Постановка речи и голоса упражнения – Упражнения для развития голоса (Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.)

Содержание

Техника речи, упражнения | Дикторы.Ком

Свист ветра:   ССССССС…

Шум леса:  ШШШШШШШ…

Звук комара:  ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жужжание пчелы:   ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и карканье вороны:   КРР! КРР! КРР!…  КАРР! КАРР! КАРР!…

Трескотня сороки:   ТРР! ТРР! ТРР!…

Рокот мотора:   РРРРРРРРРРРР…

Звук электрического звонка:   РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…  

Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы  вытекает в природу — при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма  энергично и активно  двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз — к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки — в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать — не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они  опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) — оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре — (мысленно, не вслух) — вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть — вслух, семь, восемь — мысленно. И т.д.

А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом — не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться — как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма!  ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук «м» поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание  выбрасывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зеркалом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие воздухом за три секунды. Воздух вбирайте  носом так, чтобы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по их стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягиваться, а плавно, равномерно вливаться. Следите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех секунд задержите воздух. Поднятые, раздвинутые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. Наконец, за три следующие секунды выдыхайте воздух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его стенок. Выдох должен быть равномерным, плавным, без толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во второй день задержите воздух на 4 секунды, в третий день — на 5. Оформим в виде таблицы:

Первый день  3 — 3 — 3
Второй день  3 — 4 — 3
Третий день  3 — 5 — 3
Четвертый день  3 — 5 — 4
Пятый день  3 — 5 — 5
Шестой день  4 — 5 — 5
Седьмой день  5 — 5 — 5

Вначале упражнение делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сделайте десять раз. Во второй день повторите раза два предыдущее упражнение и переходите к следующему. И так далее.
Когда эти упражнения будут даваться легко, переходите к такой схеме:

  

5 — 5 — 6                      
5 — 5 — 7                       
5 — 5 — 8                       
5 — 5 — 9                         
5 — 5 — 10                      
6 — 5 — 10
7 — 5 — 10
8 — 5 — 10
9 — 5 — 10
10 — 5 — 10

Спустя два месяца время упражнений  можно увеличить от полутора до двух минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить задержку воздуха в легких.

Упражнение «гекзаметр»

Возьмите одно из произведений Гомера. «Илиаду», либо «Одиссею». Например:  

«Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
       Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
       Где божественный жил свинопас, о делах господина
       Пекшийся более всех домочадцев, рабов Одиссея.
       Он застал свинопаса сидящим в сенях. Простирался
       Двор перед ним широкий на месте, кругом защищенном.
       Хижину всю окружал он. В небытность хозяина двор тот
       Огородил для свиней свинопас, камней натаскавши,
       У госпожи не спросясь, не спросясь и у старца Лаэрта.
  Дикие груши венчали забор тот высокий из камня».

Прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки — эту же и следующую:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
       Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

Потом три строчки:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
       Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
       Где божественный жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, пока хватает дыхания. Затем  обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много. Цель этих упражнений состоит в воспитании  подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохраняла опору при различных характеристиках  речи.

Попробуйте придумать свои упражнения для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на «хэ»! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох — короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи.

Пусть вам не кажется это занятие каким-то чудачеством. Это нормальная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые компоненты помогают раскрепостить организм, особенно мышцы фонационных путей. А следовательно, быстрее выявить природный тембр голоса и наиболее эффективно развивать его. Меньше иронии, больше веры, и вы обязательно сможете развить речь и научиться говорить — красиво и свободно!

diktory.com

Упражнения для постановки голоса и ораторского мастерства

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев. Бывают ситуации, когда яркое выступление способно решить важный вопрос, но мы отмалчиваемся,  упуская возможности. Останавливает неуверенность в том, что получится высказать свои мысли четко ясно убедительно.

Сегодня поговорим о том, как быстро улучшить дикцию, тембр и интонации, рассмотрим простые упражнения для постановки голоса. Все это поможет добиться уверенности в себе и достойно выступить перед любой аудиторией.

Волнение – главная преграда на пути к успеху!

Многие известные ораторы признаются, что перед первым выступлением безумно волновались. Марк Твен перед первой лекцией чувствовал, что рот у него словно забит ватой, а сердце бьется, как после стометровки.

Как победить волнение?  Представьте, что ваш доклад содержит жизненно важную информацию, что судьба каждого слушателя изменится после знакомства с ним. Это поможет начать уверенным голосом. А вот для того, чтобы уверенность чувствовалась на протяжении всего выступления, необходимо тренировать главный инструмент оратора – речевой аппарат.

Подготовка – залог победы!

Существует множество упражнений для тренировки голоса. Вполне реально добиться хороших результатов в домашних условиях, занимаясь всего по 15-20 минут в день. Однако, как и в любом другом деле уроки постановки голоса от опытного наставника и работа по системе дадут гораздо больше результатов на единицу усилий, чем самостоятельные эксперименты.

Для начала, рекомендую прочитать книгу Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно». Книга поможет понять свой голос, правильно настроить и полюбить его. Евгения так же преподает курс ораторского мастерства, подробнее можно узнать о нем, перейдя по ссылке.

Упражнения для развития голоса

Приведу несколько упражнений, чтоб вы могли приступить к самостоятельным тренировкам сразу после прочтения статьи.

Процесс тренировки состоит из нескольких этапов:

  • постановка дыхания
  • развитие дикции
  • улучшение голоса
  • отработка интонации

Дышим правильно

Развить органы дыхания поможет гимнастика Стрельниковой для голоса. Певица разработала методику для улучшения вокальных данных и восстановления голоса, но впоследствии она стала широко применяться в технике речи.

Эффект достигается за счет отрывистого вдоха носом (3 вдоха в течение двух секунд) на пике любых упражнений, сжимающих грудную клетку, и пассивного выдоха ртом. Упражнения Стрельниковой легко найти в интернете, поэтому опишу только одно из них — «насос».

Стоим прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Делаем небольшой наклон вперед (спину округляем, голову опускаем), тянем руки к полу, не доставая до него. Одновременно с наклоном делаем вдох. После выдыхаем, выпрямляемся, но не до конца. Нужно сделать 100 наклонов в минуту – 12 подходов по 8 вдохов. Если в прошлом были травмы головы или спины, наклоняйтесь осторожно, не очень низко.

Кукушка кукушонку купила капюшон…

Что такое дикция? Это способность человека разборчиво и внятно произносить звуки, а также показатель того, насколько четко мы говорим. Рассмотрим несколько практических способов укрепления мышц речевого аппарата.

Помните фильм «Карнавал»? Если да, то помните, и то, как главная героиня оттачивала свою речь, повторяя скороговорку про кукушонка с грецкими орехами во рту. Демосфен упражнялся похожим образом с морскими камнями. Это хороший способ улучшения дикции, но далеко не единственный.

Улучшить дикцию можно, если «прокачать» мышцы речевого инструмента.

Укрепить мышцы мягкого нёба помогут простые полоскания горла теплой водой. Запрокидываем голову и издаем звук «гр-гр-гр». Еще укрепить нёбо можно глотанием жидкости, за раз по 20-30 глотков воды, а также надуванием резиновой игрушки.

Каждый день в течение 20-30 секунд ритмично сжимайте тонкую пластину, расположенную между губами. Это поможет укреплению губ.

Щелкание языком поможет его укрепить. Также можно несколько раз в день, при условии, что вас никто не видит, пытаться достать кончиком языка до носа. Произношение звуков «т-к», «рт-тр», «д-д-д» также поможет языку стать сильнее.

В чем сила, брат?

Когда с отработкой дикции покончено, переходим к занятиям на улучшение голоса. Самым приятным считается глубокий низкий тембр. Выработать его можно многократно произнося звук «у».

Чтоб расширить диапазон и повысить голос выбираем любое стихотворение, например, из семи строк, и проговариваем его так, чтобы на начало строки попадал низкий уровень диапазона. С каждой строкой уровень должен последовательно увеличиваться.

На заключительной строке он должен быть предельным. Отработав это, двигаемся в обратном направлении: начинаем с предельного и завершаем низким диапазоном. Добьетесь желанных результатов в этих упражнениях, выбирайте стихотворения с большим количеством строк.

Усилить голос можно, если встать прямо,  выдохнуть, после глубоко вдохнуть, затем начать бить себя по грудной клетке, одновременно выдыхая и выкрикивая поочередно все гласные, пришедшие на ум в этот комичный момент. Упражнение называется «Тарзан». Идеальное место тренировки – берег моря или тропические джунгли.

Выбрать верный тон

Манера говорить и интонация голоса порой значит гораздо больше, чем то, что вы говорите. Тон разговора может, как расположить к себе аудиторию, так и вызвать у нее негативные эмоции.

Например, у людей, чей голос к концу фразы повышается, любое утверждение кажется вопросом. Такой человек создает впечатление неуверенного в себе. А вот «атакующая» интонация ассоциирует с грубостью и эгоистичностью. Поэтому будьте осторожны при выборе интонации, учитесь управлять ею.

Простой способ научиться правильно подбирать речевой тон  – повторять за интонацией мастеров речи. Найдите записи публичных выступлений известных ораторов и проговаривайте вместе с ними. Это реально помогает!

Желаю вам успехов, дорогие читатели! Надеюсь, статья была полезной и у вас все получится.

Делитесь информацией с друзьями, подписывайтесь на новости блога.

До скорых встреч.

Ваш Юрий Окунев.

my-day.pro

12 упражнений для улучшения речи и голоса

Четкая речь – это способность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционного аппарата. Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно и главное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться от этого напряжения.

Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считается причиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могут расслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. “Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, он крепится к гортани) и диафрагму. Напряжение скопившееся в любом из этих отделов мешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность. Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал, занимаясь с лучшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна для самостоятельного обучения.

 

Упражнения на расслабление, которые улучшат ваш голос

 

 

1. Приоткройте губы

 

Это упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстных мышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться и морщиться).

 

  • Приоткрытые губы – это самое легкое упражнение, но оно работает. Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большей сексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядят сексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.

 

2. “Фыркающая лошадь”

 

Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.

 

  • Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутренней стороне.
  • Сделайте выдох с вибрацией губ.
  • Дайте губам повибрировать, как выдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать не обязательно).

 

Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженные губы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же дает вам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для их смыкания во время речи.

 

Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 – 15 сантиметров, этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он может быстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание.

 

Подобно боксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать. Говоря звуки Б, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надо чувствовать их границы и они должны быть расслаблены.

 

 

 

Голосовая система

 

 

3. “Радист”

 

  • Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируя голову в области ушей. В этой области головы часто скапливается много напряжения.

 

Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши в остро. “Уши в остро” – это не просто старомодное выражение, это описание ситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.

 

Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто это могут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.

 

Упражнения на расслабление гортани

 

4. “Зевающий лев”

 

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

 

  • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
  • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

 

Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

 

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

 

Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

 

5. Пение буквы “М”

 

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

 

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

 

Упражнения на расслабление диафрагмы

 

Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в голосовые связки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку на себя, компенсируя плохую работу нижней части “голосовой системы” и говорящий начинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.

 

Результат – или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия.

 

Без расслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”. Диафрагма для речи – это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работе над своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этом не поливать их.

 

6. “Пузатик”

 

  • Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот.
  • Ваша задача при каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее.
  • Рука на груди должна оставаться неподвижной.

 

Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение, тем больше правильное дыхание переходит в привычку. Когда упражнение закончено, делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухом переднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ни плечи, ни грудную клетку.

 

Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознают мнение о себе их окружения и дышат естественно – животом. Они даже на вид напоминают маленьких пузатиков.

 

Затем этим детям уже хочется выглядеть красиво и подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор в нашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос и нечеткая дикция.

 

Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры и бодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.

 

Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придаст красоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.

 

7. “Дрожь земли”

 

  • Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, живот выпячен вперед в полном расслаблении.
  • Начните делать частые с небольшой амплитудой вибрационные движения в коленях.
  • Еще лучше подойдет вибрационная машина (платформа, которая сильно и часто дрожит).

 

Сотрясение всех клеток тела заставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженные клетки и расслабленные вибрируют по-разному.

 

Польза двойная:

1. Вы понимаете какая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить или препятствовать дальнейшему напряжению

2. Напряженные мышцы расслабляются от вибрации сами.

 

Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его за кулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине и прыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут, кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первом контакте с людьми после выхода из-за кулис).

 

Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят в приятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы голосовых связок и гортани) расслабляются.

 

8. “Выйдите из туалета”

 

Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь. Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать его накапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно.

 

В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой и сейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постоянно кряхтел. Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений, черту в его жизни подвела простая вещь – он просто не мог справится с напряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужно было дышать – он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническому напряжению.

 

Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.

 

9. Делайте выдох дольше

 

Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдоха сердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее. Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедление работы сердца при выдохе превышает допустимые границы.

 

Вспомните наставления вашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузку на системы организма.

 

В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) и парасимпатическая (расслабляющая). Выдох выключает напрягающую симпатическую нервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет о напряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой – бицепса или трицепса).

 

Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким и коротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечных сокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скорее всего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только не осознанно.

 

10. Лежите на лопатках на болстере 

 

Болстер – это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое в рулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см.

 

  • Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны и вверх.

 

Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы не могут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будет посылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе. Организм будет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания.

 

  • Дышите, как всегда, животом.

 

11. Дыхание через одну ноздрю

 

  • Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.

 

В режиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность и успокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотел рвать и метать.

 

12. Бег

 

Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса в теле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (голосовых мышц) и диафрагмы.

 

Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы “общаться с умным человеком” пока бежишь.

 

Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питает тело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) и заставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток, бег выводит токсины из мышц и систем.

 

Кроме того, здоровая вибрация во время бега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется.

 

Из минусов — бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах.

 

Мой знакомый заменил бег плаванием, но плавает исключительно в специальных наушниках под рекомендованные мной аудио-книги.опубликовано econet.ru.

Александр Герасименко

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как развить дикцию: упражнения для дикции, постановка речи и голоса |

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.

Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.

Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту

Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.

Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.

Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.

Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их.

Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.

Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?

Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.

Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.

Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.

Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.

Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.

Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

  • 1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».
  • 2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».
  • 3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.
  • 4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).
  • 5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.
  • 6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.
  • 7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.
  • 8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.
  • 9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. Образование гласных происходит в связи с колебанием голосовых связок, в момент, когда воздух проходит через гортань. Являясь периодическими, колебания создают музыкальный звук. Наверно, вы заметили, что когда образовывается гласный звук, воздух выходит изо рта беспрепятственно, в отличии от любого согласного звука.

Гласными переднего ряда считаются звуки «И» и «Э». Когда вы их произносите, то вашему языку приходится продвигаться вперед, упираясь кончиком в передние нижние зубы.

В свою очередь «А» и «Ы» — гласные среднего ряда. Попробуйте произнести их, и вы почувствуете, как ваш язык отодвигается немного назад.

«У» и «О» являются гласными заднего ряда, при произношении которых, языку необходимо отодвинутся назад в несколько большей степени.

Обратите внимание, что от того, как вы поднимаете язык к небу зависят:

  • гласные верхнего подъема («Ы», «И», «У») – в этом случае язык в большей степени поднимается к небу.
  • гласные среднего подъема («О», «Э») – язык необходимо поднимать к небу не так высоко.
  • гласные нижнего подъема (лишь «А») – язык либо не приподнимается вообще, либо лишь минимально.

Красивая речь – это, прежде всего, грамотная речь. Множество стилистических ошибок может сложить о вас ложное представление, а в некоторых случаях и помешать общению. Определим, какие еще помехи встречаются на пути к красивой речи.

Наверно, вы знаете, о каких именно словах идет речь. Всякие «ну», «это», «э», «типа» и тому подобные слова, употребленные без острой нужды, нисколько не украсят вашу речь – они пусты и не имеют никакого смысла!

2. Матерные слова

Тут и объяснять ничего не нужно. Если вы хотите создавать положительное впечатление, то напрочь исключите мат из своей речи, даже когда вам кажется, что это вполне уместно.

Многие люди, постепенно начали внедрять в свою речь сленг, полагая, что это помогает им идти «в ногу со временем». Однако стоит помнить, что не каждый собеседник знаком с новыми модными словечками, которые могут быстро кануть в лету, и в целом – он и не обязан их знать. Ваше общение будет проходить гораздо тяжелее, нежели могло бы быть, если человеку периодически придется спрашивать, что вы подразумеваете под тем или иным выражением.

Следите за тем, как вы разговариваете. Некоторые люди заставляют своих собеседников непроизвольно морщиться, просто начав беседу. И дело бывает вовсе не в мате или в словах-паразитах, а в том, как звучит голос. Очень важно следить за его звучанием! Старайтесь не говорить громко, если вы не находитесь в шумном помещении – многих людей раздражают громкие звуки. Также обратите внимание, не часто ли собеседники переспрашивают о том, что вы только что озвучили – в таком случае не исключено, что вы говорите очень тихо или вообще бормочите, что также не добавляет ясности общению.

Регулярно контролируйте, то, что вы говорите и как вы говорите, и, несомненно, это обеспечит вам славу прекрасного собеседника. Помните, что красивая и четкая речь всегда будет вашим достоинством, а иногда и преимуществом!

mari-a.ru

Постановка речи — советы и упражнения

  • Женский клуб
    • Все
    • Беременность и роды
    • Женский взгляд
    • Образ жизни

    Лазерная косметология

    Диспепсия

    Сахарный диабет при беременности

    Укороченные женские брюки

    Как научиться ходить на каблуках

    Фильмы о моде

    С чем носить водолазку

    С чем носить ботфорты

    Удаление ВМС

  • Дети
    • Все
    • Афиша детских мероприятий
    • Детская мода
    • Детская психология и развитие
    • Детское здоровье
    • Образование

    Детский суицид

    Почему ребенок не слушается

    Первая обувь для малыша

    Врожденные пороки развития

    Вред гаджетов

    Как приучить ребенка читать

    Чем занять детей дома

    Образование в Канаде

    В школу с 6 лет

  • Домашний очаг
    • Все
    • Домашние любимцы
    • Интерьер
    • Рецепты

    Как приучить котенка к лотку

    Чехлы на мебель

    Рецепт мусаки

    Венецианский стиль в интерьере

    Типы ванн

    Зеркала в интерьере

    Питание щенков

bambinostory.com

Техника речи и постановка голоса

Техника речи и постановка голоса

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный, красивый голос. Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам!

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего!

Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, красивый, уверенный голос? Занятия по технике речи и постановке голоса помогут вам четко говорить, преодолеть говор, овладеть голосом, узнать больше о голосовом аппарате и научиться правильно дышать.

Речевой аппарат

Произношение является результатом мускульных движений речевого аппарата.

Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких попадает в гортань и под воздейтсвием нервных импульсов заставляет вибрировать голосовые связки, в результате чего возникает звук голоса. Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.

Произношение может быть нормальным, т.е. четким и ясным, и нарушенным, когда присутствует целый ряд отклонений от нормы, зависящих

  • от дефектов строения речевого аппарата

  • от неправильного использования речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве

  • от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К дефектам строения речевого аппарата относятся, например, неправильный прикус или редко расположенные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы способствуют четкости речи, а отчасти служат также дополнительным резонатором. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости. Расщелины мягкого неба всегда порождают гнусавость. Эти, так называемые органические недостатки речи, требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отоларингология, неврология и т.д.).

Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения. Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть — всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Улучшению поддается и органическое строение голосового аппарата. Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики голосового аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится и это улучшит качество звучания.

Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вам решать, что с ним делать. Возможно, вы понимаете, что могли бы говорить лучше, но пока не знаете как.

Правильное дыхание

Человек может долгое время — недели и месяцы — обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему — ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание — это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма — мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается — происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха,выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone — «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох — экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений — укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный привычка правильного дыхания и голосоведения.

  • Дыхание и его роль в психической саморегуляции

  • Дыхание и обмен веществ

  • Дыхание в хореографии

Характеристики голоса и речи

Вот список некоторых признаков того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

  • Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.

  • У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.

  • Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.

  • Вы боитесь публичных выступлений.

  • У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.

  • Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа» , «чисто», «знаете ли», «на самом деле» и т.д.

  • Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.

  • У вас устает горло после десятиминутного разговора.

  • Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.

  • Вам не хватает дыхания

  • У вас заметный акцент.

Характеристики хорошего голоса

Ниже приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но пока не обладаете.

Итак, хороший голос:

  • Приятный

  • Вибрирующий

  • Спокойный

  • Хорошо модулированный

  • Низкого тембра

  • Доверительный

  • Управляемый

  • Теплый

  • Мелодичный

  • Заботливый

  • Уверенный

  • Дружеский

  • Окрашенный интонацией

  • Выразительный

  • Естественный

  • Богатый

  • Наполненный

  • Звучный

  • Доброжелательный

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее распространенных определений плохого голоса. Прочитайте его, выделяя свойства, от которых вы хотели бы избавиться.

Итак, плохой голос:

  • Гнусавый

  • Резкий или скрипучий

  • Хриплый

  • Дрожащий

  • Высокого тембра или пронзительный

  • Плаксивый

  • С одышкой

  • Робкий

  • Отрывистый

  • Слишком громкий

  • Слишком тихий и неслышный

  • Бесцветный

  • Помпезный

  • Саркастический тон

  • Неуверенный

  • Монотонный

  • Напряженный

  • Слабый

  • Скучный

Обучение

Никогда не поздно заняться своей речью!

Курс техники речи включает в себя занятия по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.

Дыхательные упражнения заключаются в нахождении и развитии диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.).

Постановка голоса — это развитие голосовых данных (находение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром).

Дикция в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту каждого звука, а также слов и фраз вцелом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.

Упражнения по орфоэпии устраняют говор, позволяют освоить московское произношение, нормы литературного языка.

Цель занятий по технике речи — сделать речь четкой, ясной, понятной, обрести выразительный, красивый голос. Самостоятельная ежедневная работа под регулярным контролем педагога обязательно дает положительные результаты. Работу с педагогом необходимо продолжать до тех пор, пока навыки верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить самостоятельно.

Со временем вы освоите правильное дыхание и произношение и уже не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям.

Любой артист овладевает сценической речью. Каждый журналист стремится внятно говорить. Сегодня всё больше и больше общественных деятелей и деловых людей осваивают технику речи для эффективной политики, успешного бизнеса, и, главное, сохранения красоты русского языка.

Хотите большего? Присоединяйтесь!

Индивидуальные занятия проводит педагог по сценической речи, преподаватель техники речи и орфоэпии факультета журналистики РГГУ, представитель Voice and Speech Trainers Association в России, ведущий музыкальных программ радиокомпании «Голос России» Мстислав Пентковский.

Первая консультация — бесплатно.

Информация по телефону: (495) 506 — 92 – 91

Электронная почта: [email protected]

refdb.ru

Упражнения для голоса — Ораторский Клуб

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм — до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.
Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
(не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) — Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.
Комментарий Александры Юрковой

по материалам:
учебного пособия “Техника звучащего слова” Савковой З.В.
Зинаида Васильевна Савкова (1925-2010) – заслуженный деятель искусств России; академик Петровской академии науки и искусств; кандидат искусствоведения, профессор СПбГУКИ; актриса и режиссёр театра «Родом из блокады»; член Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Зинаида Васильевна создала уникальную методику постановки речевого голоса, высоко оценённую учеными и ведущими театральными деятелями России и зарубежных стран. В 70-х годах XX века она возглавляла знаменитую на весь Союз школу ораторского искусства при обществе «Знание», где она до последнего времени читала лекции. У профессора Савковой сотни учеников и последователей, среди которых – народные и заслуженные артисты, режиссёры русских и национальных театров, педагоги многочисленных театральных школ страны и зарубежья. Её идеи и методы по обучению речевому мастерству получили всемирное признание.
cочинений Станиславского К.С., том 3

Некоторые упражнения лучше всего делать после того, как услышишь, как его делают правильно другие. Как это сделать?
Вступить в группу http://vkontakte.ru/oratorclubs. Но туда принимают только тех, кто побывал на одной из наших встреч.

Статья подготовлена Александрой Юрковой.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

www.oratorclub.com