Постановка голоса это – ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

Всё, что вы хотели узнать о постановке голоса — Что это такое?

Многие часто слышали сочетание «постановка голоса» в музыкальных школах, но не все точно понимают, что оно означает. Одни так называют комплекс упражнений, разработанный для того, чтобы задать голосу определённую манеру пения, другие думают, что это и есть его настройка на правильное пение, согласно требованиям вокального искусства. На самом деле, постановка голоса – это начальный этап обучения вокальному искусству, в зависимости его направления и природных особенностей голоса начинающего вокалиста.

Существует постановка голоса академическая и народная, джазовая и эстрадная, а также постановка хорового голоса, основанная на классическом вокале. Она включает в себя не только вокальные упражнения, но и характерные распевки в рамках подходящего вам направления для развития голоса.

Чем постановка голоса отличается от уроков вокала

Во многих музыкальных школах есть уроки вокала и постановки голоса. На первый взгляд, они почти не отличаются друг от друга, но на самом деле они имеют разную направленность. Если уроки вокала рассчитаны на совершенствование пения в определённой манере, то постановка голоса – это общие вокальные упражнения для начинающих, целью которых является не только определение желательного направления для исполнителя, но и приобретение обязательных навыков таких, как постановка дыхания, развитие артикуляции, преодоление зажимов и т. д.

Во многих музыкальных школах, где есть несколько направлений пения (например, академический и эстрадный вокал), существуют уроки начальной постановки голоса, результаты которых помогут вам выбрать наиболее удачное направление для дальнейшего развития. В хоровых классах также есть уроки постановки голоса, направленные не на развитие навыков сольного пения, а на начальное обучение вокалу. Это нужно для того чтобы голос правильно звучал в хоре и не выделялся из общей хоровой звучности. Иногда постановкой голоса называются уроки пения для детей до 10 лет с упражнениями на дыхание, разучиванием сложных интервалов и обучением чистому интонированию.

Поэтому тем, кто пока не знает, как научиться петь с нуля, стоит записаться на уроки начальной постановки голоса, чтобы потом определить своё дальнейшее направления. Ведь есть голоса, которые больше подходят для классического оперного вокала, чем для народного пения, и наоборот. А есть голоса, которые больше подходят для сольного пения, чем для хорового или пения в ансамбле, несмотря на обучение академическому вокалу. Постановка голоса позволит вам не только получить базовые навыки пения, но и узнать много интересного об особенностях вашего голоса, его тембре, диапазоне и т. д.

С чего начинается постановка голоса

Целью постановки голоса является обучение начальным навыкам пения. Она включает в себя не только комплекс упражнений, но и развитие слуховой культуры исполнителя. Поэтому педагог может вам давать не только специальные упражнения, но и записи различных певцов, так как неправильное пение, зажатость в голосе и различные неудобства могут быть связаны с недостатком слуховой культуры, ведь по радио и по музыкальным каналам редко можно услышать оперные арии или даже просто правильное пение. Многие современные исполнители, чтобы привлечь к себе внимание, начинают придумывать себе броскую, но неверную манеру пения, подражание которой может привести не только к неудобствам, но и травмировать голосовые связки. Поэтому прослушивание примеров правильного пения также входит в комплекс постановки голоса и, если ваш педагог ещё не дал вам примеры, попросите его сами об этом.

Следующей частью постановки голоса является формирование дыхательной опоры. Это различные упражнения с медленными выдохами, шипением, толчками воздуха диафрагмой предназначены для того, чтобы голос имел твёрдую дыхательную опору при пении. Голоса с не поставленным дыханием звучат очень тускло и их характерной особенностью является невозможность удержания длинных нот. Они начинают тускнеть и постепенно терять окраску и чистоту интонации, поэтому поставленное дыхание позволит вам легко петь ноты различной длительности.

Занятие по постановке голоса включают в себя и снятие различных голосовых зажимов, которые могут препятствовать не только лёгкому пению, но и чистой артикуляции. У новичков часто встречается нестыковка речевого голоса с вокальным, поэтому им становится трудно произносить слова при пении. Этот барьер легко преодолеть, когда будут сняты все зажимы голоса. Вы не будете испытывать дискомфорта не только во время пения, но даже и в разговорной речи. И в этом вам помогут вокальные упражнения и распевки для начинающих, простые, но полезные. Также в зависимости от результатов обучения, преподаватель может давать вам упражнения для постановки голоса в наиболее подходящем для вашего голоса направлении.

Кроме того, постановка голоса формирует лёгкое пение на различных участках вашего диапазона. Вы сможете легко петь не только высокие ноты, но и низы. Когда вы научитесь петь свободно и уверенно, а ваш голос будет иметь чистую интонацию, основанную на хорошо поставленном дыхании, тогда вы сможете выбрать направление для дальнейшего обучения вокальному искусству. Для кого-то это будет народное или академическое пение, кто-то выберет эстраду или джаз. Главное – ваше желание петь, а преподаватели подскажут, как научиться петь с нуля и помогут сделать первые шаги в этом прекрасном искусстве.

music-education.ru

Вокал и постановка голоса


Вокал или постановка голоса – как говорить, в чем разница? Давайте выясним и разберем отличия, а также поговорим о том, что входит в понятие «постановка голоса».

Итак, что же такое «вокал»?

Вокал — это вид музыкального исполнительства, которое основывается на искусстве владения голосом. Это умение передать содержание музыкального произведения с помощью выразительных способов певческого голоса.
Вокальное искусство разделяется на сольное, ансамблевое, хоровое пение.

Пение – исполнение музыки голосом. Виды пения – сольное, ансамблевое (дуэты, трио, квартеты…), хоровое. Жанры пения – оперное (классическое, академическое), камерное, эстрадное, народное пение.

Постановка голоса – это специальное обучение, тренинг голоса для профессиональной работы. В зависимости от сферы деятельности — у певцов, дикторов, преподавателей, лекторов — с помощью постановки голоса вырабатываются правильные навыки и качества – певческие, голосовые, речевые. То есть постановка голоса подразумевает работу над голосом по улучшению его качеств, это выработка навыков для управления голосом.

 Вокал  в музыкальной школе              

Какой предмет изучается в музыкальной школе – вокал, постановка голоса или пение?

В музыкальной школе есть вокальный и хоровой отдел (в крупных школах). Может быть единый вокально-хоровой отдел, в который входит класс сольного пения и класс хорового пения. Для первого класса основной предмет, или как еще говорят, специальность — сольное пение, а для второго – хоровое пение. В классе сольного пения преподаватель на уроке занимается с одним учеником, то есть пение одного человека – это соло, сольное пение. И это основное отличие. В зависимости от качеств голоса учащегося сольное пение может разделяться на эстрадное, народное, академическое пение.

А пока такие качества (тембр, технические возможности, манера исполнения) не проявились, учащийся занимается пением – исполнением музыки голосом. Но это не только вокализация слова, наработка репертуара – концертного и учебного, но и работа над техникой – постановкой голоса. В программе хорового отдела с основным предметом – хоровое пение, дети поют также сольно. Этот предмет называется «постановка голоса», то есть учащиеся вырабатывают навыки — и технические, и вокальные, для развития голоса.

Качества поставленного голоса

Поставленный голос не спутаешь с обычным голосом. Он отличается красотой и богатой тембровой окраской; яркостью, звучностью, гибкостью; широким диапазоном и правильным дыханием. Правильно поставленному голосу присущи четкость и выразительность дикции, чистота интонации, и главное – выносливость.

Голос – рабочий инструмент певца, актера, лектора, преподавателя. Представители этих профессий должны уметь пользоваться своим рабочим инструментом, чтобы голос, в свою очередь, служил верой и правдой долгие годы.
Представители перечисленных профессий используют голос в работе по многу часов в день. Отличие их голосов – натренированность и не большая утомляемость, потому что профессионалы умеют управлять своим голосом.

Постановка голоса

Работая над постановкой голоса, человек вырабатывает необходимые навыки – вокальные и речевые, развивает определенные мышцы, и в результате такой работы исчезает напряженность, и голос звучит свободно и энергично.

Постановка голоса – выработка также определенных мышечных ощущений и применение на практике теоретических знаний о голосе, дыхании, артикуляции, дикции, интонации.

Постановка голоса включает в себя умение пользоваться резонаторами и техническими приемами, пение в высокой певческой позиции округлым звуком (то есть «на зевке»), применение правильной атаки звука.
Когда каждая составляющая голосового аппарата выполняет свою функцию четко, мы имеем единую слаженную систему. Если же хоть какой-то один механизм дает сбой — рушится гармония, голос срывается и не подчиняется.

Поэтому задача вокалиста – контроль происходящих действий при постановке голоса. Этот контроль осуществляется слухом и внутренними ощущениями. То есть это координация слуха и голоса и умение слушать себя.

Вокалист слышит свое исполнение не так, как инструменталист. Попробуйте записать свой голос, а затем прослушать запись. «Неужели это я говорю (пою)?» — удивится любой человек, который никогда не слышал себя со стороны. В этом случае голос кажется нам тусклым и менее выразительным. Но правда в том, что окружающие воспринимают наш голос таким, как он звучит в записи. Когда мы говорим или поем, то слышим свой голос изнутри и получаем сигналы от разных органов чувств. Благодаря этим внутренним ощущениям и слушанию своего голоса, мы можем скоординировать взаимосвязь слуха и голоса и управлять звучанием голоса.

Чаще слушайте запись своего голоса, привыкайте к тембру, анализируйте и корректируйте звучание. Подумайте, какими словами вы можете выразить ощущения от восприятия своего голоса – легкий или тяжеловесный; полетный, гибкий, пластичный или монотонный, однообразный. Светлый, близкий или утробный, надсадный; грудной или головной; близкий или глубокий; яркий или тусклый; глубокий, бархатистый или высокий и звонкий. Свободный или горловой, гнусавый; округлый или плоский; сильный или слабый.

В результате такой работы появится внутренняя свобода и уверенность в себе.

Постановка голоса предполагает наличие знаний об устройстве голосового аппарата, умение представлять работу органов голосового аппарата, контроль и управление работой этих органов.

От природы у человека может быть приятный тембр, вокальные задатки, но без так называемой школы не может быть хорошего певца, чтеца, лектора.
Постоянная и регулярная работа, а также здоровый голосовой аппарат – непременное условие успеха в постановке голоса.

Теперь Вы знаете, чем отличаются понятия вокал, пение, постановка голоса. Не забудьте поделиться этими знаниями с друзьями в социальных сетях.

С уважением, Ирина Анищенко

Похожие статьи

vocalmuzshcola.ru

Постановка голоса

Наверняка вы, когда-нибудь, задумывались над тем, что вообще означает постановка голоса. Так вот, суть этого термина заключается в том, что в начинающем певце уже есть все данные для пения, а педагог помогает ученику выстроить все детали певческого аппарата в такое положение, в котором голос будет звучать максимально вокально. Под понятием максимальной вокальности, я имею в виду состояние голоса, в котором, будет достигнута максимальная свобода голосового аппарата, лучшая тембральная окрашенность голоса, максимальная слитность регистров за счёт прикрытия переходных тонов, развитие диапазона и полётности голоса. Все вышеперечисленные достоинства достигаются за счёт овладения техникой дыхания, характерной для природных качеств голоса певца, освобождения гортани, овладения резонаторами за счёт высокой позиции(головным и грудным).

В вокальной педагогике встречаются разные техники и последовательности построения голоса у поющего. В мире тьма различных преподавателей и техник, все они считают себя правыми, и это естественно. Есть такие учителя, которые с самого начала пытаются привить ученику понимание регистров ставить голос то с нижнего регистра, то с верхнего, ну или с центра, что встречается чаще. Бывает, что учитель привязывает вначале только вокальное  дыхание, то брюшное, то грудобрюшное. Кто-то считает главным – это правильное звучание резонаторов, ибо таким путём можно достигнуть расслабления связок и т.д. Бывают такие раки, которые вообще не владеют вокальным слухом, ничего сами в жизни не добились и портят голоса молодым певцам, и это свойственно человеческой натуре.

Я считаю правильным методом – это привитие ученику понятия вокальной опоры (дыхание), будет правильная опора – всё остальное тоже на место станет, и гортань и резонаторы. Если у вокалиста правильная вокальная опора, если он в совершенстве, которому нет предела, владеет дыханием, то он всегда попадёт в резонаторы и всегда достанет все ноты, всегда соединит регистры и никогда не зажмёт вокальный аппарат. Правильная вокальная опора снимает напряжение с гортани, лишая лёгкие выбрасывать много воздуха в гортань, за счёт чего пропадает избыточное подсвязочное давление, а это главное.

Что касается гортани, то многие преподаватели рекомендуют вообще не говорить с учеником о ней, боясь таким образом зациклить внимание на своих связках, чем он непременно будет их зажимать. Я согласен, что так необходимо делать, но только тогда, когда ученик изначально не зажат, но зачастую 90% учеников зажаты, и скованны именно в гортани, и избавиться от этой беды им очень нелегко. В последнем случае, без разговора с учеником о правильной позиции гортани не обойтись, и не избежать овладения вокальной опорой в тандеме с расслабленной гортанью, в противоположном же случае у ученика может возникнуть проблема передачи напряжения с диафрагмы вверх на гортань.

Слитность регистров так же является неотъемлемым этапом постановки голоса. Для человека естественно пользоваться грудным резонатором во время пения нижних нот и головным резонатором во время пения верхних нот. Суть данного этапа обучения заключается в технике перетаскивания звучания головных резонаторов в нижнюю часть диапазона и грудного звучания вверх. Конечно, сохранить максимальное звучание грудного резонатора в верхнем регистре невозможно, так же, как и звучание головных резонаторов в нижнем регистре, но надо слить регистры таким образом, что бы во всем диапазоне не ощущалось перехода между регистровым звучанием. Т.е. при мелодическом движении снизу вверх необходимо постепенно замещать грудное звучание головным и наоборот.

Постановка голоса – это планомерное строительство и постепенное освоение вокального аппарата, а точнее его свойств и характеристик. Ни один элемент не может быть упущен, иначе весь дом развалится. Порой приходиться ухищряться и осваивать 2 и более ступеней одновременно, но и это выполнимо, знаю по своему опыту. 95% обучения зависит от ученика, остальное от учителя. Разные встречаются случаи в вокальной педагогике. Бывает, встретишь певца, который еле в лоб попадает и рассказывает, что у него учитель был золотой, и всем бы такого учителя. Бывает, что толковый певец грешит на своего педагога. Но, зачастую тугие и прямо скажем, туповатые ученики, грешат на своих педагогов, говорят, что те их петь не учат, а на самом деле педагог классный, но ученик сам петь не хочет. Будьте честны с собой и с окружающими, определитесь со своими целями, вы должны быть твёрдо уверенны в том, чего вы хотите и тогда добьётесь по вашим желаниям и трудам.

Статьи по теме

vokalizm.ru

Постановка голоса — Психологос

Наш голос – один из самых любопытных инструментов в общении. Когда я еще учился в МГУ, на последних курсах факультета психологии, я целых два года ездил к старой учительнице, занимался постановкой голоса. Жалею только об одном – о том, что занятия прервались из-за ее смерти… Сейчас, спустя более тридцати лет, я считаю это исключительно важным приобретением. Что мне это дало?

Во-первых, голосовую выносливость – мне это важно. Каждый легко вспомнит учителей и преподавателей, сорвавших голос, после чего приходится несколько недель напряженно шептать. Но голос срывают не от того, что говорят долго и громко – те, у кого голос поставлен, могут выступать в перед аудиторией по 6-8 часов непрерывно, озвучивая зал в несколько сот человек. Мне тоже приходилось работать перед огромными аудиториями и помногу часов подряд, но, слава богу, от этого я связки не посадил ни разу. Тот, кому поставили голос, связки не напрягает, связками не работает. Напор голоса создается работой диафрагмы и мышцами спины, звучность и полет голоса обеспечивают резонаторы, а связки только направляют голосовой поток, для чего никакого напряжения не нужно. Конечно, если вы этому научились…

Вам, возможно, важнее окажется другое: богатство интонаций и красота вашего голоса, возможность обогащать его той окраской и тем тембром, который дадут ему глубокое и неповторимое звучание. Тот, кто говорит плоско, резко, на высоких частотах и без обертонов – отталкивает от себя просто своим голосом. Если же вы поставили себе голос и подключаете мягкие обертоны, то ваш голос становится бархатистый, обволакивающий, привлекательный.

Я помню, знакомый делился: он повел в детский сад своего ребенка, по дороге волновался – понравится ли ребенку воспитательница? Но когда вошел в помещение, то просто замер, заслушавшись приятным голосом воспитательницы. Она не делала ничего особенного, просто говорила грудным, теплым голосом, и детишки ходили за ней, как привязанные, как зачарованные. Возможно, у нее это было от природы, но такой голос вы можете себе и сделать.

А напоследок — неожиданное. Дело в том, что занятия своим голосом продлевает людям жизнь. Существует всего две профессии, сильно выделяющиеся среди других тем, что среди их представителей чаще всего встречаются долгожители. Это, во-первых, академики — возможно, потому, что они не ленятся до конца своей жизни думать, анализировать и работать головой. А вторая замечательная профессия — оперные певцы! Оказывается, вибрации правильно поставленного голоса положительно сказываются на кровообращении, помогают сердцу надежно работать.

Итого, крепкое здоровье, сохранные связки и красивый грудной голос – это то, что может быть вашим. Рекомендую! См. Упражнения для развития голоса и Интонационное разнообразие

Полезные ссылки

Куда можно обратиться, чтобы заняться постановкой голоса? Рекомендуем:


Рекомендуем тренинги ораторского мастерства в Москве:

Подробности по телефону: (495) 507-87-93

www.psychologos.ru

Постановка голоса — это… Что такое Постановка голоса?

процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря П. г. голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил. Обычно работа по П. г. включает в себя большое количество упражнений, из которых важнейшими являются: упражнения на постановку дыхания, которое должно быть, с одной стороны, ровным и плавным, а с другой — мобильным, гибким, быстро изменяющим давление воздуха на уровне гортани и, главное, экономным, когда вся энергия выдоха трансформируется в энергию звуковых колебаний, в голос; упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции, т.е. на выработку определенного положения языка, гортани, надгортанника, нёбной занавески, нижней челюсти и губ, а также на снятие излишних напряжений с этих органов; упражнения на постановку атаки звука — одного из важных моментов голосообразо-вания, где возможны три варианта начала колебаний голосовых складок: твердая атака, мягкая и придыхательная. Постановка атаки тесно связана с работой над голосовыми регистрами. Особо следует отметить упражнения, преследующие цель выравнивания регистров на всем голосовом диапазоне — от самых низких до верхних звуков голос должен звучать одинаково насыщенно, звучно и гибко. Кроме того, широко распространены упражнения для выработки высотного (мелодического) диапазона, динамических (гром-костных) нюансов и др.

При формировании голоса педагогу важно также добиваться благозвучности, способности к внушающему воздействию (суггестивности), выносливости и ряда других качеств. (См. также Педагогический голос.)

Необходимым условием выработки тех или иных параметров звучания голоса является формирование их слухового представления в сознании обучаемого, моделирование с помощью внутреннего слуха.


Если же память обучаемого лишена четких слуховых ориентировок, то работа по формированию профессионального голоса теряет смысл. Кроме слуховых ощущений, при постановке голоса большое значение имеют кинестезические и вибрационные ощущения, сигнализирующие о характере работы речевых органов. В частности, вибрационные ощущения в передней части лица, в области так называемой «маски» свидетельствуют о том, что звучание организовано правильно. Разные виды ощущений, как бы «подстраховывая» друг друга, помогают лучше контролировать качество образующегося в данный момент голоса. В методике П. г. существует множество подходов. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми; под руководством педагога, самостоятельно или с партнером; с применением музыкальных инструментов, технических средств или без них.

Часто используется метод имитации, когда обучаемый пытается подражать своему учителю или другому авторитету. Положительного эффекта в данном случае можно добиться, если анатомо-физиологические данные имитатора и имитируемого достаточно близки. В основе другого метода, который можно назвать самоимитацией, лежит явление коартикуляции, т. е. взаимовлияния акустических характеристик звуков, произносимых один вслед за другим, что позволяет как бы пристраивать к правильно звучащему голосовому тону звук, требующий коррекции.

Существует также метод имитационно-игровой. Обучаемые с помощью голоса, мимики и пантомимики изображают, например, игру в мяч, езду на мотоцикле, работу пульверизатора, насоса и т. п., произносят тексты, преображаясь по возможности в маляра, продавца на базаре и представителей других профессий. Моделирование ситуации, вживание в нее помогает на интуитивном уровне правильно скоординировать работу речевых органов. Принципиально другой подход прослеживается в методах аналитического характера. Они основаны на сознании того, что то или иное качество звучания есть результат определенной артикуляции (в широком смысле этого слова). Так, если говорить или петь «на улыбке», то голос как бы «светлеет», а если расслабить (т. е. опустить) нёбную занавеску, то неизбежно появится носовой призвук. Кроме подобных простейших артикуляций, возможны и более сложные: опускание гортани, наклон надгортанника, имитация зевка, варьирование плотности смыкания голосовых складок. Зная, к каким акустическим эффектам они приводят, обучаемый целенаправленно изменяет в нужную сторону звучание своего голоса.

Особое место занимают методы рефлекторного воздействия на голос. Один из них получил название «эффекта Томатиса»: обучаемый говорит или поет перед микрофоном, который подключен к эквалайзеру (устройству, позволяющему изменять спектральные характеристики звука, а следовательно и тембр голоса), и слышит свой голос, обработанный этим эквалайзером, в наушниках. Эффект Томатиса заключается в том, что исходный голос обучаемого начинает непроизвольно, автоматически приближаться к тому голосу, который обучаемый слышит в наушниках.

Близок к эффекту Томатиса по механизму воздействия на голос метод заглушения, когда обучаемому с помощью наушников, в которые подан шумовой сигнал, «отключают» слуховой контроль. Вследствие этого непроизвольно повышается громкость голоса, иногда происходит регистровая перестройка и другие изменения параметров звучания.

П. г. — работа сложная, комплексная, она требует учета множества факторов: возраста, пола, физических и психологических особенностей личности обучаемого. Но важнее всего четко представлять цель, ради которой эта работа проводится: одно дело поставить голос для пения на сцене, другое — для командования воинским подразделением. Постановка педагогического голоса, конечно, базируется на общих теоретических основах, но имеет и свою специфику.

А.Л. Князьков

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука.
Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской.
1998.

ped_recheved.academic.ru

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА это что такое ПОСТАНОВКА ГОЛОСА: определение — Педагогика.НЭС

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

Петь нужно на улыбке   В вокальной школе (болонской) XVI–XVII веков ведущей гласной считалась А. От певцов требовалось свободное владение речевой декламацией. Молодых певцов воспитывали состоявшиеся, теория их мало беспокоила. В середине XIX века Ж.Дюпре (Франция) пропагандирует другой метод подготовки певцов, в основе которого  – прикрытый звук (ведущая гласная У). Итальянцы заявляют, что они всегда пели на прикрытом звуке. Маэстро Барра говорил, что петь в горизонталь (на улыбке) можно, но «мышцы устают».

Оцените определение:

Источник: Словарь ошибок вокальной педагогики

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря П. г. голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил. Обычно работа по П. г. включает в себя большое количество упражнений, из которых важнейшими являются: упражнения на постановку дыхания, которое должно быть, с одной стороны, ровным и плавным, а с другой — мобильным, гибким, быстро изменяющим давление воздуха на уровне гортани и, главное, экономным, когда вся энергия выдоха трансформируется в энергию звуковых колебаний, в голос; упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции, т.е. на выработку определенного положения языка, гортани, надгортанника, небной занавески, нижней челюсти и губ, а также на снятие излишних напряжений с этих органов; упражнения на постановку атаки звука — одного из важных моментов голосообразо-вания, где возможны три варианта начала колебаний голосовых складок: твердая атака, мягкая и придыхательная. Постановка атаки тесно связана с работой над голосовыми регистрами. Особо следует отметить упражнения, преследующие цель выравнивания регистров на всем голосовом диапазоне — от самых низких до верхних звуков голос должен звучать одинаково насыщенно, звучно и гибко. Кроме того, широко распространены упражнения для выработки высотного (мелодического) диапазона, динамических (гром-костных) нюансов и др. При формировании голоса педагогу важно также добиваться благозвучности, способности к внушающему воздействию (суггестивности), выносливости и ряда других качеств. (См. также педагогический голос.) Необходимым условием выработки тех или иных параметров звучания голоса является формирование их слухового представления в сознании обучаемого, моделирование с помощью внутреннего слуха. Если же память обучаемого лишена четких слуховых ориентировок, то работа по формированию профессионального голоса теряет смысл. Кроме слуховых ощущений, при постановке голоса большое значение имеют кинестезические и вибрационные ощущения, сигнализирующие о характере работы речевых органов. В частности, вибрационные ощущения в передней части лица, в области так называемой «маски» свидетельствуют о том, что звучание организовано правильно. Разные виды ощущений, как бы «подстраховывая» друг друга, помогают лучше контролировать качество образующегося в данный момент голоса. В методике П. г. существует множество подходов. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми; под руководством педагога, самостоятельно или с партнером; с применением музыкальных инструментов, технических средств или без них. Часто используется метод имитации, когда обучаемый пытается подражать своему учителю или другому авторитету. Положительного эффекта в данном случае можно добиться, если анатомо-физиологические данные имитатора и имитируемого достаточно близки. В основе другого метода, который можно назвать самоимитацией, лежит явление коартикуляции, т. е. взаимовлияния акустических характеристик звуков, произносимых один вслед за другим, что позволяет как бы пристраивать к правильно звучащему голосовому тону звук, требующий коррекции. Существует также метод имитационно-игровой. Обучаемые с помощью голоса, мимики и пантомимики изображают, например, игру в мяч, езду на мотоцикле, работу пульверизатора, насоса и т. п., произносят тексты, преображаясь по возможности в маляра, продавца на базаре и представителей других профессий. Моделирование ситуации, вживание в нее помогает на интуитивном уровне правильно скоординировать работу речевых органов. Принципиально другой подход прослеживается в методах аналитического характера. Они основаны на сознании того, что то или иное качество звучания есть результат определенной артикуляции (в широком смысле этого слова). Так, если говорить или петь «на улыбке», то голос как бы «светлеет», а если расслабить (т. е. опустить) небную занавеску, то неизбежно появится носовой призвук. Кроме подобных простейших артикуляций, возможны и более сложные: опускание гортани, наклон надгортанника, имитация зевка, варьирование плотности смыкания голосовых складок. Зная, к каким акустическим эффектам они приводят, обучаемый целенаправленно изменяет в нужную сторону звучание своего голоса. Особое место занимают методы рефлекторного воздействия на голос. Один из них получил название «эффекта Томатиса»: обучаемый говорит или поет перед микрофоном, который подключен к эквалайзеру (устройству, позволяющему изменять спектральные характеристики звука, а следовательно и тембр голоса), и слышит свой голос, обработанный этим эквалайзером, в наушниках. Эффект Томатиса заключается в том, что исходный голос обучаемого начинает непроизвольно, автоматически приближаться к тому голосу, который обучаемый слышит в наушниках. Близок к эффекту Томатиса по механизму воздействия на голос метод заглушения, когда обучаемому с помощью наушников, в которые подан шумовой сигнал, «отключают» слуховой контроль. Вследствие этого непроизвольно повышается громкость голоса, иногда происходит регистровая перестройка и другие изменения параметров звучания. П. г. — работа сложная, комплексная, она требует учета множества факторов: возраста, пола, физических и психологических особенностей личности обучаемого. Но важнее всего четко представлять цель, ради которой эта работа проводится: одно дело поставить голос для пения на сцене, другое — для командования воинским подразделением. Постановка педагогического голоса, конечно, базируется на общих теоретических основах, но имеет и свою специфику. АЛ. Князьков

Оцените определение:

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

didacts.ru

Постановка голоса — это… Что такое Постановка голоса?



Постановка голоса

        развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. Благодаря постановке голос приобретает способность достигать максимальной силы звучания при наименьших затратах мышечной энергии. Поставленный голос обладает широким звуковысотным диапазоном, яркостью, длительностью дыхания, большими выразительными возможностями. Поставленным голосом пользуются певцы, артисты драмы, ораторы, педагоги и др. П. г. для речевых профессий отличается от П. г. для пения; П. г. певца зависит от того, в каком музыкальном жанре он специализируется. На характере П. г. отражаются господствующие в данную эпоху эстетические взгляды, национальные особенности речи и пения. П. г. — один из основных предметов при обучении певческому и драматическому искусству. Встречаются голоса, которые от природы обладают качествами, предъявляемыми к поставленным голосам.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

  • Постановка
  • Постановление

Смотреть что такое «Постановка голоса» в других словарях:

  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — развитие человеческого голоса для профессионального использования. В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яркость, красоту, гибкость и ровность звучания, широту диапазона (ок. 2 октав), силу …   Большой Энциклопедический словарь

  • постановка голоса — развитие человеческого голоса для профессионального использования. В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яркость, красоту, гибкость и ровность звучания, широту диапазона (около 2 октав), силу. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Постановка голоса — процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря П. г. голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную… …   Педагогическое речеведение

  • Постановка голоса —         приспособление и развитие голоса для проф. использования певцами, артистами драмы, ораторами, лекторами, педагогами, т.е. лицами, к рые в связи с профессией выступают перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучностью,… …   Музыкальная энциклопедия

  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — Различные моменты, которые следует принимать во внимание при постановке и развитии голоса у певцов, заключаются в следующем: 1) Образование правильной подачи голоса (См.), и целесообразного резонанса гласных при пении. 2) Выработка уменья… …   Музыкальный словарь Римана

  • Постановка голоса — система спец. приемов для развития и проф. использования голосов. аппарата человека. Является фундаментом проф. обучения певцов, необходима драм. актерам, лекторам и т. д. П. Г. включает спец. дыхат. и артикуляц. упражнения, в рез те к рых голос… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ПОСТАНОВКА — ПОСТАНОВКА, постановки, жен. 1. только ед. Действие по гл. ставить в 1, 4, 11, 12, 13 и 15 знач. поставить. Постановка столбов. Постановка памятника. Лес Островского в постановке Малого театра. Новая постановка Ревизора Гоголя. Интересная… …   Толковый словарь Ушакова

  • постановка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? постановки, чему? постановке, (вижу) что? постановку, чем? постановкой, о чём? о постановке; мн. что? постановки, (нет) чего? постановок, чему? постановкам, (вижу) что? постановки, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1. к Поставить (1.П.; 1 2 зн.). П. паровоза на ремонт. П. голоса. П. пьесы. П. парусов. П. корабля на якорь. Деловая п. вопроса. П. на учёт. 2. чего. Способ, манера держать какую л. часть тела (обычно в результате… …   Энциклопедический словарь

  • постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. см. тж. постановочный 1) к поставить I 1), 2) Постано/вка паровоза на ремонт. Постано/вка голоса. Постано/вка пьесы …   Словарь многих выражений

dic.academic.ru