переходить к физическим действиям. Это могут быть как физические упражнения, так и простое нападение. Все зависит от желания «капитанов»: что они скажут, то игроки и должны делать. Может получиться очень интересно, если один «капитан» даст своей команде задание готовиться к прямому нападению, а другой прикажет своим, чтобы они отбивались от «пришельцев», правильно выполняя упражнения. А это довольно сложно, если учесть, что тебе мешают, отвлекают от счета, пристают с вопросами и т. д. Но физическую силу применять при нападении нельзя.
    За правильно выполненное задание игроки получают очки, и если задание не выполнено, очко получает тот, кто создавал помехи. Затем команды меняются местами.

    dddeti.ru

    Кабинетные сюжетно-ролевые игры

    Что такое ролевая игра? Объяснить можно так: это игра, в ходе которой вы примеряете на себя чью-то роль. Ролевая игра отличается от просто «игры» тем, что, в обычной игре игровой процесс строится вокруг  одной задачи/функции/способности (в ляпах – заляпать, в прятках — найти), в то время как ролевая игра включает в себя множество целей, задач, особенностей и функций, которые существенно различаются у разных персонажей. Пример простейших ролевых игр – мафия, лазертаг и зарница (разные погоны – разные функции и способности). Эти игры являются ролевыми, но не сюжетными, так как сюжет в таких играх фактически отсутствует. Более серьезные ролевые игры можно разделить на кабинетные (комнатные или павильонные) и полевые, которые так же делятся на всякие типы, что, впрочем, сейчас не важно. В этой статье речь пойдет о кабинетных сюжетно-ролевых играх.

    Содержание статьи

    Особенность кабинетной сюжетно ролевой игры состоит в следующем:

    игра проходит в ограниченное время (в среднем два-пять часов), на строго ограниченной территории (например, квартира), количество участников – 5-20 человек. Каждый участник сюжетно ролевой игры представляет собой персонажа, у которого заданы история жизни, особенности характера, ценностные ориентиры, наличие или отсутствие статуса в обществе, а так же социальных связей в игре + игровой реквизит (деньги, оружие, квестовые предметы и т.д.) Таким образом, сюжетно-ролевая игра условно состоит из двух частей: театральный отыгрыш роли и достижение игровых целей.

    Примеры сюжетов ролевых игр.

    1. Шпионский детектив Яхта.
    2. Футуристические приключения «Ганимед».
    3. Гангстерская игра «Чикаго».
    4. Добрая игра-сказка Репка.
    5. Игра по волшебной истории «Расфуфыр».
    6. Детективная игра «Место встречи изменить нельзя».

    И многие другие сюжеты  сценарии. Ряд вышеуказанных сценариев можно найти в сети, часть из них — уже представлена на моем блоге.

    Чем могут быть полезны сюжетно-ролевые игры?

    Во-первых, участие в ролевой игре – это опыт работы в нестандартной, непривычной ситуации, в условиях новых правил и высокой конкуренции. В большинстве игр вы оказываетесь с самого начала в кризисной ситуации, в которой вам жизненно необходимо срочно добиться результатов (достать деньги, получить согласие, информацию, предметы, найти шпиона или еще что-то). Особый смак в игру добавляет то, что почти все персонажи начинают игру из кризиса, а количество ресурсов заведомо меньше, чем нужно всем вместе. Либо, у некоторых персонажей могут быть кардинально противоположные цели (завербовать агента на свою сторону). Начинаются конфликты интересов, договориться не получается, ситуация становится почти экстремальной.

    Во-вторых, комнатная сюжетно ролевая игра – это отличный способ перезнакомить и сблизить компанию малознакомых людей. Ролевая игра множество совместно прожитых эмоций и переживаний, тем для разговоров и общения. Да и играя в компании старых друзей, вы узнаете о них и о себе много нового. Одно из ключевых правил ролевой игры – отношения из жизни на отношения в игре не переносятся. Так же и наоборот. Ваши старые друзья могут оказаться в сюжетно-роелвой  игре, как союзниками, так и противниками (или вообще не пересекаться). Бывают исключения: если мастер знает, что двое просто не смогут сыграть в игре друг против друга – он ставит их на союзнические роли.

    В-третьих, сюжетно-ролевая игра развивает аналитические и другие способности игрока. Невозможно победить, не будучи дипломатом, не рискуя и не принимая смелых решений. Во время игры участники просто вынуждены общаться и договариваться с другими игроками. У меня на играх бывали случаи, когда молчаливые по жизни люди задавали жару и становились лидерами фракций. Вот уж действительно – пропадает в человеке талант руководителя, а он и сам об этом не знает.

    В-четвертых, сюжетно-ролевые игры развивают наши творческие способности. При качественной подготовке, каждый игрок собирает себе соответствующий костюм или хотя бы его элементы (так, конечно же интереснее, чем в обычных свитерах с бейджиками ходить). Как уже было написано выше, кабинетная сюжетно-ролевая игра включает в себя «театральный» отыгрыш, когда сильный по жизни человек играет роль слабого и боязливого ученого. Здесь, конечно, важно соблюдать баланс между достижением цели и игрой. Одни игроки забывают характер своего персонажа и упорно пробивают свою цель, другие – напротив, настолько уходят в игру, что забывают о целях. Соблюдение баланса же дает наилучшие результаты.

    И, наконец, в-пятых, сюжетно-ролевая игра, будь она полигонной или кабинетной, дает непередаваемые ощущения и эмоции. Это мощная психологическая разрядка, после которой вы будете неделю обсуждать с игроками игру. Во время игры вы как будто вылетаете из реальности, забыв про проблемы и дела, переключаетесь на совершенно иные задачи. А смена деятельности – это лучший вид отдыха. Ни одна компьютерная ролевая игра не сравнится с ролевой игрой живого действия.

    Организовать игру – не такая уж и сложная задача, в ближайшие дни я приведу несколько примеров  ставших уже классическими сюжетно-ролевых игр (например, ролевая игра Яхта) и рекомендации начинающему организатору.

    Кроме того, на ролевых играх можно даже зарабатывать. Об этом смотрите сюжет ниже (квесты – это упрощенная версия ролевых игр, где театральная часть сводится к минимуму и каждый играет со своим «пожизненным» характером и системой ценностей, они требуют меньшей подготовки игроков, но и эффект от них в некоторой степени слабее).

      А теперь вы можете перейти на Главную
    или посмотреть другие интересные записи из рубрики Полезные навыки, Ролевые игры.

    smartnotes.ru