Первый вопрос – Какой был самый первый вопрос и ответ на проекте? Какой был самый первый вопрос и ответ на проекте? Заранее, благодарен!

Первый вопрос о том, как начинать процесс. Молот ведьм

Первый вопрос о том, как начинать процесс

Процесс по делам веры, как указано в «Extravagantia de accusatione, denuntiatione et inquisitione», может начаться по троякому основанию.

1) Если кто-либо предъявит перед судьёй кому-либо обвинение в совершении преступления ереси или в покровительстве еретикам. При этом такой обвинитель обязан быть готовым к представлению доказательств. Если он таких доказательств не сможет представить, то он может претерпеть наказание за ложные сведения.

2) Если обвинение предъявляется денунциантом (доносителем), который не ручается за достоверность своих показаний и не берётся их доказывать. Он утверждает лишь, что доносит на еретика, движимый рвением к вере или желая избегнуть отлучения за сокрытие ереси или наказания, которым грозит светский судья.

3) Если до слуха инквизиторов дошла молва, что в таком и таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем-то и тем-то. Это – обвинение путём инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину.

Касательно первого пункта надо сказать, что такое начало религиозного процесса не употребительно, в особенности в делах против ведьм, которые наводят порчу скрытно. К тому же такой открытый обвинитель опасается наказания, если ему не удастся доказать достоверности своего обвинения. Сверх того, такое обвинение вызывает многие пререкания.

Пусть судья начнёт процесс с общего вызова свидетелей, вывешенного на дверях церквей или ратуши и имеющего следующее содержание:

«Мы, викарий такого-то инквизитора (или судья такого-то владыки), желаем всем сердцем того, чтобы вручённый нашему попечению христианский народ воспитывался в единстве и чистоте католической веры и держался вдали от чумы еретической извращённости. Во славу и честь досточтимого имени Иисуса Христа и для возвеличения святой ортодоксальной веры, а также и для искоренения еретической извращённости, свойственной ведьмам, мы, указанный судья, предписываем, приказываем и увещеваем всех и каждого (заметь, что если воззвание идёт от духовного судьи, то надо прибавить, а также и монашествующее или светское духовенство), какое положение они бы ни занимали в этом городе или в этом селении в двух милях в окружности, исполняя добродетель святого послушания и под страхом отлучения, явиться в течение следующих двенадцати дней

(светский судья требует при этом явки, угрожая обычными у него наказаниями в случае неисполнения предписания) и разоблачить перед нами женщин, о которых идёт молва, как о еретичках, или ведьмах, или вредительницах здоровья людей, домашнего скота и полевых злаков, или приносящих вред государству. Первые четыре дня – это первый срок, следующие четыре дня – второй срок, а последние четыре дня – третий срок. Ежели те, которые знают о существовании женщин, подозреваемых в этих преступлениях, не явятся и не укажут их, то они будут пронзены кинжалом отлучения
(так скажет в своём обращении духовный судья)
или претерпят вытекающие из норм закона наказания (так прибавит светский судья). Мы произносим отлучение против всех тех, которые упорно не повинуются. Право обратного принятия их в лоно церкви остаётся за нами (таково заключение духовного судьи), и отмена светского наказания предоставляется на усмотрение светской власти (так заключает светский судья). Дано…» такого-то числа и т. д.

Таково начало процесса путём денунциации. Пусть светский судья в своём вызове свидетелей укажет, что никто не должен считать себя подсудным, если его доказательства при доносе недостаточны. Духовный же судья обязан при этом сказать, что денунцианту не нужно приводить доказательств виновности подозреваемых, ему нужно только указать последние. Явившиеся денунцианты дают свои показания судье в присутствии нотариуса и двух понятых, будь то духовные лица или миряне. При отсутствии нотариуса его обязанности исполняются двумя подходящими людьми. Денунциации записываются подробно. Смотри канон «Ut officium, § werum», кн. VI и соответствующую глоссу Архидиакона.

Судья или нотариус открывают заседание следующим образом:

«Во имя Господа. Аминь. В год от рождества Христова и т. д. такого-то дня и такого-то месяца, в моём присутствии, в присутствии нотариуса и нижеподписавшихся свидетелей, явился к судье такой-то из такого-то города такой-то епархии и представил ему лист бумаги следующего содержания».

(Следует текст этого писания. Ежели такое писание не представлено, а донос произведён устно, то так и указывается в протоколе и перечисляются указанные денунциантом лица и приписываемые им преступления).

После этого денунциант приводится к присяге на четырех Евангелиях Господних или на кресте. Присягающий поднимает правую руку с тремя вытянутыми и двумя согнутыми пальцами. Это – символ святой троицы и символ проклятия тела и души, если денунциант скажет неправду. После присяги судья спрашивает, откуда свидетель знает о случившемся и видел ли он сам всё это. Если он говорит, что он сам видел, что, например, подозреваемый в таком-то месте и в такое-то время произвёл грозу или дотронулся до скота, который после этого пострадал от порчи, то судья расспрашивает, кто ещё это видел. Ежели денунциант говорит, что сам он этого не видел, но слышал от других, то судья обязан спросить, от кого получено это сведение и в чьём присутствии. Все подобные данные отмечаются в процессуальных актах вслед за изложением доноса данного лица. Затем в актах пишется следующее:

«Когда эта денунциация была записана, инквизитор тотчас же предложил денунцианту вновь поклясться на четырех Евангелиях Господних в том, что он сказал сущую правду».

Наконец его спрашивают, не донёс ли он по злой воле, из ненависти или по злобе и не скрыл ли он чего-нибудь из чувства расположения к подозреваемому. Вслед за тем ему предписывается хранить обо всём полное молчание. В конце акта пишется:

«Эти данные получены в таком-то городе, такого-то дня, месяца и года, в моём присутствии, в присутствии такого-то нотариуса или писца и таких-то свидетелей».

Третий вид возбуждения процесса является самым обычным и наиболее распространённым и происходит без вызова денунциантов или обвинителей. Для этого достаточно того, чтобы слуха инквизитора достиг упорный слух о колдовских деяниях какой-либо ведьмы. В присутствии указанных нотариуса, писца и двух свидетелей судья начинает процесс следующим образом:

«Во имя Господне. Аминь. В год от рождества Христова, такого-то дня и месяца или в такие-то и такие месяцы до слуха судьи такого-то города дошло, что такой-то из такого-то города или селения совершил то-то и то-то для околдования, что идёт против веры и служит во вред государству. Это занесено тогда-то в присутствии таких-то свидетелей и прочее».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Самый первый вопрос для выбора профессии — Учёба.ру

Самый первый вопрос, с которого обычно начинается выбор профессии, — какие таланты и навыки у меня уже есть? Что мне удается делать хорошо? Для какой работы лучше всего подходят мои знания и умения? Конечно, во время обучения в вузе вы будете изучать и осваивать все необходимое для выбранной профессии, но все же лучше, если фундамент для этого уже есть.

Случается, что интересы и навыки человека совпадают. Например, Билл Гейтс еще в школе увлекался компьютерами и при этом был первым в классе по математике. Первую программу он написал в 13 лет, и его пригласили на работу в компьютерном центре Сиэтла. В 17 лет, создав ряд компьютерных игр и программ, он открыл свою первую фирму.

Но так бывает не всегда. Есть люди, которым хорошо удается делать то, что им не особенно нравится. Известный актер Харрисон Форд долгое время работал плотником — и весьма успешно. Ему заказал шкафчики сам Джордж Лукас, который затем и пригласил Форда сняться в своем фильме.

Бывает и по-другому. Есть профессии, в которых трудно заранее оценить свои практические навыки — например, профессия врача или пилота. Со стороны трудно сказать, подойдет такая работа или нет. Вполне вероятно, что профессия медика в реальности окажется совсем не такой, как в сериале «Доктор Хаус», а работа пилота, связанная с большими перегрузками и огромной ответственностью, не будет романтичной на практике.

Как же выбрать профессию, ответив на этот самый первый вопрос? Вот четыре основных сценария действий, которые можно применить в зависимости от ответа.

«Мне нравится, и у меня получается»

Это идеальный вариант, в рамках которого навыки и интересы совпадают. И тогда именно по этому пути нужно идти. Например, известный телеведущий Николай Дроздов всегда любил животных и еще в детстве посещал биологический кружок Дарвиновского музея. Он часто ходил в походы, которые становились для него настоящими экспедициями по изучению природы. После школы будущий мэтр телевидения поступил на биологический факультет МГУ, после окончания которого занимался научно-исследовательской работой и стал бессменным ведущим передачи «В мире животных». Поэтому если вам, например, очень нравятся иностранные языки и вы без проблем читаете, пишете и говорите на них, стоит подумать о том, чтобы сделать их своей профессией и стать переводчиком, дипломатом, преподавателем. Очевидно!

«Мне нравится, но я не умею»

Как быть, если интересы и способности не соответствуют друг другу? Тут нужно оценить, что более важно: посвятить свою жизнь тому, что нравится, или тому, что уже умеете, что будет легче освоить, — даже если это не совсем то, о чем вы мечтаете. Вполне вероятно, что если выберете то, что нравится, учиться «с нуля» и осваивать совершенно новые навыки и умения будет трудно.

«Трудно», впрочем, не значит «невозможно». Например, известный кинорежиссер Андрей Кончаловский в школьные годы занимался музыкой и даже окончил музыкальное училище при Московской консерватории. Но продолжать музыкальную карьеру не стал. Его увлек кинематограф, и Кончаловский поступил на режиссерский факультет ВГИКа. А знаменитый адвокат Генрих Падва с детства зачитывался текстами выступления на судах известных защитников и хотел защищать людей, которые попали в трудную ситуацию. Поступить в выбранный вуз с первого раза ему не удалось, но он не остановился перед трудностями.

Так что если, к примеру, вдохновившись фильмом «Скорая помощь», вы захотите стать доктором, хотя по химии и биологии у вас сейчас не лучший результат, — идите за своей мечтой, преодолевая препятствия.

«Не очень нравится, но получается хорошо»

В этой ситуации предстоит нелегкий выбор. Можно сделать шаг в сторону «легкого» пути и делать то, что вам удается. Например, Глава Банка России Эльвира Набиуллина хотела стать учителем французского языка, но поступила не на филологический, а на экономический факультет, потому что математика ей легко давалась. А Дональд Трамп мог сделать политическую карьеру еще в молодости, но выбрал бизнес-школу, чтобы продолжить дело своего отца, и много лет занимался отнюдь не политикой.

Этот путь не ведет к работе мечты, поэтому может стать сложным и тяжелым. Однако приведенные примеры показывают, что выбранная профессия может принести успех и моральное удовлетворение. Иногда этого достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Поэтому если вы сочиняете музыку для школьной группы, играете на гитаре, но у вас явные аналитические способности и математический склад ума, надо хорошенько взвесить: музыкант вы или все-таки финансист.

«Вроде неплохо, и немного получается»

Этот вариант для тех, у кого нет явно выраженных склонностей к определенной профессии. Например, нет страстной любви к музыке или искреннего желания поддержать семейную традицию, став педагогом или врачом. Тогда можно посвятить себя тому, что просто нравится. Этот путь полон возможностей. Например, известный шеф-повар Константин Ивлев решил связать свою жизнь с кулинарией только потому, что в детстве ему нравилось помогать на кухне. Всем на удивление двоечник преуспел в своей профессии и стал знаменитым на всю страну специалистом. Если вам нравится, как ведет свои передачи Владимир Познер, и иногда вы берете интервью для школьной газеты, можно подумать о профессии тележурналиста.

Разумеется, первый путь — идеальный вариант, однако в жизни он встречается не так часто. Вполне возможно, что вам придется выбирать из трех оставшихся. Но какой бы вариант вы ни предпочли, полезно знать, что первое образование — это не приговор. Профессию, в конечном итоге, всегда можно поменять уже во взрослом возрасте, хоть это и сложнее, чем с самого начала двигаться по одному пути.

www.ucheba.ru

Первый вопрос — Перевод на английский — примеры русский

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Первый вопрос, за 1000 рупий, начнём.

Первый вопрос — это пределы полномочий в отношении принятия решений, касающихся существа дела.

The first question is the scope of its authority to reach conclusions with regard to the substance.

Первый вопрос, который следует рассмотреть, касается создания самой новой структуры.

The first issue to be addressed is the creation of the new structure itself.

Первый вопрос касался Ломейского соглашения и его действенности после вспышки насилия в мае.

The first issue related to the Lomé Agreement and its validity after the outbreak of violence in May.

Первый вопрос, рассмотренный Комитетом, касался необходимости установления права на подачу петиций в рамках Пакта путем принятия факультативного протокола.

The first matter the Committee addressed was the necessity of introducing the right to petition in the Covenant through the adoption of an optional protocol.

Первый вопрос касался значения термина «односторонние принудительные меры».

Первый вопрос связан с последствиями увеличения объема работы Суда.

The first issue involved the implications of the expansion in the Court’s caseload.

Первый вопрос заключается в том, каким потерпевшим будет разрешено предъявлять иски о компенсации.

The first question would be which victims would be allowed to make claims for compensation.

Первый вопрос заключается в том, следует ли рассматривать изъятие о неисполнении в качестве одной из форм контрмер.

The first question is whether the exception of non-performance is to be considered as a form of countermeasure.

Первый вопрос связан с необходимостью признания того, что количество, многоаспектность и важность материалов, представляемых на рассмотрение Рабочей группы, постоянно возрастают.

The first issue is recognition of the increasing quantity, complexity, and importance of material that is placed before the Working Party for its consideration.

Первый вопрос связан с отвратительным и аморальным оружием — противопехотными наземными минами.

The first question relates to that abhorrent and immoral weapon — anti-personnel landmines.

Первый вопрос, на который попытается ответить г-н Вернь Сабоя, касается федеративного устройства.

Первый вопрос связан с определением правовой основы ныне действующей системы и методологии проведения обследования цен.

The first issue is to determine the legal basis for the present system and methodology of price surveys.

Первый вопрос относится к постоянным улучшениям в том, что касается темпов восстановления и реконструкции.

The first issue pertains to continued improvements in the pace of rehabilitation and reconstruction.

Первый вопрос связан с желательностью сообразования учебной программы СИАТО в области социальной статистики с нуждами НСУ в этой области.

The first issue related to the desirability of aligning the training programme of SIAP in social statistics to the needs of NSOs in that area.

Первый вопрос, касающийся борьбы с терроризмом, был всесторонне рассмотрен Организацией Объединенных Наций в сентябре-октябре 2001 года.

The first question — the combat against terrorism — was the object of a comprehensive review by the United Nations in September and October 2001.

Первый вопрос — это вопрос самостоятельной национальной ответственности.

Первый вопрос, который возникает, состоит в том, какая из двух организаций лучше приспособлена для создания миссии.

The first question to be raised is which of the two organizations is best suited to establish a mission.

context.reverso.net

Вопрос первый Как начать?. Что? 20 самых важных вопросов в истории человечества

Вопрос первый

Как начать?

Приходилось ли вам перебирать стопки известных книг в поисках тех, которые начинаются с вопроса? Такие ведь сложно найти, не правда ли? О чем говорит нам тот факт, что ни библия капитализма, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита, написанная в восемнадцатом веке, ни библия коммунизма, «Капитал» Карла Маркса, созданная в девятнадцатом, ни, если уж на то пошло, сама Библия не начинаются с вопроса? Ведь если не начать с вопроса, как найти ответ?

«Предположим, никто не задал вопроса, – сказала Гертруда Стайн, – что же тогда будет ответом?» Не нужны ли вопросы для получения ответов? Можем ли мы доверять ответу, который дается на незаданный вопрос? Ответ без вопроса – не так ли Альбер Камю определил волшебство: «способ получения ответа «да» без необходимости задания четкого вопроса»?

Действительно ли в литературе наблюдается недостаток вопросов или это отчасти потому, что мы их не замечаем? Используем ли мы знак вопроса, потому что без него неспособны опознать вопрос? Была ли Гертруда Стайн не согласна, когда спрашивала: «Вопрос есть вопрос, кто угодно может понять, что вопрос является вопросом, так зачем добавлять знак вопроса, если он и так содержится в том, что уже написано?» Не так ли я сам всегда думал о восклицательных знаках?!?

Почему мы читаем книги или, как спрашивает Вирджиния Вулф в «Комнате Джейкоба», «Что мы ищем в миллионах страниц?» Можно ли спорить с тем, что все книги задумываются как ответы, несмотря на то что лишь в немногих формулируется вопрос? Является ли поиск ответов такой же неотъемлемой частью человеческой природы, как охота стаями у волков или сезонная миграция у китов? И не должны ли мы задавать вопросы для получения ответов? Разве не стремятся все на свете утверждать, не раздумывая над сомнениями?

«Почему бы нам не относиться к вселенной как к первоисточнику?» В чем заключается вызов, брошенный в 1841 году Ральфом Уолдо Эмерсоном вопросом, начинающим эссе «Природа»? Для достижения такого отношения не должны ли мы снова задать те великие вопросы, которые задавались ранее? «Почему бы, – спрашивает Эмерсон, – нам не иметь поэзию и философию озарения, а не традиции и религию получаемых нами откровений, а не их историю?»

Не потребует ли такой новый и оригинальный способ мышления великой способности задавать вопросы? Почему мы здесь? Почему все это здесь? Почему мы умираем? Что есть смерть? Что означает бесконечность внешнего пространства и что за пределами бесконечности? Для чего зима и весна? В чем значение полета птиц, почему материя разлагается и чем наша жизнь отличается от жизни комара? Есть ли конец этим вопросам или расспрашивание столь же бесконечно, как и пространство? Достаточно ли наше умение задавать вопросы для этой задачи или нам стоит положиться на лучших мастеров задавать вопросы, что были до нас?

Почему Платон – тот редкий мыслитель, который начинает с вопроса? Разве не начинает мозг мгновенно работать, столкнувшись с вопросом, к примеру, в начальных строках «Законов»: «Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?»[1] Не приведет ли такой вопрос к всеобъемлющей дискуссии о правительстве и законах, их назначении, власти и границах применения?

Что такого запоминающегося в писателях, которых мы называем великими мыслителями? Не выделяет ли их из общего ряда именно то, что они задают великие вопросы, и качество этих вопросов? Есть прекрасные писатели, которые не задают серьезных вопросов, но считаются ли они великими мыслителями?

«Почему я не могу найти ничего, кроме Большой Медведицы?»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Первый вопрос — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Первый вопрос

Cтраница 1

Первый вопрос, который мы сейчас разберем, это вопрос о сравнении друг с другом бесконечных множеств.  [1]

Первый вопрос заключается в выборе между моделью закачивания / скачивания и моделью удаленного доступа. В первой модели, показанной на рис. 8.33, а, чтобы получить доступ к файлу, процесс сначала считывает его с удаленного сервера, на котором хранится этот файл. Если для файла разрешено только чтение, то файл читается локально для более высокой производительности. Если файл должен быть записан, он записывается также локально. Когда процесс заканчивает работу с файлом, обновленный файл отправляется обратно на сервер.  [2]

Первый вопрос, который должен быть рассмотрен в связи с этим, это вопрос о том, что же доминирует в центральной нервной системе в целостных поведенческих актах.  [3]

Первый вопрос, который обычно возникает, — это на чем сканировать промышленные материалы. Отметим, что распространенные издательские сканеры формата А4 / В4 для промышленных целей в большинстве случаев неприемлемы. Они ориентированы на сканирование цветных изображений небольшого формата для издательских целей. При работе в промышленности требуются крупноформатные монохромные сканеры либо графопостроители со сканирующими головками. При этом довольно часто возникает вопрос о плохом качестве исходного материала — ветхость, неровный фон ( результат ксерокопирования), изначально плохое качество самого изображения.  [4]

Первый вопрос, который поставил перед собой Эрстед после того, как он сделал свое замечательное открытие, был таков: влияет ли вещество провода на создаваемое током магнитное поле. Соединительный провод-пишет Эрстед — может состоять из нескольких проволок или металлических полос.  [5]

Первый вопрос почему возникают общности. Общность может зародиться там и тогда, когда происходит осознание разными людьми единства их интересов. В основе интереса лежит потребность.  [6]

Первый вопрос, обсуждавшийся на съезде, был вопрос о воскресном и праздничном отдыхе. Работа в воскресные и праздничные дни вредна не только потому, что она изнуряет силы рабочего, отнимая у него время, необходимое для отдыха, но еще потому, что она лишает его возможности пользоваться его политическими правами. Работая в воскресенье, рабочий не имеет ни одного дня для того, чтобы посетить какое-нибудь рабочее собрание, послушать своего оратора, принять участие в обсуждении какого-нибудь жгучего вопроса. Таким образом, воскресная работа задерживает рост самосознания рабочих.  [7]

Первый вопрос — это предложение президиума закрыть сегодня съезд позднее, чем предписывается регламентом, но довести до конца.  [8]

Первый вопрос, который возникает при переходе к идеализированной модели с постоянными параметрами, это линеаризация магнитопровода.  [9]

Первый вопрос, который должен решить проектировщик, — это вопрос о том, в каком режиме следует использовать генератор.  [10]

Первый вопрос, требующий рассмотрения, заключается в следующем. В какой мере возможно построение общей теории полимеров, установление общих физических закономерностей, относящихся ко всем или к большинству полимеров, независимо от их состава.  [11]

Первый вопрос — это вопрос о том, что одна группа товарищей, во главе с Бухариным и Раковским, слишком раздула значение национального вопроса, преувеличила его и из-за национального вопроса проглядела вопрос социальный — вопрос о власти рабочего класса.  [12]

Первый вопрос, который необходимо поставить, это основное направление революционных процессов.  [13]

Первый вопрос имеет несомненно огромное значение для нашей партии; я рассчитывал, что ему уделено будет особенное внимание на нашем съезде, и надеялся, что мне удастся обстоятельно высказаться здесь по этому вопросу. К сожалению, для его надлежащего обсуждения у съезда не осталось времени, а в течение имеющихся в моем распоряжении нескольких минут ответить на него невозможно. Вывод этот таков; принимая во внимание политическую пассивность нашей либеральной буржуазии, о правильной поддержке ее РСДРП в буквальном смысле пока что не может быть и речи. В настоящий момент для того, чтобы ее на практике поддерживать, мы должны систематически использовать оппозиционное и революционное настроение высших классов в интересах развития революционной самодеятельности и политической самостоятельности в рабочих массах. Вывод этот с первого взгляда кажется парадоксальным, но только потому, что я высказываю его в такой общей форме, не мотивируя и не обосновывая его.  [14]

Первый вопрос сводится к тому, остается ли комплексный ион типа [ PtBr4 ] 2 — или [ PtBre ] 2 -, внесенный в раствор КВг, неизмененным, или же входящие в комплекс ионы брома непрерывно обмениваются с ионами брома, находящимися в растворе.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

экспериментальные факты и их обсуждение.

Авторы этой гипотезы – Эдуард СепириБенджамен Уорф. Гипотеза имеет два варианта сильный и слабый и едва ли подлежит строгой оценке. Смысл в том, что структура языка (лексика, грамматика) является связанной (коррелирует) с представлением человека о мире, его поведением, его познанием. Это было установлено например на первобытных обществах. Скажем, в первобтыном языке индейцев нутка отсутствуют абстрактные понятия. А присутствуют определения человека или какого-то предмета с полным описанием всех его особенностей.

Сказать о том, каков предмет или назвать человека нельзя без указания на самые частные признаки (рост, вес, аппетит, правша или левша). Иными словами мы встречаемся с подробным эмпирическим описанием предметного и социального мира. Никогда не было подвержено эмпирической проверки утверждение о том, что данная особенность связана с восприятием. Предполагается, что чем богаче язык, тем разнообразнее возможности восприятия.

Такое конкретное описание предметов тесно связано с трудовой деятельностью в данных обществами. Скажем, большое количество названий белого цвета у эскимосов связано с тем, что каждый оттенок снега необходимо различать для охоты, которые определяют погодные условия. Чем богаче язык, тем выше когнитивная сложность в данной области.

В русском нельзя сказать без указания на пол человека. А в эстонском языке это можно, но это не значит что эстонцы не различают полов. Язык и познание не так тесно связаны.

Сильный вариант гипотезы – это лингвистический детерминизм. Структура лексика и грамматика языка считаются причиной, а восприятие и осмысление мира – следствием. Гипотеза и была выдвинута, чтобы начать исследования. Полное подтверждение этот сильный вариант гипотезы не получает. Но направляет и позволяет ставить эксперименты (с середины 50-х). На людях, говорящих на разных языках. И каждый раз помечается структура языка. Первое исследование проводили на англичанах (Браун, Леннеберг). Вводится понятие легкости обозначения цвета. Испытуемых англичан просили назвать цвета 24 предъявляемых фишек. Цвета, которые обозначаются одним и тем же словом будут названы легкообозначаемыми. Дальше смотрят на фишки и требуется опознать данный цвет среди 120 цветов вообще.

Не было получено высокой корреляции. Предприняли дополнительный приём. Увеличили паузу между предъявлением фишек и затем опознанием их цвета среди 120. И тогда была обнаружена более высокая корреляция. Гипотеза, которая тендирует гипотезе лингвистического детерминизма, как бы подтвердилась. Это относится не к кратковременной памяти, а к перманентной.

Ставится ещё один эксперимент с Робертсом. Брались испытуемые говорящие на разных языках. Индейцы зуни. Первая группа говорила только на языке зуни, вторая – на английском и на зуни, третья – только на английском. В языке зуни нет лексического различия между обозначениями желтого и оранжевого. В английском оно есть. Идея в том, что если в языке есть средства для опознания, то сами цвета будут лучше опознаваться. У индейцев трудности в опознании цветов. И эта гипотеза полностью подтвердилась.

Лэнц и Стефле предлагают изменить легкость обозначения слов. Культурное познание определяется не самой лексикой, не наличием тех или иных слов в языке, а способом их применения. Здесь возникает идея о том, что есть несколько способов применения одного и того же языка или включением языка в разные виды деятельности. Легкость обозначения слов понималась так, когда испытуемые пользовались тем же словом для обозначения фишки. Добавляется ещё, что легко воспроизвожу то, что могу передать другому. Вводится легкость коммуникации.

Испытуемому нужно описать цвет фишки т.о., чтобы этот цвет мог опознать другой человек. Данный критерий приводит к тому, что корреляция между легкостью обозначения и успешностью опознания цвета существенно повышается. Не трудно догадаться, что эти эксперименты снимают строгость гипотезы. Лингвистическая относительность действительно есть, но зависит не от статики, а от динамики, т.е. использования языка в процессе общения. Положение «Как говорю, так и мыслю» сменится на «Как действую и использую язык, так и представляю окружающий мир».

Теперь посмотрим как исследовалась грамматика языка в связи с познанием и мышлением. Приводились спекулятивные примеры: если бы в европейских языках не было различения подлежащего и сказуемого («снег идёт»), а в других языках можно было бы сказать безлично («дождит»), то никогда бы не было поиска таких веществ как «теплород», «флогистон» и т.д. Проверяется положение, язык – есть способ познавательной деятельности.

Самый яркий эксперимент в области грамматики языка провели Керролл и Касагранде. Они обращались к языку индейцев навахо, который обладает характерной особенностью. Глагольные формы языка таковы, что нельзя обозначить предмет, с которым человек действует без указания на его форму. Форма содержится в суффиксной форме глагола. Смысл эксперимента простой. Дети в самых разных обществах сначала классифицируют предметы по цвету, а лишь потом по форме. Предположение этих исследователей состояло в том, что у детей навахо классификация по форме возникает раньше, чем у детей европейцев. И их гипотеза полностью подтвердилась.

Когда говорят о грамматике языка, то закрадывается уточнение. Скажем обобщенно, как строится эксперимент в данной области. Независимая переменная – это структура языка, а зависимая — структура познавательных процессов. Критики Сепира Уорфа обратили внимание, что структура языка может быть результатом, а не причиной какой-нибудь познавательной деятельности. Изменяется сам подход к анализу. Теперь определяли характер деятельности или тип выполняемых испытуемым задач и затем посмотри как определяет данный вид деятельности тип познания.

Знаменитое наблюдение Майкла Коула с Скрибнерв Либерии в народности ваи. Сначала доказывали некоторое несовершенство мышления людей данной народности, а затем приходили к тому, что если сменить тип деятельности, то это несовершенство исчезнет. Один пожилой представитель данной народности не мог упорядочить объекты разных цветов в определённый ряд. Но потом этот же самый человек сажал деревья двух типов тем же самым способом, которым ему предлагали раскладывать кубики в эксперименте.

Если я мыслю научно, то могу мыслить научно и на любом другом языке. Важен не язык, а используемые понятия. В рамках одной и той же социальной культуры можно найти разные типы мышления.

studfiles.net

Первый вопрос

глава 29

Третья неделя сентября

— Вопросы! — бушевал комендант. — Целая куча вопросов! Только ты уходишь обратно в камеру, как они тут же возникают, и мне приходится мучаться с ними одному — целую неделю!

Я улыбнулась. Великие учителя, подобные Катрин, очень любят, когда ученики приходят с вопросами — это говорит, во-первых,о том, что они внимательно слушают, аво-вторых,что активно обдумывают услышанное.

— Задавайте, — сказала я. — Давайте начнём с ваших вопросов — только по одному и формулируйте пояснее.

Комендант сосредоточенно нахмурился и заговорил, запинаясь от волнения. На него было приятно смотреть.

-На самом деле, я очень многого не понимаю… вот, например… — Он помолчал, собираясь с мыслями. — Да, пожалуй, это первое, что нужно спросить. Моя спина… она болела у меня долгие годы, прежде, чем её вылечила твоя йога… — Он снова застыл, соображая. — Кстати, а почему йога? То есть, я хочу сказать… может быть, я просто начал видеть всё подругому — ощущать свою спину здоровой, а не больной, как раньше? Может, просто какие-тостарые семена перестали работать, иссякли, и вместо них проросли новые?

-Хороший вопрос, — кивнула я, — один из самых важных. Тогда соберитесь и слушайте внимательно, а то не поймёте.

Он сосредоточенно сдвинул брови. Я поднесла руку к лицу, слегка дотронувшись средним пальцем точки между бровями, а двумя другими — уголков губ. Он понял и улыбнулся, расслабив лицо.

151

-Как вы вылечили спину? Конечно же, с помощью йоги. Но почему в вашем случае йога сработала — вот вопрос! А сработала она именно потому, что старые зёрна в вашем сознании сменились новыми…

-То есть, ты хочешь сказать, — перебил он, — что давно в прошлом я сделал что-то…скажем, ударилкого-топо спине, и… — Он поднял глаза к потолку, будто подсчитывая, потом смущённо взглянул на меня. — Наверное, можно сказать, что это было не один раз…

-Наверное. — улыбнулась я.

-И потом те семена, которые я тогда заложил, проросли в моём разуме, и боль в спине я стал воспринимать как свою собственную — мой разум заставил меня, так же как заставляет видеть в простой зелёной палочке перо для письма, в то время как корова видит…

-И использует, — добавила я.

-Ну да, видит и использует ту же палочку в качестве еды.

-Пока всё правильно, — кивнула я.

-А потом те старые семена — плохие семена — как бы износились…

-Что бывает со всеми вещами, которые не лежат без дела, -заметилая.

-Их энергия тратится на то, чтобы работать.

-И тогда какие-тодругие зёрна, прежде спавшие, проснулись и начали создавать новые образы…

-Образы реальных вещей, — напомнила я.

-Да, я понимаю. Короче, новые зёрна заставляют меня видеть…

ощущать, что моя спина выздоровела.

-И она на самом деле выздоровела.

Комендант кивнул.

-Значит, эти новые зёрна — если в мире всё устроено так справедливо, как ты говоришь, а я надеюсь, что так и есть, — они должны были быть заложены в моём разуме когда-тораньше-Должнобыть, я сделалчто-то…

-И осознавали, что делаете…

-Ну да, конечно! — воскликнул он. — И в моём сознании возник отпечаток. Допустим, я помог больному или… в общем, облегчил чью-тоболь…

-Именно так, — кивнула я, восхищаясь его чутьём.

-Но тогда возникает ещё один вопрос! — поспешил продолжить он. — Если это всё сделали зёрна, которые уже были — то есть, заставили меня ощущать мою спину здоровой…

-Сделали её здоровой — поправила я.

152

-…тогда зачем вообще нужнакакая-тойога? — прищурился он, бросив взгляд на середину комнаты. Я его понимала: день выдался особенно жаркий и душный.

— Выслушайте меня, — строго сказала я. — Именно йога помогла вашей спине, хотя и не смогла бы помочь, не будь в вашем разуме нужных семян. Они и заставили вас ощущать, как она помогает.

И начать заниматься йогой вас заставили тоже они, и ничто другое. Именно благодаря им вы заинтересовались, решили попробовать, заставили меня прийти в первый раз к вам в кабинет с книгой в сумке. Именно они сделали так, что позы и сидение в тишине расслабили узлы в ваших каналах. Понимаете?

Мой ученик задумчиво поднял глаза к потолку. Ничего, чтобы понять это, нужно время.

-Но… если бы я так и не занялся йогой, — возразил он, — то новые зёрна всё равно бы проросли, разве не так? И моя спина всё равно бы прошла.

-Ничего подобного, — мягко сказала я. — Подумайте как следует. Ведь они проросли как раз в тот момент, когда йога пришла к вам и вылечила вас. Они создали для вас и саму йогу, и её результат. Вы просто не могли ею не заняться!

Он застыл в напряжённом молчании, губы его шевелились.

-Всё придёт, не волнуйтесь, — сказала я. — Вот вам мой совет. Почаще просите помощи у учителей: не только у меня, вашего учителя, но и у учителя вашего учителя и так далее, до самого Мастера Патанджали и тех, кто был ещё до него. Просите их прийти к вам своими невидимыми путями и помочь вам достигнуть истинного понимания. И они придут. —

Япомолчала, чтобы дать ему время продумать мои слова. Потом улыбнулась: — Вы ведь так и не задали свой первый вопрос…

-О, да, конечно, — спохватился он, выпрямляясь и расправляя плечи. — Мне непонятно то, что ты сказала… то есть, в прошлый раз…

Я снова улыбнулась. Интересно, сколько вопросов вызовет наш сегодняшний разговор?

-Я имею в виду… — продолжал он сбивчиво, — ну, хорошо — пускай высшая справедливость на самом деле существует. — Он развёл руками, будто пытаясь охватить не только старые глиняные стены тюрьмы, но всю вселенную. — Но тогда, поскольку спина у меня болела лет пять, не меньше, а причиной этому зёрна, которые заставляют меня так чувствовать…

-Так же, как вы видите перо, — показала я на зелёную палочку.

153

-Нуда, так же как перо… Короче, получается, что я должен был бить людей по спине тоже лет пять подряд, а я… — Он посмотрел на потолок, прикидывая. — А я ничего подобного не делал, по крайней мере, так долго. — Он снова задумался, должно быть, вспоминая годы, когда они с приставом очищали посёлок от бандитов. — Нет, точно, пять лет никак не набирается! Значит, с идеей семян что-тоне так.

-Понятно, — сказала я. — Итак, семена. Надо о них поговорить. Разберёмся, как они работают. Есть ряд законов, которые этим управляют — подобно законам природы, управляющим прорастанием простых семян. Вот ими сегодня давайте и займёмся. Мастер начинает с самого первого и главного закона. Он гласит:

Есть причина и следствие: Семена прорастают

Вприятные ощущения Или в мучительные

Взависимости от того, Сделали ли вы людям Добро или зло.

II.14

Таким образом, первый закон говорит как раз о том, о чём вы уже догадались — о том, что существует всеобщая справедливость. Так оно и есть: когда вы причиняете другому человеку вред, в вашем разуме откладывается зерно, которое позже прорастает и доставляет вам неприятности. И наоборот, если вы помогаете кому-то,то рано или поздно будете вознаграждены. И запомните: зёрна откладываются всегда, когда вычто-тоделаете и осознаёте это, даже если просто думаете о чёмнибудь, плохом или хорошем.

-Тут всё понятно, — сказал он нетерпеливо. — Очень привлекательный взгляд на мир: добро оборачивается добром, а зло — злом. Всеобщий закон, такой же чёткий, как законы механики. И эта идея насчёт отпечатывания в сознании того, что мы делаем и видим — просто замечательно! Уже она одна может заставить в это поверить. Но всё таки

-за что мне достались пять долгих лет боли?

-Давайте по порядку! — сказала я. — Итак, первый закон. Он никогда не нарушается: вы не можете ожидать, что плохой пос-

154

тупок приведёт к приятным последствиям, и наоборот. — Я помолчала, ожидая очевидного вопроса.

Комендант снова нахмурился и, помолчав, выпалил:

-Не понимаю! Сплошь и рядом бывает, что люди своими поступками как раз нарушают этот самый первый закон.

-Например?

Он поднял глаза к потолку.

-Ну… Это же очевидно. Примеров сколько угодно. Ну, скажем…

Допустим, ты выткала какой-нибудьсвой знаменитый коврик в тибетском стиле. Сидела три дня и выткала. Пристав понёс его на рынок, чтобы продать, и заломил вдвое против того, что ему предложили — само собой, так он всегда делает. Наплёл с три короба: мол, его сестра сидела три недели, чтобы сделать такой великолепный коврик, и он стоит на самом деле куда больше, а у сестры ребёнок — у тебя же есть собака, — короче, нужны деньги, иначе он умрёт с голоду… ну, и так далее.

-И что же дальше? — улыбнулась я.

-Ну, и, значит, его ложь срабатывает, и покупатель отсчитывает всю сумму. Что же мы имеем? Первое правило нарушено! Ложь приносит прямую выгоду. Или ты скажешь, что лишние деньги — это плохо? Думаю, пристав нашёл бы им весьма приятное применение. — Он серьёзно взглянул на меня, ожидая ответа.

-Опять мы отвлеклись от вашего первого вопроса, — рассмеялась я. — Ну, ладно… Итак, вот вам ответ. Ответ на вопрос, который волнует человечество с незапамятных времён: как может дурной поступок иметь результатом добро? Почему бесстыдная ложь часто приносит выгоду? Ответ таков: первый закон не нарушается никогда. В нашем случае лишние деньги имеют причиной доброе зерно, заложенное гораздо раньше — когда пристав, к примеру, проявил щедрость. На рынке это зерно проросло и заставило его разум увидеть в неких увесистых кругляшах серебряные монеты, полученные от покупателя за коврик. В то же самое время в сознании пристава возникли новые зёрна — отпечатки его лжи. Когда-нибудьони тоже прорастут, и тогда он, услышав некую совокупность звуков, воспримет её как ложь, адресованную ему самому.

Ивот что я скажу вам, уважаемый комендант, — я встала и выпрямилась во весь рост — также точно, как делала Катрин, когда хотела сообщить что-нибудьособо важное. — Ложь с целью получить лишние деньги — вовсе не причина их появления!

Комендант ошарашенно моргал несколько минут, прежде чем нашёлся, что сказать.

155

-Но это же невозможно… — пролепетал он. — Никак невозможно. Если ты права, то почти всё, что делают миллионы людей на протяжении своей жизни, приносит совсем не те результаты, на которые они рассчитывают! Так просто не может быть, это уж слишком. Не могут же все люди так ошибаться, ведь на этом основана вся наша жизнь, все наши поступки!

-Наверное… — тихо сказала я, глядя в окно. — Наверное, где-тоздесь и лежит разгадка — почему все мы в конце концов остаёмся ни с чем.

В тот день мы так и не добрались до первого вопроса коменданта, но, по крайней мере, выполнили все положенные позы и как следует посидели в тишине, забирая и отдавая. Закладывая настоящие зёрна. Настоящие причины.

156

studfiles.net